Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ,
УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ
Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначение. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ — делить социологию на фундаментальную и прикладную. На фун
даментальном уровне
происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками.( включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.) Главными методами
являются:• моделирование;• абстрагирование.Фундаментальные теории создают общесоциологический уровень социального знания. Прикладная социология
направлена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке.( Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.) Основными методами
служат:• наблюдение;• опросные методы;• восхождение от конкретного к абстрактному.Материал и первичные результаты его обработки формируют прикладной уровень знаний в социологии. По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. Как утверждают Ю.Г.Волков и В.Н.Нечипуренко, между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия. В результате появилась теория среднего уровня Р.Мертона.
Знания среднего уровня должны были сыграть роль мостика между фундаментальными и прикладными уровнями знаний. Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между "высокой" теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов По уровню исследования социологию также можно поделить на микросоциологию и макросоциологию. Макросоциология
пытается выявить закономерности глобальных общественных изменений и общественного развития. Микросоциология
обращает свое внимание на исследование конкретных социальных явлений. Разница между макро- и микросоциологией состоит в разном определении предмета и функций социологии. Деление на макро- и микросоциологию и выделение макро- и микроуровней социологического знания схоже с делением на фундаментальную и прикладную социологию. Структуру социологического знания можно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии.
Таким образом, структура социологии определяется отраслевыми областями знаний. Например, социология труда, экономическая социология, история социологии, социология классов и т.д. В таком случае социологическое знание носит отраслевой характер. Наконец, структуру социологии можно представить как систему знаний: • первый уровень
— это все теории и теоретические основы знаний; • второй уровень
— это способ приобретения знаний, методологическая основа социологии. Отдельный уровень социального знания — метасоциология. Метасоциология в отличие от социологии изучает не общество, а саму социологию как науку. Метасоциология, таким образом, предметом исследования имеет саму социологию как науку, социологическое знание, теорию социального устройства. 7. . О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.
А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях
интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На теологической, стадии
человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На метафизической, стадии
он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.
На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика
изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике
О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества 9. . Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера.
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.
Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание: 1) Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия
между социальной теорией и действительностью. 2) социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов». 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер. 5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи»,
то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует. Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей.
Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм.
Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д. Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. 10. Основные принципы материалистического учения об обществе
К. Маркса и Ф. Энгельса.
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материализма - признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2) принцип детерминизма,
то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе. 3 поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. 4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса.
Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей. 5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов 11. Развитие социологической мысли в России.
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов. Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.
Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916).Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе,
сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксальный марксизм
в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Следует также отметить, что в этот период у социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров). В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отдельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни. 12. Позитивизм как обоснование науки.
Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения. Что же такое "позитивное" в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова: 1) реальное в противовес химерическому: 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному; 5) организующее в противовес разрушительному. К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии. 1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". 2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления посредством сущностей или абстракций. 3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями". Иногда Конт высказывается не только против изучения "конечных" причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос "почему" вопросом "как". Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений. Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение. 15. ЧЕЛОВЕК, КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 16. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального ит.д. ), и отдельного (индивидуального). Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям. биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесс социализации. Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. 17. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни: “...Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя
(курсив мой. – А. Г.),
развивают определенные отношения друг к другу, и... характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразованием и ростом этих производи-тельных сил” [9, 406]. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция.
Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.
Для понимания марксова подхода к социальному развитию полезно сравнить его с контовским. Что их объединяет?
1. Оба они верят в универсальную эволюцию человеческого рода. Оба они – исторические эволюционисты, так как считают, что все общества развиваются согласно одним и тем же законам и проходят в своем развитии одни и те же стадии. По Конту, это теологическая, метафизическая и позитивная стадии; по Марксу – сменяющие друг друга общественные формации. 2. Оба они верят в прогресс, т. е. считают, что социальная эволюция4 – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. По Конту, в основе прогресса лежит интеллектуальное и моральное совершенствование; по Марксу – развитие производительных сил. 3. Из первых двух пунктов вытекает, что оба они верят в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век. По Конту, это позитивное состояние человечества; по Марксу – коммунизм. 4. Из предыдущего пункта в свою очередь вытекает следующий: оба они занимаются предсказаниями,
точнее, пророчествами
относительно грядущего состояния. 5. Пророчествуя о грядущем золотом веке, они не могут просто ожидать его, но чувствуют себя призванными способствовать его наступлению. Конт это делает посредством проповеди Религии Человечества; Маркс – посредством политико-организационной и революционной деятельности. В чем различия между контовским и марксовым подходами к социальному развитию?
