Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Формы и методы социальной работы с безработными

 

             

Формы и методы социальной работы с безработными

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Новосибирский государственный технический университет

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социальной работы

ТЕМА: Формы и методы социальной работы с безработными

Предмет: Технология социальной работы

Выполнил:

студент III курса группы ИСР-63

Чураков Виктор

Проверил: И.Ю.Чуркин

г. Новосибирск

2009 год

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………....3

1.Формы социальной работы с безработными……………………………..5

1.1.Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными

2.Методы социальной работы с безработными………………………… …8

2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными………………………………………………………………….9

2.1.1.Правовые методы……………………………………………………… 9

2.1.2.Административные методы…………………………………………….11

2.1.2.Социально-экономические методы…………………………………….17

2.1.3.Социально-психологические методы ………………………………….18

3.Основные формы социальной работы с безработными на примере

Новосибирской области …………………………………………………… .26

3.1.Социальная адаптация……………………………………………………31

3.2.Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест……………………………34

3.3.Организация профессиональной ориентации…………………………..35

3.4.Организация общественных работ………………………………………36

3.5.Работа по формированию банка вакансий……………………………...37

Заключение……………………………………………………………………..39

Список использованной литературы………………………………………….40

Введение.

Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социальных проблем. Существует определенный контингент людей, которые не могут ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости вернуться на рынок труда. Причинами являются не только объективные, но и субъективные социально-психологические детерминанты. Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вопросов определяющих эффективность существующих форм и методов работы с безработными гражданами, как со стороны государственных органов, так и других структур. Это определяет направление исследований проблем безработицы, которая остается в российской науке мало разработанной в силу исторической молодости данного социального явления в нашей стране [14, стр.12-17].

В настоящее время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сообщает о том, что количество безработных на территории Российской Федерации в период с января по март 2009-го года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 43,4 процента и достигло отметки в 7 миллионов 107 тысяч человек, что сопоставимо с 9,5 процентами от всего экономически активного населения страны. За отчетный период численность официально вставших на учет по безработице россиян выросла на 43 процента (2 миллиона 177 тысяч людей). Из них 1 миллион 900 тысяч соотечественников получали пособие по безработице. Как поясняют руководители Минздравсоцразвития « все центры занятости активно сотрудничают с работодателями с целью трудоустроить лишившихся без работы соотечественников. Сейчас банк свободных вакансий составляет 800 тысяч единиц. На 73 процента - это рабочие профессии, поэтому крен в работе с безработными гражданами - в сторону их профобучения».

По статистике Минздравсоцразвития, количество безработных неустанно продолжает расти. С учетом скрытой безработицы — это примерно 6,5 млн. человек, и еще порядка 4-5 млн. можно отнести к «частично безработным». Количество вакантных мест, стремительно сокращается. В правительстве ожидается внесение проекта постановления о выделении регионам дополнительных финансов в размере 34 миллиардов рублей на программы занятости населения [1;21].

Так, например, газета «Московский комсомолец» пишет, что количество свободных рабочих мест в России в сравнении с 2008 годом сократилось почти на 500 тыс., а число официально зарегистрированных безработных превысило 2 млн. 77 тыс. человек. Если в прошлом году работодатели были готовы предложить около 1,3 млн. вакансий, то к настоящему моменту свободных мест на рынке труда их не более 870 тыс. Как видно, из приведенных статистических данных проблема глобальная и требующая не столько ее изучения, сколько конкретных реальных действий со стороны государственных органов [ 6 ].

Проблема исследования – исследовать социальную работу с безработными, выявить приоритетность форм такой работы и методы работы с безработными.

Предмет исследования –формы и методы социальной работы с безработными

Объект исследования – процесс взаимодействия безработного и социального работника в процессе социальной работы с безработными.

