Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Социальная работа на дому

 

             

Социальная работа на дому

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3

1. Формы и методы работы с пожилыми и нетрудоспособными гражданами …………….……………………………………….. 5

2. Социальная работа на дому с людьми «третьего возраста» …13

Заключение …………………………………………………….. 17

Список литературы ……………………………………………..18

Введение

Постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится влиятельной социально-демографи­ческой тенденцией практически всех развитых стан.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-пер­вых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительнос­ти жизни людей, которая сегодня в развитых странах при­близилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. В населении Российской Федерации можно выделить как бы несколько "поколений" граждан старшего возраста. Так, в 2000 году численность пожилых людей составляла 30,2 млн. человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше - 15 558 человек. Харак­терно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей пе­реписи 1979 года) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь не­значительно.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как изба­вить его от чувства одиночества, отчужденности, как вос­полнить дефицит общения, как удовлетворить его потреб­ности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в насто­ящее время общественность всего мира.

Человечество стареет, и это становится серьезной про­блемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне

1. Формы и методы работы с пожилыми и нетрудоспособными гражданами

Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению каче­ства жизни пожилых людей, создают условия для оптимиза­ции их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здо­ровья.

Са­мой распространенной формой социального обслуживания по­жилых людей являются территориальные центры социально­го обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) социальной по­мощи на дому; 2) временного дневного пребывания; 3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

- выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- при влечение государственных и общественных организа­ций для совместной работы;

- предоставление различных социально-бытовых услуг ра­зового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

- обеспечение постоянного и комплексного социально-бы­тового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

- предоставление бесплатного культурно-бытового, юри­дического и медицинского обслуживания, организация пита­ния лиц, находящихся на обслуживании центра;

- оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продук­тами и предметами санитарно-бытового назначения, медика­ментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

- организация натуральной, гуманитарной и срочной по­мощи социального характера;

- оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

В центрах социального обслуживания отрабатываются и при меняются новые технологии социальной работы с пожилы­ми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного пи­тания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натураль­ной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и кон­сультации.

В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там финансовую, натуральную и юридическую помощь.

Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражда­нам по месту жительства центрами социального обслужива­ния, численность которых достигла в настоящее время 999. Свыше 900 тыс. одиноких пожилых и престарелых обслужи­ваются социальными работниками на дому: из каждых 10 тыс. пожилых людей надомным обслуживанием охвачено 246 че­ловек. Различными разовыми услугами служб срочной соци­альной помощи (сеть таких служб в целом по стране составля­ет 1366 тыс.) воспользовались в 1994 г. около 3,9 млн. чело­век.

К специализированным магазинам (секциям) прикреплено более 4,2 млн. человек; бесплатным питанием (продовольствен­ными наборами, горячими обедами) пользуются более 1,1 млн. человек.

Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мас­терские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цех и по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услу­ги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

Однако это только одна сторона дела. Сама система социаль­ного обслуживания как составная часть социальной защиты пожилых людей испытывает серьезные трудности.

Так, своей очереди на помещение в стационарные учрежде­ния ожидают более 6 тыс. человек. Материально-техническая база ряда социальных учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений боль­шой вместимости не позволяет в должной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы прожива­ющих.

Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зави­симости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало ком­плексным.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание и обес­печение пожилых людей - это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга старшим поколениям.

Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются: .

- увеличение размера пенсий;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения;

- развитие услуг по уходу на дому;

- расширение сети домов престарелых;

- улучшение условий проживания в этих домах.

Среди категории пожилых людей нуждаются в особой соци­альной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие гражда­не и малообеспеченные пенсионеры.

Важное значение имеет помощь со стороны социальных работников в бытовом обслуживании пожилых людей. Извест­но, что в пожилом возрасте многие граждан испытывают зат­руднения в самообслуживании, особенно это касается одино­ких людей «третьего возраста».

Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднения­ми с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимос­ти и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

Мероприятия по социальной адаптации положительно воз­действуют на отдельные категории пожилых людей. Такая работа особо актуальна для граждан без определенного места жительства и занятий.

Система социальной защиты также предусматривает содей­ствие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществле­ние профессиональной переподготовки. Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощути­мым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, кото­рые не всегда могут быть решены силами самой семьи. Соци­альный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент на­ступления кризисной ситуации и своевременно принять адек­ватные меры в целях ее нейтрализации.

Важную роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать инди­видуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы пси­хологической, медико-социальной и правовой помощи пожи­лым людям.

Центры социального обслуживания обеспечивают поддерж­ку досуговой и посильной общественной деятельности пожи­лых, способствуют проведению образовательно-просветитель­ной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.

Остается достаточно высокой потребность социального об­служивания в стационарных условиях.

Сеть стационарных учреждений социального обслужива­ния в перспективе должна не только расширяться, но и видо­изменяться. Преобладающие в настоящее время традицион­ные многоместные дома-интернаты постепенно должны быть заменены стационарами других типов.

Опережающее развитие должны получить геронтологичес­кие и геронтопсихиатрические центры, где будут применяться достижения медицинской и социальной геронтологии; дома-­интернаты малой вместимости, отделения милосердия; соци­альные учреждения терминального ухода (типа хосписов), а также дома ночного пребывания и другие учреждения для лиц без определенного места жительства, нетрудоспособных бе­женцев и вынужденных переселенцев.

Социальное обслуживание пожилых людей в сельской мест­ности также необходимо совершенствовать. Уже и здесь появ­ляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые позволяют оказывать поддержку одино­ким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслу­живании. Такие учреждения могут облегчить социально-психологическую адаптацию к постоянному проживанию в стаци­онарных учреждениях.

