Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 59

 

Поиск            

 

Проблема суицида среди подростков

 

             

Проблема суицида среди подростков

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)»

Институт общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.

Курс социальной работы

ТЕМА: «Проблема суицида среди подростков»

Выполнила: студентка факультета социальной работы, 3курса, 1группы

Земскова Татьяна Александровна

Проверила: Абакумова Анна Анатольевна.

Архангельск 2007

Содержание

Введение ............................................................................................................. 3

I. Проблема суицида среди подростков........................................................... 5

1.1 Суицид: понятие, сущность...................................................................... 5

1.2 Факторы возникновения суицидных намерений.................................... 8

1.3 Система социальных учреждений помощи подросткам.......................12

II. Анализ результатов исследования...............................................................16

III. Рекомендации по работе с суицидентами.........................………………24

Заключение......................................................................................................... 31

Список использованной литературы............................................................... 33

Приложение........................................................................................................ 35

Введение

Случаи самоубийства неоднократно фиксировались в исторических документах на всем протяжении истории человечества. Упоминание о фактах самоубийств можно найти в источниках по истории Древнего Китая, античной Греции и Рима. Так, в ветхозаветной части Библии сообщается о самоубийстве царя Саула. В недавнем прошлом самоубийство таких знаменитостей, как Эрнест Хемингуэй, Мерилин Монро и рок-звезды Курта Кобэйна потрясли и одновременно заинтриговали публику, что вызвало собой немалое количество самоубийств среди подростков.[9]

В настоящее время самоубийство относится к числу десяти основных причин смерти на Западе. По меньшей мере, 160 тысяч человек в мире ежегодно кончают жизнь самоубийством, из них более 30 тысяч самоубийств приходится на долю США. Значительную часть среди них составляет подростковый суицид.[11]

Еще два миллиона людей в мире делают неудачные попытки убить себя, из них около миллиона составляют подростки. Эти неудачные попытки называются парасуицидом. Тем не менее, очень трудно получить точные цифры, отражающее реальное число самоубийств, среди подростков и многие исследователи считают приведенные цифры явно заниженными. Проблема подросткового самоубийства действительно одна из наиболее важных проблем современного общества. В подростковом возрасте бывает не мало проблем, которые на первый взгляд кажутся нам не серьезными, но для самих подростков они составляют «глобальную» проблему, решить которую они не всегда в состоянии. И некоторым из них проще и легче покончить жизнь самоубийством, нежели попытаться решить проблему каким-то иным путем. У всех подростков свои причины, способствующие возникновению суицидных намерений. Мне интересно выявить основные факторы, которые могут склонить подростка к самоубийству. Именно эту тему я хочу рассмотреть в своей курсовой работе и провести исследование среди подростков одиннадцатых классов по данной проблеме. Цель моего исследования изучить и проанализировать проблему суицида среди подростков. Задачи: *изучить и проанализировать теоретический материал по проблеме суицидального поведения у подростков. *Охарактеризовать деятельность социальных учреждений помощи подросткам *Выявить и проанализировать суицидальные попытки и причины их возникновения среди школьников. *Дать рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков.

I. ПРОБЛЕМА САМОУБИЙСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

1.1 Суицид: понятие, сущность

Не всякую смерть, причиной которой становится сам человек, можно назвать самоубийством. У человека, уснувшего за рулем своей машины и врезавшегося в дерево, нет намерений убить себя. Так, Эдвин Шнейдман определяет самоубийство как преднамеренную смерть – акт лишения себя жизни, при котором человек делает целенаправленную и сознательную попытку прекратить существование. [12]

Самоубийство – акт лишения себя жизни, при котором человек действует, намерено, целенаправленно и сознательно.[5]

Преднамеренная смерть может принимать различную форму. Рассмотрим в качестве примера случаи самоубийства, в каждом из которых подростки собирались убить себя, но мотивы, личные проблемы и то, каким именно образом они уходили из жизни, очень сильно отличались.

