Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Отношение студентов к проблеме социального неравенства

 

             

Отношение студентов к проблеме социального неравенства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. ПОЛЗУНОВА »

кафедра Теоретической и прикладной социологии

УДК 371. 315 защищена с оценкой ­­­­­­­­­­­­­ _________________________________

Руководитель работы

к.ф.н, доц.3олотова Н. Д.

подпись, должность, и.о. фамилии

Отношение студентов АлтГТУ к проблеме социального неравенства.

(тема курсовой работы)

Пояснительная записка к курсовой работе

По дисциплине «Социология»

КР 040.101.13. 000. Обозначение документа

Работу выполнила Овсянникова И.В.

Студентка СР- 81 подпись

Нормоконтролер к.ф.н., Золотова Н. Д.

подпись, должность, и. о. фамилия

Барнаул 2009

Содержание:

1.Основная часть…………………………………..…………..………………3

1.1. Введение………………………………….…….....………………….3

1.2. Социальное неравенство и социальная стратификация …………….4

1.3.Социальная мобильность……………………..……….……………14 1.4«Ненормальные» формы разделения труда.………..………………19

2. Практическая часть………………………….…….….……………………22

2.1. Обоснование проблемы……………..……….…………………….…22

2.2. Цели…………………..……………………….……………………….24

2.3. Задачи…………………..………………….….………………………..24

2.4. Гипотезы…………………….……………..….………………………..25

2.5. Определение выборки……………………..….……………………….26

2.6. Методы сбора информации…………………………………………...26

2.7. Инструментарий исследования……..………….……………………..26

2.8. Логический анализ ……………………………………………………27

2.9. Результаты исследования…………………………………………….28

2.10. Обработка результатов……………………………………………...30

3. Заключение………………………………………………………………..33

4. Список использованной литературы…………………………………….34

5. Приложение……………………………………………………………….36

1. Основная часть.

1.1. Введение.

Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к институциональному закреплению.

Этапом формирования социального неравенства является закрепление существующего положения в условиях общественного разделения труда и обмена. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (отец, врач, продавец, политический деятель), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население). Закрепление неравенства осуществляется путем институционализации и нормативной базы, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Даже естественные различия приобретают социально институционализированную форму. Женщины оказываются социально неравными мужчинам, младшие - старшим. Появляется устойчивая система социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким критериям как имущество, доступ к власти и другие.

Проблема социального неравенства была и остается актуальной в современном обществе. Многие известные ученые-социологи, такие как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Платон, Аристотель и другие занимались изучением данной проблемы, поисками путей решения.

1.2Социальное неравенство и социальная стратификация.

История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.

Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.

Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя.

Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями) .

Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

Но сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно со времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса (Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо, Огюст Минье и др.) .

Однако никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов. Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации” . Он подчеркивал, что “классы” , “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации” . Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.

3. Лишенные собственности “белые воротнички” : технические специалисты и интеллигенция.

4. Администраторы и менеджеры.

5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п.

5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.

Вебер утверждал, что собственники - это “позитивно привилегированный” класс” . На другом полюсе - “негативно привилегированный класс” , сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.

Функционалисты, начиная с Э.Дюркгейма, указывают на разделение функций по их значимости для конкретного общества. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия неравных друг другу социальных групп. Марксисты считают, что неравенство есть не только следствие разделения труда, но и собственности, формы собственности и способа владения ею. Теории социального обмена утверждают, что неравенство возникает в результате несправедливого, неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. М.Вебер впервые обосновал важность выделения неравных статусных групп, которые различаются социальным престижем, принадлежностью к определенным политическим кругам (партиям), доступом к власти.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социальной системы: в семье, быту, на производстве, в организациях, больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни в известных нам типах социальных систем. Неравенство упорядочивается социальными институтами, потому что оно придает устойчивость социальным отношениям и стимулирует развитие производительных сил общества. Воспроизводство неравенства ведет к стратификации общества.

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratum - слой). Расслоение общества на страты можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем по сравнению с естественными стратификациями социальная предполагает: ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим, меньшую численность верхних слоев.

