Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Девиантное поведение 20

 

             

Девиантное поведение 20

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, социальных а в некоторых случаях и правовых норм.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений. [15]

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Кроме того, в сознание детей современная массовая культура внедряет криминальные нормы отношений Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях.[10]

1. Определения п онятие девиантного поведения

Девиантное поведение чаще всего наблюдается у так называемых трудных подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст относится, по мнению психологов, к числу критических. В связи с этим необходимо определить границы подросткового периода, который по-разному понимается в отечественной и зарубежной психологии. Так, в психологопедагогической науке США и Великобритании термин ≪несовершеннолетний≫ не употребляется, он заменен общим понятием ≪ювенальный≫, то есть подросток, не достигший совершеннолетия, находящийся между детством и зрелым возрастом в период с 14 до 22 лет (мальчики) и с 12 до 21 года (девочки). [3, c. 47]

Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней возрастной границей является достижение трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи).

В отечественной юридической, общей и возрастной психологии подростковым считается период с 10—11 до 18 лет.

И. С. Кон считает подростками детей в возрасте от 11 — 12 до 14—15 лет

Д. Б. Эльконин выделяет следующие границы подросткового периода: от 10—11 до 14—15 лет [7, c. 66]

В криминологии Г. А. Аванесов выделяет две группы детей данного возраста:1) 14—15лет — подростковомалолетняя группа;2) 16—17лет — несовершеннолетние. [3, c. 48]

Подростковый возраст является важнейшим этапом в развитии мировоззрения и нравственности, в формировании убеждений, привычек и идеалов.

В подростковом возрасте заканчивается процесс усвоения моральных и правовых норм поведения. Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления с 14 лет и полную уголовную ответственностьза все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет. [3, c. 50]].

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической и криминологической литературе нет единого мнения относительно девиантного поведения несовершеннолетних.

В разработку общих теоретических положений, социальных норм и отклонений от них внесли вклад М.И. Бобнева, А.А. Ивин, Е.М. Пеньков, В.Д. Плахов, В.Н. Кудрявцев и другие ученые. Различные стороны девиантного поведения в разное время изучали: проституцию — Я.И. Гилинский, С.И. Голод и др.; пьянство и алкоголизм — В.М. Бехтерев, Н.И. Григорьев и др.; токсикоманию у подростков — B.C. Бибенский, А.Е. Личко и др.; самоубийства — Я.И. Гилинский, Л.Г. Смольский и др.; с позиций криминологии и уголовно-правового воздействия — В.Н. Кудрявцев, В.М. Коган, A.M. Яковлев и др.; социально-психологические и психиатрические аспекты девиантного поведения — А.А. Александров, Е.П. Емельянов, В.В. Новиков, В.Т. Кондрашенко, А.А. Реан, Е.В. Руденский, и др.; профилактику отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер — С.А. Беличева, В.М. Фокин и др.; механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке — Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. А так же М. Вебер, В. Вичев, Н. Гибш, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Р. Миллз, В. Момов, Т. Парсонс, П. Сорокин, и другие специалисты. [17]

Существует целый ряд терминологических определений, близких по смыслу и содержанию, но звучащих поразному. Наряду с девиантным поведением используется синоним отклоняющееся поведение, а нередко его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, дезадаптивным, аддиктивным, неадекватным, деструктивным, нестандартным акцентуированным, психопатичным, саморазрушающим, социально неадаптированным, патологией поведенияи т. д.; а самих детей называют детьми группы риска, трудными подростками, педагогически запущенными, социально запущенными, трудновоспитуемыми.

Девиантное (отклоняющееся) (от позднелат. deviatio – отклонение) поведение в специальной литературе трактуется в двух значениях. Во-первых, как поступок или деятельность человека, несоответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой и психиатрией. Во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам. В этом значении девиантное поведение является предметом социологии, философии, политологии, юридических и других научных дисциплин, а также социальной работы.

Отечественные ученые определяют девиантное поведение как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации, принимающая в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер.

