Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Самореализация студентов в сфере досуга

 

             

Самореализация студентов в сфере досуга

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Кафедра общей социологии и социальной работы

студентки 3 курса дневного отделения направления социология – 040200

Калининой Татьяны Владимировны

Самореализация студентов в сфере досуга

Научный руководитель

Кутявина Елена Евгеньевна,

доцент кафедры общей

социологии и социальной работы

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2009


Тема курсовой работы по социологии:

Самореализация студентов в сфере досуга

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава I. Понятие досуговой деятельности студенческой молодежи …… 7

Глава II. Студенчество как особая социальная группа в контексте досуговой деятельности .…………………………………………………….. 17

Глава III. Досуговая деятельность в системе других сфер жизни студенческой молодежи ……………………………………………………... 23

1. Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества ……………………………………… 23

2. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов ……………………………………………………………27

Заключение ………………………………………………………………..... 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. 35


Введение

Произошедшие в последние годы изменения во всех сферах жизни общества, повлекли за собой целый ряд острых проблем, отдельное место среди которых занимают проблемы студенчества как особой социально-демографической группы. Одной из сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, где наиболее ярко отображаются последствия вышеупомянутых трансформаций, является досуг. Именно в досуговой деятельности наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных ориентаций, а также разрушением традиционных норм и ценностей. Данная ситуация характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере молодежного досуга, связанных с возникновением ощущений бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Помимо этого, немалая часть молодежи ориентирует свое свободное время лишь на развлечения и получение удовольствий.

Рассматриваемые тенденции приобретают особую актуальность применительно к студенческой молодежи как специфической социальной группе. Досуговая деятельность студентов оказывает существенное влияние на становление их ценностных ориентаций, интеграцию в различные сферы общественной жизни.

В современной социально-культурной ситуации студенческий досуг предстает как общественно осознанная необходимость, как сфера, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Таким образом, социальная роль досуга заключается в реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самоактуализацией, общением, оздоровлением и т.п.

Кроме того, нельзя не отметить, что в современном обществе произошло оформление досуга как «основной сферы вторичной социализации студенческой молодежи» [1] . Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации: образование и семья стали в меньшем объеме выполнять возложенную на них функцию.

Итак, досуговая деятельность оказывает непосредственное влияние на формирование личности, а также на все сферы ее жизнедеятельности, поскольку в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Использование свободного времени является неким индикатором уровня культуры, а также круга духовных потребностей и интересов отдельной личности или социальной группы в целом. Для значительной части молодых людей организация досуга является основным способом не только социально культурной интеграции, но и личностной самореализации.

Большинство представителей студенческой молодежи отводит роли досуга одну из приоритетных позиций в системе распределения своих временных ресурсов. Именно в сфере досуговой деятельности студенты открывают для себя и осваивают типичные для представителей этой социальной группы формы поведения и ценностные ориентиры. Данное обстоятельство во многом объясняет интерес именно к этой сфере жизнедеятельности российского студенчества. Изучение содержания досуга в настоящее время приобретает особую актуальность также и потому, что качество свободного времени населения является важным индикатором условий жизнедеятельности широких социальных групп, критерием успешности проводимых в стране преобразований.

Современной социологической наукой накоплен большой опыт в изучении отдельных аспектов досуговой деятельности различных социальных групп, разработан социологический инструментарий исследования проблем формирования ценностных ориентаций и поведения студентов в сфере досуга. Среди социологов, занимавшихся данными проблемами, можно отметить Т. Веблена, К. Робертса, М. Смита, С. Паркера, Г. Мейера, Ж. Дюмазедье, Ж.Н. Фишера, Ж. Фридмана, Л. А. Гордона, И. Ф. Дементьева, О. В. Филиппова и др. Однако обобщающие работы, которые освещают досуговую деятельность студенческой молодежи в системе других сфер жизнедеятельности, в неразрывной связи с ними, практически отсутствуют. Таким образом, тема, раскрываемая в работе, не теряет актуальности, привлекательности для исследователя и богатства разработки.

Цель данной работы – рассмотреть проблему самореализации студентов в сфере досуга, а также изучить степень и характер влияния досуговой деятельности студентов на становление их ценностных ориентаций и их интеграцию в различные сферы общественной жизни.

На пути к достижению этой цели были поставлены следующие задачи :

1) рассмотреть понятие досуговой деятельности студентов;

2) определить сущность и основные социальные функции досуга;

3) выявить ключевые характеристики студентов как особой социальной группы в контексте досуговой деятельности;

4) выделить специфические черты студенческого досуга;

5) изучить основные факторы, в той или иной степени, влияющие на характер досуговой деятельности студенчества;

6) рассмотреть роль досуга в системе самореализации студентов;

7) проанализировать характер влияния досуговой деятельности студентов на прочие сферы их жизни (учеба, работа, семья, друзья);

8) выделить основные формы досуговой деятельности студентов в современном российском обществе.

Объектом данного исследования является досуговая деятельность студенчества, а предметом – самореализация студентов в досуговой деятельности.

основана на исследованиях И.С. Кона, В.Т. Лисовского, А.И. Вишняка, В.И. Тарасенко, Ю.Р. Вишневского, И.В. Бестужева–Лады, Б.А. Трегубова, Е.С. Балабановой, Н.Г. Гончаровой, Г.М. Андреевой, Н. В. Котельниковой, Ю.Г. Волкова, А.И. Ковалевой, Е.А. Скрипуновой, Ю.А. Стрельцова, М.А. Вороны, Т.А. Петрушенко, Т.Ю. Покровской, П.А. Сидорова, А.Т. Тхакушиновой.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. В I главе раскрывается понятие досуговой деятельности студенческой молодежи, ее структура, выделяются основные виды досуга по критерию его направленности, а также приводятся специфические черты, отличающие досуг рассматриваемой категории лиц от досуга прочих социально-возрастных групп. Во II главе описывается социальный портрет современного студенчества, основные характеристики данной группы, а также факторы, определяющие ее специфику. И в III главе досуговая деятельность студентов рассматривается в системе прочих сфер их жизнедеятельности.


