Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Социальные концепции личности

 

             

Социальные концепции личности

«Социальные концепции личности»

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков, изучающая человека как субъекта и объекта социальных отношений в совокупности его социально-значимых черт.

Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вари­ант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения лич­ности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социо­логии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

1. В социологической концепции личности Ч.Х. Кули (1864-1929 нашла отражение теория зеркального "Я",в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.

Ч.Х. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. безсоциального окружения.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.\Именно через отношения с другими и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

2. Социологическая концепция личности Джордж Герберт Мида (1901-1978) «Обобщенного другого».

Идеи Кули развил Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.

Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу).

Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво.

Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое

поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции.

Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я.

Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.

3 . Ролевая концепция личности

Идея о социальной роли Дж. Мида получила широ­кое распространение в различных социоло­гических течениях, прежде всего в структурно-функциональ­ном анализе. Так Т. Парсонс (1902-1979) и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль - это модель поведения, объективно задан­ная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко пред­ставляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое по­ведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого су­ществует целая система социального контроля - от обществен­ного мнения до правоохранительных органов - и соответст­вующая ей система социальных санкций - от порицания, осу­ждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы пред­полагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ог­раничений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, кото­рые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии кон­фликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют, и личные отношения людей друг с дру­гом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнооб­разную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентиро­ваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщи­ны роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет ог­ромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого пове­дения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организ­ма. Это связано с местом той или иной группы и соответствен­но ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в систе­ме общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни - про­изводственной, правовой, потребительской и других - сущест­вует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая соци­альное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Парсонс, Т.Шибутани, РЛинтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях, в первую очередь функционалистских и интеракционистских[1] . В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С.Кон[2] , В.А.Ядов[3] и другие.

«Социальная роль, — пишет И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе»[4] . Таким образом, социальная роль — это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые общество предъявляет лицам, занимающим определенные социальные позиции. Данные требования находят свое выражение в конкретных социальных нормах. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций как позитивного, так и негативного характера.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим — конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Но следует отметить, что ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Термин «социальный статус» (от лат. status — состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн. Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции.

В широком смысле социальный статус — это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Ученые различают прирожденный (приписанный) статус — национальность, социальное происхождение и т.д. и достигнутый (приобретенный) статус — образование, заслуги, квалификация и т.д.

Социальный статус не определятся произвольно, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стратификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии: род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая принадлежность.

В ролевой теории (У.Томас, Р.Дарендорф), начиная с 40-х гг., все чаще вместо термина «социальный статус» используется термин «позиция», как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, так как понятие «социальная роль» все чаще ассоциируется с совокупностью определенных прав и обязанностей, как с предписанным или ожидаемым поведением. В данном случае социальная структура рассматривается как разные типы отношений между позициями. Социальный статус, приобретая качество ранга, престижа позиций индивида или группы, становится элементом теории социальной стратификации.

При этом необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с положением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. В заключение следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

4. Статусная теория личности

При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие “социальное положение”. Если это понятие соотносится с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

Однако. “Социальная роль” личности в единстве с ее “социальным положением” с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие “социальный статус личности”. Оно удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми, обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, “предписанный” и “достигаемый” статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества личности.

5. Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера

Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы: образа жизни; престижа; дохода; статуса.

Выделяются два типа групп:

а) компаративная - стандарт собственной оценки

б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.

Референтная группа— это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном.

Открытие феномена «референтной группы» принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену. Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно референтная группа» помогала разъяснить тот парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют позиции групп, в которые они непосредственно включены, а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую принимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение). В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значимый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц,

Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Антипина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения;

2) группа, на которую ориентируются в действии;

3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, Т.е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно[5] .

