Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[1]
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[2]
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.[3]
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых. Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общнотсти. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации. Социализация
— становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы
— космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы
— страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы
— условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы
— непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг
(запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим
— овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание
— следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация
(отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия
— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации
(стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации
, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. Стилизованный механизм социализации
действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм
социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. тношений; ности. Тема: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 1.1. Зарождение и развитие идеи гражданского общества 1.2. Анализ современных концепций гражданского общества 1.3. Признаки гражданского общества ЗАКЛЮЧЕНИЕ перечень ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество в настоящее время входит в число центральных тем отечественной юридической науки. В последние годы ему посвящено много исследований, хотя многие трудности ждут собственного решения. Актуальность обращения к теме гражданского общество определяется, на наш взор, следующими обстоятельствами. В недавнем прошедшем привычным для нашей науки и политической практики был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взор на эти трудности с точки зрения общечеловеческих эталонов и ценностей. В публичном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах гражданское общество может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка, средством защиты интересов и потребностей людей, их прав и свобод. не считая того, сейчас изменяется соотношение общества и страны, личности и страны. Все более осознается служебная роль страны по отношению к человеку. Основанное на праве правительство из обычного инструмента власти-насилия преобразуется в правовое правительство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового страны, пожалуй, является единственно вероятным его оправданием. таковым образом, гражданское общество является нужным условием для обеспечения уважения всех прав человека и главных свобод. В виду этого их исследование представляется очень актуальным. Целью данной работы является исследование понятия, сущности и структуры гражданского общества. Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих главных задач: 1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества; 2) провести анализ современных концепций гражданского общества; 3) выделить признаки гражданского общества. 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1. Развитие идеи гражданского общества
мысль правового страны постоянно связывается в специальной литературе с идеей гражданского общества. Понятие гражданское общество возникло в XVII веке, поначалу в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Потом оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и остальных ученых. Они отождествляют с гражданским обществом не всякое правительство, а только такое, которое вследствие того, что оно основано на публичном договоре, выражает интересы людей. Совместно с тем, они отмечали, что в реальности дело обстоит далеко не так, что реальное правительство почаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие принципиальные элементы, как контракт, учет и реализация интересов людей Мамут, Л.С. Гражданское общество и правительство: неувязка соотношения / Л.С. Мамут // публичные науки и современность. -2002. -№ 5. -С. 94.. Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано только в «современном мире», Г. Гегель писал об особой значимости «принципа субъективной (т.Е. Личной) свободы», который смешивается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга» Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. - М., 2007. С. 228.. В качестве основополагающих принципов, на которых работает общество, Гегель называет личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся публичное мировоззрение, справедливые и строго соблюдаемые законы. правительство и гражданское общество по Гегелю это не столько теснейшим образом связанные меж собой части одного целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является быстрее правительство. особенный подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых появилось буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат-могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. Уделяя основное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил очень сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие. У основателей марксизма речь шла о построении коммунистического общества без страны. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему дела меж государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет страны, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах Мамут Л.С. Указ. Соч. С. 94-95.. В современной научной литературе существует достаточно большой разброс мнений по данной проблематике. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношениях с государством. Часть исследователей считает, что сама мысль гражданского общества как независящего от страны образования верна только на ранешней стадии развития либерального капитализма. В доказательство этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы меж гражданским обществом и государством фактически стерлись, что правительство, по сути дела вмешивается в решение всех базовых экономических и социальных заморочек. Существует такое мировоззрение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Непременно, что общество появилось уже в глубочайшей древности и развивалось совместно с государством. Но, как отмечает Л.С. Мамут, это не дает основания смешивать категорию «общество», как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», появившейся на определенном этапе развития человеческого общества, до этого всего западной цивилизации Там же. С. 95.. Говорить о гражданском обществе можно только с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таким, личного члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои деяния. 1.2. Анализ современных концепций гражданского общества
неувязка определения понятия «гражданское общество» является объектом обсуждения в политологии, философии, социологии, юриспруденции, а также в рамках остальных наук. Как отмечает К. Гаджиев, понятие «гражданское общество» отражено в идеях «полиса» Аристотеля, «societas civilis» Цицерона, где «гражданское общество» и правительство представлялись как тождественные и взаимосвязанные определения Гаджиев, К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и главные вехи формирования / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. -2004. -№6. -С.19-20.. По мнению Алексаняна А.С., Теория «Общественного договора» Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и остальных философов, «которые стремились к созданию гражданского состояния, в собственном историческом динамизме привела к созданию теории не лишь гражданского общества, но и индустриального и постиндустриального обществ, массового общества, теории обычного и глобального общества, открытого и закрытого, посткоммунистического и информационного обществ и т.Д.» Алексанян, А.С. К вопросу об определении понятия «гражданское общество» / А.С. Алексанян // Вопросы философии. -2006. -№ 12. -С. 55.. Многие исследователи, анализируя сущность гражданского общества, вводят в употребление новейшие концепции. К примеру, как отмечает А. Кочетков, в 80-90 годах прошедшего столетия З. Захарев, М. Кризан, Дз. Кии, Д. Плевник вводят понятие «социалистическое гражданское общество», а Ф. Шмиттер _ «национальное и транснациональное гражданское общество», А. Одинцова _ «абсолютное, относительное и реальное гражданское общество», Е. Шацкий, А. Галкин и Ю. Красин _ «моральное гражданское общество», Г. Вайнштейн и О. Орлова _ «демократическое гражданское общество», В. Зотов _ «всеобщее правовое гражданское общество» Кочетков, А.П. Западные политологии о гражданском обществе./ А.П. Кочетков. // Вестник Московск. Ун-та. Серия «Социально-политические исследования». -1994. -№2. -С. 70. И т.Д. Следует отметить, что в литературе имеет место много неопределенностей и разногласий не лишь об определении понятия «гражданское общество», но и о его сущности. В частности, не ясны те главные составляющие, посредством которых определяется понятие «гражданское общество». Выделяются разные составляющие, которые, по мнению того либо другого исследователя, по содержанию более характерны для гражданского общества. К примеру, в одном политологическом словаре отмечается, что сущность гражданского общества заключается в негосударственном и неполитическом характере, а также в противоречивости и альтернативности политическому государству Человек и общество: лаконичный энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред. Ю.С. Борцов, науч. Ред. И.Д. Коротец. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -С. 114.. В другом политологическом словаре понятие «гражданское общество» определяется посредством понятий «демократия», «самоуправление» и «неполитическое отношение» Политологический словарь / Под ред. В.