Тщательно разработанную теорию стратификации создал наш соотечественник П.А.Сорокин, который считал, что невозможно дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационных структуры: экономическую, профессиональную и политическую. Он использует критерии, выявленные его предшественниками и современниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д. Социальное расслоение общества по представлению П.Сорокина: прежде всего он различал одномерную стратификацию, осуществляемую посредством выделения групп по какому-либо одному признаку, например, по доходам. Далее, в ходе многомерной стратификации определяются группы, имеющие целый набор общих признаков, например, женщины определенной национальности, возраста, с низкими доходами. По мнению П.Сорокина в современном мире существуют миллионы социокультурных систем, в которых можно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, всемирные религиозные объединения (миллиард католиков, несколько миллиардов мусульман). Это множество социальных систем классифицируется по множеству оснований.

Среди одномерных групп выделяются биосоциальные: расовые, половые, возрастные; социокультурные: род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, государства, профессиональные группы, экономические группы, религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности). К многосторонним (комбинация нескольких ценностей) группам П.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, сословие и классы. Данная схема в социологии особенно не оспаривается, хотя предлагаются и другие теории стратификации.

В работах американских социологов насчитывается до 90 признаков стратификаций. В разные периоды истории на передний план выходят то одни, то другие основы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть своего национального дохода на обслуживание мертвых, включая их в свою ранговую систему. В России в течение многих столетий заметную роль в стратификации играла религия. Русские раскольники (дворяне, купцы, крестьяне) шли в огонь ради права креститься по-своему.

Согласно взглядам американского социолога Э.О.Райта в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, позволяющие выделить главные страты:

· Контроль за инвестициями или денежным капиталом;

· Контроль за землей и промышленными средствами производства;

· Контроль за трудом и властью.

Класс капиталистов контролирует все три вида ресурсов, в то время как рабочие - ни одного. Фрэнк Паркин, британский социолог, последователь М.Вебера рассматривает собственность, контроль за денежными ресурсами, расу, национальность, язык, религию как особые социальные перегородки, разделяющие страты. Например, в Южной Африке до недавнего времени союзы белого населения исключали членство в них чернокожих, чтобы сохранить свое привилегированное положение.

Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между группами за престижное место в стратификационной системе. Р. Дарендорф делит современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя основными стратами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих [13, с.45-48].

Создание стратификационной системы образования является важнейшим критерием развития российской современной реалии: интенсивно идущие, скачкообразные изменения по всему социальному и экономическому пространству, когда социальная структура (стратообразующая тенденция) не ясна, так как еще не совсем ясен и сам характер трансформационных процессов.

Проблема неравенства вообще и стратификации как проявления этого неравенства в частности - одна из «вечных» проблем социологии, а также экономики. Исторический опыт свидетельствует, что даже социально-экономическая система, развивающаяся путем эволюции и основанная на принципах демократии, таит в себе неравенство. М. и Р. Фридманы пишут: «Не существует путей - включая жестокие структуры власти, и, даже террор - способных регламентировать социальные действия людей, при которых в итоге в обществе установилось бы равенство». Достижение консолидации общества на основе полного равенства его каждого члена в условиях как рыночной, - исключение государственного вмешательства (теория Laissefaire - А. Смит), - так и централизованных системах - полное государственное регулирование через распределительные отношения (К. Маркс), - научная абстракция. В нереальности нахождения идеального варианта одинаковых результатов для всех, кроется одна из причин невозможности полной реализации равенства на практике. Подобные мысли были высказаны в различных контекстах многими социологами и социоэкономистами.

На практике равенство достигается путем претворения в жизнь демократических принципов «равенства перед законом»: право каждого самоопределяться. Консолидация общества достигается одинаковым для всех его членов «правилом игры». В то же время, по замечанию М. и Р. Фридманов, «одинаковые правила игры» не тождественно понятию «одинаковые возможности». Ф. А. Хайек пишет: «Мы не можем быть уверены в том, что установили наилучшие порядки и институты, которые заставляют работать систему эффективнее, чем это могло бы быть».

