Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 51
1. Постановка задачи
Настоящая моделирует логическую задачу, состоящую из следующих частей: 1) Изучение конкретного раздела дискретной математики. 2) Решение 5-ти задач по изученной теме с методическим описанием. 3) Разработка и реализация в виде программы алгоритма по изученной теме. Разработка программного интерфейса. 2. Введение
2.1 Теоретическая часть
дискретный математика программа интерфейс Пусть дан граф G=(X, Г), дугам которого приписаны веса (стоимости), задаваемые матрицей C=[cij
]. Задача о кратчайшем пути состоит в нахождении кратчайшего пути от заданной начальной вершины s Если, с другой стороны, такие циклы существуют, но исключаются из рассмотрения, то нахождение кратчайшего пути (простой цепи) между s и t эквивалентно нахождению в этом графе кратчайшего гамильтонова пути с концевыми вершинами s и t. Это можно усмотреть из следующего факта. Если из каждого элемента cij
матрицы весов C вычесть достаточно большое число L, то получится новая матрица весов C'=[cij
'], все элементы cij
' которой отрицательны. Тогда кратчайший путь от s к t – с исключением отрицательных циклов – необходимо будет гамильтоновым, т.е. проходящим через все другие вершины. Так как вес любого гамильтонова пути с матрицей весов C' равен весу этого пути с матрицей весов C, но уменьшенному на постоянную величину (n-1)×L, то кратчайший путь (простая цепь) от s к t с матрицей C' будет кратчайшим гамильтоновым путем от s к t при первоначальной матрице C. Задача о нахождении кратчайшего гамильтонова пути намного сложнее, чем задача о кратчайшем пути. Поэтому мы будем предполагать, что все циклы в G имеют неотрицательный суммарный вес. Отсюда также вытекает, что неориентированные дуги (ребра) графа G не могут иметь отрицательные веса. Следующие задачи являются непосредственными обобщениями сформулированной выше задачи о кратчайшем пути. 1) Для заданной начальной вершины s найти кратчайшие пути между t и всеми
другими вершинами xi
2) Найти кратчайшие пути между всеми парами
вершин. На практике часто требуется найти не только кратчайший путь, но также второй, третий и т.д. кратчайшие пути в графе. Располагая этими результатами, можно решить, какой путь выбрать в качестве наилучшего. Кроме того, второй, третий и т.д. кратчайшие пути можно использовать при анализе «чувствительности» задачи о кратчайшем пути. Существуют также задачи нахождения в графах путей с максимальной надежностью и с максимальной пропускной способностью. Эти задачи связаны с задачей о кратчайшем пути, хотя в них характеристика пути (скажем, вес) является не суммой, а некоторой другой функцией характеристик (весов) дуг, образующих путь. Такие задачи можно переформулировать как задачи о кратчайшем пути. Однако можно поступить иначе: непосредственно приспособить для их решения те методы, которые применяются в задачах о кратчайшем пути. Существует также случай, когда учитываются и пропускные способности, и надежности дуг. Это приводит к задаче о пути с наибольшей ожидаемой пропускной способностью. И хотя такая частная задача не может быть решена при помощи техники отыскания кратчайшего пути, но итерационный алгоритм, использующий эту технику в качестве основного шага, является эффективным методом получения оптимального ответа. Наиболее эффективный алгоритм решения задачи о кратчайшем (s– t) – пути первоначально дал Дейкстра. В общем случае этот метод основан на приписывании вершинам временных пометок, причем пометка вершины дает верхнюю границу длины пути от s к этой вершине. Эти пометки (их величины) постепенно уменьшаются с помощью некоторой итерационной процедуры, и на каждом шаге итерации точно одна из временных пометок становится постоянной. Последнее указывает на то, что пометка уже не является верхней границей, а дает точную длину кратчайшего пути от s к рассматриваемой вершине. Опишем этот метод подробно. Алгоритм Дейкстры ( Пусть l(xi
) – пометка вершины xi
. Присвоение начальных значений
Шаг 1
. Положить Обновление пометок
Шаг 2
. Для всех Превращение пометки в постоянную
Шаг 3
. Среди всех вершин с временными пометками найти такую, для которой Шаг 4
. Считать пометку вершины xi
* постоянной и положить p= xi
*. Шаг 5
. (1) (Если надо найти лишь путь от
s
к
t
.
