Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Благотворительность,меценатство и земство 19-20 веков

 

             

Благотворительность,меценатство и земство 19-20 веков

Волгоградский Государственный Медицинский Университет

СРС на тему: «Благотворительность, меценатство и земство XIX – XX в.»

Выполнила: студентка 2 курса

факультета социальной работы

и клинической психологии

Сазонова Екатерина

проверил: Чумаков В. И.

Волгоград 2010

Введение.

"Благотворительность - вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают", - писал В.О. Ключевский в своем очерке "Добрые люди Древней Руси".

В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официаль­ной отмены крепостного права происходит реорганизация ад­министративной системы и государственного управления. Ес­тественно, изменяется и управление общественным призрени­ем. В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность, и общественное призрение). Но еще до его открытия пореформенная система помощи и поддер­жки претерпевает существенные изменения.

Функция наблюдения за общественным призрением остает­ся за Министерством внутренних дел, хотя в большинстве губер­ний надзор за ним осуществляли земские и городские учрежде­ния, ставшие правопреемниками приказов общественного при­зрения на местах. В Архангельской, Виленской, Гродненской и некоторых других губерниях приказы продолжали функци­онировать, так как там еще не было земских учреждений. Зем­ские и городские учреждения, ведающие помощью и поддерж­кой на местах, характерны для центральной части Российской империи. На юге же России, в Сибири, на Кавказе, на западных землях была своя административная система управления обще­ственным призрением.

Благотворительность

Основными направлениями в благотворительности в России являлись: правительственная; церковная; земская; общественная; частная. Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в отдельных регионах. Все благотворительные заведения по своему назначению разделялись на шесть типов:

1) Призрения (детей и взрослых);

2) Дешевого и бесплатного проживания;

3) Дешевого и бесплатного пропитания;

4) Трудовой помощи;

5) Лечебной помощи.

Одной из наиболее распространенных форм благотворительности в России являлось призрение. Сюда относилось около 54,6% всех благотворительных заведений империи. Заведения, относившиеся к этой группе делились на 2 категории:

а) для призрения и воспитания детей;

б) для призрения взрослых.

Большая часть благотворительных заведений для детей состояла в ведении частных лиц и благотворительных обществ.

Благотворительные общества и учреждений распределялись также по определенным ведомствам: Министерства Внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства путей сообщения, Морского министерства, Министерства земли и государственного имущества, Министерства Императорского Двора, Ведомства учреждений императрицы Марии, Ведомства духовного и др. В России в XIXв. существовала достаточно развитая система социального призрения, которая базировалась, в основном, на частной и общественной благотворительности. Вместе с тем, в масштабах России существовали предусмотренные законодательством такие крупные благотворительные ведомства и общества, как Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Российское Общество Красного Креста, Попечительство о народной трезвости и др., оказывавшие свое воздействие на развитие благотворительного движения не только в центре, но и в российской провинции, в различных губерниях. Те основы и принципы общественного призрения и благотворительности, которые нашли свое отражение в своде законов Российской империи, получили свое преломление в практической деятельности различных благотворительных обществ и учреждений, как в центре, так и на местах.

Набирает силу частная общественная благотворитель­ность. Ее представители занимаются различными видами по­мощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусст­ва и культуры. В 1909 г. происходит объединение отдельных благотворителей и благотворительных обществ во Всероссийс­кий союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Цель этого Общества четко выражена С. К. Гогелем на открытии Союза: «Оно в сущности имеет в виду посвятить свои труды даже не столько русским нуждающимся вообще, сколько самой русской благотворительности; она то и является его главным и даже единственным клиентом, так как Союз направит свою деятельность на упорядочение и объедине­ние благотворительной деятельности во всей России. Такова высшая цель нового Общества».

Структурируются не только административная и финансовая системы помощи и поддержки, выявляются новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения: сироты, не­законнорожденные младенцы, нуждающиеся в общем и в амбу­латорном лечении, прокаженные, хронические больные, ума­лишенные, увечные, престарелые, безработные, нищие, семьи нижних чинов, призванных на действительную службу.