Ю. Халипова. - М., 2005. -С.36-37.. Гегелевское определение гражданского общества, в котором гражданское общество является дифференциацией меж семьей и государством, в неком измененном контексте проявляется у многих исследователей, в том числе у Б. Чичерина, А. Грамши, Б. Коваля, Ф. Шмиттера, А. Сунгурова и др. По их мнению, гражданское общество находится меж экономическим базисом и государством. В системе гражданского общества Ф. Шмиттер и А. Сунгуров основное внимание уделяют совокупности самоорганизованных групп посредников, которые есть относительно независимо от органов гос власти Сунгуров, А. Организации-посредники в структуре гражданского общества / А. Сунгуров. // Полис. -1999. -№6. - С.35.. Анализируя структуру публичных отношений, Р. Дарендорф, как и А. Грамши, воспринимает то определение, согласно которому гражданское общество является опосредующим звеном меж государством и личностью, но при этом оно постоянно остается незавершенным, поскольку его сущность заключается в свободе и «творческом хаосе» Дарендорф, Р. Дорога к свободе: демократизация и её трудности в Восточной Европе / Р. Дарендорф // Вопросы философии. -1990. -№9. - С. 74.. По мнению С. Франка, гражданское общество является таковым публичным объединением, таковой совокупностью публичных взаимоотношений и «молекулярно публичной связью» Франк, Л.С. Духовные базы общества / Л.С. Франк. - СПб., 2002. -С.141., Которые обеспечивают целостность всех частей общества. некие мыслители принципиальным компонентом гражданского общества считают демократию и самоуправление. К числу таковых исследователей относятся Ф. Хайек, Е. Шацкий, В. Нерсесянц, К. Гаджиев и остальные См., Напр.: Хайек, Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек. // Вопросы философии. -1990. -№11. -С.16-28; Нерсесянц, В.С. Общественная теория права и страны / В.С. Нерсесянц. - М., 2004. -С.284.. Но как в прошлых, так и в этих определениях, главной чертой для гражданского общества является противоположность и противоречивость к политическому государству. К примеру, по мнению К. Гаджиева и неких остальных, система гражданского общества в общем контексте представляет собой совокупности, негосударственных, неполитических либо независимо от гос власти функционирующих самоуправляемых организаций, которые добровольно формируются со стороны людей и обеспечивают нужные условия для реализации прав и свобод человека Гаджиев К.С. Указ. Соч. -С.35.. Но заключается ли суть формирования институтов гражданского общества лишь в разработке негосударственных, неполитических и неправительственных организаций? либо, с другой стороны, является ли «гражданское общество» эквивалентным понятию «негосударственное» (либо же «негражданское общество» - понятию «государство»)? Ответ, естественно, является отрицательным, поскольку содержание как понятия «гражданское общество», так и «государство» механистическим образом ограничиваются. Такое определение содержит в себе отрицательный элемент, который, с одной стороны нарушает требование логического канона об определении, а с другой стороны ограничивает содержание как «государственного», так и «политического». некие исследователи, понимая ограниченность данного подхода, заместо понятия «негосударственное» употребляют понятие «внегосударственное». К примеру, А. Кочетков при определении гражданского общества употребляет понятие «внегосударственное», пытаясь таковым образом преодолеть противоречивость содержания «негосударственного». Согласно этому определению, гражданское общество представляется как совокупность публичных институтов и отношений, которые находятся вне страны и обеспечивают нужные условия для реализации прав и свобод, потребностей, интересов и ценностей членов общества Кочетков, А.П. Указ.Соч. -С. 72.. Как А. Кочетков, так и Ю. Резник приходят к выводу, что самым распространенным подходом определения гражданского общества является отождествление гражданского общества со сферой социума, который находится вне страны Резник, Ю.М. Гражданское общество как парадокс цивилизации / Ю.М. Резник. - СПб.: Пневма, 2005. - С.438.. Но Ю. Резник, в различие от А. Кочеткова, считает неприемлемым данный подход, поскольку это значит ограничение искусственным образом пространства его жизнедеятельности, в итоге лишает гражданское общество настоящих устройств воздействовать на публичные дела. есть также и определения, где заместо негосударственных институтов употребляется понятие «негражданское общество» Полохало, В. Негражданское общество как социологический парадокс Украины / В. Полохало // Полис. -1999. -№ 2. - С.25-33., Которые, тем не менее, не преодолевают отрицательные стороны определения «гражданское общество» и остаются в тех же самых рамках. Анализируя разные определения гражданского общества у западных политологов, А. Кочетков систематизирует эти подходы в двух группах: первая _ либерально-демократический подход, а вторая _ социально- демократический подход Кочетков, А.П. Указ. Соч. -С. 75.. Если некие политологи противопоставляют гражданское общество государству, то схожим образом можно также противопоставлять гражданскому обществу политические партии, религиозные организации, социально-экономические структуры и т.Д. Как мы уже убедились из представленных определений, совсем частенько система гражданского общества характеризуется как совокупность неполитических и негосударственных институтов, которые время от времени выступают как эквивалентные понятия Политологический словарь / Под ред. В.