Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 58
Раздел
1. Теория и история
социального
управления
1. Социальное
управление
как самостоятельная
отрасль научного
знания
Феномен
управления
известен еще
с античных
времен и был
предметом
многих общественных
наук (философии,
правоведения,
социологии,
политологии
и др.), призванных
изучать общество
и законы его
развития. Менеджмент
как одно из
направлений
науки об управлении
в условиях
рыночных отношений
возник значительно
позже (в начале
XX в.) и развивался
в большей мере
в контексте
экономических
наук. Таким
образом, чтобы
получить достаточно
полное представление
о социальном
управлении,
нельзя ограничиться
понятием менеджмент,
которое не
исчерпывает
всего содержания
социального
управления.
С позиции
менеджмента
управление
— это процесс
проектирования
и инновирования
социальных
организаций,
мотивации людей
к деятельности
для достижения
целей организации.
В теории
менеджмента
управление
в большей мере
исследуется
с точки зрения
конкретной
ситуации, возникающей
в практике
управления,
т.е. как искусство
управления.
Экономическая
наука склонна
трактовать
управление
как способ
получения
экономического
результата
при наименьших
производственных
издержках.
Правоведение
трактует управление
как государственное
правовое
регулирование
с помощью законов.
Политология
понимает управление
как воздействие
на общество
со стороны
государства
политическими
методами и т.п.
Существует
множество
позиций и других
подходов, отражающих
разнообразное
отношение к
управлению.
Часто вместо
слова управление
используются
понятия регулирование,
руководство,
администрирование,
менеджмент,
организация
и т.п.
Расплывчатость
понятия "управление"
создает значительные
трудности для
субъектов
управления
при выборе того
или иного подхода
к использованию
социальных
технологий
управления.
Органы управления
нередко вынуждены
руководствоваться
собственным
прошлым опытом
или сложившимися
в организациях
традициями
управления,
что является
недостаточным,
а часто и ущербным.
Социальное
управление
как наука специально
не исследует
экономические,
юридические,
политические
и другие стороны
управления,
предмет изучения
— теория и
методология
их взаимодействия,
основанные
на системной
связи всех
общественных
явлений в процессе
их взаимодействия
и взаимовлияния.
В общей теории
социального
управления
исследуются
основные понятия,
законы, принципы
и методы взаимодействия
разных социальных
систем, сохранения
их целостности,
создания новых
социальных
образований
на основе
целесообразности,
ценностно-нормативных
представлений
совокупного
интеллекта,
присущего
обществу на
данном историческом
этапе развития.
Поэтому задача
социального
управления
— обеспечение
целостного
представления
о взаимодействии
сложных социальных
систем, их
структуре,
внешних и внутренних
связях, саморазвитии
и воздействии
одной на другую,
о специфических
отношениях,
которые складываются
между объектом
и субъектом
управления
в процессе их
взаимодействия.
Назрела
необходимость
формирования
науки социального
управления
как единой,
общей отрасли
научного знания
и учебной
дисциплины.
Она обусловлена,
во-первых,
всевозрастающей
потребностью
в целостном
освоении окружающего
мира, во-вторых,
необходимостью
системного
воздействия
на все сферы
общественной
жизни в их
интегральном
качестве.
Закономерности
функционирования
и поддержания
целостности
общества и всех
отдельных видов
управления,
познание и
использование
которых позволяют
обеспечивать
цели общества
как единой
системы, выступают
в качестве
главного содержания
науки социальное
управление.
Она исследует
общие закономерности,
принципы социального
воздействия
независимо
от того, в какой
сфере жизни
они осуществляются,
закономерности
и принципы
создания и
функционирования
самой системы
управления.
Социальное
управление
— предмет изучения
многих
наук,
прежде
всего социологии,
психологии,
социальной
психологии,
политологии,
философии,
юриспруденции,
культурологии,
педагогики,
кибернетики,
синергетики,
эргономики
и экономики
под углом зрения
их управленческих
возможностей.
Основным
методом исследования
управленческой
науки является
системный
подход, системный
анализ явлений
общественной
жизни, которые
объединяют
совокупность
методов и средств,
помогающих
изучить свойства
и структуру
объекта в целом,
представив
его в качестве
сложной социальной
системы.
