Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 49

 

Поиск            

 

Украинская культура: развитие и современное состояние

 

             

Украинская культура: развитие и современное состояние

Тема: Украинская культура: развитие и современное состояние


Содержание

1. «Украинское» барокко

2. Украинская культура Нового времени

3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке

4. Украинская культура на стыке двух веков

5. Возрождение украинской культуры в 1917–1920-х гг.

6. Украинская культура в 30-е годы

7. Культура Украины в годы Второй мировой войны

8. Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе

Список литературы


1. «Украинское» барокко

Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т.п.

Во второй половине XVII в. Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.

В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя.

В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.

В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.

Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.

Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.

2. Украинская культура Нового времени

XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали обучение, что было нормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Она дала миру таких талантливых и одаренных государственных деятелей, ученых, писателей и художников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, М. Березовский, И. Григорович-Барский, Н. Згурский, П. Завадовский и многих других. Полный курс обучения длился 12 лет. Изучались французский, немецкий, польский, русский, еврейский языки, рисование, физика, астрономия и т.д. Академия была доступна для всех сословий. Имела большую библиотеку, которая в конце XVIII в. насчитывала около 10 тыс. томов из разных областей знаний на всех европейских языках. По приказу императора Александра академия была закрыта (1817). С 1992 г. в Киеве действует университет «Киево-Могилянская академия», который является высшим учебным заведением международного уровня.

Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ф. Прокоповича. Он один из первых принес в украинскую научную школу лучшее наследие философской научной системы Европы. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда в Россию становится проповедником и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода (1722 – 1794). Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенства народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеальному обществу он видел в воспитании нового человека через самопознание и труд. Г. Сковороде были присущи идеалистические концепции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, который соединяет телесное, т.е. материальное, и внутреннее, божественное.

Большой вклад внес Г. Сковорода и в литературу. Он написал много песен, которые широко распространились в народе, баек, где высмеивалась борьба дворян за титулы и другие людские пороки. Одна из его наибольших заслуг состоит в том, что он первый в литературном процессе начал пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие, литературные произведения оказали большое влияние на последующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинского народа.

Литература. Начиная с XVIII в. в украинскую литературу входят новые направления. В противовес дидактической и теологической литературе начинает формироваться светская, в которой увеличивается жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, эмблематичная поэзия и др. Наибольшую популярность приобрел И. Величковский, автор эмблематичных сборников «Млеко» и «Зегар» и сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев, сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др. В произведениях этих авторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма, отражается быт украинского народа, героями становятся городские жители, ремесленники.

Зарождается сатирическая поэзия. В сатирических стихотворениях раскрывается не лучшее отношение к церкви и ее служителям. Преимущественно эти произведения анонимны.

К оригинальному виду литературного творчества можно отнести проповеди. Это был своеобразный жанр, который вмещал определенную историческую информацию, формировал моральные принципы, осуществлял сравнительный анализ библейских героев с современниками; делались попытки ввести в них даже анекдоты и присказки. Известными авторами того времени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей «Жемчужина ценнейшая», П. Могила, М. Смотрицкий, Ю. Аникий.

Популярными становятся оды. Их пишут по различным историческим поводам, а также в знак уважения к тому или иному лицу («Ода на рабство» В. Капниста).

Фольклорное наследие представлено историческими и лирическими песнями. В них речь идет о славных днях героического Запорожья, о борьбе повстанцев, гайдамаков, Колиивщину и другие события. Много песен создано о героях освободительной войны: Богдана Хмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша, Ивана Гонту и др.

Архитектура и изобразительное искусство. Значительный художественный вклад в развитие архитектуры внесли выдающиеся мастера, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта Андреевской церкви, О. Квасов создал собор в Козельце, Б. Меретин, автор собора Святого Юра во Львове; плодотворно работали архитекторы украинской школы С. Ковнир, который построил так называемый Ковнировский корпус в Лавре, звонницы Дальних и Ближних пещер, и воспитанник Киевской академии И. Григорович-Барский, который построил церкви Покровскую, Николая Набережного, комплексы Межгорского и Кирилловского монастырей, магистрат и много частных домов. Он первым из украинских архитекторов отказывается от влияния барокко, чем подготавливает переход к архитектуре классицизма.