1. Для Конта “нормальное” социальное развитие предполагает преемственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдвигов. Для Маркса, наоборот, “нормальное” социальное развитие – это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. По Конту, фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, изменяется, в сущности, лишь социальная оболочка; развитие происходит как бы согласно французской поговорке “Чем больше меняется, тем больше остается самим собой”. У Маркса, наоборот, общество непрерывно изменяется в самой своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроечный слой социальной системы, который отстает от глубинных, основополагающих изменений. Правда, Маркс признает существование застойных исторических эпох и регионов и постепенных изменений, не приводящих к резким сдвигам, смене социальных систем. Он даже признает роль традиций в жизни общества. Но застой, постепенность, традиция – все это для него либо своего рода аномалии, либо более или менее длительные перерывы в неуклонном процессе изменений, либо, наконец, идеологический камуфляж, за которым, опять-таки, скрываются бурные социальные сдвиги. Конт рассматривал традиции как великую благотворную силу, формирующую общество. Маркс же оценивал их роль совершенно иначе: “Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых” [10, 119]. В работе “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” он анализирует идеологическую функцию традиции, рассматривая ее как своего рода язык, посредством которого осуществляются революционные преобразования. Таким образом, хотя Маркс не выделял, подобно Конту, социальную динамику как особую отрасль социальной науки, именно он был подлинным создателем социальной динамики, понимаемой как исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований. 2. По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном развитии, когда происходят революционные изменения и столкновение различных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода – источник социального развития.
Эти противоречия и конфликты, с его точки зрения, носят в принципе постоянный характер, то обостряясь, то несколько затухая, но никогда не прекращаясь. Они охватывают всю социальную систему и ее элементы; они присутствуют как внутри этих элементов, так и между ними. Будучи приверженцем диалектики, Маркс не только констатирует противоречивый и конфликтный характер социального развития, но и позитивно его оценивает. Подобно тому как Конт не только констатировал, но и воспевал согласие,
Маркс не только исследовал, но и восхвалял конфликты.
3. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса было более сложным и тонким, чем у Конта. Это было связано с тем, что Маркс был гораздо ближе Конта к фактам социально-исторической действительности. Будучи в принципе историческим эволюционистом и приверженцем идеи прогресса, он, тем не менее, понимал социальное развитие как многолинейный процесс и улавливал специфику отдельных обществ и культурно-исторических ареалов. Он отмечал существование длительных регрессивных и застойных периодов, а также разной скорости социальной эволюции. Проблематика революции
занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция
в его истолковании – это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ
такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный
сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: “Революции – локомотивы истории” [19, 86]. К этому тезису близок по смыслу другой, не менее знаменитый: “Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым” [20, 761]. Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции, сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его революционной диктатуры для подавления других, реакционных классов. Маркс несомненно различал социальную и политическую революции. Но последняя незаметно приобрела в его сознании самодовлеющее значение, превратившись из обязательного условия и элемента социальной революции в самоцель. Наоборот, социальная революция как объективно протекающий процесс стала интерпретироваться в его работах как условие и средство для революции политической, основанной на волевых устремлениях определенных групп. Когда Маркс пишет просто о революции, он имеет в виду именно революцию политическую. Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии, результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в “предыстории” общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, – это “непрерывная революция”, постоянная революционизация общества для скорейшего наступления “подлинной” истории, коммунизма. В этом золотом веке, согласно одному из пророчеств Маркса, политических революций уже не будет. “Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции
перестанут быть политическими революциями.