Ю. Халипова. - М., 2005. -С. 36-37.. Считая неточным представленный подход, С. Перегудов и А. Арате представляют «одночленную» и «трехчленную» модели гражданского общества, которые опираются на различия публичных сфер. А. Арата разглядывает гражданское общество и как движение, и как институт, сразу различая экономическое, политическое и гражданское общество Арато, А. Концепция о гражданском обществе: восхождение, упадок и воссоздание - и направления для дальнейших исследований / А. Арато // Полис. -2005. -№ 5. -С. 50-51.. С другой стороны, С. Перегудов противопоставляет трехчленной модели одночленную модель гражданского общества, поскольку практически нереально вcе системы гражданского общества поставить на негосударственный уровень функционирование публичных организаций и институтов. Принципиально отметить и тот факт, что так называемый «сферный» подход носит механистический либо формальный характер, поскольку схожим образом можно политическое определять посредством несоциального либо неэкономического, либо же напротив. С другой стороны, рассмотрение гражданского общества в неполитической сфере либо же разграничение посредством политического гражданское и негражданское общество, в свою очередь вносит неопределенность в дальнейшее исследование этих двух систем. Так, к примеру, по мнению С. Перегудова, то общество, в котором не работает политическая жизнь либо оно не политизировано, не может называться гражданским Перегудов, С. Гражданское общество: «Трехчленная» либо «одночленная» модель?/ С. Перегудов // Полис. -2005. -№5. - С. 58-60.. Таковым образом, С. Перегудов, не принимая определение гражданского общества А. Арата, при этом попадает в другую крайность, поскольку функционирование гражданского общества нереально представить без политического Там же. -С. 61.. Но в этом случае возникает вопрос: как поступить с экономическим, духовным, социальным и другими сферами. В литературе существует и таковой подход к гражданскому обществу, который ставит под колебание содержание понятия «гражданское общество». К примеру, по В. Нерсесянц, «исторически сложившийся термин «гражданское общество» очевидно не соответствует тому, что им обозначается. Ведь обществом людей является не гражданское общество, а напротив - государство» Нерсесянц, В.С. Указ. Соч. С.110.. Далее этот исследовтель приходит к выводу, что в сфере гражданского общества мы имеем дело «с частным, неполитическим и непубличным человеком - носителем частных интересов, субъектом частного права» Там же. С. 110.. Значит ли это, что государственная власть кроме того, что имеет в собственных руках может «рассчитывать и на свободную приверженность собственных подданных, на их чувство собственного достоинства и желание служить опорой государству - на могучий неотделимый дух, изгнанный в иерархическом государстве и присутствующий лишь там...» Гегель, Г. Указ. Соч. -С. 87.. Либо же это рвение доказать несостоятельность и неустойчивость функционирования гражданского общества? Анализируя выставленные разные и разнообразные определения гражданского общества, можно, следуя за А.С. Алексаняном, предложить таковой вариант определения понятия «гражданского общества»: «Гражданское общество - одна из наивысших ступеней развития общества, таковая совокупность самоуправляющих публичных институтов и отношений, которые, функционируя наряду с другими элементами публичной системы, обеспечивают приоритетное место человеку (со своими правами, свободами и обязанностями)» Алексанян А.С. Указ. Соч. С. 62.. Схожую точку зрения высказывает и Л.М. Романенко, согласно которому гражданское общество можно разглядывать как «систему горизонтальных связей, которая выражает интересы индивидума и социальных групп через одновременное существование разнородных сил, течений, организаций, объединяемых рвением к совместной жизни» Романенко, Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного гражданского общества в России / Л.М. Романенко // Вестник Моск. Ун-та. Серия 18. Социология и политология. -1995. -№2. -С. 46.. Завершая анализ понятия «гражданского общества», еще раз обратим внимание на его главные интерпретации. В современной науке существует два подхода к пониманию гражданского общества: как типа социума, характеризующегося традиционно наличием рыночных отношений и демократического типа гос власти, и как специфичной части социума, хорошей от страны. По нашему мнению, понятие гражданского общества как части социума имеет более глубочайшее методологическое значение, позволяя отделить его от смежных понятий «открытое общество», «правовое государство», «демократическое общество», а также поставить вопрос о специфичных функциях гражданского общества. По отношению к обществу в целом это функция поддержания обилия жизненных практик. По отношению к индивидуму - создание структур и устройств сдерживающих вмешательство страны в жизнь людей. 1.3. Признаки гражданского общества
