Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Проституция, как социальное явление

 

             

Проституция, как социальное явление

Российский государственный социальный университет

(филиал в г.Чебоксары)

Факультет_________________________________

Кафедра_____________________________

По дисциплине: Теория социальной работы

На тему: ПРОСТИТУЦИЯ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Выполнила студентка_____курса

___________________факультета

______________________группы

____________________________

Шифр_______________________

Проверил____________________

Чебоксары 2010

Содержание:

Введение 3

Глава I. Понятийное содержание проституции как социального явления

1.1. 1.1. Сущность проституции как социального явления

5

5

1.2. 1.2. Мужская и детская проституция 7
1.3. 1.3. Правовая оценка проституции 8

Глава II. Социально-исторический портрет проституции

2.1. Античность

11

11

2.2. Средние века 11
2.3. Эпоха Ренессанса 12
2.4. Эпоха абсолютизма (XVIII в.) 13
2.5. Проституция в XIX веке

Глава III. Современная проституция и основные направления социальной работы с ней

3.1. Социально-психологический портрет проституции

16

16

3.2. Изучение проституции как профессии 19
3.3. Проблемы проституции на современном этапе и их решение 21
Заключение 31
Литература 34

Введение

Актуальность проблемы. Проституция существовала, существует, и, скорее всего, будет существовать во всех странах, независимо от их культурного развития и принимаемых против этого мер. На протяжении многих веков это явление привлекало внимание общественности. Сегодня, во времена, когда практически весь мир находится в плену эпидемии ВИЧ-инфекций и венерических болезней, а проституция способствует их распространению, эта проблема становится как никогда актуальной. К этому добавляются также проблемы, связанные с генофондом, с воспроизводством здорового населения, так как проститутка утрачивает возможность произвести на свет нормального, здорового ребёнка. Происходит нравственное падение женщины: постоянно подвергаясь унижениям, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость. Очень часто проституция связана с криминалом, наркобизнесом. В последнее время возросло число детей, занимающихся проституцией, что приводит к деградации молодого поколения. Практически во всех странах мира сегодня возникают споры о легализации или запрете проституции. Все эти проблемы требуют решения и глубокого изучения.

Степень разработанности проблемы. Проституция вызывала интерес представителей гуманитарных и естественных наук. Медицина, история, различные виды искусства, социология, юриспруденция обращали своё внимание на данное явление. Первые описания проституток можно встретить в античных мифах, в «Искусстве любви» римского поэта Овудия Назона, в работах древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, в трудах философов античности: Сенеки, Аристотеля, Лукиана и многих других. Фома Аквинский сравнивал проституцию с канализацией во дворце, исчезновение которой приведёт к тому, что дворец заполнится грязью. Августин Аврелий считал, что изгнание проститутки из общества приведёт к нарушению всего общественного порядка из-за вторжения похоти. О. Вейнингер в своей работе «Пол и характер» пытался определить психологические характеристики личности проститутки. Карл Маркс проводил параллели между экономической проституцией рабочего и поведением проститутки. Но при этом он забывал рассматривать специфическую сексуальную эксплуатацию и угнетение, испытываемое женщинами. Значительный вклад в изучение проституции внёс немецкий учёный Иоган Блох. Его книга «История проституции» даёт полную картину процессу исторического развития этого явления. Большой вклад в исследование проституции как социального явления внеси также русские и советские ученые Чарыхов Х.М., Сабинин А.Х., Такновский В.М., И.С. Кон, Ч.А. Голосенко, СИ. Голод, Гилинский Я.И., Ю.М. Антонян.

Традиционное социологическое изучение проституции проводилось в контексте социологии преступности и девиации. Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что проституцию стали рассматривать как профессию. Но, несмотря на то, что проблема проституции освещается ещё с давних времён, постоянно открываются всё новые и новые особенности и формы этого явления, не разработано эффективных мер борьбы с его негативными последствиями.

Целью данной курсовой работы является анализ социального портрета проституции. В качестве основных задач данного исследования можно выделить:

- Выявление сущности проституции как социального явления.

- Изучение половой дифференциации проституции.

- Характеристика этнического аспекта проституции.

- Анализ исторического развития проституции.

-Прояснение психологических особенностей личности проститутки.

- Изучение места проституции в экономической сфере общества.

Объектом исследования являются индивидуумы, занимающиеся таким, видом деятельности, как проституция.

Глава I. Понятийное содержание проституции как социального явления

1.1. Сущность проституции как социального явления

Проблема определения проституции в разные времена решалась по разному. Великий греческий законодатель Солон, известный как первый организатор публичных домов, отмечал следующие основные признаки проституции:

- женщина отдаётся многим, часто меняющимся мужчинам;

- женщину не интересует личность мужчины;

- женщина отдаётся за определённую плату

По классическому Римскому праву проституция определяется так:

«женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продаёт себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка». У римлян можно встретить различные характерные названия проститутки: guaestuosa (охотно зарабатывающая при помощи своего тела), meretrix (зарабатывающая непотребством), prostibulum (стоящая перед публичным домом), proseda (сидящая перед публичным домом). Получение платы за оказываемые услуги римские юристы ещё не рассматривали как проституцию. Они считали, что гонорар не составляет сущность проституции. Именно «публичность» является, по римскому праву, главным пунктом в определении проститутки. Она заключается в отсутствии индивидуальных отношений между мужчиной и женщиной. Так, проститутка вступает в половую связь со всеми, кто этого желает, без всякого выбора и за вознаграждение. Проститутка - это та женщина, которая удовлетворяет публичный спрос на половые наслаждения.

Христианское учение рассматривало проституцию как беспорядочную половую жизнь. Признаком проститутки является доступность её всем и продажность. Католическое богословие называет проституткой женщину, которая продаётся всякому встречному и публично предлагает себя. Таким образом, любые внебрачные половые отношения богословие порицает так же, как и проституцию.

Ещё одним источником определения понятия проституции является германское право. Оно так же не проводит строгого различия между проституцией и внебрачными половыми связями. Особые признаки проституции приняты во внимание в вестготском своде законов. Там сказано: «... рождённая свободной девушка или замужняя женщина публично занимается в городе развратом, ... и без всякого стыда беспрерывно завлекает многих мужчин своим позорным поведением».

В период от XVII до XX вв. Все новые определения проституции формировались на основе римского канонического и германского права. В конце XIX - начале XX века вопрос о сущности проституции был одним из самых дискуссионных в исторической, социально - политической и медицинской литературе. Это было связано с тем, что проституция, по мнению учёных, разрушала социальный строй жизни, являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяющим венерические заболевания. В официальных документах она понималась как «разврат или непотребство, торговля своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение с каждым, того пожелавшим». В этих документах определялись следующие признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. Но в это определение входили только зарегистрированные, профессиональные проститутки, которые кроме проституции не имели других источников дохода.

Авторы определений, выделяя один из признаков проституции, остальные считали второстепенными. Это связано с тем, что проституцию понимали с одной стороны как промысел, с другой - как преступление. Они рассматривали категорию «проституция» с точки зрения правового понимания социальной природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.

Итак, анализируя многие определения, данные проституции, можно сказать следующее:

Во-первых, необходимо различать проституцию и остальные виды внебрачного удовлетворения полового влечения, так как всегда существовали свободные половые отношения кроме брака, не принадлежавшие к проституции;

Во-вторых, проститутка предоставляет себя в пользование неограниченного круга мужчин;

В-третьих, одним из существенных признаков проституции является публичная торговля телом, но не стоит забывать и о существовании тайной, скрытой проституции;

В-четвёртых, в проституции не существует ни полового, ни возрастного ценза (проституцией занимаются как женщины, так и мужчины, а также дети и старики);

В-пятых, индивидуум, занимающийся проституцией, равнодушен к личности человека, желающего вступить с ним в половые отношения.

Проституция выполняет три основные социальные функции. Она является средством перераспределения доходов в условиях социального и экономического неравенства и фактически ограниченного доступа женщин к высокооплачиваемым должностям и профессиям. Она является одним из средств адаптации молодых женщин - мигрантов из села и малых городов к морально-психологическим и социально-психологическим требованиям

большого города, к нормам фактически господствующей морали. Проституция выполняет функцию половой социализации определённых категорий лиц (извращенцы, калеки, психологически ущербные люди), не имеющих возможности удовлетворить свои потребности в рамках общепринятых норм.

1.2. Мужская и детская проституция

В обществе с давних пор закрепился стереотип: проституцией занимается женщина. Но занятие проституцией не имеет ни полового, ни возрастного ценза. Мужская проституция ведёт своё начало, как и проституция женская, с самых древних времён. Сам термин «мужская проституция» понимается в широком смысле слова. В него включается не только гомосексуальная, но и гетеросексуальная проституция мужчин.

В древности человек, с врождённым влечением к своему полу, казался удивительным созданием природы, которое воспринималось первобытными людьми как божественное чудо, и вызывало поклонение. Совершенство тела считалось у греков божественным. Этим объясняется то, что они воздвигали памятники, как красивым женщинам, так и мужчинам. Любовь к красоте мужских форм вырабатывалась в гимназиях и других общественных местах, где собиралась нагая молодёжь, и где она совместно занималась физическими упражнениями. Во время больших праздников и в театре также предоставлялась возможность любоваться мужской красотой.

