Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Организация социальной работы в социальный приютах

 

             

Организация социальной работы в социальный приютах

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Организация социальной работы в условиях приюта. 6

1.1.Понятие приюта. 6

1.2. Детский приют как социальная служба. 8

Глава 2. Методика работы социального работника в социальных приютах.15

2.1 Взаимообусловленность профессиональной деятельности в социальном приюте и личности специалиста социальной работы.. 15

2.2 Организация работы социального приюта в составе СПЦ.. 18

Заключение. 23

Список литературы.. 25


Введение

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что социально- экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.

Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.

Сложившаяся ситуация требует от специалиста социальной работы переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.

В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные

. Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социальной компоненты реабилитационной работы специалистов социальной работы этих учреждений.

Цель данной работы – раскрыть методики работы социальных работников в социальных приютах.

Реально действующая модель социально-педагогической коррекции поведения детей в условиях специализированного учреждения в значительной мере оптимизирует деятельность специалистов и позволяет формировать развивающее воспитательное пространство, адекватное требованиям конкретной стадии формирования личности ребёнка.

Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть основы организация социальной работы в условиях приюта;

2. Указать на методики работы социальных работников в социальных приютах.

Объект исследования – процесс социальной работы.

Предмет исследования – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оказавшиеся вне естественного семейного социума и временно находящихся в условиях специализированного учреждения.

Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социально-педагогическая функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социально-педагогическую реабилитационную работу в детской и семейной среде.


Глава 1 Организация социальной работы в условиях приюта

1.1. Понятие приюта

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта.

Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

Рассмотрим социальный приют для детей и подростков (в дальнейшем приют), который является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории региона (области) социальную медико-психологическую помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Приют создается постановлением администрации региона или муниципального образования по представлению управления социальной защиты населения и осуществляет свою деятельность под его руководством.

В своей деятельности приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Декларацией ООН о правах ребенка, законами области, иными нормативными правовыми актами.

Основными задачами приюта являются:

· реализация прав ребенка на защиту и помощь со стороны государства и общества;

· профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и социального сиротства, оказание помощи при ликвидации трудной жизненной ситуации;

· предоставление детям и подросткам временного проживания до определения, совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;

· обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной помощью.

В структуре приюта обычно создаются следующие отделения: · отделение реализации программ социальной реабилитации и другие.

В соответствии со своими задачами Приют:

· предоставляет временное проживание детям и подросткам в возрасте от трех до четырнадцати лет, оставшимся без попечения родителей и нуждающихся в срочной помощи государства, сроком до шести месяцев;

· обеспечивает право несовершеннолетних:

· на переписку и встречу с родными и близкими, представителями органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств;

· ·на получение посылок и передач;

· ·оказывает первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

· оказывает комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и подростков в интернатное учреждение, семью и так далее;

· выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию детей и подростков;

· разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации детей и подростков, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации.

Несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, предоставляется полное государственное обеспечение.

1.2. Детский приют как социальная служба

Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.

Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.

Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.

При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.

Первый этап в работе с детьми – изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.

Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.

Он планирует:

· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;

· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;

· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;

· наблюдение за ребенком в адаптационный период.

Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.

Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.

После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.

Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:

1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;

2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;

3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;

4. формирование навыков ответственного поведения;

5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.

Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.

После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Российской Федерации.

В социальных приютах больше всего беспокойства вызывают дети с так называемым синдромом гиперактивности. Они подвижны, как ртуть, суетятся, торопятся, не могут задержать внимание на несколько минут. У них хорошие интеллектуальные данные, но они не справляются с заданиями учителя, считая их скучными и однообразными. Они вспыльчивы и раздражительны, что приводит к конфликтам со сверстниками. Эти дети - результат психологической и физической перегрузки в обществе.

