Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Адаптация первокурсника к роли студента педагогического ВУЗА

 

             

Адаптация первокурсника к роли студента педагогического ВУЗА

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального социально- гуманитарного образования

Кафедра теоретической и прикладной социологии

Факультет социологии

Выпускная квалификационная работа

Адаптация первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа

Нормоконтроль пройден.

Нормоконтролер___________

«__»________________2010г.

Исполнитель:

Научный руководитель:

Допущен(а) к защите

«__»_________2010 г.

Зав. кафедрой___________

Екатеринбург

2010

Введение…………………………………………………………………. 3

Глава 1.

§1. Адаптация как процесс и как объект социального анализа.....................................................................................................................6

§2. Адаптация первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………………………………………………13

Глава 2. Институты, влияющие на процесс адаптации первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………20

§1. Влияние куратора учебной группы на повышение эффективности адаптации студентов-первокурсников…………………………………………22

§2. Влияние преподавателя на процесс адаптации студента- первокурсника……………………………………………………………………26

§3. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа…………………………………………………………………..29

§4. Психологическая служба, как один из институтов способствующих наиболее эффективной адаптации к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………………………………………………33

Глава 3. Востребованность институтов, направленных на адаптацию студентов первокурсников педагогического ВУЗа………………………………………………………...……………...……..40

Заключение………………………………………………………………..43

Список использованной литературы…………………………………….44

Приложение 1………………………………………………………..… 48

Приложение 2…………………………..…………………………………53


Введение

Процесс перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим - этот процесс сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального самоопределения, то есть молодой человек сам выбирает, что ему делать?, как это делать, как вести себя и т.д. возникает потребность в идентификации с какой либо группой, общностью. Высокая конформность в отношении к ценностям, нормам взрослых.

В настоящее время не мало важен вопрос об адаптации студентов- первокурсников к статусу студента. Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.

При переходе из средней школы в ВУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.

Выбор темы ВКР был обусловлен тем, что тема очень актуальна в настоящее время. В работе представлена информация на тему приспособления студента к новой для него среде, а так же информация связанная с факторами, влияющими на успешную адаптацию первокурсников, такими как: преподавательство, институт кураторства, самоуправление и т.д. В главе 3 представлены результаты исследования, нацеленного на выявление востребованности этих институтов среди студентов педагогического ВУЗа, а именно УрГПУ.

Предметом исследования в данной работе является взаимодействие студентов и институциональных программ, направленных на адаптацию первокурсников.

Объектом исследования явились студенты первого курса различных факультетов Уральского Государственного педагогического университета.

Главной вопросом в представленной работе является вопрос о том, существует ли взаимодействие студента и институтов адаптации созданных в УрГПУ- этот вопрос и является целью исследования.

Достижение цели происходит по средствам решения поставленных задач, например: выяснить, насколько студенты осведомлены об институциональных программах направленных на адаптацию первокурсников; узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации; выявить доминирующие и не доминирующие институты адаптации.

Для решения задач, а вследствие достижения целей исследования был использован метод анкетного опроса студентов- первокурсников УрГПУ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В Главе 1 рассматривается социальная адаптация как процесс и как объект социального анализа. Глава 2- в данной главе освещена проблема адаптации первокурсников к роли студента педагогического ВУЗа, а так же указаны некоторые существенно влияющие на адаптацию факторы. В Главе 3 представлены результаты исследования проведенного среди первокурсников в Уральском Государственном педагогическом университете. В заключении подведены итоги по проведенному исследованию и сделаны выводы по обозначенной в ВКР проблеме. Приложение 1 представляет собой программу социологического исследования «Востребованность институтов, направленных на адаптацию к статусу студента у первокурсников педагогического ВУЗа».

В Приложении 2 представлен инструмент исследования – анкета студента.

В работе адаптация к роли студента освещена как процесс, представлены институты, которые так или иначе помогают адаптироваться студенту первокурснику к непривычной ему среде. Так же указана специфика и особенности адаптации именно в педагогическом ВУЗе.

Глава 1.

§1. Социальная адаптация, как процесс и как объект социального анализа

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ[1] (лат. adaptare - приспособлять) - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

Адаптация является предметом изучения не только естественных наук, но и общественных. Чтобы до конца понять сущность этого процесса необходимо изучить его «со всех сторон». В представленной работе нас интересует понятие адаптации с точки зрения социальных наук.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.

Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром.

В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде[2] :

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности[3] . Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

При переходе из средней школы в университет абитуриент сталкивает с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.

Один из ключевых выводов данной работы заключается в необходимости субъективной удовлетворенности людей своими взаимоотношениями. А недовольство отношениями может возникнуть по многим причинам. Иногда такой причиной являются непрактичные или просто завышенные нормы социальных взаимоотношений, поэтому студентам необходимо научиться ставить перед собой достижимые цели общения.

Другой причиной может быть неправильное понимание путей выхода из депрессии и одиночества. Концентрируя внимание, к примеру, на личных недостатках, студент может совершенно выпустить из виду фактор обстановки.

Таким образом, можно понять, что социальная адаптация просто необходима молодому человеку во всех сферах его жизни, будь то адаптация к будущей профессии или же адаптация к новому кругу общения. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Но об этом в следующей главе.

§2. Адаптация первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа.

Воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении является важной и необходимой сферой его деятельности, что регламентируется инструкциями Министерства образования и науки РФ и учитывается при аккредитации ВУЗа.

Одна из важнейших задач высшего учебного заведения наряду с повышением качества профессионального образования – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному совершенствованию личности студентов.[4]

Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, вначале может отрицательно влиять на успеваемость и на самочувствие студентов, и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особенно трудна адаптация для иногородних студентов.

Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора. У большинства из них сомнения порождает недостаток осведомленности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их установки, вызывая потерю интереса к учебе, снижение успеваемости.

Уже к началу обучения в вузе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны, т.е. у него нет стандартных способов их решения, ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, новые способы решения жизненных задач.

Первокурсник хочет скорее изучать дисциплины, прямо связанные с его будущей профессией, а ему предлагают в течение трех лет изучать общие дисциплины и принимать на веру, что все это ему будет необходимо для изучения специальных дисциплин и в дальнейшем производственной деятельности. Только доверия, чтобы заинтересовать студента недостаточно, поэтому для усиления мотивации и укрепления интереса к учебе продвигают элементы специализации на младшие курсы (ярким примером является такая дисциплина, как "Введение в специальность", существующая практически на всех факультетах и специальностях)[5] .

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики[6] :

а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.

Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Основными признаками эффективной адаптированности являются:

- адаптированность в сфере "внеличности" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;

- адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Разновидности процессов адаптации личности:

- внутриличностные процессы;

- процессы, совершающиеся между двумя личностями;

- процессы, совершающиеся между личностью и группой;

- социальные процессы, которые вызывают изменения во внутренней структуре и формах организации группы;

- процессы, которые вызывают изменения во взаимоотношениях двух групп;

- такие социальные процессы, которые приводят к изменениям во всем обществе.

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.

Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют несколько сторон социальной адаптации студентов:

- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе

- социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать в трех аспектах:

- медико-биологический аспект (результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения);

- психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса);

- социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности).

Профессиональная адаптация - предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

- адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

- адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.

Адаптация студентов педагогического вуза заслуживает особого внимания. Проблема адаптации молодежи более актуальна, когда речь идет о будущем учителе. Именно от того, как подготовлен молодой специалист, зависит уровень его профессионально-педагогической деятельности, а, следовательно, уровень подготовки и развития его учеников.

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессионально-педагогической подготовки занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

Так же проблема адаптации может быть обусловлена тем, что мотивы выбора профессии педагога будущими студентами были отнюдь не педагогические. Адаптация проходит наиболее успешно у студентов первого курса, мотивами выбора, профессии которых были педагогические мотивы.

В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызывать множество трудностей у студентов непосредственно педагогического вуза как общего характера (трудности, одинаковые для студентов разных факультетов), так и трудности, характерные по своей специфике конкретно для какого-то одного факультета.

Замечено, что чем лучше студент понимает, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей работы, тем лучше он учится. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно - неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.

Недостаточная информированность студентов о содержании их будущей профессии связана с тем, что, во-первых, слабо освещается необходимость общества в работниках педагогической сферы; во-вторых, низкий социальный уровень (статус) педагогов; в-третьих, невысокий престиж самой профессии в современных социально-экономических условиях[7] .


Глава 2. Институты, влияющие на процесс адаптации первокурсников к роли студента педагогического ВУЗа

В процессе адаптации происходит развитие, совершенствование человека. На процесс учебно-профессиональной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе оказывает влияние совокупность факторов, среди которых наиболее важными являются: кураторство, самоуправление, преподавательство и психологическая служба.

В основу учебного процесса в вузе положена самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Преподаватель лишь ориентирует, направляет и контролирует его работу по нахождению и практическому применению знаний. Обучение в школе отличается от обучения в вузе способом «потребления» знаний: школьники получают «готовые» знания, студенты вынуждены эти знания «добывать» самостоятельно. Поэтому переход из школы в вуз будет успешным, если студент будет психологически, теоретически и практически подготовлен к поступлению в высшее учебное заведение.

Фундамент, на котором строится обучение в вузе, закладывается еще в школе. Поэтому, от того, какими знаниями и умениями наделила школа своих выпускников, напрямую зависит успех вузовского обучения. Умения, необходимые студентам вуза, представляют собой комплекс интеллектуальных умений[8] . Например, умение запоминать изучаемый материал включает в себя: «умение расчленять его на логически завершенные части, выделять факты и делать вытекающие из них выводы». Умение применять знания на практике – это умение определять задачу, связанную с применением знаний, выделять в процессе решения основные этапы, сопоставлять теоретические сведения с практическими действиями, контролировать получившиеся результаты. «Такой же многообразной является система учебных умений самостоятельно распределять свое учебное время, чередовать самостоятельную работу по различным дисциплинам, определять конкретные задачи учебной деятельности при изучении того или иного материала на каждом этапе».При работе со студентами очень важно развивать недостаточно сформированные умения; корректировать умения «тормозящие» процесс обучения; показывать новые приемы работы, необходимые в вузе. В течение долгого времени управляющие функции при взаимодействии преподавателя и студента отводились преподавателю, что влияло на проявление активности студентами в учебном процессе. В высшей школе совместная деятельность студентов и педагогов должна заключаться в выработке активной позиции у студентов на всех этапах обучения. Профессионально значимые качества у студентов проявятся в том случае, когда они из «получателя» знаний превратятся в «добытчика». Средняя школа не в полной мере наделяет своих выпускников необходимыми качествами. При переходе из одной образовательной среды в другую преподавателям необходимо определить со студентами стратегию их совместной работы и самостоятельной работы студентов. Это потребует от кураторов и преподавателей-предметников проведения ряда адаптационных мер, носящих психологический и общеметодический характер. Студентам необходимо с первых дней рассказать о тех моральных ценностях, нормах поведения, традициях, которые приняты в учебном заведении. Первым наставником студентов в таких случаях является куратор. Он призван помочь первокурсникам в распределении своего времени, в планировании личного развития, в создании атмосферы, способствующей сплочению коллектива, овладению студентами профессионально-значимыми знаниями, умениями, навыками[9] .
§1. Влияние куратора учебной группы на повышение эффективности адаптации студентов-первокурсников

Этап перехода школа-вуз – это ответственный период в становлении личности студента.

Одним из важнейших направлений взаимодействия преподавателя и студентов является функционирование института прикрепленных преподавателей, способствующего скорейшей адаптации членов академической группы к студенческой жизни: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях, активация творческого потенциала культурному и физическому совершенствованию.

На должность куратора назначается лицо из числа профессорско-преподавательского состава, в порядке исключения- могут быть назначены научные и инженерные работники кафедр, лабораторий, имеющие стаж работы в университете не менее одного года.[10]

Адаптация первокурсников в новом для них образовательном учреждений – очень важный этап первичной социализации в вузе. Многие абитуриенты с радостью воспринимают изменение своего статуса, но вслед за радостным восприятием себя как студента сталкиваются с рядом трудностей:

- Новая, по сравнению со школой, система обучения;

- Необходимость выстраивания взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями;

- Самостоятельная жизнь без поддержки родителей (у иногородних студентов).

Помочь первокурсникам адаптироваться к новой студенческой жизни, научить ориентироваться в правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного процесса в вузе, сплотить коллектив и создать благоприятный микроклимат – все это функции куратора студенческой группы[11] .

В социальном понимании адаптация это процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. Иными словами, адаптация есть не что иное, как усвоение личностью социального опыта той среды, к которой она принадлежит, т.е. к новым условиям жизни и деятельности в вузе.

Абитуриенты выбрали профессию, поступили в университет, а насколько стойким окажется интерес к профессии зависит во многом от процесса адаптации студентов-первокурсников, нуждающихся в действенной и всесторонней помощи. Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное и многогранное. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов: во-первых, профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; во-вторых, социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения. Различают три формы адаптации первокурсников к условиям вуза: формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, ее традициям, своим обязанностям; общественная, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) группы студентов-первокурсников и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом; дидактическая, касающаяся подготовки к новым формам и методам учебной работы в вузе.