1) Саша было 15 лет, он был одним из таких, которых называют «белой вороной», изгоем в классе. Отношения с одноклассниками никак не складывались. Саша не был ни в чьей компании, он был просто один. Один со своими проблемами. В классе над ним подшучивали, смеялись, иногда даже издевались. Саше очень тяжело переживал каждый такой день в школе. Дальше хуже. У него стали появляться мысли о самоубийстве. Потом подросток всерьез начал задумываться стоит ли ему жить. И день за днем мысли об этом были все навязчивей. И в один из таких дней после очередного издевательства со стороны одноклассников Саша пришел домой и твердо решил покончить жизнь самоубийством. Он забрался на крышу девятиэтажного дома (в котором жил) и прыгнул вниз…

2) Дмитрий жил в неблагополучной семье мама и папа у него были алкоголиками. Все вроде бы было нормально в школе, с друзьями, но проблемы с родителями не давали Диме покоя. Каждый раз, возвращаясь из школы домой, его ждала ужасающая картина. Мама и папа почти всегда были в очень не трезвом состоянии… дома практически никогда не было прибрано, приготовлено поесть. Родители пропивали почти все деньги. Мальчик не доедал, был плохо одет. Бесконечные ссоры с ними погружали его в состояние глубокой депрессии и безысходности. В голове вертелась только одна мысль – «если умру, то больше не буду мучаться и страдать, все проблемы решаться сами собой. Жизнь на небесах будет тихой и спокойной это то, что мне надо». Вернувшись очередной раз домой, поругавшись с пьяными родителями, Дима решил, что настало то время, когда жизнь его на земле должна закончится. Он перерезал себе вены на руках.[4]

3) Рома и Маша встречались уже целый год. Любовь к Роме была для Маши первым серьезным чувством, она не могла представить жизнь без этой любви. Когда Рома сказал ей, что больше не любит ее и бросает Машу ради другой девушки, она была просто потрясена. Проходила неделя за неделей, а в душе ее продолжали бороться два противоречивых чувства: уныние от своего нынешнего положения и гнев на Рому. Шли месяцы, но все чувства только усиливались, с учебой появились серьезные проблемы, она стала неуспевающей почти по всем предметам. Вскоре она начала вести себя вовсе безрассудно. Мария пристрастилась к алкоголю и очень часто совмещала выпивку с приемом разных успокоительных таблеток. Казалось, что она постоянно играет с опасностью. Однажды вечером, когда родителей не было дома, Маша зашла в ванную комнату, достала из шкафчика бутылочку со снотворным и проглотила целую пригоршню таблеток. Она хотела хоть на время ослабить свою душевную боль и сделать так, чтоб узнал, сколько горя он заставил ее пережить. Горько плача и проклиная Рому, она продолжала глотать таблетку за таблеткой. Когда Маша почувствовала, что засыпает под воздействием лекарства, она решила позвонить своей близкой подруге. Она сама не понимала, зачем это делает, возможно, чтобы сказать ей последнее «прощай», объяснить смысл своего поступка, и быть уверенной, что Рома узнает о том, как тяжело ее было умирать. Когда подруга поняла, что все разговоры с ней уже бесполезны, она бросила трубку и позвонила соседу Марии и в полицию. Но было довольно поздно, она находилась в состоянии комы. Семь часов спустя, в то время как друзья и родители Маши ожидали известия в больничном холе, но она скончалась.

Тогда как Мария, по-видимому, испытывала противоречивые чувства по отношению к собственной смерти, Саша совершенно явно желал умереть. Если Саша считал смерть решением своих проблем, для Дмитрия смерть означала конец существования на земле. Эти различия очень важны для клиницистов и исследователей, когда они пытаются понять и проводить лечение суицидентов. Учитывая данные различия, Шнейдман дал описание четырех типов людей, намеренно стремящихся положить конец своему существованию: искатели смерти; инициаторы смерти; отрицатель смерти и игроки со смертью.[13]

ПОДРОСТКИ

Свыше 2000 подростков, или 11 из каждых 100 тысяч, совершают самоубийство в США, каждый год 250 тысяч делают попытку покончить с собой. Из-за того, что молодые люди редко страдают смертельными заболеваниями, самоубийство стало третей основной причиной смертности в этой возрастной группе, после несчастных случаев и убийств. Более того, по результатам опроса, половина всех подростков признались в том, что им приходили в голову мысли о суициде.[2]

Стресс в школе – наиболее распространенная проблема среди подростков, совершающих попытку самоубийства. У некоторых возникают проблемы с успеваемостью и как следствие стресс из-за того, что они хуже других. Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида. Юность – это период быстрого роста, и в нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением, проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито, драматично импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Таким образом, вероятность актов суицида во время стрессов возрастает. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создавать новую почву для суицида. В одном исследовании было обнаружено, что 93% подростков, пытавшихся покончить с собой, Оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства. Но все чаще попытки подростков покончить с собой оказываются неудачны. Предпринимая суицидальные попытки, некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок, чтоб на них обратили внимание.

