Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Проблемы формирования этического сознания социального работника

 

             

Проблемы формирования этического сознания социального работника

Тема: Проблемы формирования этического сознания социального работника

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы этического сознания социального работника …………………………………………………....…………….…………………..51. 1. Понятие этического сознания….….………………………………………..5

1.2. Сущность профессиональной этики……………..………………………....8

Глава 2. Проблемы формирования этического сознания социального работника……………………...………………………………………………….12

2.1. Профессиональная этика социального работника………………………..12

2.2. Этические проблемы социального работника……………..……………...18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы.. 25

Приложение А

Введение

Актуальность темы. Напомним, прежде всего, что в по­нятиях «мораль», «нравственность» (от латинского — mor, mores —нравы, moralis — нравст­венный) отражено сложное общественное явление, выступающее как форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющее свою основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными грушами посредством норм, прин­ципов (правил), которые поддерживаются личными убеждениями, традицией, воспитанием, общественным мнением всего общества или данного класса.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Этическое сознание социального работника представляет со­бой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это созна­ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потреб­ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях.

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Эти проблемы обычно расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Объект исследования – этическое сознание социального работника.

Предмет курсовой работы: формирование этического сознания социального работника.

Цель исследования - выявить проблемы формирования этического сознания социального работника.

Для реализации поставленной перед автором цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

1. Раскрыть понятие этического сознания социального работника;

2. Выявить сущность профессиональной этики;

3. Определить профессиональную этику социального работника;

4. Выявить проблемы в формировании этического сознания социального работника.

Методы исследования: методы научного анализа и синтеза, принцип единства логического и исторического, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, логические разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы этического сознания социального работника