) Если p=t, то l(p) является длиной кратчайшего пути. Останов. Если p (2) (Если требуется найти пути от
s
ко всем остальным вершинам
.) Если все вершины отмечены как постоянные, то эти пометки дают длины кратчайших путей. Останов. Если некоторые пометки являются временными, перейти к шагу 2. Доказательство того, что вышеприведенный алгоритм действительно дает кратчайшие пути, чрезвычайно простое, дадим набросок этого доказательства. Допустим, что на некотором этапе постоянные пометки дают длины кратчайших путей. Пусть S1
– множество вершин с этими пометками, а S2
– множество вершин с временными пометками. В конце шага 2 каждой итерации временная пометка l(xi
) дает кратчайший путь от sк xi
, проходящий полностью по вершинам множества S1
. (Так как при каждой итерации во множество S1
включается только одна вершина, то обновление пометки l(xi
) требует только одного сравнения на шаге 2.) Пусть кратчайший путь от s к xi
* не проходит целиком по S1
и содержит по крайней мере одну вершину из S2
, и пусть xj Так как вначале множество S1
равно (s) при каждой итерации к S1
добавляется xi
*, то предположение, что l(xi
*) равно длине кратчайшего пути Если требуется найти кратчайшие пути между s и всеми другими вершинами полного связного графа с n вершинами, то в процессе работы алгоритма выполняются Как только длины кратчайших путей от s будут найдены (они будут заключительными значениями пометок вершин), сами пути можно получить при помощи рекурсивной процедуры с использованием соотношения (*). Так как вершина xi
' непосредственно предшествует вершине xi
в кратчайшем пути от s к xi
, то для любой вершины xi
соответствующую вершину xi
' можно найти как одну из оставшихся вершин, для которой Если кратчайший путь от s до любой вершины xi
является единственным, то дуги (xi
', xi
) этого кратчайшего пути образуют ориентированное дерево с корнем s. Если существует несколько «кратчайших» путей от s к какой-либо другой вершине, то при некоторой фиксированной вершине xi
' соотношение (*) будет выполняться для более чем одной вершины xi
. В этом случае выбор может быть либо произвольным (если нужен какой-то один кратчайший путь между s и xi
), либо таким, что рассматриваются все дуги (xi
', xi
), входящие в какой-либо из кратчайших путей и при этом совокупность всех таких дуг образует не ориентированное дерево, а общий граф, называемый базой относительно
s или кратко – s-базой
. Найти кратчайшие пути от вершины 1 ко всем другим вершинам графа Неориентированное ребро будем рассматривать как пару противоположно ориентированных дуг равного веса. Воспользуемся алгоритмом Дейкстры. Постоянные пометки будем снабжать знаком +, остальные пометки рассматриваются как временные. Алгоритм работает так: Шаг 1
. Первая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x7
получает постоянную пометку l(x7
)=3+
, p=x7
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Вторая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x2
получает постоянную пометку l(x2
)=5+
, p=x2
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Третья итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x8
получает постоянную пометку l(x8
)=6+
, p=x8
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Четвертая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x4
получает постоянную пометку l(x4
)=7+
, p=x4
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Пятая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x9
получает постоянную пометку l(x9
)=11+
, p=x9
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Шестая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x5
получает постоянную пометку l(x5
)=12+
, p=x5
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Седьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x6
получает постоянную пометку l(x5
)=17+
, p=x6
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Восьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. x3
получает постоянную пометку l(x3
)=23+
. Найти кратчайшие пути от вершины 1 ко всем другим вершинам графа Неориентированное ребро будем рассматривать как пару противоположно ориентированных дуг равного веса. Воспользуемся алгоритмом Дейкстры. Постоянные пометки будем снабжать знаком +, остальные пометки рассматриваются как временные. Алгоритм работает так: Шаг 1
. Первая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x5
получает постоянную пометку l(x5
)=2+
, p=x5
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Вторая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x2
получает постоянную пометку l(x2
)=3+
, p=x2
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Третья итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x3
получает постоянную пометку l(x3
)=8+
, p=x3
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Четвертая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x4
получает постоянную пометку l(x4
)=9+
, p=x4
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Пятая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x7
получает постоянную пометку l(x7
)=13+
, p=x7
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Шестая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x9
получает постоянную пометку l(x9
)=20+
, p=x9
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Седьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x6
получает постоянную пометку l(x6
)=17+
, p=x6
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Восьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. x8
получает постоянную пометку l(x8
)=29+
. Найти кратчайшие пути от вершины 1 ко всем другим вершинам графа. дискретный математика программа интерфейс Алгоритм работает так: Шаг 1
. Первая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x4
получает постоянную пометку l(x4
)=7+
, p=x4
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Вторая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x2
получает постоянную пометку l(x2
)=9+
, p=x2
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Третья итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x7
получает постоянную пометку l(x7
)=11+
, p=x7
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Четвертая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x8
получает постоянную пометку l(x8
)=14+
, p=x8
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Пятая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x3