Напомним,
что система
— это множество
взаимодействующих
элементов,
находящихся
в отношениях
и связях друг
с другом, составляющих
целостное
образование.
Системный
подход —
это комплексное
изучение
исследуемого
объекта как
единого целого
с позиций системного
анализа. Он
означает учет
всех взаимосвязей,
изучение отдельных
структурных
частей, выявление
роли каждой
из них в общем
процессе
функционирования
системы и, наоборот,
выявление
воздействия
системы в целом
на отдельные
ее элементы.
Система
социального
управления
реализует
различные
функции управления:
- включает
разных специалистов,
объединенных
в органах управления;
- использует
целую совокупность
методов управления,
в том числе и
совокупность
средств вычислительной
и организационной
техники;
- объединяет
различные виды
информации
(экономической,
социальной,
политической,
организационной
и т.п.), которая
позволяет
установить
надежную связь
между субъектом
и объектом
управления,
учесть все
изменения
внутренней
и внешней среды.
Поэтому можно
сказать, что
наличие устойчивого
равновесия
между субъектом
и объектом
управления,
способность
субъекта управления
отвечать на
вызовы постоянно
изменяющейся
среды (внутренней
и внешней) являются
одной из основополагающих
закономерностей
управления,
обусловливающей
все остальные
его общие законы
и принципы.
Глубокое
нарушение
равновесия
между объектом
и субъектом
управления
приводит к
кризису управления.
Угроза такого
кризиса постоянно
нарастает
вследствие
того, что внутренняя
и внешняя среда
объекта управления
сегодня очень
подвижна, динамична,
а ее изменения
зависят от
очень многих
взаимосвязанных
факторов, учесть
и предвидеть
которые становится
все труднее.
Все это предъявляет
повышенные
требования
к субъекту
управления,
который должен
наиболее точно
улавливать
суть происходящих
перемен в
общественной
жизни, являющейся
не только объектом,
но и субъектом
воздействия.
Состояние,
когда процессы
развиваются
в одном направлении,
а действия
субъектов
управления
в другом, нередко
прямо противоположном,
характеризуется
как кризисное
состояние
системы управления.
Научные основы
социального
управления
опираются на
теорию систем
социального
управления
и теорию искусства
социального
управления.
Поэтому предметом
изучения является
исследование
управленческой
деятельности
в единстве с
управленческими
отношениями,
складывающимися
в процессе
создания системы
социального
управления,
которая изучается
теорией ее
построения,
функционирования
и совершенствования.
Теория искусства
социального
управления
основана на
эмпирических
обобщениях,
на базе конкретного
опыта управления,
что позволяет
создать образы
управления,
конкретные
управленческие
ситуации.
Она не имеет
универсальных
закономерностей
и принципов,
не предусматривает
общих правил
поведения,
но позволяет
талантливым
управленцам
находить
неординарные
решения в условиях
неопределенности.
В сочетании
со знанием
общих законов
и принципов
управления
теория искусства
управления,
основанная
в большей мере
на интуиции,
индивидуальном
восприятии,
прошлом опыте,
позволяет
получить
оптимальный
управленческий
результат.
Наука социального
базируется
на общеметодологических
принципах
фундаментальных
общественных
наук, таких как
философия,
экономика,
социология,
политология,
психология
и др. Она имеет
свой собственный
предмет, свою
проблематику,
является
самостоятельным
и очень современным
направлением
познания жизни,
от успехов
которого во
многом зависят
темпы социального
прогресса и
качество жизни
людей.
Как свидетельствует
мировой и
отечественный
опыт, низкий
уровень управленческой
культуры,
недостаточный
запас "критической
массы" управления
способствуют
деградации
частных видов
управления,
особенно
экономического,
политического.
В этих условиях
формируется
такая политическая
и финансово-экономическая
элита общества,
которая не
способна к
системному
восприятию
мира, действует
на "корыстных
программах",
а потому не
только не
способствует
поиску достойных
выходов из
кризисных
состояний,
но и своими
некомпетентными
действиями
только умножает
число возникающих
проблем, требующих
своевременного
и адекватного
решения.