П. Д. Павленок называет девиантное поведение нестандартным и подразделяет его на две группы:

1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека скрытой психопатии (астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически ненормальные люди), либо акцентуации характера (психическое отклонение в пределах нормы); 2) поведение, отклоняющееся от моральнонравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различныхформах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. [8 ,с. 262-263]

М. И. Еникеев считает девиантное поведение социальнонеадаптированным и выделяет следующие виды данного поведения: асоциальность — пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальную индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля; антисоциальность — преступное поведение

И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. [7]

В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты мотивационноволевой сферы, правового и нравственного сознания, особенности характера, низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процесса формирования личности, а также негативное влияние неблагополучной семьи, неправильное воспитание, плохая наследственность, неблагоприятное влияние ситуации и т. п

При всей относительности понятия "девиантное поведение" за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных формах: преступность, наркомания, пьянство, алкоголизм, самоубийство и пр. [3, c. 48-50]. .

Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этого может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях. Механизм превращения девиаций в форму (или наоборот) лежит в основе всех изменений как эволюционного, так и революционного характера. Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальныйущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. [6, c.15]

2. Формы девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные формы девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

¾ социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, мошенничество и др.);

¾ агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

¾ социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

А. Бандура подразделяет девиантов: —на несоциализированных — агрессивных подростков одиночек; — социализированных — объединенных в группы несовершеннолетних правонарушителей; — ситуативных правонарушителей — совершающих преступления в зависимости от ситуации. [3, c.58]

Охарактеризуем кратко содержание каждой из названных форм девиантного поведения. Отметим также, что, обладая собственным содержанием, так или иначе каждая форма (вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими формами, пересекается с ними.

2.1.Насилие

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений жертве.

Психическое насилие можно определить как длительное или постоянное психическое воздействие насильника (агрессора, другого субъекта) на жертву, приводящее к психологическим срывам, формированию у жертвы патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

Сексуальное насилие интерпретируют как вовлечение жертвы в сексуальные действия (без ее согласия) с целью получения удовлетворения или выгоды со стороны насильника.

Эмоциональное насилие тесно связано с психическим и означает принуждение, вызывающее душевные переживания.

Различают несколько видов насилия.

1. Садизм (описан французским писателем де Садом) – это насилие, направленное на кого-то. Он выражается, во-первых, в половом извращении, при котором для достижения удовлетворения человек причиняет партнеру боль и страдания. Во-вторых, садизм означает стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. [8]

2. Другим видом насилия является мазохизм как насилие, направленное на себя. Проявляется в двух формах:

1) полового извращения (описан австрийском романистом Л. Захер-Мазохом), при котором удовлетворение достигается лишь при условии, если партнер причиняет физическую боль;

2) самобичевания, причинения себе страданий. В качестве крайней формы проявления человеком насилия по отношению к самому себе рассматривают самоубийство.

Насилие является одной из форм проявления агрессии. Она представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда другому человеку, группе и т. д., в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям.

Различают два основных вида агрессии:

1) реактивную, проявляющуюся в форме гнева, ненависти, враждебности (экспрессивная, импульсивная и аффективная агрессия);

2) инструментальную, т. е. целенаправленную и заранее спланированную.

Готовность субъекта к агрессивному поведению называют агрессивностью.

Агрессия является одной из деструктивных форм развития как социальных, так и внутриличностных конфликтов. [9, c.392]

2.2. Наркомания

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению наркомания – это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием». [9, c.10 ]

2.3. Токсикомания

Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т. e. употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.

В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, т. е. желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, поскольку без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость. Все эти понятия можно объединить в одном понятии «синдром абстиненции». [8, с. 393]

Абстиненция – это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость, или после введения их антагонистов. Она характеризуется психическими, вегетативно-соматическими и неврологическими расстройствами. Протекание абстиненции зависит от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления.

