Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Социальная работа с молодежью 7

 

             

Социальная работа с молодежью 7

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Факультет туризма и прикладной информатики

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Допустить к защите Защищен с оценкой

«__»____________200__г. «__»_____________200__г.

ПО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

на тему:

Социальная работа с молодежью

Выполнила – студентка гр. 31 Т

Гиро Евгения

Проверила - преподаватель кафедры СКС и Т Тыртышная Валерия Евгеньевна

Омск -2007

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ.. 5

1.1. Сущность социальной защиты.. 5

1.2. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем 8

1.3. Проблемы социализации молодежи: тенденций современной ситуации 11

1.4. Сущность и принципы государственной молодежной политики. 16

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, ПОМОГАЮЩИЕ МОЛОДЕЖЕ. 22

2.1. Отдел по делам молодежи и культуры Ленинского района. 22

2.2. МУ "Городской студенческий центр". 23

2.3. Центр социально–психологических услуг подросткам и молодежи Центрального округа. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34

Приложение 1 Положение об Управлении молодежной политики Администрации города Омска. 36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Актуальность социальной защиты человека на всех возрастных этапах сегодня никем не оспаривается. Другое дело в том, что действия множества созданных структур и организации не могут эффективно защитить человека от социальных проблем или помочь в их разрешении. Часто из перечня социально незащищенных слоев населения выпадает молодежь. Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы молодежи, ухудшение их положения в последнее время вызывают необходимость принятия экстренных мер по усилению социально-правовой защиты. Последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения.

Именно молодое поколение самое активное и социальной и экономической сфере, так же в этот период молодые люди создают семьи, таким образом, от того насколько социально защищены молодые люди, зависит, как состояние разных сфер общества, так и генофонд нации.

Степень изучения проблемы. Проблемой взаимодействия молодежи и общества изучали многие ученые. В социологии существует целое направление, посвященное молодежи, написано множество учебников и учебных пособий (Волков, Павленок, Вишневский и др.) Существует так же много исследование посвященных проблемам молодежи: Я.В. Диновская исследовала профессиональное определение студентов, О.В. Шиняева и В.С. Шувалов исследовали проблему занятости студентов. О.П. Смирнова оценивала состояние социальной защищенности студентов.

Объект - современная система социальной защиты населения в России, а предмет - молодежь как объект социальной защиты.

Цель : изучить основные положения социальной защиты молодежи в Омске.

Цель будет достигнута путем решения следующих задач :

1. проанализировать литературные источники по заданной тематике;

2. изучить понятия «Социальная защита» и «Молодежь»;

3. рассмотреть деятельность омских общественных организаций, оказывающих помощь молодежи города.

Практическая значимость работы. Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать на практике при социальной работе с молодежью. Также эти материалы могут быть полезны молодыми людьми в качестве информационного источника.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Методы исследования:

- изучение литературы и ресурсов глобальной сети по заданной теме

- беседы с руководителями и координаторами ряда социальных центров

- изучение документации

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Сущность социальной защиты

Существует множество трактовок данного понятия, в каждой стране, есть свое понимание, даже многие социальные науки по разному трактуют понятие «социальная защита». В наиболее общем и формальном виде определение социальной защиты звучит так:

Социальная защита населения - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах престарелых и инвалидов, и т.д.[1]

Как социальный институт социальная защита представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определённые социальные и экономические проблемы.

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведёт к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

Принято так же говорит о системе социальной защиты. Она осуществляется при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий, в случаи которых предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Помощь в денежной и натуральной формах – социальное обеспечение. В форме различного рода услуг – социальная работа. Кроме того, системы социальной защиты включает в себя меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Важно рассмотреть конкретно какие формы имеет социальная защита в России.

Первой формой выделяют – непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Эта форма подразумевает расходы государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. В этой форме реализуется пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и других видов обеспечения связанных с наступлением жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода.

Вторая форма – социальное страхование, в основе которого лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Третья форма – социальная поддержка, подразуме­вает разовое, несистематическое оказание помощи гражданам с низкими доходами. Социальная поддержка может выражаться в денежной или натураль­ной (одежда, продукты и т.п.) форме, а также в виде услуг или льгот и пре­имуществ разового характера. Социальную поддержку осуществляют службы Социального обслуживания. Они оказывают социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.[2] Рассмотрим этот пункт подробней.

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением. Из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования.

Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества. Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.

Государство оказывает значительную помощь безработным прежде всего, она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.[3]

Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальной справедливости. Особенно остро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно пострадавших. Это, прежде всего жертвы противозаконных репрессий со стороны государственных органов и отдельных лиц, произвола, насилия, нарушения прав человека. С другой стороны, жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиеся крова. Это также лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий.