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

— по выполняемым функциям — нормативная и сравнительная референтные группы;

— по природе своего существования — реальные референтные группы и идеальные референтные группы;

— в соответствии с согласием либо отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

6. Марксистская теория личности

Еще один вариант решения проблемы личности содержит теория К. Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны, и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода. В первобытном обществе основным субъектом социальной жизни была семья или возникавшие на ее основе образования (род, племя). С появлением классового общества субъектами общественного развития, по Марксу, становятся классы (разные во все периоды), а движущей силой — их борьба. Следующее изменение субъекта социального действия предполагалось Марксом в результате установления коммунистических отношений. В этот период человечество переходит от стихийного развития к сознательному, осмысленному созиданию общественных отношений во всех сферах жизни. Маркс считал, что именно тогда начнется подлинная история человечества. И субъектом общественного развития станет целенаправленно действующее, освободившееся от классовой борьбы и прочих стихийных проявлений, осознавшее себя и смысл своего существования человечество.

Но нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество? Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов.

Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д. Но некоторое пространство для социального ее действия все-таки остается. Согласно Марксу, история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Каким же образом обусловленный со всех сторон человек творит историю? Как личность влияет на ход исторического развития?

Для понимания этого в марксизме огромное значение имеет категория «практика». Субъективность человека у Маркса есть результат его предметной практики, освоения человеком в процессе труда объективного мира и его преобразования. В этом смысле каждый индивид, так или иначе вовлеченный в человеческую практику, является субъектом общественного развития.

7.Концепция личности Фрейда

Другой образ личности возник под влиянием идей З. Фрейда, рассматри­вавшего человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотива­цию ее действий. В силу невозможности удовлетворения ин­стинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынуж­ден постоянно искать компромисс между глубинным влечени­ем и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровне­вое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминания­ми», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротиче­ский тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняю­щейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рас­сматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

8. Поведенческая концепция

Еще один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой ин­формации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его по­ведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего аг­рессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится из­бегать наказаний и получать поощрения и в этом плане одно­значно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализи­руя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса нау­чения, понимаемого как стимуляция «хороших», т. е. желае­мых, действий.

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжела­тельное отношение властей и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается обще­ство. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал воз­награждающие воздействия со стороны других, тем менее цен­ным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межлично­стных отношений делается вывод, что добровольное взаимо­действие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Поведенческая теория личности

Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения личности - общение.

Социальную деятельность составляет система проявления поведения личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и преобразование его социальной сферы.

Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

Естественные - это нужды человека как биологического существа (потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в .духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из следующих элементов:

положение человека в обществе;

содержательная характеристика его зависимости от деятельности других людей,

пути и способы использования сложившихся социальных отношений (институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.

Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в результате чего осуществляется переход интересов через деятельность, опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У. Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог). Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности

9. Деятельностный подход

В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось понима­ние человека как деятельностного суще­ства, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и по­ступки невозможно объяснить только с точки зрения рацио­нальности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся 'в предметной деятельности, обще­нии, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает вы­яснение строения самой деятельности и определение составляю­щих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует вни­мание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и, по сути, сводится к следующему.

· Определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.).

· Выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная.

· Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности.

· Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.

Сегодня в социологии понятие «личность» употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Источники:

1. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / [Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др.: Редколлегия Г.В. Осипов (отв.ред.), Л.Н.Москвичев (отв.ред.) и др.]. — М.: Аспект Пресс, 1996. с. 182.

2. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. - 1970. -№ 12. - С.168-191.

3. Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - Гл.З. —$1.— С.75-80. 323. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — [Доп. и испр. изд.]. — Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. с. 28.

4. Кон И.С. Психологическая социология конца XIX — начала XX вв. // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.), Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - Гл.З. - С.56-78.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996. с. 67.


[1] Социология: Основы общей теории: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / [Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др.: Редколлегия Г.В. Осипов (отв.ред.), Л.Н.Москвичев (отв.ред.) и др.]. — М.: Аспект Пресс, 1996. с. 182.

[2] Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. - 1970. -№ 12. - С.168-191.

[3] Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - Гл.З. —$1.— С.75-80. 323. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — [Доп. и испр. изд.]. — Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. с. 28.

[4] Кон И.С. Психологическая социология конца XIX — начала XX вв. // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.), Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - Гл.З. - С.56-78.

[5] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996. с. 67.