Задачи исследования :

1.Дать характеристику методов и форм социальной работы с безработными при реализации социальными службами, занимающимися вопросами социальной помощи безработным гражданам;

2. Руководствуясь ФЗ « О занятости» показать основные формы социальной работы с безработными со стороны государства;

3.Охарактеризовать органы, занимающиеся вопросами безработицы ( на примере службы занятости населения, созданными для реализации ФЗ «О занятости»).

4.Назвать методы и возможность/ необходимость их применения в социальной работе с безработными.

1.Формы социальной работы с безработными .

1.1. Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее территориальные представительства не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. [ 11,10, стр. 2-3]

Регулированием всех сторон трудовой деятельности занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Необходимо отметить, что эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода профессиональной деятельности;

-охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;

-бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;

-защита безработицы.

При этом безработным гражданам ( которые таковыми признаны в соответствии с действующим законодательством) гарантируется получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;

-обеспечение социальной поддержки;

-компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

-возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. [ 5 , стр. 106-107]

Необходимо отметить, что важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:

-выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

-возможности участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии.

Основное бремя работы с безработными лежит на такой структуре – государственной службы занятости. Вот некоторые из задач, которые призваны решать служба:

1)содействие поиску работы как временной так и постоянной;

2)повышение конкуретноспособности граждан на рынке труда, также организации профессионального образования безработных;

3) квотирование рабочих мест для неконкуртноспособных на рынке труда категорий граждан;

3)информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

4) обеспечение социальной поддержки безработных.

Кроме того, гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поисках работы (прежде всего речь идет о лицах с ограниченной трудоспособностью), дополнительные гарантии обеспечиваются на основе разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — дошкольными детскими учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. В качестве дополнительной гарантии для жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия. [ 5, стр. 107-108]

2.Методы социальной работы с безработными.

2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными.

Рассматривая данный вопрос курсовой работы необходимо отметить, что основными методами социальной работы с безработными являются следующие группы методов социальной работы: правовые (или юридические), социально-экономические, психологические.

2.1.1.Правовые . Предусматривают права и обязанности субъектов правоотношений государственных органов, иных организаций, которые занимаются вопросами безработицы и безработных граждан, социальные гарантии и др. вопросы. В настоящее время одно из основных направлений социальной политики в нашей стране является совершенствование законодательно-правовой базы социальной работы с безработными гражданами.

Любая деятельность социального работника в этой сфере правоотношений регулируется нормативно-правовыми актами. Основным законодательным актом по данной проблематике является действующий в настоящее время ФЗ РФ «О занятости населения». Много очень важным подзаконных нормативных актов, например : Постановление Правительства РФ №915 от 08.12.2008 г. «О размерах минимальной и максимальной величине пособия по безработице на 2009 г.»; Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации №1 от 1996 г. «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РоссийскойФедерации».Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014; № 30, ст. 3033; 2003,

№ 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34);

Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105, 2006, № 1, ст. 18);

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10);

Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3177; 2001, № 3, ст. 216; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 1 (часть 1), ст. 25; № 17, ст. 1485; 2006, № 2, ст. 174);

Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009; 1999, № 29, ст. 3748; № 46, ст. 5573; 2005, № 7, ст. 560; 2006, № 51, ст. 5468);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 года № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2006 года № 8219);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 819 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»

2.1.2.Административные методы . Данный метод связан, прежде всего, с организацией деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в вопросах социальной защиты безработных граждан и регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития №400, от 07.06.2007 г.)

Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги. Центры занятости населения предоставляют гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и безработным гражданам государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований. Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований:

личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ;предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, согласованного с безработным гражданином. Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если безработный гражданин: испытывает трудности в поиске работы ; впервые ищет работу (ранее не работал); стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; состоит на учете в органах службы занятости более 6 месяцев; утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Государственная услуга может предоставляться в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения).

