Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Функции и роль семьи в
современном российском обществе
по курсу «Социальная этнография и демография» Выполнила: Проверила: к.г.н., доцент Плющ И.В. Красноярск 2010 Содержание
Введение…………………………………………………………….3 1. Современная семья………………………………………………4 2. Функции семьи………………………………………………......7 3. Жизненные циклы семьи……………………………………………12 4. Семейное воспитание………………………………………………..16 5. Роль семьи в нравственном воспитании…………………………….18 Заключение……………………………………………………………..20 Список литературы…………………………………………………….22 Введение
Сегодня можно часто услышать, что семья скоро отомрет. Многие исследователи говорят, что за последние годы институт брака в западных странах ослабел. И в доказательства этому они называют увеличение числа людей, которые никогда не состояли в браке, вступление в более позднем возрасте в брак, легкость и частоту разводов, возрастание количества браков незарегистрированных, рассматривая эти факторы как силы, которые подтачивают основу семьи и сводят на нет главную функцию - продолжение рода. Если тенденция такая сохранится, предостерегают демографы и социологи, то исчезнут индустриальные общества, потому что сами себя воспроизводить не смогут. Многие россияне считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, которые это доказывают: количество разводов очень возросло; уровень рождаемости понизился; увеличилось число матерей-одиночек; возросло количество неполных семей. Их беспокоит, в каких направлениях и как в последние десятилетия развивается семейная жизнь. Изменился институт семьи, а вместе с ним изменилось и значение брака, но можно предположить, что к существующим условиям семья будет продолжать приспосабливаться совершенно непредсказуемым образом, а ее изменения в условиях современного общества и исследования семьи будут продолжаться и углубляться. 1.
Современная семья
Примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов, и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. По мнению А.Г. Харчева, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей[1]
. Качество среды определяется рядом параметров конкретной семьи. А.Г. Харчев выделяет следующие параметры: демографический
- структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная). Социально-культурный
- образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества. Социально-экономический
- имущественные характеристики и занятость родителей на работе. Технико-гигиенический
- условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни[2]
. Поэтому насколько эти параметры будут соблюдены, настолько и адаптировано к современной жизни будет подрастающее поколение. Как писал Е.М. Черняк, современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только другой экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, или для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни[3]
. Но это не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Е.М. Черняк называет лишь некоторые из них: Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, тетками, дядьями и др. Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью. В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи[4]
. И далеко не всегда это время они проводят с пользой. Наполняют его занятиями, которые не всегда одобрены их родителями. Часто сегодня авторитет родительской власти не срабатывает, а ему на смену должен приходить авторитет личности родителей. 3.
Жизненные циклы семьи
Период добрачного ухаживания Ю.Л. Гаспарян пишет, что главными задачами этого этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним[14]
. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.). Заключение брака и фаза без детей На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов. В этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы. Как говорил Ю.Л. Гаспорян, что в условиях современной российской действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак[15]
. Но ведь это тоже не всегда хорошо влияет на дальнейшие отношения супругов. Гражданский брак их практически ни к чему не обязывает. Молодая семья с маленькими детьми Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д. Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее. Применительно к молодой российской семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (размен квартиры и т. д.), в других, наоборот, все заботы переносятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы ни становятся родителями). По мере взросления ребенка мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком — искать няню или определять его в дошкольное учреждение. Кроме того, Ю.И. Семенов отмечает, что во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим, в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, поэтому выбор соответствующего образовательного заведения может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи[16]
. На этой почве могут возникнуть ссоры, скандалы в семье. Что не всегда положительно влияет на воспитание ребенка. Могут возникнуть ссоры и скандалы между ребенком и его семьей, а это не желательно. Семья со школьниками (семья среднего возраста) Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим, приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. По мнению Ю.И. Семенова, иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна проблема — несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку[17]
