Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
Содержание
Введение 1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы 2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе 3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия 4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы Заключение Список использованной литературы Введение
Этико-аксиологические корни социальной работы в современной техногенной цивилизации лежат в культе потребительских ценностей, в эгоизме человеческого рода. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных стратегий, позволяющих повысить ценность социальной работы, преодолеть отчуждение человека от природы, соединить мир природы и мир человека, выработать новое мировоззрение и новую социальную этику. Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе. Необходимо возродить чувство «сопричастности» (К. Юнг) человека к миру природы, восстановить духовно-символическую связь человека друг с другом. Социальная этика имманентна духу социально-философской мысли: - существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности. Это, прежде всего, этика ненасилия Л.Н. Толстого, этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера, метаэтика Джорджа Мура. Наука и религия – это два столпа, на которых зиждется ценностная ось социальной этики. Тот, кто найдет научную истину о сущности материи и сумеет соединить ее с духовным предназначением человека придет к подлинной социальной этике, которая поможет нам соблюдать надлежащую меру в отношениях с друг с другом. Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики. 1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы
Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом. Базисные принципы современного миропонимания: 1) Новое понимание категорий времени и пространства: согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время не абсолютны (могут претерпевать изменения) и не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство — время». 2) Принципы целостной картины мира не подчинены логике линейности и иерархии. Простое и сложное могут сосуществовать, не будучи связаны между собой иерархически, развитие сложной системы многоальтернативно (человек имеет дело с «созвездиями возможностей»). 3) Эволюция — система закономерных и случайных факторов. Возрос интерес к неустойчивым (неравновесным) динамическим системам, конструктивной роли случая, процессам самоорганизации и самодезорганизации. 4) Хаос может выступать в качестве самоорганизующего начала системы. 5) Необратимость и вероятность — объективные свойства реальности. В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе — отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы. В процессе становления общенаучной парадигмы новой реальности видоизменяется и парадигма научного знания в области социальной работы. Ее существенные характеристики: - сосуществование, «диалог» различных методологических подходов в теории социальной работы (холизм — индивидуалистский подход); - новое проблемное поле социальной работы — «пандемическая среда», общности и система поддержки, помощи в этих обстоятельствах; - формы помощи носят не локализованный (социоэкономический, социально-психологический), а макроэкологический характер; - приоритетное развитие комплексно-ориентированных теоретико-практических моделей социальной работы; - базовое понятие — «жизненный сценарий личности». 2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе
Приоритетные задачи практики социальной работы: - совершенствование правовой основы системы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми; - поддержка и помощь наименее защищенных категорий населения в получении ими тех социальных гарантий, которые определяются новыми нормативными документами; - создание информационных центров, ориентированных на систематическое выявление особенностей социального положения нетрудоспособных граждан и семей с детьми; - разработка государственных стандартов социального обслуживания; - паспортизация социальных объектов и социальных служб, включенных в систему оказания социальной помощи населению; - разработка и реализация социальных проектов, программ федерального и регионального значения; - формирование эффективной социальной политики в регионах; - интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему; - учет экологической ситуации, складывающейся в различных регионах России, выявление социально-экономических зон, опасных для проживающего в них населения; - совершенствование технологий социальной работы с различными категориями населения и на индивидуальном уровне; - организация рекламы по пропаганде конкретных видов срочной социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе 3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия
Интеграция теории и практики социальной работы в единую непротиворечивую систему научного знания — необходимое условие эффективности социальной работы как профессиональной деятельности. Теория дает описание каких-либо аспектов действительности, объясняет известные факты, указывая на существующие связи, которые лежат в основе этих фактов, предсказывает новые факты. Она предписывает, что следует делать социальным работникам в разных ситуациях при решении проблем клиента. В свою очередь, содержание теории социальной работы и ее основные направления как профессиональной деятельности определяются главным образом социальной практикой. Тем не менее, возникают определенные трудности в использовании теорий социальной работы на практике. Вероятно, это можно объяснить следующим образом: - многие социальные работники сугубо прагматически подходят к возможностям использования теорий социальной работы в социальной практике, важным критерием их пользы считая немедленный эффект; - определяются существующими традициями социальной помощи населению, инерцией в восприятии инновационных моделей практики; - «удобная» теория может сознательно использоваться конкурирующими социальными структурами с целью контроля за практикой социальной работы; - отдельные теории социальной работы находятся еще на начальном этапе своего становления и существующий понятийный аппарат этой новой отрасли научного знания не позволяет еще объяснить и прогнозировать действия социального работника; - из-за отсутствия достаточного количества профессионально подготовленных социальных работников на практике происходит эклектическое соединение разных теорий, что приводит, порой, к противоположно ожидаемым результатам. 4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы
Можно выделить следующие группы проблем, задающих направленность научным исследованиям в области теории социальной работы: - исследования методологических проблем теории социальной работы (предметно-объектные связи, структура научного знания в области социальной работы, научный статус теории и ее место в общей системе наук); - комплексные исследования социальных проблем различных групп населения, выделенных по половозрастному признаку; - многоаспектное изучение процессов социальных девиаций в обществе (бедность, бездомность, социальное сиротство, безработица, насилие, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.) - разработка технологий профилактики, социальной поддержки и реабилитации лиц и семей, относящихся к «группе социального риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные семьи, семьи с асоциальным поведением и педагогической несостоятельностью родителей, юные матери, бродяги, бездомные и т.д.); - междисциплинарные исследования теории и практики социальной работы (социально-экономическая поддержка, медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-правовая, социально-бытовая работа); - исследования в области теории и методики социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека (социальная работа по месту жительства, на производстве, в армии, учреждениях здравоохранения, культуры, в школах и т. д.); - исследования проблем социальной работы в рамках различных ведомств; - исследования в области социального администрирования (разработка социальных программ и проектов, научных основ структуры социальных служб, ее финансирования, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения); - исследования проблем профессиональной деятельности и профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных педагогов и других работников социальных учреждений; - осмысление отечественной практики социальной работы; - исследование мирового опыта социальной работы, анализ механизмов адаптации к условиям российской действительности. Заключение
В завершении хотелось бы подчеркнуть некоторые важные аспекты, которые были изложены в данной работе. 1) Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе. 2)Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики. 3) В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе — отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы. Список использованной литературы
1 Антология социальной работы. В 3-х тт. Сост. М.В.Фирсов. - М., 1994 2 Профессионально-этические нормы социальной работы. – М., 1993 3 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999 4 Теория социальной работы./ Под ред. Е.И.Холостовой. – М., 1999 5 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. – М., 1993 6 Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990 7 Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – М., 1995 8 Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2002 9 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М., 1990 10 Милосердие./Под ред. М.П.Мчедлова. – М., 1998 11 Соловьев В.С. Духовные основы жизни.//Собр. Соч. В 10 тт. – М., 1988. Т.2 12 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990 13 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998 14 Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2002 15 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы.// Под ред. А.А.Козлова. – М., 1996 16 Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х тт. Т.3. – М., 1993 17 Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)//Российский журнал социальной работы. – 1995, № 2 18 ербешкина З.А. Этика социального работника.// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1993 19 Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника: международный опыт.// Российский журнал социальной работы. – 1996, № 2 20 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. – М., 1993 21 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. – М., 1993 22 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. – М., 1998 23 Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. – М., 1992 24 Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2003 25 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999 26 Станкин М.И. Психология общения. – М., 1996 27 Бербешкина З.А. Этика социального работника// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.,1993 28 Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2002 29 Профессионально-этические нормы социальной работы. – М. , 1993 30 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы./Под ред. А.А. Козлова. – М., 1993 31 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. – М., 1993 32 Этика социальной работы: принципы и стандарты. // Российский журнал социальной работы. 1995, № 2. 33 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995, № 1 34 Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет. – М., 1994 35 Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. – М., 1994 36 Шейнов П.В. Психология и этика делового контакта. – Минск, 1996 37 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. – М., 1998 38 Теория социальной работы. / Под ред. Е.И.Холостовой. – М., 1998 39 Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. – М., 1998 40 Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону, 2001 41 Колков В.В. Социальная безопасность. – М., 1998
|