Развитие сети стационарных учреждений требует значи­тельных финансовых и материальных затрат, что предопреде­ляет появление стационарных учреждений на основе различ­ных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной, государственно-частной). Различия в имуществен­ном положении пожилых граждан - фактор, подлежащий обязательному учету при оптимизации сети стационарных учреждений и предоставляемых на их базе услуг.

·Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплек­сом служб социально-бытового назначения. Их значимость для одиноко проживающих пожилых людей и пожилых суп­ружеских пар в дальнейшем должна повыситься.

Накапливается опыт заключения договорных отношений с одинокими пожилыми на пожизненное содержание и предос­тавление услуг в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров или «стациона­ров на дому,) достигается адресность и высокое качество предо­ставляемых услуг. При совершении сделок с жильем посте­пенно формируется широкое партнерство нового типа в инте­ресах пожилых.

Как мера переходного периода обоснованным является на­личие в ведении органов социальной защиты населения соци­альных аптек, социальных больниц (коек), лечебно-оздорови­тельных учреждений (отделений).

Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслу­живанию пожилых, что подразумевает:

- введение гарантированного государством минимума пре­доставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать соответствующий уровень безопасности, комфорт­ности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в обще­ственной, экономической, культурной и духовной жизни; обес­печить защиту граждан пожилого возраста от недобросовест­ных или противоправных действий в сфере социальной защи­ты и обслуживания;

- недопущение отказа со стороны государственных соци­альных служб в предоставлении гарантированных ·социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, а также туберкуле­за,. венерических, психических заболеваний, алкоголизма, ток­сикоманий;

- уважение выбора граждан и предоставление возможнос­тей для реализации клиентом права на альтернативное реше­ние (выбор государственного или частного учреждения, полу­чение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслу­живания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг;

- учет национально-культурных особенностей, мировоз­зренческих и религиозных взглядов клиентов социальных служб путем индивидуализации социального обслуживания.

Организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости через сни­жение воздействия факторов социального риска и максималь­но возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в облас­ти профилактики и развития, чтобы пожилые могли как мож­но дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.

2. Социальная работа на дому с людьми «третьего возраста»

Прежде всего, в создании сети учреждений социально­го обслуживания, способствующих формированию благо­приятных ситуаций, полезных контактов, достойного по­ведения. Она должна обеспечить удовлетворение потребно­стей пожилых людей как особой социальной группы насе­ления, создать хорошую атмосферу для достойной поддер­жки их возможностей.

Социальная работа способствует также выявлению по­ложительного потенциала граждан "пожилого возраста", которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуж­дам стареющего населения.

В настоящее время в России работает около 1500 цен­тров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структу­ре: отделения социальной помощи на дому; отделения днев­ного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания.

Так, отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:

• доставка на дом продуктов питания и горячих обе­дов, товаров первой необходимости;

• содействие в оплате жилья, коммунальных и дру­гих услуг;

• сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;

• содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах;

• содействие в прохождении медико-социальной экс­пертизы;

• помощь в получении путевок на санаторно-курорт­ное лечение, в том числе льготных;

.• оказание помощи в вопросах пенсионного обеспече­ния и предоставления других социальных выплат;

• организация ремонта жилья, обеспечения топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды;

• содействие в обеспечении книгами, журналами, га­зетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок;

• помощь в написании писем, оформлении докумен­тов в том числе при обмене и приватизации жилых помещений и т.д.

Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. B сред­нем по России из каждых 10 тысяч пожилых людей надомным обслуживанием 260 человек.

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.

Средства, поступающие за обслуживание, зачисляют­ся на счета центров и направляются на их развитие. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах велосипеды, часть средств направляется на премирование работников.

Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения, где пожилые люди могут нахо­диться от недели до 3-х месяцев.

Другая форма работы - отделения дневного пребыва­ния. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процеду­ры, бесплатное или льготное питание. Организуются раз­личные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д. По исследованиям, проводимым Министер­ством труда и социального развития, 74% опрошенных кли­ентов ответили, что главная причина, приводящая их в центры, - это желание общаться; 26% - признались, что главным мотивом было получить бесплатный обед: 29% - порадовались возможности избавить себя от про­цесса приготовления пищи.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.

Главная задача службы срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остронуж­дающимся.

Основные направления этой деятельности:

- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами питания;

- оказание денежной и вещевой помощи;

- направление в медико-социальные отделения;

- оказание бытовой, юридической и психологической помощи;

- содействие в прописке и трудоустройстве;

- организация проката бытовой техники и хозяйствен­ного инвентаря;

- создание кассы взаимопомощи и др.

Для тех, кто испытывает серьезные трудности в орга­низации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах­-интернатах, в ряде регионов на базе Центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одиноко проживающие пенсионеры, частично или совсем утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.

Так, различными услугами служб срочной социальной помощи ежегодно пользуются от 6 до 7 млн. человек.

В то же время по данным социологических исследова­ний, проведенных группой А. И. Тащевой, престарелые люди нуждаются в 31 виде услуг: от доставки продуктов до стрижки и сопровождения в баню.

Фактически же вся помощь ограничивается 2-4 услу­гами. Но и эти услуги оказываются далеко не всем желаю­щим и нуждающимся.

Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24%, а полу­чают только 1-2%, во влажной уборке помещения - 88%, а пользуются 28%.

Заключение

Многообразие и сложность социальных проблем, вы­зываемых старением населения, требуют проведения адек­ватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по со­зданию условий для реализации личностного потенциала в старости.

Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое, социокультурное, реабилитационное, консультационное и другие направления в инфраструктуре нестационарных учреждений социального обслуживания. Совершенствуется практика адресной социальной помощи.