Глава I . Понятие досуговой деятельности студенческой молодежи

Социология досуга – это отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развитии личности [2] .

Изучение досуговой деятельности берет свои истоки в США, где первые исследования по данной тематике, проводящиеся в форме массовых опросов населения, датируются началом XX века.

В нашей стране возникновение эмпирической социологии досуга относится к 20-30-м гг. XX века. Однако в то время она не являлась самостоятельным направлением исследований, а развивалась в рамках изучения бюджетов времени и была представлена работами С.Г. Струмилина.

Наиболее интенсивное изучение досуга началось во второй половине XX столетия, после второй мировой войны, что предопределилось значительным увеличением свободного времени и повышением его ценности, за счет, главным образом, сокращения рабочего времени [3] .

Завершение формирования и оформления социологии досуга как самостоятельной отрасли социологической науки, как правило, связывается с именами таких исследователей, как С. Паркер, опубликовавший в 1976 г. монографию «Социология досуга», и Ж. Дюмазедье, одним из самых известных произведений которого является работа «На пути к цивилизации досуга» [4] .

Дюмазедье – французский ученый, один из основоположников теории «цивилизации досуга» – полагает, что именно массовый досуг является базисным компонентом современной цивилизации, то есть самоценный характер досуга делает его в настоящее время независимым фактором, определяющим развитие материальной и духовной культуры общества в целом [5] .

О росте значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. В соответствии с полученными данными, досуг (отдых), для всех возрастных групп молодежи оказался в тройке доминантных ценностей [6] .

Т. Веблен придает досуговой деятельности одно из ключевых значений в жизни всего общества, полагая, что досуг и форма его реализации могут служить основой классовой стратификации [7] .

Итак, досуг приобретает все возрастающую ценность в жизни всех членов общества, и, в частности, студенческой молодежи как особой социальной группы.

Исследователи, занимающиеся изучением проблем досуговой деятельности молодежи, в качестве базисных используют понятия «свободного времени» и «досуга», причем одними из них данные понятия отождествляются, а другими – разделяются [8] .

Исследователи предлагают различные трактовки понятия «досуг»: одни рассматривают его как «ценность, противопоставленную труду» [9] , другие, как «время для свободной самореализации» [10] . Но с целью детального изучения данного понятия следует привести наиболее подробное определение. Итак, досуг – это совокупность видов деятельности, осуществляющихся человеком в его свободное время вне сферы общественного и бытового труда, и выполняющих функцию восстановления физических, социальных и духовных ресурсов [11] . Кроме того, следует отметить, что досуговая деятельность осуществляется в русле определенных интересов и задач, которые ставит перед собой человек.

Что касается структуры досуга, то она состоит из нескольких уровней, отличающихся друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:

- отдых;

- развлечения;

- познание;

- творчество [12] .

Отдых предназначен для восстановления физических и духовных сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Одним из основных критериев для классификации его может выступать направленность данной активности индивидов и групп. Рассматривая отдых в этом контексте, целесообразно выделять простой и активный его типы. Первый связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в роли зрителя, так называемого «потребителя» культурных ценностей. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. Но, тем не менее, он является неотъемлемым элементом жизни человека и выступает в роли некого подготовительного этапа к более сложной и творческой деятельности. Что же касается второго типа, то для него характерны активные, как физические, так и умственные, занятия, активизация духовных интересов, побуждающих молодого человека к поискам в сфере культуры.

Можно выделить три основные функции активного отдыха: восстановление, развитие и гармонизация. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела [13] .

Развлечения, в отличие от отдыха, всегда требуют активности, и служат, главным образом, эмоциональной разрядке. Что же касается познания, то данный тип досуговой деятельности способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер и предполагает овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности. Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Этот уровень досуга называют созерцательным, поскольку он является средством духовного совершенствования личности и приносит ей высшее удовлетворение [14] . Несомненно, творчество является наиболее перспективным в плане самореализации типом досуговой деятельности.

Ю.Г. Волков полагает, что творческий подход должен присутствовать во всех сферах жизни студенческой молодежи. Следовательно, целевым ориентиром высшей школы должно быть формирование творческого специалиста по избранной профессии. Таким образом, в процессе обучения в вузе студент должен творчески осваивать не только профессиональные, но и общекультурные, идеологические знания и тем самым обогащать свое развитие как целостной личности [15] .

В последние десятилетия пассивный тип досуговой деятельности, подразумевающий преимущественную ориентацию на домашние формы проведения свободного времени приобрели широкое распространение, что во многом определилось развитием телевидения, массовой компьютеризацией и т.д. [16] К числу базовых ценностных установок досуговой деятельности современной студенческой молодежи относится стремление к общению с друзьями. Что касается так называемых «культурно-творческих форм» проведения свободного времени, направленных на создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включающих в себя различные виды творчества, общественную и политическую деятельность, то они занимают небольшое место в структуре досуговой деятельности студенческой молодежи. Кроме того, в рамках досуговой деятельности студенчества прослеживается некоторое обеднение духовных потребностей, утрачивается приоритет познания, нравственных ценностей и усиливается тенденция к прагматизму [17] .

