Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Выборочное исследование и его методы

 

             

Выборочное исследование и его методы

7.Выборочное исследование и его методы

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений. Из трёх видов исследования всеобщего[2] [2], локального[3] [3] и выборочного[4] [4] последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек). Для того, чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией: единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании,

Квотный (стратифицированный) отбор , в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная. Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:

§ используемые в исследовании методики сбора первичной информации;

§ уровень однородности генеральной совокупности;

§ цели и задачи исследования;

§ требующаяся точность получаемой информации.

8.Наблюдение как метод сбора эмпирической информации.

Наблюдение - один из давно известных методов сбора данных, используемый почти во всех науках -"- как естественных, так и общест­венных. В социологическом исследовании под наблюдением понима­ется метод сбора первичных эмпирических данных, который заключа­ется, в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непо­средственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвер­гающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосред­ственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их соверше­ния, в то время, как другие методы сбора первичных данных эсновы-ваются на предварительных или ретроспективных суждениях индиви­дов. Другим важным достоинством этого метода является то, что ис­следователь в определенной степени не зависит от объекта своего ис­следования, он может собирать факты независимо от желания индиви­дов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы. В наблюдении заложена определённая доля объективности, кото­рая задаётся самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъеБггивный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности и понимание сути наблюдаемых явлений и на их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективш-ма, тем выше эмоциональная окрашенность его восприятия. Ещё од­ной важной особенностью метода наблюдения*, ограничивающей его применение, является сложность проведения повторного наблюдения

Невключённым (неучаствуюгцим) является такое наблюдение, ко­гда учёный отслеживает поведение людей, их взаимную реакцию, об­щение со стороны, не принимая активного участия в жизни и деятель­ности наблюдаемой группы. Наоборот, включённое (участвующее) наблюдение предполагает включение исследователя в жизнь опреде­лённой подлежащей исследованию среды и выполнение им в данной среде той или иной роли. Такой вид наблюдения позволяет более полно представить поведение большего числа индивидов, причём пред­ставить именно те его моменты, которые недоступны наблюдению со стороны. Если же такой вид наблюдения не может быть применён по причине существенных различий, несовместимости исследователя и исследуемой среды, то осуществляется наблюдения через участника. В этом случае исследователь обращается к одному из участников собы­тий в исследуемой среде, с которым ему легче договориться, и тот со­общает ему необходимые сведения. Видами включённого наблюдения являются открытое и скры­ тое. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естест­венно, вносит соответствующие коррективы в своё поведение, т.е. ис­следователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации. В зависимости от числа наблюдаемых явлений наблюдения де­лятся на отдельные и массовые. С отдельным наблюдением мы имеем дело в том случае, когда наблюдение направлено на отдельные собы­тия, отдельные социальные группы. По результатам подобных наблю­дений написаны многочисленные монографии об отдельных явлениях в разных областях общественной жизни. Полевые наблюдения проводятся в естественной среде, в естест­венных условиях. Лабораторные используются в психологических и социально-лсихологических экспериментах.

определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, которыми будут описываться результаты набл; определение выборочных процедур в ситуа­циях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблю­дений; подготовка технических документов для фиксации наблюдае­мого явления; запись результатов наблюдений; анализ и интерпрета­ция данных; подготовка отчета и выводов по итогам исследования.При наблюдении большое значение имеет фиксация его результа­тов. Она осуществляется различными способами - ведением дневника наблюдений, фотографированием, кино- и видеосъемкой и др. В ре­зультате создаются документы, которые можно использовать длитель­ное время, а также в более благоприятных условиях. Способ же фик­сации полученных данных зависит как от предмета исследования, так и от чисто технических возможностей.Наблюдение достоверно, если при повторении его в тех же усло­виях и с тем же объектом оно дает те же результаты.

1.

2. 9.Анализ документов и их роль в социологич-ом ис-нии.

3. Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является -анализ документов. Он имеет и ряд дополнительных пре­имуществ по сравнению с другими методами: 1) анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные; 2) эта ин­формация носит объективный характер. Но при этом существуют ог­раничения, связанные с качеством этой информации: а) учётная и от­чётная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в кон­троле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своём исследовании, по­этому информация, содержащаяся в этих документах, должна перера­батываться, переосмысливаться социологом. Исходя их этого ограни­читься анализом документов можно лишь в тех случаях, когда для ре­шения задачи достаточно фактографической информации.Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отражённом виде многие стороны социальной действительности. До­кументы обычно содержат богатую и ёмкую информацию об этой дей­ствительности. Однако чтобы использовать возможности, следует по­лучить системное представление обо всём их многообразии. Ориенти­роваться во всём многообразии документов в наибольшей степени по­могает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть про­анализирован.