Практика работы учреждений образования, история педагогики свидетельствуют о приоритетной роли куратора в воспитательном процессе. Кураторство – это важная составляющая работы ВУЗа. Эта работа должна осуществляться в различных направлениях: учебном процессе, научно-исследовательской и внеучебной сфере и включать в себя как воспитание сознания, моральных ценностей, нравственно-духовного и культурного потенциала, патриотизма и гражданственности, так и необходимость проведения серьезной специальной и профилактической работы, а так же поддержание дисциплины, порядка и чистоты в помещениях нашего университета.

Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу, а значит, подготовка благоприятных условий для успешной работы. Основные задачи, стоящие перед куратором группы: это помощь новоявленным студентам в адаптации к новому институтскому образу жизни, вовлечение их в общественную деятельность, способствование созданию дружного коллектива в группе. Конечно, стили и формы работы прикрепленного преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета и характера. Но не нужно забывать, что общение куратора должно строится на индивидуальном подходе к студентам, на знании их интересов, быта, наклонностей. Работа кураторов в нашем университете должна быть направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов. Куратор сегодня – это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в учебной и академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации. Следовательно, значительная роль в успехе адаптации студента к условиям вуза принадлежит именно куратору, функция которого заключается не только в предоставлении учащемуся объема знаний, навыков и умений, но и в формировании, прежде всего, определенного стиля мышления, мировоззрения.

Практика показывает, что в современных условиях роль индивидуальной работы со студентами возрастает как наиболее эффективной. Деятельность на индивидуальном уровне предполагает осуществление обязательных личных встреч с куратором, с целью определения трудностей, возникающих у студента в учебном процессе, во взаимоотношениях в группе, в адаптации к условиям обучения в вузе, проживания в общежитии и т.п.; путей преодоления возникших затруднений; перспективы учебного и профессионального роста студента; конструирования новой более успешной модели поведения студента. В течение всего учебного года по запросу студента должны осуществляться ситуативные индивидуальные беседы.

Таким образом, кураторская работа направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям вуза, создание поддерживающих, доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование через взаимодействие с академической группой.

Таким образом, можно понять что, вместо школьного классного руководителя в ВУЗе есть такой человек- куратор, который помогает студенту- первокурснику адаптироваться и интегрироваться в новую для него среду, некий «Классный папа (мама)», который(ая) поможет в любой ситуации и подскажет ответ на любой вопрос.


§2. Влияние преподавателя на процесс социальной адаптации студента-первокурсника

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции студента в учебном процессе.

Взаимодействие преподавательского состава и студента первокурсника можно отнести к факторам адаптации объективно существующим по отношению к личности студента.
Следует обратить внимание на то, что организация контроля над обучением является мощным источником стрессовых ситуаций. А как известно, избежать стресс, представляющий собой биологически целесообразную реакцию организма, не представляется возможным. Таким образом, стресс требует неоднозначной оценки в зависимости от его силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции. Частые стрессовые ситуации приводят к «репрессии» эмоционального аппарата, чрезмерно раздражают вегетативную нервную систему, ответственную за поддержание жизненного тонуса. В результате этого могут развиться «специфические болезни социальной адаптации» (в частности, так называемые психосоматические заболевания).

Возникает необходимость обеспечения учебно-воспитательного процесса работой психологов по психологическому просвещению и психопрофилактике. Однако преподаватель, который более длительное время проводит в контакте со студентами, имеет возможность моделировать различные ситуации и в целом обязан осуществлять не только обучающую, но и воспитательную функцию. Также педагог может помочь студентам оптимизировать процесс обучения, сделать его максимально плодотворным и при этом снизить остроту эмоциональных переживаний.

Новые социальные функции и образовательные задачи высшей школы должны воплотиться в новом отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности. Долгое время без внимания оставались проблемы выработки индивидуальной стратегии овладения знаниями, что в целом неудивительно, так как в условиях традиционной системы обучения студент остается в позиции "получателя", хотя приоритетным началом должна быть активная позиция студента на всех этапах обучения, при которой студент должен постоянно выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Однако в условиях традиционной педагогической системы, где наличие объективной оппозиции в отношениях между преподавателями и студентами, доминирование личности педагога и подавление индивидуальности студента, стремление добиться большей академической активности каждого в отдельности и достигнуть усреднения общего уровня подготовленности группы в целом, не останавливаясь при этом на вероятности психологического травмирования студента и ущемления его чувства собственного достоинства, практически очень трудно добиться оптимального педагогического взаимодействия , что особенно важно на начальном этапе обучения.

Следовательно, необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностно ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения. При личностно ориентированном обучении происходят совместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач, определяющие стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля.

Каждый преподаватель пытается разрешить проблему в зависимости от того, каков его опыт, отношение к работе и к людям, с которыми он работает, какими педагогическими способностями он обладает. Особо хочется подчеркнуть значение психодиагностических способностей педагога, к которым можно отнести мотивацию к психологической диагностике студентов и собственно диагностическое мышление и диагностические способности (выявление того, что знает студент, как умеет и может учиться, ради чего учится, какие цели ставит перед собой в учении, как переживает учение). Представляется важной диагностика того, студент переживает учебную ситуацию, отношения с окружающими людьми в этой ситуации, вызывают ли эмоциональный отклик получаемые им знания. Это позволяет не только понять, как он организует общение, выстраивает контакты, проявляет себя, но также способствует более прочному усвоению, так как «отмеченная» эмоцией информация приобретает личную обусловленность.

Акцентирование педагогом повышения ценности образования, раскрытие перспектив профессионального роста и подача материала таким образом, чтобы продемонстрировать безграничность познания и высокий темп изменения информационного пространства, выступают в качестве мер, направленных на профилактику дезориентации молодых людей в профессиональной сфере, падения интереса к овладению знаниями.

Кроме того, подготовка в ВУЗе должна как можно ближе приближаться к условиям и характеру будущей трудовой деятельности, что соответствует принципу связи теории с практикой. Это позволяет сохранять и повышать интерес к учению, а также осуществлять упреждающую адаптацию к профессиональной деятельности.
§3. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа.

В настоящее время проблема адаптации является одной из ключевых проблем психологии. Зародившись в биологии, где довольно рано возникли попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой, она переросла рамки естествознания и, обогатившись идеями современных общественных и гуманитарных наук, приобрела новое содержание. Повышение интереса к проблеме социально-психологической адаптации и все более активное изучение этой темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой – сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. В современных условиях человек вынужден обновлять своё видение мира, взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы времени. В то же время, всё более отчётливой становится тенденция к признанию ценности человеческой индивидуальности и, соответственно, возможности самореализации человека в условиях продуктивного взаимодействия с социальной средой.