В странах всего мира уровень самоубийства молодежи не только высок, но он еще и увеличивается. В целом, с 1955 года уровень самоубийств молодых людей возрос более чем вдвое. При проведении двух исследований было обнаружено, что 70% подростков, пытавшихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли наркотиками или алкоголем.[5]

1.2 Факторы возникновения суицидных намерений

Самоубийство часто является следствием воздействия на человека текущих событий или обстоятельств его жизни. Хотя влиянием данных факторов нельзя полностью объяснить самоубийство, они могут способствовать возникновению у человека суицидных намерений. К числу таких наиболее распространенных факторов относятся стрессовые события, изменения в настроении и мышлении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и сильнодействующими лекарственными средствами, психические расстройства и моделирование.

Стрессовые события и ситуации. Исследователи обнаружили большее количество стрессовых событий в недавнем прошлом подростков, пытавшихся покончить с собой, по сравнению с количеством аналогичных событий за то же промежуток времени у испытуемых, составлявших контрольную группу.

В ходе одного исследования было установлено, что в год, предшествующих попытки самоубийства, у подростков, предпринявших такую попытку, количество стрессовых событий было в два раза больше, чем у подростков, не пытавшихся покончить с собой, но страдавших либо от депрессии, либо имевших какие-либо другие проблемы психологического плана. Одним из событий незамедлительно вызывающих у подростка стресс – это потеря любимого человека, отвергнутая или безответная любовь.

Проблемы в школе, с одноклассниками. Непонимание одноклассников, ссоры с ними, проблемы в учебе и с друзьями, какие-то неудачи, неуважение товарищей, чувство одиночества и другие проблемы, все это приводит к попыткам самоубийства.

Насилие. Порой подростки, находящиеся в жестких условиях, от которых они не надеются избавиться или сбежать, иногда совершают самоубийство. Например, тирания со стороны родителей к детям, побои. Они совершают самоубийство, потому что не могут больше терпеть страданий, и считают, что их условия нельзя улучшить.

Изменение настроения, образа мыслей и психические расстройства. Многим попыткам суицида предшествует измене­ние настроения. Это изменение необязательно будет настолько сильным, чтобы привести к диагнозу пси­хического расстройства, однако оно отличается от прежнего настроения человека. Подросток чаще обыч­ного расстраивается и испытывает печаль. Также часто возникает чувство тревоги, напряжения, фру­страции, гнева или стыда. Ключевым для самоубийства является «боль души», ощущение психологической боли, которая кажется ему невыносимой.Смены образов мышления также могут предше­ствовать самоубийству, при этом подростки становятся, буквально одержимы своими трудностями, утрачива­ют ощущение перспективы и считают, что единствен­ное эффективное решение их проблем — суицид. У них возникает чувство безысходности — пессимистическое представление, что существующие ситуация, проблемы или настрое­ние не изменятся. Неко­торые клиницисты считают, что именно ощущение безысходности — наиболее точный показатель суи­цидных намерений, и при оценке вероятности суици­да клиницисты с особой тщательностью ищут призна­ки этого ощущения.

Алкоголь и наркотики. Исследования показывают, что 60% подростков, со­вершавших попытки самоубийства, непосредствен­но до этого пили спиртное. Как показывает аутопсия, четверть этих людей в момент смерти на­ходились в состоянии алкогольной интоксикации. На ос­новании такой статистики можно сделать вывод, что алкоголь часто провоцирует самоубийство. Есть данные, что использование других типов наркотиков может быть точно так же связано с самоубийством, в особенности с самоубийством подростков и молодых взрослых. Так, в крови одного подростка, когда он совершил самоубийство в 1994 году, обнаружили высокий уровень героина.

Моделирование. Зачастую люди, особенно подростки, пытаются совершить самоубийство после того, как смотрят или читают о ком-то еще, кто так поступил. Бывает, что эти люди борются с серьезными трудностями и самоубийство другого человека подсказывает им решение своих проблем; или они думают о самоубийстве и суицид другого человека раскрепощает их или наконец, убеждает совершить этот акт. И в том и в другом случае один акт самоубийства служит моделью для других. Самоубийства знаменитостей, самоубийства получившие известность, самоубийства коллег по работе и учебе особенно часто провоцируют новые акты суицида, особенно среди подростков.