Однако практика вносила свои коррективы в деятельность общественного призрения, которое, согласно Врачебному Уста­ву, касалось рожениц, временно беспризорных малолетних, лиц, «укушенных бешеными животнами», алкоголиков. В за­висимости от местных условий призрение групп вышеназван­ных клиентов могло либо сужаться, либо дополняться другими категориями. По данному вопросу не было единого мнения. Так, Калужское губернское земство наряду с установленными группами считало необходимым призревать детей арестантов и ссыльных, детей эпилептиков, лиц, отбывших сроки наказа­ния, нищих и бродяг, а Московское — душевнобольных. Киев­ские и Смоленские губернские земства были против обязатель­ного призрения. Подход, который сложился как в реальной практике, так и в законодательстве, вызвал необходимость разъяснений Правительствующим Сенатом по вопросам о бед­ных: «...призрение бедных должно считаться не обязанностью, а правом земских и городских учреждений». Такой подход при­вел к тому, что земские учреждения в 1906 г. из 132 761 000 р. тратили на общественное призрение 7 055 400 р., волостные и крестьянские учреждения 1 391 600 р. (из общей суммы 78 487 000 р.), а в городских учреждениях половина русских городов тратила не свыше 300 р., и лишь по 142 городам она составила 3 000 р.

В пореформенный период в губерниях общественное призре­ние представлено в двух своих основных формах: старых — приказах общественного призрения, и новых — земских учреж­дениях. По сути дела, в губерниях сложилась двойная система управления общественным призрением.

В практике крестьянского призрения преобладали следую­щие виды общественной помощи. Наиболее распространенный — поочередное кормление по домам. Сельские сходы обеспечи­вали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магази­нов. Наряду с этим существовали денежные пособия, хотя и не­значительные (в каждых губерниях они имели различные раз­меры). Так, в Астраханской губернии пособия составляли 5 р. в месяц, в Саратовской — 2 р. Наиболее архаичной, но достаточ­но распространенной как форма мирского призрения являлась милостыня. К сожалению, заведений помощи на территориях было недостаточно, так как отпускались малые финансовые средства. К тому же «дряхлые и бедные старики» предпочита­ли побираться, чем жить не на свободе.

Что касается детей, то здесь дело поставлено лучше: органи­зовывались ясли-приюты, чтобы дети не отвлекали родителей в трудовой период. Это хорошо осознавалось не только отдель­ными благотворителями, но и сельскими сходами, которые ча­сто помогали данным заведениям. Помощь могла осуществ­ляться разная. Например, в Таганрогском округе крестьяне обеспечивали ясли-приюты отоплением и овощами, в Гроднен­ской губернии — дровами, овощами и лошадьми, в с. Гуйвы крестьяне жертвовали хлеб, воз соломы, яйца, молоко, сало, картофель (в некоторых случаях отпускались определенные суммы). Таким образом, основными формами общественного призрения в сельской местности являлись: натуральные посо­бия (хлеб, соль, зерно); общинное или родственное призрение; добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милосты­ня); помещение за счет общества в учреждения призрения; ос-вобождение от платежей, распределение их на общество; по­мощь в полевых работах.

Городская система помощи в пореформенный период приоб­ретает новые черты. Освобожденное крестьянство подается в города, чтобы получить работу, намечаются тенденции к росту промышленного капитала. Все это приводит к тому, что с обра­зованием нового социально-экономического пространства ста­новится все больше городов, в частности промышленных. К примеру, население таких крупных городов, как Санкт-Петер­бург и Москва увеличилось в четыре раза, Киев и Рига — почти в восемь раз. Однако урбанизация несла в себе не только пози­тивное, но и негативное начало, поскольку возникали опреде­ленные социальные проблемы (высокая плата за жилье, безра­ботица, что не могло не отразиться на малоимущих и бедней­ших слоях населения). К тому же намечается рост различных форм социальной патологии: профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность.

