Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
Классические и современные формы семьи
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми. По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер
: - социальный институт,
выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; - малая группа
, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества
(отношения между мужем и женой), родительства
(или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства
(отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). Известный английский социолог Ч. Кули
определяет семью, как первичную социальную группу. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида» . Приведем классическое определение семьи и брака, представленное одним из крупнейших современных английских социологов Э. Гидденсом
. Семья
– это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство
(родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак
можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Но брак возможен не только между мужчиной и женщиной. Известный английский ученый Д.Д. Фрэзер
в своей классической работе «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» рассказывает о браке человека с деревьями
. Если охраняемое им ценой жизни дерево служило воплощением Дианы (богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны), жрец мог поклоняться ей не просто как богине, но и обнимать ее как супругу… Обычай вступления в брак с деревьями до сих пор практикуется мужчинами и женщинами в Индии и других восточных странах . Мы рассматриваем трансформацию семьи и динамику семейных отношений на фоне длящегося уже два с половиной тысячелетия исторического соперничества любви и брака как социальных институтов, в равной мере формирующих интимный союз мужчины и женщины. В первом случае основывающийся на эмоциях и персонифицированном сексуальном влечении (любовь), а во втором – преимущественно на совместном хозяйстве, воспитании детей и законодательных актах, регулирующих брачно-семейные отношения (брак). Так, А. Шачар
, известный социолог, занимающаяся преимущественно рассмотрением сходств и различий национального семейного права, отмечает, что разные религиозные (и национальные) сообщества традиционно используют регулирование браков и разводов таким же образом, как современное государство использует закон о гражданстве: чтобы четко установить, кто относится к коллективу и кто остается вне его. Такую разделительную функцию выполняет семейное право, обозначая в качестве легитимных в правовом отношении только определенные виды браков и рождений, одновременно относя все прочие к категории незаконных. Так, собрав и систематизировав формы родства у разных народов, классик американского эволюционизма Л.Г. Морган
выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:
- кровнородственная семья
– первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми; - пуналуальная семья
, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами; - парная, или синдиасмическая
, семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной; - патриархальная,
т.е. полигамная, семья; (многоженство) - моногамная семья
современного вида. Л.Г. Морган полагает, что из всех классифицированных форм семьи наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая и что именно они породили основные формы существующих ныне семейных отношений . Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства: - традиционные (Патриархальные) (
четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.; глава семьи – мужчина);
- матриархальные (
все в руках женщины).
- нетрадиционные
(эксплуататорская) (женщины работают наравне с мужчинами, работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями);
- эгалитарные
(семья, в которой оба супруга занимают равное положение, права и обязанности равны или поделены пополам); - Детоцентрическая семья -
семья, в которой реально психологически доминирует ребенок с его потребностями, капризами. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. - супружеская семья
(ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего. Профессиональная карьера обоих супругов способствует установлению в семье эгалитарных отношений. Великий немецкий философ Г.Ф. Гегель
выделяет три типа взаимоотношений внутри Семьи
: - между Мужчиной и Женщиной,
- Родителями и Детьми,
- Братом и Сестрой.
Первый
лишен человечности: взаимное «признание» Мужчины и Женщины носит чисто природный характер (животная сексуальность). Людьми их делают только воспитание ребенка и общий труд (семейное достояние). Несовершенство взаимоотношений второго типа
: отец испытывает умиление, видя, как развивается сознание ребенка, а ребенок видит, что получает свое «в себе» («натуру», «характер») от сознания исчезающего, и иного, нежели его собственное. Третий тип
. У них – одна и та же кровь, но они не вожделеют друг друга (во всяком случае, они превосходят Вожделение, отрицают его, чем и объясняется подлинно человеческий характер их взаимоотношений, по сравнению с остальными членами семьи в ней меньше всего «природного» . Под структурой семьи
понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений к власти, авторитета, семьи делятся на авторитарные (патриархальные) и демократические (эгалитарные). Сегодня эгалитарные семьи в большей или меньшей степени нормативны для стран Европы, Северной Америки, вообще в ареале христианской/постхристианской цивилизации. В зависимости от состава семьи:
- нуклеарная
– родители и дети (наиболее распространенный тип); - расширенная
– родители, дети и другие родственники; - полная
– участие обоих родителей - неполная
– один из родителей отсутствует; Значительный интерес в рамках нашего дискурса представляет данная Э. Гидденсом систематизация форм семьи. Как нуклеарные семьи, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские
и репродуктивные семьи
. К первому типу
относится семья, в которой человек рождается, ко второму
– семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей. Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семья называется матрилокальной
, в случае переезда к родителям мужа – патрилокальной
. Согласно Э. Гидденсу, существуют два типа полигамии
: полигиния
, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия
, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами. После выбора брачного партнера, новая семья решает вопрос своего размещения
. Социальные антропологи выделяют несколько типов семей в соответствии с этим признаком: - Неолокальные
(семья размещается на новой территории) - Патрилокальные
(жена приходит в семью мужа) - Матрилокальные
(муж приходит в семью жены) - Матрифокальные
(отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми) - Авункулокальные
(маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери) - Амбилокальные
(нет строгой привязки к порождающей семье) - Натолокальные
(и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей) В настоящий момент в индустриальном обществе приветствуется неолокальное размещение семьи, однако, в современной России оно является, скорее амбилокальным. Важнейшими функциями семьи являются
: - репродуктивная,
- воспитательная
(удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях); - хозяйственно-бытовая
(удовлетворяет материальные потребности членов семьи – в пище, кровле и т.д.); - эмоциональная
(функция удовлетворения членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите); - функция духовного общения
(удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении); - первичного социального контроля
, - первичной социализации и инкультурации
(обеспечение выполнения социальных норм членами семьи); - сексуально-эротическая
(удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи). Семья имеет первостепенное значение для психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а следовательно, и формирование личности.
|