В эллинскую эпоху произошла перемена во взглядах на идеал мужской красоты, что стало особенно благоприятным фактором для развития определённого типа публичных мужчин - кинедов. В эту эпоху наблюдается всеобщая феминизация мужчин. В моду входит бритьё лица, культивируется окрашивание волос в светлую краску, приготовление косметических средств и мазей. Главный контингент мужской проституции составляли рабы и военнопленные, а также иностранцы. Рабов готовили для этой цели уже с ранней молодости. Публичные мужчины старались обращать на себя внимание дорогой, пёстрой одеждой и золотыми украшениями. Использовали косметику, духи, отличались женоподобной походкой. Они пользовались определёнными отличительными жестами, применяли условные знаки для привлечения клиентов. Клиентами кинедов, вследствие широкого распространения гомосексуальных наклонностей, были представители всех слоев общества, но большинство их принадлежало к высшим, богатым классам.

В средние века мужская проституция была сильнее развита на Востоке, чем на Западе, так как там она пользовалась большей свободой и терпимостью. В Европе гомосексуальные отношения подвергались строгому преследованию и часто карались смертной казнью.

В современном мире тоже нашлось место мужской проституции. В большинстве случаев, услугами мужской проституции пользуются люди, принадлежащие к богатым слоям, а также так называемая «творческая богема». Некоторое время назад, в нашей стране стало модным иметь гомосексуальную ориентацию, как проявление утончённости и изысканности. Существует даже типология мужчин - проститутов. Самые дешёвые делятся на два класса: солдаты и те, кто снимается на «плешках» (так называют места сборов гомосексуалистов в больших городах). Места эти хорошо известны определенной части населения. На «плешках» снимаются обычно просто опустившиеся, спившиеся люди, наркоманы, бомжи. Строгие порядки и дедовщина в армейских частях, нищее положение армии, отсутствие возможности нормального удовлетворения половых потребностей становятся причинами «солдатской» проституции.

Более высокие категории работников тела - это мальчики по вызову, работающие сами на себя или на агентства. Хастлеры так в Америке называют проституирующих мужчин, продающих себя женщинам, а так же допускающих за определённую плату гомосексуальные контакты. Существует и типология, которую составили сами мужчины, занимающиеся проституцией:

- Туалетная крыса.

- Отельный.

- Ресторанный.

- «Бордельеро».

- «Одинокий волк».

Детская проституция - это самый страшный с точки зрения человеческой морали вид проституции. Существует три основных пути, по которым дети приходят в мир проституции. Первый - их заманивают туда более взрослые подружки, рассказывая о баснословных суммах, получаемых за оказание интимных услуг, о дорогих нарядах, возможности выйти замуж за иностранца, уехать за границу. На это откликается подавляющее большинство девочек - подростков. Через неделю работы они понимают, что всё это обман. Выйти из этого бизнеса они уже не могут, так как сутенёр вложил в них деньги. На них уже есть клиенты, они уже являются товаром. Освободиться они могут только большим откупом. Часто непокорных детей просто убивают.

1.3. Правовая оценка проституции

Несмотря на то, что во всём современном мире проституция рассматривается как негативное явление, правовая оценка её в различных странах неодинакова. В некоторых из них существует запрет проституции, подкреплённый административной или уголовной ответственностью. Во многих странах уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию.

Уголовные законодательства государств, в которых содержится ответственность за преступления, непосредственно связанные с проституцией, можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести уголовные кодексы (УК) тех государств, в которых преследуется занятие проституцией. Ко второй относятся УК тех государств, где установлена ответственность за коммерческую эксплуатацию лиц, занимающихся проституцией (сутенёрство, сводничество). Третья группа включает кодексы тех государств, в которых установлена ответственность клиентов проституток. Ответственность за проституцию предусматривалась в прежнем уголовном законодательстве таких государств как Албания (УК 1959 года), Корея (УК 1950 года), Монголия (УК 1942 и 1961 года), Румыния (УК 1948 года), Австрия (УК 1945 года), Дания (УК 1930 года), Финляндия (УК 1894 года), Швейцария (УК 1937 года).

В Голландии проституция легализована - на этот счет несколько лет назад парламентом был принят специальный закон. В Италии публичные дома были запрещены еще в 1958 году. Однако запрет на бордели вовсе не означает запрета на деятельность самих проституток. Во Франции проституция законом разрешена. Мало того - три четверти французов выступают за то, чтобы ее легальность в стране сохранялась и дальше. Однако борделей здесь как бы нет - они были запрещены еще в 1939 году. Этот же закон запретил сутенерство, сводничество и публичное предложение услуг - однако эти положения закона в жизнь проводятся не слишком-то строго. А занятие проституцией на индивидуальной основе и вовсе разрешено. В Англии проституция также дозволена. Правда, нынешнее законодательство, регулирующее этот деликатный вопрос, довольно расплывчато: с одной стороны, проституткой работать можно. С другой стороны - нельзя навязывать свои услуги клиенту и содержать публичный дом.

В Венгрии Государственное собрание собирается принять закон о легализации и регулировании проституции. Впредь проститутки смогут осуществлять свою деятельность на законных основаниях в специально отведенных для этого увеселительных зонах или как частные предпринимательницы. Однако сводничество и сутенерство по-прежнему останутся вне закона. Ожидается легализация проституции и в Румынии. Так, в одном городе в Трансильвании уже построено трехэтажное здание, в котором предполагается открыть бордель, который, едва лишь появится закон, немедленно станет первым законным публичным домом в стране. По плану в 28 помещениях будущего дома терпимости станут трудиться четыре десятка проституток, которые будут иметь трудовые книжки и постоянное медицинское обслуживание.

В Уголовный кодекс Кубы были внесены антипроститутские изменения. В кубинском уголовном кодексе закрепляется понятие сутенерства, которое так же, как и сводничество, наказывается тюремным заключением. Причем факт работы обвиняемого в сфере туризма признается отягчающим обстоятельством со всеми вытекающими последствиями. И в Туркмении президент подписал закон о внесении изменений и дополнений, касающихся проституции, в законодательные акты. Ужесточено наказание за занятие проституцией. Наказывать будут и клиентов: вступившего в связь с проституткой ожидает штраф. А милиция получила законную возможность задерживать людей лишь по одному подозрению в причастности к проституции.

Турция - одна из немногих мусульманских стран, где проституция существует совершенно законно. Тот, кто захочет открыть здесь бордель, должен сначала обратиться в правительство и дать согласие на контроль заведения со стороны органов здравоохранения и соцобеспечения. Одновременно те женщины, которые пожелают заняться проституцией, должны подать заявку на получение сертификата, согласиться на регулярные анализы на СПИД и венерические заболевания и работать только в лицензированном борделе. В 1990 году турецкий парламент аннулировал давний закон, по которому избиение или изнасилование проститутки наказывалось не столь сурово, как избиение или изнасилование любой другой женщины. Проститутки и их адвокаты также провели кампанию за внесение дополнений в систему соцобеспечения страны, которые позволили бы им вносить часть своих заработков в пенсионный фонд, чтобы женщины могли, отработав свое, получать законную пенсию. Немногим более года назад они добились успеха, и соответствующие изменения были внесены в законодательство. В остальных же мусульманских, а особенно - ближневосточных странах, проституция категорически запрещена. К виновным применяются строжайшие наказания, начиная от штрафов и арестов и заканчивая забрасыванием камнями обеих участвовавших в процессе сторон. Однако во многих странах издавна существует институт ночных мулл - то есть проститутка с клиентом быстро женятся, проводят ночь, - а поутру разводятся. Развод в исламских странах может быть произведен посредством нескольких слов, произнесенных в присутствии свидетелей. Что однозначно находится под строжайшим запретом во всем мире - так это детская проституция, В Англии и Германии уже приняты законы, не просто карающие тех, кто пользуется услугами малолетних - проституток, - за это здесь наказывали уже давно. Около года назад власти этих государств решили, что уголовному наказанию будет подвергаться и тот, кто использовал ребенка, даже пребывая за границей. То есть секс - туристы, отправляющиеся за детьми, например, в Таиланд, понесут за это наказание у себя дома.

С 1988 года в России введена административная ответственность за занятие проституцией. В Российском уголовном кодексе, принятом в 1997 году, предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 134), за торговлю несовершеннолетними (статья 152), за вовлечение в занятие проституцией (статья 240), за организацию и содержание притонов для занятия проституцией (статья 241).

Глава II. Социально-исторический портрет проституции

2.1. Античность

В эпоху Гомера (VIII век до нашей эры), несмотря на многоженство и на относительно большую свободу, женщины практически не знали проституции, если не считать религиозную проституцию в честь богини любви Афродиты. Однако, в общем, этот период истории Греции ещё не знал проституции как элемента общественной жизни. Лишь после введения строгой патриархальной моногамии и связанного с этим ограничения жизни замужней женщины исключительно домашней сферой, появилась и проституция, которая в VII и VI уже достигла вершины своего развития.

Античная проституция была особым видом, особым проявлением рабства. Она рекрутировалась в основном из сословия рабов, причём как женщин, так и мужчин. Рабы находились в полном распоряжении своих господ, которым разрешалось какое угодно обращение с ними, за исключением убийства.