В контексте рассматриваемой проблемы ВУЗ играет двоякую роль. С одной стороны высшая школа представляет собой особую социально-психологическую среду, попадая в которую, абитуриент вынужден расстаться с привычными для него реалиями и привыкать к новым условиям. Успешность адаптации студента зависит от двух основных факторов – от особенностей индивида и от особенностей образовательной среды. Помимо предоставления для абитуриента нового социального пространства, ВУЗ формирует в своих студентах способность к адаптации в новых для них условиях, подготавливая своего будущего выпускника к эффективной деятельности в соответствующей профессиональной области.

Для студента адаптация – это, прежде всего, самоактуализация в студенческой группе, представителем которой он является. Студенческая группа представляет собой одно из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования.

Мы полагаем, что в процессе своего обучения студент проходит три этапа адаптации. Первый этап адаптации начинается с момента поступления в ВУЗ и заканчивается в момент окончательного формирования академической группы как единого социального механизма. Обычно срок протекания первого этапа адаптации совпадает с первым годом обучения. Особенности этого периода является то, что в качестве основной среды адаптации выступает академическая группа. Первоначально студенческая группа организуется по формальным, официальным признакам. Но к концу первого курса она из простого собрания индивидуумов превращается во вполне сформировавшейся коллектив, для которого основной объединяющей силой является общность профессиональных интересов его членов. Студенческая группа приобретает свою структуру и свою композицию, при этом и та, и другая претерпевают изменения во времени. Процесс формирования группы как особого социально-психологического образования протекает одновременно с процессом адаптации включенных в нее студентов. Успешность каждого из этих процессов связана с успешностью другого. На наш взгляд, процесс превращения из формального объединения в самобытное образование со своими особыми социально-психологическими признаками естественно назвать самоорганизацией. Процесс самоорганизации успешен, если в результате внутри группы создаются условия для эффективной деятельности студенческое самоуправление. Окончание первого этапа адаптации совпадает с процессом самоорганизации студенческой группы.

Цель студенческого самоуправления заключается в активном участии в формировании, развитии и становлении личности специалиста с высшим образованием, отличающегося глубокими и прочными профессиональными знаниями, умениями и навыками, активной гражданской позицией, широким кругозором, гуманизмом, с развитыми духовными и культурными потребностями.

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются три основных начала:

1. студенческое самоуправление – как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях:

2. студенческое самоуправление – как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью:

3. студенческое самоуправление – как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.

Непосредственным субъектом студенческого самоуправления выступает студенческий коллектив факультета, представляющий собой объединение студенческих коллективов курсов, академических групп и студентов, проживающих в общежитии[12] .

Студенческое самоуправление ставит перед собой следующие задачи :

- формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности;

- способствование процессу эффективной адаптации студентов начальных курсов к вузу;

- содействие овладению каждым студентом навыками продуктивной самостоятельной работы и научной организации труда;

- формирование у членов коллектива на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни активной жизненной позиции;

- воспитание у студентов чувства хозяина в своем вузе, уважения к российским законам, нормам нравственности и правилам общежития;

- обеспечение непосредственного, реального и решающего участия каждого члена коллектива в управлении всеми сферами жизни факультета и вуза (подготовка и принятие решений, выбор оптимальных средств, методов и путей реализации решения, учет и контроль за выполнением решений).

Второй этап адаптации приходится на 2-3 курсы. Здесь уже в качестве основной социальной среды выступает ВУЗ, а студенческая группа способствует или наоборот препятствует процессу адаптации студента.

Третий этап адаптации является принципиально новым по отношению к двум предыдущим. Социальная среда этого этапа – уже все общество. Многие студенты к этому времени начинают вести самостоятельную профессиональную жизнь. Накопленный адаптивный опыт используется в совершенно новых адаптивных условиях. При переходе от одного этапа к другому меняются, не столько цели адаптации, сколько ценности, определяющие эти цели.

Перед вузом возникает необходимость обеспечить студентов не только требуемыми знаниями, умениями и навыками, но и обучить их рационально распределять время, регулировать самостоятельно деятельность и, главное, сформировать систему ценностей, позволяющих будущему профессионалу быть активным субъектом жизнедеятельности[13] .

Направления деятельности студенческого самоуправления изменяются от одного этапа адаптации к другому. Но в любом случае главной задачей остается задача организации особой развивающей среды. Среды, которая бы позволяла формировать необходимые компоненты будущего специалиста.
§4. Психологическая служба, как один из факторов способствующих наиболее эффективной адаптации к роли студента педагогического ВУЗа.

Актуальность развития психологической службы в педвузе вытекает из того, что необходимо предпринимать какие-либо меры по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта[14] . Необходимо дальнейшее изучение потенциальных возможностей психики человека и создание на этой основе наиболее оптимальной программы подготовки советского учителя с высокими идейно-политическими, профессиональными и индивидуально-личностными качествами.

Задачи психологической службы в педагогических ВУЗах России, в основном определяются целями реформы по коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышению уровня практической и морально- психологической готовности их к самостоятельной жизни, а в системе профессионально-технического образования - связи с выпуском квалифицированных рабочих кадров.

При зачислении в ВУЗ предпочтение (при равных экзаменационных оценках) отдается тем, кто имеет лучшие психологические данные, отвечающие педагогической профессии. Следует отметить, что результаты профотбора используются и в дальнейшем, например, кураторами групп для совершенствования учебно-воспитательной работы.

При комплектовании учебных групп деятельность психологическая служба направлена на выявление студентов наиболее активных, общительных, обладающих организаторскими способностями и выраженной направленностью на педагогическую профессию[15] . Важно также знать личностные особенности и других студентов, их интересы, склонности. С этой целью в институте организуются различные работы для поступивших. В процессе трудового взаимодействия проявляются их индивидуальные качества, которые учитываются при распределении студентов по группам. Психологи, другие преподаватели и в этом случае используют наблюдения, беседы, социометрические методы - выбор партнера по критериям «учеба», «руководящий актив», «быт», «досуг»[16] .

Уже на этом этапе ознакомления с новым пополнением определяются неформальные группы по 3—6 человек, которые стремятся повлиять на остальных студентов, склоняя их снизить трудовую активность, не выполнить задания. Естественно, что членов таких объединений распределяют по разным учебным группам и ведут с ними индивидуальную воспитательную работу.

В ряде случаев следует учитывать социальный и физический статус студентов, чтобы избежать психологический дискомфорт в межличностных отношениях. Немаловажную роль играет психологическая служба в облегчении периода адаптации студентов к условиям педвуза. Самое сложное для первокурсников - перестройка стиля учебной деятельности. Им предстоит овладеть новыми приемами учебной работы, выработать более совершенные навыки самостоятельного пополнения знаний, переработки получаемой информации.

