Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Правила Волейбола 1999-2000

 

             

Правила Волейбола 1999-2000

Не совсем

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВОЛЕЙБОЛА

1999-2000


Текст от 9 сентября 1999 года


FIVB


09 сентября 1999 года

С О Д Е Р Ж А Н И Е


ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ 6


РАЗДЕЛ 1

ИГРА


Глава 1

Сооружения и оборудование

1. Игровое поле (Схемы 1 и 2) 8-9

1.1. Размеры 8

1.2. Игровая поверхность 8

1.3. Линии на площадке 8

1.4. Зоны и места 9

1.5. Температура 9

1.6. Освещение 9


2. Сетка и стойки (Схема 3) 10-11

2.1. Высота сетки 10

2.2. Структура 10

2.3. Ограничительные ленты 10

2.4. Антенны 10

2.5. Стойки 10

2.6. Дополнительное оборудование 11


3. Мячи 11

3.1. Стандарты 11

3.2. Однообразие мячей 11

3.3. Использование трех мячей 11


Глава 2

Участники


4. Команды 11-13

4.1. Состав команды 11

4.2. Размещение команды 12

4.3. Игровая форма 12

4.4. Изменения игровой формы 13

4.5. Запрещенные предметы 13


5. Руководители команды 13-14

5.1. Капитан 13

5.2. Тренер 14

5.3. Помощник тренера 14


Глава 3

Игровой Формат


6. Набор Очка, Выигрыш Партии и Матча 14-15

6.1. Набор очка 14

6.2. Выигрыш партии 15

6.3. Выигрыш матча 15

6.4. Неявка и неполная команда 15


7. Структура игры 15-18

7.1. Жеребьевка 15

7.2. Разминка 16

7.3. Расстановка команды 16

7.4. Позиции 16

7.5. Ошибка в расстановке 17

7.6. Переход 17

7.7. Ошибки при переходе 18


8. Замена игроков 18-19

8.1. Ограничения замен 18

8.2. Исключительная замена 18

8.3. Замена при удалении 18

8.4. Неправильная замена 18

8.5. Либеро 19


Глава 4

Игровые действия


9. Состояния игры 20

9.1. Мяч в игре 20

9.2. Мяч вне игры 20

9.3. Мяч «В площадке» 20

9.4. Мяч «ЗА» 20


10. Игра с мячом 21-22

10.1. Удары команды 21

10.2. Характеристики удара 21

10.3. Ошибки при игре с мячом 22


11. Мяч у сетки 22

11.1. Мяч, пересекающий сетку 22

11.2. Мяч, касающийся сетки 22

11.3. Мяч в сетке 22


12. Игрок у сетки 23

12.1. Перенос рук через сетку 23

12.2. Проникновение под сеткой 23

12.3.Соприкосновение с сеткой 23

12.4. Ошибки игрока у сетки 23


13. Подача 24-25

13.1. Первая подача в партии 24

13.2. Порядок подачи 24

13.3. Разрешение на подачу 24

13.4. Выполнение подачи 24

13.5. Заслон 25

13.6. Ошибки при подаче 25

13.7. Ошибки при подаче и расстановке противника при приеме 25


14. Атакующий удар 25-26

14.1. Атакующий удар 25

14.2. Ограничения при атакующем ударе 26

14.3. Ошибки при атакующем ударе 26


15. Блок 26-27

15.1. Блокирование 26

15.2. Касание мяча при блокировании 27

15.3. Блок в пространстве соперника 27

15.4. Блок и удары команды 27

15.5. Блок подачи 27

15.6. Ошибки при блокировании 27


Глава 5

Перерывы и задержки


16. Обычные перерывы в игре 27-29

16.1. Количество обычных перерывов 28

16.2. Запрос обычных перерывов 28

16.3. Последовательность перерывов 28

16.4. Тайм-ауты и технические тайм-ауты 28

16.5. Замена игрока 28

16.6. Неправильные запросы 29


17. Задержка игры 29

17.1. Виды задержек 29

17.2. Санкции за задержки 29


18. Исключительные перерывы в игре 30

18.1. Травма 30

18.2. Внешняя помеха 30

18.3. Продолжительный перерыв 30


19. Перерывы и смена площадок 30-31

19.1. Перерывы 30

19.2. Смена площадок 31


Глава 6

Поведение участников


20. Требования к поведению 31

20.1. Спортивное поведение 31

20.2. Честная игра 31


21. Неправильное поведение и санкции за него 31-33

21.1. Незначительное неправильное поведение 31

21.2. Неправильное поведение, влекущее за собой санкции 32

21.3. Шкала санкций 32

21.4. Применение санкций 33

21.5. Неправильное поведение до и между партиями 33