Кроме рабов, проституцией занимались многие вольноотпущенные. Рабам или рабыням, в результате их занятий проституцией, удавалось иногда добиться относительной свободы, и они сами могли купить себе рабов для той же цели.

Большое влияние на распространение проституции оказывали постоянные военные походы и передвижения легионов. Начиная с V века до нашей эры, греческие войска сопровождались целыми толпами профессиональных проституток. Находившиеся в чужих краях легионы, не имея в своём распоряжении других женщин, вынуждены были удовлетворять сексуальные потребности с проститутками.

Что касается личностных качеств, то античные проститутки осознавали себя объектом наслаждения и поступали соответственно этому ощущению. Один из основных принципов проституток гласил: никого не любить, но изображать любовь с целью получения по возможности большего гонорара. Все черты личности и образ жизни, характерные для современной проститутки, были и у проститутки древности: жадность, стремление хорошо поесть и выпить, лживость, зависть, нахальство, тяга к нарядам.

Клиентуру составляли все сословия: от императора, до раба. Но главную роль играли военные и купцы.

Таковы главные особенности античной проституции.

2.2. Средние века

Средние века в Европе - это период расцвета публичных домов. Почти каждый небольшой городок имел свой публичный дом. Одной из причин расцвета проституции в средние века являлось убеждение в том, что проституция необходима, так как она защищает от соблазнения приличных девушек. Значительную роль сыграл также и половой состав средневекового населения. В средневековых городах число женщин по сравнению с количеством мужчин было значительно больше, чем в более позднее время. Благодаря количественному превосходству и излишку незамужних женщин, женская конкуренция проявлялась во многих областях. Женщины работали портнихами, белошвейками, прачками, торговками. Плата за работу была очень низка. Нужда заставляла женщин заниматься и такими профессиями, которые по своему характеру имели некоторое отношение к проституции.

Это банщицы, официантки в кабаках, домашняя прислуга.

Ещё одним благоприятным условием для развития проституции было характерное для средних веков широкое распространение во всех странах людей без определённого места жительства, без определённых средств к существованию, живших только за счёт воровства, нищенства и проституции. С одной стороны, бродяги были неиссякаемым источником для проституции, так как в отдельных городах проституцией занимались в основном не местные жители. С другой стороны, мужчины из числа бродячих людей составляли значительную часть клиентуры проституток.

Увеличению числа бродячих женщин и, соответственно, проституции способствовали многочисленные паломничества. Связь между развратом и паломничествами отразилась даже в пословицах: «Богомолье не придаёт святости», «Ушла богомолкой, а вернулась проституткой», «Паломничества вызываются не столько благочестием, сколько сладострастием». Уже в 744 году миланский архиепископ Сан-Бонифацио просит синод запретить женщинам, в том числе и монахиням паломничества в Рим, так как они имеют печальные последствия. Почти все женщины-паломницы становятся проститутками ломбардских и французских борделей

Чрезвычайно благоприятную почву для процветания проституции составляли несвободные люди. Число крепостных в VII - X веках составляло половину населения. В течение всего средневековья велась оживлённая работорговля между странами Востока и Запада. Огромных размеров достигла торговля рабынями для проституции на Востоке.

Особое место в эпоху средневековья занимают публичные дома. Некоторые публичные дома имели определённые наименования, обычно названия животных, цветов, служивших эмблемами такого дома. Особыми признаками таких домов считались красный фонарь, горевший перед дверью и разноцветную решётку на окнах. В основном публичные дома располагались у городских стен, в отдалённых местах и на окраинах.

2.3. Эпоха Ренессанса

Главное отличие между положением проституции в эпоху Ренессанса и в другие эпохи состоит в двух явлениях: в её размерах и той своеобразной роли, которую проститутки играли в жизни общества. Люди ощущали, что в их жилах течёт бурная и кипучая кровь, воспламеняя всех горячими желаниями, независимо от возраста. Все были убеждены, что держать в объятиях женщину или ласкать юношу - высшее наслаждение в жизни, которому уступают все остальные.

Пред животной жаждой наслаждения, прямо прибегающей к силе, женщины были беспомощны. Всюду толпами проходили солдаты, всевозможные бродяги, нищие и паломники. Насилие угрожало женщинам и в глухих деревнях, и в городах. Нужен был надёжный источник утоления страстей. Интересы семьи требовали охраны, а подобную охрану обеспечивала именно проституция как свободная продажа и купля любви за сдельную плату. Поэтому в эпоху Ренессанса решили не только узаконить проституцию, но и проявить к проститутке снисхождение, отвести ей в социальной жизни своё место.

Мужчина желал свободно удовлетворять свои страсти, что было бы невозможно, если бы со всей строгостью относились к требованию мужской верности. Поэтому проституцию и легализовали, тем более что она давала возможность мужчине удовлетворять свою потребность в разнообразных чувственных удовольствиях изо дня в день.

Наиболее ярким показателем роли проститутки в жизни общества являются праздники эпохи Ренессанса. В большинстве случаев, проститутки были главным фактором, создававшим праздничное настроение, так как они больше всех вносили в эти праздники живость. Их привлекали ко всем праздникам устроители торжеств, которые сознательно использовали проституток для поднятия настроения у населения.

2.4. Эпоха абсолютизма (XVIII в.)

В эпоху абсолютизма число женщин, открыто торговавших собой на улицах и площадях, было велико не 'Только потому, что это считалось наиболее лёгкой для женщин формой заработка, но и потому, что тогда у женщины вне семьи не было никакого дела, а семья была для многих недоступной роскошью.

В малых городах и деревнях официальные публичные дома, существовавшие в XV и XVI веках, с течением времени стали редкостью. Но вместе с публичными домами проституция не исчезла. Она стала скрытой. Если раньше проститутки носили определённые знаки, указывающие на её профессию и привлекающие внимание, то теперь она обязана была одеваться скромно и «честно» зарабатывать свой хлеб как швея, прачка, вышивальщица. Но внешняя порядочность нисколько не мешала тому, что эти женщины были очень хорошо известны мужской половине населения. Общение с проститутками было окутано тайной.

В провинции практически исчезает бродячая проституция, так как характерное для мелких городов внешнее благочестие и чопорность мешали развитию этого типа. Этому способствовало так же и то, что скрытая проституция полностью удовлетворяла половые потребности. Некоторые проститутки должны были принимать каждый вечер 10-12 мужчин.

В больших городах проституция носила совсем другой характер. Хотя проститутка и престала быть украшением праздников, как это было в эпоху Ренессанса, тем не менее, без неё не обходилось ни одно развлечение взрослой части населения. Вольнопромышляющие проститутки заполняли улицы и площади. В большинстве городов существовали особые места и часы для массовых прогулок проституток. Как правило, это были самые оживлённые места в городе. Часто проститутки прогуливались в вызывающе украшенных экипажах и старались привлечь к себе внимание мужчин не возгласами, а изысканностью поведения и недвусмысленными жестами с помощью веера. Самые экстравагантные проститутки появлялись верхом на лошади. Но, как бы не выделялись проститутки в экипажах, главную роль играли всё же пешие проститутки. Во-первых, они были намного многочисленнее; во-вторых, им было легче завлекать клиентов.

Солдатские проститутки не исчезли и в эпоху абсолютизма. Но, если в век Ренессанса они были составной частью организации войска, то после возникновения постоянной армии вместо наёмной, то проститутки работали не в течение походов, а в мирное время. Так как в мирное время солдат получал маленькое жалование, которого не хватало на жизнь, то он часто сходился с проституткой и был покровителем (сутенёром) во время ее ежедневных поисков заработка. В награду за это она содержала его. Этот тип проституток считался самым низким.

2.5. Проституция в XIX веке

Основные причины расцвета проституции в XIX веке состояли в следующем: во-первых, в значительных слоях общества браки стали заключаться в более позднем возрасте. Во-вторых, многие профессии потеряли свой прежний характер закрепления за определённым географическим местом. По мере того, как главным законом производства становилась интернациональность обмена рабочей силы, основой существования стали постоянные переезды из города в город, из страны в страну. Миллионы людей были лишены возможности создать семью, так как большую часть года они были вынуждены отсутствовать дома. Такие кочевники ежедневно наводняли каждый город. Так как, это в основном, были мужчины, то для них единственной возможностью удовлетворять свои половые потребности становилась всегда готовая к услугам проститутка. В-третьих, в сфере развлечений также произошли изменения; они становятся массовыми удовольствиями, а необходимым катализатором возбуждения масс являются проститутки. Следовательно, требовалось как можно большее их количество, чтобы удовлетворить эту потребность.

Изменился немного и характер проституции. Если раньше большинство проституток находилось в публичных домах, то в XIX веке их число сократилось, а увеличилось количество вольнопромышляющих проституток. Общее число женщин, открыто занимающихся проституцией, значительно сократилось. Это привело к тому, что замаскированная проституция значительно увеличилась в своих размерах. Ещё никогда, ни в одну из предыдущих эпох она не достигала такого размаха. Огромные финансовые осложнения, нужда, характерные для XIX века, способствовали увеличению числа женщин, готовых торговать своим телом. Обязанность уличной проститутки одеваться в костюм порядочной женщины, характерная в ХУП-Х1УШ веках только для маленьких городов, и запрещённая в эпоху Возрождения, стала в XIX веке категорическим условием существования проституции в крупных городах. Ремесло проститутки стало завуалированным. Из внешних признаков, отличающих их от приличных женщин, остались только некоторые манеры одеваться, вызывающий способ задирать юбку, обольщающие взгляды и достаточно откровенные приглашения.

