Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Социологическое исследование 6

 

             

Социологическое исследование 6

Содержание:

1. Введение 2

2. Виды социологического исследования 3

3. Программа социологического исследования 6

4. Пример социологического исследования 9

5. Список литературы 12

Введение.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (респондентов). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Социологическое исследование – один из основных способов развития социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определённых задачах. Всякое социологическое исследование является звеном, обеспечивающим преемственность социологического знания, элементом исследовательской программы, традиции или школы.

В конечном счете, любое с.и. движимо общественной потребностью в социальном знании, в социальной ориентации, оно отражает общественные интересы тех или иных классовых, социально-групповых и др. сил, направленных на утверждение или изменение взаимоотношений личности, социальных групп и общества. В этом отношении с.и. является составной частью научного и общественного прогресса, оно отражает мировоззрения социолога и обусловлено его общественной позицией.

С.и. является видом профессиональной деятельности людей, получивших специальную подготовку, владеющих методами и правилами исследовательской работы, обладающих моральными, а нередко и юридическими правами, предоставляемыми им обществом или признаваемыми как таковые. Моральные нормы и процедурные правила проведения с.о. устанавливаются и поддерживаются научным сообществом, здесь же и результаты исследования получают окончательную, итоговую оценку. С методологической точки зрения с.и. состоит в определении круга вопросов, подлежащих изучению; в отборе, поиске или разработке методов и процедур исследования.

Виды социологического исследования.

Арсенал методов социологии довольно обширен. Он включает в себя как общенаучные исследовательские методы, так и методы специально социологические. Это обстоятельство выдвигает ряд требований, соблюдать которые необходимо при обзоре методик. Первым непременным условием является набор таких методов, которые позволят собрать наибольший объём информации об объекте и предмете исследования. Чем объёмнее объект, скажем, какое-нибудь крупное социальное явление, тем обширнее должна быть информация и тем большее число респондентов она должна охватывать. Другим условием, определяющим выбор метода, является требование снижения уровня субъективности оценок. Поскольку все методы социологии субъективны в том смысле, что они связаны с информацией, полученной путём межличностного общения, минимизация субъективного содержания достигается использованием множества методов съема информации.

Эмпирическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы с.и., годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основании классификации.

А. Разведывательное , описательное и аналитическое исследование – в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий.

Б. Опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент – в зависимости от применяемого метода сбора данных.

Метод опроса.

Среди других методов занимает одно из ведущих мест. Это объясняется рядом его достоинств. Он позволяет одномоментно получить значительный объем информации. Сбор информации с помощью метода опроса удобен, не требует особых материальных и физических затрат. Опрос даже большого массива респондентов достаточно просто осуществить в техническом плане. Внимание к методу опроса определяется тем, что вербальная информация легко поддаётся обработке, легко регистрируется и носит универсальный характер.

Опрос как способ получения определённой информации был известен довольно давно. Есть сведения, что первые опросы проводились еще во времена средневековья. При въезде в город купцы и прочий люд должны были ответить на вопросы, которые с их слов заносились в специальные бумаги: о целях приезда, о состоянии товара, о предполагаемом месте расположения. Разновидности опросных документов в России были известны с гоголевских времен как подорожные.

В научной социологии под опросом понимают метод сбора первичной вербальной, т.е. осознанной в речи, информации, основанной на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и респондентом (опрашиваемом).

По способу получения информации опрос делится на анкетирование и интервьюирование . По технике действий – на почтовый и телефонный .

Анкетирование – письменный очный или заочный опрос, по преимуществу закрытого типа. Интервьюирование – устный, очный опрос, по преимуществу открытого типа. Данные анкетного опроса и интервью могут быть получены по телефону. В практике социологических исследований проводится и почтовое анкетирование. В последнее время в связи с появлением новых технических возможностей для получения информации используется Интернет.

Документальный метод .

К числу других, часто применяемых в социологии методов, относится анализ документации.

Документом в конкретном с.и. можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, а также на аудиовизуальных носителях (магнитная лента, киноплёнка, Интернет).

Среди исследовательских методов социологии анализ документации используется традиционно. При описании проблемной ситуации, определении объекта и предмета исследования данный метод является ведущим.