Абсолютное равенство между людьми в их социальных отношениях принципиально невозможно и по той причине, что они отличаются феноменологически: одни обладают определенными «личностными ресурсами», а другие - нет. Отсюда принцип: «каждый имеет одинаковые права» - не обязательно означает равенство результатов (точнее, конечных результатов). В связи с данным обстоятельством Н. Г. Менкью замечает, что в определенном смысле «равные условия также не всегда справедливы». Л.Мизсс пишет, что «проблема не в отсутствии уверенности в критериях эффективности установленных порядков и институтов. И даже не в том, что отсутствие равенства результатов приводит к социальной дифференциации. Она скорее в ином понимании, допускающую только субъективную оценку».

По мнению Л. Мизсса понятие «равенство» приобретает этический постулат, если его содержание трактуется в том варианте, когда все члены общества должны получать одинаковые результаты в социальных отношениях. Такая субъективная оценка, как замечает Ф.А. Хайек, будет существовать всегда. Ибо нравственный аспект понимания «равенства» приобретает смысл для каждого обывателя рассчитывать на то, что реформирование общества необходимо сводить к иному перераспределению доходов и собственности. Пагубность подобных реформ состоит в необходимости перманентного и бесплодного перераспределения национальной продукции, что в итоге уничтожает экономику.

Вопрос о равенстве в получении образования аналогичен популярному в XIX - начале XX в. вопросу об обобществлении собственности. Попытки теоретического и практического решения этой проблемы связывались с уничтожением неравенства в воображаемом обществе равных. Вероятно, самая радикальная интерпретация - это революционное решение проблемы: ликвидация не только сословия имущих, но и образовательного сословия. Однако эксперимент по обеспечению равного доступа к образованию, в частности, ликвидация вступительных экзаменов в высшие учебные заведения в первые годы советской власти, показали, что система образования неизбежно ведет к социальному неравенству. Хотя бы потому, что учиться могут только те, кто способен учиться.

Равенство в системе образования, которому надлежало быть убедительным в советский период, является идеологическим постулатом. Эмпирические исследования убедительно иллюстрируют, что советское общество отнюдь не свободно от неравенства в системе образования.

В современных условиях социальная стратификация поддерживается и воспроизводится не только системой распределения собственности и власти, но и, прежде всего, доступом к интеллектуальным ресурсам. Эти ресурсы составляют важный элемент одного из основных индикаторов качества трансформационной структуры: инновационно-реформаторского потенциала.

Последний определяется активностью социальных слоев, заинтересованных и прилагающих существенные усилия [15, с. 157-159].

Наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У. Мура - сторонников функционального подхода Э. Дюркгейма. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями.

Социологии известны четыре основные исторические системы социальной стратификации.

Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей принадлежит другим как собственность. Как основная, массовая система стратификации рабство исчезает в XIX веке, но и сегодня элементы работорговли сохраняются в некоторых странах третьего мира.

Касты связывают с культурой Индийского субконтинента, где они тщательно продуманы и связаны и индуистской религией. Религия и традиции закрепляют принадлежность к касте настолько сильно, что брахманы, например, вообще избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те в свою очередь занимаются в основном животноводством. Подобные кастам системы стратификации возникали и в других странах, когда теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями.

Для распределения людей по социальным статусам и их мотивации используется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство доходов и самих статусов. Чем сложнее работа, чем большей профессиональной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и оплата труда. Однако есть еще одна группа статусов, которые функционально не значимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы, т. е. не престижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность также важна, поэтому духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Наградой не всегда являются деньги. Это может быть больший почет, уважение, знаки отличия, ордена.

Таким образом, с точки зрения функционалистской теории неравенство и статусное распределение на шкале стратификации зависит прежде всего от функциональной значимости данного статуса, требований к исполнению роли (профессиональные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

Страты должны рассматриваться не в застывшем неизменном положении, а в постоянных движениях и перемещениях. Эти перемещения в социологии получили название «социальная мобильность».

1.2. Социальная мобильность.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу “Social Mobility, Its Forms and Fluctuation” .

Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Под социальным объектом П.Сорокин понимает собственность, предметы культуры.

Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Статус, доходы, престиж при этом не меняются. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности связан с действием основных социальных каналов (лифтов). Под ними П.Сорокин понимает основные социальные институты: армию, систему образования, политические и экономические организации, брак и семью, собственность. Например, отдельный индивид избирает карьеру военного, поскольку она гарантирует стабильный, постепенный подъем из одной страты в другую, рост доходов, статуса, престижа. Война может ускорить движение этого социального лифта, поскольку предполагает выбытие вследствие гибели тех, кто занимает более высокие ранги, дает возможность проявить воинскую доблесть, получить награды и т.п.[13, c.136-138].

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например индустриализацией и демографическими факторами) . При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга.

Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего, возрастает социальная дифференциация. Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном вследствие количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает ориентация на достижение.

Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют ненормальные.

Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности, тем самым противостоит нестабильности.

Социальную мобильность правильнее было бы назвать обратной стороной той же проблемы неравенства, ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальное неравенство усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности, функцией которой является отвод в безопасные каналы и сдерживание недовольства.

В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, - из них и формируются вожди революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение тех, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем постоянные члены высшей страты. С другой стороны, “сброшенные” вниз” являются более левыми, чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества.

Позитивизм П.Сорокина отчетливо проявляется также в формулировке основных закономерностей стратификации. Приведем некоторые примеры:

1) любое общество стратифицировано, нестратифицированное общество - утопия;

2) ни один индивид, ни одна группа не могут постоянно сохранять одно и тоже место в системе стратификации;

3) чем уже границы стратификации, тем вероятнее социальный застой, прекращение развития; чем шире границы стратификации, тем вероятнее социальные взрывы и революции. Для измерения социальных дистанций в социальной иерархии П.Сорокин предложил термин «децильный коэффициент», означающий разницу в текущих доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных[13, c.308-311].

1.4. «Ненормальные» формы разделения труда.

Дюркгейм был свидетелем нарастающих кризисных явлений и в экономической, и духовной жизни общества. Рост противоречий между трудом и капиталом, анархию производства он называл «ненормальными» формами разделения труда, вызванными слишком быстрыми темпами общественного развития. В третьей части «Разделения труда», посвященной исследованию этих «ненормальных» форм, Дюркгейм выделил следующие «болезни» капитализма: аномию, социальное неравенство и неадекватную организацию разделения труда. Объяснение аномии, т. е. такого общественного состояния, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов, Дюркгейм искал в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями, которые «не приспособлены друг к другу».

«Ненормальной формой» разделения труда Дюркгейм считал также неравенство, влекущее за собой отклонение от органической солидарности. Всякое «внешнее неравенство», создаваемое, например, наследованием имущества, угрожает органической солидарности, поэтому последняя возможна только при условии устранения неравенства и достижения справедливости на основе «естественного распределения талантов».

Равенству возможностей, утверждал он, препятствует классовая система, которая отнимает у широких масс возможность занять социальное положение в соответствии с их способностями. Это ведет к несправедливому обмену услугами. «Если какой-нибудь класс общества вынужден, для того, чтобы жить, предлагать во что бы то ни стало другому свои услуги, между тем как другой класс может без них обойтись благодаря имеющимся у него ресурсам, не вытекающим из какого-нибудь социального превосходства (Дюркгейм имел в виду превосходство способностей. - Авт.), то второй класс несправедливо предписывает законы первому».

Преодоление «ненормальных» форм разделения труда мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классов, введения справедливости и равенства «внешних условий», т. е. равенство социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Дюркгейм не представлял себе общества, в котором будут полностью устранены частная собственность и всяческое неравенство. Они, считал он, будут существовать, хотя и изменится отношение между ними. Доступ к материальным благам будет регулироваться естественными способностями индивидов, их одаренностью.

Последняя из указанных Дюркгеймом «ненормальных» форм разделения труда возникает тогда, когда из-за отсутствия координации действий недостаточна профессиональная активность рабочего.

По мысли Дюркгейма, солидарность общественной организации возрастет, если будет более интенсифицирован и организован труд. Однако это утопическое предположение было отвергнуто ходом развития капиталистического производства в XX в.