Задача психолога состоит в изучении индивидуальных стилей самостоятельной учебной работы первокурсников, выявлении способов чтения, приемов запоминания, формы записей, мыслительных операций и учебных действий, которыми они пользуются. Важно также определить, насколько они умеют переходить от абстрактного к конкретному, к обобщенным понятиям и находить наглядные опоры. После этого студентам разъясняют, какие познавательные действия являются более рациональными. Каждый из них получает рекомендации (в форме бесед, лекций, методических разработок, памяток и т. д.), как правильно слушать и записывать лекцию, работать над книгой, составлять планы, конспекты, выражать мысли сжато или развернуто. В лекциях по психологии при изучении таких тем, как «Внимание», «Память», «Мышление», «Воображение», об этом же речь идет подробней, приводятся научные обоснования приемов учебной работы. Новые способы учебной деятельности первокурсники осваивают коллективно, группами, всем курсом. психологическая служба оказывает им помощь в выработке навыков культурного общения, в развитии чувства дружбы, товарищества, доверия, взаимопонимания. С этой целью выявляются индивидуально-личностные особенности студентов, возможное проявление отрицательных качеств (вспыльчивость, неуравновешенность, зазнайство, упрямство, скупость и др.), мешающих установлению контактов, межличностных связей, созданию благоприятного психологического климата в группе. По мере необходимости психолог совместно с куратором проводит коррекцию взаимоотношений.

В процессе подготовки специалиста большое значение имеет характер общения преподавателей со студентами. Для преподавателя важно уметь поддерживать деловой, доброжелательный тон общения, дающий максимальный образовательный и воспитательный эффект. Психологи выявляют индивидуально-психологические особенности каждого преподавателя, стиль его общения со студентами как способ педагогического воздействия и соответственно предлагают рекомендации по самосовершенствованию. Широко пропагандируется личностный подход к студентам, умение видеть в них не только функциональные качества (учебные успехи, подготовленность к семинарам, выполнение общественных поручений), но и другие индивидуальные особенности; умение выражать справедливые требования в наиболее приемлемых формах, сочетая их с уважением личности соблюдением педагогического такта.

Как известно, многие преподаватели - кураторы студенческих групп, поэтому к их личности предъявляются повышенные требования, работе и взаимоотношениям со студентами уделяется особое внимание. С этой целью изучаются характерологические особенности кураторов, манера общения, умение строить педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами своей группы, оказывать на нее воспитательное влияние. Это дает возможность более точно и определенно сформулировать рекомендации и пожелания кураторам относительно способов и приемов оптимального общения с группой, создания нормального психологического климата в ней. На основе результатов такого изучения вырабатываются рекомендации для ректора и деканатов по рациональному распределению кураторов по группам, по составлению плана учебно-воспитательной работы, по устранению объективных трудностей, препятствующих быстрой адаптации первокурсников.

С помощью психологов кураторы овладевают методами изучения личности студентов и групп в целом[17] необходимым минимумом психологических знаний, которые помогают им понимать характер отношений внутри студенческого коллектива, своеобразие каждой личности, различия в эмоциональных состояниях, устанавливать контакты, управлять процессом общения и формированием коллектива.

Во взаимодействии куратора (а также и любого преподавателя) со студентами могут возникать конфликты, состояние напряженности, порожденное импульсивностью, вспыльчивостью, резкостью, бестактностью. Задача психологической службы - помочь ослабить или снять такие состояния и восстановить нормальные связи и отношения. Иногда конфликт затягивается, приобретает устойчивый характер. Психолог выясняет его природу, помогает устранить.

Совместно с педагогами и методистами психологи разрабатывают специальные методики научной организации и проведения экзаменов и зачетов на основе психологических требований. В них предусматривается создание общей структуры (модели) ответа с последующей корректировкой его применительно к конкретному учебному предмету, по которому проводится экзамен или зачет. Студентам даются рекомендации, как готовиться к экзамену в период сессии и как правильно построить свой ответ; экзаменаторам - как слушать отвечающего, какие реакции должны (не должны) проявляться на правильные и неправильные ответы, как оценивать ответы студентов, соблюдая педагогический такт. В сущности, экзаменатору надо уметь вести опрос так, чтобы студент внутренне принял объективность любой оценки своего ответа. Реализация всех этих мер способствует созданию деловой, доброжелательной обстановки во время сессии, предупреждает тревогу и страх у экзаменуемых.

Активное участие студентов в общественной жизни, как известно, способствует развитию навыков общения, формированию организаторских умений, необходимых будущему учителю. Помощь психолога при этом заключается в том, чтобы равномерно распределить поручения в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями студентов.

Как известно, многие обучающиеся в вузе живут в общежитии. Это связано для них с существенной перестройкой ряда навыков и умений, структуры питания, приобретением новых привычек. В целях ускорения адаптации студентов педвуза использовались общеинститутские занятия. С помощью психологической службы активизировалась печать и работа кураторов. С отдельными студентами психолог проводил индивидуальную беседу. Обучение психологически грамотно планировать свободное время от аудиторных занятий и рационально использовать его, регулировать свои психические процессы и состояния, осознанно строить отношения с другими людьми, перестраивать свою деятельность (поведение) в соответствии с объективными требованиями со стороны деканата общественных организаций, преподавателей; преодолевать слабые стороны своего характера (лень, безволие, неорганизованность, халатность, небрежность, безответственность) — все эти меры психологической службы помогали в преодолении субъективных трудностей в начале учебы.

Большую помощь психологическая служба оказывает в организации и проведении педагогической практики. Рекомендации психологов способствуют выработке у студентов психологической готовности к работе в школе (создание положительного эмоционального настроя; развитие интереса к детям, чувства уверенности, ответственности, стремления выразить себя, мобилизовать свои возможности); установлению контактов с учащимися, учителями, родителями и осуществлению педагогически целесообразного общения с ними; умению определять психические состояния учащихся на уроке и некоторые индивидуальные особенности детей, правильно владеть экспрессией, чтобы она соответствовала намерениям и целям учителя, способствовала общению и служила средством педагогического воздействия на учащихся, а также своей речью, манерами поведения; преодолевать страх, тревожность, неуверенность в момент выступления перед учащимися и родителями.

Особое внимание уделяется организации профессионального самовоспитания студентов. В связи с этим студентов знакомят с задачами и сущностью самовоспитания, методами самопознания, помогают им объективно оценивать свои личностные свойства, увидеть положительные и отрицательные качества, отнестись к себе самокритично, составить программу самовоспитания и выбрать наиболее целесообразные приемы и методы работы над собой. Преподаватели и особенно кураторы широко пропагандируют идеи самовоспитания среди студентов. В настоящее время приобретается специальная литература, запланировано создание кабинета психологической помощи, организация консультаций по самовоспитанию.

