Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 64
поиск по сайту правообладателям
Защита населения от террористических воздействий (рис. 10) — одна из основных задач государства. Угрозы терроризма против мирного населения и меры противо действия. Международный и внутренний терроризм, стремительный рост которого приносит страдания и гибель большому количеству людей, представляет реальную угрозу. Организаторы террористических актов стремятся посеять страх среди населения, дестабилизировать обстановку, нанести ущерб государству, образовательным учреждениям, устранить конкурентов, затруднить работу правоохранительных органов. Довольно часты покушения с применением взрывных устройств против бизнесменов, государственных чиновников. В последние годы резко возросло количество крупномасштабных террористических актов против мирного населения (так, в апреле 1995 г. в Оклахома-Сити в США взрывом грузовика с 2 т аммонала и мазута уничтожено федеральное здание, при этом погибло 168 человек, включая 19 детей; 16 ноября 1996 г. в Каспийске в 2 часа ночи произошел взрыв девятиэтажного дома с семьями офицеров пограничников, погибло 52 человека; только в сентябре 1999 г. в Москве, Волгодонске и Буйнакске террористы взорвали четыре жилых дома — в итоге погибли 305 человек и более 1000 получили ранения). Меры по защите населения
Рис. 10. Защита населения от террористических воздействий К особо опасным угрозам террористического характера относятся: В России очаги напряженности как внутри страны, так и вблизи ее границ способствуют нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему уже сегодня необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия, нацеленная на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций, снижения масштаба бедствий для мирного населения. Прежде всего, необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий: Специальное внимание обращено на обучение всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов. Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях. На государственном уровне — в мирное и военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминогенной обстановке работа организуется представителями МЧС, МВД, ФСБ, Минобороны России. На региональном уровне — представителями региональных органов власти, МЧС, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов в период выполнения плановых задач. На местном уровне — представителями местных органов власти, МЧС, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, назначенных для очистки местности (объектов) от взрывоопасных предметов на данной территории в период выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок. Профилактический осмотр территорий и помещений. Профилактические меры по предупреждению террористических актов с помощью взрывов, поджогов предусматривают регулярный осмотр территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних взрывоопасных предметов. Такой осмотр должны проводить не менее двух человек (что пропустит один, может заметить другой). В то же время при досмотре нельзя скапливаться в большие группы. Не следует пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого взрывного устройства, а во избежание срабатывания устройства с взрывателем магнитного типа — не приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами. На открытой территории кроме специфических мест для каждого конкретного объекта в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, водосливные решетки и трубы, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, закрытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты. Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы, стены зданий. Перед осмотром необходимо иметь план помещения и, приступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.д. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание, если это по какой-либо причине затруднительно, то стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие взрывного устройства, следует открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны. Необходимо избегать непродуманных движений, особенно связанных с передвижением и открыванием дверей, нажатия выключателей и т.д. В помещениях особое внимание нужно обращать на подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства; проверить места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, в местах, где проходят силовые и коммуникационные линии. Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых навесить замки и опечатать их. Наибольшую опасность представляют отдельные помещения, места постоянного скопления людей: торговые залы, секретарские, курительные, туалетные комнаты, комнаты отдыха, залы ожидания; места, где находится особо ценное оборудование, лакокрасочные материалы, горючесмазочные материалы, другие легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов. Получив сообщения о заложенном взрывном устройстве, обнаружении предметов, вызывающих подозрение, необходимо немедленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД, при этом указать точный адрес и название организации, где обнаружено взрывное устройство, номер телефона. До прибытия сотрудников милиции следует принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 100 м. Эвакуировать из здания (помещения) персонал и посетителей на расстояние не менее 200 м. По прибытии специалистов действовать в соответствии с их указаниями. Категорически запрещается: На случаи нападения, пожара, обнаружения взрывной закладки должен быть план действий: все должны знать, кто в таких случаях является старшим (чьи распоряжения в критической ситуации не оспариваются). Как правило, подобные функции должен брать на себя руководитель объекта, отвечающий за его безопасность. Сотрудники службы