Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории

 

             

Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории

Доктор педагогических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств В.М. Выдрин; кандидаты педагогических наук, доценты Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев

В последние годы в сфере физической культуры накоплен довольно обширный комплекс знаний теоретического, методического, гуманитарного и естественнонаучного характера. В связи с этим возникла острая необходимость в их объединении, систематизации и целостном осмыслении. Как известно, это привело к возникновению и формированию новой самостоятельной научно-учебной дисциплины - "общая теория физической культуры".

За относительно короткий исторический период проделана большая научно-исследовательская работа, связанная с построением некоторых контуров данной теории [1, 4-8, 16-18, 20-23, 25, 26]. Прежде всего это касается интерпретации понятия "физическая культура" и непосредственно связанных с ним явлений, раскрытия ее специфической сущности и содержания, генезиса развития, морфологии (строения, состава) и функционирования физической культуры в обществе, познания закономерностей ее развития, ценностных характеристик, взаимосвязи с другими видами человеческой культуры и т.п.

В частности, было показано, что понятие "физическая культура" многоаспектно по своему содержанию и может быть охарактеризовано с результативной, деятельной, ценностной и функциональной сторон. Наиболее существенными признаками его содержания являются деятельность по освоению двигательного и духовного опыта, передача его из поколения в поколение; деятельность, направленная на совершенствование сущностных сил человека; ценностный аспект в сфере физического совершенствования; функциональный аспект, связанный с выявлением роли и места физической культуры в жизни общества.

Таким образом, физическая культура как часть общей культуры связана с творческой деятельностью по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и ее социально-значимыми результатами. Функционирование и развитие ее можно рассматривать как акт общественного производства специфических социальных ценностей.

Однако и в настоящее время, несмотря на то что теория физической культуры включена в учебные планы институтов физической культуры в качестве общепрофилирующего предмета высшего физкультурного образования, в полном смысле о такой теории говорить преждевременно. В ее разработке существует немало дискуссионных, спорных и слабо изученных проблем. Парадокс состоит в том, что чем больше изучаются проблемы, связанные с сущностью и содержанием теории физической культуры, тем больше появляется разных точек зрения, порой запутывающих и усложняющих процесс ее формирования.

Это наглядно проиллюстрировали Всесоюзная научно-практическая конференция по философским и социологическим проблемам физической культуры (Москва, май 1986 г.), а также предваряющие ее дискуссионные статьи В.И. Столярова, В.М. Выдрина, Н.И. Пономарева, А.А. Зеленова и Ю.А. Лебедева и др. на страницах журнала "Теория и практика физической культуры". Выступления на конференции показали, что многие проблемы в этой области разработаны слабо или даже не обозначены. Во-первых, еще недостаточно глубоко и полно выяснена сущность физической культуры как вида, части или компонента культуры; во-вторых, нет четкого понимания методологических подходов к ее изучению; в-третьих, неполно раскрывается связь теории физической культуры с практикой физкультурного движения и др. Кроме того, сейчас теория физической культуры по существу во многих случаях рассматривается как совокупность частных теорий (теории физического воспитания, теории спорта и т.д.), разработка которых недостаточно координируется в рамках общей теории физической культуры, не в полной мере раскрываются их взаимосвязи, слабо представлен интегрирующий характер физической культуры. Поэтому понимание теории физической культуры должно быть системным. В наиболее полном смысле слова она должна характеризоваться принципиально иным, новым содержанием и представлять не сумму частных теорий, а интегра-тивно обобщенную теорию всей деятельности в сфере физической культуры, выступать в роли метатеории, быть интегрированным "единством разнообразия". В. ней должны найти отражение наиболее общие и существенные закономерности, действующие в этой области жизнедеятельности общества.

К сожалению, за время, прошедшее после Всесоюзной конференции, размах и интенсивность исследований по данной проблеме несколько снизились. Вполне очевидно, что наиболее важные результаты в формировании теории физической культуры могут быть получены при использовании концепций общей теории культуры, интегративных подходов и методов исследования (в частности, системного), логико-методологических проблем построения теорий.