Украинские ученые А.И. Вишняк и В.И. Тарасенко выделили 2 типа досуговой деятельности, рассматривая в качестве основания для классификации направленность данной активности. По их мнению, досуг может быть реальным (общественно полезный досуг) и мнимым (асоциальный, исключительно личностно значимый досуг) [18] . Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Для него характерны состояние деятельности, нахождение времени для отдыха, самоактуализации, развлечения. В отличие от реального досуга мнимый досуг предполагает насилие над собой или над обществом, приводящее к разрушению человеком собственного организма, деформации психики или нанесению определенного вреда, ущерба обществу, его интересам. Такая форма досуговой деятельности, обусловленная неумением индивида эффективно распоряжаться свободным временем, является результатом бесцельного времяпрепровождения, приводящего к совершению асоциальных поступков [19] .

Одной из специфических черт молодежного, в частности студенческого, досуга является его поисковый, творческо-экспериментальный характер. Представители рассматриваемой социальной группы более склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций и новых ощущений. Что же касается специализированной, однообразной формы активности, то, как правило, интерес к ней в студенческой среде минимален [20] .

Среди прочих особенностей студенческого досуга нельзя не отметить своеобразие среды его протекания. Итак, родительская среда отнюдь не является приоритетным центром проведения досуга студентов, и подавляющее большинство членов данной социальной группы предпочитают ей компанию сверстников.

Подобную особенность выделил и охарактеризовал И.В. Бестужев-Лада, по мнению которого, для большей части студенческой молодежи организация досуга в кругу друзей является «жгучей потребностью», «одной из форм самоутверждения». Кроме того, автор подчеркивает, что «общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [21] . Такого рода стремление к общению с лицами своей возрастной группы объясняется потребностью молодых людей в эмоциональных контактах.

Таким образом, «принадлежность к «мы-группе», хотя и неформальная, становится необходимым звеном перехода от первоначальной зависимой роли в семейном коллективе к полноправному членству в обществе взрослых. Чем продолжительнее период юношества, тем важнее становится общественная роль этих молодежных групп, распространяющих свое влияние на самые различные сферы жизни молодежи (труд, досуг, общественная деятельность, моральные установки и т.п.)» [22] .

Желание приобрести определенные навыки взаимодействия с людьми «различного социально-психологического склада» [23] , ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении является еще одной, не менее важной, особенностью досуговой деятельности студенческой молодежи.

Все многообразие форм общения студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим признакам:

· по содержанию (познавательные, развлекательные);

· по времени (кратковременные, периодические, систематические);

· по характеру (пассивные, активные);

· по направленности контактов (непосредственные и опосредованные) [24] .

Следует отметить, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга, главным образом, определяется внутренней культурой человека, предполагающей наличие у него определенных личностных свойств, позволяющих обдуманно, содержательно организовывать свободное время [25] .

В современном обществе, для которого характерна частичная утрата воспитательного воздействия на молодое поколение системы образования и семьи, функция социализации молодежи актуализируется в сфере досуга, которая оказывает наиболее сильное воздействие на формирование личностных качеств молодежи и ее ценностных ориентаций [26] .

Досуговая сфера жизнедеятельности молодого поколения в целом и студенчества в частности характеризуется резким повышением ее значимости, что и обусловливает усиление роли досуга в процессе социализации различных групп молодежи [27] .

По результатам прикладных социологических исследований было установлено, что досуговая деятельность современной студенческой молодежи России характеризуется преимущественной направленностью на домашние формы проведения свободного времени в ущерб активным формам досуга [28] . Итак, большинство студентов посвящают свое свободное время общению с друзьями (64%). Более половины тратят время на прослушивание музыки (62%) – один из ярких признаков молодежной субкультуры. Просмотр фильмов и чтение книг присутствуют в досуговых занятиях половины студентов (52%). Далее в рейтинге любимых занятий современного российского студенчества находятся телевизионные развлекательные программы (48%) и дискотеки (43%). Порядка трети предпочитают общаться с родственниками, посещать спортивные и оздоровительные центры, выезжать за город. Пятая часть останавливает свой выбор на компьютерных играх. Посещение так называемых «досуговых учреждений» не входит в число наиболее распространенных занятий студентов. Из данных учреждений учащиеся вузов чаще всего посещают заведения преимущественно рекреативного или рекреационного профиля (кафе, рестораны, бары, ночные клубы), нежели культурно-просветительские учреждения (музеи, театры) [29] .


К прочим видам отдыха студенты прибегают реже. Примерно четверть из них ничего не делают в свободное время [30] .

Однако нельзя однозначно говорить о приоритете тех или иных видов занятий, поскольку в реальной жизни возможно их полноценное совмещение. Следует отметить, что время, которое затрачивается студентами на просмотр телепередач, можно соотнести со временем, которое отводится межличностному общению. Эти два способа проведения досуга пользуются наибольшей популярностью в студенческой среде и конкурируют между собой [31] . Кроме того, довольно популярными формами досуговой активности в студенческой среде являются посещение спортивных, оздоровительных и увеселительных заведений. Следует отметить, что студенты предпочитают воздерживаться от посещения мероприятий, требующих особой эмоциональной включенности и предпочитают необязательные и относительно спокойные виды отдыха [32] .

В настоящее время происходит формирование новых досуговых ценностей студенческой молодежи, меняются стратегии поведения в данной сфере, а также конкретные формы досуговой активности. В результате одни способы организации досуга студенчества перестали быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпели существенные изменения, наполнились новым содержанием (дискотека, чтение, просмотр телепередач). Кроме того, возникли абсолютно новые, не имевшие ранее места, виды досуговой деятельности (Интернет) [33] .

По результатам социологических исследований были выявлены следующие факторы, препятствующие полноценному досугу:


- усталость от учебы;

- отсутствие хорошей компании;

- отсутствие индустрии досуга;

- собственная пассивность и неорганизованность;

- состояние здоровья [34] .

Также следует отметить, что «большинство студентов недовольны тем, как они проводят свое свободное время» [35] .