В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.

Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие храмы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями.

Также активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.

Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.

В конце XVII – начале XVIII вв. в живопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.

В образах святых наблюдается введение украинского этнического типа. Это ясно заметно в творчестве мастеров конца XVII – начала XVIII вв. – И. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произведения – это росписи Богородчанского иконостаса и церковь в Волынцах и Скваряве. В иконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц. Углубляется интерес к увековечиванию образов современников. В иконах, кроме активного использования цвета, появляется движение; до этого фигуры были статичными. В Киево-Печерской лавре открывается школа для подготовки художников-иконописцев.

В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направления – сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое – светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.

Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической работе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.

Музыка. Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В это время в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные цеха открываются по всей Украине. Во многих крепостных имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове).

На основе народных песенных традиций развивается песня-романс литературного происхождения – «Всякому городу нрав и права», «Ой ты, птичка желтобока», «Стоит явор над горою» Г. Сковороды, «Ехал казак за Дунай» С. Климовского, «Смотрю я на небо» (сл. М. Петренко, муз. Л. Александровой), «Стоит гора высокая» (сл. Л. Глебова) и др.

В конце XVIII - начале XIX вв. появляются новые жанры опера (первой украинской национальной оперой была „Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского – 1863 г.) и камерно-инструментальные произведения (М. Березовский, Д. Бортнянский). Открываются театры, где наряду с драматическими в репертуар входят оперные и балетные представления: 1776 г. – во Львове, 1806 г. – в Киеве, 1810 г. – в Одессе. Плодотворно работают композиторы И. Витковский, И. Лозинский, И. Лизогуб и А. Лизогуб, Г. Рачинский и др.

Таким образом, отечественные писатели, ученые, художники, музыканты, опираясь на идеи Просвещения и критикуя существующее социальное устройство, заложили основы материалистического мировоззрения в украинском искусстве.

3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке

В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление в развитии образования. Единственным высшим учебным заведением оставалась Киево-Могилянская академия. Но она не могла обеспечить надлежащего развития высшему образованию.

В XIX в. украинские университеты – Харьковский, Киевский, Одесский и институты – Харьковский технологический, Киевский политехнический, стали центрами подготовки учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины. К концу XIX в. в Украине насчитывалось 17 тыс. начальных школ, 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих училищ (преимущественно частных).

Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судьбу украинского народа. Вызвала волну патриотических настроений против наполеоновского нашествия, дала значительный импульс подъему национальной самосознательности украинцев, пробудила романтический интерес к языку, фольклору и быту украинского народа.

Значительную роль в развитии украинской культуры во второй половине XIX в. сыграла «Просвита». Образована, как общественное товарищество 8 декабря 1868 г. Имела свои филиалы в различных городах Украины. «Просвиты» издавали книги для народа, осуществляли театральные постановки, создавали народные хоры, вели борьбу за право преподавания предметов в школах на украинском языке. В работе «Просвит» принимали участие прогрессивные деятели украинской культуры Ю. Федькович, Г. Хоткевич, Л. Украинка, М. Коцюбинский и др.

Значительные достижения украинской культуры связаны с развитием литературы. Первым произведением новой украинской литературы стала «Энеида» И. Котляревского, который соединил традиции народного и литературного творчества. Пьесами «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей» писатель закрепил национальные основы литературного языка, утвердил жанр бытовой драмы, лирических стихов и песен. В литературу в этот период вошло много талантливых авторов – П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребинка, в произведениях которых соединяются элементы классицизма и сентиментализма, романтизма и просветительского реализма, различные течения, стили и жанры.

В 20-е годы романтизм (Л. Боровиковский, М. Костомаров, В. Забила и др.) принес в украинскую литературу жанры баллады, романса, исторической поэмы, драмы, трагедии (А. Метлинский, О. Афанасьев-Чужбинский).