В конце XIX века ситуация с уличной проституцией не изменилась. А жизнь и быт в низших кварталах, где многие женщины занимались проституцией, были просто ужасными. В кварталах, посещавшихся более состоятельными клиентами, внешне жизнь выглядела совсем иначе: здесь проститутки сами не заманивали посетителей. Потенциальному клиенту путь подсказывал красный фонарь или опущенные шторы.

В XIX веке тайная проституция намного превосходила открытую. Именно в этом и состоит главное отличие XIX века от прежних эпох. Значительным было число женщин, для которых проституция была лишь подсобным заработком, способом увеличить свой скудный бюджет, удовлетворить потребность в роскоши. Прежде всего, это были официантки, продавщицы, горничные. Другая форма скрытой проституции - готовность многих женщин отдаваться мужчинам в интересах собственной карьеры или ради карьеры мужа. Очень многие женщины разрешали своему хозяину те или иные вольности, чтобы повыситься по службе или получить прибавку к жалованию.

Все меры, предпринимаемые в XIX веке простив проституции, были фактами жестокости и злоупотребления полицией своей властью над проститутками. Никогда ещё проституция не стола на общественной ступени так низко, как в эту эпоху. Проститутки подвергались осмотру полицейского врача часто против воли и без предварительного судебного приговора. Такой осмотр внушал многим из них дикий ужас. На проституток устраивались облавы. И они изо всех сил старались завязать контакт с органами полиции. Проститутки добывались этого или подкупом, или оказанием интимных услуг. Часто полицейские становились сутенёрами. Во многих городах, где существовали публичные дома, полиция постоянно получала взятки и пользовалась правом бесплатного посещения.

Глава III. Современная проституция и основные направления социальной работы с ней

3.1. Социально-психологический портрет проституции

В 90-х годах было проведено исследование, цель которого - определение социального портрета проституции. Использовались такие методики, как опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венерологических диспансеров. Была поставлена задача получить ответы о возрасте, образовании, месте рождения (городская или сельская местность), местность проживания (город, пригород, сельская местность), материальном, жилищном, социальном и семейном положении (наличие родителей, мужа, детей, других родственников), среде воспитания (семья, в том числе полная или нет, вне родительского дома), возрасте, с которого стала заниматься проституцией, причинах, побудивших к этому, месте, где обычно подыскивается клиент и т.п. От сотрудников правоохранительных органов стремились получить оценку эффективности, прежде всего, правовых мер по борьбе с этим явлением. У работников кожно-венерологических диспансеров выяснялись состояние и динамика венерологических заболеваний по отдельным категориям граждан. Было опрошено 98 проституток (из них - 42 валютные), 243 сотрудника правоохранительных органов, 121 медицинский работник. С учётом невысокой репрезентативности объёма исследования использовались данные других исследований, опубликованных в печати. Осуществлён выборочный контент - анализ более 750 статей по проблемам проституции. Результаты были такими: среди валютных проституток 69% - женщины до 30 лет. Из них: несовершеннолетних - 7%, 18 - 20-летних - 14%, 21 - 25-летних - 29%, 26 - 30-летних - 19%, старше 40 лет - 5%.Среди уличных и вокзальных проституток 68%, старше 30 лет. Из них: 35% - женщины 41-45 лет, 10% - 51-60 лет, несовершеннолетних - 13%. Около 65% валютных проституток имеют образование не ниже среднего, а 23% - высшее или незаконченное высшее. Только 15% вокзальных проституток имеют среднее образование. Подавляющее большинство (81%) из общего числа респонденток не состоят в браке, из них - 24% разведены, 2% - вдовы. Более половины вокзальных и иных низших категорий проституток не работают (52%). Служащих - 24%, рабочих - 10%, домохозяек - 8% , учащихся - 6%. Среди валютных проституток соотношение несколько другое: не работающие - 36%, служащие - 29%, рабочие - 23%, учащиеся - 9%, домохозяйки - 2%. Чаще всего среди проституток преобладают представительницы сферы обслуживания, а также студентки вузов, учащиеся техникумов и ПТУ, школьницы. Среди валютных проституток 75% проживают либо в отдельных, либо в коммунальных квартирах, не имеют жилья - 10%. Около 50% вокзальных проституток не имеют постоянного места жительства. У каждой пятой опрошенной из общего числа проституток семейный бюджет ниже определённого государством прожиточного уровня. Свыше половины (53%) проституток воспитывались в неполных семьях, либо вне родительского дома - 16% (детдом, родственники, знакомые). 22% ничего не сказали о своих родителях, 16% к ним равнодушны, 4% высказали своё презрение.

Ещё одним мотивом, толкающим женщину на панель, является нужда. Это подтверждают социологические опросы самих проституток, ещё одним подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представительницы малоимущих слоев общества. Но, этому ремеслу предаются и многие обеспеченные женщины, в том числе, имеющие прочный достаток с помощью той же проституции. Тысячи женщин готовы умереть голодной смертью, но не торговать своим телом. Поэтому причину проституции следует искать не в нужде, в материальной необеспеченности, невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются в личности, в её мироощущении, в её отношении к окружающему миру, к своему месту в нём.

Проституцией, в основном, начинают заниматься женщины, которые испытывают неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определённости и своего социального статуса в связи с невозможностью обеспечить себя материально, соответствовать определённым социальным ожиданиям, в том числе собственным. Проститутки — достаточно дезадаптированная часть женщин. Их дезадаптированность подтверждается тем, что многие из них не хотят работать, а если и работают, то относятся к ней прохладно, не стремятся повысить квалификацию, продолжать учёбу. Ю.М. Антоняном было проведено обследование московских проституток, промышляющих в основном в крупных гостиницах. По их формальному положению он их разделил на три группы: с высоким, средним и низким статусом. Наиболее крупную группу среди них (54,2%) составили последние. Это лаборантки, медсестры, мойщицы посуды и др. 14,5% приходится на долю учащихся высших и средних специальных учебных заведений, то есть тех, чьё социальное положение ещё не определено, а собственные доходы ограничены стипендией. Почти 30% являются жителями других областей и в столицу приехали, чтобы поправить своё финансовое положение. Но это не говорит о том, что все лаборантки, медсестры и другие представительницы низкооплачиваемых и непрестижных профессий, так же как и женщины, приезжающие в Москву обязательно станут проститутками. Чтобы сделать такой шаг, не достаточно испытывать просто нужду в чём-либо, не имея возможности её удовлетворить. Необходимо, чтобы эта нужда ощущалась как нечто исключительно важное, без чего разрушится вся жизнь. Ощущение нужды связано также с потребностью вести определённый, престижный образ жизни, иметь возможность свободно распоряжаться деньгами, посещать места, наиболее привлекательные для обывателей. Если такой «красивой» жизни достичь невозможно, то у подобных людей формируется чувство, что они находятся на обочине настоящей жизни. Психологическое изучение проституток показало, что для них типичны агрессивность, чёрствость, грубость, эгоцентризм, которые выполняют защитные функции и чаще всего скрывают неуверенность в себе, чувство неполноценности.

Проститутки, вопреки распространённому мнению о свободе и независимости таких женщин, чрезвычайно зависимы и от внешних факторов, и от собственных переживаний по поводу этих факторов. Важным моментом для понимания проституции имеет начало половой жизни, обстоятельства, при которых она началась, отношения с первым сексуальным партнёром. Многие будущие проститутки воспитывались в неблагоприятных условиях, в их окружении царили распущенность, открытость интимных отношений. У некоторых проституцией занимались матери, о чём им было хорошо известно. Эти девушки ране начали половую жизнь, чаще всего со случайными, малознакомыми людьми. Вследствие этого, у них могло появиться относительное сексуальное безразличие, при котором легко преодолеваются остатки нравственных запретов. Они начинают легко вступать в половые контакты без чувств, повинуясь лишь своим физиологическим потребностям и влечениям, требованиям или просьбам мужчин. Беспорядочность половых связей, готовность отдаваться практически любому мужчине могут быть вызваны неуверенностью молодых женщин в своём женском биологическом статусе, в своих возможностях нравиться мужчинам, завоёвывать их внимание и расположение. Продажа себя за деньги, особенно в условиях конкуренции, может быть способом избавления от неуверенности. Характерной чертой для проституток является отделение, отчуждение своего тела от своей личности. Они воспринимают своё тело как нечто чуждое, изолированнее» от них, в качестве некой данности, которой можно манипулировать для решения различных жизненных задач. Это отделение происходит на бессознательном уровне. Такое явление Ю.М. Антонян назвал десоматизацией. Он считает, что «именно этой особенностью можно объяснить удивляющее многих отсутствие у проституток страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, их пренебрежением высокой вероятностью быть жестоко избитыми или даже убитыми, быть подвергнутыми изощрённым и унизительным издевательствам. Они говорят об этом просто как о профессиональный издержках своего нелёгкого ремесла и, как правило, не ощущают никакого дискомфорта по поводу того, что их тело переходит из рук в руки». По данным А.Габиани и М. Мануильского, лишь 5,7% публичных женщин чувствуют себя униженными в связи с тем, что отдаются мужчинам за плату9 Десоматизация находит яркое проявление в том, что некоторые проститутки могут искренне любить вполне определённого мужчину. В занятиях проституцией не участвуют их чувства, душа. Некоторые, выйдя замуж, становятся верными жёнами.