Четвертой формой социальной защиты в России является социальная благотворительность. Она проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий признак благородства, совести человека. Роль государства в данном случае состоит в координации действий благотворительных организаций и контроль.[4]

1.2. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб.

Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи.

Консультативный центр для подростков и молодежи , оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону.

Приют для подростков , создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Центр ресоциализации молодежи , предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии.

Центр информации для молодежи , оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.[5]

Опорные и экспериментальные центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды.

Особое внимание мировой общественности к проблемам молодых было привлечено в 1985 году в связи с проведением Международного года молодежи. Была принята «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период», которая включает 10 приоритетных направлений деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями наркотическими средствами, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, организация досуга, и т.д.

1.3. Проблемы социализации молодежи: тенденций современной ситуации

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

Границы этой группы размыты и подвижны. Существует множество различных возрастных классификаций как зарубежных, так и отечественных. В некоторых не существует даже такой возрастной группы как молодежь, в нее условно включают юношеский возраст (17-21 год в возрастной периодизации СССР) и первый период зрелости (31-35 лет там же). В литературе представлены возрастные классификации как зарубежными учеными (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д.Векслер) так и отечественными (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург).

По Д. Биррену, юность длиться от 12 до 17 лет, по Д. Бромлею – от 11 до 21, по Д. Векслеру – от 16 до 20, по В.В. Бонаку – от 17 до 25, по В.В. Гинзбургу – от 16 до 24. В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности.

Так же все авторы отмечают неоднородность зрелости, которую расчленяют на раннюю и позднюю. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25 лет, по Д. Бромлею – от 21 до 25, по Д. Векслеру – от 20 до 35, по В.В. Бонаку – от 20 до 30 (женщины) и 25 -35 (мужчины), по В.В. Гинзбургу – от 24 до 40 лет. Здесь также нет совпадения в границах выделяемых возрастных периодов.[6]

Чем же объяснить несовпадение во взглядах? Классификации возрастных периодов строились на разных основаниях: физиологических, демографических, антропологических, демографических, психологических, социологических. А, как известно, зачастую психологические, социальные и физическое развитие не совпадает.

Существуют так же различные толкования места юности в системе возрастов. Гинзбург считает, что юность является переходным периодом к зрелости. Немецкий антрополог Г. Грим, отмечая неопределенность положения юности в системе возрастов, подчеркивает значение социальных условий. «Юность является таким периодом жизни, когда созревающий подросток вступает сферу специфических влияний производственной среды. При этом возникают взаимные отношения, при которых, с одной стороны, известные морфологические и функциональные предпосылки определяют пригодность к определенному виду профессиональной деятельности, с другой – возникают раздражители, стимулирующие развитие организма, все еще находящегося в процессе роста».

Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделял в ней две фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая – со зрелостью.

Проанализировав все выше перечисленные возрастные периодизации можно назвать средние возрастные границы – от 14 до 30 лет. Возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.[7]

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.

Технологии социальной работы с молодежью – важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в XXI веке.[8]

Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 %. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних.

Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.

Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью.

По данным научных исследований, более 50 % подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту.[9]

Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. В связи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.

Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов.

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей.

Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50 % всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.

Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

1.4. Сущность и принципы государственной молодежной политики

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

- Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

- Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

- Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

- Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

- Принцип участия : привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

- Принцип социальной компенсации : обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

- Принцип гарантий : предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- Принцип приоритета : оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.[10]

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.

Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.

Тем не менее, перспектива развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.

Начинается движение в этом направлении и в субъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений (Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).

В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.

Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.[11]

Выводы по главе

Право на социальную защиту человека закреплено в Конституции Российской Федерации еще в 12.12.93 г., где прописано, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В этой главе было достаточно полно рассмотрено понятие молодежной политики государства. На федеральном уровне она осуществлялись с 1995 года в соответствии с федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности.

Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, молодых специалистов их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, ПОМОГАЮЩИЕ МОЛОДЕЖЕ

2.1. Отдел по делам молодежи и культуры Ленинского района

В 1992 году Отделу по делам молодежи и культуры из ПЖРЭТ Ленинского района были переданы 4 подростковых клуба. К концу года открыто еще 4 клуба. На сегодняшний день в районе работает уже 15 молодежно-подростковых клубов. Общий охват занимающихся в клубах составил более 1 000 человек.

Ни в одном районе городе нет такого количества клубов с туристической направленностью, как в Ленинском районе: клуб “Бригантина”, Клуб им. В. Нассонова, “Искатель”, “Поиск”.