При предоставлении государственной услуги по групповой форме проведения занятий осуществляется профилирование безработных граждан. Государственная услуга предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. [ 3 ]

Административные процедуры с безработными гражданами, которые выразили свое согласие с предложение ЦЗН о предоставлении такой государственной услуги, как правило проходят в несколько этапов ( 4 этапа) и сопровождаются следующими мероприятиями:

1)Тестирование (анкетирование) безработных граждан в целях определения направлений социальной адаптации граждан, выясняет причины, по которым гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, не имеет опыта работы или утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

2) Бесплатное консультирование. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Всем известно, что число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, т.к. они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительное безработным гражданам необходимы : комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы и активный поиск работы (формирование новой активной жизненной позиции).

Кроме того, анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные категории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоустройства. Это граждане, уволенные с военной службы , молодежь, женщины, граждане, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. [ 3 ]

Поэтому, основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами: организации и проведение общественных работ; содействие занятости и предпринимательской деятельности; реализация программ «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений; квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан. [ 14, стр. 62]

3) Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства , путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем. Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.

4) Работа с семьей (окружением) .Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт – семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства. Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Так же социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

5)Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов. [ 16, стр.78-80]

6) Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий , способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 1,5 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2008 г. числится около 20 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 58 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии. [ 16, стр.80]

7) Участие, помощь в организации курсов, кружков и школ , в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.

Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микро уровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе. [ 16, стр.80; 5 стр.107]

2.1.3.Социально-экономические методы.*

-обеспечение социальной поддержки;

-компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

-возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. [ 5, стр. 106-107]

-выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

-возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии.

* Подробное описание социально-экономических методов дано в разделе 3 «Методы социальной работы с безработными в Новосибирской области».

2.1.4. Социально - психологические методы. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующие в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематике клиентов, а также для коррекции поведения безработного и его социальной адаптации.

Психологическая поддержка - это методы, способствующие социально - профессиональному самоопределению личности, формированию способностей, ценностных ориентаций, самосознания; повышению ее конкурентоспособности на рынке труда; реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешения или снижения остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями психологической поддержки являются:

- содействие полноценному психическому развитию личности,

- предупреждение возможных психологических проблем,

- оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях,

- формирование ценностно-мотивационной сферы,

- достижение эмоциональной устойчивости,

- гармонизация личности и межличностных отношений.

Основные методы психологической поддержки:

психологическое консультирование;

психологическая диагностика;

психологический тренинг;

психологическая коррекция;

другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Получателями государственной услуги по психологической поддержке

являются:

граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.

Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих основания:

- личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;

- предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным.

Государственная услуга предоставляется бесплатно. Активная политика СЗ, направленная на содействие в трудоустройстве, создание дополнительных рабочих мест, переобучение безработных, насыщение рынка труда разнообразной и необходимой информацией и т.д., позволяет определенной части населения, испытывающей трудности в сфере занятости, решать свои проблемы, не попадая в категорию безработных. Но остается другая часть незанятого населения, которая все же получает статус безработного. Причин этому много, начиная с требований существующего законодательства, на котором и основана деятельность СЗ, а также психологических особенностей личности безработных. И здесь служба занятости должна выстраивать свою политику, т. е. так называемую пассивную политику, которая фактически означает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места. Постановка на учет в центре занятости и получение статуса безработного означает для индивида не только приобретение определенных прав и обязанностей по отношению к социуму, но и установление специфических экономико-правовых отношений со службой занятости. Безработный получает право на материальную поддержку в виде пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения (по направлению службы занятости), а также другие права, предусмотренные действующим законодательством.