21.6. Карточки санкций 33


РАЗДЕЛ 2

Судьи, их обязанности и официальные сигналы


22. Судейский корпус и процедуры 35

22.1. Состав 35

22.2. Процедуры 35


23. Первый судья 36

23.1. Местонахождение 36

23.2. Полномочия 36

23.3. Обязанности 36


24. Второй судья 37

24.1. Местонахождение 37

24.2. Полномочия 37

24.3. Обязанности 37


25. Секретарь 38

25.1. Местонахождение 38

25.2. Обязанности 38


26. Линейные 39

26.1. Местонахождение 39

26.2. Обязанности 39


27. Официальные сигналы 40

27.1. Жесты судей (Схема 11) 40

27.2. Сигналы флагом линейных (Схема 12) 40


РАЗДЕЛ 3

Схемы


ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ


Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существует множество разновидностей игры используемых при различных обстоятельствах с целью универсализации игры.


Цель игры – направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).


Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его касания площадки, выхода «ЗА» или ошибки команды.


В волейболе команда, выигрывающая розыгрыш, набирает очко (Система Розыгрыш – Очко). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и получает право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.


РАЗДЕЛ 1


ИГРА

Глава 1. Сооружения и оборудование


1. Игровое поле (схемы 1 и 2)


Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.


1.1. Размеры


Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18 Х 9 м. Минимальный размер свободной зоны со всех сторон игровой площадки составляет 3 м. Свободное игровое пространство – это пространство над игровым полем, свободное от препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м.


Для Мировых соревнований ФИВБ свободная зона должна быть минимум 5 м от боковых линий и 8 м от лицевых линий. Свободное игровое пространство должно быть высотой минимум 12,5 м от игровой поверхности.


1.2. Игровая поверхность


1.2.1. Игровая поверхность должна быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях.


Для Мировых и Официальных соревнований ФИВБ разрешается только деревянное или синтетическое покрытие. Любое покрытие должно быть предварительно утверждено ФИВБ.


1.2.2. В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого цвета.


Для Мировых и Официальных соревнований ФИВБ белый цвет линий является обязательным. Цвета игровой площадки и свободной зоны должны отличаться друг от друга.


1.2.3. На открытых площадках разрешен уклон 5 мм на 1 м для дренажа. Линии площадки, изготовленные из твердых материалов, запрещены.


1.3. Линии на площадке


1.3.1. Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий.


1.3.2. Ограничительные линии


Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.


1.3.3. Средняя линия


Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9 Х 9 м каждая. Эта линии проведена под сеткой от одной боковой линии до другой.


1.3.4. На каждой площадке проведена линия нападения, задняя граница которой расположена на расстоянии трех метров от оси средней линии (правило 1.4.1.).


Для мировых и Официальных соревнований ФИВБ линия нападения продолжается дополнительными прерывистыми линиями от боковых сторон, пятью короткими, 15-см линиями шириной 5 см, нанесенными через 20 см, общей длиной 1,75 м.


1.4. Зоны и места


1.4.1. Передняя зона


На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и задней границей линией нападения.


Считается, что передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.


1.4.2. Зона подачи


Зона подачи – это участок шириной 9 м позади лицевой линии (лицевая линия не включается). Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. По глубине зона подачи простирается до конца свободной зоны.


