Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

История становления и развития социологии 3

 

             

История становления и развития социологии 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

высшего профессионального образования

национальный институт им. Екатерины Великой

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

на тему:

«История становления и развития социологии»

Выполнила:

студентка III курса

группы 13-МоС-3з

заочного отделения

факультета

«Экономики и менеджмента»

Манкевич О.А.

Проверила:

Преподаватель

Кутарева Л.В.

Москва 2010

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2

2. Возникновение социологии как науки…………………………………....3
3. Социологические теории второй половины ХХ в……………..................7
4. Основные направления развития социологической мысли в России (XIX – XX вв.) ……………………………………………………………….10
5. Заключение………………………………………………………………...14

6. Список литературы………………………………………………………..15

Введение

Социология – (от лат. Socius – общественный и др.-греч. logos – учение) наука об обществе, обществоведение.

Социология – это наука, которая изучает общество (социум). Социология рассматривает общество с разных сторон: и как целостную систему, и как отдельные.

Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное – для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.

Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, по его мнению, является только частная собственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в форме капитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем более налицо был и класс неимущих – пролетариат, которому терять нечего, кроме «собственных цепей», и он может взять на себя инициативу устранения исторической несправедливости.
Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельно простой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частную собственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобрело массовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления, а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а в отдельных случаях и открыто тоталитарный характер.

Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии. Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию.
Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.

Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин «аномия».

Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе – важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.

Возникновение социологии как науки

Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 – 1857 гг.) . Именно он начал употреблять название «социология» (лат. Societas – общество и греч. logos – учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта – отделение «науки» от «метафизики» и теологии.

В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая – теологическая (древность и до XIII в.). Вторая – метафизическая – охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей – позитивной стадии, начавшейся в XIX в. Наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

Разработка и формирование основных научных концепций в середине XIX и до начала XX в. Немецкими учёными К. Марксом, М. Вебером, французским социологом Э. Дюркгеймом, способствовали превращению социологии в науку, имеющую свой предмет свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг.) . Его мысль оказала глубокое влияние на развитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения.

По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню и характер производственных отношений. Главные производственные отношения – это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют определённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.

К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой. Наследие К. Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.

Классиком социологической школы по праву считают французского социолога Э. Дюркгейма (1858 – 1917 гг.) . Он внёс весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной наукис позиции структурного функционализма. Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта . В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

Дюркгейм считал, что социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому.

Структура общества – это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости.

Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе . В нём он видел объединяющее начало, фактор преодоления разобщённости. Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком развитого общества. В архаических обществах нет разделения труда. Только с прогрессом общества люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путём к солидарности людей.

В зависимости от качества солидарности Дюркгейм строит концепцию об эволюционном развитии общества от механической к органической солидарности. В архаичных обществах существует механическая солидарность. А в обществе, где разделение труда принимает развитые формы, формируется новый тип солидарности – «органическая солидарность». Разделение труда формирует личность, приходит осознание зависимости друг от друга, осознание своей неразрывной связи с обществом.

Интересны замечания Дюркгейма по поводу некоторых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое. В связи с концепцией человека Дюркгейм ставил проблему религии. В поисках решения противоречия между наукой и религией приходит к выводу о необходимости создания научной морали. Религия имеет социальный характер – общество одновременно выступает как автор и объект религии.

Наряду с К. Марксом и Э. Дюркгеймом М. Вебера (1864 – 1920 гг.) считают одним из классиков социологии. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии». Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия . Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

Из его методологических конструкций важна концепция «понимания». Есть два типа понимания: первый – понимание через наблюдение, второй – понимание через объяснение мотивов действия.

М.Вебер выделил типы социальных действий:

1) целерациональное;

2) ценностнорациональное;

3) аффективное;

4) традиционное.

Важным вкладом в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен иметь не слишком много общего, не слишком много частного характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен. Это – преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. Чем более «преувеличен» идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более полезен он для конкретного исторического исследования. Понятие это, по Веберу, не статическое, а динамическое.

Анализируя развитие капитализма, Вебер пришёл к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности. Вебер высказал также некоторые оценки такому явлению, как бюрократизация общества. По его мнению, она является результатом рационализации социальной деятельности.

Итак, отметим, что настоящее признание социология как наука получила в конце XIX – начале XX века благодаря научным трудам К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Они заложили основы для развития последующих социологических теорий.

Социологические теории второй половины ХХ в.

Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.

Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого. К основным макросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм , конфликтная социология .

Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс (1902 – 1979 гг.) и Р. Мертон (1910 г.) . Опираясь на достижения математики, кибернетики и др. они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Т.Парсонс разработал «теорию социального действия». Оно заключает в себе:

1) субъект действия (агент);

2) цель действия;

3) ситуацию действия;

4) нормативную ориентацию субъекта.

Все эти элементы необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое. По концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Действие всегда взаимосвязано с другими действиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Согласно Парсонсу, функционирование общества, его сохранение обусловлено определёнными предпосылками. Основные из них:

1) адаптация;

2) целедостижение;

3) интеграция;

4) непрерывность системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и выполнять эти функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система.

На основе критики структурного функционализма Т. Парсонса создавались современные конфликтные теории . Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.

У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог У. Миллс . Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Более чёткую формулировку теория социального конфликта получила в работах немецкого социолога Р. Дарендорфа (1929 г.) . Рассмотрел проблему интереса как фундаментальной категории теории, так как сам социальный конфликт непосредственно связан с интересом. Чтобы понять природу конфликта, важно понять природу интереса и способы его осознания действующими субъектами. Выделяет объективные и субъективные интересы, которые обнаруживаются с самого начала конфликта и выступают как противоположности.