Тяжелая болезнь. Подростки, чьи болезни доставляют им тяжелые физические страдания или превращают их в жалких инвалидов, которые считают, что вся жизнь уже сломана и испорчена, могут пытаться покончить жизнь самоубийством, полагая, что смерть неизбежна и близка. Они также могут проникнуться убеждением, что не в состоянии больше переносить физические страдания и справлять с проблемами, с которыми им пришлось столкнуться в результате болезни. Это самая редкая причина по которой подростки совершают самоубийство. Но существуют и другие причины подросткового самоубийства.[1] [7]

Таблица 1.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К САМОУБИЙСТВУ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Место ( по значимости ) Факторы
1 Депрессивное расстройство, стресс и стрессовые факторы
2 Различные проблемы, неудачи в школе, с одноклассниками
3 Насилие, безысходность, проблемы с родителями
4 Психические расстройства, суицидное мышление
5 Алкоголизм и другие формы злоупотребления наркотическими средствами
6 Моделирование, разговор об этом, религиозные идеи, фанатизм
7 Изоляция, жизнь в одиночестве, потеря поддержки
8 Предыдущие попытки к самоубийству
9 Экономические проблемы
10 Самоубийство в семье (в предыдущем поколении)
11 Наследственность
12 Гнев, Агрессия, раздражительность
13 Физическая боль и неизлечимая болезнь
14 Мужской пол

[8]

1.3 Система социальных учреждений помощи подросткам

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому чело­веку, так и группам молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях улучшения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по местужитель­ства или в трудовых коллективах.Основной задачей социальной ра­боты при этом является выработка у молодежи способности само­стоятельно решать свои проблемы и не использовать суицид как путь решения проблемы; адаптироваться к новым соци­ально-экономическим условиям рыночной экономики, получать на­выки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъ­ект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосудар­ственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их ини­циатив.

Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молоде­жи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи , предназна­ченный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в кон­фликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и пре­дупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, бир­жа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел пси­холого-медико-педагогической помощи, в который входят диагности-ко-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи , предназначенный для оказа­ния информационных и методических услуг органам исполнитель­ной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, ра­ботающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кро­ме организации методического обеспечения для решения юридиче­ских, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вер­нувшихся из мест заключения, который оказывает консультатив­ную, социально-правовую, профориентационную и психологиче­скую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоя­нии. Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категори­ям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризис­ных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, по­иск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгруз­ки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивиду­альной работы с криминогенным контингентом, консультацион­ный пункт;

Консультационный центр для подростков и молодежи , предна­значенный для оказания квалифицированной, экстренной, ано­нимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Ос­новные задачи Центра:

• обеспечение доступности и современности квалифицированной
социально-психологической помощи подросткам и молодежи не­
зависимо от их социального статуса и места жительства;

• помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и
находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуали­зация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

• проведение психологического телефонного консультирования
детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по
психологическим проблемам социализации и развития личности
молодого человека;

• информационное консультирование абонентов с целью установ­ления их связи с другими социальными службами и специали­стами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексо­патологами, юристами, социальными работниками и др.);

• выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых то­чек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодеж­ной среде, молодежной субкультуре;

Приют для подростков, предназначенный для обеспечения вре­менных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объ­ективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

• обеспечивает доступность, своевременность и эффективность
помощи несовершеннолетним;

• на основе диагностических бесед составляет социально-психо­логические характеристики личности детей и подростков, по­ступивших в приют;

• обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психоло­гическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от кон­кретных причин социальной дискомфортности;

• проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с цельювыявления актуальных для них проблем и сте­пени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-соци­альной адаптации и реабилитации;

• предоставляет проживающим бесплатное питание;

• содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальней­шей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на ра­боте, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.;

• привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные органи­зации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, мето­дическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материально­го воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущем­ляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различ­ные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.[10]

II . Анализ результатов анкетирования на тему самоубийств среди учащихся одиннадцатых классов Архангельской общеобразовательной гимназии №3

Для исследования использовала метод анкетирование. Анкета была составлена и разработана мной самостоятельно и состоит из десяти вопросов. Анализ анкет показал следующие данные:

На вопрос: Ваше отношение к самоубийству, большая часть ответили, что отрицательное, есть другие способы решения проблем. Но есть те, кто считают по-другому.