1.4.3. Зона замены


Зона замены – это часть свободной зоны, ограниченная продолжением линий нападения, боковой линией и столиком секретаря.


1.4.4. Места


Для мировых и Официальных соревнований ФИВБ места разминки размером приблизительно 3 Х 3 м расположены за пределами свободной зоны со стороны скамеек команд (Схема 1).


1.4.5. Штрафная зона


Штрафная зона размером приблизительно 1 Х 1 м и оборудованная двумя стульями расположена за скамейкой каждой из команд (Схема 1). Она может быть ограничена красной линией шириной 5 см.


1.5. Температура


Минимальная температура не должна быть ниже 10 град. С (50 град F).


На мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ максимальная температура не должна быть выше 25 град. С (77 град. F) и минимальная – не ниже 16 град. С (61 град. F).


1.6. Освещение


На мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ освещение игрового поля должно быть не менее 1000-1500 люкс (измеряемое не высоте одного метра от поверхности игрового поля).


2. Сетка и стойки (Схема 3)


2.1. Высота сетки


2.1.1. Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 для женщин.


2.1.2. Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки над двумя боковыми линиями должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см.


2.2. Структура


Сетка шириной 1 метр и длиной 9,5 метров состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см. (Схема 3).


Верхний край сетки формирует горизонтальная лента шириной 5 см. (сложенная вдвое белая парусина, прошитая по всей длине). На концах ленты имеются отверстия, через которые пропущен шнур, привязывающий ленту к стойкам для ее натяжения.


Внутри ленты находится гибкий трос для прикрепления сетки к стойкам и натяжения.


Внизу сетки (без горизонтальной ленты) находится шнур, пропущенный через ячейки, для прикрепления ее к стойкам и натяжения.


2.3. Ограничительные ленты


Две белые ленты, прикрепленные вертикально к сетке и расположенные прямо над каждой боковой линией формируют ограничительные ленты. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.


2.4. Антенны


Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанный из стекловолокна или подобного ему материала.


Две антенны прикрепляются с внешнего края каждой ограничительной ленты и расположены на противоположных сторонах сетки (Схема 3). Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см., предпочтительно красного и белого.


Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бо­кам плоскость перехода (Схема 5, Правило 11.1.1.).


2.5. Стойки


2.5.1. Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0,5 - 1,0 м за боковыми линиями (Схема 3). Вы­сота стоек 2,55 м и, желательно, чтобы она была регули­руемой.


На мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 1,0 м за боковыми линиями. Иное расстояние должно быть согласовано с ФИВБ.


2.5.2. Стойки должны быть круглыми и гладкими, без опасных для игроков или мешающих игре приспособлений. Они устанавливаются на поверхности без растяжек.


2.6. Дополнительное оборудование


Все дополнительное оборудование определяется Регламен­том ФИВБ.


3. Мяч


3.1. Стандарты


Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала. Его цвет может быть однотонным светлым или комбинацией цветов. Его окружность 65-67 см. и вес 260-280 г. Его внутреннее давление должно быть от 0,30 до 0,325 кг/кв.см. (от 294,3 до 318,82 мба или гПа ).


3.2. Однообразие мячей


Все мячи, используемые в матче, должны иметь одинако­вые стандарты относительно окружности, веса, давления, типа, цвета и т.д.


Мировые и Официальные соревнования ФИВБ должны играться мячами, утвержденными ФИВБ.


3.3. Использование трех мячей


На Мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ должны использоваться три мяча. В этом случае шесть подавальщиков мячей находятся по одному в каждом углу свободной зоны и по одному поза­ди каждого из судей (Схема 10).


Глава 2. Участники


4. Команды


4.1. Состав команды


4.1.1. Команда может состоять максимум из 12 игроков, одно­го тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.


На Мировых соревнованиях ФИВБ врач должен быть за­благовременно аккредитован ФИВБ, чтобы получить право находиться на скамейке команды во время матча.