1.1. Понятие этического сознания

Сознание - одна из форм проявления нашего интеллекта и нашей души. Сознание - уникальное явление, глубокое по содержанию и структурно включающее в себя разные компоненты.[1] Если исходить из материалистической трактовки сознания, то сознание можно определить как высшую, свойственную только людям форму отражения действительности, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном построении идеальной модели действий и предвидении их результатов. Но это далеко неполный перечень отличительных особенностей того явления, которое принято называть сознанием. Если рассматривать историю учений о сознании, то мы наталкиваемся на парадокс: они не прогрессировали в плане естественного, природного объяснения происхождения сознания, а наоборот – как бы регрессировали. Если в античности разум космичен и предстает как синоним универсальной закономерности, как космический Логос, то в средние века он уже трактуется как надмировое начало, которое существует до всякой природы и творит ее «из ничего». При этом истинный разум трактуется только как атрибут Бога («Я есть Истина»), а за человеком оставляется лишь «искорка» всепроникающего божественного разума. Вместе с тем, в недрах христианства возникает чрезвычайно важная идея спонтанной активности души, причем, в понятие души включался и интеллект. В учении, например, Фомы Аквинского сознание охватывает все существующие у человека психические процессы. Сознание в учениях как объективного, так и субъективного идеализма рассматривается с единых идеалистических позиций. Источником сознания выступает не материальное основание – высокоструктурированная материя (человек с его специфически подготовленным мозгом) и социум, а находится он за пределами посюстороннего, чувственного мира, поэтому сознание трансцендентно (необъяснимо, непознаваемо, таинственно и т.д.). И даже если субъективный идеализм считает сознание «потоком наших ощущений» - основание этих ощущений априорно: оно первично и спонтанно. Дуалистические (двойственные) концепции сознания перекликаются с идеалистическими в том смысле, что считают мышление (соответственно: сознание) одним из видов субстанции (позиция Декарта, учение об априорных началах познания Канта и пр.), правда, наряду с существованием материального мира и его объектов. Здесь так же налицо необъяснимость и спонтанность сознания, его первичность и независимость от какой-либо материальности. Идеализм исходит их того, что сознание развивается имманентно и может быть понято только из самого себя. В противоположность этому подходу социально-материали­стиче­ские концепции исходят из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений исторического хода и общественной жизни человечества. «Сознание с самого начала общественный продукт и остается им пока вообще существуют люди», – писал К. Маркс.[2] Представители вульгарного материализма (Фогт, Молешотт и др.) считали, что сознание полностью материально, что оно в этом отношении ничем не отличается от материализованных секреций человеческого организма: мозг функционирует точно также, как и печень, которая выделяет желчь. Комментируя эту позицию можно сказать, что, безусловно, сознание базируется на химико-физических процессах, происходящих в мозге, но оно совершенно не сводится к ним. В результате их мы получаем мысли, идеи, способность оформить их в понятия, выразить в слове, суждении. Другими словами, в результате совершенно реальных материальных процессов получается идеальное, в котором «нет ни грамма материального» - вот это явление пока так до конца и необъяснимо, и именно оно порождает множество толкований происхождения сознания. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс и др.), опираясь на данные науки XIX в., попытались снять вульгаризацию материалистического объяснения сознания, но, в принципе, тоже не смогли дать удовлетворяющего объяснения. Непосредственной заслугой данной концепции можно считать акцент на социальную природу сознания. Действительно факт, подтвержденный историческими примерами, что у человека, выключенного из социальной среды, из процесса социализации, сознание в свойственной человеческой форме не возникает. Сознание включает нравственно-культурную компоненту. Это то сверхсознание, которое окультуривает, в том числе и наше биологическое начало. Это возможность ценностного осмысления действительности с точки зрения высших духовных ценностей: добра, красоты, истинности, справедливости, достоинства и т.п. Оно включает понимание свой смертности и необходимости прожить жизнь со смыслом, по возможности счастливо. Наличия и данного преимущества нет ни у кого, кроме человека, ни у одного другого существа на Земле. Теперь, когда мы раскрыли понятие сознания, можем перейти к этическому сознанию социальных работников. Этическое сознание социального работника представляет со­бой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений.[3] Это созна­ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потреб­ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали­стом социальной необходимости получает специфическое нрав­ственное обоснование: поведение и деятельность рассматрива­ются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо, общества и клиентов социальной работы, а зна­чит, с точки зрения нравственности, и самого социального ра­ботника. В силу этого профессиональная деятельность конкрет­ного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социаль­ному работнику, так как предоставляет ему возможность при­нести пользу и тем самым реализовать свои собственные нрав­ственные установки. Из вышесказанного вытекает определение человека как единства биологического (куда входит и психика), социального и духовно-нравственного существа, главными характеристиками которого являются разум и воля, а они, в свою очередь, составляют то, что называют сознанием. Причем, все перечисленные компоненты не механически соединены в человеке, а взаимосвязаны и взаимоопределяемы. Процессы их становления шли не параллельно, а в тесной связи друг с другом. Человек и чисто физические свои функции выполняет «по-человечески»: эстетически и нравственно. А если это не так, то значит, что он не понял своей сущности и ничем не превзошел предыдущую природную ступень, так и остался в рамках физической необходимости. Значит, такой человек «био», чуть-чуть «социо», но не духовно-нравственный феномен.

1.2. Сущность профессиональной этики

Понятия «мораль», «нравственность» встречаются повсюду, ими определяют как поведение и взгляды от­дельного человека, так и взаимоотношения внутри тех или иных коллективов людей. Эти понятия употребляют­ся для характеристики политических действий госу­дарств, правительств и отношений между народами; для оценки отдельных воззрений и даже при характеристике применения научных изобретений. Многозначное упо­требление понятий «мораль», «нравственность», «этика» имеет свое историческое объяснение и реальное обосно­вание в многообразии моральных явлений в обществе.

Мораль любой общественной формации складывается, прежде всего, из совокупности нравов, характеризу­ющих собой способы поведения людей данного общест­ва в тех или иных обстоятельствах жизни и показываю­щих состояние нравственных отношений данного общества. Нравы утверждаются и существуют в обществе при поддержке общественного мнения той или иной груп­пы людей и передаются от поколения « поколению по традиции в силу массовой привычки, ставшей обычаем. Моральное сознание проявляется в понятиях, убеж­дениях, оценках, поступках и оформляется в этических теориях. Вместе с тем следует отметить, что в понятие морального сознания включаются также моральные чув­ства, эмоции, в которых люди выражают свое отноше­ние к тому или иному поступку или общественному яв­лению.

Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. Рассматривая мораль со стороны ее регулятивной функции, обратим внимание на нравст­венные отношения в труде. В трудовой сфере нравственные отношения характеризуют собой те обязанности, ко­торые должен выполнять человек по роду своей деятель­ности. Эти нравственные отношения определяют содер­жание трудовой морали.[4]

В конкретных условиях труда и жизни представите­лей различных социальных групп и профессий основные моральные требования, существующие, господствующие в данном обществе, претерпевают ряд изменений, моди­фицируются. Причем если основой конкретных обязан­ностей представителей различных профессий являются общие для всех требования трудовой морали данного общества, то для той или иной профессии большую значимость приобретают также те требования морали, ко­торые дают специфическую характеристику нравствен­ным отношениям представителей данного рода деятель­ности; Поэтому реальные, конкретные формы поведения людей в обществе, складывающиеся в зависимости от взглядов и чувств каждой- личности, определяются как моральными принципами, господствующими в данном обществе, так и принадлежностью каждой личности к своему классу, а внутри его — к своему сословию, про­фессии. Эти специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной чести, чувством гордости за свой труд (трудовая честь метал­лурга, инженера, агронома и т. д.).

Для большинства профессий и специальностей предметом труда являются природные компоненты. Нравственные отношения в этих социальных группах отличают­ся той или иной степенью зрелости по отношению к мо­ральным ценностям и идеалам общества, а также неко­торыми практически операциональными сторонами их реализации. Имеются и такие профессии, где предметом труда является либо сама человеческая личность, либо целые социальные группы.[5] Это характерно для меди­цинской, научно-педагогической, юридической, культур­но-просветительной, воинской, дипломатической, полити­ческой, литературно-журналистской и другой деятельно­сти. Результаты труда представителей этих профессий оказывают серьезнейшее влияние на жизнедеятель­ность, личностные характеристики человека и на судьбы многих людей. К общим для всех профессий сторонам морали добавляется существенно новый компонент — нравственные отношения с теми людьми, которые вы­ступают предметом труда, что придает черты новой ка­чественной определенности всем характеристикам мора­ли представителей указанных профессий.

Резко увеличивается степень ответственности пред­ставителя указанных профессий, возрастает значение ак­тивности, самостоятельности в принятии решений в условиях самых различных конфликтных ситуаций, воз­никающих в труде и вне труда. Поэтому наличие высо­коразвитых и качественно-специфичных нравственных черт личности представителей указанных профессий рас­сматривается обществом как важнейшая сторона его профессиональной пригодности. Эти особенности трудо­вой морали были замечены очень давно и дошли до на­шего времени в понимании термина «профессиональная этика». Определить это явление можно следующим образом. Профессиональная этика — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

При рассмотрении данной проблемы особого внима­ния заслуживает положение Ф. Энгельса о том, что «...каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль...».[6] Это положение Ф. Энгельса свидетельствует о необходимости внимательно изучать не только нравственность тех или иных классов обще­ства, но и нравственные нормы, взгляды и отношения представителей различных профессий.

Что же касается возникновения профессиональной этики, то оно было обусловлено, прежде всего общест­венным разделением труда, возникновением различных видов деятельности, профессий. Повседневный опыт, не­обходимость в реальной жизни регулировать взаимоот­ношения людей в профессиональных коллективах приводили к созданию, оформлению требований и нормати­вов профессиональной этики.

Таким образом, профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

Глава 2. Проблемы формирования этического сознания социального работника

2.1. Профессиональная этика социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи­лософии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».[7]

Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю­щие перед человеком в его повседневной деятельности. По­скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы­вает практическую деятельность человека.

Трудовая деятельность человека является наиболее типич­ным и всеобъемлющим примером практической деятельнос­ти, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональ­ной этики - одной из фундаментальных теоретических ос­нов любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обес­печивающих взаимоотношения между людьми, складывающи­еся в процессе труда и вытекающие из содержания их про­фессиональной деятельности. Профессиональная этика вме­сте с тем - это нравственное самосознание профессиональ­ной группы, ее психология и идеология.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Пер­вые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на­чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В числе прочих требований к работни­ку указывается на необходимость добросовестного и качествен­ного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отноше­ние к труду - залог будущей высокой должности и богатства. Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов специалисты относят к периоду ремес­ленного разделения труда, т. е. к периоду возникновения ремес­ленных цехов в XI - XII веках. Именно в этот период констати­руют историки — в цеховых уставах появляются этические тре­бования, регламентирующие отношение к профессии, труду, то­варищам по работе и т. д.