безопасности обеспечивают согласованность действий и предупреждение паники. Все должны знать пути эвакуации людей, оборудования, ценностей. Должна предусматриваться последующая охрана их в месте сосредоточения на безопасном удалении. Должен быть определен порядок оповещения людей на объекте и органов власти. Телефоны аварийных служб должны находиться у дежурного, в службе охраны, у секретаря и сотрудников безопасности. Необходимо проводить обязательные учебные тренировки, так как они неизбежно выявят скрытые недостатки плана и позволят избежать их в реальной ситуации. В случае угрозы применения взрывного устройства при оповещении людей лучше указывать менее опасную, но достаточно правдоподобную версию, чтобы избежать излишней паники при эвакуации. Взрывоопасные предметы и взрывчатые вещества. Методы защиты от угроз терроризма и применения взрывных устройств должен знать любой рядовой сотрудник объектовой охраны и соответственно руководители подразделений безопасности, формирований гражданской обороны. Необходимо знать основные принципы устройства и действия, внешние признаки, возможные последствия применения взрывных устройств, последовательность действий при их обнаружении, чтобы эффектно локализовать угрозу, управлять ею и минимизировать возможные негативные последствия. Взрывоопасный предмет — устройство или вещество, способное при определенных условиях (наличие источника инициирования, возбуждения и т.п.) быстро выделять химическую, внутриядерную, электромагнитную, механическую и другие виды энергии. К основным видам взрывоопасных предметов относятся: авиационные бомбы (авиационные кассеты, бомбовые связки, зажигательные баки и др.); ракеты (ракетные боеголовки); снаряды систем залпового огня; выстрелы и снаряды полевой, самоходной, танковой и зенитной артиллерии; минометные выстрелы и мины; боеприпасы противотанковых ракетных комплексов и противотанковых гранатометов; патроны авиационных пулеметов, пушек и стрелкового оружия; гранаты; морские боеприпасы (снаряды боевой и корабельной артиллерии, торпеды, морские мины и пр.); инженерные боеприпасы; взрывчатые вещества; табельные самодельные и другие устройства, содержащие взрывчатые материалы; химические и специальные боеприпасы. Все взрывоопасные предметы подразделяются на четыре степени опасности. 1-я степень опасности: 3-я степень опасности: 4-я степень опасности: Все обнаруженные взрывоопасные предметы до диагностики относят к 3-й степени опасности. Внимание! Практически все взрывчатые вещества ядовиты, чувствительны к механическим воздействиям и нагреванию. Обращение с ними требует предельного внимания и осторожности! При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие. Кроме того, во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха, а также все типы взрывателей замедленного действия. Общие положения по работе с населением. В целях предупреждения проведения террористических актов изучите реальное состояние среды вашего систематического обитания, для чего потребуйте от ответственных лиц организовать обход с жильцами (работниками) дома вашего проживания (работы). Знание реального проектного состояния объектов вашего систематического обитания необходимо для предотвращения возможности проведения теракта. Изучите, какие помещения, узлы, агрегаты установлены (построены) в здании или вблизи его и по всему периметру, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Узнайте телефонные номера съемщиков и владельцев помещений и оборудования, вышестоящих организаций. Внимательно изучите подъезд и этаж обитания. Изберите старшего по дому, подъезду, этажу. Изучите места возможного заложения взрывных устройств, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей. Знайте в лицо работников коммунальной службы, обслуживающей ваш дом. Не оставляйте без внимания появление у дома и проявляющих к нему интерес посторонних лиц, их стремление обследовать, расспросить об укромных местах (подходящих для заложения взрывчатых веществ). Особое внимание следует обратить на постановку на стоянку возле дома незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов. При угрозе проведения теракта: Внимание! Держите включенной локальную (квартирную) систему оповещения и взаимной информации. Если вы обнаружили взрывоопасный предмет: Меры защиты при проведении террористических актов. Обучение населения является одним из важнейших мероприятий в системе противодействия терроризму. Настоящие рекомендации разработаны Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ по городу Москве и Московской области на основе анализа документальных материалов органов МВД и ФСБ России, связанных с расследованием преступлений, с учетом особенностей поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Ввиду возможного совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм (в дальнейшем объектов) перед их руководителями встают задачи как по обеспечению безопасности возглавляемых ими объектов, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера. Цель данных рекомендаций — помочь руководителям объектов правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений правоохранительными органами. С учетом особенностей объекта их руководителям надлежит совместно с правоохранительными органами (ФСБ и МВД России) в обязательном порядке разработать инструкции и планы действий на случай возникновения следующих чрезвычайных ситуаций. I . Обнаружение подозрительного предмета, могущего оказаться взрывным устройством. В последнее время на объектах участились случаи обнаружения таких предметов. Что предпринимать и как вести себя при их обнаружении? В качестве мер предупредительного характера рекомендуются: В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России. До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета. В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно имеющемуся плану. В соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников. Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации. Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных. Во всех случаях дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д. Еще раз напоминаем: не предпринимайте самостоятельно никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами — это может привести к многочисленным жертвам и разрушениям! II. Поступление угрозы по телефону. В настоящее время телефон является основным средством информацию о заложенных взрывных устройствах, захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы. Значительно помогут правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий по данным фактам: III. Поступление угрозы в письменной форме. Угрозы в письменной форме могут поступить к вам на объект как по почтовому каналу, так ив виде анонимных записок, надписей, информации на дискете и т.д. Обеспечьте четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами, изложенных в приложении 2. Примите меры к сохранности и своевременной передаче в правоохранительные органы полученных материалов. IV. Захват заложников. Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов. Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности. Захват всегда неожидан. Вместе с тем меры предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио-и видеозаписи, более тщательный подбор и проверка кадров, организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях) помогут снизить вероятность захвата людей на вашем объекте. При захвате людей в заложники необходимо: Комплекс организационно - профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений Общие положения. Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта. Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает: Руководитель образовательного учреждения является ответственным за состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Он координирует противодействие подразделений образовательного учреждения террористическим проявлениям, организует взаимодействие с территориальными органами МВД и ФСБ. Функции постоянно действующего органа управления в сфере антитеррористической деятельности выполняет антитеррористическая комиссия образовательного учреждения. Антитеррористическая комиссия образовательного учреждения назначается приказом руководителя образовательного учреждения. В состав комиссии включаются: проректор (заместитель директора) по безопасности (председатель комиссии), начальник штаба гражданской обороны, главный инженер, ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя образовательного учреждения. Один из членов комиссии назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации комиссии. Работа антитеррористической комиссии осуществляется на основании Положения об антитеррористической комиссии образовательного учреждения, которое утверждается руководителями образовательного учреждения и определяет функции и задачи комиссии. Антитеррористическая комиссия разрабатывает планы: работы антитеррористической комиссии, совместных с УВД организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений, проведения инструктажей и тренировок в сфере антитеррористической деятельности, другую планирующую и организационно-распорядительную документацию, контролирует выполнение организационно-профилактических мероприятий, выявляет нарушения в антитеррористической защищенности образовательного учреждения, проводит разъяснительную работу среди работников образовательного учреждения в сфере антитеррористической деятельности и готовит отчеты о проделанной работе. Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Заседание комиссии оформляется протоколом. Комиссия по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал, совместно с территориальными органами УВД, ФСБ, охраны проводит полное детальное обследование антитеррористической защищенности образовательного учреждения, оформляя результат актом. Инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям. Инструктаж проводится по следующей тематике: Инструктаж проводится членами антитеррористической комиссии образовательного учреждения совместно с территориальным органом УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации выполняются также основные мероприятия из представленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений. Инвентаризация основных и запасных входов-выходов. Для сосредоточения сил образовательного учреждения, территориальных органов УВД, охраны на контроль за несанкционированным проникновением посторонних лиц на территорию в служебные, технические помещения, учебные корпуса, общежития проводится инвентаризация основных и запасных входов-выходов образовательного учреждения. Инвентаризация проводится антитеррористической комиссией образовательного учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраны по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации обследуются все входы-выходы с целью определения минимального количества открытых входов-выходов, обеспечивающих бесперебойную работу и контроль доступа посторонних лиц. По результатам инвентаризации составляется акт, который утверждается руководителем. Остальные входы-выходы закрываются и опечатываются (пломбируются). Ключи от закрытых входов-выходов находятся в опечатанном виде у дежурных служб, определенных приказом руководителя, на случай эвакуации и чрезвычайных ситуаций. Проведение осмотров территории и помещений. Проведение осмотров территории и помещений образовательного учреждения осуществляется в целях: Осмотры проводятся либо только должностными лицами образовательного учреждения, либо совместно с территориальными органами УВД и охраны. Для организации осмотров приказом руководителя территория или отдельные участки, помещения, в том числе подвальные, чердачные, малоиспользуемые и т.