Разделение труда, согласно Дюркгейму, само по себе не влечет отрицательных последствий. Они возникают только при исключительных и ненормальных условиях. Поэтому нужно добиться, чтобы разделение труда «было самим собой, чтобы ничто извне не извращало его». Это возможно в том случае, если осознание рабочими цели, солидарности с другими, общественной необходимости в своем труде наполнит этот труд особым содержанием, сделает его не только сносным, но и желательным. Важным условием солидарной, согласованной деятельности рабочих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям. Когда нарушается согласие между способностями индивидов и предназначенным им родом деятельности, возникает болезненное состояние общества.

Объясняя столь наивно возникновение общественных кризисов, Дюркгейм вместе с тем настаивал на том, «чтобы различия, разделившие первоначально общество на классы, исчезли или уменьшились» Дифференциация общества должна покоиться не на социальных привилегиях, а на тех преимуществах, которые обусловливаются индивидуальными способностями каждого.

Таким образом, равенство, справедливость и свобода в представлении Дюркгейма - основы общественного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество.[14, с. 160-163].

2. Практическая часть.

2.1. Обоснование проблемы.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально-экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером.

Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т.е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы. Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность. Большинство современных обществ далеки от этой модели. Им присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Тема «Отношение студентов АлтГТУ к проблеме социального неравенства» очень актуальна в наше время, потому что проблема социального неравенства вообще – одна из вечных проблем социологии. В нереальности нахождения идеального варианта одинаковых результатов для всех, кроется одна из причин невозможности полной реализации равенства на практике. Равенство достигается путем претворения в жизнь демократических принципов «равенства перед законом»: право каждого самоопределяться.

2.2.Цели:

Главной целью курсовой работы является выявление модели факторов, способствующих изучению отношения студентов АлтГТУ к проблеме социального неравенства.

Подцели:

1. Определить факторы, влияющие на отношение студентов АлтГТУ к проблеме социального неравенства.

2. Выявить факторы, влияющие на возникновение социального неравенства.

2.3. Задачи:

· Изучение литературы;

· Проведение опроса молодежи;

· Выяснение мнения молодежи по вопросу социального неравенства;

· Обработка полученной информации;

· Подведение итогов.

Объект исследования: различные слои населения.

Предмет исследования: проблема социального неравенства.

Объект исследования: студенты АлтГТУ.

2.4. Гипотезы:

Гипотеза – это научное предположение о признаках и взаимосвязях в конкретной социальной ситуации.

1. Предполагаю выявить, отрицательно ли отношение молодежи к социальному неравенству.

2. Рассчитываю выявить, верно ли то что средний социальный класс преобладает среди опрашиваемых студентов АлтГТУ.

3. Предполагаю, что социальное неравенство вызвано борьбой за власть.

4. Предполагаю, что социальное неравенство вызвано различной социализацией людей.

5. Предполагаю, что на социальное неравенство влияет материальное положение человека.

6. Предполагаю, что социальное неравенство влияет на положение человека в обществе.

7. Предполагаю, что отношение студентов к низшему слою населения отрицательное.

8. Предполагаю, что отношение студентов к высшему слою населения отрицательное.

9. Предполагаю подтвердить мнение о том, что в России достаток в материальном плане зависит от географического положения.

10. Предполагаю выявить отношение к низкому достатку людей пожилого возраста и госслужащих.

11. Вероятно, что инвалиды ущемлены в каких-либо правах.

12. Предполагаю выявить отрицательное отношение студентов к лицам иной национальности.

14. Предполагаю подтвердить мнение о том, что существует социальное неравенство между мужчиной и женщиной.

15. Вероятно, выбор профессии людей влияет на социальное неравенство в обществе.

16 . Предполагаю, что в развитых странах больше социального неравенства, чем в отсталых и развивающихся.

17. Предполагаю, что в развивающихся странах больше социального неравенства, чем в развитых и отсталых.

18. Предполагаю, что в отсталых странах больше социального неравенства, чем в развитых и развивающихся.

19. Предполагаю, что социальное неравенство существует во всех странах.

20. Предполагаю, что социальное неравенство является недостатком цивилизаций.