Признавая гражданское общество общечеловеческой ценностью, вполне естественно предполагать, что оно владеет и общими для всего человечества характерными признаками. В то же время, гигантское обилие конкретных условий складывания, функционирования и развития гражданского общества и его взаимоотношений с политической властью безизбежно приводит к выводу о специфичных особенностях гражданского общества как в зависимости от отдельных этапов истории каждой конкретной страны, так и в зависимости от стадии её публичного развития, от имеющихся в обществе традиций, обычаев, от преобладающих в истории страны форм политической власти, типа государственного устройства и т.Д. Поэтому, на наш взор, характеризуя признаки гражданского общества как всеобщие, следует созидать обилие их проявлений в каждой раздельно взятой стране, регионе. Рассмотрим подробнее главные признаки гражданского общества. В.И. Жуков, до этого всего, выделяет наличие в обществе свободных владельцев средств производства общественная и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общ. Ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М., 1997. -С. 450.. Смысл данного признака гражданского общества заключен в слове «свободный», имеется в виду - от диктата, от вмешательства в производственные дела государственных органов, политической власти. Опыт XX века указывает, что чрезмерное освобождение владельцев средств производства от влияния политических структур увеличивает анархию и произвол в экономике, приводит её к кризисам типа «Великой депрессии» в США в 1929-1933 годов, либо российского экономического кризиса 90-х годов. Преобладание же политической сферы приводит человечество к еще более тяжелым кризисам, какими стали первая и вторая мировые войны. Поэтому сейчас в развитых капиталистических странах устраивается и старательно поддерживается равновесие во влиянии экономики и политики друг на другаЛевин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России / И.Б. Левин. // Полис. 1996. №5. С. 107-108.. Что же касается нашей страны, то после узнаваемых октябрьских событий 1917 г. Тут сложилась особая ситуация. Вот как обрисовывает её И.Б. Левин: государственное монопольное владение средствами производства совсем ликвидировало частного (личного либо коллективного) владельца. И гражданское общество, и без того не совсем развитое в нашей стране, осталось без собственной экономической базы Там же. С. 108.. Поэтому основной неувязкой формирования гражданского общества в нашей стране является ускоренное создание и развитие института частных - коллективных и личных - владельцев средств производства. Конкретно они - довольно развитые и организованные, пользующиеся мировым положительным опытом и своими прогрессивными традициями - сумеют сделать то, что в индустриально развитых странах уже сделано: добиться паритета с политическими структурами - в качестве первого шага к выводу страны из того кризиса, в котором она оказалась Левин, И.Б. Указ. Соч. С. 108. Вторым признаком гражданского общества, который выделяет В.И. Жуков, выступает развитость и разветвленность демократии. В данном случае, демократия понимается не лишь и не столько как разновидность политической структуры общества, а как основной метод организации, упорядочения и регулирования отношений меж всеми элементами социальной структуры общества, основным образом, по поводу их экономических и социальных интересов общественная и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общ. Ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М., 1997. -С. 453.. Конкретно благодаря демократии во многих странах мира давно начались процессы - складывания гражданского общества как массивного противовеса страны, властным отношениям и по-цивилизованному вынуждающего государственные структуры заботиться и выражать интересы не лишь избранных слоев. Демократия хоть какого уровня предполагает наличие управляемых и управляющих. В качестве управляемых, до этого всего, выступают представители неполитической сферы - собственники, занятые в сфере производства; управляющие - это неизменные профессиональные политики. Степень развитости гражданского общества зависит от соотношения этих [с.454] Неизбежных частей демократии. Гражданское общество можно считать сформированным, если достигнуто хотя бы равенство сторон управляющих и управляемых Там же. С. 454-455.. Механизмом, объединяющим политическое и неполитическое в обществе, выступает юриспруденция, право. Поэтому более зримым и действующим признаком гражданского общества следует назвать законообеспеченность населения, либо, другими словами, наличие правового страны. Правовое правительство изменит представление о том, что государственное постоянно выше личного, что гражданин перед государством ответственен, а правительство перед гражданином - нет. Поменяется патерналистский взор на правительство, как на единственный источник благополучия населения. Названные признаки гражданского общества, не единственные, которые можно встретить в специальной литературе. Приведем классификацию главных черт гражданского общества, предложенную А.С. Пиголкиным Пиголкин, А.С. Указ. Соч. С. 222 И далее.. Во-первых, - пишет А.