В основе деятельности Московского городского попечительства о бедных лежали сле­дующие задачи: предупреждение бедности, призрение бедных, защита детей и взрослых. Намечались и определенные направ­ления помощи нуждающимся:

юридическая и медицинская помощь;

устройство санаторий;

устройство бюро для приискания работы;

трудовая помощь (организация работ, артелей, мастерских, снабжение необходимыми инструментами);

содействие профессиональному обучению;

устройство чтений, библиотек;

устройство попечительских лавок и обществ;

хлопоты по освобождению нуждающихся от разных денеж­ных повинностей и расходов (плата за учение, лечение в боль­ницах и др.);

содействие и помощь всяким организациям, работающим в этой же области;

собирание и разбор статистических данных и специальные исследования для наилучшей организации борьбы с бедностью;

наблюдение, изучение и забота об улучшении санитарных условий.

Нельзя говорить о какой-то единой схеме общественного при­зрения, так как его особая часть связана с городским самоуправ­лением и частной инициативой. Однако можно выделить общие черты в призрении «городских обывателей»: раздача денежных пособий, плата за лечение, деятельность по локализации про­блем социальной патологии, призрение детства.

Показательна в этом отношении инициатива домов трудолю­бия в Кронштадте. Хотя Кронштадт — портовый город, пробле­ма безработицы там стояла достаточно остро, ибо всем желаю­щим предоставить работу не было возможности (следовательно, безработные пополняли ряды профессиональных нищих). В целях ликвидации последствий безработицы о. Иоанн Кронштадтский организовал программу устройства домов трудолю­бия. Они охватывали различные сферы деятельности — от пре­доставления работы нуждающимся до создания сети вокруг этого учреждения институтов призрения (сиротских домов, столовых, убежищ, дешевых квартир).

Новый этап церковно-приходского призрения (по Е. Макси­мову) связан с таким основным противоречием, когда церковь стремилась самостоятельно управлять своими капиталами, но не могла обойтись без добровольной деятельности прихожан в деле помощи и поддержки. Именно за счет их пожертвований и составлялись основные благотворительные капиталы и накоп­ления на нужды церкви. Сбор пожертвований с прихожан осу­ществлялся в пользу церкви и причта, школ и благотворитель­ных учреждений (существовал и специальный сбор в случае не­обходимости).

Приходская благотворительность осуществлялась в следую­щих основных формах: материальная и медицинская помощь; помощь просветительской деятельности. Материальная по­мощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», про­дуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов. Меди­цинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным.

Особое Совещание обсуждало вопросы обязательного призре­ния в России. К нему относились лица «находящиеся в состоя­нии крайней нужды и не могущие собственными силами, помо­щью родственников или из иных источников поддерживать свое существование:

— дети разных категорий, находящиеся в беспомощном по­ложении;

— калеки и престарелые, нетрудоспособные;

— хронические больные».

Новый импульс получает система общественных благотвори­тельных организаций. На рубеже веков все чаще встает вопрос о профессиональной деятельности в благотворительных органи­зациях, о работе профессионалов в области общественного при­зрения. При благотворительных обществах создаются различ­ные курсы (от нескольких месяцев до года), где проходят обу­чение работающие в данных организациях. Таким образом, на рубеже веков Россия вплотную подошла к практическому офор­млению профессиональной деятельности в области обществен­ного призрения с системой институтов помощи, программами профессиональной подготовки, что ставило ее в один ряд с та­кими европейскими государствами, как Англия, Франция, Гер­мания, Бельгия, скандинавские страны и др. И тем не менее система общественного призрения на рубежа веков, несмотря на определенные позитивные шаги в своем развитии, так и не смог­ла решить проблемы профессионального нищенства, детской безнадзорности, различных форм социальной патологии — про­ституции, алкоголизма, суицида. Неэффективно решались во­просы и в области законодательства и общественного призре­ния.

В начале XX в. вопрос о государственном призрении и его соотношении с частной благотворительностью получает новый импульс, что связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями обществен­ного призрения. Таким главным противоречием стала законо­дательная система, регламентирующая деятельность обще­ственной помощи частными и государственными организаци­ями. Законодательные акты Екатерины II, служившие основой Устава общественного призрения, не соответствовали новым условиям. В начале XX в. изменилась структура общественной помощи, появились новые клиенты, требующие поддержки и защиты, новые формы попечения. Многие прежние виды под­держки, включенные в разряд общественного призрения, полу­чили самостоятельную область существования (медицина и об­разование). Комиссия К. К. Грота, сформированная в конце XIX в. для пересмотра действующего законодательства, не смогла решить поставленные задачи. Еще длительное время они были предметом дискуссий и в XX в., вплоть до созыва I съезда деятелей общественной благотворительности в 1910 г.