2.5. Определение выборки:

Это социологическое исследование представляет собой мини исследование, поэтому я ограничилась выборкой, состоящей из 20 человек. Респондентами стали студенты АлтГТУ.

2.6. Методы сбора информации:

Сбор информации будет осуществляться при помощи анкетного опроса. Это наиболее оперативный способ сбора первичной информации. Здесь число опрашиваемых составляет лишь какую-то часть от числа главной генеральной совокупности, составляющей студенческую молодежь. Это индивидуальное открытое анкетирование. Каждому респонденту будет предложена анкета, в которой на каждый вопрос есть варианты ответов, а также предусмотрена возможность для самостоятельного ответа.

2.7. Инструментарий исследования:

Анкета на тему: «Отношение студентов АлтГТУ к проблеме социального неравенства», приложенная в письменном виде и состоящая из 19 вопросов, предполагающих выбор варианта ответа, а также самостоятельный ответ.

2.8. Логический анализ :

Социальное неравенство - это естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации.

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени.

Страта - это большая группа людей, отличающихся от других по её положению в социальной иерархии общества.

Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей принадлежит другим как собственность.

Социальная мобильность - это любой переход индивида, группы, социального объекта из одной социальной позиции в другую, из страты - в страту, или в пределах одного слоя.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида из одной группы в другую, расположенную на том же уровне (смена места жительства, семьи, религии).

Вертикальная мобильность - это перемещение индивида (социального объекта) из одной страты в другую, разные по уровню.

Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми и межклассовыми.

Классы - большие группы людей, различающиеся по своему месте в исторически определенной системе общественного производства (разделение труда), по обладанию собственностью, роли в управлении и организации труда, размерам и способам получения доходов. Главный признак класса - отношение к средствам производства, собственности.

Безработные - это те, кто находится в трудоспособном возрасте, не имеет в данный момент работы, но ищет ее самостоятельно или регистрируется в службе занятости.

Маргинальность - промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование.

2.9. Результаты исследования:

1. На вопрос «Как вы относитесь к проблеме социального неравенства?» (5%) респондентов ответили, что положительно, (55%) респондентов ответили, что отрицательно, (25%) нейтрально, (15%) затрудняются в ответе.

2. При ответе на вопрос «К какому классу вы себя относите?» (0%) респондентов относят себя к классу богатых, (95%) к среднему классу, (5%) к классу бедных.

3. На вопрос «Чем вызвано социальное неравенство?» (35%) респондентов согласились, что борьбой за власть, (20%) ответили, что оно вызвано различной социализацией людей, (10%) считают, что социальное неравенство вызвано не желанием стремиться к лучшему; (30%) затрудняются в ответе.

4. На вопрос «Влияет ли материальное положение человека на социальное неравенство?» (95%) респондентов ответили, что влияет, (5%) респондентов ответили, что не влияет.

5. На вопрос «Влияет ли социальное неравенство на положение человека в обществе?» (90 %) респондентов ответили, что влияет, (10%) ответили, что не влияет.

6. На вопрос «Как Вы относитесь к лицам без определенного места жительства?» (5%) респондентов ответили, что положительно; (15%) отрицательно; (75%) нейтрально; (5%) сочувствуют.

7. На вопрос «Как Вы относитесь к неприкосновенности депутатов?» (60%) опрошенных ответили, что отрицательно; (40%) нейтрально.

8. На вопрос «Вы согласны с тем, что в России достаток в материальном плане зависит от места жительства и географического положения?» (60%) респондентов согласны; (30%) не согласны; (10%) затрудняются ответить.

9. На вопрос «Каково ваше отношение к низкому материальному положению госслужащих и пенсионеров?» (75%) опрошенных ответили, что необходимо предпринять какие-либо меры на устранение этой проблемы; (5%)считают, что они сами виноваты, что оказались в таком положении; (5%) ответили, что у госслужащих более высокое положение, чем у пенсионеров; (15%) затрудняются в ответе.

10. На вопрос «Вы считаете инвалидов ущемленными в каких-либо правах?» (60%) респондентов ответили положительно; (40%) не считают инвалидов ущемленными в каких-либо правах.