Для подобных детей должны создаваться индивидуальные программы реабилитации, которые включают психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Для этого специалисту социальной работы необходимо:

- понимать трудности гиперактивных детей;

- применять только положительные воздействия, избегать наказаний;

- включать ребенка в общие дела;

- укреплять веру в себя, давая доступные задания;

- создать условия для отдыха и спорта;

- развивать интерес к деятельности;

- разработать правильный режим, предусматривающий достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, развитие гигиенических навыков.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так взрослых, т.е. была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, что способствует его более быстрой адаптации в приюте. У ребенка развиваются уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников приюта играет их вовлечение в трудовую деятельность. Труд помогает наладить отношения со сверстниками, приобрести трудовые навыки, способствует развитию самостоятельности, организованности, формирует уважительное отношение к продуктам труда. В современных социальных приютах воспитанники включаются в самые разнообразные виды труда. Стимулом в работе является оплата труда. В практике приютов распространено самообслуживание, ребята выполняют ремонтные работы, различные виды сельскохозяйственного труда.

Труд выполняет воспитательную функцию при условии, что он посилен, а результаты труда имеют общественную или личную пользу. В процессе труда решаются проблемы общения, сотрудничества, обучения профессии. Реализация продуктов труда, заведение сберегательных книжек, лицевых счетов требуют от специалиста социальной работы организационных умений и контроля.

Возвращение ребенка в школу - важная проблема для специалиста социальной работы в приюте. Направить в школу и помочь выполнить домашнее задание - это только полдела, необходимо изменить отношение ребенка к знаниям, помочь преодолеть страх перед школой. Легче всего это решается в приютах, где существует так называемая домашняя школа, где работа с ребенком ведется индивидуально, где в ходе занятий осуществляются коррекционные меры по развитию памяти, внимания, словарного запаса и т.д., практикуется выставление оценок.

При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

- соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;

- положительную оценку успехов (похвалой, подбадриванием, поощрением);

- учет склонностей и возможностей ребенка;

- занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;

- помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками и учителями;

- обучение владению словом.

Итак, основными направлениями социально-педагогической помощи детям в приюте являются изучение влияния микросреды и оценка социально-психологического состояния ребенка.

В свою очередь функциональное содержание деятельности специалиста социальной работы в приюте позволяет определить ее как полифункциональную профессиональную деятельность по решению социальных проблем ребенка ( девиантное поведение, социальное сиротство, бездомность, алкоголизм, наркомания, миграция, насилие в семье), направленную на реабилитацию, активную адаптацию и интеграцию ребенка в социум, сущностью которой является гармонизация ценностных ориентаций личности ребенка и нормативных ценностей общества посредством актуализации собственных жизненных сил детей, попавших в приют.

Очевидно, что содержание подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в социальном приюте представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность профессиональных умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущих специалистов гуманистической направленности личности. Конкретизация этого содержания требует разработки профес-сиограммы специалиста социальной работы приюта и анализа личностного проявления его готовности к профессиональной деятельности в приюте.


Глава 2. Методика работы социального работника в социальных приютах.

2.1 Взаимообусловленность профессиональной деятельности в социальном приюте и личности специалиста социальной работы

На основе функций, выполняемых специалистом социальной работы в социальном приюте и основных направлений оказания помощи детям, нами была разработана модель его деятельности. Она была представлена как развернутая структура требований к личности специалиста, которые составили содержание профессиограммы. Такая профессиограмма является источником знаний о функциях деятельности специалиста социальной работы и требованиях к его личностным качествам, раскрывает содержание знаний и умений, необходимых для успешной социально-педагогической деятельности в приюте.

Разработанная примерная профессиограмма специалиста по социальной работе в социальном приюте, включает в себя следующие компоненты: профессионально-гуманистическую направленность личности; профессиональные знания; профессиональные умения; качества личности специалиста социальной работы.

Профессионально-гуманистическая направленность личности специалиста социальной работы приюта характеризуется осознанием ценностей профессиональной деятельности; осмыслением значимости общения в развитии личности ребенка и собственной личности; принятием творческого характера труда; личностным осмыслением ценностей профессиональной деятельности; активностью в профессиональной деятельности. Рассмотрим содержание каждого показателя профессионально-гуманистической направленности личности специалиста социальной работы приюта.