Земство

Земства (земские учреждения) - выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914--1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Помимо земских и городских учреждений, на местах суще­ствовало церковно-приходское призрение, на которое земс­кие собрания после отмены приказов возложили обязаннос­ти по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях. Не­смотря на то, что к 1861 г. их стало более чем 8000, в центре их внимания были прежде всего проблемы церкви и причт, «нежели помощь бедным». Таким образом, процесс формиро­вания новой системы помощи и поддержки в период разруше­ния старой системы развертывается по той же схеме, что и в период петровских реформ, но эта модель характерна только для земства.

Дальнейшее развитие получают и учреждения, «управляе­мые на особых основаниях» (их деятельность регламентирова­на и узаконена). К ним относятся: Императорское Человеколю-бивое^Общество, Попечительство о трудовой помощи, Ведом­ство учреждений Императрицы Марии (включает в себя Попе­чительство Государыни Императрицы Марии о глухонемых и Попечительство Императрицы Марии Александровны о сле­пых, Российское общество Красного Креста, Александровский Комитет о раненых). В 1913 г. к особым учреждениям добавля­ется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным рас­пространять знания по уходу за младенцами и бороться с детс­кой смертностью. В том же году в целях призрения сельских сирот учреждается Романовский Комитет.

Сравнивая приказную и земскую системы призрения, мож­но отметить, что последние более мобильны и имели разветвлен­ную сеть услуг. По последним данным, за тридцать лет земское управление общественным призрением по сравнению с приказ­ным оказалось прогрессивнее и предпочтительнее. В 90-х гг. оно в 1,5 раза превосходило по количеству учреждений всю приказ­ную дореформенную систему общественного призрения во всех 55 губерниях.

Земские учреждения брали на себя призрение незаконнорож­денных детей, подкидышей. Здесь не существовало какой-то единой системы, однако можно выделить основные тенденции данной группы призреваемых. Во многих губерниях патронаж осуществляли земские врачи, учителя и священники совмест­но с полицией. Формы призрения могли быть различными. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патронажа: кор­мление на дому матерью; отдача на вскармливание; воспитание; обучение мастерству; содержание в семье школьников; отдача в услужение на началах семейного призрения. Более распрост­раненной формой было призрение за счет благотворительных обществ.

Призрение и воспитание детей не ограничивается лишь орга­низацией учреждений такого вида. Безнадзорность детей, име­ющих родителей, которые в силу производственных или иных забот вынуждены оставлять их одних, вызывала к жизни такие формы призрения, как «бесплатные колыбельни», дневные убе­жища, ясли. В Суджанском земстве призрение детей в яслях осу­ществлялось по следующей схеме: селения, где насчитывалось в одном 304, а в другом 204 ребенка, разбили на участки. На каж­дый приходилось не более 18 детей (там была воспитательница с помощницей). Для взрослых детей открывались ремесленные классы, для детей «заброшенных и преступных» — земледель­ческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.

Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, предоставляю­щих различные виды помощи, но и при выдаче пособий созда­вались специальные фонды отдельно для ремесленников, «дряхлых и больных», «бедных женщин», «учителям и учи­тельницам» (из общей массы нуждающихся выделялись про­фессиональные нищие).

Земские учреждения вели не менее важную работу по профи­лактике обнищания. С этой целью были созданы ссудно-благо-творительные капиталы, эмеритальные кассы. Их средства на­правлялись на поддержку переселенцев, на ремонт и построй­ку квартир, домов. Благотворительные капиталы создавались для уплаты налогов недоимщиков, дабы предупредиить их ра­зорение. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим (что особенно важно было для сельских учителей), а также в случае смерти служащего оказывали материальную помощь его семье, детям.