Рис.1 Отношение к суициду

На вопрос: возникали ли у них мысли о самоубийстве, положительный ответ дали 33,34% .

Рис.2 Возникновение мысли о суициде у подростков

На вопрос о том было ли у них когда-нибудь желание покончить жизнь самоубийством, чуть больше половины ответили «нет», но остальная часть дала положительный ответ. А значит, что почти у половины школьников возникало желание покончить жизнь самоубийством, вследствие каких-то своих причин.

Рис.3 Было ли желание покончить жизнь самоубийством.

На вопрос была ли у вас попытка самоубийства, 10% из всех опрошенных ответили «да, было один раз». Ответа, что такая попытка была и не одна, не дал ни один из опрашиваемых.

Рис.4 Была ли попытка покончить жизнь самоубийством.

На 7 и 10 анкеты (причины самоубийства или мысли об этом) ответы были примерно одинаковые, и среди всех названных причин особенно выделяются три: 1) проблемы в личной жизни: безответная любовь, отвергнутая любовь и другие проблемы, связанные с личной жизнью; 2) проблемы с родителями, непонимание в семье; 3) Проблемы в школе, с учебой, с одноклассниками и сверстниками. Но есть и другие причины.

Рис.5 Причины суицида среди подростков.

На вопрос были ли у ваших друзей или знакомых попытки самоубийства, 33,33% ответили, да и в некоторых случаях такой человек был не один. Что позволяет сделать выводы о том, что вероятность совершения самоубийства среди этих школьников несколько выше, так как перед ними есть живой пример, как «можно, справится со своими трудностями», это может послужить моделью решения своих проблем.

Рис.6 Есть ли у подростков знакомые самоубийцы.

На вопрос стоит ли оставлять предсмертную записку, больше половины дали положительный ответ, и чуть меньше половины не думали об этом, ответа «нет» не дал никто.

Рис.7 Стоит ли оставлять предсмертную записку.

Анализ результатов анкетирования показал, что проблема подросткового суицида действительно существует. Из всех опрошенных человек у 10% была попытка суицида. Практически у половины возникают желания покончить жизнь самоубийством, что является одним из факторов самоубийств, среди подростков. У значительной части школьников есть знакомые, друзья у которых была попытка самоубийства, что тоже может послужить моделью решения своих проблем, то есть подтолкнуть молодого человека или девушку к суициду. Но при всем при этом отношение к самоубийству у большей части школьников отрицательное. Основной причиной, как выяснилось, являются различные проблемы в личной жизни: безответная любовь, неудачи в любовных отношениях (девушка бросила или парень), само по себе отсутствие этих отношений, следствием чего является депрессия, психические расстройства, которые и подталкивают подростков на совершение суицида. На втором месте проблемы связанные с семей: непонимание со стороны родителей, бесконечные ссоры с родителями, пьянство родителей, отсутствие взаимоуважения, теплых семейных отношений, следствием чего может явиться стресс и стрессовые состояния, а также депрессии. На третьем месте проблемы связанные со школой, с учебой с взаимоотношениями между одноклассниками, сверстниками. Это, пожалуй, три основных причины способствующие возникновению суицидных намерений среди подростков. Но это далеко не все причины, которые могут склонить их к самоубийству. Так же к ним относятся: неудачи в жизни, проблемы финансового плана, одиночество, употребление алкоголя и наркотиков, неумение и нежелание бороться со своими проблемами и другие проблемы. В общем можно сделать вывод, что проблема подросткового суицида действительно одна из наиболее важных социальных проблем нашего времени, которая требует своего решения, принятие различных профилактических мер по предотвращению и уменьшению подросткового суицида.