Осознание ценностей профессиональной деятельности. Ценности профессиональной деятельности обусловлены социальной функцией специалиста социальной работы, утверждением его личности в обществе. Именно гуманистический идеал - человек как высшая ценность, определяет смысл и назначение социально-педагогической деятельности в приюте, а ее ценности отражают признание таких гуманистических принципов, как единство общественных и личных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей (истины, добра, справедливости, милосердия и др.).

В конкретной социально-педагогической деятельности в приюте ориентация на ребенка как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми. Соответственно, основная цель социально-педагогической работы в приюте - "создавать и сохранять условия правового, достойного, комфортного существования Человека, как общественного субъекта".

Признание гармоничного развития личности целью и смыслом профессиональной деятельности приводит социального работника к принятию профессии как высокого общественного долга, пониманию творческой природы своего труда, открывает возможности для актуализации и совершенствования собственной личности.

Осмысление значимости общения в развитии личности ребенка и собственной личности. Осознание значимости роли общения в развитии личности помогает будущему специалисту установить контакт с ребенком и его родителями, педагогически целесообразные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Роль педагогического общения исследована в работах А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова. Они подчеркивают исключительное значение общения не только как условия и средства развития личности ребенка, но и средства собственного духовного роста, позволяющего реализовать свою гуманистическую сущность. Это в свою очередь стимулирует овладение специалистом социальной работы профессиональной культурой как комплексом качеств: единством внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности. Особую роль общение играет в социально-педагогической деятельности в приюте, так как специалист должен расположить ребенка и взрослого к разговору, поддержать, проконсультировать, посоветовать, как преодолеть трудности.'

Важная роль принадлежит перцептивному компоненту в социальной работе, потому что в совместной деятельности с ребенком и взрослым специалист социальной работы выступает не только в роли активного субъекта общения, но и его инициальной стороной. В этом общении он использует не только вербальные средства, но очень часто такие невербальные средства общения как мимику, позы, телодвижения и т. д., чтобы полнее выразить заинтересованное отношение к "клиенту", участие в его судьбе. Специалисту социальной работы в приюте необходимо развивать экспрессивное поведение, а также изучать формы экспрессивного поведения своих "клиентов", так как недооценка перцептивного компонента общения усложняет деятельность социальных работников. Невербальные средства общения во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие человека. Формирование образа человека обуславливается тремя наиболее общими моментами: ситуацией, в которой осуществляется отражение объекта, свойствами самого объекта и свойствами субъекта. "Объем и степень достоверности информации о человеке, отражением которого является его восприятие, зависит от того, какими особенностями обладает, во-первых, воспринимаемый, во-вторых, воспринимающий человек, в-третьих, на них сказываются условия, в которых один человек воспринимает другого", - отмечает А.А. Бодалев .

Большое значение для эффективного взаимодействия, для сотрудничества имеет сама культура общения, которую необходимо воспитывать у себя, поскольку специалист социальной работы выступает не только как субъект общения, инициатор и участник конструктивного диалога с ребенком, родителями, но и как ее носитель и транслятор.

Одним из компонентов культуры общения специалиста социальной работы является педагогический такт. Уважение к ребенку, родителям, внимание к ним, забота о них делают их соучастниками педагогического процесса. Педагогический такт должен появляться во всех сферах взаимодействия: в индивидуальном и коллективном общении, в семье, в досуге и т. д. Он характеризуется вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, требовательным. Общаясь с детьми, надо соблюдать чувство меры по отношению к ним, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, душевное состояние, конкретные условия и ситуации. Необходимо уметь правильно говорить и слушать ребят. Слово педагога - тончайший инструмент воздействия на душу ребенка. В общении с детьми не должно быть насмешек, упреков, иронии. Специалисту социальной работы нужно строить процесс общения психологически тонко и педагогически грамотно, понимать детей по глазам, внешним признакам, "читать" их внутренний мир.

Общение в социально-педагогической работе в приюте приобретает характер высокой гуманистической ценности, так как без него невозможно гармоничное развитие личности ребенка, а специалист в общении получает неограниченные возможности для актуализации своей гуманистической сущности, проявления высоких нравственных начал собственной личности: добра, любви, сострадания, милосердия.