Кроме того, земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождество, Пасха), вноси­ли плату за обучение учащихся в мужских и женских гимнази­ях. В одних случаях использовались традиционные кружечные сборы. Они находились не в церковном ведении, а в земском, ко­торое и распоряжалось этими суммами. Так, в Екатеринаслав-ской губернии земская управа выделила на пожертвования 11 085 р., в Смоленской выдавали ссуды на продовольствие от 100 р. и более на уезд, бедным за малую плату или совершенно бесплатно предоставлялась возможность пользоваться больни­цами. Лица, которые не были приписаны ни к каким обще­ствам, также призревались, в одних случаях земством, в других — правительством. В Костромской, Воронежской, Рязанской губерниях такие клиенты получали пособия в размере 36 р. в год. От государства пособия получали лишь ссыльно-поселен-цы и политические ссыльные (в губерниях Иркутской и Енисей­ской).

Помимо призрения, воспитания и организации превентив­ных мер против обнищания, земства занимались общественны­ми работами. Условно в деятельности земской помощи в виде общественных работ можно выделить два этапа:

1) первое десятилетие после отмены крепостного права;

2) с начала XX в.

Земские общественные работы на первом этапе связаны со строительством железной дороги в 1868 г., а также с работами по ирригации полей и лесонасаждениям (особенно в неурожай­ный 1873 г.). Однако у правительства сложилось недоверчивое отношение к данной деятельности (поэтому она ограничива­лась). К активным общественным работам земства возвращают­ся после 1900 г., когда по новому законодательству на них ле­жит ответственность за улучшение экономического состояния местных жителей. Это приводит к тому, что трудовая помощь становится частью земской «социальной деятельности». Она планируется и на нее отпускаются из местных нужд определен­ные средства. Если в 1905-1906 гг. земствами и городами было отпущено на общественные работы 2 120 622 р., то в 1906-1907 гг. уже 6 202 750 р.

Среди различных земских источников финансирования об­щественного призрения можно выделить такие: начеты и взыс­кания, капиталы особого назначения, судебные сборы, иные поступления. Главным являлось обложение недвижимого иму­щества. К 1906 г. оно составляло 71,9% от всего дохода. В свя­зи с тем, что оценку недвижимости Министерство внутренних дел и Министерство финансов только разрабатывали, было при­нято решение о том, что земские сборы с недвижимости не дол­жны превышать 3%. Тем самым жесткое фиксирование не да­вало возможности увеличения земских сборов на общественное призрение.

Меценатство

Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства.

Москва - не только сердце России, но и один из величайших культурных центров нашей страны, Европы и всего мира. Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Театральный музей имени А.М. Бахрушина, легендарный МХАТ, Российская Государственная библиотека (бывшая Библиотека имени В.И. Ленина) - всеми этими жемчужинами культуры мы обязаны собирателям, коллекционерам и покровителям искусства - московским меценатам, тем, кто помогал развитию отечественной культуры своими деньгами. Купцы и фабриканты, люди, столь разные по своему характеру, вкладывая средства в «предприятие», не приносящее осязаемой прибыли и не дающее финансовой выгоды, видели в этом свой гражданский долг. Благотворительность была уже для них если не основной, то очень важной частью жизни и реальным материальным воплощением патриотизма.

Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство». На историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов.

Винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников - первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Другой московский предприниматель, пайщик текстильных мануфактур и пивоваренного общества К.Т. Солдатенков посвятил себя изданию книг, которые не могли рассчитывать на коммерческий успех, но были поистине неоценимы для науки, культуры и образования. Будучи старовером и не имея должного образования, он тем не менее выпустил около 200 названий изданий, популяризируя работы выдающихся деятелей и писателей того времени, таких, как Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, А. Фет, Я. Полонский.

Он издавал переводные научные работы с французского языка, литературную классику - Гомера, Шекспира. Козьма Терентьевич был страстным библиофилом. Книги его библиотеки, которая насчитывала свыше 20 тыс. экземпляров, теперь находятся в Российской Государственной библиотеке. Солдатенков собрал в своей коллекции свыше двухсот произведений русского изобразительного искусства, его частная галерея, находящаяся в стенах его особняка на Мясницкой улице, была доступна с разрешения хозяина. Он помог деньгами при создании Московского Публичного и Румянцевского музеев, впоследствии ежегодно поддерживая их. Часть своего собрания икон, имеющего значительную ценность, он завещал Покровскому собору Рогожкой церкви.

