Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Культура семейных взаимоотношений у различных народов

 

             

Культура семейных взаимоотношений у различных народов

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема «Культура взаимоотношений у различных народов»

Екатеринбург 2009

Содержание

1 Дуально – родовой брак

2 Патриархат. Моногамия

3 Равенство полов

4 Языческая семья

5 Древнееврейская семья

6 Брак в Древнем мире

7 Европейский брак в Средневековье

8 Христианская семья

Список использованной литературы


1 Дуально – родовой брак

Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали тому или иному уровню социально – экономического развития общества.

Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Для первобытного общества присуща форма половых отношений, которую можно назвать упорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. [1]

Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов (набухание половой кожи, возбуждающие запахи и т.д.), ныне сохранились лишь рудименты этих свойств. Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки той высокой избирательности полового влечения, которое является признаком, отличающим человека от всех других представителей живого мира.[2]

Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака, представляющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними.

Эпоха предыстории недостаточно исследована, что связано с объективными трудностями.

По теории Дарвина отношения между мужчиной и женщиной регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В то время в половое общение могли вступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители, дети, братья, сестры и т.д. такая форма отношений называется промискуитет (от лат. Promiscuus – смешанный, общий). Это была биогенная добрачная форма сожительства между мужчиной и женщиной. Иногда её называют эндогамией – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно – брачные эндогамные отношения – кровнородственные.

Эндогамные отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей: острые конфликты, драки на сексуальной почве в период подготовки к охоте и т.д. Это стало тормозить развитие социальных отношений и угрожать самому существованию человеческого общества. Важным шагом регулирования половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, предками и потомками. Следующим важным шагом стало запрещение сексуальных контактов между братьями и сестрами (запрет на кровосмешение).

С появлением рода возник и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно - общинного строя характерным считается дуально – родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжается сотни тысяч лет.

Развитие первобытного общества все же привело к тому, что групповые браки становились невозможными. Они вытеснялись парным браком, при котором мужчина живет с одной женой.[3] От женщины в течении всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние её подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. При этом хозяйственной ячейкой оставался род.[4]

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследования племянника, т.е. право наследования брату матери, помимо его собственных детей. На основании этого и подобных фактов пришли к тому заключению, что сначала существовал так называемый матриархат, который проявлялся, по существу, в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, принадлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отношения у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

1. Неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы.

2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев – общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей.

3. Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет нескольких мужей (полиандрия).[5]

Наличие полигамии у примитивных народов связывают с двумя причинами:

1. У них нет «единобожия», - существует пантеон богов: старший и подчиненные;

2. Отсутствие аскезы.

Полигамия закрепилась в тех странах, где господствующей религией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще резче. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в моногамных браках.

Полиандрия (один мужчина и несколько женщин)[6] возникла, во-первых, вследствие пережитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких братьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих, значительное превышение числа женщин над количеством мужчин в брачном возрасте.[7]

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрений.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей – родоначальниц.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины.[8] Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел род человеческий. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине – создательнице Вселенной. Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины. В образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц – из её туловища. Согласно ацтекскому мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю.[9]

2 Патриархат. Моногамия

В бронзовом и железном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когда супружеская пара самостоятельно могла прокормить своих детей. Постепенно такая пара отходила от рода. Мужчина и женщина имеют общее хозяйство. Стало более надежным установление отцовства.

В условиях развивающегося земледелия, а затем скотоводства, мужчина постепенно становится главной фигурой в производстве материальных благ, к нему переходит ответственность за судьбу детей, за наследство. [10] Частная собственность утверждает «право отца» и его силу, способствует развитию парной семьи: беря в жены определенную женщину, мужчина хотел быть уверен, что оставляет наследство своим «кровным» детям. С этого времени половые отношения регулируются не только социальными, но и экономическими отношениями.

Матриархатные отношения окончательно сменяются патриархатными: род ведется по отцовской линии, мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Вместе с патриархатом на смену парной семье приходит моногамная, т.е. единобрачная семья. Моногамия исторически возникает как явление социального прогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образом жизни. Моногамная семья появилась не потому, что была осознана ее высшая нравственная ценность, а в силу экономических условий. В классовом обществе она не является равноправным союзом мужчины и женщины – «падение права матери было всемирно-историческим поражением женщины» (Ф. Энгельс).[11]

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно известно, а отцовство – нет. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка – жестко контролировать и ограничивать женщину.(вспомним варианты русских народных сказок, где женщина (девушка) находилась в высоком тереме,[12] до которого на простом-то коне и не допрыгнешь, - требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило кроме всего прочего следить и приглядывать за своей подопечной). Патриархат по своей психологической сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этом смысле, моногамный союз следовало бы понимать как односторонне-парную связь: женщина к моногамии перешла ( перевели), а мужчина – нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов – кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древности и Средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закрепилась законодательством.