Отделом создавались экологические отряды из подростков и молодежи по благоустройству парков (вырубка леса, покраска и т.д.) в городе и районах области в 2001 году численностью 250 человек, в 2005 году - 275 человек Также отделом организовывались работы трудовых бригад по ремонту подростковых клубов, где ребята под руководством педагогов производили косметический ремонт своих клубов. В общей сложности, отдел постоянно организовывает оплачиваемые общественные работы для подростков и молодежи района. К сожалению, в 2004-2005 году на эти цели выделялось мало средств. В 2006 году благодаря средствам Государственного комитета по делам молодежи (35 млн. руб.) организованы выездные туристические лагеря с трудными подростками (30 человек), для детей из малообеспеченных семей - 3 смены (80 ребят).

Для того, чтобы привлечь подростков в клубы особенных мероприятий не проводится. Ребята сами по желанию или по приглашению друзей находят туда пути, каждый - свой.

Каждый клуб открывается в соответствии с потребностями молодежи. Например, клуб “Кадет” с направленностью воспитание мальчиков в военно-спортивном режиме был открыт по просьбе жителей района, направивших письмо-просьбу в администрацию вместе со своим представителем.

Естественно, что коммерческий анализ здесь не уместен. Но можно сказать несколько слов об эффективности проведения мероприятий. Все мероприятия, организуемые отделом для подростков и молодежи, имеют прекрасные отклики со стороны последних. Туристические фестивали, слеты, праздники в клубах, клубная работа, кружки, соревнования и многое другое привлекают ребят и оставляют их достаточно удовлетворёнными, об этом говорит все более возрастающее число открывающихся клубов, появление новых кружков внутри них. Единственное нарекание в этой области касается финансовой стороны, которая, безусловно, очень важна. Очень трудно планировать расходную часть бюджета отдела, поскольку требуемые суммы в несколько раз превышают реальное финансирование, а приходная часть практически отсутствует.

Отдел по делам молодежи и культуры - некоммерческая организация социальной сферы. Два основных направления организации:

· работа с подростками и молодежью (организация подростковых клубов);

· организация и проведения культурных мероприятий в Ленинском районе.

2.2. МУ "Городской студенческий центр"

В городе впервые создано Муниципальное учреждение «Городской студенческий центр», который станет стартовой площадкой для молодых дарований. Здесь студенты смогут реализовать свои творческие проекты или приобщится к уже существующим молодёжным программам, принять активное участие в жизни мегаполиса. Для этой цели Центру выделено помещение общей площадью 415 квадратных метров.

Директором Центра является Никитченко Аркадий Николаевич, заместитель директора – Прокопова Альбина Петровна. Структурно Центр состоит из 2 отделов: досугового и информационно-методического.

Досуговый отдел занимается разработкой и проведением шоу-программ для молодёжи, проведением конкурсно-игровых программ, приуроченных к различным праздничным и памятным датам. В отделе создана база данных сценариев и творческих коллективов. Досуговые мероприятия Центра проводятся на самых крупных площадках города (ОМЦ «Химик», Дворец творчества, КДЦ «Академия» и др.).

Информационно-методический отдел занимается информационным сопровождением мероприятий и проектов Центра: поддерживает связь со СМИ, оформляет стенды, привлекает спонсорские средства.

«Городской студенческий центр» осуществляет следующие проекты:

1. проект «Живая галерея» - это организация на ул. Спартаковская пешеходной зоны и привлечение туда творческих сил города. Неформальное название проекта – «Омский Арбат». Целью проекта является включение творческого потенциала молодёжных объединений в общественную жизнь города и придание городу Омску статуса молодёжного культурного центра. Руководителем проекта является начальник досугового отдела Ламанова Ирина Петровна.

2. проект «Рождественская зведа» - это ежегодная благотворительная акция сбора средств городским домам ребёнка, приуроченная к рождественским праздникам.

3. «Открытое небо» - это фестиваль уличных театров. Его цель - создание атмосферы творчески активного праздника и утвердить пути достижения радости у современной молодёжи через музыку, активные провокации и игры, танцы. Художественный руководитель проекта – режиссёр Владимир Пашков.

В Центре работает студенческий шоу-театр – мастерская, где молодой человек может осуществить любые творческие идеи. Руководит театром команда, состоящая из актёров, сценаристов, хореографов и т.д. Также в Центре организована работа творческих студий различной направленности: Студия актёрского мастерства (режиссёр Владимир Пашков), Вокальная студия (руководитель Ксения Лавинова), Дискоклуб (Алексей Пузанов), Танцевальная студия (Татьяна Иванова). Для участия в работе студий необходимо наличие таланта и желания его развивать, наличие денег вовсе не обязательно – все студии абсолютно бесплатны. Полученные здесь знания и умения можно будет тут же применить на практике и блеснуть на ближайшем культурно-досуговом мероприятии, которые Центр проводит ежемесячно.