С. Пиголкин, гражданское общество целесообразно разглядывать как материал политического общества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент публичной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т. П. Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично или коллективно строящих дела на базе свободы выбора. Общие цели и задачки формируются не по воле гос власти, а в ходе публичной инициативы и общественной самодеятельности разных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. «Причастность» к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций людей, не зависящих в собственной деятельности от органов и учреждений страны. В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических политических и экономических свобод в случае их ущемления. В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества роль страны, его аппарата не предполагается. Вмешательство страны не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности страны. Более того, независимость от страны обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше правительство способно «доверить» обществу дел и чем меньше правительство вмешивается в процесс принятия обществом решений (к примеру, возложение всего комплекса правомочий по управлению собственностью и по благоустройству прилегающих территорий на членов товариществ собственников жилья; исключение способности использования государством и его аппаратом на выборах так называемого «административного ресурса» и т.Д.), Тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество - не стихийное явление. Оно скооперировано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль. В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества нужно связано с демократическим развитием страны. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивидум обязан обдумывать меру собственной личной свободы, ответственности и долга. В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования страны. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики страны, экономических, социальных и других общегосударственных программ, общий уровень «гражданственности» населения и общества способны значительно изменить структуру политической власти в государстве либо ценности внутренней политики через изменение, к примеру, избирательного либо налогового законодательства. . Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы
Масса атмосферы нашей планеты ничтожна - всего лишь одна миллионная массы Земли. Однако роль ее в природных процессах биосферы огромна: она определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных воздействий космического и ультрафиолетового излучений. Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них - на режим рек, почвенно-растительный покров, процессы рельефообразования. Современный состав атмосферы - результат длительного исторического развития земного шара. Состав атмосферы - кислород, азот, аргон, углекислый газ и инертные газы. В процессе своей деятельности человек загрязняет окружающую среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые обычно в сельской местности содержатся в очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшают качество почвы и снижают урожай. По данным ученых ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн. т оксидов серы, 65 млн. т оксидов азота, 1,4 млн. т фреонов, органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные, большое количество твердых частиц (пыль, копоть, сажа)[3]. Глобальное загрязнение атмосферного воздуха сказывается на состоянии природных экосистем, особенно зеленого покрова нашей планеты. Кислотные дожди, вызываемые главным образом диоксидом серы и оксидами азота, наносят огромный вред лесным биоценозам. От них страдают леса, особенно хвойные. Основная причина загрязнения атмосферы - сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX и начале ХХ века, поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них выделяется сернистый ангидрид - ядовитый газ, легко растворимый в воде. Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание и опадание листьев, хвои. В результате сжигания различного топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 миллиардов тонн углекислого газа. Антропогенные выбросы углекислого газа превышают естественные и составляют в настоящее время большую долю его количества, нарушают прозрачность атмосферы, а следовательно ее тепловой баланс. Половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание углекислого газа в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилась более чем на 10%. Углекислый газ препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая там так называемый «парниковый эффект», т.е. увеличение средней температуры атмосферы на несколько градусов, что способно вызвать таяние ледников полярных областей, повышение уровня Мирового океана, изменение его солености, температуры и другие неблагоприятные последствия. Таким образом, изменение содержания углекислого газа в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли[3]. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОСФЕРУ Содержание
· Введение
стр. 2
· 1.