Однако все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно укрепилось как супружество по выбору. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу, по существу передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе симпатии и любви, ценится супружеская верность.[13]

Наряду с моногамными связями в обществе существует полигамия – многобрачие. На практике полигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния.

Полиандрия – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.[14] В ХIХ в. полиандрия еще бытовала, в частности, у алеутов (народ в США, коренное население Алеутских островов) и некоторых груб эскимосов. Еще позднее она сохранялась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана.

Различаются «братская» и «неродственная» формы полиандрии. Когда жена старшего брата становится общей женой всех братьев – это называется фратернальная полиандрия (братская). В таких семьях женщина занимает высокое положение, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.

Полигиния – многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Такая форма отношений свойственна преимущественно патриархату. В поздних формах полигиния сохранялась в классовом обществе у некоторых мусульманских народов Востока как привилегия господствующих классов. Иногда встречается сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужчиной.

Пережитки многоженства в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран существуют до сих пор. В наше время миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских странах и африканских государствах верны полигамным формам брака, точнее полигинии. Коран всецело допускает эту форму брачных отношений.

Моногамия насчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет совершенствоваться и дальше, пока не признают фактическое равенство пола и равноправие брачных отношений.[15]

Моногамия отличается от парного брака большей прочностью уз, они уже не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина.

3 Равенство полов

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и не законных.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на поло-ролевое поведение мужчин и женщин, трансформируются семейные функции.

Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Эволюция семьи изучалась, с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племени, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников – то русского «Домостроя» до исландских саг.[16]


4 Языческая семья

Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в ХII – XIV вв. отношения мужа и жены в те времена строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а на «изначальной конфликтности», - считает В.Н. Дружинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и мужа. [17] Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – в доме и семье.[18]

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н.Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.[19]

Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье Х II – XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от христианского, стал XVI в. Модель православной семьи отразилась в знаменитом «Домострое», написанном одним из величайших мыслителей эпохи Сильвестром – воспитателем, а затем соучастником реформ молодого Ивана IV.

Российский крестьянин и горожанин XVI в. имели сложное комплексное мироощущение, оно отразилось в «двоеверии». Русские до XIV в. были в большей мере язычниками, нежели христианами.

Отношения мужа и жены строились не на отношениях доминирования – подчинения, а на изначальной конфликтности. В славянском язычестве женщина не является существом, подчиненным мужчине: она иной человек, обладающий качествами, отличными от мужских, носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть.

Женщина обладала как добрачной свободой, так и свободой в браке. Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия и она причиняла себе увечье, с виновника взыскивался штраф. Ограничивалась власть не только отца, но и мужа. Ритуальная свобода закреплялась в особой женской жизни: в обычаях, запретах, женских обрядах, праздниках. Женщина имела возможность развода – она могла, если её не устраивает муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу. Поскольку чаще всего роды враждовали между собой, то и отношения мужа и жены сохраняли оттенок вражды, конфликта. Муж не доверял жене, жена – мужу. Муж ждал от жены козней, лжи, отравлений и т.д. «Жены ценились или мало, или также мало ценили своих мужей и женщины. Браки редко совершались по любви, взаимного уважения ждать было трудно ».[20]

В семье главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ею была жена отца или старшего сына.

Если в эпоху победившего православия женщина могла доминировать в доме лишь в том случае, когда все взрослые отсутствовали, то «большухе» подчинялись все младшие мужчины большой семьи. Такое доминирование женщины было возможно из – за частых отсутствий мужа в доме и вследствие ее власти над очагом, едой, умения приготовить пищу, сшить одежду, из – за ее роли в воспитании детей.

В античной и большинстве других языческих цивилизаций соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны. Более того, во многих отношениях женские общества обладают особым могуществом, например Афродита, богиня любви. Миром правит Эрос, и даже высшие олимпийские божества бессильны перед его властью.

Страх перед женщинами отразился в мифах о женщинах – воинах, которые реально существовали - амазонках. В скандинавской мифологии мертвых героев уносят на Валгалду валькирии – девы-воительницы. Русские женщины эпохи язычества не отставали: образы богатырш запечатлены в былинах. Спуску мужчинам они не давали: ни своим, ни врагам.[21]

Следует остановиться на более общем отношении между мужским и женским началами в христианстве. Как и во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм), в христианстве мужское начало является главенствующим. Бог – всегда мужчина. Аналогично в буддизме и исламе: Будда и Аллах являются носителями мужских качеств. В иерархии потустороннего и посюстороннего мира всех мировых религий мужчины доминируют.

В языческой мифологии среди нечистой силы равно были представлены оба пола, а иногда женский преобладал. Антропоморфные боги могли иметь и мужской и женский пол, а иногда и оба сразу (гермафродит). Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. По мнению большинства культурологов, историков религий, искусствоведов, причиной является матриархат. Поэтому вавилонская Астарта, аккадская Иштар, индийские богини Хала и Шакти, фригийская Кибела возглавляли пантеоны богов. Позже матриархальные религии сменились религиями «борьбы полов», где равно были представлены мужские и женские образы, но даже при номинальной ведущей роли мужского начала божества – женщины противостояли мужской власти и зачастую одерживали победу.