В стенах Центра базируется Городской студенческий Совет, созданный по инициативе молодёжного актива и утверждённый распоряжением Мэра города Омска в 2002 году. Городской студенческий Совет является совещательным органом при главе городского самоуправления, в него входят представители большинства высших и средних учебных заведений Омска. Заседания актива Студсовета проходят каждый вторник в 16:00. В выделенном им помещении ребята уже своими силами сделали ремонт.

В Городском студенческом центре также располагается Штаб Городского педагогического отряда, который на протяжении всего лета организовывал досуг детей во дворах. Отряд объединяет более 300 студентов, их жёлтые футболки можно заметить на любом городском мероприятии, организованном управлением молодёжной политики.

«Городской студенческий центр» - это своеобразный полигон молодёжной активности города, каждый, кто придёт сюда со своими идеями, получит поддержку и необходимую организационную и материальную базу для их реализации. Если вам это уже интересно – звоните: 65-85-95; если у вас уже есть идея или желание проявить свои таланты в творческих студиях – приходите: ул. Химиков 12/1 (ост. ДК «Строитель»).[12]

2.3. Центр социально–психологических услуг подросткам и молодежи Центрального округа

Предметом деятельности Центра являются:

· повседневная профессинальная деятельность по оказанию комплексной социальной помощи;

· разработка и реализация локальных социальных проектов в сфере молодежной политики;

· организация досуга и занятости подростков и молодежи;

· предоставление молодежи различных бесплатных социальных услуг: психологических, юридических, информационных, консультативных и др.;

· профилактика асоциальных явлений в молодежной среде: подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, курения.

В Центре работают следующие службы:

Служба социоклубной деятельности.

Заместитель директора ,заведующая службой - Сажина Елена Владимировна

Служба осуществляет свою работу по следующим направлениям:

· организация содержательного досуга во внешкольное время в подростково молодежных клубах с учетом определенных интересов подростков и молодежи;

· привлечение подростков и молодежи к реализации социально- досуговых программ;

· поддержка инициатив подростков и молодежи.

В структуру службы входят 12 подростково-молодежных клуба:

Наименование клуба

Адрес, телефон

Направление деятельности

Филиал №1 («Атлант»)
(Сарин Виктор Александрович)

Ул. Красных Зорь, 54/4
тел. 53-98-72

бокс, кикбоксинг, пауэрлифтинг, волейбол, аэробика, фитнесс, «группа здоровья», рукопашный бой, шейпинг, ОФП

«Алмаз»
(Сажина Ольга Николаевна)

Ул. 21 Амурская, 16;
тел. 61-14-91

Спортивное, прикладное творчество

«Василек»
(Лорер Ольга Борисовна)

Ул. 21 Амурская 2а;
тел.: 21-38-27

Вокал, хореография, прикладное творчество

«Гайдар»
(Клименко Валерия Анатольевна)

Ул. Рабкоровская, 1;
тел.: 31-23-18

Туризм, художественно- эстетическое, классическая гитара

«Калейдоскоп»
(Гужва Александра Николаевна)

Ул. Иркутская, 74/1;
тел.: 56-43-98

Художественно- эстетическое, настольный теннис, клуб общения

«Молния»
(Рябова Елена Валерьевна)

Ул. Звездова, 162;

прикладное творчество, настольный теннис

«Молодость»
(Зимин Максим Владимирович)

Ул. Краснознаменная, 8а; тел.: 29-43-85

Футбол, тяжелая атлетика, настольный теннис

«Пламя»
(Дубровина Валентина Александровна)

П. Загородный;
тел.: 29-42-88

настольный теннис, клуб общения

«Салют»
(Сивицкая Людмила Георгиевна)

Ул. Циолковского, 6/1; тел.:30-34-95

художественно- эстетическое спортивное,- клуб общения

«Спартак»
(Комнатная Людмила Анатольевна)

Ул. 21 Амурская, 3б;
тел.: 61-88-57

фото- видео студия, прикладное творчество, клуб общения

«Спутник»
(Маляка Ольга Владимировна)

Ул. Декабристов, 104;
тел.: 30-55-80

клуб авторской песни, спортивное, клуб общения

«Факел»
(Никитина Оксана Владимировна)

Ул. Челюскинцев, 100;

художественно-эстетическое, школа раннего развития, декоративно- прикладное творчество

Социально-информационная служба.