При создании благоприятных условий психологической службы в дальнейшем будет накапливать опыт и ее положительные результаты найдут большее признание, ибо она выполняет важный социальный заказ нашего общества.


Глава 3. Востребованность институтов, направленных на адаптацию студентов первокурсников педагогического ВУЗа .

Воспитательная и внеучебная работа со студентами первого курса, является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у первокурсников гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни.

В УрГПУ создано немало институтов, связанных с адаптацией студентов первокурсников. Данные институты нацелена на то, чтобы студенты удачно адаптировались в новой для них среде и предполагают различные способы поддержки студентов первого курса.

Мной было проведено исследование на тему «Востребованность институтов, направленных на адаптацию к статусу студента у первокурсников педагогического ВУЗа», которое нацелено на выявление взаимодействия студентов с созданными УрГПУ институтами адаптации.

Объектом исследования явились студенты первокурсники УрГПУ различных факультетов.

Предметом исследования является взаимодействие студентов с институтами адаптации.

В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:

1. Выяснить, насколько студенты осведомлены об институтух, направленных на адаптацию первокурсников.

2. Узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации.

3. Выявить предпочтительные институты адаптации.

4. Выяснить отношение студентов к имеющимся институтам адаптации

Респонденты отбирались следующим образом:

На различных факультетах выбирались академические группы первого курса очного отделения, примерно с одинаковым количеством находящихся в них студентов. Тем самым, можно сказать, что тип выборки был гнездовой (кластерной). Выбор типа выборки был обусловлен тем, что генеральная совокупность представляет собой большое количество единиц (а именно 1422 единицы).

Анкетный опрос выбран методом сбора социологической информации, так как этот метод оперативный и удобен тем, что происходит экономия времени- данные мы получаем тут же, они зафиксированы самим респондентом, а так же низкой затратой времени и тем, что в анкете есть вводное слово, которое располагает респондента к себе, и интервьюеру можно будет отвечать только на вопросы, возникающие у респондентов. Анкета анонимная, в связи с этим предполагалось получение достоверных результатов.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Большинство первокурсников после года обучения в университете адаптировались к студенческой жизни (90,8%).

Доминирующим, по обращениям студентов, является институт кураторства (76,6%), так как куратор, по мнению первокурсников является активным участником студенческой жизни (31,6%), человек, способствующий разностороннему развитию личности студента (30,2%), информатор (19,7%) и помощник во всех студенческих делах (18,3%). Куратор, по мнению студентов, помогает им не только к приобщении к общественной жизни на факультете (42,2%), но и взаимоотношениях с сокурсниками (29,8%) и при конфликтах с преподавателями (22,5%).

Вторым, после института кураторства, студенты отмечают институт самоуправления. Как отмечают студенты, они лишь иногда прибегают к его помощи (69,7%). Подавляющее число студентов (90,8%) знают о существующих в УрГПУ формах студенческого самоуправления, остальная же незначительная часть опрошенных (9,2%) студентов - вообще не знают, что такое студенческое самоуправление. На вопрос:«Участвуете ли Вы в деятельности органов самоуправления?», 41,7% студентов отвечают «Нет, мне это не нужно» и 40,3% не участвуют, но хотели бы. Что касается вопроса о целях создания различных форм самоуправления, ответы первокурсников разделились следующим образом: саморазвитие и личностный рост студента (31,6%), разнообразие жизни студента (27,9%), защита своих прав (26,1%).

Третьим по количеству обращений можно выделить преподавательство, к преподавателям студенты обращаются лишь иногда (56,4%) или не обращаются вообще (39,4%) Из проведенного мною опроса можно выделить, что подавляющее число студентов общаются с преподавателями лишь во время учебного процесса (75,2%), а вне него практически не обращаются к ним (70,6%). Поводы для общения с преподавателями студенты выделили следующие: пересдачи (68,3%), когда не поняли материал (17,8%), а так же во время личных консультаций (11,9%).

Самое слабое взаимодействие наметилось с органом психологической службы, 87,1% студентов никогда не обращались к ней. Кроме того, 73,8% первокурсников даже не знали о ее существовании, но на вопрос « Как Вы считаете, необходима ли психологическая служба, куда бы студент смог обратиться при возникновении у него каких- либо трудностей?», студенты в большем количестве случаев отвечают что она нужна (57,3%), остальные считают что нет. 57,3% ни разу к ней не обращались, а 34,8% не обращались, потому что не знали, что она есть.

Таким образом, можно сделать вывод, что самым действенным институтом в адаптации первокурсников является институт кураторства, а самым не популярным явился орган психологической службы.

Тем самым подтвердились выдвинутые мной гипотезы, что некоторые институты, нацеленные на адаптацию студентов действенны, и то, что некоторые из них пользуются спросом.

Заключение

На мой взгляд, первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.

Адаптируются студенты, прежде всего, благодаря тому что, при поступлении в ВУЗ они не чувствуют себя «брошенными». Помогают им в этом институты адаптации созданные в университете, такие как: кураторство, самоуправление, преподавательство и т.д. Как показало мое исследование, проведенное в рамках данной научной работы, студенты знают, что такие институты адаптации существуют, к некоторым из них они обращаются часто (куратор), к некоторым иногда (самоуправление).

Доминирующим, по частоте обращений явился институт кураторства, как показало исследование, куратор, для первокурсников, и помощник, и информатор, и просто хороший человек, к которому можно обратиться в любой ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что для первокурсников куратор- это человек, подобный классному руководителю в школе.

В заключение можно добавить то, что при желании все институты, созданные в университете могут быть одинаково действенны, если во- первых о них информировать студентов, во- вторых интенсивно развивать их.


Список использованной литературы

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

2. Андреева Д.А. Проблема адаптации студента. - В кн.: Молодежь и образование. М., 1972 г.

3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. - В сб.: Человек и общество, вып. ХIII, М., 1973 г.

4. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. - В кн.: Проблемы активности студентов. Ростов-Дон, 1975 г.

5. Бельская, И. Г. Педагогическое содействие становлению готовности студентов вуза к гуманно ориентированному деловому общению. Челяб. гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2007.

6. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988.

7. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997

8. Бугакова, Н. Ю Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии. Балтийская гос. академия РФ, 1997.

9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.- М.: НМЦ СПО, 1999.

11. Гордашников В. А., Осин А. Я. Понятийное исследование категориального аппарата процесса адаптации. ВГМУ, ВБМУ. Владивосток, 1996

12. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.

13. Гуторова, А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Волгоградский гос. пед. ун-т, 1996.