2. Сущность
и содержание
социального
управления
В окружающем
нас мире можно
выделить три
его составляющие,
определяемые
формами существования
материи: неживую
природу, живую
природу и
человеческое
общество.
В каждой из
этих составляющих
осуществляются
те или иные
процессы развития
под воздействием
определенных
факторов и
условий. Некоторые
из этих факторов
можно рассматривать
как
управление
в неживой природе,
или технических
системах, управление
в живой природе,
или биологических
системах, управление
в человеческом
обществе, или
социальных
системах.
Управление
техническими
системами
(производственно-техническими
процессами,
механизмами,
системами
машин), т.е. управление
вещами, изучается
в основном
техническими
науками.
Управление
в живой природе,
называемое
управлением
биологическими
системами,
является объектом
изучения
естественных
наук.
Управление
как воздействие
на социальные
процессы,
коллективы,
классы относят
к социальному
управлению.
Эта область
изучается
социальными
науками.
Понятие
"социальное
управление"
рассматривается
в узком
и широком
значении слова.
В узком значении
социальное
управление
определяется
как процесс
воздействия
на социальные
процессы для
достижения
поставленных
целей.
Объективная
необходимость
управленческого
труда порождает
особую группу
работников
— управляющих.
В сферу деятельности
людей по социальному
управлению
помимо управленческих
работников
входят научные
работники,
занимающиеся
исследованиями
и разработками
в сфере социального
управления,
а также преподаватели,
осуществляющие
подготовку,
переподготовку
и повышение
квалификации
управленческих
кадров.
Необходимость
социального
управления
обусловлена
прежде всего
фактом разделения
труда в группах
людей, в крупных
коллективах,
в масштабе
государства,
а также необходимостью
его кооперации.
Следовательно,
как совместный
труд людей
составляет
основу всякого
человеческого
общества, так
и управление
является необходимым
элементом
общего труда,
существования
и развития
общества.
Ключевое
понятие управления
— воздействие.
Оно осуществляется
в технических
и биологических
системах. Сразу
скажем, что нас
интересует
такое воздействие,
которое осуществляется
в социальных
системах и
может быть
понято как
воздействие
субъекта управления
на объект управления
с целью перевода
его в новое
желательное
состояние.
В зависимости
от объема, содержания
и направленности
меняется содержание
самого понятия
управления.
В государственном
управлении
управленческая
деятельность,
как известно,
тесно связана
с государственной
властью, однако
первое и отличительное
свойство социального
управления
состоит в том,
что это — процесс
целенаправленного
воздействия
управляющей
системы на
управляемую
для достижения
ее эффективного
функционирования
и развития.
Цель управления
— желаемое,
возможное и
необходимое
состояние
системы, которое
должно быть
достигнуто.
Определение
целей управления
— главный и
начальный этап
управления.
Целеполагание
— процесс обоснования
и формирования
целей развития
управляемого
объекта на
основе анализа
общественных
потребностей
в продукции,
услугах, качестве
социальных
связей исходя
из реальных
возможностей
их наиболее
полного удовлетворения.
Подчеркнем,
что в социальных
системах воздействие
субъекта
управления
на объект не
только не является
стихийным,
случайным,
бессознательным,
но, напротив,
стремится к
максимальной
строгости,
экономичности,
целесообразности
и последовательности.
Содержание
социального
управления
в основном,
главном определяется
качеством
целеполагания,
которое, в свою
очередь, обусловлено
тем, насколько
в поставленных
целях наиболее
точно и полно
выражены коренные
потребности
и интересы
всего общества,
его отдельных
социальных
групп, определяющие
мотивы поведения
людей.
Источником
активности,
как известно,
являются
стимулы.
Стимулы
могут быть
внешними и
внутренними,
позитивными
и негативными,
объективными
и субъективными,
материальными
и духовными,
осознанными
и неосознанными.
Но в любом случае
стимул — источник
пробуждения
человеческой
энергии. Поэтому,
создавая ту
или иную
систему
стимулирования,
т.е. предоставления
каких-либо
жизненных
гарантий по
результатам
активных действий
в соответствии
с поставленной
целью, можно
эффективно
управлять
социальными
процессами,
социальным
поведением.