Большое влияние на развитие украинской литературы оказало творчество Т. Шевченко. Он поднял украинскую литературу на мировой уровень. Его «Кобзарь» стал эпохальным явлением. Под влиянием его творчества и введенного им направления критического реализма в украинскую литературу входят М. Вовчок, П. Мирный, И.Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Л. Украинка и др.

Большой вклад в развитие украинской литературы сделали писатели П. Кулиш (роман «Черная рада»), Б. Гринченко (сборники стихов «Песни Василя Зайченко», «Под сельской крышей», повести «Солнечный луч», «Под тихими вербами» и др.), поэты М. Щеголев (сборник «Слобожанщина»), В Самойленко (сатирические стихи «Эльдорадо», «Патриот Иван» и др.), В. Кулик, П. Таволга-Мокрицкий.

Классические образцы социально-бытовой повести и рассказа создал И. Нечуй-Левицкий. В высокохудожественной форме нарисованы жизнь, быт и психология различных слоев населения Украины («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» и др.).

В 90-х годах повышается интерес к драматическому искусству. Яркими представителями на этой ниве были М. Старицкий и И. Карпенко-Карый. Пьесы М. Старицкого «В темноте», « Ой, не ходи Грицю да на вечерницы» правдиво показывают жизнь украинского села. В духе критического реализма написаны пьесы «Наймычка», «Сто тысяч» и другие И. Карпенко-Карого.

Несмотря на запреты и ограничения царского правительства, сформировалось украинское театральное искусство, выросла плеяда замечательных актеров: М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М. Заньковецкая, М. Садовский.

Украинское изобразительное искусство второй половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций, которые были продемонстрированы Товариществом передвижных художественных выставок, душой и организаторами которой были И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Членами товарищества были и украинские мастера. Выставки экспонировались в Киеве, Харькове, Одессе и других городах Украины, вызывали интерес и позитивно воспринимались общественностью.

Существенное влияние на развитие прогрессивного реалистического искусства оказал И. Репин. Родился он на Слобожанщине в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Он написал известные картины на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Вечерницы», «Гопак», портрет Т. Шевченко; сделал много зарисовок из жизни и быта украинского народа.

Реалистические традиции, заложенные Т. Шевченко, продолжали К. Трутовский, Л. Жемчужников, М. Микешин, Л. Позен и др.

Особенную славу приобрел художник С. Васильковский, после окончания Санкт-Петербургской академии искусств. Он жил и работал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспел красоту украинской природы, написал ряд картин на историческую тему: «Казаки в степи», «Казацкий пикет» и др.

Живопись также приобретала популярность в Украине. Создаются «Общества любителей изящных искусств», при которых открываются художественные школы, в частности в городах Киеве, Харькове, Одессе. Позднее они были реорганизованы в художественные училища, что и стало базой для формирования украинской профессиональной школы образовательного искусства.

В Галичине, под влиянием украинских идей, работали художники: Т. Копистинский, Т. Романчук, К. Устиянович и И. Труш. Темами своих произведений они избирали бытовую и историческую тематику, в пейзаже воспевали родной край, а И. Труш выполнил портреты И. Франко, В. Стефаника, Л. Украинки.

Во второй половине XIX в. наблюдаются определенные изменения в создании монументальной пластики. Одним из первых был установлен памятник князю Владимиру, работу над которым начал В. Демут-Малиновский, а закончил П. Клодт. Памятник украсил один из живописных парков Киева, который киевляне любовно назвали Владимирской горкой.

Зачинателем реализма в украинской монументальной скульптуре стал М. Микешин, автор многих монументов и памятников, установленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в 1888 г. был создан памятник Б. Хмельницкому.

Для своего родного города Полтавы Л. Позен создал два памятника своим землякам – И. Котляревскому (1903) и Н. Гоголю (1915).

Музыка. Повышается интерес к изучению народной мелодии у композиторов, которые работали над украинской тематикой. Стоит выделить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова и др. Так, М. Мусоргский за по мотивам произведений Н. Гоголя написана опера «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Косаков – оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», П. Чайковский – оперу «Черевички», А. Бородин – оперу «Князь Игорь».

