Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Биологическое разнообразие человеческих рас

 

             

Биологическое разнообразие человеческих рас

Содержание

Введение

1. Определение понятия «раса»

2. Раса и нация

3. История классификаций

4. Классификация человеческих рас

5. Современный расизм

Заключение

Литература

Введение

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших. Для нас представляет особую важность изучение всего того, что мы можем узнать о человеческих расах, чтобы понять то, что же в действительности определяет человеческую расу. Даже без посторонней подсказки, наблюдая, можно убедиться, что люди в мире разделены на различные группы. Члены каждой из них некоторым образом более близко связаны друг с другом, чем с членами другой группы. По этой причине они и похожи друг на друга больше, чем на остальных.

Раздел антропологии - расоведение - обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле;рассматривает проблемы классификации рас, их происхождения, расселения по земному шару, развития и взаимодействия в связи с конкретной историей человеческих популяций, опираясь на данные морфологии и физиологии, генетики и молекулярной биологии.Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации.

Большое место в расоведении занимает исследование разграничительных расовых признаков, их наследственности, зависимости от окружающей естественно-географической и социально-культурной среды, половых различий, возрастной динамики, географических вариаций и эпохальных изменений. Данные расоведения используются для опровержения лженаучных расистских концепций и формирования правильного представления о различиях в морфологическом облике людей.

Цель моей работы – дать определение понятию раса, систематизировать и углубить знания о человеческих расах.

Сравнительное изучение человеческих рас весьма важно для разрешения проблемы происхождения человека современного вида и в первую очередь для разрешения вопроса о том, в одном или в нескольких местах возник человеческий род. Различия во внешности людей разных географических областей отмечались всегда. О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение.Наиболее древние тому свидетельства мы находим на фресках и барельефах древнего Междуречья и Египта и многих других. Одной из задач расоведения является поиск единой системы описания этого разнообразия - мы хотим видеть объективную научную картину сходства и различия расовых вариантов безотносительно к тому, живем ли мы в Европе, Америке, Азии или Африке, знать причины этого сходства и различия.

1. Определение понятия «раса»

Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «ras» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Расы существуют преимущественно в социальном смысле и представляют собой одну из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. Однако в биологическом смысле четкого подразделения на расы не существует. Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического и генетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. [8] приводят несколько определений:

Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом (Рогинский, Левин, 1978).

Раса — это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой (Залер, 1931).

Раса — это группа людей, имеющая общие физические черты (Кун, 1939).

Раса – это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для них генофонду (Фогель, Мотульски, 1990).

Суть понятия, во всех этих определениях остается неизменной. Термин определяет единицу внутривидовой структуры современного человечества, которая выделяется по определенному набору (комплексу) наследственно обусловленных признаков и занимающую определенный ареал. С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа — выявление географического распределения расовых признаков. Расовые варианты, в отличие от всех других внутривидовых вариантов, приурочены каждый к определенной территории или ареалу данной расы; в настоящее время связь с ареалом иногда не обнаруживается с полной отчетливостью, однако она всегда имела место в более или менее далеком прошлом.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека. Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.

Таким образом, расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.

2. Раса и нация

Учитывая отсутствие прямой связи между биологическими и социальными признаками, стоит ясно различать разные способы классификации человеческих групп.

Этнос определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании [8, с.261].

Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований, территории, языка, культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).

Понятию этноса соответствует ряд: племя – народность – нация. Нации возникли из народностей с развитием капиталистических отношений. При этом возможно, что из одной народности образуется несколько наций, и наоборот, одна нация образуется из нескольких народностей. Определяя свою принадлежность к той или иной группе, люди говорят о национальности . Одна из самых простых форм социальной этнической организации людей - племя . Более высокий уровень социальной организации называется народностью (или народом ), которые объединяются в нации. Представители одного племени или другой небольшой этнической группы обычно принадлежат к одному антропологическому типу, поскольку являются в той или иной степени родственниками.

Нация - этническая категория более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение).

Нередко между понятием "нация" и понятиями "народ", "этнос" ставят знак равенства. В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей. Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.

Различаются между собой понятия «нация» и «раса». Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, культуры, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом. Национальные характеристики не бывают неизменными. По этой причине они не наследуются и не могут являться признаком расы.

Таким образом, следует различать понятия расы и нации. Первая относится к категоризации, т.е. внешнему определению, и связана с процессами исключения, тогда как этничность имеет дело с групповой идентификацией. При этом членство в этнической группе является обычно добровольным, а членство в расовой группе – нет.

3. История классификаций

О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Однако, первые научные классификации появились сравнительно поздно. Стремления систематизировать представления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируются XVII веком. Опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бёрнье впервые в 1684 году разделил человечество на четыре расы. По современной терминологии - европеоиды, негроиды, монголоиды и лапоноиды.