Р. Дарендорф убеждён, что содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти. Речь идёт о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей. Неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов влечёт за собой неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным социальный конфликт. «Бесполезно, – считает Р. Дарендорф, – пытаться ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов. Можно влиять на течение конфликтов, это открывает возможность для эволюционных изменений в обществе».

Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм , теории обмена , феноменологическая социология , этнометодология .

Символический интеракционизм (Д. Мид , Г. Блумер , А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.) , поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.

Теории обмена . «Назад к человеку» – таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил примат психического над социальным.

Д. Хоманс (1910 – 1989 гг.) выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Первый – постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат – постулат стимула – состоит в утверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат – постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. Четвёртый постулат – постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат – агрессии – одобрения. Если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

Феноменологическая социология . Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца (1899 – 1959 гг.) . В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.

Индивиды, согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, так как люди сталкиваются с неупорядоченной массой впечатлений, цветов, запахов, звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками. Люди воспринимают внешний мир через «типизации». Они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе общения. Постепенно каждый человек создаёт запас «знания здравого смысла», который разделяют все члены общества, что позволяет существовать вместе и общаться.

Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».

Таким образом, в XIX – первой половине XX в. Были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились её главные направления. А вторая половина XX века характеризуется появлением новых крупных направлений и их борьбой со старыми, создание новых теорий. Предпринимаются попытки отрефликтировать макро – и микротеории и вместе с тем совместить при анализе общества соответствующие уровни знания.

Основные направления развития социологической мысли в России ( XIX XX вв.)

Как и на Западе, социальная мысль в России изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое , субъективистское , психологическое , диалектико-материалистическое , неопозитивистское .

Географическое направление было представлено Л. И. Мечниковым, С. М. Соловьёвым, В. О. Ключевским. Так, Л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации:

1) речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;

2) средиземноморский – от основания Карфагена;

3) океанический – после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечников считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XXвека. Основоположником субъективной школы является П.Л. Лавров (1828 – 1900 гг.). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Его, как и Конта, волновал процесс «подготовления» мысли – космические, геологические, физико-химические, биологические и психологические линии эволюции, вплоть до «сопутствующих» мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

«Ведущей силой социального прогресса, считал П.Л. Лавров, является личность с её критическим сознанием». Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.

Н. К. Михайловский (1842 – 1904 гг.) доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность – скорость социального прогресса. Идея определяет не только выбор исторического направления, но и даёт «реальное содержание» законам истории.

Н. К. Михайловский был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса. Его знаменитая «формула прогресса» звучит следующим образом: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно всё, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно всё, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов». В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов двух разновидностей разделения труда – «экономического» и «органического» на каждом этапе развития.

Ярким представителем психологического направления был Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.) . Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л. И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».

Долгое время, объяснял Л.И. Петражицкий, взаимодействие «норм – законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое – санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе – свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Петражицкий отрицал объективный, естественно исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд социолог применял при анализе самых разнообразных явлений – права, власти, идеала, наказания и т.п. Л.И. Пет-ражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

Марксистское направление в России стало получать всё большее распространение в конце XIX века. По праву «пионером» марксизма в России называют Г. В. Плеханова (1856 – 1918 гг.). В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» он подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России. Оценил учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Не единицы, а народные массы играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. В то же время Плеханов утверждал, что выдающаяся личность, неразрывно связанная с массой при определённых исторических условиях, может сыграть огромную общественную роль и своей деятельностью ускорить движение общества. Плеханов блестяще раскритиковал идеалистический культ личности. В этом его большая заслуга как социолога.

В.И.Ленин (1870 – 1924 гг.) так же способствовал развитию теории и практики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказали значительное воздействие на социальные науки («Развитие капитализма в России», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия развития капитализма» и т.д.). В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» В.Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Несмотря на то, что В. Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах мы не найдём законченной концепции социологии.

Важной вехой в развитии русской социологической мысли были труды П. А. Сорокина (1889 – 1968), являвшегося представителем неопозитивистского направления в социологии. Особенно велик его вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики. Наиболее известные работы: «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Современная социологическая теория».

П.А.Сорокин не столько принимал преобладавшие эволюционные или связанные с развитием модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как образец, подверженный циклическим, хотя и не регулярным изменениям.

Таким образом, российская социологическая мысль до начала 20-х годов XX века по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной.

После Октябрьской революции судьба социологии складывалась крайне противоречиво. Благодаря своей критичности социология не была «любимицей» среди наук в СССР, так как обращала слишком большое внимание на феномен власти. Впоследствии социология была объявлена «буржуазной лженаукой», а научные исследования в этой области были запрещены. Восстановление отечественной социологии началось только в конце 50-х годов XX века.

Предметом исследований социологов 50 – 60-х годов была социальная структура советского общества, бюджет времени рабочего класса, социальные проблемы труда, образования, семьи. В 1962 году была основана советская социологическая ассоциация. Создан отдел социологических исследований в институте философии Академии наук (АН) СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете.

В конце 60-х годов позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны, и лишь только во второй половине 80-х годов начался новый этап в развитии социологии.

Институт социологических исследований АН СССР был преобразован в Институт социологии АН СССР, а в 1991 году создан и институт социально-политических исследований АН СССР. Вышли книги под общей редакцией Г. В. Осипова, учебники А. И. Кравченко, были переведены и изданы учебники, работы М. Вебера, Н. Смелзера, Э. Дюркгейма и т.п. Стали издаваться специализированные журналы, открываться вузовские кафедры, лаборатории, разрабатываться новые сферы исследований. На повестку дня поставлен вопрос о становлении нового социологического мышления.

Заключение

Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития.

Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

Список литературы

1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 1998.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.

5. Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 1998.

6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

7. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994.

9. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

10. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

11. Социология: Курс лекций / Под. ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 1996.

12. Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 1996.

13. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995.

14. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.

15. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 1994.

16. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994