А до тех пор накануне каждого всеобщего переустройства общества последним словом социальной науки всегда будет: “Битва или смерть; кровавая борьба или небытие. Такова неумолимая постановка” (Жорж Санд)” [21, 185]. Очевидно, что в теории социальной революции темперамент политического борца и пророка особенно сильно влиял на Маркса-ученого, и “последнее слово социальной науки” у него тесно переплеталось с мессианизмом и утопией. Но у Маркса была еще одна очень важная теория, в которой дело обстояло точно так же. Это его теория классов и классовой борьбы. 19. Развитие общества Изменение о.с. - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое усложнение о.с. называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития. 1. С понятием социальной эволюции связывают: 2. постепенное накопление изменений · естественно обусловленный характер этих изменений · органический характер процессов, обуславливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей 3. С понятием социальной революции связывают: · относительно быстрые изменения · субъективно направляемые изменения на основе знания · неорганический характер процессов Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий характер. 1. Теории линейно-восходящего развития. Основным тезисом является утверждение о нгаличиии процессов глобальных изменений присущих всем общественным системам, образующего мировую тенденцию развития. В этой тенденции изменяются способы накопления и передачи социального опыта, уровни коммуникации способы добычи средств существования, уровень сложности общества (простые и сложные общества). Ориентиры развития индустриального общества: · рост материального благосостояния на основе приоритета в развитии технико-экономических структур и потребления, как центра жизни · частное предпринимательство и рыночное хозяйство · правовое государство и плюралистическая демократия · “трипартизм” - социальное партнерство · корпоративизм - наднациональный характер развития Постиндустриальное общество - это стратегическое приспособление к новой постмодернисткой культуре и цивилизации, которые формируются в результате глубокой трансформации социального мира. Показателями нового исторического состояния являются: 1.Информационная цивилизация (электронная революция создает новый тип социальных связей, открывает безграничные возможности приобщения человека к знаниям, формирует “компьютерную демократию”, основанную на власти общественного мнения. 2. Экоразумная цивилизация (переход к экологически чистым технологиям на основе микроэлектроники, биотехнологии и т.д., обеспечивающей сосуществование человека с природой путем возврата к ремесленно-натуральному хозяйству - мелкомасштабной технологии, 20. Научно-технический прогресс. Социальные последствия.
Научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап относится к 16-18 веку, когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания требовали теоретического и экспериментального решения практических задач, второй этап связан с развитием машинного производства с концом 18 века - наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга(появление компьютера, производство роботов ) также происходят изменения и в технологии и в способах воздействия на сырье и материалы ; современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью, с/х, транспорт, связь. Медицину, образование, быт. НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления производством. Весь контроль производится исключительно при использовании ЭВМ. НТР вызывает глубокие изменения не только в материальном производстве, но и в других сферах жизни : возрастает число автомобильных перевозок, увеличение скоростей ж/д, модернизации авиационного транспорта. Под влиянием НТР меняется облик рабочего класса: 1. Изменения в его отраслевой и профессиональной структуре 2. Общий рост квалификации рабочего класса. НТР в странах Западной Европы, Северной Америки, Японии вызвала рост безработицы. Крах традиционных отраслей производства привел к массовым увольнениям рабочих устаревших профессии и низкой квалификации. Обострилась проблема получения новой профессии или переквалификации. С НТР связаны и экологические проблемы. ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ Россия относится к странам запоздалой модернизации. Модернизация — это комплексный процесс, охватывающий все сферы общества — экономику, социальную жизнь, политику, культуру. Форсированный характер модернизации (обусловленный и запаздыванием и другими причинами) создавал диспропорции в экономическом и общественном развитии: отставание аграрной сферы от индустриальной, расслоение в доходах, различные противоречия и конфликты в обществе. Особенностью процесса модернизации России — повышенная роль государства. Стадия классической свободной конкуренции была пропущена, ее место занял своеобразный «государственный капитализм», активное насаждение сверху крупной промышленности, банковских учреждений, строительство железных дорог. Но давая толчок развитию экон. сферы, оно одновременно нередко консервировало традиционные