3.2. Изучение проституции как профессии

Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

Род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

Характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

Мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

В одном из последних исследований Международной организации труда (МОТ) проведённых в 2008 году, эксперты изучали проституцию не с точки зрения моралистов, а с позиций специалистов по рынку труда, международному трудовому обмену и трудовой миграции. И пришли к выводу, что проституция является самостоятельным и весьма влиятельным сектором экономики. На индустрию секса в разных странах мира приходится от 2% до 14% валового внутреннего продукта. При этом проститутки и сутенеры не только зарабатывают сами, но и дают заработать другим, создавая рабочие места как для специалистов смежных профессий, так и просто для тех, кто оказался рядом, по соседству. Если прибавить к жрицам любви сутенеров, менеджеров, держателей массажных салонов и отелей, а также служащих в некоторых сегментах индустрии туризма, то число занятых в секс-сектор достигнет нескольких миллионов.

В Малайзии в одну связку с секс - сектором увязаны врачи, которые регулярно проводят медицинские осмотры проституток, продавцы в продовольственных ларьках, расположенных вблизи публичных домов, а также владельцы недвижимости, сдающие помещение тем, кто предоставляет секс - услуги. На Филиппинах в этот сектор вовлечены также специальные турагентства, клубы и службы эскорта гостей. Власти также имеют свою долю -причем не обязательно нелегально - через взятки и коррупцию, но и совершенно законным путем - через плату, которую надо заплатить, чтобы получить лицензию, а также через налоги на отели, рестораны и бары, которые процветают благодаря проституции. В отчете МОТ содержится немало свидетельств трагической, полной драматизма судьбы отдельных представительниц этой опасной профессии, однако большинство из тех, кто выбирал сферу деятельности после 15-16 лет, делали это в твердом уме и здравой памяти, руководствовались сугубо прагматическими соображениями. Около половины опрошенных малазийских проституток сообщили, что узнали о том, как начать легко и быстро зарабатывать приличные деньги, - от подруг и сестер: работа в секс - секторе оплачивается обычно лучше, чем другие занятия, на которые могут претендовать молодые, но, как правило, не слишком образованные девушки.

Очень часто секс - услуги - единственная ниша для тех, кто потерял работу, а также для разведенных и женщин, воспитывающих детей в одиночку. Матерям-одиночкам проституция подходит еще и потому, что это

лучше, чем труд на фабрике или в конторе: панель лучше оплачивается, занимает меньше времени и позволяет гибко планировать часы работы.

Согласно выводам МОТ, значительное число секс - работниц хотели бы сменить профессию, но не делают этого из-за боязни потерять заработок. Более половины служащих массажных заведений сказали авторам доклада, что они выполняют свою работу с тяжелым сердцем, а двадцать процентов

испытывают муки совести, поскольку секс с клиентом - это грех. Доходы у проституток разные. Более 20% жриц любви тем, сколько им платят, удовлетворены. Но только 2% считают эту работу легкой, и занимаются ею с удовольствием. Если взрослые выбирают секс-бизнес - как профессию - добровольно, то дети здесь - это всегда жертвы. В 2008году на Филиппинах насчитывалось 75 тысяч детей, вовлеченных в проституцию насильно или обманом. В Индонезии каждая десятая проститутка - моложе 17 лет. В Таиланде проституцией занимается от 30 до 35 тысяч детей. В Малайзии 58% сотрудниц различных секс - учреждений не достигли 18 лет.В секс - секторе существует налаженная схема межгосударственной торговли проститутками. И поток женщин из России и Украины в Восточную Европу - не единственный пример межгосударственного трудового обмена в этой области. От 20 до 30 тысяч бирманских проституток работают в Таиланде - почти все на нелегальном положении, а половина из них, по оценкам местных органов здравоохранения, заражены ВИЧ-инфекцией. В Индии проституцией занимаются около 100 тысяч женщин из Непала. Примерно 200 тысяч жительниц Бангладеш уехали за тем же самым в Пакистан. Около 80% женщин, на законных основаниях въехавших в качестве работниц - мигранток в Японию, на самом деле - проститутки. В отношении тех, кто добровольно выбрал свой путь, политика государства должна состоять в улучшении условий труда, социальной защиты и в предоставлении проституткам тех же прав, что и работникам других профессий. А если кто вовлечен в этот бизнес по принуждению, обманом или насильно, государство должно прийти на помощь - и помочь вернуться к нормальной жизни. Косвенным образом увеличению числа занятых в секс - секторе способствуют развитие туризма, урбанизация – и миграция населения из деревни в город, а также появление во многих странах особых «экспортных» отраслей промышленности, ориентирующихся на дешевый труд рабочих-мигрантов.

Проституцию, как сферу занятости, следует признать легально. Официальное признание и, соответственно, достоверная статистика, были бы крайне полезны для оценки, например, того, как влияет секс-сектор на здоровье той или иной нации, а также для определения политики на рынке труда и возможного налогообложения доходов, получаемых в этом секторе.

3.3. Проблемы проституции на современном этапе и их решение

Лондонские ученые недавно организовали специальный интернет-сайт для клиентов проституток и таким образом узнали, как часто британцы пользуются услугами профессионалок секс-бизнеса и какие на них средние цены. Выяснилось, что годовой оборот этой сферы экономики Британии составляет примерно $1,4 млрд.

Квартал "красных фонарей" в Амстердаме -- самое спокойное место

В России подобных подсчетов давно никогда не проводил (хотя известно, что 100 лет назад в российской столице было 99 зарегистрированных домов терпимости, в которых официально работали 1157 проституток, да еще 553 уличных), а все цифры, которыми оперируют представители органов правопорядка, владельцы подпольных борделей, врачи и прочие эксперты, носят оценочный характер и отличаются друг от друга весьма существенно.

Например, на брифинге, прошедшем в начале 2009 года, руководители отдела по борьбе с преступлениями в сфере общественной нравственности УВД Центрального административного округа столицы (заметим в скобках, что в конце года состав отдела был полностью обновлен в связи с выявленными фактами использования служебных полномочий в личных целях) сообщили, что каждый вечер на улицы города выходят более 4,5 тыс. жриц любви, а всего за 2008 год в столице были задержаны 70,8 тыс. проституток. Но стоит иметь в виду, что многие девушки задерживались неоднократно, то есть реальное количество проституток может оказаться значительно меньшим.

Александр Бочков, руководитель 5-го отдела управления обеспечения деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Москвы: За три месяца этого года нами были задержаны 8,3 тыс. девушек, занимающихся проституцией. Однако реально можно говорить примерно о 4-5 тыс. активно практикующих секс-работниц, не более.

Работа на выезде

Невеста - почтой

Много лет главными странами, поставлявшими женщин мировой секс-индустрии, оставались Таиланд и Филиппины. Сегодня их обогнали Россия, Украина, Белоруссия и Латвия. Наибольшей популярностью пользуются украинки и россиянки. Во всяком случае, к такому выводу пришла директор центра женских исследований университета Род-Айленда Донна Хьюз, чье масштабное исследование было недавно размещено в Интернете, на сайте Open Women Line.

Объем мировой торговли женщинами как товаром для секс-индустрии оценивается экспертами, привлеченными Донной Хьюз, в $7-12 млрд. Причем этот бизнес при сравнимой прибыльности гораздо менее рискованный, чем торговля наркотиками и оружием.

В последнее десятилетие из Центральной и Восточной Европы были вывезены сотни тысяч женщин. (По оценкам Международной организации по миграции, в период с 1999-го по 2009 год на Запад для нужд секс-индустрии было вывезено почти 500 тыс. украинок.) И сегодня число женщин из Центральной и Восточной Европы, занимающихся проституцией в странах ЕС, оценивается больше чем в полмиллиона.

Для вывоза женщин члены организованных преступных групп устанавливают связи с добровольными пособниками в диаспорах по всему миру и работают внутри мигрирующего населения, выстраивая транснациональные преступные сети.

Известны сотни историй жертв такой торговли. Но методы торговцев разнообразием не отличаются: девушек либо вывозят на какие-нибудь "образовательные курсы", либо на "хорошую работу" -- в качестве няни, домработницы, официантки или танцовщицы. Итог один -- насилие и круглосуточная эксплуатация.

Еще один метод вербовки -- "брачные агентства", иногда называемые "невеста-по-почте" (по Интернету), или международные службы знакомств. Согласно данным Международной организации по миграции, все агентства "невеста-по-почте", предлагающие женщин из бывшего СССР, находятся под контролем оргпреступных группировок. Сотрудники этих агентств могут быть торговцами сами или работать на торговцев. Женщине даже могут показать мужчину, который обещает на ней жениться. Тот использует ее некоторое время сам, а потом "командирует" в секс-индустрию или лично отводит в бордель.