Прием безработного специалистом службы занятости и работа с ним, в действительности являются деятельностью, активизирующей внутренние ресурсы человека, его личностный потенциал, формирующей у него новую социальную позицию. При хорошо поставленной организации дела простейшая с виду деятельность по приему безработных становится важным элементом управления занятостью. Вместе с тем официальная регистрация в службе занятости в качестве безработного (или ищущего работу) возлагает на индивида определенные обязанности. Среди них периодические посещения службы занятости (не реже двух-трех раз в месяц), проявление активности в поисках подходящей работы и некоторые другие обязанности в рамках отношений безработного и службы занятости. [ 17, стр.12-14]

Психологическая поддержка (психологи –консультанты СЗ). Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями. По данным ведомственной статистической отчетности, с 2001 по 2005 гг. объем услуг по психологической поддержке безработных в службе занятости возрос почти в 3 раза. Таким образом, в целях координации психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте проводятся мероприятия по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации граждан. Но само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди ставят знак равенства между психологом и психиатром. Здесь необходима просветительская деятельность социального работника, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, то есть формирование установки на естественность обращения к психологу. Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. [ 14, стр. 62-63] .

Рассматривая вопрос о социально-психологической деятельности службы занятости, необходимо остановиться на определении статусных ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта. Первый состоит в том, что статусно — ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного. Второй заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью. [ 17, стр.20-21]

Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗ), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения.

При оказании психологической поддержки безработным консультанты службы занятости могут оценить поведения безработных в конфликтах и спорных ситуациях с помощью метода К. Томаса. В созданной им модели поведение человека в конфликте определяется двумя факторами. Первый фактор — это стремление к достижению, прежде всего, индивидуальных, эгоистических целей. Второй фактор — стремление достичь в конфликте какого-либо согласия, обеспечить социальные цели. Если преобладают первые, эгоистические, тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества. Безработные с данной стратегией активны и эмоционально устойчивы, но вместе с тем они достаточно агрессивны по отношению к объекту раздражения (в конкретном случае — консультанту СЗ), им присуща четкая потребительская ориентация (получить пособие или оформить стаж работы). Наоборот, полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными дает стратегию приспособления. Безработные, придерживающиеся данной стратегии, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации. Они раздражительны, для них характерна повышенная тенденция к самозащите (проблемы здоровья, безопасности, индивидуальной защищенности, прочности семейных связей являются важнейшими). Они предпочитают полагаться на помощь извне, прежде всего со стороны консультанта службы занятости. [ 17, стр.22;19 стр.38]

Выделяют две стратегии помощи безработным клиентам СЗ: первая сориентирована на интересы СЗ и заключается в скорейшем устройстве на работу клиента, вторая — на интересы человека (должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение склонностей и способностей данного конкретного человека). Использование дифференцированного подхода к каждой из категорий безработных позволит разрабатывать целевые программы обучения с учетом качественных характеристик (способностей, мотиваций и свойств) претендентов, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность безработных на рынке труда и увеличит шансы на адекватное трудоустройство. Таким образом, основной задачей профконсультанта является либо сужение поля выбора профессии (если клиент не видит возможности сменить род занятий), либо расширение круга ее поиска (если клиент не определился относительно своей дальнейшей трудовой деятельности).

Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:

способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;

психологической готовности к приобретению новой профессии (специальности), овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий;

умений преодолевать трудности в процессе профессионального становления в условиях отсутствия должной преемственности в системе обучения, невнимания к личности;

способности к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции;

стремлений максимально эффективно использовать психотехнические возможности личностно-ориентированного общения. [ 4, стр.10-12]

Практика подтвердила преимущества групповых форм работы с безработными — это: экономичность, когда один ведущий работает одновременно с целой группой, а не с каждым ее членом в отдельности (что позволяет резко сократить затраты денежных средств в расчете на одного безработного).