Таким образом, в структуре досуга современного российского студенчества крайне незначительное место занимает развивающий, творческий тип досуговой активности, в то время как, большая часть студенческой молодежи ориентирована на поиск в первую очередь развлечений.

Итак, в рамках досуговой деятельности студенчества прослеживается некоторое обеднение духовных потребностей, утрачивается приоритет познания, нравственных ценностей и усиливается направленность к прагматизму. Подобные тенденции значительно снижают возможность самореализации современного студенчества в сфере досуга, поскольку наибольший простор для раскрытия внутреннего потенциала личности предоставляют именно творческие формы досуговой активности.

Таким образом, именно в сфере досуговой деятельности современные студенты открывают для себя и осваивают типичные для представителей этой социальной группы формы поведения и ценностные ориентиры. Для студенческой молодежи предпочтения в сфере досуга являются не только важнейшими характеристиками избираемого стиля жизни, но и выступают в качестве одного из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.


Глава II . Студенчество как особая социальная группа в контексте досуговой деятельности

В настоящее время большинство социологов солидарны в том, что именно на той стадии личностного развития, которая определяется как «молодость», индивид усваивает основные ценности общества, приобретает навыки социального взаимодействия и вырабатывает собственную жизненную позицию. В рамках данной стадии развития личности возможно возникновение деформаций социализационного процесса, которые в дальнейшем могут привести к формированию асоциальной личности, поведение которой вступает в противоречие с основополагающими общественными нормами [36] .

В рамках социологии выделилось три подхода к изучению молодого поколения:

1) Научный (объективистский) подход заключается в изучении молодежи в ее становлении и развитии с учетом конкретных исторических социальных условий, в которых протекает ее жизнедеятельность. Он предполагает, во-первых, «учет и положительной роли молодежи, и негативных тенденций, которые реально существуют в молодежной среде» [37] , а, во-вторых, «учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодых людей» [38] .

2) Критически-осуждающий подход характерен для тех, кто называет представителей данной возрастной категории потерянным, равнодушным, опоздавшим, выброшенным поколением.

3) Восторженно-оптимистический проявляется в идеализации молодежи, в нежелании видеть существующие проблемы [39] .

По мнению Лисовского «второй и третий подходы не имеют ничего общего с научной социологической теорией» [40] . Таким образом, «лишь строгий научный подход позволяет делать проверенные и обоснованные выводы о вступающих в жизнь молодых поколениях», а значит, является наиболее целесообразным и актуальным для изучения рассматриваемой группы.

Молодой человек формируется как личность по мере развития его социальных качеств, определяющих его как члена конкретно-исторического общества. В силу ряда социально-психологических особенностей представители данной возрастной категории тяготеют к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевают сложными профессиями [41] .

Существует несколько подходов к определению студенчества: согласно одному из них данная единица общества являет собой не что иное, как «часть интеллигенции» [42] ; согласно другому студенчество – это особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением, системой ценностных ориентаций [43] .

В наиболее обобщенном смысле студенчество следует рассматривать как большую социально-профессиональную группу, служащую источником пополнения интеллигенции, занятую деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду [44] .

Специфика данной социальной группы определяется рядом факторов, связанных с материальным положением студенчества, его социальным происхождением, типом поселения, уровнем дохода.

В качестве основных характеристик рассматриваемой социальной группы, можно выделить следующие:

1) основным видом деятельности является учебная деятельность;

2) близость к социальной группе интеллигенции, специалистов, определяющая внутреннюю неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, но, прежде всего, по чертам профессионального облика [45] ;

3) принадлежность к одному возрасту (примерно 17–22 года);

4) одинаковый уровень образования;

5) концентрация в крупных вузовских центрах;

6) «локализация» образа жизни в стенах высшего учебного заведения, в студенческой группе, в общежитии;

7) относительная самостоятельность в выборе способов деятельности в учебное и неучебное (свободное) время [46] .

М.А. Ворона к системообразующим признакам студенчества относит следующие:

1) маргинальность всех сторон бытия;

2) субкультура;

3) относительная независимость психологии и поведения;

4) доминантное влияние половозрастного фактора;

5) особенности менталитета, формировавшегося в течение долгих столетий [47] .

В.Т. Лисовский обобщает и дополняет данный ряд характеристик студенчества:

1) общий вид познавательной деятельности: учебная, которая в сочетании с научно-исследовательской деятельностью образует особый социальный фон жизнедеятельности этой общности людей;

2) особое участие в общественно-политической деятельности;

3) наличие у студенчества своей специфической субкультуры.

По мнению Лисовского, на уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты:

1) преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;

2) «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов;

3) приоритет потребительских ориентаций над креативными;

4) слабая индивидуализированность и избирательность культуры;

5) внеинституциональная культурная самореализация;

6) отсутствие этнокультурной самоидентификации [48] .

Возникновение подобной субкультуры обусловлено рядом причин, среди которых наиболее значительными являются следующие:

1) Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов неизбежно отражается на содержании и направленности молодежной субкультуры.

2) Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности молодого человека со стороны родителей и других представителей «взрослого» мира не может не привести к социальному и культурному инфантилизму, прагматизму и социальной неадаптированности.

3) Коммерциализация средств массовой информации влияет на молодежную субкультуру не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования [49] .

Таким образом, молодежная субкультура есть «искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей» [50] .

Своеобразие этой субкультуры определяется особым характером труда, познания, общения, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности студента. Давая оценочную характеристику личности студента, Лисовский полагал, что высшее образование должно формировать такие личностные качества, как критическое отношение к себе, стереотипам своего поведения, привычкам, новые ценностные ориентиры, более глубокие установки на диалог и сотрудничество. В то же время ученый в данном контексте выделял и факторы, могущие осложнить процесс социализации студенческой молодежи. К ним он относил неопределенность трудоустройства по специальности, трудности материально-финансового положения, социально-имущественное расслоение в студенческой среде [51] .