2.2 Организация работы социального приюта в составе СПЦ

Преимущество работы приюта в составе социально-педагогических центров очевидно. Основное назначение приютов, как известно, - это реабилитация детей и работа с семьей по возвращению ребенка домой или же поиск и подбор альтернативной семьи. Поэтому работа приюта тесно переплетается с работой сектора по охране детства и социально-педагогических учреждений.

Дети попадают в поле зрения социальных служб задолго до того, как их размещают в приют. И, естественно, органы охраны детства и СПЦ уже работают с этой семьей, связываются с различными организациями, учреждениями образования, сельскими советами и т.д. В этом случае помещение ребенка в приют является продолжением систематической работы с семьей, когда пребывание ребенка в семье становится небезопасным для ребенка или же ситуация в семье (материальные условия, временная недееспособность родителей) требует оказания немедленной помощи семье и детям. Можно выделить следующие преимущества приюта работающего в составе СПЦ:

1. в то время, когда ребенок попадает в приют, семья и ее социальные проблемы уже исследованы социальными педагогами и психологами СПЦ;

2. изучены возможности и ресурсы семьи;

3. известен круг контактных лиц, тех, кто наиболее важен для ребенка (родственники, друзья, учителя), и это способствует более успешной реабилитации;

4. обследованы дети, изучены их индивидуальные особенности, проблемы (в том числе психологические, учебные, проблемы со здоровьем);

5. дети продолжают общаться с уже знакомыми лицами (психологами, социальными педагогами), сохраняются их привязанности, и они более полно получают эмоциональную поддержку;

6. есть возможность для работников приюта в полной мере использовать опыт специалистов СПЦ для работы с семьей, а также изученные ресурсы биологического окружения;

7. есть возможность на более глубоком уровне, совместно со специалистами СПЦ работать с биологической семьей;

8. работа по подбору, обучению замещающей семьи организована специалистами СПЦ, и появляется возможность выбирать обученных кандидатов для приемного ребенка и вместе со специалистами СПЦ грамотно подготовить ребенка для передачи его в приемную семью.

Кроме того, специалисты СПЦ и приюта совместно работают по реабилитации биологической семьи, по восстановлению детско-родительских отношений, по проблемам возвращения ребенка в родную семью, что дает возможность более успешно осуществлять этот процесс.

Таким образом, при организации работы приюта в условиях СПЦ наблюдается системность и преемственность в работе, возможность использовать профессиональный опыт специалистов СПЦ, пользоваться ранее полученными сведениями, источниками рекламы банком данных, опираться на кадровый потенциал СПЦ.

Совместная работа специалистов, совместные методические объединения, возможность профессионального совершенствования и взаимозаменяемость, а также доступ к материальной базе СПЦ и сеть контактов социальных педагогов и психологов делают процесс реабилитации и возвращение детей в семью более организованным и реальным.

В ситуации, когда штатное расписание зависит от условий и финансовых возможностей регионов, в которых они открываются, не всегда имеется возможность вводить достаточное количество специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) для работы с детьми и семьями. Поэтому использование ресурсов СПЦ снимает проблему нехватки штатных единиц в приютах.

Приют является временным учреждением пребывания ребенка. Изъятие из семьи – это всегда болезненный процесс, и очень важно пребывание ребенка в приюте сделать как можно менее стрессовым. В этой ситуации все имеет значение: помещение и оборудование, обстановка и уют. Важно условия пребывания детей приблизить к домашним. Поэтому значение имеет расселение детей в приюте. Наиболее приемлемыми для психологического комфорта являются двухместные и трехместные комнаты. В условиях небольших приютов (10-15 человек) это сделать несложно. Даже небольшой опыт работы социального приюта в составе СПЦ показывает, что лучшим способом размещения является семейный принцип, т.е. дети, изъятые из одной семьи, размещаются в одной комнате. При этом сохраняются эмоциональные привязанности детей, поддерживаются родственные связи, частично сохраняется первичный мир для детей и ситуация взаимоотношений, менее болезненно ощущается разрыв с домом, дети могут сохранить и поддержать семейный микроклимат (семейный альбом, домашние общие вещи, общие темы для обсуждения).