Сходную классификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а американоидная раса (индейцы). Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.

В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ.

В последующем расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык.

В настоящее время существует большое количество расовых классификаций. Они отличаются по принципам построения и использованным данным, включенным группам и положенным в основу признакам. Богатенков Д.В. и Дробышевский С.В. [4] условно делят все классификации на две большие группы:

1. Созданные на основе ограниченного набора признаков;

2. Открытые, число признаков в которых может произвольно меняться.

К первому варианту классификаций относятся многие из ранних систем. Таковы схемы: Ж. Кювье (1800 г.), разделявшего людей на три расы по цвету кожи; П. Топинара (1885 г.), выделявшего также три расы, но определявшего дополнительно к пигментации ширину носа; А. Ретциуса (1844 г.), четыре расы которого различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.

Одной из наиболее разработанных схем такого типа является классификация рас, созданная польским антропологом Я. Чекановским. Однако небольшое количество использованных признаков и их состав неизбежно приводят к условности таких схем. В лучшем случае они могут достоверно отразить лишь самые общие расовые подразделения человечества. При этом случайным образом могут сближаться очень далекие группы, резко отличающиеся по множеству иных признаков.

Ко второму варианту классификаций, построенных на основе открытого набора признаков, относится большинство расовых схем. Важнейшим принципом их создания является географическое положение рас. Сначала выделяются основные (т.н. или большие расы, или расы первого порядка), занимающие огромные территории планеты. Затем внутри этих больших рас проводится дифференциация по разным морфологическим признакам, выделяются малые расы (или расы второго порядка). Иногда выделяются и расы более мелких уровней (они весьма неудачно называются антропологическим типом).

Существующие расовые классификации открытого типа можно разделить на две группы:

1. Схемы, выделяющие небольшое количество основных типов (больших рас);

2. Схемы, выделяющие большое количество основных типов.

В классификациях с небольшим количеством основных типов их число колеблется от двух до пяти. Схемы с большим числом вариантов предусматривают существование шести, восьми и более основных рас. Практически во всех схемах обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться.

Общее для всех классификаций XX в. проведение принципа иерархического соподчинения в группировке расовых типов. Нет ни одной схемы классификации, в которой выделенные типы, даже если их число невелико, выстраивались бы в ряд один подле другого.

Таким образом, разнообразие человечества – итог длительной эволюции человека, его адаптации к условиям среды. Создание расовой классификации представляется весьма сложной задачей. Большинство ученых составляли классификации, в которых одновременно клались в основу выделения рас и физическое строение, и язык или группа родственных языков, на которых говорили народы.Несмотря на это, общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.

4. Классификация человеческих рас

Попытки построить все более и более полную и объективную классификацию человеческих рас заняли значительное место в антропологической литературе с начала ХХ века. В нашей стране наиболее известны три классификации. Одна приведена в учебнике «Антропология» Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, вторая предложена Г.Ф. Дебецем, третья разработана В.В. Бунаком.

Первая имеет довольно строгую структуру: три большие расы подразделяются на малые расы, промежутки между большими заполнены шестью промежуточными расами. В названиях соблюден географический принцип.

Классификация Г.Ф Дебеца наиболее близка к генеалогическому древу человека. Все человечество автор разделил на негро-австралоидную, европеоидную и монголоидную большие расы, причем больше сближал первые две. Каждая из них делится на две основных ветви, настолько сложно переплетенные друг с другом, что порой трудно сказать, к какой большой расе относится тот или иной конкретный антропологический тип. Однако, эта схема крайне сложна и практически непредставима в текстовом или табличном виде.

В.В. Бунак представлял расовую дифференциацию в виде дерева (Бунак В.В., 1980). Его "стволы" и "ветви" он разделял на основе представлений о древности и глубине расхождения отдельных антропологических вариантов

В качестве примера я приведу классификацию Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина как одну из наиболее известных. При построении классификации учитывались: степень морфологического сходства рас, их географическое распространение и по возможности древность их формирования, причем последняя в ряде случаев за отсутствием материала устанавливалась и использовалась лишь предположительно.

Расовая схема, опубликованная в учебнике антропологии Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина [6], выделяет три больших расы, каждая из которых разделяется на пять промежуточных (малых рас):

· экваториальная или австралонегроидная:

австралийская

веддоидная

маланезийская

негрская

негрилльская (центральноафриканская)

бушменская (южноафриканская)

· евразийская или европеоидная:

индо-средиземноморская

атланто-балтийская

беломорско-балтийская

среднеевропейская

балкано-кавказская

уральская

· азиатско-американская или монголоидная.