Итак, стимулы
неразрывно
связаны с
целеполаганием,
но в еще большей
мере к нему
имеет отношение
мотив.
Мотивация к
деятельности
— это качественно
иной способ
стимулирования
активности,
который включает
все сущностные
силы личности:
ценности, идеалы,
мировоззрение,
направленность
человека и т.п.
Поэтому важно
подчеркнуть,
что в связи с
подъемом творческих
сил личности
необходимо
все более полное
использование
человеческого
фактора, ресурса
личности в
управлении.
Именно
интеллектуальные
системы управления,
состоящие из
творческих
индивидуальностей,
мотивированных
к управленческой
деятельности,
способны достигать
наилучших
результатов
в управлении
общественными
делами, обеспечивать
упорядоченность
и высокий уровень
организации
социальных
систем. Поэтому
управление
— это особый
вид профессиональной
деятельности,
который не
сводится только
к достижению
целей системы,
организации,
но и представляет
собой средство
поддержания
целостности
любой сложной
социальной
системы, ее
оптимального
функционирования
и развития.
Феномен
управления
тесно связан
с понятием
социальная
организация.
В самом деле,
в течение многих
веков управление
из бессознательной
деятельности
превращалось
в обычай, традицию,
общественный
институт с
помощью устойчивой
социальной
структуры,
которая из
поколения в
поколение
передавала
навыки управления.
Таким образом,
социальное
управление
— это во многом
продукт социальных
организаций.
Управленческое
воздействие
осуществляется
в процессе
управленческой
деятельности
— одной из
разновидностей
человеческой
деятельности
вообще. Управленческая
деятельность
призвана обслуживать
реализацию
целей и функций
управления,
обеспечивать
подготовку
и проведение
в жизнь управленческих
решений. Ее
можно определить
как набор
(совокупность)
выработанных
историческим
опытом, научным
познанием и
талантом людей
навыков, умений,
способов, средств,
целесообразных
поступков и
действий человека
в сфере управления.
Управленческая
деятельность
отличается
интеллектуальным
содержанием,
поскольку
всегда направлена
на выработку,
принятие и
практическую
реализацию
управленческих
решений, призванных
изменять состояние
и течение
общественных
процессов,
уровень использования
социальных
ресурсов общества.
Она должна
адекватно
отражать социальную
действительность,
вскрывать
имеющиеся
ресурсы, находить
средства и
резервы, выбирать
оптимальные
способы совершенствования
социальных
систем и перевода
их на новый
уровень.
Во многом
управленческая
деятельность
информационна,
потому что
связана с получением,
осмыслением,
систематизацией,
хранением,
выдачей социальной,
и прежде всего
управленческой,
информации.
Управленческая
деятельность
в основе своей
и посвящена
поиску, отбору,
переработке,
анализу социальной
информации.
Каждый человек,
занятый управлением,
постоянно
совершает
мыслительные
и волевые операции
анализа, оценки,
решения, подчинения
и исполнения,
команды и контроля
и т.д. Это создает
в социальных
организациях
особый социально-психологический
микроклимат,
активно влияющий
на сознание,
чувства, жизненные
ориентации
человека и
формирует
определенный
тип поведения
и деятельности.
Постоянное
напряжение
воли, груз
ответственности,
дисциплинированность,
подчинение
собственного
"я" управленческой
функции — вот
естественные
компоненты,
которые присущи
управленческой
деятельности
в нормальном
органе управления.
В процессе
управленческой
деятельности
субъекты управления,
органы управления,
управляющие
и каждый человек
вступают в
управленческие
отношения,
которые можно
разделить на
связанные с
целеполаганием,
анализом информации,
постановкой
целей и организацией
их достижения.
Организационные
отношения
— необходимый
элемент механизма
управления,
подразделяются
на вертикальные,
горизонтальные,
формальные
и неформальные.
Помимо субординации
типа "руководитель
— подчиненный"
существуют
отношения
координации
между находящимися
на одном иерархическом
уровне членами
организации,
направленные
на взаимное
согласование
действий исходя
из совместных
задач руководства
или исполнения.
Система
управления
подразделяется
на две основные
подсистемы:
управляющую
и управляемую,
каждая из которых
может рассматриваться
как относительно
самостоятельная
с присущими
ей особенностями.
