Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
.
• Организация и человек
• Организационные структуры
Организация представляет собой единство функций и структуры. Основным элементом организации, определяющим ее характер. Основные цели, направленность развития - коллектив. Коллектив
- это группа лиц, признающих друг друга, объединенных общей целью и взаимодействующих ради ее достижения. Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образует содержание такого понятия, как «организация». Любая организация выполняет две функции - достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования. Организация
— это всегда прежде всего организация людей, а не вещей. Однажды возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний, квалификации, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны. Организация представляет собой единство функций и структуры. Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах: 1. Техническая
структура - жесткая структура - представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии) которые в единстве образуют базу остальных. 2. Социальная
структура - образуется совокупностью ее участников и связей между ними. Сюда включают, формальны и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, сферы влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а поэтому называются «мягкими». 3. Социотехническая
структура - это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ? Признаки
: 1. Прежде всего, речь идет о наличии цели, придающей смысл ее существованию. Цель состоит в удовлетворении потребностей входящих в нее людей. 2. Обособленность от окружения. 3. Взаимосвязь отдельных частей. 4. .Способность к саморегулированию с помощью внутриорганизационного центра 5. Организационная культура. 6. Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ, И ЧТО ЕЁ ОКРУЖАЕТ? • Внутренняя среда организации и ее элементы • Внешняя среда Основными элементами организации считаются: цели, ресурсы, разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией, нормы поведения сотрудников и пр. Их совокупность образует ее внутреннюю среду. Рассмотрим эти элементы подробнее. Разделение труда представляет собой разграничение и обособление различных видов деятельности, закрепление их за отдельными людьми и группами. Оно бывает горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное имеет в основе технологии, профессии, выпускаемую продукцию и т.п. И определяет общую организационную структуру. Вертикальное разделение труда, связанное с обособлением исполнителей и руководителей различного уровня, служит основой структуры управленческой. Существует четыре типа технологий. Складывающаяся заключается в том, что все участники относительно независимо друг от друга работают на кого-то одного, кто создает конечный продукт. Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте многими участниками. Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок. Под ним понимается совокупность автоматически действующих правил и норм (прохождения документов, приема посетителей, начала и окончания работы, перерывов и пр.). Внутренняя среда
- совокупность внутренних эле ментов организации, к 'которым относятся; - разделение труда (горизонтальное и вертикальное); - технология деятельности (складывающаяся, последовательная: связанная, групповая); - организационный порядок; - отношения в коллективе. Внешняя среда
(окружение) - совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое). ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Главным
законом
принято считать закон синергии ( греч. ~ сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Второй
закон организации
- дополнения внутри организационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации -универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот. Третий
закон организации
- требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Четвертый
закон организации
- получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Пятый
закон организации
- закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится, сохраните себя как целое. Шестой
- закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. Седьмой
- закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки. Восьмой
закон - онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ. На организацию можно взглянуть с разных точек зрения- ее происхождения; взаимоотношения со своими участниками, клиентами, партнерами; механизма функционирования и проч. Виды организаций: 1. По способу возникновения - естественные и искусственные. 2. По правовому положению - официальные и неофициальные. 3. По характеру внутренних контактов - формальные и неформальные. 4. По отношению к своим членам - первичные и вторичные. 5. По особенностям распределения власти между, организацией и участниками - 6. По особенностям функционирования механические и органические.
|