д., системы жизнеобеспечения образовательного учреждения закрепляются за должностными лицами, эксплуатирующими их или в чьем ведении они находятся. Должностные лица, за которыми закреплена территория, помещения, проводят осмотр ежедневно. Результат осмотра фиксируется в Журнале проведения осмотров, находящемся у должностного лица, за которым закреплены территория и помещения образовательного учреждения. Осмотры территории и помещений сотрудниками охраны проводятся с периодичностью, указанной в табеле постам, и их результаты фиксируются в постовой ведомости. Выявленные нарушения немедленно докладываются в дежурную диспетчерскую службу. В журналах проведения осмотров указываются: конкретные проверенные участки территории или помещения, кто проводил осмотр и его роспись, в какое время проводился осмотр, выявленные недостатки и какие меры приняты для их устранения. Организация контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения. Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной образовательного учреждения, обеспечивающих пропуск автотранспорта на основании разрешительной документации и контроль за его размещением на территории образовательного учреждения. Разрешительная документация на право въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения (пропуска, списки, заявки и т.д.) и инструкции для контролеров КПП разрабатываются антитеррористической комиссией образовательного учреждения и утверждаются руководителем образовательного учреждения. Организация пропускного режима. Пропускной режим организуется для недопущения проникновения посторонних лиц на территорию, в служебные, учебные помещения, общежития, к системам жизнеобеспечения образовательного учреждения. Пропускной режим обеспечивается: Организация уборки территории и помещений образовательного учреждения. Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей. Урны и мусоросборные контейнеры устанавливаются на видных местах и опорожняются по мере заполнения. Информационное обеспечение в области антитеррористической деятельности. Под информационным обеспечением понимается звуковая и наглядная информация работников образовательного учреждения о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей. Звуковая информация передается по громкоговорящей связи дикторской или диспетчерской службой образовательного учреждения для всех категорий информируемых и по телефону дежурной службой образовательного учреждения для оповещения руководителей подразделений и других должностных лиц образовательного учреждения, находящихся вне зоны досягаемости громкоговорящей связи. Звуковая информация состоит: Наглядная информация — памятки для работников образовательного учреждения по антитеррористической деятельности, которые должны быть на рабочих местах, и стенды «Внимание: терроризм» в местах с массовым пребыванием людей. Проверка работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД. Дежурная служба образовательного учреждения проверяет работоспособность прямой телефонной связи с дежурной частью УВД, а также всех телефонов с АОН. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров территории и помещений образовательного учреждения. В случае выявления нарушений в работоспособности средств связи дежурная служба образовательного учреждения немедленно докладывает руководителю образовательного учреждения для принятия мер к их устранению. Плановые проверки работоспособности технических средств защиты. Проверку работоспособности технических средств защиты (механических, кодовых, электронных замков) выполняют должностные лица образовательного учреждения при плановых осмотрах территории и помещений. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров. О выявленных нарушениях в работоспособности технических средств защиты должностные лица докладывают руководителю образовательного учреждения для принятия мер к их устранению. Проведение тренировок по антитеррористической деятельности. Тренировки в сфере антитеррористической деятельности явлрот-ся итоговым этапом комплекса организационно-профилактических мероприятий по противодействию террористическим проявлениям на предприятии. В ходе тренировок проверяются и отрабатываются практические действия сотрудников и должностных лиц: В соответствии с этими мероприятиями проводятся следующие тренировки по действиям: Тренировки проводятся как независимо одна от другой, так и комплексно. При комплексной тренировке объединяется проведение тренировки 1 или 2 с тренировкой 3. К тренировкам 1, 2 и комплексным привлекается весь личный состав образовательного учреждения. Тренировки 1 — 3 проводятся из расчета по одной в год с каждым подразделением образовательного учреждения. Комплексные тренировки проводятся из расчета по одной в год для всего образовательного учреждения. Тренировки проводятся самостоятельно или совместно с территориальными органами УВД. Антитеррористическая комиссия образовательного учреждения разрабатывает план проведения тренировок и учебно-методические руководства по проведению тренировок, согласуя их при необходимости с территориальными органами УВД, и утверждает у руководителя образовательного учреждения. Руководство всеми тренировками возлагается на председателя антитеррористической комиссии образовательного учреждения, комплексными — на руководителя образовательного учреждения. Результаты тренировки отражаются в приказе «Об итогах проведения объектовой тренировки», по материалам которого с участвовавшими в ней работниками и должностными лицами образовательного учреждения проводится разбор их действий. Заключение
|