11. На вопрос «Как Вы относитесь к людям другой национальности?» (20%) ответили, что положительно; (20%) отрицательно; (60%) нейтрально.

12. «Как Вы считаете, существует ли неравенство между мужчиной и женщиной?» (40%) респондентов ответили, что скорее существует, чем нет; (20%)думают, что скорее не существует, чем существует; (20%) уверенны, что существует; (10%) уверенны, что не существует; (5%) затрудняются в ответе.

13. «Влияет ли профессия человека на его положение в обществе?» (90%) считают, что влияет; (5%) считают, что не влияет; (5%) не могут ответить определенно.

14. На вопрос «В каких странах преобладает социальное неравенство?» (25%) респондентов считают, что во всех странах; (10%) только в развитых; (30%) только в развивающихся; (15%) в отсталых; (20%) затрудняются ответить.

15. На вопрос «Можно ли социальное неравенство считать недостатком цивилизаций?» (80%) опрошенных ответили, что это недостаток; (20%) не считают социальное неравенство недостатком цивилизаций.

16. Всего в опросе участвовало (40%) человек мужского пола и (60%) человек женского пола.

17. Анкетирование проходили (80%) респондентов в возрасте от 15 до 20 и (20%) в возрасте от 21 до 25.

18. Из вопроса было выявлено, что (45%) опрошенных городские, а (55%) из сельской местности.

19. (70%) опрошенных имеют среднее и не законченное высшее образование; (5%) средне-специальное; (5%) средне-техническое и не законченное высшее; (5%) высшее;(15%) среднее образование.

2.10. Обработка результатов:

Проведя социологическое исследование, мы пришли к следующим выводам:

Гипотеза № 1 об отрицательном отношении молодежи к социальному неравенству подтвердилась, т. к. 55% опрошенных ответили, что к социальному неравенству относятся отрицательно.

Гипотеза № 2 о том, какой социальный класс преобладает среди опрашиваемых студентов АлтГТУ подтвердилась, потому что 95% порошенных отнесли себя к среднему классу.

Гипотеза №3 о том, что социальное неравенство вызвано борьбой за власть не подтвердилась, потому что только 35% респондентов выбрали этот вариант.

Гипотеза № 4 о том, что социальное неравенство вызвано различной социализацией, не подтвердилась, так как всего 20% респондентов выбрали этот вариант.

Гипотеза № 5 о том, что на социальное неравенство влияет материальное положение человека, подтвердилась, потому что 95% респондентов выбрали этот вариант ответа.

Гипотеза № 6 о том, что социальное неравенство влияет на положение человека в обществе, подтвердилась, так как 90% респондентов выбрали положительный ответ.

Гипотеза № 7 об отрицательном отношении к лицам без определенного места жительства, не подтвердилась, т. к. 75% студентов относятся к ним нейтрально.

Гипотеза № 8 о том, что отношение студентов к высшему слою населения отрицательное подтвердилась, т.к. 60% респондентов выбрали этот вариант ответа.

Гипотеза № 9 о том, что в России достаток в материальном плане зависит от географического положения подтвердилась, т. к. 60% опрошенных согласны с этим мнением.

Гипотеза № 10 об отношении к низкому достатку людей пожилого возраста и госслужащих подтвердилась, т. к. 75% студентов считают, что необходимо принять какие-либо меры по устранению данной проблемы.

Гипотеза № 11 о том, что инвалиды ущемлены в каких-либо правах, подтвердилась, т. к. 60% респондентов согласны с данным мнением.

Гипотеза № 12 об отрицательном отношении студентов к лицам иной национальности, не подтвердилась, т. к. 60% опрошенных относятся к ним нейтрально.

Гипотеза № 13 о том, что существует социальное неравенство между мужчиной и женщиной, подтвердилась, т. к. 40% ответили, что скорее существует, чем нет и 20% уверенны в том, что существует.

Гипотеза № 14 о том, что выбор профессии людей влияет на социальное неравенство в обществе, подтвердилась, т. к. 90% опрошенных согласны с этим.