4.1.2. Каждая команда обязана отметить в протоколе среди 12 игроков одного специализированного защитника – «Либеро».


4.1.3. За исключением Либеро еще один игрок, являющийся капитаном, должен быть отмечен в протоколе.


4.1.4. Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. Когда тренер и капитан ко­манды подписали протокол, записанные игроки не могут быть изменены.


4.2. Размещение команды


4.2.1. Не участвующие в игре игроки должны сидеть на ска­мейке команды или находиться в своем месте разминки (Правило 1.4.4.). Тренер и другие члены команды должны сидеть на скамейке, но могут временно покинуть ее.


Скамейки команд располагаются рядом со столиком сек­ретаря, за пределами свободной зоны (Схема 1).


4.2.2. Только членам команды разрешено сидеть на скамейке во время матча и принимать участие в разминке (Правило 4.1.1.).


4.2.3. Не участвующие в игре игроки могут раз­минаться без мячей:


4.2.3.1. Во время игры: в месте разминки (Правило 1.4.4.);

4.2.3.2. Во время тайм-аутов: в свободной зоне позади их игровой площадки.


4.2.4. Во время перерывов между партиями игроки могут поль­зоваться мячами для разминки в свободной зоне.


4.3. Игровая форма


Игровую форму игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь.


4.3.1. Футболки, трусы и носки должны быть однообразными (за исключением Либеро, правило 8.5.), чистыми и одного цвета для команды.


4.3.2. Обувь должна быть легкой и гибкой, с резиновыми или кожаными подошвами, без каблуков.


На Мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ для взрослых цвет обу­ви в команде должен быть однообразным, но торговые мар­ки могут отличаться по цвету и дизайну. Футболки и трусы должны соответствовать стандартам ФИВБ.


4.3.3. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 18.


4.3.3.1. Номер должен быть расположен на футболке по цен­тру на груди и на спине. Цвет и яркость номеров должны контрастировать с цве­том и яркостью футболок.


4.3.3.2. Номер должен быть минимум 15 см. на груди и 20 см. на спине. Полоски, образующие номер, должны быть шириной минимум 2 см.


На Мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ номер игрока номер игрока должен быть повторен на правой штанине трусов. Номер должен быть от 4 до 6 см высотой, а полоска, образующая номер, должна быть минимум 1 см шириной.


4.3.4. Капитан команды должен иметь на его футболке полос­ку 8 Х 2 см., подчеркивающую номер на груди.


4.3.5. Запрещается носить форму цвета, отличного от других игроков (Правило 4.3.1.) (за исключением Либеро, правило 8.5.) и/или без официальных номеров (Правило 4.3.3.).


4.4. Изменения игровой формы


Первый судья может разрешить одному или более игро­кам:


4.4.1. Играть босиком;


4.4.2. Сменить влажную форму между партиями или после замены, при условии, что новая форма имеет одинако­вый с прежней цвет, модель и номер;


4.4.3. В холодную погоду играть в тренировочных костюмах, при условии, что они одного цвета и модели для всей команды (за исключением Либеро) и пронумерованы в соответствии с Правилом 4.3.3.


4.5. Запрещенные предметы


4.5.1. Во время матча запрещено носить предметы, которые могут привести к травме, или дать искусственное преиму­щество игроку.


4.5.2. Игроки могут носить очки или линзы на свой собственный риск.


5. Руководители команды


Оба, капитан команды и тренер отвечают за поведение и дисциплину членов их команды.


5.1. Капитан


5.1.1. ПЕРЕД МАТЧЕМ капитан команды подписывает прото­кол и представляет свою команду на жеребьевке.


5.1.2. ВО ВРЕМЯ МАТЧА капитан команды действует как игровой капитан, когда он находится на площадке. Когда капитан команды не играет на площадке, тренер или сам капитан назначает любого другого игрока на площадке, кроме Либеро, принять на себя обязанности игрового капитана. Игровой капитан сохраняет свои функции до замены, возвращения капитана команды в иг­ру, или до окончания партии.


Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану среди всех членов команды разрешено обращаться к су­дьям:


5.1.2.1. Спрашивать разъяснение применения Правил и пред­ставлять просьбы или вопросы партнеров. Если разъяс­нение не удовлетворит игрового капитана, он должен немедленно сообщить судье свое несогласие. Этим ре­зервируется право записать официальный протест в протокол в конце матча (Правило 23.2.4.);


5.1.2.2. Запрашивать разрешения:


а) сменить игровую форму,

б) проверить расстановки команд,

с) проверить пол, сетку, мяч и т.д.,


5.1.2.3. просить тайм-ауты и замены (Правило 16.2.1.).


5.1.3. В КОНЦЕ МАТЧА капитан команды:


5.1.3.1. благодарит судей и подписывает протокол, подтверж­дая результат матча;


5.1.3.2. если он (или игровой капитан) предварительно выра­зил несогласие с первым судьей, это несогласие может быть подтверждено и записано в протокол как офици­альный протест (Правило 5.1.2.1.).


5.2. Тренер


5.2.1. На протяжении матча тренер руководит игрой своей команды, находясь за пределами игровой площадки. Он определяет стартовые составы и расстановки, замены и берет тайм-ауты. По этим вопросам он контактирует со вторым судьей.


5.2.2. ПЕРЕД МАТЧЕМ тренер записывает или проверяет в протоколе фамилии и номера своих игроков и затем под­писывает его.


5.2.3. ВО ВРЕМЯ МАТЧА тренер:


5.2.3.1. Перед каждой партией дает секретарю или второму су­дье должным образом заполненную и подписанную кар­точку расстановки,


5.2.3.2. Сидит на скамейке команды ближе всех к секретарю, но может временно покинуть ее,


5.2.3.3. Запрашивает тайм-ауты и замены,


5.2.3.4. Может, как и другие члены команды, давать инструк­ции игрокам на площадке. Тренер может давать инструкции как стоя, так и перемещаясь в пределах свободной зоны перед своей скамейкой от продолжения линии нападения до места разминки, не мешая и не задержи­вая матч.


5.3. Помощник тренера


5.3.1. Помощник тренера сидит на скамейке команды, но не имеет права вмешиваться в матч.


5.3.2. Если тренер должен покинуть свою команду, помощник тренера может принять на себя выполнение его функций по просьбе игрового капитана и с разрешения первого су­дьи.


ГЛАВА 3. ИГРОВОЙ ФОРМАТ


6. Набор Очка, Выигрыш Партии и Матча


6.1. Набор Очка


6.1.1. Игровая Ошибка


Всякий раз, когда команда выполняет игровое действие вопреки данным Правилам, или нарушает их, одним из судей фиксируется игровая ошибка. Судьи оценивают ошибки и определяют наказания в соответствии с настоя­щими Правилами.


6.1.1.1. Если две (или более) ошибки совершены последова­тельно, то принимается во внимание только первая ошибка.


6.1.1.2. Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБ­КОЙ и мяч переигрывается.


6.1.2. Последствия ошибки


Последствием ошибки является проигрыш розыгрыша мя­ча:


6.1.2.1. Если соперник подавал, он набирает очко и продолжа­ет подавать;


6.1.2.2. Если соперник принимал подачу, он набирает очко и получает право подавать;


6.2. Выигрыш Партии


6.2.1. Партия (за исключением решающей – пятой) выигрывается командой, которая первой наби­рает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В слу­чае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25, …).


6.3 Выигрыш Матча


6.3.1. Победителем матча является команда, которая выиг­рывает три партии.


6.3.2. В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с преимуществом минимум в 2 очка.


6.4. Неявка и неполная команда


6.4.1. Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.


6.4.2. Команда, которая без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, объявляется не явившейся с тем же результатом, что и в правиле 6.4.1.


6.4.3. Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в мат­че (Правило 7.3.1.), проигрывает партию или матч. Ко­манда-соперник получает очки, или очки и партии, необ­ходимые для победы в партии или в матче. Неполная ко­манда сохраняет свои очки и партии.