Заведующая службой- Ткачева Гузель Нажиповна

Служба осуществляет свою работу по следующим направлениям:

· создание системы информационно- аналитического обеспечения функционирования и развития основных направлений деятельности учреждения;

· внедрение в практику социально- информационных программ;

· представление деятельности учреждения в рамках социальных проектов различного уровня;

· содействие гармонизации социально- психологического климата в подростковых и молодежных группах;

· профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии;

· организация социально – педагогической работы с несовершеннолетними, молодежью и их семьями из группы риска;

· создание эффективной системы информационно – просветительской деятельности социальных педагогов по месту жительства;

· создание эффективной системы по защите прав несовершеннолетних в социуме;

· внедрение инновационных форм профилактической деятельности;

· совершенствование системы оказания информационно- просветительской, социально- психологической , адресной помощи семьям, имеющим детей, подростков и молодежь из социально – уязвимых категорий.

Программы 2007года:

· «Рука дружбы»

(социально- информационная служба)

Цель : снижение у подростков риска употребления психоактивных веществ и формирование позитивных установок ЗОЖ

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: педагог- психолог Сазонов И.Ю.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

· «Молодая семья»

(социально- информационная служба)

Цель : помощь молодой семье в воспитании детей в ПМК ЦАО

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: зав. социально- информационной службы

Ткачева Г.Н.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

· «С другом по жизни»

(социально- информационная служба)

Цель : помощь несовершеннолетним «группы риска», попавшим в сложную жизненную ситуацию

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: социальный педагог Матвеева Е.Б., социальный педагог Осипчук А.В.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

· «В кругу семьи»

(социально- информационная служба)

Цель : адаптация семей с детьми ограниченными возможностями в социальной среде

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: социальный педагог Матвеева Е.Б.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

· «NEXT»- идущие вперед

(социально- информационная служба)

Цель: создание молодежного актива на базе Центра

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: социальный педагог Комылина А.В.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

· «Перекресток»

(социально- информационная служба)

Цель: формирование личной, осознанной, критической позиции к употреблению и распространения ПАВ у подростков

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: социальный педагог Комылина А.В.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

· «SOS»

(социально- информационная служба)

Цель : помощь в социализация подросткам, отбывающим наказание в ВТК п. Морозовка

Продолжительность проекта: в течение года

Руководитель: социальный педагог Вахрушева М.В.

Ул. Орджоникидзе, 85

Тел.: 24-74-23

Так же в Центре свою деятельность осуществляет юрист-консульт , который:

· проводит среди работников учреждения ознакомительные и разъяснительные лекции, беседы, семинары правового характера;

· оказывает юридические услуги по защите их прав и интересов подростков и молодежи;

· содействует в решении правовых проблем несовершеннолетних в различных органах и учреждениях;

Центр растет и развивается, налаживаются новые взаимоотношения и связи, устанавливаются новые контакты. Привлекаются к сотрудничеству студенческие и общественные организации и объединения. Задачи, которые стоят перед Центром, сегодня особенно актуальны, однако постоянно корректируются и расширяются.

Выводы по главе

Во всех округах города существуют центры помощи молодежи. Помимо них существуют также и клубы по интересам во всех уголках города. Здесь работают люди, которые всегда готовы вам помочь. Всего по городу 348 организаций, направленных на работу с молодежью.

Современная молодежь нуждается в той помощи, которую оказывают работники Центров. Это доказывают статистические данные. В Центры обращается все большее количество молодых людей. Несколько лет назад сложилась ситуация, при которой молодым людям не чем было заняться, и к 25 годам они становились алкоголиками или наркоманами, а то и инвалидами по собственной глупости. Сейчас, к счастью тенденции меняются: молодые люди стремятся чем-то заниматься, учиться и развиваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения. Следует признать, что за последние годы наша молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создании стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться.

В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд, образование. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, но и в целом для страны. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.

Основными проблемами в сфере социальной защиты молодежь считает безработицу, несвоевременную выплату пенсий и пособий, правовую незащищенность студентов и призывников.

К сожалению, город Омск не является исключением в этом вопросе. Хотя в городе и существует масса разных организаций, направленных на работу с молодежью, но многие молодые люди просто не знают о их существовании.

Целью данной курсовой работы было изучить основные положения социальной защиты молодежи в Омске.

После проведения исследования автор дал бы следующие советы: наладить сотрудничество с Вузами и давать информацию о своей организации в разные учебные заведения, проводить больше общественных мероприятий, привлекающих большую общественность, а так же создавать и поддерживать клубы по интересам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология социальной работы. М.: Сварогъ-НВФ, СПТ, 1994

2. Вишневский Ю.Р., Рубин Л.Я Социальный облик студенчества 90х годов //СОЦИС, 1997, №10

3. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. Нижний Тагил. 1995

4. Диновская Я.В. Динамика профессионального определения студентов // СОЦИС, 2000, №2

5. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС, 2000, №3

6. Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. Ростов/Д.: Феникс, 2004.

7. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие, М.: «Маркетинг», 2001.

8. Молодежная политика: проблемы, опыт, решения. Бюллетень N6, Оренбург, 1997

9. Молодежь и общество на рубеже веков/ Науч. Ред. И.М. Ильинский, М., 1999.

10. О рынке труда выпускников вузов//СОЦИС, 1997. - №3

11. Петрова Т.Э. Студенчество начала ХХ века как объект социально-биографического анализа // СОЦИС, 1999, №3

12. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа, М.: Социально- технологический институт, 1998.

13. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС, 1998. №5

14. Ручкин Б.А., Родионов В.Л., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // Социально-гуманитарные знания, 2000, №1

15. Смирнова О.П. Оценка состояния социальной защиты студентов // сборник научных трудов "Социальная работа в Сибири", 2004.

16. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. / Под общ. ред. Жукова В.И. М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2000.

17. Социальная работа: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

18. Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.

19. Социология молодежи: учебное пособие/ Под. Ред. Проф. Ю. Г. Волков, Ростов/Д.: Феникс, 2001..

20. Социология: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

21. Теория и методика социальной работы / Под. ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, Ч. 1,1994,

22. Теория социальной работы. / Под ред. Холостовой Е.И. М.: Юристъ, 1998.

23. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2004.

24. Шувалов В.С., Шиняева О.В. Проблема занятости выпускников учебных заведений // СОЦИС, 1999, №1

25. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

Приложение 1
Положение об Управлении молодежной политики Администрации города Омска

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Управление молодежной политики администрации г. Омска (далее по тексту - Управление) является структурным подразделением администрации г. Омска.

Управление подчинено и подотчетно заместителю Мэра г. Омска.

1.2. Управление руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Законами Омской области, решениями Омского городского Совета, нормативно-правовыми актами исполнительных органов государственной власти Омской власти, постановлениями и распоряжениями Мэра города Омска, настоящим Положением.

1.3. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется Мэром г. Омска.

1.4. Управление наделяется правами юридического лица, в соответствии с настоящим положением, имеет печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие, установленные в системе делопроизводства реквизиты, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, может от своего имени быть истцом и ответчиком в суде.

1.5. Управление возглавляет начальник управления, который назначается на должность и освобождается от должности Мэром г. Омска по представлению заместителя Мэра г. Омска.

1.6. Начальник Управления имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Мэром г. Омска по представлению начальника Управления и по согласованию с заместителем Мэра г. Омска. Один из заместителей исполняет обязанности начальника Управления во время его отсутствия (отпуск, болезнь, командировка и т.п.).

1.7. Работники Управления, замещающие муниципальные должности муниципальной службы согласно Реестру муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области и Перечню муниципальных должностей муниципальной службы г. Омска, являются муниципальными служащими.

1.8. Работники Управления принимаются на работу и увольняются с работы, а также к ним применяются меры поощрения или дисциплинарной ответственности на основании соответствующих приказов начальника Управления.

1.9. Управление состоит из структурных подразделений, положения о которых утверждаются начальником Управления (структура Управления прилагается).

1.10. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств городского бюджета в установленном порядке.

1.11. Управление наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

1.12. При осуществлении своих полномочий Управление взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации г. Омска, территориальными органами федеральных служб и министерств, органами государственной власти и местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, детскими и молодежными общественными организациями и объединениями, занимающимися вопросами молодежной политики.

1.13. Для рассмотрения важнейших вопросов по реализации молодежной политики на территории города Омска при Управлении образуется коллегия, которую возглавляет начальник Управления. Персональный состав коллегии утверждается по согласованию с заместителем Мэра города и по представлению начальника Управления постановлением Мэра г. Омска.

1.14. По должности в состав коллегии входит начальник Управления, его заместители. В состав коллегии могут входить представители структурных подразделений администрации г. Омска, руководители органов по делам молодежи администраций административных округов, руководители детских и молодежных общественных организаций и объединений, ученые, специалисты, работающие по проблемам молодежи, депутаты Омского городского Совета.

1.15. Юридический адрес Управления: 644043, г. Омск, ул. К. Либкнехта,33.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Основной целью деятельности Управления является – создание правовых, социально-экономических условий для социального становления и самореализации молодого человека и участия молодых граждан в общественной, культурной и политической жизни города Омска.

2.2. Основными задачами Управления являются:

2.2.1. Разработка основных направлений и положений молодежной политики в городе Омске и ее реализация.

2.2.2. Обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере муниципальной молодежной политики.

2.2.3. Осуществление мер по обеспечению защиты законных прав и интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, бытовых и материальных проблем.