Они имеют
многоуровневую,
иерархическую
структуру.
Анализируя
далее систему
управления,
необходимо
выделить следующие
ее компоненты.
Кроме объекта
и субъекта
управления,
организационных
и управленческих
отношений и
соответствующих
видов деятельности
в нее входят
функции
управления.
Под ними понимают
конкретные
направления
деятельности.
Функции управления
можно классифицировать
по их общим
значениям,
подразделяя
их на целевые
и организационные.
Назначение
целевых функций
состоит в
направленности
к определенной
цели системы,
которая может
охватывать
разные уровни
социальной
организации.
Поскольку суть
управления
состоит в достижении
цели, целевые
функции являются
определяющим
элементом
управленческой
деятельности.
Процесс
целеполагания
— определяющее
условие эффективности
всей системы
управления.
Целеполагание
всегда содержит
элемент
прогнозирования
— предвидения
состояний,
изменений,
которые ожидаются
в результате
развития данной
социальной
системы.
Итак, основные
задачи управления
и его составной
части — организации
решает система
управления.
Конечный результат
ее функционирования
— принятие и
реализация
грамотного
управленческого
решения.
3. История
управленческой
социальной
мысли
Сегодня вряд
ли кто скажет,
как и когда
зародились
искусство
и наука управления.
Управление
в той или иной
форме существовало
всегда там, где
люди работали
группами и, как
правило, в трех
сферах человеческого
общества:
социальной
— необходимость
установления
и поддержания
порядка в группах,
в социальных
сообществах;
экономической
— необходимость
в производстве
и распределении
ресурсов;
оборонительной
— защита
от врагов и
диких зверей.
Даже в самых
древних обществах
требовались
личности, которые
координировали
бы и направляли
деятельность
групп (сбор
пищи, строительство
жилья и т.п.). К
примеру, египетские
пирамиды — это
памятник
управленческого
искусства того
времени, поскольку
строительство
таких уникальных
сооружений
требовало
четкости в
планировании,
организации
работы великого
множества
людей, контроля
за их деятельностью.
Рассматривая
развитие теории
и практики
управления,
выделяют
несколько
исторических
периодов.
I. Древний
период.
Наиболее длительным
был первый
период развития
управления
— начиная с 9-7
тысячелетий
до н.э. и примерно
до начала XVIII в.
Прежде чем
выделить управление
в самостоятельную
область знаний
человечество
тысячелетиями
по крупицам
накапливало
его опыт.
Первые самые
простые, зачаточные
формы упорядочения
и организации
совместного
труда отмечались
на стадии
первобытно-общинного
строя, когда
управление
осуществлялось
сообща, всеми
членами рода,
племени или
общины. Старейшины
и вожди родов
и племен олицетворяли
собой руководящее
начало во всех
видах деятельности.
В Древнем
Египте был
накоплен богатый
опыт управления
государственным
хозяйством.
В этот период
(3000-2800 гг. до н.э.)
сформировался
достаточно
развитый для
того времени
государственный
управленческий
аппарат и его
обслуживающая
прослойка
(чиновники-писцы
и пр.).
II. Индустриальный
период (1776—1890).
Переворот в
теории и практике
управления
связан с созданием
и использованием
вычислительной
техники. В 1833 г.
английский
математик Ч.
Бэббидж
разработал
проект "аналитической
машины" — прообраз
современной
цифровой
вычислительной
техники, с помощью
которой уже
тогда управленческие
решения принимались
более оперативно.
III. Период
систематизации
(1856—1960). Наука
об управлении
находится в
постоянном
движении. Формируются
новые направления,
школы, течения,
совершенствуется
научный аппарат,
наконец, меняются
сами исследователи
и их взгляды.
С течением
времени управленцы
переориентировались
от потребностей
своей конкретной
организации
на изучение
сил управления,
действующих
в их окружении.
Некоторые из
них решали
управленческие
проблемы старыми
способами,
которые срабатывали
прежде, другие
искали более
систематизированные
под ходы к
управлению.
Их индивидуальные
успехи и неудачи
могут послужить
уроком для
современных
управляющих. |