В мировых религиях эпохи патриархата власть в божественном и земном мире принадлежит божествам – мужчинам. Женщине отводится второстепенная роль. [22] Мусульманство вообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а следовательно не рожден женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманстве уготована лишь вспомогательная роль – услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. В этом смысле между христианством и мусульманством существует колоссальный разрыв: Дева Мария, хотя ей и отведена второстепенная роль, все же имеет имя, индивидуальность и причислена к Святому семейству, а гурии не имеют имени и индивидуальности. Для мусульманского бога и мужчины и женщины – прекрасные сексуальные партнерши на одно лицо, а отношение к ним психобиологическое. Мужчина один, женщин сколько угодно, а дети не в счет.

В практике мусульманской церкви женщине вообще отводилось второстепенное место, ее положение было унизительным и страшным. Уже в Коране было сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими». Эти преимущества превратили женщину практически в собственность. Она должна была всю жизнь проводить в гареме, носить паранджу, беспрекословно подчиняться мужу и не имела право на общественную жизнь. Практика многоженства и право на развод только для мужчин приобретали иногда анекдотический характер. Так, один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с 900 женщинами, т.е в среднем каждый месяц имел новую жену.[23]


5 Древнееврейская семья

Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата ( когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.[24]

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар – отчасти, чтобы как-то компенсировать родителям потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, по мнению Дж. Ларю, обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык – однако идеалом всегда оставалась покорная женщина.[25]

6 Брак в Древнем мире

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владении невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т.к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69 – 30 до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - супругой младшего брата. Каждый такой брак сохранял за супругами право – владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. [26] Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему заключало за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1. матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей;

2. гетеры – образованные и одаренные женщины;

3. рабыни, являвшиеся наложницами плебеев;

4. жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брак спартанцев, которая заключалась в рождении детей


7 Европейский брак в Средневековье

На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены, строго карались моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.[27]

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе – право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой мужчина. Представления о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом «рогоносца».

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

8 Христианская семья

Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. [28] Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.

Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к Сыну, но и к Отцу (непорочная жена Бога-Отца).

Напротив, протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12 – 13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10 – 12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. [29] Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет.[30]

Женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном положении. Отношение к женщине в христианстве обусловлено тем, что она, согласно Ветхому Завету – причина грехопадения мужчины. Это ветхозаветное отношение к женщине как к источнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов.

Западного наблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы в русской и западной иконографии: для католических стран начала века – это вечно несовершеннолетняя Мария, для России – это взрослая женщина, женщина – мать. Трудно представить, что такая мощная символика не отражала в определенной степени социальную реальность. Вместе с тем Богородица – при всем ее значении в христианском культе - не может сама повлиять на ход земных и небесных дел: право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача – воспитание сына, который имеет божественную миссию. Однако великая нравственная сила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии. Все дела божественные вершит мужская власть.

Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании.

Жена, из «зоны вражды», где её помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующего семью.[31]

Эта связь отношений любви с отношением доминирования – подчинения в христианской семье, просматривается весьма явно.

Двоеверие – так можно обозначить систему религиозного мировоззрения россиян. Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру, семье.

Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до ХХ в. Но права были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен, бывало, и пропивали их. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью. Как правило, жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом. Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену.

Вместе с тем мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества. Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце ХVI в.[32]

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течении ХХ в.произошел всемирно – исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей.

Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары.[33]

Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода. Новым явлением стало распространение неполных семей.

Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных устоев, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.[34]


Список использованной литературы

1. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008.-176.ил.

2. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006.-768 с

3. Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006.-246 с.-(социальная работа)

4. Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. - 238 с.

5.Куприянчик Л.Л. Психология любви. Донецк. 1998

6. Кравченко А.И Социология: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.


[1] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006.с 11

[2] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 35-36

[3] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006.с 11-13

[4] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006. с 13

[5] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 35-36

[6] Кравченко А.И Социология: учеб. – М.: Проспект, 2009. с 298

[7] Куприянчик Л.Л. Психология любви. Донецк, 1998

[8] Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 56

[9] Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 56-57

[10] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006. с 13

[11] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006. с 14

[12] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 37

[13] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 37-38

[14] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006. с 14

[15] Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие.-М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006.с 15

[16] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 38-39

[17] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 46

[18] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 47

[19] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 39-40

[20] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 46-48

[21] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 49

[22] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 51-54

[23] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 54

[24] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 40

[25] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 40-41

[26] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 40-41

[27] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 41

[28] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 43

[29] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 44-45

[30] Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд.- М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 45-46

[31] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 60

[32] Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер,2008. с 63

[33] Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 59-61

[34] Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 61-62