2.2.4. Организация системной работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних и молодежи.

2.2.5. Содействие культурному, духовному, физическому развитию молодежи; в т.ч. через поддержку самодеятельного творчества, выявление и поддержку одаренных подростков и молодежи.

2.2.6. Создание условий, гарантий и стимулов для свободной и самостоятельной деятельности детских и молодежных общественных объединений, движений, инициатив, направленных на гражданское становление подростков и молодежи, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

2.2.7. Развитие системы комплексных социальных служб для молодежи и сети подростковых и молодежных клубов по месту жительства и осуществление контроля за их деятельностью.

2.2.8. Методическое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

2.2.9. Совместно с комитетами территориального общественного самоуправления, администрациями административных округов привлечение населения города к участию в решении молодежных проблем.

2.2.10. Формирование совместно с соответствующими органами местного самоуправления основ бюджетного и внебюджетного финансового обеспечения процесса реализации молодежной политики города.

3. ФУНКЦИИ

Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

3.1. Координирует деятельность структурных подразделений администрации города, отделов по делам молодежи администраций административных округов, организаций, общественных объединений по созданию благоприятных социально-экономических и правовых условий для физического и духовного развития молодежи; в т.ч. через деятельность межведомственных советов и комиссий.

3.2. Разрабатывает предложения в планы и программы краткосрочного и долгосрочного социально-экономического развития города по вопросам своей компетенции и осуществляет организационное планирование в отрасли молодежной политики.

3.3. Обобщает практику применения нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики и в установленном порядке вносит предложения и рекомендации по их совершенствованию.

3.4. Готовит предложения к проекту городского бюджета по финансированию программ и мероприятий муниципальной молодежной политики, реализации социально-технических нормативов в сфере социальной поддержки молодежи.

3.5. Разрабатывает и отвечает за реализацию муниципальных целевых и комплексных программ (проектов) по осуществлению молодежной политики в городе Омске.

3.6. Формирует единую систему муниципальных учреждений, оказывающих комплекс педагогических, социально-психологических, правовых, консультационных, информационных услуг и осуществляющих социальную реабилитацию молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также предоставляющих помощь молодежи по организации досуга, трудовой занятости, отдыха и оздоровления.

3.7. Совместно с заинтересованными подразделениями администрации города Омска осуществляет мониторинг и прогноз социальных процессов в молодежной среде, их анализ во взаимосвязи с социально-экономической ситуацией в городе, анализирует эффективность форм и методов работы с молодежью.

3.8. Обеспечивает в рамках своей компетенции подбор, организацию подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для муниципальных органов по делам молодежи, муниципальных учреждений в сфере молодежной политики, проводит аттестацию работников данных учреждений.

3.9. Анализирует эффективность использования и осуществляет в рамках своей компетенции контроль за использованием средств, выделенных на реализацию молодежной политики администрациям административных округов и муниципальным учреждениям для молодежи.

3.10. В соответствии с действующим законодательством организует и координирует осуществление мероприятий по муниципальной поддержке детских и молодежных общественных объединений, действующих на территории города, содействует научно-методическому, информационному и финансовому обеспечению их деятельности.

3.11. Участвует в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью по месту жительства и способствует их привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом через деятельность сети подростковых клубов по месту жительства, проведение массовых молодежных спортивных, просветительских и туристских мероприятий.

3.12. Организационно обеспечивает деятельность Омского городского студенческого Совета и осуществляет регулирование его деятельности, содействует развитию системы студенческого самоуправления.

3.13. Обеспечивает организацию в городе общественных работ, временной занятости несовершеннолетних, в том числе за счет средств федерального и областного бюджета, а также средств работодателей, проводит мероприятия по профессиональной ориентации подростков и адаптации к трудовой деятельности молодого человека, впервые вступающего в трудовую жизнь.

3.14. Обеспечивает в рамках своей компетенции информационное сопровождение муниципальных программ и проектов в области молодежной политики, их социальную адаптацию на территории города Омска, используя средства массовой информации, рекламу, издание листовок, брошюр, справочников, сборников, других материалов по проблемам молодежи, деятельности органов по делам молодежи.

3.15. Разрабатывает и утверждает локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность подведомственных муниципальных учреждений, а также осуществляет их финансирование, поддержку, развитие материально-технической базы и контроль за их деятельностью в пределах компетенции Управления.

3.16. Разрабатывает и защищает проект муниципального заказа на приобретение товаров, работ и услуг в сфере молодежной политики.

3.17. Обеспечивает информатизацию деятельности подведомственных учреждений путем обеспечения компьютерной и оргтехникой, внедрения передовых программ и технологий, имеет свой сайт в Интернет.