полит. институты, тормозило процесс демократизации и становления гражданского общества. Крепостное право было отменено только в середине 19в. Некоторые исследователи полагают, что трудности процесса модернизации в России были связаны с сопротивлением традиционной культуры, прочностью тех социальных связей и культурных установок, которые препятствовали изменениям. То, что модернизация в России проходила трудно и противоречиво, в условиях больших социальных антагонизмов во многом объясняет обстоятельство того, что впервые в истории наряду с буржуазным типом модернизации возник альтернативный — социалистический путь России. С точки зрения формационного подхода к историческому процессу Россия перескочила одну из формаций — рабовладельческую. Вторая особенность — возврат к предыдущей формации в 90-х гг. 20в: от социализма к капитализму. Как только производительные силы перестают расти в рамках определенных производственных отношений и появляются тенденции к деградации, в обществе обостряются социальные противоречия, свидетельствующие о конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Требуется изменение, реформирование производственных отношений. Такая ситуация возникла в СССР в конце 60-х гг. потребовались реформы. В 90-х гг. был нарушен линейный путь развития России с т. зр марксистской теории. Таким образом история России подтвердила утверждения некоторых ученых об ограниченности применения формационного подхода в вопросах развития общества ( утопичность коммунистической формации, отрицание линейности развития и единого пути развития. 21.мировая система Современные социологи и экономисты отмечают, что основу глубоких трансформаций мировой экономики составляют три главных фактора: 1) революция в области производства и потребления, связанная с широким распространением информационной технологии; 2) глобализация экономического пространства под влиянием либерализации международного движения капиталов; 3) появление новых полюсов экономического роста, расположенных главным образом в странах Дальнего Востока. Возросшая мобильность капиталов способствует распространению новейшей технологии, так что некоторые развивающиеся страны получают возможность ускорить свое экономическое развитие и занять заметное место в мировом производстве и торговле. Все это приводит к перераспределению мировых торговых потоков: с конца 1970-х гг. до середины 1990-х гг. доля азиатских стран в мировом экспорте промышленных товаров возросла с 6,3 до 16,2%, Северной Америки - с 16,8 до 17,9%, тогда как доля Западной Европы снизилась с 58,2 до 47,2%, Восточной Европы - с 4,1 до 2,4%, стран Африки южнее Сахары - с 0,5 до 0,2%. Среди наиболее важных последствий глобализации чаще всего отмечаются снижение уровня занятости, особенно неквалифицированных работников в промышленно развитых странах, и усиление неравенства не только на мировом уровне, но и в масштабе отдельных стран. Глобализация вызывает дальнейшую маргинализацию многих слаборазвитых регионов, особенно стран Африки южнее Сахары, население которых в наименьшей степени подготовлено к производительному использованию новой технологии. Во многих африканских развитых странах и странах Южной Азии уровень грамотности в начале 1990-х гг. не превышал 50%. Что касается стран Восточной Европы, то они, обладая высокообразованным населением и традициями промышленной культуры, могут быстро приспособиться к новой динамике роста, связанного с новейшей информационной технологией. 22. Типология общества.
В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать. В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество). Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество -
это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. Сложное общество -
общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации. К.
Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества
характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество
характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии. Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания. Традиционное (доиндустриальное) общество -
общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества. Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество -
(в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д. Постиндустриальное общество
(иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных. Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации. Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней. В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации 23. Человек и природная среда.
Проблемы природной среды: 1. космос. 2. Изменение климата. 3. Потепление климата (парниковый эффект). 4. Загрязнение атмосферы. 5. Ухудшение состава почвы (эрозия почв, ухудшение пахотных и пастбищных земель, подтопление и т.д.). 6. Загрязнение рек и морей. 7. Истощение лесов. 8. Исчезновение флоры и фауны. 9. Разно активные загрязнения и выбросы. 10. Использование природных ископаемых. 11. Проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека. Проблема социальной среды.