7. Структура Игры


7.1. Жеребьевка


Перед матчем первый судья проводит жеребьевку по опре­делению первой подачи и сторон площадки в первой пар­тии.


Если играется решающая партия, то должна быть прове­дена новая жеребьевка.


7.1.1. Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд.


7.1.2. Победитель жеребьевки выбирает:

ИЛИ

7.1.2.1. право подавать или принимать подачу

ИЛИ

7.1.2.2. сторону площадки.


Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.


7.1.3. В случае последовательных разминок, первой разминает­ся на сетке команда, которая подает первой.


7.2 Разминка


7.2.1. Если команды предварительно имели игровую площадку в своем распоряжении, то каждая команда будет иметь 3-х минутную разминку на сетке перед матчем, если нет - то каждая команда будет иметь 5-минутную разминку на сет­ке.


7.2.2. Если оба капитана согласны проводить разминку на сет­ке вместе, то команды могут делать это 6 или 10 минут, в соответствии с Правилом 7.2.1.


7.3. Расстановка Команды


7.3.1. В игре всегда должны участвовать шесть игроков от каждой команды.


7.3.1.1. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.


7.3.1.2. Когда команда использует Либеро (Правило 8.5.), номер Либеро также должен быть отражен в карточке расстановки первой партии вместе с номерами стартующей шестерки игроков.


7.3.2. Перед началом каждой партии тренер представляет на­чальную расстановку своей команды в карточке расста­новки. Должным образом заполненная и подписанная карточка вручается второму судье или секретарю.


7.3.3. Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партии, являются в этой партии запасными.


7.3.4. После вручения карточки расстановки второму судье или секретарю изменять расстановку без обычной замены не разрешается.


7.3.5. Расхождение между карточкой рас­становки и действительными позициями игроков на площадке


7.3.5.1. Если обнаружено расхождение между карточкой рас­становки и действительными позициями игроков на площадке до начала партии, то позиции игроков долж­ны быть поправлены в соответствии с карточкой рас­становки. Наказание за это не дается.


7.3.5.2. Также, если игрок, вышедший на площадку, не внесен в карточку расстановки, то расстановка на площадке должна быть исправлена в соответствии с карточкой расстановки. Наказание за это не дается.


7.3.5.3. Однако, если тренер желает оставить такого не записанно­го игрока на площадке, то он должен попросить обычную замену (ы), которая записывается в протокол.


7.4. Позиции


В момент удара по мячу подающим, игроки каждой ко­манды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).


7.4.1. Позиции игроков пронумерованы следующим образом:


7.4.1.1. Три игрока вдоль сетки являются игроками передней ли­нии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый).


7.4.1.2. Другие три игрока являются игроками задней линии и за­нимают позиции 5 (задний-левый), 6 (задний-централь­ный) и 1 (задний-правый).


7.4.2. Позиции игроков друг относительно друга:


7.4.2.1. Каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.


7.4.2.2. Игроки передней линии и игроки задней линии долж­ны, соответственно, быть расположены горизонтально в порядке, указанном в Правиле 7.4.1.


7.4.3. Положения игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью, следующим образом (Схема 4):


7.4.3.1. По крайней мере часть стопы каждого игрока передней линии должна быть ближе к средней линии, чем стопы соответствующего игрока задней линии;


7.4.3.2. По крайней мере часть стопы каждого правого (левого) бокового игрока должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы центрального игрока его ли­нии.


7.4.4. После подачи мяча игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.


7.5. Ошибка в расстановке


7.5.1. Команда совершает позиционную ошибку если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим (Правило 7.3 и 7.4).


7.5.2. Если подающий совершает ошибку на подаче при ее выполнении (Правила 13.4. и 13.7.1.), то ошибка по­дающего превалирует над позиционной ошибкой.


7.5.3. Если подача становится ошибочной после удара на по­даче (Правило 13.7.2.), то засчитывается позиционная ошибка.