3.18. Осуществляет общее методологическое руководство органов по делам молодежи администраций административных округов.

3.19. Осуществляет ежемесячное, квартальное и годовое планирование собственной деятельности Управления.

3.20. Проводит анализ собственной деятельности Управления.

3.21. Осуществляет иные мероприятия, направленные на реализацию молодежной политики в г. Омске.

3.22. Организовывает контроль за исполнением нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики и норм действующего законодательства в отношении молодежи.

3.23. Готовит предложения в планы повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих администрации города.

4. ПРАВА

4.1. Управление для осуществления своих функций имеет право:

4.1.1. Представлять интересы администрации г. Омска в рамках своей компетенции, определенной настоящим Положением, во всех органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности, в том числе зарубежных.

4.1.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от руководителей структурных подразделений администрации г. Омска, муниципальных предприятий и учреждений необходимые материалы, а также пользоваться в установленном порядке банками данных этих организаций.

4.1.3. Получать, при выполнении поручений Мэра г. Омска, необходимые пояснения должностных лиц администрации города, ее структурных подразделений, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

4.1.4. Осуществлять официальную переписку с организациями и гражданами по вопросам своей деятельности, используя бланки Управления.

4.1.5. Разрабатывать проекты постановлений и распоряжений Мэра г. Омска, программ развития, других нормативно-правовых актов по вопросам молодежной политики.

4.1.6. В установленном законом порядке заключать контракты, договоры, соглашения в пределах своей компетенции и принимать непосредственное участие в их реализации.

4.1.7. В пределах выделенных ассигнований привлекать на договорной основе научные коллективы, коммерческие организации, а также отдельных специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, для подготовки предложений к проектам прогнозов, программ и других разработок, проведения независимой экспертизы, подготовки и организации конкурсов в пределах компетенции Управления.

4.1.8. В соответствии с действующим законодательством выступать по поручению Мэра города Омска учредителем муниципальных учреждений и предприятий в сфере молодежной политики, принимать решения о муниципальной поддержке на конкурсной основе проектов и программ молодежных и детских общественных объединений, муниципальных учреждений, организаций в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели.

4.2. Начальник Управления имеет право:

4.2.1. Действовать без доверенности от имени Управления, представлять его интересы во всех учреждениях и организациях.

4.2.2. Издавать в пределах своей компетенции приказы по вопросам деятельности Управления.

4.2.3. Утверждать положения о структурных подразделениях Управления, должностные инструкции работников Управления.

4.2.4. Принимать на работу и увольнять с работы работников Управления, а также применять к ним меры поощрения или дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе.

4.2.5. Распределять обязанности между заместителями и руководителями структурных подразделений, сотрудниками Управления и устанавливать степень их ответственности за порученную сферу деятельности.

4.2.6. Устанавливать состав и объем сведений, составляющих служебную тайну Управления и определять порядок ее защиты.

4.2.7. Заключать в установленном порядке трудовые договоры с руководителями подведомственных муниципальных учреждений.

4.2.8. Открывать и закрывать в кредитных учреждениях расчетные счета Управления.

4.2.9. В соответствии с действующим законодательством распоряжаться финансовыми средствами и имуществом Управления, выдавать доверенности.

4.2.10. Заключать договоры с юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения деятельности Управления.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Всю полноту ответственности за своевременность и качество выполнения задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, несет начальник Управления.

5.2. Порядок привлечения к ответственности начальника Управления устанавливается действующим законодательством, должностной инструкцией, трудовым договором, распоряжениями Мэра города и иными нормативными и распорядительными документами.

5.3. Степень ответственности и порядок привлечения к ответственности сотрудников Управления устанавливается действующим законодательством, должностными инструкциями работников Управления, трудовыми договорами, распоряжениями Мэра г. Омска и иными нормативными и распорядительными документами администрации г. Омска.


[1] Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, с.22

[2] Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2003, с.10-22

[3] Антология социальной работы. М.: Сварогъ-НВФ, СПТ, 1994, с.5-15

[4] Технологии социальной работы: Учебник/ Под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 10-24

[5] Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. Нижний Тагил. 1995, с. 51-56

[6] Социология молодежи: учебное пособие/ Под. Ред. Проф. Ю. Г. Волков. Ростов/Д.: Феникс, 2001, с. 35-38

[7] Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С. Петербургского университета, 1996, с. 26-30

8 Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2004, 24-31

[9] Проблема занятости выпускников учебных заведений/ В.С. Шувалов, О.В. Шиняева // СОЦИС, 1999. - №1, с. 7-9

[10] Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.Петербургского университета, 1996, с. 5-11

[11] Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие. – М.: «Маркетинг», 2001, с. 12-31

[12]