3. Формы социальной работы с безработными в Новосибирской области

В жизни человеческого общества труд занимает особое место, формирование рыночных отношений в России и в частности, в Новосибирской области ставят работника в иные условия труда, да и сам труд кардинально меняется. Возникает проблема изменения способов личности и профессиональной самореализации при изменившемся анализе на рынке труда, важнейшую роль в данной проблеме играет социальный работник. Большинство безработных имеют проблемы с трудоустройством не в силу низкого профессионализма, а прежде всего из-за проблем психологической адаптации к требованиям рынка труда. За январь – февраль 2009 года за предоставлением государственных услуг в органы государственной службы занятости населения Новосибирской области (далее – органы службы занятости) обратились 51078 человек, из них за содействием в поиске подходящей работы – 21314 человек (за соответствующий период 2008 года – 15247 человек). Предувольнительные консультационные услуги были оказаны 1621 гражданину, подлежащему увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. 1458 работодателей получили информацию о положении на рынке труда. 22 иностранных гражданина поставлены на учет в целях поиска подходящей работы.

Из числа поставленных на учет незанятых граждан 10,3% составили лица, высвобожденные с предприятий и организаций (за соответствующий период 2008 года – 8,8%). В г. Новосибирске данный показатель составил 14,3% (за соответствующий период 2008 года – 11,4%). В феврале в органы службы занятости поступили сведения о предстоящем высвобождении еще 959 человек. Трудоустройство, мероприятия по содействию занятости населения. За январь – февраль 2009 года при содействии органов службы занятости нашли работу (доходное занятие) 6496 человек (за соответствующий период 2008 года – 8530 человек). Из них 63,3% – безработные граждане, 28,5% граждан трудоустроены в 10-дневный срок после постановки на учет в органах службы занятости. Численность нашедших работу (без учета мероприятий по временной занятости несовершеннолетних граждан) составила 5824 человека (на 25,5% меньше аналогичного показателя в 2008 году). Уровень трудоустройства ищущих работу граждан (с учетом мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних) за январь - февраль 2009 года составил 13,4%. За январь – февраль 2009 года в общественных работах приняли участие 1018 человек. В мероприятиях по временному трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, приняли участие 125 человек. К обучению по направлению органов службы занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 1544 безработных гражданина. Услуги по профессиональной ориентации получили 10905 человек. За январь - февраль 2009 года проведено 194 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, которые посетили 33094 человека.

Рисунок 1 – Основные показатели работы за январь - февраль 2008-2009гг.

Численность зарегистрированных безработных. В январе - феврале 2009 года были признаны безработными 16227 человек (за соответствующий период 2008 года –8167 человек). Сняты с учета в органах службы занятости 7819 безработных, из них 79 человек оформлены на досрочную пенсию. На 01.03.09 г. в целом по области зарегистрирован 33441 безработный (на 54,5% больше, чем на соответствующую дату прошлого года). Из числа безработных граждан лица предпенсионного возраста составили 9,8%; инвалиды – 8,9%; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов – 1,6%; женщины – 56,4%; молодежь в возрасте от 16 до 18 лет – 0,5 %. Большинство зарегистрированных безработных – городские жители (60,9%), высшее образование имеют 16,7 % безработных.

Рисунок 2 – Качественный состав граждан, признанных безработными,

на 01.03.09 г.

Вакансии. За январь – февраль 2009 года зарегистрировано 19459 вакансий, из которых 81,1% – с оплатой труда выше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. 72,1% вакансий (14026) – это потребность в работниках по рабочим профессиям.

На 01.03.09 г. заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 19651 человек, в том числе по рабочим профессиям – 12963 человека.

Уровень безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области на конец февраля составил 2,34% от экономически активного населения (на 01.03.08 г. – 1,62%), от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте - 2,06%.

Уровень напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и претендующих на одну вакансию) на 01.03.09 г. составил 1,8 чел. в целом по области (на 01.03.08 г. – 0,5 чел.), в г. Новосибирске – 0,8 чел[ 1 ].

Одним из направлений развития занятости Новосибирской области является разработка Администрацией НСО программ развития занятости.

Программа содействия занятости населения г. Новосибирска на 2008 - 2010 годы разработана в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Концепцией действий на рынке труда на 2009 - 2011 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации [1 ].