североазиатская

арктическая (эскимосская)

дальневосточная

южноазиатская

американская

Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская ; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы — южносибирская и уральская ; наконец, особое место по значительной части признаков промежуточное между американской и австралийской занимают полинезийская и курильская расы. Вопрос о происхождениях этих промежуточных форм разрешается различно для каждой из них.

Надо отметить, что многие антропологи не согласны с группировкой ряда рас в схеме Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина. Например, рядом оказались австралийская и бушменская расы, общих расовых черт у которых практически нет. Создатели этой классификации ясно понимали условность предлагаемой схемы и особо отметили ее в сопровождающем тексте. Проблема единого масштаба расстояний между расами одного порядка обсуждалась авторами, но не могла быть полностью решена на имевшемся тогда материале (как, впрочем, не может быть решена и сейчас).

При большом количестве разных классификаций у исследователей существует некое «молчаливое» согласие по многим отдельным антропологическим типам и их группировке в более крупные подразделения.

Таким образом, можно видеть, что создание расовой классификации представляется весьма сложной задачей. Тогда как основные, или большие, расы совпадают в большинстве классификаций, конечные деления классификаций часто заметно отличаются. Общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.

5. Современный расизм

Долгое время никто не сомневался в бытии рас. Но в последнее десятилетие значительное число американских антропологов выступило с утверждениями, что в действительности никаких рас не существует и что признание реального бытия рас есть не что иное, как расизм.Учения, признающие существование рас, объявляются "научными расистами", преследуются, изгоняются из университетов, лишаются работы. Однако, существование рас человека является несомненным фактом. И в признании этого нет абсолютно ничего расистского. Расизм начинается лишь там и тогда, где одна из рас объявляется высшей, а остальные - низшими.

Расизм — совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.

Как и любая ложная концепция, расизм основывался на раздувании, абсолютизации определенных моментов действительности, что и позволяло ему выдавать себя за истину. Значительнее всего расцвел расизм в середине XIX в. в Англии и Америке, а также во Франции и Германии. Он явился идеологической поддержкой работорговли и колониального захвата земель Африки, Америки, Азии, Австралии и Океании. Расисты утверждали, что между физическим строением человека и его интеллектуальными, психическими, социальными качествами есть непосредственная прямая связь. Якобы изначально возникли "чистые" расы, а позднейшие смешения только "портили кровь" некоторых "невезучих" групп. Исходя из этого, расисты произвольно делили расы на "высшие" и "низшие", относя себя, естественно, к самой "высшей". В XIX в. "высшей" расой обычно считалась "арийская" - белокурая длинноголовая североевропейская. "Низшими" расами считались все остальные, но особенно негроидная раса, поскольку основной поток рабов шел из Западной Африки, да и внешне экваториалы казались наиболее отличными от европейцев.

Расисты выделяют "высшие" и "низшие" расы. Однако Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения. Поэтому, всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна, а в социальном — несправедлива и опасна. Для расовой дискриминации не может быть оправдания, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике.Существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества.

Антропология доказала несостоятельность расистских "теорий" еще в XIX веке, однако расизм продолжает владеть умами людей. Можно сказать, что это глобальная проблема современности. Любая проблема требует определенного решения. Тем не менее, расизм трудно победить, поскольку он, по-видимому, связан с врожденными психологическими системами распознавания "свой - чужой", закрепляющимися в сознании в раннем детстве на основе образов окружающих людей своей группы.

раса этнос нация

Заключение

Существующее биологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционном уровне при помощи выделения особых антропологических категорий - человеческих рас. Биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Иногда наблюдающиеся параллели этих аспектов полностью обусловлены исторической связью.

Расовые классификации, построенные по разным системам признаков далеко не всегда совпадают. Это объясняется разным временем и разной историей формирования систем признаков, входящих в каждую из этих классификаций и используемых в целях получения информации исторического характера. В то же время различные системы хорошо дополняют друг друга в комплексном популяционном анализе и свидетельствуют об определенной их территориальной приуроченности. Между расами человека существует значительное количество плавных переходов, а популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов.

В истории человечества не было момента существования "чистых" рас в понимании полигенистов. Среди современного человечества нет также "высших" и "низших", "древних" и "новых" рас. Все расы равны по своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. Вероятные же различия в интенсивности нервных процессов отражают специфику приспособления к условиям внешней среды и не касаются интеллекта.

Литература

1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М.: «Мысль», 1974.

2. Азимов А. Расы и народы. М.: Центрполиграф, 2005

3. Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.

4. Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию. // http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology

5. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980.

6. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология, М., Высшая школа, 1978.

7. Семенов Ю.И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. М., 2003.

8. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. Антропология: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005.