Кроме того, распространен метод, при котором вывезенные женщины возвращаются домой для вербовки товарок. Он называется "вторая волна". Для вербовщиц это один из немногих способов избежать насилия, пусть даже и путем превращения жертвы в преступника. К тому же за каждую новенькую вербовщица получает от $200 до $5 тыс. И есть за что.

В Израиле, где оборот секс-индустрии в последнее десятилетие достиг $450 млн, россиянка или украинка приносит сутенеру $50-100 тыс. в год, сама практически ничего не имея с этого. А согласно данным немецкой полиции, в течение трехмесячного пребывания в Германии по туристической визе женщина из Восточной Европы зарабатывает для сутенера $20 тыс.

Даже добровольно выезжающие для занятия проституцией не ожидают той жестокости и обмана, с которыми им предстоит столкнуться. Так, во многих странах женщин связывают долговыми обязательствами, согласно которым, прежде чем их отпустят, они должны возместить свою "закупочную" стоимость, дорожные и другие накладные расходы. Нередко, когда женщина уже заработала достаточно, чтобы уехать, сутенеры, сотрудничающие с полицией, сообщают о ее местонахождении властям. В результате женщину арестовывают и депортируют, а ее деньги достаются сутенеру.

Те, кто профессионально занимается организацией бизнеса по предоставлению интимных услуг, называют иные цифры. Артем В., директор салона Katenka.ru: Я в бизнесе уже три года, в цифрах ориентируюсь. Давайте, что называется, на пальцах посчитаем. В Москве приблизительно 100 салонов-апартаментов, 100 выездных фирм, 100 массажных салонов и 100 саун, в каждой из которых работают в среднем по 15 девушек. Прибавим сюда 200-300 уличных точек по 20-40 девушек, 1,5 тыс. индивидуалок, работающих по объявлениям в газетах и Интернете, тысяча уличных индивидуалок и примерно тысяча девушек, работающих в клубах, барах и ресторанах. Итого получается 14-20 тыс. девушек, активно занимающихся этим промыслом. Конечно, здесь я не учел тех девушек и женщин, кто выходит на панель время от времени, например раз в два-три месяца. Кроме того, я специально не учитываю привокзальных проституток, которых профессионалками назвать язык не поворачивается. Это, как правило, спившиеся женщины, которые готовы отдаться за бутылку водки. Кстати, с начала прошлого века, когда в Москве было зарегистрировано 2 тыс. проституток, население столицы возросло в 10 раз. Так что соотношение сохраняется.

Максим Ю., создатель старейшего интим-портала dosug.org: Давайте прикинем, сколько в Москве может быть реальных пользователей интимных услуг. От 12 млн жителей (вместе с приезжими) отсекаем женщин, потом отсекаем еще процентов 40% мужчин по возрастному признаку, из оставшихся убираем еще половину по уровню доходов (учителя ведь проститутками не пользуются). Из оставшихся 1,8 млн услугами жриц любви пользуются далеко не все, хотя некоторые -- регулярно. Я думаю, что реально клиентами проституток являются не более 300 тыс. мужчин, некоторые из которых пользуются ими в месяц неоднократно. А 20 тыс. девушек, многие из которых, кстати, находят клиентов далеко не каждый день, в месяц, что называется, на круг способны обслужить 500 тыс. заказов. Так что 20 тыс., не больше. Что касается 70 тыс. и даже 100 тыс., которые иногда всплывают в прессе, так это от того, что каждый ведет подсчет по собственной методике. Но контингент проституток довольно активно обновляется -- кто-то уезжает, кто-то приезжает,-- а их всех валят в общий котел, что неправильно. Правильно говорить о реально работающих в данный момент проститутках.

Но есть и другие мнения. Герман Саламов, научный сотрудник Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, кандидат медицинских наук: Если СМИ склонны завышать количество проституток в Москве, то те, кто занимается эксплуатацией девушек, цифры, напротив, занижают, уж не знаю по какой причине. Я почти три года в рамках работы над своей кандидатской "Особенности распространения вируса иммунодефицита и других инфекций, передающихся половым путем среди лиц, занимающихся коммерческим сексом" исследовал этот рынок -- встречался с проститутками, сутенерами, бывал в борделях... Без ложной скромности скажу, что я, пожалуй, самый информированный в этой области человек в нашей стране. Конечно, многие женщины занимаются проституцией время от времени, но в целом можно говорить о 130 тыс. проституток в Москве. Из них 78 тыс. работают на улицах, вокзалах. Много проституток возле 1-й аптеки -- в основном наркоманки, торгующие собой, чтобы раздобыть денег на дозу. Еще 6 тыс. проституток являются обычными домохозяйками, которые продают себя редко, и, как правило, их мужья знают об этом. Остальные работают в борделях, модельных агентствах, салонах, многие, не считающие себя проститутками, сопровождают мужчин в поездках, отпусках, командировках. А клиентов у этих 130 тыс. проституток хватает. По моим подсчетам, проститутками с той или иной периодичностью пользуются 64% мужчин.

Проститутку можно задержать за хранение наркотиков, но не за проституцию.

Резюмирует эти мнения Александр Ландо, уполномоченный по правам человека в Саратовской области, разработчик законопроекта по легализации проституции в России, посвятивший изучению вопроса несколько лет: Если нас интересует реальный объем этого рынка, то нужно иметь в виду активно практикующих проституток. Говорить обо всех женщинах, продававших себя хотя бы раз, смысла нет. В Саратове зарегистрировано около тысячи активных проституток. На самом деле их около 2 тыс. Цифра довольно точная, поэтому, я думаю, соотношение 2 тыс. проституток на 1 млн жителей можно считать для России стандартным. Однако уровень жизни в Москве все же повыше, чем в Саратове. Многие приезжие, в том числе иностранцы, едут в Москву поразвлечься. Поэтому в Москве, я думаю, можно говорить о 30 тыс. проституток. Во всей остальной России, если исходить из того, что в каждом крупном городе работают примерно по 2 тыс. проституток, а таких городов у нас не меньше 89 (по количеству субъектов федерации), работают еще около 150 тыс. проституток. Даже если предположить, что каждая такая проститутка в региональном городе зарабатывает около 500 рублей в день, а также исходить из того, что проститутка работает не меньше 200 дней в году, получаем, что оборот российского рынка интимных услуг (без Москвы) составляет не менее 15 млрд рублей, или $520 млн, в год. В Москве заработки выше. Некоторым уличным проституткам удается пропускать через себя до пяти клиентов за ночь. Поэтому на Москву приходится еще $250 млн.

Московские операторы считают эту цифру чересчур завышенной. Они оценивают столичный рынок примерно в $150 млн в год. Однако напомним, что в пуританской Великобритании, где проживают около 60 млн человек, оборот рынка оценивается в $1,4 млрд. В сравнении с этой цифрой совокупный предположительный оборот российского рынка интимных услуг в $770 млн выглядит вполне правдоподобно.

Красные "крыши"

В России уголовная ответственность за занятие проституцией не предусмотрена -- только административная, по месту прописки. Учитывая, что до 60% девушек, работающих в Москве, приезжают с Украины, из Белоруссии, Молдавии и прочих стран СНГ, становится понятно, почему их привлечение даже к административной ответственности невозможно.

Позируя перед фотокамерой, путаны ничем не рискуют

Уголовная ответственность предусмотрена за вовлечение в занятие проституцией и за организацию и содержание притонов (ст. 240 и 241 Уголовного кодекса РФ), но здесь ситуация еще более сложная. Александр Бочков: Такие дела не имеют достаточной судебной практики, поэтому даже сбор доказательной базы для обвинения в этом преступлении представляет для нас огромную проблему. Закон не дает четких определений этим преступлениям хотя бы потому, что нет четкого определения самого термина "проституция". Или, допустим, нам становится известно местонахождение притона. Что делать? Нагрянуть туда с ОМОНом? Ну и что? Где факт передачи денег от клиента проститутке и как этот факт увязать с тем человеком, кто вроде бы организовал этот притон? А как доказывать насильственное вовлечение? Шутки шутками, но теоретически без "контрольной закупки" не обойтись. А произвести ее проблемно не только из морально-нравственных соображений, но и из финансовых -- не думаете же вы, что кто-то будет выделять на это деньги? Временно поломать бизнес конкретной фирмы мы, конечно, можем, но вот судебная перспектива у такого дела весьма туманна.

Владимир Зубков, заместитель начальника пресс-службы московского ГУВД: Ежегодно возбуждается около десяти дел по ст. 240, 241 Уголовного кодекса РФ и ст. 151 (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, в том числе в занятие проституцией). До суда доходят единицы, обвинительных приговоров выносится еще меньше, причем реальные организаторы бизнеса, как правило, остаются в стороне. В общем, нам, исполнителям, все равно, легализуют проституцию или нет. Главное, чтобы закон давал четкие рекомендации для нашей работы.

Роман Ш., руководитель одного из досуговых агентств: Даже если все наши сотрудницы напишут заявления против меня, все равно осудить меня будет практически невозможно. Разве только я сам напишу явку с повинной.