Программа разработана на основе анализа основных тенденций в сфере занятости населения, прогноза социально-экономического развития г. Новосибирска на среднесрочную перспективу [20].

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан работой, а работодателей необходимой рабочей силой. Программа в большей степени ориентирована на обеспечение занятости молодежи, ее профессиональную ориентацию и адаптацию к трудовой деятельности. Решение проблемы дефицита кадров в производственных отраслях видится в повышении качественной составляющей рабочей силы, привлечении молодежи в производственную сферу экономики и улучшении возрастной структуры работающего персонала, усилении мотивации труда, росте социальной привлекательности предприятий. Координацию выполнения мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет координационный комитет содействия занятости населения города. Контроль за ходом реализации программы осуществляет Комитет по труду и занятости населения мэрии. Ход выполнения программы периодически рассматривается на заседаниях координационного комитета содействия занятости населения города [ 20 ]. Из анализа данной программы можно выделить основные формы социальных служб Новосибирска и области с безработными гражданами. А именно:

-социальная адаптация ;

Например, с лужба занятости разрабатывает и внедряет программы социальной адаптации безработного населения. Их целью является:

a) активное содействие в смягчении психологических последствий безработицы, в трудоустройстве женщин, молодежи и других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

б) помощь в выборе специальности в соответствии с личностными возможностями и потребностями, а также требованиями рынка труда.

Назначение социально-психологической адаптации - формирование у безработных граждан личностных качеств и навыков, необходимых для трудоустройства. К требуемым личностным качествам относятся, например, способность понимать жизненные ситуации и адекватно на них реагировать, не впадая в состояния паники или апатии, умение изменять свое поведение в соответствии с ситуациями, мобилизоваться и ориентироваться в новой ситуации, навыки самоопределения, стойкая устойчивая мотивация к достижению и др., а также некоторые "технические" навыки, например, умение заинтересовать работодателя предложением своего труда и т.п.

Услуга по социальной адаптация, предоставляемая специалистами службы занятости, включает в себя освоение комплексной программы, которая проводится в виде индивидуального или группового консультирования. Программа позволяет безработному осознать свое место в профессиональном мире, ставить реальные жизненные цели и добиваться их достижения. Для безработного гражданина, не находящего спроса на свой труд, это, прежде всего, определение желаемой и возможной сферы деятельности и путей для трудоустройства. Государственная услуга по социальной адаптации предоставляется безработным гражданам при наличии одного из следующих оснований:

· личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

· предложения работника Центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, согласованного с безработным гражданином.

· испытывает трудности в поиске работы;

· впервые ищет работу (ранее не работал);

· стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

· состоит на учете в органах службы занятости более 6 месяцев;

· утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

Потребности в работниках, гражданах, ищущих работу, и возможностях их профессионального обучения. Службы занятости плодотворно сотрудничают со 80 органами средств массовой информации городов и районов края (печать, радио, телевидение). В 2008 году городскими и районными СМИ было опубликовано более 1000 печатных, 200 аудио- и видео материалово работе центров занятости, их взаимодействию с другими ведомствами, состоянии рынка труда края и ближайших перспективах его развития, а также комментариев по изменению законодательства о занятости. [ 19, стр.54-55]

В течение 2008 года центры занятости активно использовали для информирования такую форму работы, как «круглый стол», за год их проведено более 40. Данное мероприятие нашло хорошую поддержку у журналистов на местах. Наибольшую популярность они имели при встрече с работодателями и молодежными организациями. Департаментом и центрами занятости продолжался выпуск многочисленных информационных буклетов, брошюр, листовок, которые знакомили безработных с услугами, предоставляемыми службой занятости. Для специалистов центров занятости продолжал выходить информационный бюллетень «Служба занятости: дела и заботы».