III . Рекомендации работы с суицидентами

Рекомендации из письма министерству образования о мерах профилактике суицида среди детей и подростков от 26 января 2000 года : 1. Включать в планы работы инспекционные проверки государственныхи муниципальных образовательных учреждений по исполнению нормзаконодательства Российской Федерации, предусмотрев контроль заисполнением пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "Обобразовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ онедопущении применения методов физического и психического насилия поотношению к обучающимся, воспитанникам. 2. При проведении аттестации образовательных учреждений,аттестации педагогических и руководящих работников учитыватьрезультаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав изаконных интересов обучающихся и воспитанников, норм действующегозаконодательства, а также материалов изучения: - стиля педагогического общения (системы отношений ученик -учитель - руководитель), - наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб. 3. В целях исключения случаев назначения на должностьруководителя образовательного учреждения случайных лиц, не отвечающихквалификационным требованиям, а также в целях развития и укреплениядемократического характера управления в системе образования: утверждать на должность руководителя только лиц, прошедшихсоответствующую профессиональную аттестацию; предусмотреть при назначении руководителя возможность конкурсногоотбора с учетом мнения педагогической общественности. 4. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от24.06.99 N 120-ФЗ (статья 9) незамедлительно информировать комиссию поделам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаяхдискриминации, физического или психического насилия, оскорбления,грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать такие случаинарушений их прав и законных интересов на координационных совещанияхорганов системы профилактики. 5. В соответствии с распоряжением Правительства РоссийскойФедерации N 736-р от 10.05.99 по итогам 1998, 1999 годов провести до 1апреля 2000 года совместно с органами здравоохранения и прокуратурыанализ причин и разработать мероприятия по профилактике суицида средидетей и подростков. 6. Предусмотреть создание и развитие по месту жительства системыпомощи молодежи, системы социально - педагогической помощи семье,используя систему внешкольного образования молодежи, спортивнуюработу, медико - психологическую службу, систему консультаций и помощипо воспитанию детей и подростков. 7. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществлениясоциального партнерства с общественными объединениями, религиозными идругими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами,отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков,с целью обеспечения права на образование, развития детей и подростков,формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности. 8. Усилить контроль за результативностью деятельностипсихологических служб, психологов в образовательных учреждениях иориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи,подростковой и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование умолодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценкедействительности.[14]

В целях профилактики суицида среди подростков можно использовать тематические родительские собрания в школах.

Цели и задачи мероприятия:

  • Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни.
  • Ликвидировать безграмотность подростков и родителей в вопросах сохранения здоровья.
  • Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.
  • Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей.
  • Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе.

Ход родительского собрания:

1) Вступительное слово ведущего (учителя).

2) Выступление врача-психиатра.

3) Информация к размышлению – медстатист.

4) Выступление социального педагога.

5) Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Уважаемые гости! Уважаемые юноши и девушки, сегодня мы собрались в этом зале, для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. На этот серьёзный разговор мы пригласили специалистов: это врач-психиатор, медстатист, социальный педагог, а помогать вести этот трудный разговор будут учащиеся 11 класса и я – Бикиева З.А. – классный руководитель 11 класса – ведущая.

Врач-психиатор. Мы взрослые особо заботливо должны относиться к весенней поре человечества, которая называется детством.

Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.

Статистика нашей республики обращает внимание на то, что идёт рост суицида среди молодёжи. В сравнении с 2000 годом процент суицидов среди уч-ся школ, учреждений начального среднего профессионального образования, ВУЗов увеличился с 22 до 38,3%.

Одной из социальных причин суицида у детей - это школьная дезадаптация. Речь идёт о стойкой неуспеваемости и нарушения поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей значительной части детей требованиям школьного обучения. Причинами являются нарушения психического развития, наличие соматической патологии социально-педагогическая запущенность и другие факторы. Сегодня я здесь не один присутствует мой коллега – мед.статист. Я передаю ему слово.

Дается информация к размышлению

1. По данным РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раз.

2. 20% суицидных попыток совершают дети и подростки.

3. В РБ за 6 месяцев 2001 года зарегистрировано 249 самоубийств среди несовершеннолетних.

4. 18,5% самоубийств приходится на детей в возрасте 10-14 лет.

5. 36% суицидальных попыток отмечается у девушек 15-17 лет.

Социальный педагог: Семейные обстоятельства. Каковы они у нас? у вас? Обстоятельства разные, непростые. Статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас взрослых проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным!

Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага, А ещё страшней жить под семейной крышей и не ощущать внутренней близости самых родных, незаменимых, единственных на свете людей: матери и отца. К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашей школе обучается 740 учащихся, из них 240 учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов в РБ представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей). В последнее время отмечается рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя.

Информация к размышлению.

1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.

2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.

3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.

4. Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Ведущий. Как бы не жил человек, чтобы он не делал, взрослым надо всегда помнить, что на его жизнь смотрят глаза ребёнка, человек продолжающий нас. Совесть или её отсутствие, это мерило нравственности. Речь идёт о душе или бездушие – важна нравственная цель семьи. В нашем обществе есть статистика образования семьи, её разводов, но можно ли подсчитать распад человеческих отношений, число опустошенных детских душ при разводах? А ведь внутреннее отчуждение и эгоизм опасней формального разрыва. У нас в России и в нашей Республике число распавшихся семей, значительно превышает число образовавшихся семей. В последние годы стало модным образовывать гражданские браки, а это означает что никто из двоих не будут нести ответственность за ребёнка.

Продолжает социальный педагог: Отчуждение родителей от детей, собственный эгоизм, культ материальных ценностей – вот причина гибели души ребёнка! Можно ли добиться счастья, думая только о себе? Нет! Отвечаем мы, у кого есть дети! За всё надо платить. За свой эгоизм, бездушие, за жестокость, за все свои поступки человек получит расплату. Каким он станет, никто не знает. Может, отвернётся собственный сын, скажет, нет у меня родителей, может, когда вам сиро да одиноко на свете станет, поступит так же как вы с ним….

Врач. В завершении нашего серьёзного разговора мне хочется обобщить то, о чём мы сегодня говорили с точки зрения медицины. Во-первых проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем, но нельзя не отметить, что в основе совершения таких поступков лежат пограничные нарушения психического здоровья. Отсюда следует, что нам взрослым, врачам, педагогам необходимо особо обратить внимание на проблему ликвидации безграмотности родителей в вопросах охраны здоровья детей, и пропагандировать здоровый образ жизни взрослых и детей, основанные на нравственно-этических нормах поведения в семье и обществе. Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей, учителей! И конечно, пересмотреть вопрос школьного врачебного контроля над здоровьем подростков!

Действительно, когда человек рождается, он уже имеет в себе святые слова отец и мать! И если гроза нашей жизни отрывает лист от дерева, т.е. от родителей , то листик погибает! А если погибнут много листиков на растении, то оно гибнет само! Давайте же поливать будем растение добром, чуткостью, вниманием, порядочностью. Тогда всё у вас будет хорошо! Спасибо. До встречи! [15]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Некогда проблема суицида, считавшаяся таинственной и непонятной, почти не принималась во внимание публикой и не исследовалась профессионалами. Теперь о суициде много говорят и пишут. За прошедшие два десятилетия, в частности, исследователи многое узнали об этой поразительной проблеме.[3]

Некоторые ученые особое внимание уделяют подростковому суициду, считая ее наиболее важной среди остальных возрастных групп. Потому что детский суицид бывает, но довольно редко. Суицид среди пожилых людей бывает и уровень его, к сожалению, выше чем во всех остальных возрастных группах. Так как люди в этом возрасте часто болеют, иногда уже неизлечимо больны и все это сопровождается невыносимыми физическими болями, желание жить у них пропадает, и они решительно хотят уйти из жизни. Пожилые люди кончают жизнь самоубийством в основном по этим причинам. Но суицид среди подростков вызван, как правило, целым букетом причин. И исследователей он волнует больше, так как молодые люди и девушки уходят из жизни еще в довольно юном возрасте. Многим не ясно, что же может толкнуть подростка на столь отчаянный шаг в таком цветущем возрасте, в то время когда он начинает только жить, узнавать много нового, тогда когда ему интересно знать все. [9]

В отличие от большинства других проблем самоубийство среди подростков более детально исследовалось. Теоретики в области социологии и культу­ры, например,подчеркивали важное значение социальных перемен и стресса, национальной и религиозной аффилиации, школьным проблемам, гендера, агрессии среди подростков. А вот психологических и биологичес­ких исследований по этой теме пока было сравни­тельно мало.

Несмотря нато, что социокультурные факторы проливают свет на общую почву и стимулы суицида, они, как правило, не дают нам возможности предсказать попытку самоубийства. Когда все сказано и сде­лано, клиницисты по-прежнему не могут полностью понять, почему одни подростки в одинаковых обстоятель­ствах убивают себя, а другие — нет. Если клиницис­ты хотят правильно объяснить ипонять суицид, то к социокультурным инсайдам необходимо добавить психологические и биологические.

Лечение суицида также ставит перед терапевтами несколько трудных задач. Ученым еще предстоит разработать успешные методы терапии для подростков с суицидными наклонностями. Клиницисты разраба­тывают программы по предупреждению суицида, но еще не ясно, как такие программы могут в действи­тельности снизить общие факторы риска или уро­вень самоубийств среди подростков.