Гипотеза № 15 о том, что в развитых странах больше социального неравенства, чем в отсталых и развивающихся, не подтвердилась, т. к. лишь 20% студентов выбрали этот вариант.

Гипотеза № 16 о том, что в развивающихся странах больше социального неравенства, чем в развитых и отсталых не подтвердилась, т. к. только 30% студентов выбрали этот вариант.

Гипотеза № 17 о том, что в отсталых странах больше социального неравенства, чем в развитых и развивающихся не подтвердилась, т. к. только 15% респондентов выбрали этот вариант.

Гипотеза № 18 о том, что социальное неравенство существует во всех странах, не подтвердилась, т. к. всего 25% респондентов выбрали этот вариант ответа.

Гипотеза № 19 о том, что социальное неравенство является недостатком цивилизаций, подтвердилась, т. к. 80% респондентов согласились с этим мнением.

3.Заключение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социальной системы: в семье, быту, на производстве, в организациях, больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни в известным нам типах социальных систем. Неравенство упорядочивается социальными институтами, потому что оно придает устойчивость социальным отношениям и стимулирует развитие производительных сил общества. Воспроизводство неравенства ведет к стратификации общества.

В проведенном исследовании я рассчитывала выявить нерешенные проблемы по вопросу социального неравенства и найти пути их решения. В опросе участвовало 20 студентов в возрасте от 15 до 25 лет, которые проживают в городе и сельской местности и имеют в большинстве не законченное высшее образование. На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что студентов почти не интересует проблема неравенства, так как многие не знают, чем вызвано социальное неравенство. Из 20 гипотез подтвердились лишь 11, из этого можно подвести итог: проблема социального неравенства не может быть решена и всегда будет существовать.

Список использованной литературы:

1. Аитов Н. А. Понятие «социальная структура» в современной социологии/ Н. А. Аитов // Социологические исследования. – 1996. - № 7. – С. 36 – 38.

2. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура/ Э. Гидденс //Социологические исследования. - 1992.- № 9. - С. 112 – 123.

3. Голенкова З.Т. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации/ З. Т. Голенкова Е. Д., Игитханян, И. В. Казаринова // Социологические исследования.-1996.- № 8.- С.12 - 17.

4. Дэвис К. Некоторые принципы стратификации/ К. Дэвис, У. Е. Мур //Структурно-функциональный анализ в современной социологии. - М.: Наука, 1968.- С. 58 - 71.

5. Золотов В. И. Социология: Учебное пособие/ В. И. Золотов.- Алт. гос. техн. ун-т им. И. И.Ползунова.- Барнаул, 2000. - 120 с.

6. Мкртчян Г. М. Трансформирующееся российское общество// Личность. Культура. Общество/ Г. М. Мкртчан, Е. В. Азарникова.- 2002. - №1. С. 156- 167.

7. Осипов Г. В. История социологии в Западной Европе и США: учебное пособие д/вузов, под. ред. Г. В. Осипов, Ю. П. Коваленко и др. - М.: Мысль, 2001г. - 446с.

8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив/ А. В. Петровский.- М.:Политиздат, 1982.- 255 с.

9. Радаев В.В., Социальная стратификация/ В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М.: Наука, 1996.- 224 с.

10. Римашевская Н. М. Социальные последствия экономических трансформаций в России/ Н. М. Римашевская // Социологические исследования. - 1997 -№ 6. - С. 55 – 65.

11. Руткевич М. Н. Трансформация социальной структуры российского обществ/ М. Н. Руткевич // Социологические исследования. – 1997.- № 7. – С. 3 – 19.

12. Смелзер Н. Дж. Неравенство, стратификация и класс/ Н. Дж. Смелзер// Социологические исследования. - 1992.- № 4.- С.79 - 91.

13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество/ П. Сорокин. - М.: Наука, 1992.- 442с.

14. Удоденко А. А. Социология региона: показатели и критерии/ А. А. Удоденко. - Барнаул. 1992.- 309 с.

15. Фролов С. С. Основы социологии: учебное пособие/ С. С. Фролов. – М.: Юрист. 1997.- 344 с.