Необходимо учитывать тот факт, что именно студенческий возраст является важнейшим в становлении человека как личности и активного члена общества. В личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития различных качеств, овладения гражданскими, общественно-политическими и профессионально-трудовыми социальными функциями. Переходный статус студенчества характеризуется направленностью на занятие в будущем квалифицированным трудом и имеет четкие временные границы – от первого до выпускного курса. В рамках этого переходного периода молодыми людьми производятся определенный набор значимых действий: осуществляется выбор вуза и специальности, во многих случаях меняется место жительства, условия жизни (из села – в город, из семьи – в общежитие, в обстановку самостоятельной организации быта и т.д.), устанавливаются новые социальные связи и взаимодействия.

Следует отметить, что студенческий возраст является такой фазой развития личности, когда сознание и организм человека отличаются повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам социальной жизни, воздействия которых именно на этой стадии могут иметь особенно важные последствия [52] .

Жизнь молодых людей «в известном смысле, организована вокруг досуга» [53] . В этом контексте молодёжный досуг может быть рассмотрен как «своеобразная форма реализации личностной свободы и поле для самореализации» [54] .

Наличие более высокого в сравнении с другими группами молодежи интеллектуального потенциала студенчества является важным фактором, предоставляющим возможность для эффективного использования бюджета свободного времени рассматриваемой социальной группой. Итак, близость к классу интеллигенции, концентрация в крупных вузовских центрах, своеобразие познавательной деятельности студенчества позволяет выделять данную группу молодежи среди прочих групп. Кроме того, приведенные выше специфические черты студентов не могут не найти отражение в сфере их досуговой активности. Таким образом, студенческий досуг, чаще, чем досуг других групп молодежи, носит познавательную, творческую направленность.


Глава III. Досуговая деятельность в системе других сфер жизни студенческой молодежи

1. Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества.

По сравнению с другими группами молодежи студенчество отличается более высоким интеллектуальным потенциалом, что в совокупности с наличием достаточного количества свободного времени создает предпосылки для активной досуговой деятельности изучаемой социальной группы.

Рассматривая жизнедеятельность студенческой молодежи, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс самореализации представителей изучаемой социальной группы, в том числе и в сфере досуга, оказывают воздействие как социальные характеристики самого студенчества, так и происходящие в обществе трансформационные процессы, а так же общее состояние и тенденции развития сферы досуга.

Основные социальные характеристики студенчества (материальное положение, жилищно-бытовые условия жизнедеятельности, социальное происхождение, тип поселения, занятость и уровень дохода) не только влияют на характер их активности, проявляющейся как в основной, учебной, так и в досуговой деятельности, но и определяют специфику и основные формы проведения досуга.

Между материальным положением студентов и характером их досуговой деятельности существует прямая зависимость. Более того, «студенты из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченных учащихся ВУЗов резервы его истощаются борьбой за выживание» [55] . В современных условиях значительная часть студенчества может сталкиваться с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, доступные далеко не всем. Отсюда может возникать противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями, интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни многих студентов, которое может способствовать возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности, крайними формами которого являются различные виды асоциального, в том числе и противоправного, поведения [56] .

Кроме того, условия жизни и уровень материального благосостояния оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья студенческой молодежи, что также выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего реальные возможности представителей рассматриваемой социальной группы активно проводить свое свободное время, включаться в различные виды внедомашнего досуга. Нарушения в состоянии психического и физического здоровья студентов объективно сужают их возможность практиковать различные виды физической и интеллектуальной активности [57] , «негативно сказываются на личной коммуникации» [58] .

Рабочий день современного студента не является нормированным и, как правило, в сумме с аудиторными занятиями, практикой, самостоятельной работой превышает необходимые восемь часов, что оставляет у представителей рассматриваемой группы минимальное количество свободного времени.

Кроме того, нельзя не отметить влияние питания на жизнедеятельность студентов и характер их досуговой активности. Так, как правило, в студенческом рационе преобладает углеводная пища, представленная в основном хлебобулочными изделиями, отсутствует белковый компонент, мало фруктов и овощей. В связи с этим, можно заключить, что питание значительной части студенческой молодежи является неполноценным [59] .

В основном студенты ведут малоподвижный образ жизни, что в комплексе с фактическим отсутствием у них режима дня приводит к нервным перегрузкам, следствием чего выступают хронические переутомления. Нельзя не отметить, что, по мнению специалистов, существующая система образования, наряду с неблагоприятными факторами социальной среды, направлена не на сохранение и улучшение состояния здоровья студенческой молодежи, а скорее, на его ухудшение [60] .

Помимо условий жизнедеятельности студентов и их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, необходимо принимать во внимание влияние на их досуговую деятельность процессов, происходящих в обществе. Так, «в кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, поскольку социум не располагает здесь достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. В результате молодые люди не приобретают в полном объеме набор социальных ролей взрослого человека, самостоятельность, характеризуясь прогрессирующим инфантилизмом, проявляющимся в том числе и в рамках досуговой деятельности» [61] .

Итак, на образе жизни студенческой молодежи, ее досуговой деятельности не могут не отражаться объективные социальные процессы, связанные с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии. Данные процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодых людей, поскольку сознание их особенно уязвимо в периоды кризисов. Подобный факт объясняется недостаточностью жизненного опыта, а также неустойчивостью представлений о морально-этических ценностях [62] .

По мнению специалиста в области социологии молодежи А. И. Ковалевой, в кризисном обществе, где социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, происходит осложнение процесса социализации. Это проявляется в снижении социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, на трудоустройство, на возможность участия в культурных, спортивных, оздоровительных программах, а также в снижении уровня жизни в стране [63] .