14. Жукова, Т. А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе высшего профессионального образования Т. А. Жукова, Л. А. Кемерово : Кемеров. полиграфкомбинат, 2007.

15. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.

16. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

17. Концепция учебной и воспитательной работы со студентами. МВШЭ.: М, 2007.

18. Короткевич Ольга Анатольевна «Роль куратора учебной группы в повышении эффективности адаптации студентов-первокурсников»

19. Куриленко Т. М. Научные основы работы куратора академической группы.— М., 1982

20. Лабунская В.А. Экспрессия человека и межличностное общение. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.

21. Леверовская Я.В., В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич. Социальная адаптация

22. Малахов Н.С., Гребняк В.П. Физиология трудовой деятельности. Адаптация к профессиональной деятельности: СПб., 1993 г.

23. Маликова М.Н. Динамика перемен // Социальные исследования, 1997. – № 10.

24. Мартишина Н.И. Действую, следовательно, существую// Библиотека.- 2000.- № 9.

25. Мелентьева Ю.П. Библиотека и социализация личности.- М.: МГИК, 1993.

26. Моралова Т. П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. канд. дис.— М., 1984.

27. Муравьева О.С. Некоторые пути оптимизации процесса адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз»: Материалы международной научно-методической конференции. / Гл. ред. И.М. Елисеева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», ч.1. 2003г.

28. Нагоркина О.В. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа

29. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Социальные исследования. – Вып. 1. – М., 1965.

30. Носенко Э.Л., Коврига Н.В. Емоційний інтелект: концептуалізація феномену, основні функції. Монографія. – К.: Вища школа, 2003.

31. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984.

32. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред.Г.М Андреевой, Я. Янсушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987

33. Отделение социальной и воспитательной работы МЭИ (ТУ). Возрождение кураторства// Энергетик, 2005, 29 дек.

34. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер.с англ.Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс,1997.

35. Проект «Школа общественного куратора»// ЮГУ. Ханты-Мансийск, 2007.

36. Психологическая служба в вузе / Под ред. Н.М. Пейсахова.- Казань, 1981.

37. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. Авто диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 1973 г.

38. Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза. - Новосибирск (Новосибирский государственный педагогический университет). 2000.

39. Самохина А.Ф., Особенности адаптации студентов к обучению в педагогическом ВУЗе : ВГПУ, 2003г.

40. Санникова О.П. Феноменология личности: Избранные психологические труды. – Одесса: СМИЛ, 2003.

41. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

42. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

43. Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз»: Материалы международной научно-методической конференции. / Гл. ред. И.М. Елисеева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», ч.1. 2003г.

44. Философские проблемы теории адаптации. – М., 1975.

45. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал, том 17, 1996 г., N1.

46. Шибутани Т. Социальная психология. – М.,1969.

47. Штак С. В. Анализ проблемы социально- психологической адаптации в условиях трансформации российского общества.// КГУ. Кемерово, 2002.

48. Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь // Вопросы философии. – 1965. – № 5;

49. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В., Капустин К.Г.,

50. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979

51. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики.– Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Востребованность институтов, направленных на адаптацию к статусу студента у первокурсников педагогического ВУЗа.

Проблема: Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные отношения общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям:

· через учебный процесс – во время аудиторных занятий;

· через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.

Возникает потребность соотношения личностных и профессиональных качеств, т.е. нужна система воспитания студента. Опираясь на фундаментальные ценности, вузовский коллектив формирует воспитательную среду и становится для первокурсников культурным, учебным, научным, профессиональным центром.

В УрГПУ созданы институты, связанные с адаптацией студентов первокурсников. Данная программа нацелена на то, чтобы студенты удачно адаптировались в новой для них среде и предполагает под собой различные способы поддержки студентов 1 курса. Такие как: кураторство, психологическая служба, отделы социальной и воспитательной работы, различные формы самоуправления и прочее.

Актуальность выбранной темы: тема актуальна в наше время, так как в УрГПУ создано немало различных институтов для успешной адаптации студентов первокурсников и целью моей работы является выяснить, пользуются ли этими институтами студенты, не зря ли они создавались.

Цель исследования : выявить существует ли взаимодействие студентов и институтов, направленных на адаптацию первокурсников.

Достижение цели исследования невозможно без решения поставленных задач:

Задачи:

1. Выяснить, насколько студенты осведомлены об институциональных программах направленных на адаптацию первокурсников.

2. Узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации.

3. Выявить предпочтительные институты адаптации.

4. Выяснить отношение студентов к имеющимся институтам адаптации

Объект исследования: студенты- первокурсники УрГПУ различных факультетов.

Предмет исследования: взаимодействие студентов и институтов адаптации.

Теоретическая интерпретация понятий:

Востребованность- это показатель потребности чего- либо.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Программа - совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение определенной цели, решение проблемы

Адаптация- процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

Студент – человек, сдавший вступительные испытания, зачисленный на какой либо факультет, какого- либо ВУЗа.

Эмпирическая интерпретация понятий

Задачи Эмпирическая интерпретация Номер вопроса из анкеты студента

Выяснить, насколько студенты осведомлены об институциональных программах направленных на адаптацию первокурсников.

Выявить, насколько студента первокурсники знакомы с институтом кураторства 1
Выявить, насколько первокурсники осведомлены об институте самоуправления у УрГПУ 1, 6, 7
Узнать, помогает ли преподавательский состав студентам адаптироваться к стандартам высшего образования 1
Выяснить, осведомлены ли студенты о психологической службе в УрГПУ 1, 13
Узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации Узнать, насколько часто студенты обращаются к кураторам учебных групп и как студенты оценивают его роль в процессе обучения 2, 4
Выяснить, участвуют ли студенты в органах самоуправления 2, 9
Определить существует ли непосредственное взаимодействие студентов и преподавательского состава 2, 10(а),10(б) ,12
Выявить обращаются ли студенты к психологической службе 2. 15
Выявить предпочтительные институты адаптации. Узнать у студентов, предпочитают ли они институт кураторства другим институтам адаптации 17
Выявить, пользуется ли популярностью у первокурсников институт самоуправления 17
Выяснить, насколько популярен институт преподавательства среди студентов 17
Определить, популярна ли психологическая служба в кругу студентов первокурсников 17

Выяснить отношение студентов к имеющимся институтам адаптации

Выяснить, как студенты первокурсники относятся к институту кураторства 3, 5
Узнать, позитивно ли первокурсники относятся к самоуправлению в УрГПУ 8, 9
Выявить, как первокурсники относятся к преподавательству как к институту адаптации 11
Определить, как относятся студенты первокурсники к психологической службе как к адаптирующему институту 14, 16

Гипотезы:

1. Институты, созданные в УрГПУ влияют на адаптацию первокурсников

2. Институты адаптации первокурсников пользуются спросом у студентов

3. Доминирующим институтом адаптации является институт кураторства.

