Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Социология 11

 

             

Социология 11

Введение.

Социология (от лат. socius — общественный и др. греч. λóγος — учение) — это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология в нашей жизни играет большую роль . Этот термин у всех «на слуху», им пользуются все чаще и чаще, Телевидение, радио, СМИ сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.

Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Социология как наука использует ряд методов:

· наблюдение — это сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Оно бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

· эксперимент — это сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Он бывает лабораторный и полевой.

· анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу воронки: — вводная часть (введение в проблему) — основная часть (вопросы по проблеме) — заключительная часть (социальная)

· интервьюирование — это метод сбора качественной информации. Оно должно проводиться только специалистом-социологом. Оно бывает свободное и стандартизированное.

· анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин и т. п.

· контент -анализ — сбор информации посредством массовой печати.

Методология науки - это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования, выясню как с помощью опроса, как метода социологии, можно получить данные, рассмотрю виды опросов, структуру анкеты и технику составления опросного листа.

Опросные методы.

Опрос - метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.п., основанный на непосредственном (интервью) или опосредственном (раздача анкет) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Социологический опрос – один из основных методов сбора социологических данных, позволяющих получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать основным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими методиками исследования.

Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Наиболее важным разграничением видов опросов противопостановление сплошного и выборочного опроса. Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всём множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть всё общество, однако практически это очень сложно. По этой причине с опросом на генеральной совокупности мы имеем дело лишь при переписи населения; в определённом смысле как опрос на генеральной совокупности могут быть рассмотрены выборы и референдумы.

Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть, части лиц имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т. д., то есть быть репрезентативной. Так, например, если генеральная совокупность содержит определённое число людей со средним специальным и высшим образованием (состоящих в браке и холостых и т. п.), а этот фактор может иметь значение с точки зрения результатов опроса, выборочная совокупность должна включать такое же соотношение между указанными категориями.

Выборочная совокупность может формироваться по разным принципам:

· Случайная выборка осуществляется из всего множества возможных респондентов методом случайных чисел. Она возможна лишь тогда, когда известны все потенциальные респонденты опроса.

· Систематическая выборка предполагает вычисление интервала пропуска данных. Например, если размер выборки находится в соотношении 1:100 с генеральной совокупностью, то опрашивается каждое сотое лицо, входящее в генеральную совокупность.

· Кластерная выработка учитывает распределение респондентов на группы по географическому признаку (например, жители центра и жители окраины города)

· Стратифицированная выборка заключается в разбиении генеральной совокупности на страты (слои), из которых затем осуществляется выборка.

· Целевая выборка – это выборка, осуществляемая по усмотрению опрашивающего, который произвольно выбирает опрашиваемых (но при этом он обязательно должен руководствоваться определёнными принципами).

· Многоступенчатые выборки сочетают в себе все указанные способы (или некоторые из них). При этом на каждом этапе выборка осуществляется по разным принципам (например, сначала – кластерная, затем стратифицированная по возрасту, затем случайная выборка)

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1.Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
2. Респондент заинтересован в опросе.
3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

1.1 Анкетирование

Анкетный опрос (анкетирование) - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

· когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;

· респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Метод анкетного опроса представляет собой универсальным методом, так как позволяет решить следующие задачи. Во-первых, он предоставляет возможность получить обширную информацию об изучаемых социологами объектах самого различного рода и качества. Во-вторых, анкетирование позволяет мысленно моделировать многие из нужных исследователю ситуаций, апеллируя к внутренним механизмам человека, его опыту. В-третьих, он дает возможность проникнуть во внутренний мир людей и узнать об их мотивах, оценках, стремлениях, планах и т.д. В-четвертых, анкетный опрос достаточно экономичен в сравнении с другими методами исследовании. В-пятых, результаты анкетного опроса поддаются различным видам математической обработки, что при современных компьютерных программах дает исследователям широкие возможности. Таким образом, анкетный опрос обладает высокими познавательными возможностями.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Можно дать следующее определение анкетному опросу:

Анкетный опрос – это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий:

письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Этапы опроса могут быть описаны следующим образом:

1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе (операционализация).

2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.

6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

7. Предварительное тестирование (pretesting) – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.

8. Опрос – почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с применением пилотажного инструментария.

9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса; прослушивание телефонных интервью).

10. Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и всели из них возвратили анкеты.

11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.

12. Обработка – подготовка данных для анализа.

13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета. Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Это документ, в котором собраны вопросы, адресованные определённому множеству людей: она предполагает, что каждый человек, входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на машинке, принтере или отпечатывается любым типографским способом. Любая анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей.

Введение или вводная часть представляет собой непосредственное обращение к респонденту. Во вводной части, как правило, указывается следующее:

· цели и задачи исследования и его значение

· указание на анонимность опроса ( гарантии на анонимность условны, так как по анкетному листу возможна идентификация человека)

· сообщается о том, как будут использованы результаты.

Введение призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача введения — убедить респондента принять участие в опросе.

Реквизитная часть . В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы о выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой», содержащую необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании т. д. Обычно в «паспортичку» включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании. (в ряде случаев это делается во вводной части).

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В основном вопросы в анкете делятся на несколько типов: закрытые — открытые, полузакрытые, но существуют ее и всевозможные вопросы, предназначенные для выяснения степени искренности ответов респондентов, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса, позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку и т.д. Ниже я приведу таблицу 1, на примере которой постараюсь более точно показать типологию используемых в опросном листе вопросов.

Вопросы

И ЗАДАЧИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Таблица 1


Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

Главное — максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить о важных правилах:

· первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

· все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне, конкретности

· Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе

· Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

· Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею — серию отрицательных или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

· Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам — в другой.

· Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими. Это зависит от программной цели вопроса и его смысла. Если по смыслу вопроса возможны комбинации разных выборов, притом в любом количестве, нельзя без особых пояснений ограничивать выбор условием: “Укажите не более трех наиболее важных пунктов”. Однако в том же случае, если цель вопроса — выявить доминанту интереса, отношения, оценки и т. п., ограничить выбор вполне целесообразно.

· Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос: “трудно сказать”, “затрудняюсь ответить”, “не помню”, “не знаю”.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Выборка – любая подгруппа совокупности случаев (объектов), выделенная для анализа. Репрезентативная выборка – это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности.

Основные этапы формирования выборки.

· устанавливается подгруппу внутри генеральной совокупности.

· подробно изучается эта подгруппа, или выборка

· результаты распространяются на генеральную совокупность.