Наблюдение показывает, что с детьми из одной семьи, живущими вместе легче установить эмоциональный контакт и педагогам приюта. Дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, эмоционально-положительно реагируют на окружающих взрослых, чувствуют себя более защищенными и принятыми. Кроме того, находясь рядом, дети поддерживают друг друга в социально-бытовых умениях и навыках, в поведении и в сложных жизненных ситуациях. Важно и то, что педагоги и психологи через взаимоотношения детей могут наблюдать ситуацию в семье, появляется возможность одновременно общаться с детьми, проще организовать встречи и общение с биологическими родственниками. Однако необходимо четко изучить ситуацию взаимоотношений между детьми перед размещением их в приют. В том случае, если между детьми наблюдаются резко отрицательные отношения, негативизм, агрессивность, следует разделить их при расселении.

Большое значение имеет создание собственного личного пространства для каждого ребенка. Поэтому очень важно продумать уголок для каждого ребенка: кровать, тумбочку, личную полочку для одежды, место, где он может повесить фотографии, положить любимые предметы и игрушки, побыть наедине.

Ребенок, изъятый из семьи, как правило, испытывает шок, беспокойство неуверенность в себе, недостаток доверия. Очень часто разделение с родителями вызывает у детей злость, зависть, обиду, возмущение. Такие дети требуют к себе гораздо больше внимания. Их по-новому надо учить верить в свои силы, мыслить, общаться, справляться со стрессом и разочарованием, бороться со страхами и переживаниями, учить строить будущие отношения.

Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.

Положительные качества ребенка, которые выявляет социальный работник, являются ориентиром в воспитательной работе, так как, опираясь только на них, он может создать нормальные взаимоотношения с детьми в приюте.


Заключение

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг.

Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения. Она включает в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся в поддержке.

Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

Организации социального обслуживания населения направлены на создание условий эффективного и качественного решения социальных задач, являющегося основой принятия стратегических и тактических решений на всех уровнях.

В последние годы социальные работники появились во всех образовательных учреждениях, в том числе и в приютах, детских домах, интернатах, кризисных центрах, центрах семейного воспитания и т.д. Проблема оказания помощи детям «группы риска» сегодня мало изучена, что требует повышения квалификации социальных работников, разработки специальных методов и технологий, обоснования построения реабилитационных и коррекционных программ.

Социальный работник, работающий непосредственно с детьми, в каждом конкретном учреждении должен, прежде всего, опираться на возрастные особенности детей и новообразования, характерные для каждого возрастного периода развития ребенка.

В целом следует подчеркнуть, что защита прав детей в России находится далеко не на требуемом уровне. Несмотря на множество принятых правовых норм, несмотря на формальное признание Российской Федерацией необходимости выполнения Конвенции о правах ребенка, положение с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, преступностью среди несовершеннолетних остается, мягко говоря, неудовлетворительным. И очевидно, что все эти проблемы имеют одну-единственную причину: в России систематически нарушаются права ребенка


Список литературы

1. Арефьев А. Дети улицы// Государственная служба. 2004. № 1. С. 123-131.

2. Беляков С.А., Борисов В.А., Ивченко К.В., Гречишкина М.А., Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей (I часть). - СПб: Питер. – 2000. – 82 с.

3. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. – 2000. - № 3. - С. 52-60.

4. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов / М.В. Вдовина // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С.63-68.

5. Квеско, Р.Б. Основы социальной работы: учебное пособие / Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2008. –

6. Основы социальной работы учебник/Под ред. П.Д.Павленка. М., 2001. – 440с.

7. Основысоциальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 670 с.

8. Ромм, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пос./ М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 93 с.

9. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе// В.М.Сафронова. М., 2002. – 398с.

10. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.// Л.К.Сидорова М., 2004. – 100с.

11. Словарь социального педагога и социального работника. Мн., 2003. – 236с.

12. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. - 368 с.

13. Технологии социальной работы/Под ред. Е. И. Холостовой. – М: ИНФРА-М. – 2001. – 400 с.

14. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 2000. - 240с. Ардашкин, И.Б. Технология социальной работы: учеб. Пособие / И.Б.Ардашкин. – Томск, 2007. – 224 с.

15. Технология социальной работы: учебник / А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 400 с.