В то же время, постоянно возрастающее количество исследований по суициду даст надежду на решение этих проблем. Возможно, важнее всего то, что клини­цисты теперь подключают все общество к решению данных вопросов. Они призывают к распространению знаний о самоубийстве, и эти программы предназна­чены как для молодых, так и для старых. Разумно предположить, что такой климат приведет к более полному пониманию суицида и вмешательства клини­цистов и консультантов будут более успешными. Та­кие цели важны для всех. Несмотря на то, что сам по себе суицид, как правило, — акт одинокого и отчаяв­шегося человека, такой поступок в действительности оказывает очень сильное влияние на общество и особенно на впечатлительную подростковую психику. Поэтому здесь очень важно использование различных технологий работы с подростками-девиантами.


Список использованной литературы:

1. Демографическая ситуация в Архангельской области: материалы областной научно-практической конференции «Демографические процессы, происходящие в Архангельской области: проблемы и перспективы», 25 апреля 2002года/ Отв. ред. Н.Е. Галеева. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003.

2. Душа самоубийцы, Э.С. Шнейдман, Эдвин С., М. 2001г., изд. «Смысл».

3. Международная академия наук, экологии и безопасности жизнедеятельности., Говорин Н.В., Вахнин Н.Г., Домошонкин М.Ю., изд. «Вестник» 1999г.

4. Основы суицидологи, В.С. Ефремов, СПб. 2004г., изд. «Диалект».

5. Патопсихология поведения, нарушения и патология психики, Рональд Комер, СПб, 2002г., изд. «Издательский дом Нева», 3-е международное издание.

6. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, СПб. 2004г., изд. «Речь».

7. Самоубийства, российская социологическая энциклопедия, Гилинский Я. И., под ред. Г. В. Осипова, М. 1999г. изд., Норма-ИНФРА.

8. Суицид, как проблема общества, Е.В. Григорьев, Спб.1999, изд. «Астрель».

9. Суицидология прошлое и настоящее: Проблема самоубийств в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., «Когито-Центр», 2001г.

10. Технология социальной работы, М.:изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. В.И. Жуков.

11. Характеристика и профилактика суицидального поведения в Архангельской области, Санников А. П., Варакина Ж. Л., СГМУ Ин-т общ-го здоровья и здравоохр. и соц. работы, Арх. Б. И . 2002г.

12. Черносвитов Е.В. Социальная медицина, М.: 2001г. – 265с. Изд. Владос.

13. www.suisid.ru

14. www.teenegers problems.ru

15. www.help.ru

Приложение

Данная анкета является анонимной, поэтому просим Вас отвечать на вопросы максимально честно, для получения наиболее достоверных результатов .

В закрытых вопросах обведите букву, под которой стоит выбранное вами утверждение.

1. Укажите Ваш пол __________________.

2. Ваш возраст _______________________.

3. Ваше отношение к самоубийству?

А) Отрицательное, есть другие способы решения проблем.

Б) Все равно, кто как хочет, так и решает свои проблемы.

В) Нормальное, почему бы и нет, если человек не хочет жить.

4. Возникали лилично у Вас мысли о самоубийстве?

А) Да, я часто думаю об этом.

Б) Да, однажды думал (а) об этом.

В) Только о суициде как таковом, не применительно ко мне.

Г) Нет, не думал (а).

5. Было ли у Вас когда-нибудь желаниепокончить жизнь самоубийством?

А) Да; Б) Нет; В) Был момент, когда не очень хотелось жить.

6. Была ли у Вас попытка самоубийства – парасуицид?

(парасуицид – неудачная попытка убить себя)

А) Да, было один раз.

Б) Да, не один раз.

В) Нет, никогда.

7. Какова главная причина (причины)попытки самоубийства, либо мысли об этом, либо желание это сделать?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Были ли у Ваших друзей или знакомых удачные или неудачные попытки самоубийства?

А) Да, один такой человек есть.

Б) Да, их даже несколько.

В) Нет.

9. Как вы думаете, стоит ли оставлять предсмертную записку?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не думал (а) об этом.

10. Какие на Ваш взгляд могут быть причины попытки самоубийства среди ваших сверстников?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________.

Благодарим, Вас за участие в анкетировании.

Если у Вас есть реальные суицидальные намерения или какие-то проблемы психологического плана, проблемы с одноклассниками, друзьями, родителями, вы всегда можете позвонить на телефон доверия: 21-10-32.