Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
7.Выборочное исследование и его методы
Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений. Из трёх видов исследования всеобщего[2] [2], локального[3] [3] и выборочного[4] [4] последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек). Для того, чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией: единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, Квотный (стратифицированный) отбор
, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.). Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие. Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная. Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих: § используемые в исследовании методики сбора первичной информации; § уровень однородности генеральной совокупности; § цели и задачи исследования; § требующаяся точность получаемой информации. 8.Наблюдение как метод сбора эмпирической информации.
Наблюдение
- один из давно известных методов сбора данных, используемый почти во всех науках -"- как естественных, так и общественных. В социологическом исследовании под наблюдением
понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается, в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время, как другие методы сбора первичных данных эсновы-ваются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы. В наблюдении заложена определённая доля объективности, которая задаётся самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъеБггивный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности и понимание сути наблюдаемых явлений и на их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективш-ма, тем выше эмоциональная окрашенность его восприятия. Ещё одной важной особенностью метода наблюдения*, ограничивающей его применение, является сложность проведения повторного наблюдения определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, которыми будут описываться результаты набл; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений; подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления; запись результатов наблюдений; анализ и интерпретация данных; подготовка отчета и выводов по итогам исследования.При наблюдении большое значение имеет фиксация
его результатов. Она осуществляется различными способами - ведением дневника наблюдений, фотографированием, кино- и видеосъемкой и др. В результате создаются документы, которые можно использовать длительное время, а также в более благоприятных условиях. Способ же фиксации полученных данных зависит как от предмета исследования, так и от чисто технических возможностей.Наблюдение достоверно, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты. 1.
2.
9.Анализ документов и их роль в социологич-ом ис-нии.
3.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является -анализ документов. Он имеет и ряд дополнительных преимуществ по сравнению с другими методами: 1) анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные; 2) эта информация носит объективный характер. Но при этом существуют ограничения, связанные с качеством этой информации: а) учётная и отчётная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своём исследовании, поэтому информация, содержащаяся в этих документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом. Исходя их этого ограничиться анализом документов можно лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отражённом виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и ёмкую информацию об этой действительности. Однако чтобы использовать возможности, следует получить системное представление обо всём их многообразии. Ориентироваться во всём многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информация делится на: -письменные документы (в них сведения изложены в форме тек-ста) -статистические данные (цифровая форма изложения); -иконографическая документация (кино-, фотодокументация);-фонетические документы Но развитие этого метода преимущественно связано с; социологическими исследованиями, т.е. он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там-, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.При своём рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газетных материалов. И сейчас одна из его особенностей состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении: средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчётности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80 % самой секретной информации добывается с его помощью и поныне. В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т.д. выступают в качестве объекта анализа. На основании измерений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, коммюнике и т.п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа. Социолог-аналитик исходит из того, что те или иные персонажи (автор, режиссёр, редактор, критик) оказывают воздействие на подготовку и восприятие текста (что-то усиливая, что-то затушёвывая, лакируя, убирая вообще) в своих личных, групповых или партийных интересах. Это объясняется тем, что их деятельность включена в систему соответствующих институтов и организаций. Задача же социолога, исследователя - по содержанию и структуре объекта анализа (текста, документа и т.п.) определить характер взаимоотношений в тех системах, где родился текст, документ. Эти проблемы относятся в большей степени к методологической стороне контент-анализа. Но есть ещё его методическая, техническая стороны. К ним, например, можно отнести такие вопросы, как формулировка задач, выделение категорий и единиц содержания, обеспечение надёжности, сопоставимости полученных данных. Короче, сущность контент-анализа заключается в подсчёте того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т.п.) интересующие исследователя смысловые единицы. Наиболее сложный и ответственный для исследователя момент - наметить*эти смысловые единицы. Это могут быть социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей, определённые эпитеты, характеристики, качества личности, порядок перечисления государственных, политических деятелей, позитивная или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъекта (объекта) действия; группа, личность, ролевая функция, орган общественной организации, партия, толпа и т.д. Одно и то же смысловое содержание может быть выражено с помощью разных языковых средств. Значит, исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические показатели. В основу счёта в контент-анализе чаще всего кладут частоту упоминаний единицы счета. Кроме того, считают число строк или минут эфирного времени, отданных данной смысловой единице, площадь газетной полосы, Для специалиста-аналитика также важны такие вещи как шрифт публикации, место на газетной полосе или в тел»;-, радионовостях, тональность в которой подаётся материал и т.д. Чем тщательнее была проведена подготовка к контент-анализу, сформулированы системы чётких правил, подготовлена математическая программа анализа, текстовой информации, тем глубже, объективнее будет исследование. 4.
10. Экспери-нт как метод сбора эмпиричкой инфор-ии.
5.
Эксперимент
- это общенаучный метод получения, в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришёл из области естественных наук. Использование экспериментального метода требует: Наличия чётко сформулированной гипотезы . о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данной теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений. Наличия объекта, допускающего: возможность описания системы переменных, детерминирую возможность количественных и качественных измерений воз контроль воздействующих факторов, состояния объекта и условий во время проведения эксперимента. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбравнекоторую экспериментальную группу (или группы), воздействоватьна неё определёнными факторами и проследить направление, величину И устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователяВ самом общем виде эксперимент включает два этапа: экспериментальное воздействие и наблюдение за последствиями такого воздействия. Модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью же эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Классическая модель эксперимента представлена в следующей таблице.После воздействия на группу 1 экспериментальным фактором Xпроводится сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе: В1 - В2 = Иэ
(изменение в экспериментальной группе) ВЗ - В4 = Ик
(изменение в контрольной группе).Если будут обнаружены значимые различия между Иэ
и Ик
в серии последовательных экспериментов, то предполагается, что причина Вероятность того, что выводы, которые исследователь делает на Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения социальной проблемы Добиться чистоты эксперимента - задача сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы. По характеру экспериментальной ситуации натуральные эксперименты делят на полевые
(объект находится в естественных условиях своего функционирования) и лабораторные
(объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно). О применении эксперимента в социологическом исследовании можно прочитать в учебниках А.И. Кравченко
|