Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ ВВЕДЕНИЕ 1. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Понятие семьи и брака 1.2. Классификация современной семьи 1.3. Функции семьи 2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 3. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Семья - это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения. Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации – успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида. Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затруднения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.[1]
1. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1. Понятие семьи и брака Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности семьи, нельзя. Однако семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно - историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре. При всех различиях, зафиксированных в истории или наличествующих в наше время, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою двойственную, социально - биологическую природу. Функции современной семьи, каждую из них в отдельности, с большим или меньшим успехом можно осуществлять и вне семьи. Но в совокупности в ней все они реализуются наилучшим образом. Семья – это особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества – воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.[2]
В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «семья» и «брак». Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество: · упорядочивает и санкционирует их новую жизнь; · устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.[3]
В научной литературе под семьей
принято понимать основанное на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально – классовым признакам.[4]
В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране. Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи. 1.2. Классификация современной семьи. Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи. Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной
(обмен информацией), интерактивной
(организация взаимодействия), перцептuвной
(восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей. По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи
. 1. Традиционная
(патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство, 2. Нетрадиционная
(эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на :участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем. 3. Эгалитарная
семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием. Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи.[5]
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Приведем классификацию типов семей, данную Гурко Т.А.[6]
Основой для таких типологий, по ее мнению, могут выступать: 1. Юридическая регистрация брака:
— семьи, основанные на браке; — фактические семьи или внебрачные сожительства; — оформленные юридически, но живущие раздельно супруги — разделение (separation). 2. Очередность брака лиц, составляющих ядро семьи:
— семьи, основанные на первом браке обоих супругов; — семьи, основанные на повторном(ых) браке(ах) супруга(ов) (remarriage). 3. Юридические отношения родителей и детей:
— оба супруга живут с родными детьми и до их рождения не имели других детей; — семьи, где хотя бы один из супругов уже имел детей до вступления в брак, дети могут проживать как в данной, так и в другой семье — сводные; — приемная семья, в которой дети усыновлены; — временно приемная семья, в которой проживает ребенок на какой-то период изолированный от родных родителей; — опекунская семья. 4. Семейная структура.
Обычно выделение различных структурных типов семьи происходит по дихотомическому принципу: — расширенная (трехпоколенная, родственная, «коммуна») — нуклеарная; — моногамная — полигамная; — отсутствие несовершеннолетних детей (до 18 лет в РФ) — их наличие (в свою очередь выделяются одно-, двух- или мало-, средне-, многодетные); — полная (с несовершеннолетними детьми проживают родные или неродные мать и отец) — неполная (с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец) в свою очередь по источнику формирования могут быть классифицированы на: внебрачные; после развода; после овдовения; возникшие в результате раздельного проживания супругов по разным причинам
. 5. Социально-демографические характеристики мужа и/или жены
— возраст, профессиональный статус, образование, отношение к религии: — студенческая семья; — семья несовершеннолетних; — семья рабочего; — сельская семья. В зарубежной литературе: — двухкарьерная (муж и жена относятся к профессионалам); — семья среднего класса; — «черные» семьи (в США), — межнациональные; — семья безработного, — семья полицейского, — гомосексуальная и т.д. 6. Семьи со специфическими проблемами.
Под специфическими проблемами чаще всего подразумеваются отклонения в поведении (алкоголизм, наркомания, насилие, гениальность, проституция, преступность, правонарушения, склонность к суициду) и психические и физические заболевания ее членов: как взрослых, так и детей. 7. Этап жизненного цикла.
— семья молодоженов без детей; — семья с первым младенцем; — семья, в которой первый ребенок поступает в школу; — семья, в которой младший ребенок поступает в школу, а мать возвращается к работе; — «пустое гнездо», семьи пожилых супругов, от которых отделился последний ребенок; — семья бабушки и дедушки; — семья пенсионеров (потеря статуса и связей, изменение материального положения). Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д. Таким образом, каждая из категорий семей характеризуется протекающим в ней социально-психологическим явлением и процессом, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов. 1.3. Функции семьи. Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях. Функции семьи в различных средах деятельности:
Эмоциональная Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи. 2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась отряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье. Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: 1. Социально – экономические проблемы
: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи. 2. Социально – бытовые проблемы
: по смысловому содержанию сходны с социально – экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д. 3.
Социально – психологические проблемы:
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье. 4.
Проблемы стабильности современной семьи:
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально – типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально – психологическая характеристика. 5.
Проблемы семейного воспитания:
В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально – психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи. 6.
Проблемы семей группы риска:
Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально – экономический, медико-санитарный, социально – демографический, социально – психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев[7]
. Итак, современная российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института – семьи. 3. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции: - диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов); - охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); - организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); - социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); - прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи); .- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)[8]
. Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой. Социальная работа с семьей состоит из
:
1. Социальная защита семьи
- это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей: - Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). - Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. - Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы. - Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие. 2. Социальная поддержка семьи
предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог – педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п. Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи: · сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; · предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; · содействие в открытии предприятий семейного типа; · профессиональная ориентация детей и подростков; · выплата пособий по временной не занятости; · консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; · оказание помощи в кадровом обеспечении; · социально – психологическая работа с клиентами. Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства. Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности. Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день. Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей: · многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей; · малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей; · семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми; · семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы. Их основными задачами являются
: 1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи. 2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи. 3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций. 4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе). 5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг. 6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются: - повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения; - помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений; - повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие; - помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков; - Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально – экономическим условиям жизни; - регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье. [1]
Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. (с60). [2]
Сорвин, К.В. Учебное пособие. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 12 с. [3]
http://www.nuru.ru/socio/ [4]
Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2003. – 428 с. (с. 255) [5]
Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. (с58 – 59). [6]
Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи. Социологические исследования. 1995. № 10 [7]
Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2004 – 692 с. (с. 501 – 514).
|