1. преступность. Продолжающийся рост преступлений против личности. Частое применение оружия и взрывчатки. Рост дерзких краж и ограблений. 2. Алкоголизм. 3. Наркомания. 4. Бродяжничество. 5. Проституция – это постоянная привычная отдача себя любому желающему за вознаграждение без него. 24. . СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. 25. ЭТАПЫ, АГЕНТЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ 27. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 28. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.Действие можно подразделить на четыре вида:
Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): Основные формы взаимодействия:
· конкуренция –
индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями; 30. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Это понятие ввел п. Сорокин Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Различаются следующие виды социальной мобильности: · вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса); · индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков; · восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян). Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. 31. Иммиграция населения
, 32. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 34. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 35.Гендерный подход в социологии
37. Роль руководителя в коллективе
Оптимальным является трудовой коллектив разнородный по возрасту, полу, уровню квалификации и образования (в коллективе от 10 до 35 человек). Функции руководителя: 1. формирует, разрабатывает цели деятельности коллектива. 2. Определение работы для подчиненных и контроль над ее выполнением. 3. Вознаграждает эффективную работу. 4. Делегирует (передает) ответственность. 5. Заботиться о повышении квалификации подчиненных. 6. Консультировать подчиненных. 7. Создает благоприятны климат в коллективе. Методы управления коллективом
1. приказы. 2. Уговоры. 3. Угрозы. 4. Просьба. 5. Подкуп. 6. Требования. 7. Указания. Формы поощрений. 1. похвала. 2. Одобрение. 3. Поддержка. 4. Материальная (премии). 5. Моральная (благодарности, грамоты) Формы наказания. 1. поощрение. 2. Выговор. 3. Лишение премий. 4. Беседа наедине. Основные стили руководства. Стиль руководства – это совокупность наиболее характерных приемов и способов руководства, применяемых данным руководителем. Критерии оценки стилей руководства. 1. применяемые методы. 2. Личные качества. 3. Поведение с подчиненными. 4. Отношение в руководимом коллективе. Три основных стиля. 1. автократический (командный). Приказные методы, единоличное решение вопросов, холодность в общении с подчиненными, нетерпимость к возражениям и замечаниям с их стороны, требует пунктуальности в выполнении своих распоряжений, коллектив не информируется о положении дел, жесткая дисциплина. Плюсы: Оперативное принятие решений, дисциплина, исполнительность и аккуратность, выполнение заданий и премий. 2. демократический. Распоряжения отдаются в более мягкой форме, доверие к сотрудникам, делегируются полномочия, забота о профессиональном росте, информирует о положении дел в коллективе, поддерживает инициативу, воспринимает конструктивную критику, искренний интерес к работе подчиненных, но нет мелочной оценки. Плюсы: благоприятный психологический климат. 3. либеральный (попустительский) Руководитель не принимает активного участив производственной деятельности подчиненных. 4. анархический. Руководитель принимает решение только по требованию вышестоящей инстанции или по требованию коллектива. Этапы развития коллектива. 1. стадия формирования коллектива. Обязанность руководителя – контроль над выполнением своих распоряжений. 2. Стадия дифференцирования работников. Увеличение числа совместно-принимаемых решений. 3. Стадия интегрирования сотрудников. 38. ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются: · малая группа людей, · объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры), · семья, как соц. институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, возникший позже и институт развода. Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций. С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы: · несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.); · противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы; · падение престижа традиционного брака. Сейчас соц. исследования идут в направлениях: · изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака; · изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей; · отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями; · качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения; · функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан. У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу. Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения. 1. Молодежь и становление новой России. Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики. Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности. Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи устойчиво выделяют: · возрастные границы и социально-психологические особенности. · специфику социального статуса, социально-культурное поведение. · процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации. Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом. С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек. Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995 гг.) Годы Убиты (тыс.человек) Самоубийства (тыс. человек) 1990 21.1 39.2 1993 45.1 56.1 1994 47.8 61.9 1995 45.1 60.9 Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. Поданным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.
|