Однако представители целого ряда профессий, имевших жиз­ненно важное значение для всех членов общества, ранее дру­гих осознали необходимость этической регламентации своей деятельности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа» и некоторые другие сло­жились несколько ранее. В основном это профессии, связан­ные непосредственно с человеком или с условиями его жизне­деятельности, профессии с высокой степенью индивидуализа­ции труда, например, учительская, врачебная деятельности.

Как отмечал Ф. Энгельс[8] , каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспек­тов профессиональной деятельности, так как мораль профес­сиональной группы (профессиональная мораль) является со­ставной частью морали общества, а собственно мораль явля­ется одним из самых древних регуляторов поведения и дей­ствий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональ­ной сфере.

Профессиональная этика, как и этика, вообще, не разраба­тывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседнев­ной совместной деятельности людей. Профессиональная эти­ка систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, не­сущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, — т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нрав­ственности, бытующей в профессиональной среде.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения спе­циалистов. Нормы профессиональной этики подвержены из­менениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полно­му и эффективному решению профессиональных задач. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профес­сиональной деятельности.[9]

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея­тельности, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Бу­дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото­рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

В своей практической деятельности специалисты нуждают­ся не только в нравственных ориентирах, определяющих об­щее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невоз­можно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального ра­ботника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.

Этика в социальной работе - не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения пробле­мы, его экономическим обеспечением и организацией выпол­нения принятого решения. Глубокое знание норм и принци­пов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает соци­альному работнику осуществлять сотрудничество с клиента­ми, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреж­дений.

Этика социальной работы основывается на моральных нор­мах (лат. norma - правило, образец; одна из наиболее про­стых форм нравственного требования, выступающая как эле­мент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших ре­гуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет вернуть эти­ческим нормам то императивное значение, которое им прису­ще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитетность про­фессиональной деятельности каждого социального работни­ка, всей системы социальной защиты населения.

Сегодня для социальной работы все большее значение при­обретает вопрос о необходимости определения этических кри­териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино­го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен­ностей и идеалов. (Приложение А).

Не меньшее значение имеет и проблема коллективной от­ветственности социальных работников. Любая профессиональ­ная группа, особенно если она создает свою профессиональ­ную ассоциацию, осознает она это или нет, стремится к под­держанию и сохранению своих собственных узкопрофессио­нальных интересов — например, повышение престижа и стату­са профессии, получение субсидий на развитие профессиональ­ной деятельности и т. д. Однако реализация этих интересов бу­дет оправдана лишь в том случае, если она будет проистекать в русле решения обще-профессиональных содержательных и соци­альных проблем. Поэтому одной из основных задач профессио­нальной этики социальной работы следует считать стремление не допустить противоречия между корпоративными интересами и целями, и задачами профессиональной деятельности, а также интересами общества, и каждого его члена.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей - нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Основные этические отношения в социальной работе, воз­никающие в процессе профессиональной этической деятель­ности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем транс­формирования системы «человек — среда». Эти отношения возникают между социальными работниками как членами кол­лектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружени­ем клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с ко­торыми социальные работники связываются по поводу оказа­ния помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникаю­щие между институтом социальной работы как одной из го­сударственных структур и другими государственными орга­низациями, государством в целом и обществом.

Таким образом, объектом изучения этики социальной рабо­ты является профессиональная мораль специалистов, а пред­метом - возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия социальных ра­ботников.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к дру­гу в части выполнения профессиональных обязанностей и дол­га; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных ка­честв, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтро­ля специалистов в их деятельности.

2.2. Этические проблемы социального работника

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.[10]

Эти проблемы обычно расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обус­ловлено необходимостью выбора между двумя или более противо­речивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе интериоризированного владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и цен­ностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внут­ренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на кли­ента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Существует эгоистическое самоопределение, развитие которого к коррумпированному общению. Здесь человек думает и своих друзьях, а также ведет к бюрократическому стилю, ибо этот тип личности не творчески подходит к своему делу, а делает то, что говорит начальство.[11]

Но существует и общественное самоопределение, ведущее к творческому общению. Здесь избирательно, но гуманно личность обозначает общественный или личный интерес других людей. Культура этического мышления настоящего профессионала в социальной работе проявляется и в оптимальном сочетании общественного и личного, творческого и привычного элементов поведения, а также в примени эффективных интеллектуальных средств в принятии моральных решений в различных ситуациях, так называемых моральных дилемм, для многих социальных работников являющихся краеугольным камнем в их профессиональной деятельности.