Украинские композиторы М. Вербицкий, С. Воробкевич, П. Нищинский под влиянием стихов Т. Шевченко создали чудесные музыкальные произведения по их мотивам.

Большой вклад в развитие украинского музыкального искусства внес Н. Лысенко. Он собирал и обрабатывал украинские народные песни и опубликовал 7 сборников, создал симфонические и камерные произведения и оперы «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Наталка-Полтавка», а также уникальный в то время жанр – оперы для детей «Коза- дереза», «Пан Коцкий» и «Зима и весна».

Таким образом, культура украинского народа в XIX в. достигла значительных успехов. Именно в это время был заложен мощный фундамент для дальнейшего развития украинской культуры, а лучшие образцы искусства этого периода позволяют говорить о нем, прежде всего как о классическом периоде, когда черты национального характера нашли свое воплощение в творчестве выдающихся представителей народа.

4. Украинская культура на стыке двух веков

Украинская культура конца XIX – начала XX вв. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этот период насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российском обществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянули украинскую общественность в поток общероссийского освободительного движения. Вопросы перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план. В Закарпатье, Галичине, Буковине в начале ХХ в. усилилось общественное движение.

Культура остается той сферой, в рамках которой происходит развитие национального самосознания. Целое поколение украинских мыслителей на рубеже XIX –XX вв. реализовывало свои национальные стремления на ниве культуротворчества.

В этот период обострилось противостояние между приверженцами «чистого» искусства и приверженцами идейно-революционного направления.

Приверженцы «чистого» искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и разночинную интеллигенцию.

Революционные события 1905 – 1907 гг. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть М. Коцюбинского «Фата Моргана», где он показал развитие революционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что это дало при отсутствии соответствующей организации. Революцию приветствовали прогрессивные украинские писатели, такие как П. Мирный поэмой в прозе «Сон», И. Франко поэмой «Моисей». Л. Украинка пишет ряд произведений революционного и сатирического звучания: «Осенняя сказка», «Песня про волю», «В катакомбах», «Ошибка», в которых она прославляет борцов, воспевает героев революции.

Украинское духовенство в начале столетия вело себя не лучшим образом, чем вызвало неуважительное к себе отношение. Это дало толчок к созданию ряда литературных произведений атеистической направленности.

В украинской культуре этого периода ярко проявились лучшие черты – идейность, народность, реализм. Украинский театр превратился в общественную трибуну в борьбе за утверждение демократической украинской культуры. Поражение революции 1905 – 1907 гг., реакция со стороны царизма обострили идеологическую борьбу в культурных и просветительских кругах. Часть творческой интеллигенции, вследствие этих событий, была растеряна. На творчестве отдельных композиторов отразилось влияние модернизма (Б. Яновский, Л. Лисовский и др.) В пропаганде украинской музыки большую роль сыграли выдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы И. Алчевский, Е. Гушалевич, С. Крушельницкая и др.

Влияние народной песни на развитие сознания все более возрастает, Актуально звучат старинные песни о народных восстаниях и победах над завоевателями. Появляются произведения о современных событиях, думы на историческую тематику, революционные, лирические, пролетарские песни (в частности «Слезами полита Украина»); расширяются обработки старых народных героических или шутливых и сатирических песен (например: «Туман яром котится», «Ревет и стонет люд голодный»). Украинская музыка в этот период развивается в тесной связи с жизнью народа, его борьбой за социальное и национальное освобождение.

В начале XX в. продолжает развиваться изобразительное искусство. Особое влияние имело Товарищество передвижных художественных выставок, которые правдиво показывали жизнь и быт разных слоев трудового народа. Среди членов Товарищества было много известных украинских художников: М. Кузнецов, И. Похитонов, А. Мурашко, Т. Дворников и др.

Украинское искусство представляли ведущие мастера реалистического демократического направления Н. Пимоненко, С. Васильковский, В. Костанди, П. Левченко, А. Мурашко и др. Особую популярность приобрели произведения Н. Пимоненко « свадьба в Киевской губернии», «Ярмарка», «Домой» и тематические картины социального содержания «Жертва фанатизма», «Проводы рекрутов», «Конокрад» и др.