4. Самым не популярным является институт психологической службы

Определение исследуемой совокупности:

Генеральной совокупностью выступают студенты первокурсники всех факультетов УрГПУ. Тип выборки - гнездовая. Выбор типа выборки обусловлен тем, что генеральная совокупность представляет собой огромное количество единиц. Отбор будет осуществлен следующим способом: в УрГПУ на каждом факультете будет выбрана академическая группа студентов 1 курса очного отделения.

Метод сбора первичной социологической информации:

Анкетный опрос выбран методом сбора социологической информации, так как этот метод более оперативный, экономный, и простой для респондентов. Анкета анонимная, в связи с этим предполагается получение достоверных результатов.

Инструментарий:

1. Анкета (на каждого студента)

2. Инструкция к заполнению анкеты

Уважаемый студент!

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является изучение востребованности программ, направленных на адаптацию первокурсников УрГПУ к статусу студента.

Ваши ответы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому анкета анонимная.

Инструкция к заполнению: соответствующий Вашему мнению вариант обведите кружком, либо отметьте галочкой.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Уважаемый студент!

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является изучение востребованности институтов, направленных на адаптацию первокурсников УрГПУ к жизни студента.

Ваши ответы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому анкета анонимная.

Инструкция к заполнению: соответствующий Вашему мнению вариант обведите кружком, либо отметьте галочкой.

1. Вы проучились уже целый год, привыкли ли Вы к студенческой жизни и к статусу студента?

1. да

2. нет

2.Отметьте, насколько часто Вам оказывают помощь в адаптации к статусу студента следующие составляющие учебного и внеучебного процесса:

часто иногда никогда
Куратор
Студенческий совет
Преподаватели
Психологическая служба

3. Куратор для Вас это-…

  1. помощник
  2. информатор
  3. активный участник студенческой жизни
  4. человек, способствующий разностороннему развитию личности студента
  5. никто

4. Помощь в решении каких проблем оказывает Вам куратор?

  1. с успеваемостью
  2. со здоровьем
  3. в личных проблемах
  4. взаимоотношения с сокурсниками
  5. в приобщении к общественной жизни факультета
  6. при оформлении научных работ
  7. при конфликтах с преподавателями
  8. в улучшении бытовых условий
  9. не помогает

5. Куратор, по Вашему мнению, необходим чтобы…

  1. рассказать об основных требованиях к учебе
  2. помочь при составлении научных работ
  3. знать, что есть преподаватель неравнодушный к студенческим проблемам
  4. познакомить с уставом университета и официальными документами
  5. организовывать мероприятия
  6. он не нужен

6. Знаете ли Вы, что в УрГПУ существуют различные формы самоуправления?

a. да

b. нет

7. Как Вы полагаете, с какой целью создаются различные формы студенческого самоуправления?

  1. для саморазвития, личностного роста студентов
  2. для того, чтобы учиться самоуправлению
  3. чтобы разнообразить жизнь студентов
  4. чтобы был порядок
  5. чтобы защитить свои права
  6. для того, чтобы участвовать в общественной жизни
  7. для организации внеучебной деятельности
  8. просто это интересно
  9. чтобы можно было влиять на работу администрации факультета
  10. затрудняюсь ответить

8. Как Вы считаете, могут ли студенты принимать участие в организации учебного и внеучебного процесса?

  1. да, конечно
  2. нет, не могут

9. Участвуете ли Вы в деятельности органов самоуправления?

  1. да, мне это помогает в жизни и это способствует моему личностному росту
  2. да, я могу принести пользу своему университету и факультету в частности
  3. да, мне пришлось под давлением со стороны администрации (преподавателей)
  4. нет, мне это не нужно
  5. нет, потому что не знаю об этом
  6. на данный момент нет, но участвовал бы

10. Часто ли Вы общаетесь с преподавателями

А) во время учебного процесса?

  1. да
  2. нет

Б) во время внеучебного процесса?

1. да

2. нет

11. По каким поводам Вы чаще всего обращаетесь к преподаватедям?

  1. пересдача экзамена/зачета
  2. когда не поняли материал
  3. чтобы взять дополнительное задание
  4. предупредить, что не сможете посетить занятие
  5. чтобы записаться на личную консультацию
  6. чтобы обсудить личные вопросы
  7. другое_________________________________

12. Знаете ли Вы, что в УрГПУ существует психологическая служба?

1. да

2. нет

13. Как Вы считаете, необходима ли психологическая служба, куда бы студент смог обратиться при возникновении у него каких- либо трудностей?

  1. да
  2. нет

14. Обращались ли Вы к психологической службе в УрГПУ?

  1. часто
  2. иногда
  3. несколько раз
  4. ни разу
  5. не знал(а), что такая служба существует в УрГПУ

15. Помогла ли Вам психологическая служба ВУЗа приспособиться к жизни университета?

  1. да, помогла
  2. нет, не помогла
  3. не обращался

Несколько вопросов о Вас:

16. Сколько Вам лет?

/___//___/

17. Форма обучения

  1. очная
  2. заочная

18. Ваш факультет?

________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ!!!


[1] Леверовская Я.В., В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич. Социальная адаптация

[2] Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики.– Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

[3] Гуторова, А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Волгоградский гос. пед. ун-т, 1996.

[4] Отделение социальной и воспитательной работы МЭИ (ТУ). Возрождение кураторства// Энергетик, 2005, 29 дек.

[5] Андреева Д.А. Проблема адаптации студента. - В кн.: Молодежь и образование. М., 1972 г.

[6] Сведения были отобраны и проанализированы в рамках дипломной работы студенткой факультета психологии и социальной работы ВГПУ Самохиной А. Ф, 2003г. (науч. рук Ширяева О. П)

[7] Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза. - Новосибирск (Новосибирский государственный педагогический университет). 2000.

[8] Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз»: Материалы международной научно-методической конференции. / Гл. ред. И.М. Елисеева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», ч.1. 2003г.-208с., с.22-24.

[9] Муравьева О.С. Некоторые пути оптимизации процесса адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз»/ Гл. ред. И.М. Елисеева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», ч.1. 2003г.-208с., с.27-29.

[10] Положение о кураторах академических групп. Основные положения

[11] Проект «Школа общественного куратора»// ЮГУ. Ханты-Мансийск, 2007.

[12] О.В. Нагоркина. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа

[13] Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал, том 17, 1996 г., N1.

[14] О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984.

[15] Моралова Т. П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. канд. дис.— М., 1984.

[16] Куриленко Т. М. Научные основы работы куратора академической группы.— М., 1982

[17]