7.5.4. Позиционная ошибка приводит к следующим послед­ствиям:


7.5.4.1. Команда наказывается проигрышем розыгрыша (Правило 6.1.2.),


7.5.4.2. Игроки занимают свои правильные позиции.


7.6. Переход


7.6.1. Порядок перехода, определенный начальной расстанов­кой команды и контролируемый порядком подачи и пози­циями игроков, сохраняется всю партию.


7.6.2. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, иг­рок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.


7.7. Ошибки при переходе


7.7.1. Ошибка при переходе считается совершенной, когда ПОДАЧА не выполнена в соответствии с порядком пере­хода (Правило 7.6.1.). Это приводит к следующим послед­ствиям:


7.7.1.1. Команда наказывается проигрышем розыгрыша (Правило 6.1.2.)


7.7.1.2. Порядок перехода игроков исправляется.


7.7.2. Дополнительно, секретарь должен определить точный момент совершения ошибки и все очки, набранные ко­мандой после совершения ошибки, должны быть аннули­рованы. Очки соперника сохраняются.


Если этот момент не может быть определен, аннулирова­ние очков не производится и единственной санкцией яв­ляется проигрыш розыгрыша.


8. Замена игроков


Замена – это акт, при котором игрок, после записи секретарем, входит в игру и занимает позицию другого игрока, который покидает площадку. Замена требует раз­решения судьи (смотри Правило 16.5. о процедуре заме­ны).


8.1. Ограничения замен


8.1.1. В каждой партии команде разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены один или более игро­ков.


8.1.2. Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться, но только один раз в партии и только на свою прежнюю позицию.


8.1.3. Заменяющий игрок может войти в игру только один раз в партии на место игрока начальной расстановки и может быть заменен игроком, которого он заменил.


8.2. Исключительная замена


Травмированный игрок (за исключением Либеро, Правило 18.5.2.4.), который не может продолжать играть, должен быть заменен согласно правилам замены. Если это невозможно, команде дается право сделать ИС­КЛЮЧИТЕЛЬНУЮ замену, сверх ограничений Правила 8.1.


Исключительная замена означает, что любой игрок, который не находился на площадке во время получения травмы, за исключением Либеро и игрока его заменяющего, может войти в игру вместо травмированного игрока. В последствии травмированному игроку не разрешается снова войти в игру.


8.3. Замена при удалении


УДАЛЕННЫЙ или ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ иг­рок (Правила 21.3.2., 21.3.3.) должен быть заменен по пра­вилам замены игроков. Если это невозможно, то команда объявляется НЕПОЛНОЙ (Правила 6.4.3. и 7.3.1. ).


8.4. Неправильная замена


8.4.1. Замена является неправильной, если она превышает ограничения, указанные в правиле 8.1. (исключая случай Правила 8.2.).


8.4.2. Когда команда произвела неправильную замену и игра была возобновлена (Правило 9.1.), должна осуществляться следующая процедура:


8.4.2.1. Команда наказывается проигрышем розыгрыша (Правило 6.1.2.),


8.4.2.2. Замена исправляется,


8.4.2.3. Очки, набранные провинившейся командой после со­вершения ошибки аннулируются. Очки соперника со­храняются.


8.5. Либеро


8.5.1. Либеро должен быть занесен в протокол (Правило 4.1.2.) перед матчем на специальную строку. Также его номер должен быть внесен в карточку расстановки первой партии (Правило 7.3.1.2.).


8.5.2. Для Либеро существуют следующие специальные правила:


8.5.2.1. Форма


Либеро должен носить форму (или майку) другого цвета, чтобы отличаться от других членов команды. Форма Либеро должна отличаться по дизайну (Правило 4.3.5), но должна быть пронумерована так же, как и у других членов команды.


8.5.2.2. Игровые действия


а) Либеро может заменять любого игрока на задней линии.


б) Ему запрещено выступать в роли игрока задней линии и не разрешается