Как уже отмечалось ранее, с начала 1990-х гг. наркомания и токсикомания приняли в России массовый характер. Источники указывают на наличие в России 12 миллионов потребителей наркотиков. Стремительно растет число наркоманов и токсикоманов среди несовершеннолетних. [16]

2.4. Пьянство и алкоголизм

Пьянство и алкоголизм как виды девиантного поведения тесно связаны между собой, однако имеют и отличия.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые проходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов. [8, c. 11

Различают три вида алкоголизма:

1) бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако пьющий человек еще способен контролировать количество спиртного, даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;

2) при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового алкоголизма возможности. Толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер;

3) осложненный алкоголизм отличается от предыдущих форм тем, что пьющие наряду с алкоголем употребляют барбитураты или наркотики.

Потребление алкоголя в России более чем в 2 раза превышает критический показатель, установленный ВОЗ, за которым алкоголизм представляет уже реальную угрозу для здоровья всей нации. В России на каждого человека, включая младенцев, приходится около 18 литров алкоголя в год (критическое значение в мировой практике – 8 л). Алкоголизм стремительно молодеет, в последнее время средний возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет. А общее количество детей в возрасте от 10 до 14 лет, употребляющих спиртные напитки, возросло в прошлом году на 15,4% (10,852 тыс.). [13]

По некоторым данным, в нашей стране насчитывается более 6 млн хронических алкоголиков.

2.5. Проституция

Проституция означает практику половых сношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение (в той или иной форме), которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни. Выделяют следующие наиболее важные признаки проституции:

¾ род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

¾ характер занятий – систематические половые связи с разными лицами без чувственного влечения и направленные на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

¾ мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основными или дополнительными источниками существования проститутки.

Основные виды проституции: мужская и женская, взрослая и детская.

Насчитывается более десятка видов проституток. Среди них: вокзальные, основную их массу составляют малолетние проститутки, беженки из семей алкоголиков и наркоманов; вагонные проститутки; автомобильные, работающие непосредственно в автомобиле клиента; плечевые — женщины, периодически скрашивающие суровый походный быт водителей-дальнобойщиков; воздушные, сезонные, выезжающие в теплое время года на курорты «подработать»; оседлые; мигрантки; организованные «леди», работающие по вызову, с охраной; элитные — изысканные танцовщицы стриптиз-баров, манекенщицы, фотомодели, горничные дорогих отелей; экспортные проститутки, работающие в ночных клубах, стриптиз– барах, цель которых развлекать одиноких гостей. [9, 8]

2.6. Патологические и непатологические девиации на почве сексуальных заболеваний

Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний: патологические и непатологические девиации:

1) патологические выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии.

2) непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и служат предметом социально-психологических исследований, поскольку включают отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Выделяют несколько групп сексуальных девиаций:

¾ отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения — зоофилия (по-другому – скотоложество, садомия). Это такая разновидность полового извращения, при которой половое влечение направлено на животных;

¾ отклонения в способах реализации половой страсти — садизм;

¾ нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам — гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение;

¾ отклонения, связанные с нарушением полового самосознания, — транссексуализм;

¾ отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения, — маскулинизация, феминизация (развитие у особей мужского или женского пола вторичных половых признаков противоположного пола, у женщин – усов, бороды, грубого голоса; у мужчин – тонкого голоса, молочных желез и т. д.). [9, c. 395]

Известны многочисленные формы сексуальных отклонений. Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости и циничности. У подростков оно часто сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Главными чертами такого поведения являются пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.

Садизм, как уже отмечалось ранее, – это форма сексуального отклонения, которая проявляется в получении полового удовлетворения или возбуждения страсти с помощью причинения объекту половой связи болей, истязания его, избиения. В форме мазохизма сексуальное отклонение означает получение полового удовлетворения, накала страсти в результате самоистязания или привлечения для этого полового партнера.

Получение полового удовлетворения от созерцания или соприкосновения с вещами женского туалета называется фетишизмом. Его разновидностью считается переодевание в одежды противоположного пола, что ведет к усилению либидо (полового влечения, желания, стремления). В целом это явление называется трансвестизмом. Нередко переодевание используется также для подчеркивания своей принадлежности к другому полу.

Любование собой, половое влечение к собственному телу получило название нарциссизма.

Эксгибиционизм как форма сексуальных извращений означает стремление к обнажению собственного тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола.

Педофилия проявляется в половой жизни с детьми, в принуждении их к этому различными способами.