Кроме вышеуказанных факторов, в той или иной степени влияющих на досуговую деятельность студентов, следует выделить состояние самой сферы досуга, как элемента социально-экономической системы общества. От таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, масштабы распространения культурно-просветительских и прочих учреждений, зависит характер включения различных групп населения, в том числе студенческой молодежи, в досуговую деятельность.

Также на характер и содержание досуга студенческой молодежи оказывает непосредственное влияние культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (клубов, кинотеатров, стадионов, библиотек, дворцов культуры, культурно-досуговых центров и т.д.). При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений, их способность предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг.

Т.А. Петрушенко говорит о необходимости создания модели городского культурного пространства, которая подразумевает творческую активность студенческой молодежи, их массовую включенность в высокую, профессиональную и самодеятельную культуру [64] .

Таким образом, деятельность студенческой молодежи в свободное время определяется условиями жизнедеятельности, состоянием здоровья, как физического, так и психического, факторами окружающей среды, уровнем материальной обеспеченности, деятельностью сети культурно-досуговых учреждений. Кроме того, существенное влияние на процесс становления ценностных ориентаций студенчества в сфере досуговой деятельности оказывают общественные процессы.

Но, так или иначе, культура проведения свободного времени является, в первую очередь, результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

2. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов

Принцип системности, дает возможность рассматривать досуговую сферу жизнедеятельности как составной элемент, зависимый от свойств целого – системы более высокого уровня. Сфера досуга не является чем-то изолированным, четко ограниченным, отдельно стоящим по отношению к иным аспектам жизни студенческой молодежи.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем и жизнью в целом.

Для молодых людей предпочтения в сфере досуга являются важнейшими характеристиками избираемого стиля жизни, выступают в качестве одного из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Именно досуг в настоящее время оказывает ключевое воздействие на формирование личностных качеств студентов, их ценностные ориентации.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Следует отметить, что «существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь» [65] .

Молодежный, в частности студенческий, досуг, словно перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Таким образом, наличие полноценной досуговой деятельности является одним из основных критериев формирования всесторонне, гармонически развитой личности.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы «приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. В этом случае можно говорить о том, что досуг для молодого человека превращается в образ жизни» [66] .

Система организации досуговой активности определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Нельзя не отметить, что потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной из них, как правило, порождает иную, что позволяет менять вид деятельности, обогащая досуг. В рассматриваемой сфере жизни «должен осуществляться последовательный переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.» [67] . Так, по мере изменения социального положения человека, уровня его культуры, неизбежно происходят изменения и в структуре его досуга.

Исследователи (социологи, психологи, экономисты) установили прямую взаимосвязь между трудовой и досуговой сферами жизнедеятельности. Итак, Ю.А.Стрельцов замечает, «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы» [68] .

М.А. Ворона рассматривает взаимовлияние и взаимообусловленность различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, делая акцент на вопросах синхронизации учебы и работы. При этом автор опровергает общепризнанный факт негативного характера влияния студенческой занятости в её современной форме на академическую успеваемость студентов. Денные, полученные в результате ее исследования подтвердили значительную степень включенности работающего студента во внеучебную деятельность, к которой относятся, прежде всего, работа, досуг, молодежное потребление, позволяющее поддерживать студенческий образ жизни.

Полученные данные позволили также выявить положительное влияние вторичной занятости на дальнейшую профессиональную интеграцию и самореализацию за счет накопления социального опыта, связей, увеличения круга общения [69] .

Кроме того, отмечается высокая значимость досуговых практик в процессе формирования студенческой самоидентификации: для образования и поддержания стилевой индивидуальности необходим регулярный доход. Таким образом, работа и обучение в вузе, досуг и трудовая деятельность становятся неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности современного студента [70] .

Любая деятельность, специализированная, коллективная, индивидуальная может быть глубоко личной для человека, если она наполнена для него жизненным смыслом и эмоционально окрашена. И, напротив, даже самые интимные человеческие отношения не обходятся без определенных рутинных, стандартизованных элементов и могут быть полностью поглощены ими, утратив свой жизненный смысл.

Эмоциональные потребности людей, их интересы, не одинаковы ни по содержанию, ни по интенсивности. Пока главные из них удовлетворяются, частичность отдельных форм деятельности не воспринимается человеком как трагедия. Но в том случае, если какая-то значимая для индивидуума потребность в течение длительного времени блокируется, не получает удовлетворения, возникают разного рода трудности и проблемы. Так, бессознательно пытаясь компенсировать данную неудовлетворенную потребность в другой, не предназначенной для этого сфере, человек предъявляет к ней завышенные требования, вкладывает в нее смысл, не соответствующий ее объективному значению. Человек, не удовлетворенный своим трудом, предъявляет повышенные требования к семье, досугу. Неумеющий отдыхать вкладывает все силы в работу. Но по мере повышения требований уменьшается способность к их удовлетворению, а, следовательно, неудача в одной области увеличивает вероятность неудовлетворенности и в другой. А поскольку, все виды деятельности суть разные формы человеческой коммуникации, эта неудовлетворенность собственной жизнью превращается в чувство отчуждения от других членов общества [71] .

Таким образом, влияние досуга на личность и все сферы ее жизни безоговорочно и неминуемо. Варьируется лишь характер и степень вышеупомянутого влияния. Поскольку в современном обществе досуг становится основной сферой жизнедеятельности студенческой молодежи, можно говорить об определяющем влиянии данной сферы на все остальные.

Итак, на процесс самореализации студентов в сфере досуговой деятельности оказывают влияние следующие факторы:

· социальные характеристики студенчества;

· процессы, происходящие в обществе;

· общее состояние сферы досуга.

