Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
Государственное общеобразовательное учреждение Высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государствнный университет сервиса и экономики по дисцеплине «Социология»
На тему
:
Социальные проблемы молодёжи в трансформирующемся российском обществе
. Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Институт (Факультет): ИРЭУ Специальность: 080507 «Менеджмент организаций» Махонина Анна Евгеньевна Санкт-Петербург, 2010 г. 1)Тема исследования
Социальные проблемы молодёжи в трансформирующемся российском обществе
. Изучение социальных проблем молодежи является одним из традиционных исследовательских направлений в социологической науке. Это обусловлено необходимостью ясного представления о состоянии и тенденциях процесса формирования и развития данного социального субъекта, поведение которого во многом определяет судьбы общества. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности . Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии. Не снижается число детей - "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных.Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде. Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. 2)Цели и задачи
Цель исследования – исследовать и проанализировать основные проблемы молодёжи в современном трансформирующимся российском обществе, Задачи исследования: 1.Провести социологический опрос среди молодёжи 2.Проанализировать ответы опроса 3)Определение понятий
Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации. Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу- субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре либо противостоять ее фундаментальным ценностям-контркультура. Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненным норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны. 4)Сформулировать гипотезу.
Я считаю, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи,что и явлеяется одной из самых главных проблем в современном обществе.Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является в отсутствии доступных методов занятости молодёжи,которыми должно,на мой взгляд, обеспечить государство. 5)Метод исследования
В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных
методах
исследования
, выясню как с помощью опроса, как метода
социологии
, можно получить данные, рассмотрю виды опросов, структуру анкеты и технику составления опросного
листа. Опрос -
метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.п., основанный на непосредственном (интервью) или опосредственном (раздача анкет) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Социологический
опрос
– один из основных методов сбора социологических данных, позволяющих получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать основным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими методиками исследования. В моем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 16 до 27 лет. Выборочная совокупность равна 10 человек : 5 муж. пола и 5 жен. Вопросы анкетирования:
1.Какая проблема молодёжи в современном обществе главная на ваш взгляд? 2. У вас есть проблемы в общении с
а) родителями а) пьют 4. Есть ли у вас вредные привычки, такие как
а)курение б)употребление спиртного в)наркотики А) государство Б)сама молодёж В)родители 7. есть ли у вас хобби?
д) проблемы с зависимостью (компьютерная тоже считается) 6)Аналитика
Конец формы Вариант ответа 7)Вывод:
Анализируя результаты моего исследования, я сделали следующие выводы: Моя гипотеза о том, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодёжи, оказалось верной. Большинство мужчин подвержены данным вредным привычкам, в частности: алкоголю
подвержены 80% мужчин и 40% женщин курению
подвержены 20% мужчин и 60% женщин. Что касается наркотиков, то среди наших респондентов наркоманов не выявлено,хотя 40% опрашивающих общаются с наркоманами,и всего 20 % считают наркоманию важнейшей проблемой. Подтверждая мою гипотезу,50 % опрашиваемых думают,что это государство виновато в проблемах молодёжи,хотя 40 % признают,что молодёжь так же сама в этом виновна.70% не могут добиться своих целей только благодаря собственной лени.
|