Скопофилия означает тайное подсматривание за половым актом.

Геронтофилия это половое влечение к лицам старческого возраста.

Обозначенные формы сексуальных отклонений могут проявляться у отдельных людей не в чистом виде, а сочетаться с другими формами извращений. [9, c. 396-397]

2.7. Правонарушения

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

С точки зрения юриспруденции поведение граждан может быть правомерным и неправомерным. Неправомерные действия, или правонарушения, означают такие юридические факторы, которые противоречат нормам права. Они нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Это – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности.

Различают разные формы преступности:

¾ по признакам общественной опасности и уголовно-правового запрета — общегосударственную и общеуголовную преступность (насильственную, корыстно-насильственную, включающую грабежи и разбои);

¾ по формам вины — умышленные и неосторожные преступления;

¾ по субъектам — преступность несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин, первичную и рецидивную.

Проступок – это тоже противоправное и виновное деяние, однако не представляющее собой большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. [9, c. 397]]

2.8. Самоубийство (суицид)

Самоубийство (суицид) – намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения. Различают завершенный суицид, суицидальные попытки (покушения) и намерения (идеи).

Под самоубийством понимают два разнопорядковых явления:

1) индивидуальный поведенческий акт;

2) относительно массовое, статически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей (например, члены секты) добровольно уходят из жизни.

Не признается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысла своих действий или их последствия. К таким лицам относят невменяемых и детей в возрасте до 5 лет. При совершении таких действий фиксируется смерть от несчастного случая.

Различают несколько видов самоубийств. Среди них:

¾ эгоистическое самоубийство как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом;

¾ альтруистическое, совершаемое ради действительного или мнимого блага других людей;

¾ аномическое, имеющее место в кризисном обществе, которое находится в состоянии аномии, когда старые нормы не действуют, а новые отсутствуют или не усвоены людьми, когда существует конфликт норм. Все это выражается в отчуждении человека от общества, в апатии, разочаровании в жизни;

¾ искупительное самоубийство как самообвинение, самонаказание; проклинающее, выражающееся в проклинании кого-либо, в протесте против чего-либо или кого-либо;

¾ дезгеллюционное как результат разочарования, неудовлетворенности своим социальным статусом: демонстративное самоубийство как стремление показать реальность суицидальных намерений, обратить на себя внимание, вызвать сочувствие;

¾ аффективное, совершаемое в результате сильного переживания и страдания; [8,9]

¾ истинное самоубийство – это обдуманное, укрепившееся желание покончить с собой.

Самоубийство – это сложное явление, имеющее философский, нравственный, социальный, культурологический, медицинский и психологический аспекты.

По некоторым данным, в России ежегодно совершается около 100 тыс. самоубийств, включая также самоубийства детей. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. Число суицидов на 100 тыс. населения в Российской Федерации составляет 40 (критическое значение в мировой практике – 20). [20 ]

2.9. Влияние морали на отклонения в поведении

Почти все рассмотренные (и нерассмотренные) виды социальных отклонений являются одновременно и отклонениями в сфере морали. Дело в том, что каждый поступок, каждое действие могут оцениваться как с правовой, так и с моральной точки зрения.

Действительно существенной чертой моральных норм является оценка побуждений и поступков людей с позиций хорошего и плохого (дурного), достоинства и чести, долга и ответственности.

Естественно, что поступки людей оцениваются с точки зрения добра и зла в их конкретно-историческом содержании. В то же время следует иметь в виду, что многие моральные нормы имеют общечеловеческое содержание.

Моральная норма – это модель и поступков человека, его определенных идеальных черт. [9,c.399]

Согласно современным нормам (правильно, идеально трактуемым) человек должен быть добрым, честным, справедливым, принципиальным, ответственным за свои поступки и т. д. Отклонения от норм характеризуют человека с противоположной стороны: недобрый, нечестный, несправедливый, непринципиальный, безответственный и т. д.

В ходе исторического развития были выработаны соответствующие нравственные правила, или принципы, имеющие в своей основе общечеловеческое содержание. К ним обычно относят: любовь к Родине, к своему Отечеству, своему народу; нетерпимость к национальной и расовой неприязни: добросовестный труд; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; взаимное уважение в семье; забота о воспитании детей; честность и правдивость, нравственная чистота;непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и другие принципы.