Говоря о культуре, можно выделить концепции, затрагивающие лишь отдельные ее аспекты. К таковым можно отнести: предметно-ценностную, деятельностную, личностно-атрибутную, общественно-атрибутивную, информационно-знаковую и др. И концепции, которых пока значительно меньше, синтезирующие односторонние представления о ней в единой системной модели. Так, удивительно прозорливой оказалась концепция В.М. Лукина [15], выделившего такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический, творчески-атрибутивный, системно-функциональный, аксиологический, которые позволяют комплексно понять ее специфическую сущность. Известный теоретик М.С. Коган [12] также отмечает, что культура связана прежде всего с деятельностью по освоению социального опыта, созданием новых культурных ценностей и ее социально-значимыми результатами, отмечая односторонность вышеперечисленных концепций культуры. Концепции В.М. Лукина, М.С. Когана согласуются с общим процессом культурного развития. Весьма перспективна в этом плане концепция, устанавливающая связь культуры с духовным производством [10]. При этом система культуры состоит из следующих основных системообразующих подсистем: системы производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления. А духовное производство как процесс охватывает все разновидности деятельности, связанные с различными видами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного. Данная концепция, по нашему мнению, не отрицает наличия материальной, физической, социально-политической и других видов культуры, ибо последняя связана с преобразованием природной, социальной среды и природы самого человека.

Поэтому данные подходы и концепции, отражающие многоаспектность содержания культуры, могут служить основой для выявления взаимосвязанных, содержательных характеристик и физической культуры, построения ее теоретических концепций, дают возможность интегрировать разнообразные аспекты изучения физической культуры человека с позиции медико-биологического, педагогического, психологического, социологического, культуроведческого и философского знания. В настоящее время в системе образования, воспитания и культуры особенно возрастает приоритетное значение общечеловеческих ценностей, гуманистических начал в развитии личности, ориентации общественного развития на интересы человека. Личность человека в ее целостности и многомерности является высшей ценностью образования и культуры. Среди многих факторов, влияющих на развитие общества и каждой личности, физическая культура занимает особое место.

В современный период имеются различные подходы к выявлению сущности, компонентного состава физической культуры. Наиболее плодотворные из них связывают ее с деятельностью, направленной на физическое совершенствование человека [8, 9, 23]; с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов [14]; с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств [9, 19, 25, 29]; с формами ее организации (компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической рекреацией и двигательной реабилитацией [6, 11, 20]. Физическая культура рассматривается с деятельной и результативной стороны [21], в единстве предметных и личностных ценностей [II]. Однако многие из этих концепций, характеризуя отдельные стороны такого сложного социального феномена, как культура физическая, чаще всего рассматриваются изолированно друг от друга. Их же необходимо рассматривать в комплексе, в единой взаимосвязи. Это дает возможность сформировать более интегративное представление о сущности физической культуры.

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий.

Физическая культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования телесно-двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры, предполагает прежде всего работу с духовным миром человека - его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации. И, видимо, чрезмерное смещение акцентов при ее формировании на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому - одна из главных причин того, что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные возможности.

Нам представляется, что такой подход к пониманию сущности физической культуры дает возможность совершенно по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека и ее теоретических основ, в целом на сферу физической культуры. Ставя во главу угла взаимосвязь интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов, а также исследование проблемы потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов в ее сфере - на основе изучения разнообразных форм физкультурной (двигательной) деятельности, связанной с физическим совершенствованием человека, возможно довести до сознания масс, общества это явление - физическую культуру. И хотя эти вопросы частично (в связи с физкультурным образованием) затрагиваются в интересных работах Л.И. Лубышевой [14], В.В. Приходько [24], Е.П. Каргаполова [13], а также в методологическом плане И.М. Быховской [3], но далеко не решают проблемы в целом. В этом плане чрезвычайно актуально высказывание В.К. Бальсевича, сделанное еще в 1981 г. и связанное с развитием теории, методики и организации физической культуры и спорта, с выработкой и освоением новых научно-методических и организационных концепций о "...целесообразности отказа от существующей ныне системы, предусматривающей отбор людей для занятий определенным видом спорта, и обоснована необходимость отбора вида спортивной деятельности для каждого человека в соответствии с его моторной и психологической индивидуальностью", ибо "...возможности современного арсенала физической культуры и спорта перекрывают известный нам диапазон индивидуальных двигательных способностей человека и, таким образом, позволяют каждому найти вид физкультурно-спортивной деятельности, который бы соответствовал его морфофункциональному, психологическому статусу и личностным мотивациям" [2, с. 43].