В современной социологии документальный метод занимает значительное место. Это связано с тем, что несмотря на сложность поиска документов, их систематизации, полученный материал дает возможность собрать документально подтвержденную информацию, достаточно удобную для анализа. Не последнюю роль играет и то обстоятельство, что в нашей стране сложилась довольно разветвленная система сбора и хранения документов.

Метод наблюдения .

Среди других социологических методов сбора социальной информации метод наблюдения выделяется рядом особенностей, которые позволяют предопределить рамки его применения. С помощью этого метода изучается процесс социального взаимовлияния людей, воздействие на аудиторию различных форм пропаганды, искусства, средств массовой коммуникации. Метод наблюдения является ведущим при исследовании личности, поведения человека, его манер, форм общения с людьми.

Метод наблюдения в социологии применяется как в целях получения общего научного представления о социальной обстановке, о социальном климате в изучаемом социуме, так и в целях регистрации и анализа отдельных социальных явлений. Сущность этого метода заключается в том, что исследователь получает информацию и материал, для дальнейшего анализа путем непосредственного восприятия наблюдаемых явлений и поведения индивидов – носителей социальной информации.

Наблюдение бывает:

· Несистематическое (эпизодическое). Когда этот метод сбора информации выступает в качестве дополнительного.

· Систематическое . Оно проводится в течение длительного периода или в периодически промежутки времени.

· Невключенное – наблюдение со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником деятельности наблюдаемой группы, а группа, как правило знает о проводимом эксперименте.

· Включенное. Когда исследователь находится внутри изучаемой группы, а группа может знать или не знать о проводимом исследовании. В таком случае исследователь берет на себя роль члена исследуемой группы. В зависимости от того известна его позиция исследуемым или нет, наблюдение считается открытым, или проводимым инкогнито.

Эксперимент.

Это такой метод исследования, в процессе которого мы создаем или изыскиваем условия, необходимые или достаточные для проявления или измерения интересующей связи явлений.

Именно это обстоятельство «создания» или «изыскивания» обстоятельств для исследования делает метод эксперимента очень редко применяемым в социологической практике. А между тем экспериментальный метод – достаточно продуктивный и эффективный способ получения достоверной информации.

Эксперимент бывает:

· Естественный (в «живых» условиях).

· Лабораторный (непосредственно в лаборатории).

В. Точечное и повторное – в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике.

Точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Полученная таким образом информация не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят:

· Лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц;

· Когортные – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени (цель: анализ изменения в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);

· Трендовые – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель: установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример: переписи населения);

· Панельные – исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель: анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).

Панель – совокупность одних и тех же респондентов, опрошенных в базовом и повторном исследовании. В повторном исследовании это будут люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель – совокупность респондентов, подобранная так, что по основным параметрам (возраст, образование, профессия) она напоминает базовую, но это не одни и те же люди.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в 2,3 и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как различна скорость протекания самих социальных процессов.

Г. Социометрическое – исследование, при котором изучается специфические стороны поведения личности, ее социальные ориентации, симпатии и антипатии. Этот метод выступает ведущим при изучении межличностных отношений в коллективе и анализе социально-психологического климата в нем. Он позволяет проникать внутрь социально-психологических взаимоотношений индивидов, личности и коллектива.

Программа социологического исследования.

С.и начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, поведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. На вопрос, как получены данные отвечает ТЕХНОЛОГИЯ (методика и методы) сбора данных, а сами данные являются результатом исследовательского поиска и ответ на вопрос, что получено в исследовании. СТРАТЕГИЯ эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входят научный отчет, в котором описаны итоги.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – ПРОГРАММЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Она не является ни началом, ни концом исследования, т.к. постоянно находится в стадии доработки.

Основные этапы составления программы социологического исследования:

1. Формулировка проблемы;

2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования;

3. Логический анализ основных понятий;

4. Выдвижение гипотез;

5. Определение выборочной совокупности;

6. Составление инструментария;

7. Полевое обследование;

8. Обработка и интерпретация полученных данных;

9. Подготовка научного отчета.

Формулировка проблемы. Проведение исследования и составление программы начинается с правильной постановки проблемы. Социальная проблема – существующее в своей реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная проблема по ходу исследования постоянно сужается и к моменту «выхода в поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы.

Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования усложняет инструментарий и делает его слишком громоздким, что в свою очередь снижает качество собираемой информации и оперативность исследования.