получает постоянную пометку l(x3
)=14+
, p=x3
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Шестая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x9
получает постоянную пометку l(x9
)=19+
, p=x9
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Седьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x5
получает постоянную пометку l(x5
)=17+
, p=x5
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Восьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. x6
получает постоянную пометку l(x6
)=29+
. Найти кратчайшие пути от вершины 1 ко всем другим вершинам графа. Алгоритм работает так: Шаг 1
. Первая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x2
получает постоянную пометку l(x2
)=5+
, p=x2
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Вторая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x6
получает постоянную пометку l(x6
)=8+
, p=x6
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Третья итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x4
получает постоянную пометку l(x4
)=10+
, p=x4
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Четвертая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x3
получает постоянную пометку l(x3
)=13+
, p=x3
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Пятая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x8
получает постоянную пометку l(x8
)=16+
, p=x8
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Шестая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x7
получает постоянную пометку l(x7
)=17+
, p=x7
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Седьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x10
получает постоянную пометку l(x10
)=18+
, p=x10
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Восьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x5
получает постоянную пометку l(x5
)=19+
, p=x5
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Девятая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. x9
получает постоянную пометку l(x9
)=21+
. Найти кратчайшие пути от вершины 1 ко всем другим вершинам графа Алгоритм работает так: Шаг 1
. Первая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x7
получает постоянную пометку l(x7
)=6+
, p=x7
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Вторая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x2
получает постоянную пометку l(x2
)=7+
, p=x2
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Третья итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x4
получает постоянную пометку l(x4
)=8+
, p=x4
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Четвертая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x5
получает постоянную пометку l(x5
)=16+
, p=x5
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Пятая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x8
получает постоянную пометку l(x8
)=16+
, p=x8
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Шестая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. Шаг 4
. x3
получает постоянную пометку l(x3
)=18+
, p=x3
. Шаг 5
. Не все вершины имеют постоянные пометки, поэтому переходим к шагу 2. Седьмая итерация
Шаг 2
. Шаг 3
. x6
получает постоянную пометку l(x6
)=20+
. 3. Алгоритмизация задачи
1) Вводим количество вершин неориентированного графа. 2) Если количество вершин больше 5, то переходим к пункту 3; иначе переходим к пункту 4. 3) Генератором случайных чисел произвольно задаются связи между вершинами в матрице смежностей, переходим к пункту 5. 4) Вводим связи между вершинами, исходя из следующего условия: - если не существует пути длиной в одно ребро из одной вершины в другую, то ставим «100», - если существует путь между двумя вершинами, то ставим произвольное положительное ненулевое значение веса дуги. Все введенные данные заносятся в матрицу смежностей. 5) Вводим номера вершин, путь между которыми нужно найти. 6) Задаем начальные значения длин путей равных 100 (в программе это обозначает бесконечность), а пометки всех вершин обнуляем. 7) Для начальной вершины в матрицу, хранящую пути (предшествующие вершины), заносим значение нуль, поскольку нет вершин предшествующих началу, значению пути присваиваем значение нуля, пометку на вершину устанавливаем в единицу. 8) Измененяем длины путей между вершинами «i» и начальной при условии, что рассматриваемая дуга не идет из вершины в саму себя и пометка этой вершины равна нулю, то тогда: а) просматриваем длину пути в вершину «i» и сравниваем с длиной пути из начальной вершины «Nac» б) получаем, что длина пути из вершины «s» меньше начального значения пути в вершину «i», то запоминаем в T[i] – ом элементе новую длину пути (меньшую) и H[i] – му присваиваем значение «s». 9) Присваиваем переменной ‘t» значение 100 (бесконечность), а переменной для хранения текущей вершины «k» присваиваем значение нуль. 10) Производим попытку уменьшить длину пути. Если вершина не помечена (ее пометка равна нулю), то если длина пути меньше значения «t» то значению «t» присваиваем текущее значение пути, а переменной для хранения текущей вершины «k» даем значение этой переменной. 11) Если переменная для хранения текущей вершины имеет значение нуля, то пути нет, переходим к пункту 14, иначе переходим к пункту 12. 12) Если переменная для хранения текущей вершины имеет значение конечной вершины, то путь найден, он кратчайший, переходим к пункту 14, иначе переходим к пункту 13. 13) Пометку на вершину, которую хранит переменная «k», изменяем на единицу и переходим к пункту 8. 14) Выводим на экран сообщение о длине пути между вершинами, если такой путь существует (т.е. путь имеет неотрицательную длину). 4 Экранная форма интерфейса и инструкция пользователя
Пункты меню: 1. Алгоритм реализации поставленной задачи. 2. Изображение исходного графа. 3. Выход из программы. Для выбора пункта необходимо нажать на соответствующую клавишу: - если это пункт 1, то нажмите «A» или «a»; - если это пункт 2, то нажмите «D» или «d»; - если это пункт 3, то нажмите «E» или «e». Заключение
В соответствии с поставленной задачей в курсовой работе было выполнено следующее: 1) Изучен конкретный раздел дискретной математики. 2) Решены 5 задач по изученной теме с методическим описанием. 3) Разработан и реализован в виде программы алгоритм по изученной теме. Разработан программный интерфейс. Литература
1. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов – СПб.: Питер, 2002 год
|