Важнейшим составным элементом нравственной культуры является культура чувств, которая служит основным показателем духовно – нравственного мира социального работника. Формирование культуры чувств - могучий фактор здорового морально – психологического климата в коллективе социальной службы.

Такие нравственно – психологические качества личности, как способность взаимопонимания, отзывчивость, терпимость, солидарность, обеспечивают сплоченность членов коллектива, исключают тяготы морального одиночества человека. Эмоциональная сторона нравственной деятельности, нравственного чувства характеризует жизненную позицию личности, раскрывает степень его субъективной готовности принимать и выполнять нравственные общественные требования к профессии социального работника.

Нравственная культура личности проявляет в соблюдении этикета – правил, маневр поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде.

Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием - отличительная черта этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – суть этикета социального работника. Из многочисленных принципов этикета целесообразно, выделить тактичность. В этом принципе выражена исходная рационально мотивированная основа этикета и метод реализации его правил.

Такова в первом приближении одна из сторон рамок профессиональной социальной работы.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу.[12] Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией - работодателем.

Таким образом, эти и другие этические проблемы в формировании этического сознания социального работника требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.


Заключение

Таким образом, подведем итог всего вышеизложенного:

1. Сознание - одна из форм проявления нашего интеллекта и нашей души. Сознание - уникальное явление, глубокое по содержанию и структурно включающее в себя разные компоненты.

Этическое сознание социального работника представляет со­бой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это созна­ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потреб­ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали­стом социальной необходимости получает специфическое нрав­ственное обоснование: поведение и деятельность рассматрива­ются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.

2. Сущность профессиональной этики заключается, в том, что профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

3. Этика социальной работы основывается на моральных нор­мах (лат. norma - правило, образец; одна из наиболее про­стых форм нравственного требования, выступающая как эле­мент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших ре­гуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

4. Большинство проблем в формировании этического сознания социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противо­речивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе интериоризированного владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и цен­ностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внут­ренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на кли­ента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Список использованной литературы:

1. Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147

2. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.149

3. Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322

4. Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС. – 2005. – С.368

6. Социальная работа: теория и организация. Пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. С.В. Лапина. – 2-е изд. – М.: 2007. – С.288

7. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 2006. Т. 1-2. – С.167

8. Фирсов, М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005. – С.612

9. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал соц. работы, 2005г., №1. – С.47-54

Приложение А

Классификация ценностей социальных работников по А.Маслоу

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация структура, дихотомия трансцендентного порядок.

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность неизбежность, уместность, правосудие завершенность, долженствование.

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.

Закон

Справедливость, незапятнанность, порядок законность, долженствование.

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Дифференциация, сложность.

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.

Красота

Правильность, форма, живость, простота богатство, целостность, совершенство завершенность, уникальность, благородство.

Доброта

Правота, желательность, долженствование справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.

Ненапряжен­ность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий сложностей, изящество, совершенство

Игра

Забава, удовольствие, развлечение, юмор изобилие, легкость.

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.

Самонадеян­ность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам.

Профессиональные ценности

Непрофессиональные ценности

Обеспечение-удовлетворение

Борьба и отрицание

Групповая ответственность

Индивидуальная ответственность

Взаимозависимость

Индивидуальная автономия

Инновация-изменение

Традиционализм

Индивидуальное достоинство

Система целей

Культурный детерминизм

Природосообразность

Разнообразие идеалов, ценностей, стилей жизни

Однородность


[1] Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.12. - С.113

[3] Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147

[4] Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.149

[5] Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322

[6] Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

[7] Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

[8] Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС. – 2005. – С.368

[9] Социальная работа: теория и организация. Пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. С.В. Лапина. – 2-е изд. – М.: 2007. – С.288

[10] Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 2006. Т. 1-2. – С.167

[11] Фирсов, М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005. – С.612

[12] Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал соц. работы, 2005г., №1. – С.47-54