Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Процесс и стадии формирования личности

 

             

Процесс и стадии формирования личности

Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

Особое место в социальной структуре общества зани­мает человек как основной, изначальный элемент этой струк­туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст­вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организа­ций. Человек одновременно и субъект и объект всех общест­венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про­дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп­ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото­рые определяют общество.

В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля­ется ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отно­шений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич­ность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исто­рически развивающейся общности, как человеческий род, че­ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но человечество, как таковое самостоя­тельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества вы­ражается понятием «индивид».

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологиче­ских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик­сируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной мо­мент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ка­честв.

Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выра­жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного обще­ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абст­рактная физическая природа, а социальное качество».

Личность – социальный облик человека как субъекта об­щественных отношений и действий, отражающих совокуп­ность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из­вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него форми­руются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склон­ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на­зываем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи­лософия рассматривают личность с точки зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост­ности психических процессов, свойств и отношений: темпе­рамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности соци­ально - типическое. Основная проблематика социологиче­ской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, ре­гуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, лично­сти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее об­щие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех обществен­ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник об­щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, прояв­ляющего социально-значимые черты индивидуальной жизне­деятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще­ственных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо­действия с другими людьми.

Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор­мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци­альным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен­ства между понятиями личность и человек, личность и инди­вид. Человек – существо биосоциальное. Преимущества и де­фекты его физической организации властно влияют на тече­ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин­дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро­дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля­ются самосознание, ценностные социальные отношения, из­вестная автономность в отношении к обществу, ответствен­ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож­даются, а становятся.

На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло­вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома­тически не гарантирует того, что из человека получится вели­кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци­альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об­щество- часть природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова­тельно и общество происходит из природы; человек – суще­ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам при­роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль­ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра­зить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс­шей форме своего проявления, а качественно новое, принци­пиальное, особое явление с присутствующими только ему со­циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи­модействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос­вободится полностью от свойств, присущих животному. Оп­ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор­мирование и функционирование которого обусловлено вклю­чённостью человека в систему общественных отношений. Че­ловек использует биологические качества не только для обес­печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго­варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв­ное единство биологических и социальных качеств показы­вает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть сово­купность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отно­шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло­гического и социального в человеке, или, говоря иначе, во­прос о природе человека. В философской литературе сложи­лись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при­рода человека всецело социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически нагружена.

Включенность человека только в два мира – в мир обще­ства и мир органической природы – порождает немало про­блем существования людей. Аристотель назвал человека по­литическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал: животного и социального (политического). В формиро­вании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.

Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя ни­велировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых харак­тером, волей, способностями и страстями. Человек есть непо­средственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.

Формирование личности.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре­щивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но раз­ные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци­ально – исторического и онтогенетического развития чело­века.

А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое ин­дивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической прак­тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен­тации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия че­ловека, потому что именно в труде он в самой большой сте­пени выражает себя как общественный индивид. На формиро­вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея­тельности, общественный характер труда, его предметное со­держание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, воз­можность для развертывания самостоятельности, инициа­тивы, творчества.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отно­шений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социаль­ного “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обу­чает “правилам жизни” другую.

Человек более универсален, его биологическая организа­ция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних усло­вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой ста­дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физиче­ская крыша над головой, а социальное место в мире. Социа­лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь со­циализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы по­тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки доз­воленного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предатель­ство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Раз­витая индивидуальность рождает пока ещё не развитую лич­ность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости чело­век меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила пове­дения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.

Социализация, как процесс формирования

личности .

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социали­зации.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности ин­тегрального социального статуса.

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со­циологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространен­ные черты личности, проявляющиеся в социологически - ор­ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу­рой общества.

Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация – сложный, многосторонний процесс обще­ственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной вос­питательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превраще­ния индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как тво­рец материальных благ, активный субъект социального отно­шения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

Воспитание, как процесс формирования

личности.

На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и созна­ния – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных про­блем, окончательное решение которой в принципе не воз­можно. Воспитание остается не только одной из самых массо­вых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социаль­ности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными по­требностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомер­ное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее форми­рование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздейст­вии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формиро­вание личности как конкретного носителя социальности с оп­ределенными мировоззренческими, нравственными, эстетиче­скими установками и жизненными устремлениями в резуль­тате воспитания как целенаправленной деятельности обще­ства. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой сто­роны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Заключение.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе дея­тельности, человек приобретает личностные качества и стано­вится социальным субъектом.

Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двух­летнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещива­ния биологических и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, лично­стью становятся. Определенное влияние на развитие и фор­мирование личности оказывает процесс становления соци­ального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Глав­ными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом за­вершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как про­цесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через инте­риоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в при­роде, а именно – общественные. Она расширяется через сово­купность общественных отношений, а, следовательно, дина­мический ансамбль людей, связанных взаимными узами. По­этому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отно­шений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенство­вать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фунда­ментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в об­ществе и жизненный путь (судьбу), человек становится инди­видуальностью, обретает достоинство и свободу, которые по­зволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.


Используемая литература:

1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.

2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. на­учных трудов. – Екатеринбург: Издательство Уральского уни­верситета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.

3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.

4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995 г.

5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.

6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.

7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.

Содержание.

1. Введение.

2. Что такое личность ?

3. Социальное и биологическое.

4. Формирование личности

· социализация, как процесс формирования личности;

· воспитание, как процесс формирования личности.

5. Заключение.

6. Используемая литература.


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и права

Кафедра экономики и экономической безопасности

По курсу: Введение в специальность.

Выполнила: Бренич Светлана

Геннадьевна

Группа: ЭдН – 220

Проверила: Киселёва Валентина

Александровна

Нижневартовск 1998