. Подростки выходят из – под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. Семья зрелого возраста, которую покидают дети Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену. Дети должны ощущать себя взрослыми людьми (т. е. они становятся близки к 1-й стадии): у них возникают долговременные связи, возможна женитьба (замужество), т. е. в семейную группу включаются новые члены. Стареющая семья На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работа занимает только часть их времени. Происходит финансовый сдвиг, старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Последняя фаза жизненного цикла семьи Один из супругов может умереть, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей. В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и невольно принимать образ жизни, который предлагается ему детьми. Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная союзе супругов и родственных связях, т.е. отношениях между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и которые ведут общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. У семьи есть социальные функции, такие, как воспитательная, репродуктивная, экономическая и другие. Семья — это, можно сказать, живая система, которая постоянно меняется. Ее изменения происходят не только в силу внутренних процессов развития, но и под воздействием социально-экономических условий. В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей. Создание условий для всестороннего развития личности и счастья каждого из супругов, эмоциональная поддержка престарелых родителей и, в случае необходимости, уход за ними, гармоническое воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии между родителями и детьми – таковы основные требования, предъявляемые обществом к семье. Выполнение этих функций одинаково важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей, в частности семья обеспечивает преемственность культуры, развитие, участвует в сохранении и передаче молодому поколению трудовых навыков, способствует профессиональному становлению молодежи и т.д. Таким образом, роль семьи в XXI веке огромна, она выполняет важнейшие функции, без которых человечеству не обойтись. Влияние семьи ощущает каждый человек, начиная с рождения и заканчивая смертью, а поэтому и целое общество. Семья – это изначальная правовая, экономическая, социальная, духовная и культурная ячейка любого государства, и состояние семьи определяет характер и уровень всего общества. От того, насколько благополучна в стране будет каждая отдельная семья зависит благополучие всего общества, будущее общества. Счастливое общество формируют счастливые люди, а счастливые дети становятся в будущем любящими и счастливыми родителями. Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М. , МГУ, 2006. 2. Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Статистика, 1975. - 230 с. 3. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). - Санкт-Петербург: Петрополис, 2003. - 320 с. 4. Давлиев И.А. Я и моя семья. - М.: Оникс, 1984. - 47 с. 5. Зритнева Е. И. Семьеведение. - М.: Проспект, 2006. - 246 с. 6. Мацковский М. С. Социология семьи. - М., 1983. - 274 с. 7. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Вопросы психологии, 2003, - № 4. - С. 41 – 66. 8. Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. - М.: АСТ, 2003. - 354 с. 9. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Инфра, 2006. - 213 с. 10. Харчев А. Г. Социология семьи. - М.: ЦСП, 2003. - 174 с. 11. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1989. - 182 с. 12. Черняк Е. М. Семьеведение. - М.: Наука, 2006. - 320 с. 13. Черняк Е. М. Социология семьи. - М.: Наука, 2004. - 250 с. [1]
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Фоликов и К, 1979, - С. 85. [2]
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Фоликов и К, 1979, - С. 87. [3]
Черняк Е. М. Социология семьи. - М.: Наука, 2004. - С. 142. [4]
Черняк Е. М. Социология семьи. - М., Наука, 2004. - С. 148. [5]
Васильева Э.К. Семья и её функции. - М., Струдис, 1975. - С. 46. [6]
Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М., МГУ, 2006. - С. 69. [7]
Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Вопросы психологии, 2003, - № 4, - С. 41. [8]
Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Инфра, 2006. - С.121. [9]
Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Статистика. 1975, - С. 93. [10]
Харчев А. Г. Социология семьи. - М.: ЦСП, 2003. - С. 27. [11]
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., МГУ, 2006. - С. 82. [12]
Давлиев И.А. Я и моя семья. - М., Оникс, 1984. - С. 47. [13]
Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Статистика. 1975, - С. 55. [14]
Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) – Санкт-Петербург: Петрополис, 2003. - С. 112. [15]
Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) – Санкт-Петербург: Петрополис, 2003. - С. 93. [16]
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М.: Просвет, 1974. - С. 59. [17]
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М.: Просвет, 1974. - С. 61. [18]
Вишневский А.Г. Принципы семейной политики. - М.: Инфра, 1993. - С. 64. [19]
Вишневский А.Г. Принципы семейной политики. - М.: Инфра, 1993. - С. 71. [20]
Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Аст, 2006. - С.117. [21]
Ушинский К.Д. Педагогика. - М.: Аквариус, 1997. -С. 178. [22]
Мацковский М. С. Социология семьи. - М.: Аст, 1983. – С. 274.
|