-ярмарки вакансий и учебных рабочих мест

Количество ярмарок вакансий рабочих мест в 2008 году в сравнении с предыдущим годом значительно возросло. В отчетном периоде на территории г.Новосибирска и области проведено 245 ярмарок вакансий , в которых приняли участие 1710 организаций. На ярмарках было представлено почти 4 тыс. вакансий по рабочим профессиям, должностям специалистов и служащих. В целях реализации мероприятий по содействию трудоустройству проводятся ярмарки общественных и временных работ. В отчетном периоде на 13 территориях проведено 42 ярмарки вакансий общественных работ, на 14 территориях - 16 ярмарок вакансий рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В сельских районах края в связи со значительной удаленностью сельских населенных пунктов от районных центров широкое распространение получили мини-ярмарки, проходящие во время выездных перерегистраций, при участии глав администраций сельских советов, представителей работодателей. Такие ярмарки были проведены в Сузунском, Карсукском, Татарском, Ордынском, Мошковском, Венгеровском и других районах области.

- организация профессиональной ориентации

Количество граждан, получивших профориентационные услуги в выборе профессии, специальности, направления обучения и формы занятости в соответствии с их личными интересами, возможностями и потребностями рынка труда составило 134,8 тыс. человек .Из них 96,2 тыс. граждан было охвачено предусмотренными законодательством обязательными услугами по профессиональной ориентации и психологической поддержке. При работе с различными категориями граждан использовались групповые виды профориентационных услуг и индивидуальные профориентационные консультации. Групповыми видами профориентационных услуг было охвачено 41,3 тыс. человек, что составляет 30% от общего числа граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации. В процессе информирования широко использовался профессиографический материал, справочная литература, периодические издания СМИ. Профдиагностические консультации получили 32,1 тыс. человек, что составляет 24% от общего числа граждан, получивших профориентационные услуги. Более 5 тыс. человек получили консультационные услуги перед направлением на обучение. В практике профессионального консультирования применяются диагностические и бланковые компьютерные методики: MMPI (СМИЛ), КОС, Холланд, ОПП, Айзенк, 16-PF – личностный опросник Кеттелла и другое. Большое внимание уделялось оказанию профориентационных услуг слабозащищенным группам населения (женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды, несовершеннолетние, попавшие в сложную жизненную ситуацию и т.п.). [ 1; 2]

Продолжалось оказание дополнительных профориентационных услуг работодателям. Более 4,5 тыс. человек проинформировано о возможностях службы занятости в подборе персонала, переобучении и дальнейшем трудоустройстве. Все чаще стали обращаться работодатели в городские и районные центры занятости за помощью в подборе (отборе) кадров, проведении семинаров и тренингов. Департаментом труда и занятости Новосибирской области уделялось внимание обеспечению профконсультантов необходимой методической литературой, учебными программами, видеофильмами, компьютерными методиками. В 2008 году подготовлены и изданы материалы в помощь профконсультантам: «Сборник профессиограмм», «Справочник для поступающих в высшие и средние учебные заведения». Изготовлены буклеты и различные профинформационные материалы. В течение года проводились семинары для профконсультантов.

- организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения . При направлении на обучение приоритетное право предоставлялось безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим наибольшие сложности с трудоустройством – молодежь в возрасте до 29 лет; женщины, воспитывающие малолетних детей и детей-инвалидов; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; инвалиды.

- организация общественных работ

В этих реализация данного направления программы проведенаподготовительная работа: приняты соответствующие постановления Мэра г.Новосибирска, созданы штабы по организации общественных работ, утверждены территориальные программы или мероприятия, в которых определены состав работодателей, количество рабочих мест, число участников, размеры и источники финансирования.

- организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Участниками программы стали около 1000 организаций. Заключено 1250 договоров на организацию временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, из них 1177 – за счет средств федерального бюджета. Создано свыше 3,0 тыс. рабочих мест, из них около 70% - для безработных граждан, проживающих в сельской местности. На них было трудоустроено 3,3 тыс. человек из числа социально незащищенных категорий безработных граждан. В сотрудничестве с органами социальной защиты оказывались социальные услуги населению, с органами образования организовывалась работа школьных производственных бригад.