Выше упомянутое влияние может носить либо позитивный, либо негативный характер, то есть, либо способствовать самоактуализации студенческой молодежи, либо препятствовать ей. Несомненно, сочетание таких факторов как высокий уровень материального благосостояния, отсутствие нарушений в состоянии здоровья, регулярное и полноценное питание, отсутствие проблем в жилищно-бытовой сфере жизнедеятельности, наличие бюджета свободного времени заметно облегчает процесс самореализации студенчества в досуговой деятельности. Кроме того, положительное воздействие на данную сферу жизни оказывает наличие развитой системы культурно-просветительских учреждений и клубов по интересам. Но определяющее влияние на процесс самореализации оказывает желание, стремление личности направить собственную досуговую активность на раскрытие своего внутреннего творческого потенциала, на духовное совершенствование, на получение новых знаний и умений.

Получение определенных результатов, достижение поставленных целей в сфере досуговой активности способствует появлению новых стремлений и задач, в процессе решения которых неизбежно происходит расширение социальных связей индивидуума. Таким образом, самоактуализация в досуговой сфере способствует улучшению социального самочувствия личности студента, увеличению круга ее общения. Кроме того, достижение поставленных человеком целей, как правило, сопровождается эмоциональным, душевным подъемом, который оказывает положительное влияние на все прочие сферы жизни.


Заключение

В курсовой работе рассматривается проблема самоактуализации современной студенческой молодежи в сфере досуговой деятельности.

Данный аспект занимает одну из ключевых позиций не только в системе прочих сфер жизнедеятельности студенчества, но и в жизни всего общества.

В работе наиболее детально рассматривается точка зрения В.Т. Лисовского, Н.Г. Гончаровой, И.С. Кона, Г.М. Андреевой касательно вышеуказанной проблемы.

В современном обществе в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих основную роль в социализации молодого поколения, данная функция актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяет говорить возрастающая роль досуговой деятельности в жизни студенческой молодежи и, как следствие, увеличение влияния ее составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодых людей, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения) в процессе социализации молодежи. Итак, в настоящее время наблюдается возрастающая роль досуга в качестве фактора и сферы социализации молодежи.
Суть трансформаций в сфере студенческого досуга заключается, прежде всего, в том, что происходит не только смена избирательности в отношении разнообразных досуговых видов и формирование не имевших ранее места в практике видов молодежной досуговой деятельности (Интернет), но и наполнение новым содержанием существовавших ранее способов организации досуга.

Процесс трансформации досуговой деятельности современного студенчества, несмотря на имеющиеся положительные тенденции (рост возможностей самореализации, свобода выбора и многообразие форм досуговой активности), в целом характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и бессодержательное времяпрепровождение. В настоящее время в сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство.

Досуговая деятельность студенческой молодежи определяется рядом факторов, среди которых следует выделить условия жизни, состояние здоровья, а также деятельность сети культурно-досуговых учреждений. Кроме того, происходящие в сфере досуга молодежи изменения обусловливаются объективным фактором – изменением общей социокультурной ситуации. Но, помимо этого, культура проведения свободного времени детерминируется и таким субъективным фактором, как стремление самой личности направить свое свободное время в то или иное русло с целью достижения заранее поставленных перед собой, обозначенных целей.

Досуговая деятельность занимает отнюдь не обособленную позицию в системе других сфер жизни современного студенчества. Более того, в настоящее время досуг оказывает детерминирующее влияние на образ жизни и ценностные ориентации студенческой молодежи.

Поскольку к числу наиболее распространенных форм досуговой активности студенческой молодежи принадлежит посещение спортивных и оздоровительных центров, целесообразно исследовать и проанализировать степень и характер влияния активности подобного рода на процесс интеграции студентов, чья досуговая деятельность связана со спортом, в различные сферы общественной жизни. Данная тематика может быть изучена в дальнейшем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000. – 620 с. –

ISBN 5-282-01942-6.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. –375 с.

3. Балабанова, Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история, современность / Е.С. Балабанова. – Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. – 269 с. – ISBN 5-85746-676-8.

4. Бестужев–Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев–Лада.– М.: Политиздат, 1984. – 207 с.

5. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 2. – 768 с.

6. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 1997. – 211 с.

7. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. – 283 с.

8. Волков, Ю.Г. Гуманистическая идеология и творческая сущность человека / Ю.Г. Волков // Социология. – 2004. – №1. – С. 114 – 116.

9. Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 25.09.08 / М.А. Ворона. – Саратов, 2008. – 21 с.

10. Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. – 29 с.

11. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 109 – 115.

12. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 560 с. – ISBN 5-89395-106-9.

13. Коржева, Э. М. Современная западная социология. Словарь / Э. М. Коржева. – М., 1990. – 432 с.

14. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: дис… канд. соц. наук: 22.00.04. / Н.В. Котельникова. – Ставрополь, 2003. – 22 с.

15. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гришиани, Н.И. Лапина; Сост.: Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – 479 с. – ISBN 5-250-00129-7.

16. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519 с. – ISBN 5-7621-0196-7.

17. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – 368 с. –

ISBN 5-02-027156-Х.

18. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. – 460 с. – ISBN 5-288-01660-7.

19. Нижегородское студенчество на рубеже веков (По материалам социологического исследования): Монография / Науч. ред. А.Ф. Хохлов. –

Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. – 190 с. – ISBN 5-85746-647-4.

20. Образ жизни и здоровье студентов. – Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2003. – 113 с. – ISBN 5-93116-053-1.

21. Петрушенко, Т.А. Актуальные проблемы развития городского культурного пространства / Т.А. Петрушенко // Надежды: Сборник научных статей студентов. – Вып. 2. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. – С. 81 – 84.

