Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 58

 

Поиск            

 

Основы современного социального управления

 

             

Основы современного социального управления

Раздел 1. Теория и история социального управления


1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведе­ния, социологии, политологии и др.), призванных изучать об­щество и законы его развития. Менеджмент как одно из направ­лений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, кото­рое не исчерпывает всего содержания социального управления.

С позиции менеджмента управление — это процесс проекти­рования и инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации.

В теории менеджмента управление в большей мере исследу­ется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в прак­тике управления, т.е. как искусство управления.

Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках.

Правоведение трактует управление как государственное пра­вовое регулирование с помощью законов.

Политология понимает управление как воздействие на обще­ство со стороны государства политическими методами и т.п.

Существует множество позиций и других подходов, отража­ющих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия регулирование, руко­водство, администрирование, менеджмент, организация и т.п.

Расплывчатость понятия "управление" создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться соб­ственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.

Социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения — теория и методология их взаимодействия, основанные на систем­ной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодей­ствия и взаимовлияния. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их це­лостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений сово­купного интеллекта, присущего обществу на данном историчес­ком этапе развития.

Поэтому задача социального управления — обеспечение целост­ного представления о взаимодействии сложных социальных сис­тем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Назрела необходимость формирования науки социального управления как единой, общей отрасли научного знания и учеб­ной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вто­рых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.

Закономерности функционирования и поддержания целост­ности общества и всех отдельных видов управления, познание и использование которых позволяют обеспечи­вать цели общества как единой системы, выступают в качестве главного содержания науки социальное управление. Она иссле­дует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того, в какой сфере жизни они осуществляются, закономерности и принципы создания и функционирования самой системы управления.

Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Основным методом исследования управленческой науки является систем­ный подход, системный анализ явлений общественной жизни, которые объединяют совокупность методов и средств, помогаю­щих изучить свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве сложной социальной системы.

Напомним, что система — это множество взаимодействую­щих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Системный подход — это комплексное изучение исследуемо­го объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Система социального управления реализует различные функции управления:

- включает разных специалистов, объединенных в органах управления;

- исполь­зует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техни­ки;

- объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая по­зволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.

Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризи­са постоянно нарастает вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факто­ров, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. Состояние, когда процессы развиваются в одном направле­нии, а действия субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном, характеризуется как кризисное состояние системы управления.

Научные основы социального управления опираются на теорию систем социального управления и теорию искусства социального управления. Поэтому предметом изучения является исследование управленческой деятельности в единстве с уп­равленческими отношениями, складывающимися в процессе создания системы социального управления, которая изучается теорией ее построения, функционирования и совершенствования.

Теория искусства социального управления основана на эм­пирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управ­ленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономер­ностей и принципов, не предусматривает общих правил поведе­ния, но позволяет талантливым управленцам находить неорди­нарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и принципов управления теория искус­ства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет полу­чить оптимальный управленческий результат.

Наука социального базируется на общеметодологических принципах фундаментальных общественных наук, таких как философия, экономика, социология, политология, психология и др. Она имеет свой собственный предмет, свою проблематику, является самостоятельным и очень современным направлением познания жизни, от успехов которого во многом зависят темпы социаль­ного прогресса и качество жизни людей.

Как свидетельст­вует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управлен­ческой культуры, недостаточный запас "критической массы" управления способствуют деградации частных видов управле­ния, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состо­яний, но и своими некомпетентными действиями только умножа­ет число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.


2. Сущность и содержание социального управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляю­щие, определяемые формами существования материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих осуществляются те или иные процессы развития под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), т.е. управление вещами, изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, называемое управлением био­логическими системами, является объектом изучения естествен­ных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, кол­лективы, классы относят к социальному управлению. Эта об­ласть изучается социальными науками.

Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком значении слова. В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Объективная необходимость управленческого труда порожда­ет особую группу работников — управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социаль­ного управления, а также преподаватели, осуществляющие под­готовку, переподготовку и повышение квалификации управлен­ческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также не­обходимостью его кооперации. Следовательно, как совмест­ный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элемен­том общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осущест­вляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание самого понятия уп­равления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, тесно связана с государственной властью, однако первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функциони­рования и развития.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определе­ние целей управления — главный и начальный этап управления.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа обще­ственных потребностей в продукции, услугах, качестве социаль­ных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъек­та управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремится к макси­мальной строгости, экономичности, целесообразности и последо­вательности. Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных дей­ствий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив. Мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фак­тора, ресурса личности в управлении.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управлен­ческой деятельности, способны достигать наилучших результа­тов в управлении общественными делами, обеспечивать упоря­доченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство под­держания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, тра­дицию, общественный институт с помощью устойчивой социаль­ной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе уп­равленческой деятельности — одной из разновидностей чело­веческой деятельности вообще. Управленческая деятельность призвана обслуживать реали­зацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно опре­делить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий чело­века в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, при­нятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процес­сов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность информационна, по­тому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и прежде всего управленчес­кой, информации. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации.

Каждый человек, занятый управ­лением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и форми­рует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного "я" управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления.

В процессе управленческой деятельности субъекты управле­ния, органы управления, управляющие и каждый человек всту­пают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, поста­новкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения — необходимый элемент меха­низма управления, подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

Помимо субординации типа "руководитель — подчиненный" существуют отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направлен­ные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсис­темы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управле­ния, организационных и управленческих отношений и соответ­ствующих видов деятельности в нее входят функции управле­ния. Под ними понимают конкретные направления деятель­ности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, подразделяя их на целевые и организацион­ные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются определяющим элементом управ­ленческой деятельности.

Процесс целеполагания — определяющее условие эффектив­ности всей системы управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате разви­тия данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части — организации решает система управления. Конечный результат ее функционирования — принятие и реализация грамотного управ­ленческого решения.


3. История управленческой социальной мысли

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искус­ство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

экономической — необходимость в производстве и распреде­лении ресурсов;

оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали бы и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооруже­ний требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выде­ляют несколько исторических периодов.

I. Древний период. Наиболее длительным был первый пери­од развития управления — начиная с 9-7 тысячелетий до н.э. и примерно до начала XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний человечество тысячелетиями по крупицам накапливало его опыт.

Первые самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда отмечались на стадии первобыт­но-общинного строя, когда управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало во всех видах деятельности.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

II. Индустриальный период (1776—1890). Переворот в теории и практике управления связан с создани­ем и использованием вычислительной техники. В 1833 г. англий­ский математик Ч. Бэббидж разработал проект "аналитической машины" — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III. Период систематизации (1856—1960). Наука об управ­лении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, совершенствуется научный аппа­рат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени управленцы переориентировались от потреб­ностей своей конкретной организации на изучение сил управле­ния, действующих в их окружении. Некоторые из них решали управленческие проблемы старыми способами, которые сраба­тывали прежде, другие искали более систематизированные под ходы к управлению. Их индивидуальные успехи и неудачи могут послужить уроком для современных управляющих.