Их роль в современном обществе настолько важна, что они в той или иной форме нашли отражение в правовых и других нормативных документах как отдельных стран, так и международного сообщества.

К сожалению, духовная деградация современного российского общества приводит к многочисленным и разнообразным девиациям самых различных групп населения в сфере морали.

Социальный паразитизм как вид девиантного поведения означает антиобщественный образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда, это жизнь на чужие средства, за счет чужого труда, тунеядство.

Социальный паразитизм проявляется, в частности, в форме попрошайничества, бродяжничества, проституции и т. д.

Попрошайничество как вид социального паразитизма означает систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами и без них) денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей.

Бродяжничество можно трактовать как явление, характерное для обнищавших, бездомных людей, непоседливых, скитающихся без определенных занятий и целей, живущих у чужих людей, переходя от одного места к другому.

Социальный паразитизм особенно ярко проявляется в способах извлечения нетрудовых доходов. Среди них можно назвать: преступления; средства, добытые с помощью азартных игр, спекуляции или другими неправомерными способами; использование в целях наживы принадлежащих государству машин, механизмов, транспортных средств, жилой площади, топлива, сырья, материалов; вымогательство дополнительной оплаты за услуги, обман граждан.. [8, c.17-18]

Различая формы и виды отклоняющегося поведения, надо иметь в виду, что в реальности нередко приходится иметь дело с лицами и группами, являющимися не «чистыми» типами девиантного поведения, а носителями их разновидностей. Не секрет, что часто (если не всегда) проституция, преступность и т. д. органически сочетаются с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и другими асоциальными отклонениями или выступают их проявлениями.

Крайним выражением такого сочетания может служить асоциальная (или антисоциальная) личность. Под этим понимают человека (включая детей, подростков), характеризующегося безответственностью, неспособностью чувствовать свою вину, зачастую осуществляющего деятельность с целью нанесения ущерба другим, конфликтующего с окружающими и общественными институтами, склонного обвинять во всем других людей и не извлекать уроков из ошибок, проявляющего нетерпимость, т. е. его поведение указывает на недостаточную социализацию личности. У детей и подростков это выражается, в частности, в их отчуждении от таких социальных институтов, как семья, школа, другие учебные заведения, молодежные учреждения и различные общественные организации, переходе их в так называемые асоциальные группы, группы риска и т. д.

Заключение

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение несовершеннолетнего в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. В числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.


Библиографический список

1. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2000. —c. 612.

2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А.Василькова, Ю.В.Василькова. М.: КРОНУС, 2010. —240 с.

3. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. — М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО ≪МОДЭК≫, 2006. —288 с. — (Серия ≪Библиотека педагогапрактика≫).

4. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Клеменс Гелленбранд; Пер. с нем. Н.А. Горловой; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с.

5. Зайнышева, И.Г.Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

6. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

7. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М., 1989. — 252 с.

8. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П. Д. Павленок А. А.. — 3-е изд., испр. и доп.М.: ИНФРА-М, 2006. — 560 с. — (Высшее образование)

9. Павленок, П. Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 185 с. — (Высшее образование).

10. Рожков, М.И.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. Учеб.метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. – (Коррекционная педагогика).

11. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРАМ, 2001. — 400 с. (Серия «Высшее образование»)

12. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков./ Л.Б Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с. – (Психологические технологии).

13. http://inukr.net/foreign/8159-potreblenie-alkogolya-v-rossii-vdvoe-prevyshaet.html

14. www.it-med.ru/library/d/deviantnoe.htm

15. http://narcom.ru/parents/parents/11.html/ Д. Исаев. Девиантное поведение детей и подростков

16. http://www.netnarkotikam.samara.ru/smi/topic_10108

17. http://www.pobeda.ru/content/view/9751

18. http://psylist.net/pedagogika/00205htm

19. http://psi.webzone.ru/st/025500.htm

20. http://windtorn.beon.ru/3770-983-statistika-samoubiistv.zhtml