Налицо парадокс. Бизнес по оказанию интимных услуг вроде как незаконен, однако по закону привлечь к ответственности ни проститутку, ни сутенера, ни руководителя досугового агентства практически невозможно. В результате отдельные представители органов правопорядка получают уникальную возможность контролировать этот бизнес угрозой его внесудебного разрушения (облавы, аресты, задержания).

На позднюю весну приходится один из сезонных пиков спроса на услуги жриц любви

Лев Тимофеев, директор Центра по изучению нелегальной экономической деятельности: Рынок интимных услуг имеет все особенности запрещенных рынков, главная же из них -- контроль со стороны криминальных монополий. Маленькое отличие в том, что в России роль криминальной монополии, так называемой крыши, исполняют сами органы правопорядка.

Действительно, бизнес по оказанию интимных услуг, пожалуй, единственный из всех теневых, который на 100% контролируется милицией, не зря его называют красным. Этот факт уже давно стал секретом Полишинеля.

Сегодня, как утверждает Роман Ш., на оплату милицейской "крыши" уходит примерно 15% денег, заработанных девушками. От 30 до 50% заработанного они берут себе; оставшиеся 30-50% получает организатор, из которых оплачивает рекламу, аренду помещений, мобильные расходы. "Раскрученный" бордель с 8-12 девушками может принести до $15 тыс. в месяц. Заработок его владельца -- около $5 тыс.

Структура бизнеса по оказанию интимных услуг тоже давно не является ни для кого секретом. За последние годы о проститутках не писал только ленивый. Стоимость услуг проституток всех мастей, места их дислокации (точки), мамочки-сутенерши, с которыми приходится расплачиваться клиентам при выборе девушки на улице, сезонный спрос (пики -- поздней весной, в начале лета и перед Новым годом), риск, с которым сталкиваются представительницы древнейшей профессии, проституция детская, мужская и т. д.-- все эти вопросы не раз и весьма подробно освещались журналистами. Отметим только относительно новую тенденцию -- проституток все чаще заказывают через Интернет. На сайтах dosug.org, elitegirls.spb.ru, sex-girls.ru, www.intimdosug.ru, vipdosug.msk.ru, intim.devishnik.ru, lov.topograf.ru вывешены тысячи анкет девушек, готовых выехать к клиенту по первому требованию.

Профессионалок в местных отделениях милиции знают в лицо

Более того, частные бордели все чаще отказываются от традиционной рекламы в газетах. Артем В.: Все деньги на рекламу -- а на это уходило до $1 тыс. в месяц -- сегодня я предпочитаю тратить на поддержку своего сайта katenka.ru. Таким образом мне удается заполучить в клиенты руководителей среднего и высшего звена, которые никогда не станут покупать девушек на улице или звонить по телефонам из того же "Московского комсомольца".

В общем, можно сказать, что нынешнее положение дел устраивает всех -- и проституток, и сутенеров, и милицию. Одни получают стабильный заработок, другие держат ситуацию под относительным контролем.

Тревогу бьют только врачи

Ночная медицина.

Руководители досуговых агентств и уличные сутенеры склонны приуменьшать риск заражения клиента венерическими заболеваниями и СПИДом. Светлана Т., сутенер: СПИДа сегодня не боятся только дураки. Девушки всегда предлагают клиенту презервативы, да и сами стараются заботиться о своем здоровье, регулярно обследуются у доктора, который обслуживает наш коллектив.

Сопутствующие товары.

В Венесуэлу и обратно.

Нелегальным бизнесом в сфере оказания сексуальных услуг рынок, эксплуатирующий половое влечение человека, конечно, не ограничивается.

Например, существует рынок специальных аксессуаров.

Ежедневный оборот столичного секс-шопа невелик -- около $1 тыс. Таким образом, совокупный годовой оборот этой отрасли в Москве составляет не больше $15 млн. Во многом столь скромные для десятимиллионного города показатели объясняются тем, что оборот секс-продукции до сих пор не регламентирован законодательно. Правда, скоро ситуация может измениться -- закон об обороте секс-продукции уже прошел Госдуму и сейчас ждет подписи президента.

С откровенными фотографиями в легальной торговле тоже большие проблемы. Секс-шопы просто боятся торговать всем, что могло бы быть расценено как порнография. Поэтому кассеты у них только резаные, так называемые версии R (restricted), где не видно эрегированных половых органов. Журналы тоже очень пристойные.

Зато с "сексом по телефону" -- услугой, к которой нередко прибегают, прикупив себе специальную кассетку, пусть и резаную, а то и парочку устройств из секс-шопа -- проблем никаких.

Первопроходцем этого бизнеса в России был некий Геннадий Белякович, основавший в 1992 году "службу 907". Сегодня в Москве существуют шесть фирм, оказывающих такие услуги. Их общий годовой оборот составляет около $1,5 млн.

Операторы "секса по телефону" зарабатывают, просто взимая с клиентов плату за разговор, но при этом стоимость минуты (по договоренности с ММТ или МГТС) назначают самостоятельно. Все по-честному: звонишь, общаешься, платишь. Стоимость минуты разговора у разных компаний -- 25-39 рублей.

Один из крупнейших телефонных секс-операторов фирма "Икс-линия" (ее тоже основал господин Белякович) принимает до 120 звонков в день общей длительностью 1200-2000 минут. Ее оборот составляет $20-40 тыс. в месяц, рентабельность -- не выше 20%.

Еще несколько лет назад российским секс-связистам приходилось конкурировать с зарубежными. Причем бизнес последних строился на перерасчете баланса международного трафика. Международные соглашения в области связи таковы, что если, к примеру, трафик из России в США составляет 100 минут и в обратном направлении тоже 100 минут, то никто никому ничего не должен. Но если баланс нарушается, скажем, в пользу США, "Ростелеком" должен заплатить американским операторам определенную сумму. Больше дисбаланс -- выше сумма. На этом и строился бизнес иностранных телефонистов. Где-нибудь в Венесуэле местный оператор открывал такую службу и давал рекламу в московской газете. Россияне звонили в Венесуэлу, а в конце года "Ростелеком" был вынужден платить венесуэльскому операторУ немалые деньги (ведь из Венесуэлы в Россию редко звонят). Теперь таких фирм нет. По слухам, "Ростелеком", раздосадованный бесконечными платежами, просто перекрыл эти каналы.

Есть, однако, и другая точка зрения. Герман Саламов: Вопреки всякому здравому смыслу 60% мужчин, прибегающих к услугам проституток, не пользуются презервативами. И это не умозрительная цифра. Я лично беседовал с сотнями девушек, которые оказывают услуги интимного характера. Гетеросексуальный мужчина, находящийся в алкогольном опьянении, забывает об осторожности. Уговаривать его воспользоваться презервативом бесполезно. Представители же органов правопорядка низшего звена вообще презервативы игнорируют. В результате среди милиционеров ВИЧ-инфицированных очень много. В ходе работы над кандидатской я обследовал 132 девушки. Эксперимент был не сплошным, то есть я брал анализы только у тех, кто сам изъявил желание обследоваться. Результаты поразили -- 15,2% были заражены ВИЧ! Еще у 5% наблюдался сомнительный иммунный блот (ВИЧ еще не проявился, но, скорее всего, он есть). Сифилисом оказались больны 33,3%, гепатитом С -- 26%, гепатитом B -- 21,9%.

Любопытные данные приведены в диссертации "Женщины, занимающиеся коммерческим сексом, как группа риска в распространении урогенитальных инфекций" заместителя главврача 3-го кожно-венерологического диспансера Москвы Олега Мудренко. В 1998 году в рамках работы над диссертацией было обследовано 550 женщин, занимающихся коммерческим сексом. У 36,2% был диагностирован сифилис, у 6,4% -- гонорея, у 10,5% -- трихомоноз, у 14,5% --- хламидиоз. ВИЧ-инфицированными оказались 0,5%. Большинство были заражены двумя, тремя и более инфекциями, здоровыми оказались 53,5% обследованных проституток.

Установленный факт -- 70% саратовских проституток болеют различными венерическими заболеваниями.

Проститутки заражают клиентов, клиенты заражают проституток. И если в 2007 году в России было выявлено около 200 ВИЧ-инфицированных половым путем, то в 2008-м -- уже 600, а в 2009 году -- 3 тыс. Сколько жителей России сейчас инфицированы ВИЧ, не знает никто: латентное бессимптомное носительство может длиться 10-12 лет. При этом специалисты Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом считают, что количество зарегистрированных случаев уже сегодня можно смело умножать на 15.

Сифилис проявляется быстрее. Ольга Лосева, завотделением сифилидологии Центрального научно-исследовательского кожно-венерологического института (ЦНИКВИ) Минздрава РФ: По официальной статистике, в 1990 году в России было 5,4 случая сифилиса на 100 тыс. населения, в 1997-м -- 277,3 случая, в 2009-м -- 165,3. Снижение уровня заболеваемости в последние годы не должно никого успокаивать: эпидемии, как правило, развиваются по синусоиде. И это только официальная статистика! Реальные цифры по крайней мере в два-три раза выше. Мы называем это эпидемией.