По форме фиксации информация делится на:

-письменные документы (в них сведения изложены в форме тек-ста) -статистические данные (цифровая форма изложения); -иконографическая документация (кино-, фотодокументация);-фонетические документы

Но развитие этого метода преимущественно свя­зано с; социологическими исследованиями, т.е. он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с уг­лубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слу­шательской, зрительской аудиторией. Там-, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.При своём рождении контент-анализ был использован для изуче­ния текстовых газетных материалов. И сейчас одна из его особенно­стей состоит в том, что наибольшее применение он находит при изу­чении: средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчётности, протоколов собраний, конференций, межправительственных догово­ров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80 % самой секретной информации добывается с его помощью и поныне. В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т.д. выступают в качестве объекта анализа. На основании измерений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, коммюнике и т.п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих соци­альных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа. Социолог-аналитик исходит из того, что те или иные персонажи (автор, режиссёр, редактор, критик) оказывают воздействие на подго­товку и восприятие текста (что-то усиливая, что-то затушёвывая, лаки­руя, убирая вообще) в своих личных, групповых или партийных инте­ресах. Это объясняется тем, что их деятельность включена в систему соответствующих институтов и организаций. Задача же социолога, исследователя - по содержанию и структуре объекта анализа (текста, документа и т.п.) определить характер взаимоотношений в тех систе­мах, где родился текст, документ.

Эти проблемы относятся в большей степени к методологической стороне контент-анализа. Но есть ещё его методическая, техническая стороны. К ним, например, можно отнести такие вопросы, как форму­лировка задач, выделение категорий и единиц содержания, обеспече­ние надёжности, сопоставимости полученных данных. Короче, сущ­ность контент-анализа заключается в подсчёте того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т.п.) интересующие исследователя смысловые единицы. Наиболее сложный и ответственный для исследователя момент - наметить*эти смысловые единицы. Это могут быть социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей, определённые эпитеты, характери­стики, качества личности, порядок перечисления государственных, политических деятелей, позитивная или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъекта (объекта) действия; группа, личность, ролевая функция, орган общественной организации, партия, толпа и т.д.

Одно и то же смысловое содержание может быть выражено с по­мощью разных языковых средств. Значит, исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические показатели.

В основу счёта в контент-анализе чаще всего кладут частоту упо­минаний единицы счета. Кроме того, считают число строк или минут эфирного времени, отданных данной смысловой единице, площадь газетной полосы, Для специалиста-аналитика также важны такие вещи как шрифт публикации, место на газетной полосе или в тел»;-, радио­новостях, тональность в которой подаётся материал и т.д. Чем тщательнее была проведена подготовка к контент-анализу, сформулирова­ны системы чётких правил, подготовлена математическая программа анализа, текстовой информации, тем глубже, объективнее будет иссле­дование.

4. 10. Экспери-нт как метод сбора эмпиричкой инфор-ии.

5. Эксперимент - это общенаучный метод получения, в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришёл из области естественных наук. Использование эксперимен­тального метода требует:

Наличия чётко сформулированной гипотезы . о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данной теоретиче­ское суждение может быть представлено в виде эмпирически про­веряемых утверждений. Наличия объекта, допускающего:

возможность описания системы переменных, детерминирую­
щих его поведение;

возможность количественных и качественных измерений воз­
действующих на него управляющих факторов и изменения его
деятельности и поведения;

контроль воздействующих факторов, состояния объекта и ус­ловий во время проведения эксперимента.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбравнекоторую экспериментальную группу (или группы), воздействоватьна неё определёнными факторами и проследить направление, величину И устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователяВ самом общем виде эксперимент включает два этапа: экспери­ментальное воздействие и наблюдение за последствиями такого воз­действия. Модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью же экспе­римента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влия­ния независимой переменной на зависимую. Классическая модель экс­перимента представлена в следующей таблице.После воздействия на группу 1 экспериментальным фактором Xпроводится сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе:

В1 - В2 = Иэ (изменение в экспериментальной группе)

ВЗ - В4 = Ик (изменение в контрольной группе).Если будут обнаружены значимые различия между Иэ и Ик в се­рии последовательных экспериментов, то предполагается, что причина

Вероятность того, что выводы, которые исследователь делает на
основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть про­исходившего во время эксперимента является проблемой его внутрен­ней обоснованности. Источниками этой проблемы считают: влияние событий в прошлом на результаты эксперимента; изменение самих участников эксперимента в ходе его; влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей; влияние инструмента,1 используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспери­ментатора; несопоставимость экспериментальной и контрольной групп в классическом эксперименте. Внешняя обоснованность относится к возможности обобщения, распространения выводов эксперимента на реальные объекты. К сожа­лению, существует много примеров, когда результаты экспериментов оказываются неприемлемыми для изучаемого феномена. Объект социологического исследования обладает рядом сущест­венных особенностей по сравнению с объектами физического мира. Так, если: в естественно-научном эксперименте воздействие на объект, как правило, ограниченно временными рамками самого эксперимента, то для социального объекта это весьма важное условие локализации воздействия во времени не выполняется. Социальный объект обладает памятью, аккумулирующей действие причинных переменных за весь­ма длительные промежутки времени, что сильно ограничивает воз­можности контроля1 над воздействием на объект, а тем самым и воз­можности социального эксперимента. Другая особенность - качест­венно более высокий уровень сложности причинной зависимости со­циальных явлений, который выражается, прежде всего, в существенно более высоком, чем в естественно-научном эксперименте., числе под­лежащих учёту переменных. Иными словами, пространство детерми­нации в социальном эксперименте многомерно, что крайне усложняет задачу выделения причинных зависимостей в «чистом виде», а следо­вательно, и постановку задачи эксперимента.

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения социальной проблемы Добиться чистоты эксперимента - задача сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

По характеру экспериментальной ситуации натуральные экспе­рименты делят на полевые (объект находится в естественных услови­ях своего функционирования) и лабораторные (объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно). О применении эксперимента в социоло­гическом исследовании можно прочитать в учебниках А.И. Кравченко