Мы обязаны Солдатенкову и крупнейшей больницей Москвы, получившей впоследствии имя С.П. Боткина. Он жертвовал деньги не только на культуру, но и на образование, и общественные нужды.

Крупнейшим книгоиздателем был также И.Д. Сытин. Иван Дмитриевич Сытин совмещал свою предпринимательскую деятельность с меценатской. В отрочестве он едва осилил три класса, работал у дяди, державшего в Нижнем Новгороде меховую торговлю, затем служил в Москве у купца Шарапова, державшего магазин религиозной литературы. Когда стал работать у него камердинером, увидел в покоях хозяина домашнюю библиотеку. С тех пор он стал читать взахлеб. Его собственное дело - товарищество «И.Д. Сытин и Ко» - началось с маленькой литографии, выпускающей лубки, сонники, которые разносили коробейники по деревням. Затем, по совету академика живописи Михаила Боткина, он взялся за издание копий картин популярных художников. Вскоре он познакомился с близким другом Л. Толстого - В.Г. Чертковым. Их встреча заложила основу издательства «Посредник», которое стало выпускать большими тиражами дешевые издания и общедоступные учебники. За 15 лет в свет были выпущены также собрания сочинений Пушкина, Крылова, Гоголя, Толстого, народные былины, стихотворения Кольцова, богато иллюстрированные сказки и научно-популярная литература для детей. Иван Дмитриевич работал одно время с Л.Н. Толстым.

Сытин издавал газету «Русское слово». Особой статьей стал выпуск Сытиным календарей, они отличались высоким качеством, были красочными, в них впервые появились статьи по разным отраслям знаний.

15 октября 1841 года родился Савва Иванович Мамонтов. В семье было семеро детей, но именно Савве суждено было стать знаменитым промышленником и меценатом.

Главным в жизни Саввы Ивановича Мамонтова было искусство. "Надо приучить глаза народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах", - говорил Мамонтов. Двери его московского дома и двери его имения Абрамцево были широко открыты для людей, по-настоящему одаренных. Савва Иванович хорошо чувствовал талантливых людей. Он материально поддержал в трудную минуту и помог развить творчество Федора Ивановича Шаляпина, Михаила Александровича Врубеля, Виктора Васнецова, Константина Коровина и многих других. Поэтому Савву называют благородным словом меценат - покровитель.

В 1862 году родился Савва Тимофеевич Морозов. Известный меценат и общественный деятель.

Савва Морозов происходил из богатого купеческого старообрядческого рода, он был внуком основателя морозовской династии - Саввы Васильевича. Из двух с половиной десятков богатейших купеческих семей Москвы семь носили фамилию Морозовы, а «Т-во Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и Ко» входило в тройку самых прибыльных производств России. Савва Тимофеевич учился на физико-математическом факультете Московского университета, серьезно изучал философию, посещал лекции В.О. Ключевского. Продолжил образование в Англии, изучая химию в Кембридже, работал над диссертацией. Но после морозовской стачки и болезни отца вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами. Успешно ворочая семейными капиталами, ведя строгий учет каждому целковому, он, тем не менее, давал деньги на издание книг, жертвовал Красному Кресту, но главный его подвиг - финансирование МХАТа.

Список литературы:

· Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —256 с.

· Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной работы: учебно-методический комплекс / Ю.И. Венгер. – Витебск: Издательство УО «ВГУ
им. П.М. Машерова», 2008. – 195 с.

· Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

Заключение

Благотворительная деятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, - всех тех сфер, которые способствовали процветанию Отечества и развитию прогресса. Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в будущем.

Именно благодаря постоянной заботе этих людей об общественном презрении и культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи, в которых были собраны уникальные коллекции, открыты великие имена, навеки прославившие Россию.

По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивалась отечественная наука, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить реформу всего театрального дела.

Характеризуя “золотой век” меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).

Меценатство в России в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества. Оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого отношения к коммерции. Число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, альтруизм благотворителей, высокая степень личного участия отечественных меценатов в преобразованиях удивляют и восхищают. Их личные качества, интересы и духовные потребности, уровень образования, воспитания говорят о том, что перед нами подлинные интеллигенты.