Мировой опыт свидетельствует: бороться с проституцией как главным фактором распространения венерических заболеваний репрессивными методами невозможно. Значит, нужно как-то упорядочить этот процесс. Я говорю о легализации проституции в той или иной форме, как это постепенно и происходит в других странах. Нам, медикам, тогда было бы намного проще контролировать распространение эпидемии.

Де-факто проституцию в России легализовали, отменив крепостное право. Нужно сегодня ее легализовывать де-юре? Сложный вопрос. Но в любом случае в том подвешенном состоянии, в котором это явление существует сегодня, его оставлять нельзя, так как это создает предпосылки для коррупции правоохранительных органов.

Легализация не значит вседозволенность. Напротив, упорядочив проституцию, законодатели создали бы предпосылки для реального контроля за этим бизнесом и такими связанными с ним явлениями, как распространение наркомании и венерических заболеваний. Необходимо локализовать этот бизнес в конкретном районе каждого города (вроде района "красных фонарей" в Амстердаме) и обязать женщин проходить регулярный медицинский осмотр хотя бы раз в неделю. Тогда и бороться с распространением инфекций станет проще. Конечно, вопросов в этой связи возникает немало. Например: надо легализовать только деятельность самих проституток или борделей тоже? Ведь международное соглашение 1951 года о запрещении торговли людьми и использования их с целью проституции, которое Россия подписала, никто не отменял.

Важный аспект возможной легализации -- защита прав девушек, зарабатывающих коммерческим сексом. Сегодня они полностью бесправны. Их избивают, порой насилуют группами, а они не могут обратиться за помощью в милицию: будет еще хуже. Регламентировав проституцию, государство решило бы и эту проблему. Разработку соответствующих законопроектов необходимо вести, опираясь на мнение самих девушек.

Я считаю, что к легализации проституции население пока не готово. Впрочем, итоги проведённого в Москве опроса свидетельствуют об обратном. (За легализацию проститутции высказалось 83,26%, против - 16,74%).

Когда милиция проводит масштабные облавы, в "обезьянник" вместе с проститутками попадают и просто симпатичные девушки

Некоторые говорят, что, легализовав этот вид бизнеса, государство получит еще один источник пополнения бюджета. Деньги, конечно, немалые, но грязные. Зарабатывать на аморальности в любом случае плохо. Другое дело, что налоги, которые государство взимало бы с проституток, можно было бы направлять на нужды лечебных учреждений и на финансирование соответствующих подразделений милиции.

Те, кто сегодня зарабатывает на проституции, выступают против легализации: им работать станет сложнее. Проституция -- безусловное зло. Однако еще большим злом является позиция наших законодателей, которые делают вид, что этого явления и проблем, с ним связанных, вообще не существует.

Страна идет к массовому заражению ВИЧ. Если ничего не будет сделано, то уже через пару десятков лет в России ВИЧ будет инфицирована большая часть всего населения, как в некоторых африканских странах.

Заключение

Занятие проституцией - одно из древнейших социальных явлений, обнаруживаемое в разнообразных формах и размерах на страницах истории многих обществ, что и показывает исследование, проведенное во второй главе данной работы на основе обширного исторического материала. Проблема определения проституции как социального явления в разные времена решалась по-разному. У древних греков это смена партнеров, отчуждение, плата за услуги. У римлян главное в определении проституции - удовлетворение публичного спроса на секс услуги. Христианство рассматривало проституцию как беспорядочность половых связей. Германское право также не проводит строго различия между проституцией и внебрачными половыми связями. Ив дальнейшем авторы определений, выделяя один из признаков проституции, остальные считал второстепенными - для одних это было ремесло, для других - преступление. В наше время под проституцией понимают вид внебрачных половых отношений, когда индивидуум, будь то

мужчина или женщина, публично или тайно предлагает свое тело в пользование неограниченному числу других индивидуумов за деньги или вознаграждение. Проституция женская, мужская, детская выполняет функцию половой социализации определенных категорий лиц, не имеющих возможности удовлетворить свои потребности в рамках общепринятых норм. В современном мире проституция рассматривается властями и обществом как негативное явление, но правовая оценка ее в различных странах неодинакова. В некоторых существует запрет в виде административной или уголовной ответственности. Во многих странах уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию. В России с 1988 года введена административная ответственность за занятие проституцией. В Уголовном кодексе РФ 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с занятием проституцией.

В 90-х годах XX века в России было проведено исследование, целью которого было определение социального портрета проституции. Использовались опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венерологических диспансеров. В процессе исследования решались многие задачи, в том числе изучались мотивы, как толкнувшие женщин к этому занятию. Ведь согласно наблюдениям, многие проститутки вообще не получают никакого удовлетворения от полового акта, поэтому мотивом занятия проституцией не является постоянно испытывать сексуальное удовлетворение.

Одним из мотивов, толкающих к занятию проституцией, является нужда. Кроме социологических опросов, подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представители малоимущих слоев общества. И все-таки причину проституции нужно искать не в нужде и невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются на личности, в ее мироощущении, в ее отношении к окружающему миру, к своему месту в нем.

Проституцией, в основном, занимаются индивидуумы, которые испытывают неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определенности и своего социального статуса в связи с невозможностью обеспечить себя материально, соответствовать определенным социальным ожиданиям, в том числе собственным. Психологическое изучение проституток показывает, что для них типичны агрессивность, черствость, грубость, эгоцентризм, которые выполняют защитные функции и чаще всего скрывают неуверенность в себе, чувство неполноценности.

Характерной чертой для проститутки является отчуждение своего тела от своей личности. Они воспринимают свое тело как нечто чужое, изолированное от них, в качестве некой данности, которой можно манипулировать для решения различных жизненных проблем. Ю.М. Антонян называет такое явление десоматизацией. Десоматизация ярко проявляется, когда проститутка искренне любит одного мужчину.

Международная организация труда (МОТ) провела в 2008 г. исследование по изучению проституции не сточки зрения нравственности, а с позиций специалистов по рынку труда, международному трудовому обмену и трудовой миграции. Вывод - проституция является самостоятельным и даже влиятельным сектором экономики (Малайзия, Филиппины, Таиланд). Но если взрослые выбирают секс - бизнес как профессию добровольно в большинстве случаев, то дети — всегда жертвы.

Политика государства по отношению к представителям этой древней профессии должна состоять в улучшении условий труда, социальной защиты и в предоставлении тех же прав, что и работникам других профессий. Тем, кто вовлечен в сферу коммерческого секса обманом или по принуждению, государство должно прийти на помощь.

Проституцию, как среду занятости, следует признать легально. Официальное признание, достоверная статистика были бы полезны для оценки секс - сектора на рынке труда и налогообложения.

В историческом процессе развития проституция в России выделяются три периода: доимперский и имперский (до 1917 г.), советский (1917 - 1985) и постсоветский (после 1985 г.). В дореволюционной России проституция регламентировалась, после революции эта система была разрушена, но проституция осталась вместе с сопутствующими ей негативными явлениями. Какие-либо оценки масштабов проституции были затруднены.

В 20-е годы в качестве основных мер социальной реабилитации расматривалось привлечение к труду и повышение образовательного уровня. В 30-е годы на первое место выходит репрессивный компонент социального контроля. Главную роль в этом процессе играли органы НКВД.

Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов, несмотря на официальное признание несовместимости проституции с социалистическим образом жизни, власти не решились пойти на прямой уголовно-правовой запрет проституции. Но на практике для преследования проституток использовались как уголовно-правовое, так и административно-правовое регулирование. За весь период было проведено всего два эмпирических исследования проституции, результаты которых были опубликованы с грифом «Для служебного пользования».

Существуют три модели социального контроля за проституцией как социальной девиацией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм. Первая модель — запрет и юридическое преследование. Вторая — правовое регулирование сексуальной коммерции. Третья модель исходит из отмены правового регулирования как в форме запрета, так и регламентации.

Проституция не имеет возрастного и полового цензов, не признает деления на классы. Патронируемая в наше время организованной преступностью, она продолжает процветать во многих странах мира, законодательство и правоприменительная практика в которых по отношению к проституции очень различны.

Россия также прошла свой путь как развития проституции как профессии, так и отношения властей и общества к этому сопровождающему человечество явлению.

Проституция как социальная девиация всегда привлекала внимание политиков, ученых, различных групп населения, что наглядно демонстрирует представленный в работе материал. Состояние и уровень, динамика этой девиации в числе других стран служат своеобразным зеркалом социальной действительности. Общество не хочет смотреться в это зеркало, но социология как наука призвана обеспечить возможность желающим и обязанным (властным структурам) иметь это зеркало перед глазами.

Литература:

1. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2008.

2. Богословский М.М., Князькин И.В. Душа человеческая. Anima hominis. Мифологические, религиозные и современные псевдонаучные представления.- СПб.: ИИЦ «Балтика», 2008 г.

3. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2007.

4. Еремичева Г.В., Симпура Ю. Грязь: символические и практические измерения социальных проблем в Санкт-Петербурге // Мир России. 2009. № 2.

5. Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию: правозащитная организация «Солдатские матери» / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность. 2006. № 2.

6. Князькин И.В.Всемирная история проституции. -М.: АСТ, 2009 г.

7. Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема / Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: Алетейя, 2008.

8. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2008.