Общая характеристика загрязнения природной среды
стр. 4
· 2.
Экологические проблемы биосферы
стр. 7
o 1.
Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы
стр. 7
o 2.
Вода - основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод
стр. 9
o 3.
Почва - важная составляющая часть биосферы. Загрязнение почвы
стр. 12
o 4.
Влияние человека на растительный и животный мир.
стр. 15
o 5.
Радиоактивное загрязнение биосферы.
стр. 16
· 3.
Пути решения проблем экологии. Рациональное природопользование
стр. 19
· Заключение
стр. 24
· Литература
стр. 26
Проплекс за объективную систему экологического страхования.
С тем, что санкции за загрязнение окружающей среды нужно ужесточать, согласны многие. Кроме того, по этому вопросу существует устойчивое мнение: чем больше производство — тем большую угрозу оно представляет для природной среды. Тем не менее, на взгляд российских производственников, это негативным образом может сказаться на тех российских производителях, чье производство уже достигло мирового уровня. Официальные лица считают, что принятая сегодня политика штрафов за нарушение природного баланса несколько некорректна. Они говорят примерно следующее: «Компании с удовольствием заплатят небольшие, с точки зрения прибыли деньги, и будут дальше загрязнять окружающую среду». Недавно представители государственных органов управления предложили ввести систему экологического страхования, согласно которой страховые взносы на постоянной основе платят все предприятия без исключения, но, а если где-то что-то происходит, из этих денег выделяются средства на ликвидацию последствий. Это будет плавающая ставка, в зависимости от прибыли или от объема производства того или иного предприятия». На российском предприятии ПРОПЛЕКС (крупнейший российский производитель ПВХ-профиля по австрийским технологиям), утверждают, что мощное производство вполне может быть экологически безопасным. Все дело в его организации. — У ПРОПЛЕКС второе в России по мощности производство пластиковых профилей, — говорит Сергей Савченко, технический директор Группы компаний ПРОПЛЕКС.— Мы учитывали экологический фактор еще на стадии подбора оборудования для нашего завода, — он был построен в 2000 г. Кроме того, при определении экологичности имеет значение такой параметр, как технологии производства. Мы используем технологии ведущих мировых фирм, таких как Krauss Maffei, A+G extrusion technology GmbH, Technoplast, Chemson. Для этих производителей фраза «экологическое производство» — далеко не пустой звук. Говоря об экологической безопасности производства, нельзя не учитывать и третий фактор — использование безотходных решений. Технологические отходы производства, а также отходы собственно оконного производства (например, обрезки профиля) подвергаются повторной переработке. Они размельчаются в специальной дробильной установке, а затем используются как добавка к сырью при изготовлении подоконников. Завод ПРОПЛЕКС — это единственное в России производство, отвечающее стандартам Европейской экологической программы "Ответственность за завтра". Таким образом, получается, что предложенная программа экологического страхования для предприятий, которые уже вышли на мировой уровень (а таких в России становится с каждым годом все больше) невыгодна. По крайней мере, в таком виде, в котором ее предлагают сейчас. На наш взгляд, если принимать программу экострахования, целесообразно ввести показатель экологичности производства и дифференцировать экологический налог в зависимости от уровня, на который вышла компания. Соответственно, чем больше показатель экологичности, тем меньше взнос в фонд страхования. С одной стороны, это будет разумным, с другой — послужит показателем доверия российскому бизнесу.
|