- работа по формированию банка вакансий

Банк данных о наличии свободных рабочих мест формировался из представляемых работодателями сведений о потребности в работниках в рамках реализации Программы Новосибирской области "О порядке представления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения" . Использовались активные формы работы: плановые посещения предприятий, телефонные опросы, изготовление и вручение памяток, информационных материалов, в том числе с использованием возможностей почтовой, электронной связи, Интернета. Центрами занятости населения осуществлялся контроль за своевременным представлением в органы службы занятости информации о наличии вакансий. Для выявления вакансий проводился анализ численности самостоятельно трудоустроенных безработных граждан [1,18].

Заключение

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время службы занятости как по всей стране так и в Новосибирской области применяют известные методы работы с безработными ( сбор информации о спросе и предложении, консультирование и посредничество, психологическая помощь) и формы, установленные действующим законодательством Российской Федерации ( выплата пособий по временной незанятости, профессиональная ориентация всех групп населения, консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использование рабочей силы, оказание помощи в кадровом планировании предприятий, организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы и др. Кроме того, практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является социально-психологическая работа с клиентами. В чем же причина роста безработицы и невозможность местных властей, руководителей предприятий, учреждений своими силами в регионах справиться с данным являем? Конечно- основная проблема это внешние экономические факторы, которые не способствует стабилизации экономики (экономические кризисы). Этот важнейший мощный фактор приводит к банкротству предприятий и соответственно к росту безработицы. С другой стороны - государство не подготавливает базу для уменьшения безработицы (слабо используются общественные работы, молодежь остается один на один в поисках работы, мало защищены инвалиды). Поэтому, роль государства в социальной работе с безработными конечно первостепенна, а в деятельности службы занятости на первый план должны выступать такие методы как посредничество, социальная терапия, социальная адаптация для активизации самого человека, потерявшего работу и ищущую ее.

Список литературы:

1.http://nskczn.siberia.net/main/articles/article/4/

2.http://www.adm.nso.ru/

3.Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда/Приказ Минзравсоцразвития №400 от 07.06.2007 г.

4.Базыленко Т.Ю. Роль службы занятости в адаптации безработных // Вестник МГУ. Серия 6: Экономика. - 1999,№3; стр.60

5.Басов Н.Ф., Басова В.М. Основы социальной работы/ учебное пособие/Из.центр Академия, 2008.; стр.288

6.Газета Московский комсомолец №1670 за 20 апреля 2009

7.Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы/ М,; 1997 стр.220;

8.Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России/ М.; 2003, стр.94

9.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы/ Гумманитарный издательский центр Владос/М.;2000, стр.190;

10.Закон о занятости: разъяснения юриста// Газета Юрист/ приложение к газете Российская газета/М.; №24,2007 ;

11.Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 20 марта 1996 г. №36

12.Кодекс законов о труде РФ/М.;2008;

13.Конституция Российской Федерации. Москва 2001.

14.Мальцева Н.В. Социальная и экономическая поддержка безработных граждан/ региональный аспект/ Тюмень 2000, стр.100;

15.Павленок П.Д. Рынок труда/ М.; 2007, стр.90 ;

16.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы/Учебное пособие/М.;2007, стр.473 ;

17.Плюснин Ю.М., Пошевнев Г.С. Социальная психология безработного./Новосибирск/ Советск.Сибирь, 2003, стр.80 ;

18.Пошевнев Г.С. Безработица как проблема: теоретические подходы/ Новосибирск/2000, стр.78 ;

19.Пошевнев Г.С.Безработица как социальное явление/ Новосибирск/2008, стр.60;

20.Программа социальной защиты Новосибирской области;

21.Российская газета №4870 за 19 марта 2009

22.Словарь – справочник по социальной работе/Антекс/М.;2002 , стр.429;