Определение цели, задач, объекта и предмета исследования . Задачи и цели исследования могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

Объект исследования это :

- носитель той или иной социальной проблемы;

- люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.

Чаще всего объектом выступает социальная группа.

Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Логический анализ основных понятий . Это логическое структурирование основных понятий, определяющих предмет исследования. Он предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе – уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Результатом подобной процедуры является ТМПИ (теоретическая модель предмета исследования).

Выдвижение гипотез. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Они должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования.

Определение выборочной совокупности . Выборочная совокупность представляет собой уменьшенную копию объекта исследования и задается им самим. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной , а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально – демографическим признакам структуру изучаемого объекта.

Эта операция носит название выборка. В программе исследования тщательно описывается проект выборки, который в последствии может уточняться.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, что бы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).

В методическую часть программы социологического исследования включаются также характеристика методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); логическая структура применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного инструмента. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие диапазон и глубину анализа данных.

Когда мы приступаем к построению программы социологического исследования, то самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является, пожалуй, создание ТМПИ.

ТМПИ – представляющая внутри себя единое логическое целое совокупность абстрактных объектов, которые описывают проблемное поле, попавшее в сферу вашего теоретического интереса.

ТМПИ – основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации.

Теоретическая модель связывает в единое целое:

· Одни понятия с другими;

· Одни факты с другими;

· Факты и понятия между собой.

Прежде всего, она включает в себя абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. Итак, центральным моментом разработки является создание теоретической модели.

Приведем конкретный пример социального исследования, как диагностики и практики.

Американский центр выборочных исследований под руководством Ф. Манна провел социологическое исследование на 6 заводах и в центральном офисе крупной фирмы. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персонала с целью получить точное описание того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий.

В данном случае цели определялись сотрудниками центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После чего ученые скорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзами.

В конечном счете, выяснилось, что цели – это то, что интересует каждую из сторон. Компанию интересовало улучшение психологического климата и морали работников, изменения установок людей и их отношения к работе. Профсоюз хотел получить комплекс практических мероприятий, улучшающих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие переменные, как контроль, коммуникация, эффективность, координация, процесс устаревания технологии, склонность к риску, удовлетворенность и организационные изменения. В процессе долгих согласований были выработаны взаимоприемлемые цели.

Исследование включало несколько фаз.

На первой создали специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в его полезности. Оказывается, что научные данные могут быть по достоинству оценены компанией только в том случае, если лица, занимающие в компании ключевые посты, будут включены в разработку процедуры исследования в той мере, в которой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить, а затем в ходе интервью с персоналом на самых разных уровнях управления он был дополнен и расширен. Активное участие в обсуждении принимали профсоюзы. Ученые перевели идеи и предложения опрошенных работников на язык социально – психологических переменных.

Вторая стадия . Обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений с персоналом, ученые составили вопросник и схему основного интервью. Включаемые сюда вопросы просматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Одобрение инструментария и его совместная разработка существенно снизили психологическое сопротивление менеджмента на стадии обсуждения различных результатов. В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциальности ответов респондентов.

Третья фаза – заключительный этап диагноза. Он не завершается анализом процентных распределений. Сбор и анализ данных проводились по стандартным правилам, принятым в социологии. Специфику представляет процедура интерпретации данных. Поскольку они ориентированы на достижение практического эффекта, процедура интерпретации данных и анализу выявленных проблем является решающим фактором, поскольку предполагается, что результаты исследования будут использованы именно в этой организации. Желательно, что бы дискуссию вел руководитель отдела компании. Он нацеливает персонал на практическое использование результатов и участие в принятии решений.

Т.о., устанавливается активная обратная связь ученых с персоналом, которая служит гарантией успеха дела. Обсуждение выявленных учеными проблем стимулировало участников конференции поставить новые вопросы, которые, которые прежде выпали из поля зрения. Работники обвинили менеджеров в том, что они недостаточно делегируют свои полномочия подчиненным, а те, в свою очередь, указали на недостаточно высокую квалификацию.

Список литературы:

1. А.Л. Маршак «Социология» 2002, 317 стр.

2. А.И. Кравченко «Социология в вопросах и ответах» 2003, 354 стр.

3. А.Н. Елсукова «Социология», 2001, 521 стр