22. Покровская, Т.Ю. Социальное самочувствие студентов с избыточным весом: формы детерминации и направления социальной адаптации: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 02.04.09. / Т.Ю. Покровская. –

Н. Новгород, 2009. – 24 с.

23. Сидоров, П.А. Здоровье молодежи – здоровье нации / П.А. Сидоров // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.

24. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // СОЦИС. – 2002. – №1. – С. 105 – 110.

25. Стрельцов, Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М: Просвещение, 1988. – 72 с. С.31-41.

26. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – 152 с. – ISBN 5-288-00560-5.

27. Тхакушинова, А.Т. О некоторых аспектах состояния здоровья студентов / А.Т. Тхакушинова, Л.И. Терещенко, Ж.И. Шорова, Л.Е. Беджанова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи». – 2000. – 68 с.


[1] Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 4.

[2] См.: Коржева, Э.М. Социология досуга / Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова // Краткий словарь по социологии. – Политиздат, 1988. – С. 342.

[3] См.: Там же. – С. 342 – 343.

[4] См.: Коржева, Э. М. Социология досуга / Э. М. Коржева, // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – С. 91.

[5] См.: Коржева, Э. М. Социология досуга / Э. М. Коржева, // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – С. 91.

[6] См.: Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: дис… канд. соц. наук: 22.00.04. / Н.В. Котельникова. – Ставрополь, 2003. – С. 13–14.

[7] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 7.

[8] См.: Там же. – С. 13.

[9] Балабанова, Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история, современность / Е.С. Балабанова. – Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. – С. 92.

[10] Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 1997. – С. 158.

[11] См.: Коржева, Э.М. Досуг / Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова // Краткий словарь по социологии. – Политиздат, 1988. – С. 67.

[12] См.: Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 118.

[13] См.: Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. – С. 32.

[14] См.: Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 127 – 135.

[15] См.: Волков, Ю.Г. Гуманистическая идеология и творческая сущность человека / Ю.Г. Волков // Социология. – 2004. – №1. – С. 115.

[16] См.: Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // СОЦИС. – 2002. – №1. – С. 105 – 110.

[17] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 23 – 28.

[18] См.: Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. –

С. 44 – 56.

[19] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 14.

[20] См.: Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – С. 34.

[21] Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 1984. – С. 16

[22] Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – С. 178.

[23] Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 84.

[24] См.: Там же. – С.117 – 124.

[25] См.: Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. –

С. 23 – 26.

[26] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 4.

[27] См.: Там же. – С. 14.

[28] См.: Там же. – С. 23.

[29] См.: Там же. – С. 26.

[30] См.: Нижегородское студенчество на рубеже веков (По материалам социологического исследования): Монография / Науч. ред. А.Ф. Хохлов. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. – С. 27.

[31] См.: Там же. – С. 27 – 28.

[32] См.: Образ жизни и здоровье студентов. – Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2003. – С. 38 – 39.

[33] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 26.

[34] См.: Нижегородское студенчество на рубеже веков (По материалам социологического исследования): Монография / Науч. ред. А.Ф. Хохлов. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. – С. 29.

[35] Там же.

[36] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 15.

[37] Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 1997. – С. 9.

[38] Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. – С. 7.

[39] См.: Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С. 18.

[40] Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С. 18.

[41] См.: Там же. – С. 11.

[42] Студенчество // Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. – М., 1991. – Т. 2. – С. 423.

[43] См.: Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 25.09.08 / М.А. Ворона. – Саратов, 2008. – С. 12.

[44] См.: Коржева, Э. М. Студенчество / Э. М. Коржева // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – С. 341.

[45] См.: Коржева, Э. М. Студенчество / Э. М. Коржева, // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – С. 341 – 342.

[46] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. – С. С. 16 – 17.

[47] См.: Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 25.09.08 / М.А. Ворона. – Саратов, 2008. – С. 12.

[48] См.: Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. – С. 337 – 339.

[49] См.: Там же. – С. 340 – 341.

[50] Там же.

[51] См.: Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. – С. 31 – 45.

[52] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. – С. С. 16 – 17.

[53] Аберкромби, Н. Досуг / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер // Социологический словарь. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000. – С. 81.

[54] Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – С. 13.

[55] Нижегородское студенчество на рубеже веков (По материалам социологического исследования): Монография / Науч. ред. А.Ф. Хохлов. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. – С. 27.

[56] См.: Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 7.

[57] См.: Сидоров, П.А. Здоровье молодежи – здоровье нации / П.А. Сидоров // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 40.

[58] Покровская, Т.Ю. Социальное самочувствие студентов с избыточным весом: формы детерминации и направления социальной адаптации: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 02.04.09. /

Т.Ю. Покровская. – Н. Новгород, 2009. – С. 9.

[59] См.: Сидоров, П.А. Здоровье молодежи – здоровье нации / П.А. Сидоров // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 40.

[60] См.: Тхакушинова, А.Т. О некоторых аспектах состояния здоровья студентов / А.Т. Тхакушинова, Л.И. Терещенко, Ж.И. Шорова, Л.Е. Беджанова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи». – 2000. – С. 62.

[61] Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. –

С. 10.

[62] См.: Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. – С. 318.

[63] См.: Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 112–113.

[64] См.: Петрушенко, Т.А. Актуальные проблемы развития городского культурного пространства / Т.А. Петрушенко // Надежды: Сборник научных статей студентов. – Вып. 2. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. –

С. 81 – 84.

[65] Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С. 311.

[66] Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – С. 421.

[67] Бестужев–Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев–Лада.– М.: Политиздат, 1984. – С.107.

[68] Стрельцов, Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М: Просвещение, 1988. – С. 39.

[69] См.: Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 25.09.08 / М.А. Ворона. – Саратов, 2008. – С. 17.

[70] См.: Там же. – С. 18.

[71]