Физическая культура есть явление, которому присуще "материально-духовное" или "духовно-материальное" качество. Она выступает в системе культуры как базовый слой, интегрирующая часть культуры. Сочетая единство духовного и физического, физическая культура имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности. Это служит гарантией того, что усилиями многих исследователей разработка теоретических вопросов в сфере физической культуры будет успешной и практике будут даны научно обоснованные рекомендации по приобщению к ней все большего числа занимающихся.

В заключение отметим, что для более эффективного решения вопросов, относящихся к теории физической культуры, необходимо следующее:

1) ориентировать теоретические разработки в сфере физической культуры во взаимосвязи с методологическими уровнями рассмотрения знаний (философским, общенаучным, частнонаучным, отдельного исследования) и с такими категориями материалистической диалектики, как общее, особенное и единичное;

2) учитывать такие аспекты связей культуры вообще и физической культуры в частности:

а) многообразие содержания культуры, которое позволяет комплексно раскрыть совокупность существенных признаков физической культуры;

б) системность рассмотрения культуры, дающее возможность объединить различные аспекты знания о физической культуре в достаточно целостные теоретические научные концепции;

в) соотносимость теорий, т.е. взаимообусловленность общей теории физической культуры и ее частных теорий, по отношению к которым она выступает методологической основой в процессе их формирования; г) взаимодействие подсистем, которое предполагает нахождение оптимальных путей управления функционированием как отдельных подсистем физической культуры, так и ее в целом, учет ее взаимосвязей со многими компонентами общественной системы; д) связь с практикой: теория физической культуры, способствуя более глубокому пониманию причинно-следственных связей в ее сфере, формирует тем самым более широкое мировоззрение специалистов как в профессиональном, так и в социальном, культурном плане;

3) в теоретико-методологическом плане подойти к обоснованию и раскрытию механизма образования и функционирования ценностей в сфере физической культуры, приобщения к ним человека с выявлением влияния на этот процесс агитационно-пропагандистских, информационных, правовых, экономических, организационно-управленческих и других факторов;

4) более глубоко познать и осмыслить сущность различных форм двигательной деятельности в ее сфере.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. "Теор. и практ. физ. культ.", 1991, № 7.

2. Бальсевич В.К., Громыко В.В. и др. "Теор. и практ. физ. культ.", 1981, № 8.

3. Быховская И.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1993, № 7.

4. Выдрин В.М. Автореф. докт. дис. М., 1980.

5. Выдрин В.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1984, № 6.

6. Выдрин В.М. "Теор. и прак. физ. культ.", 1986, № 5.

7. Визитей Н.И. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989.

8. Введение в теорию физической культуры./Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983.

9. Зеленое Л.А., Лебедев Ю.А. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 9.

10. Ешин М.Б. Культура в системе общества. Вып. "Культура в общественной системе социализма". - М.: Наука, 1984.

11. Евстафьев Б.В. Анализ основных положений в теории физической культуры. Л., 1985.

12. Коган М.С. Системный подход и гуманитарные знания. Л., 1991.

13. Каргаполов Е.П. Автореф. докт. дис. М., 1992.

14. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

15. Лукин В.М. Дис. Л., 1970.

16. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1975, № 11.

17. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1978, № 3.

18. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1980, № 12.

19. Манько Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта. Л.: ВДК ИФК, 1985.

20. Николаев Ю.М. Дис. Л., 1976.

21. Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 6.

22. Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1974, № 4.

23. Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1979, № 5.

24. Приходько В.В. Автореф. докт. дис. М., 1992.

25. Столяров В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 2.

26. Столяров В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 9.