В конце первого десятилетия ХХ в. в украинское искусство входят модернистские европейские течения – модерн, эклектика, декоративизм, а также формальные направления – экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм и др.

В этот период были закрыты «Просвиты», приостановлено издание литературы, чтение лекций на украинском языке, постановка театральных представлений. Например, в 1913 г. из 5283 книг, которые вышли в Украине, только 176 были украинскими.

Первая мировая война (1914 - 1918) обострила политические и национальные противоречия Российской империи, активизировала освободительное движение подневольных народов против самодержавия. Под давлением народных масс 2 марта 1917 г. отрекся от престола царь Николай II. Прекратила свое существование царская монархия. 14 марта в Киеве официально провозглашено о падении монархии и установлении нового правительства. С этого времени начался новый отсчет времени – ХХ век.

5. Возрождение украинской культуры в 1917–1920-х гг.

Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все неурядицы, связанные с изменением политических режимов, которые устанавливались в Украине, культурная жизнь продолжала развиваться. Широкий размах приобрело создание новых общественных культурно-творческих организаций и объединений, которые сплотили вокруг себя значительные кадры украинской интеллигенции. Отличительной чертой того времени стало открытие украинских школ. Возродилась деятельность «Просвит».

Революционные события существенно повлияли на содержание литературно-художественной жизни. Молодые поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, литературных альманахов. Поэзия Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки – та почва, на которой сформировались П. Тычина, В. Чумак, В. Сосюра, М. Рыльский и др. Видными произведениями украинской литературы стали сборники стихов «Плуг» и «Солнечные кларнеты» П. Тычины, «Красный запев» В. Чумака, «Красная зима» В. Сосюры. Пользовались популярностью прозаические произведения С. Васильченко, А. Головко, П. Панча, О. Вишни, С. Пилипенко и др.

Острая классовая борьба породила разные идейные платформы в литературе и искусстве, распространенным стало течение «модернистского символистского направления». Главным врагом искусства представители этого течения считали реализм. Из заметных представителей этого течения можно назвать М. Семенко, Г. Коляду, Г. Шкурупия, Д.Бузька и др.

Особые позиции в молодой советской литературе занимали неоклассики (сформировались в 1922 г.) К ним принадлежали М. Рыльский, М. Зеров, П. Филиппович, М. Драй-Хмара и др. Они выступали за высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекое прошлое, примером настоящего искусства служили образцы античной поэзии и других древних эпох.

В 1918 г. в Киеве было открылись три театра – Государственный драматический, Государственный народный и Юного зрителя (возглавил его Л. Курбас). В театрах Киева, Харькова и других городов работали выдающиеся мастера сцены М. Заньковецкая, П. Саксаганский, А. Бучма, В. Василько, Б. Романицкий, Ф. Барвинская и др. Со сцены звучали произведения композиторов Украины, последователей Н. Лысенко – Я. Степового, К. Стеценко, П. Демуцкого, В. Косенко, входила в творческую жизнь и молодежь – Г. Веревка, П. Козицкий, Б. Лятошинский и др. Значительным событием было создание в 1920 г. Государственной украинской странствующей капеллы «Думка», которая со временем стала одним из лучших коллективов Украины. Быстро шел процесс становления украинской прессы. Уже в 1917 г. на украинском языке издавалось 63 периодических издания. Развивается высшее образование. В конце 1920 г. в вузах Украины обучается 57 тыс. студентов.

Центрами литературно-художественной жизни становятся клубы, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональные союзы (например: союз сельских писателей «Плуг», союз пролетарских писателей «Гарт»). Писатель Н. Хвылевой фактически стал лидером новой литературной организации – ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарских писателей), которая существовала в 1925-1928 гг. Члены организации стояли на позициях самобытности украинской национальной духовности и европейских традиций.

Кроме пролетарских, действовали и группы «непролетарских» писателей: символистов (П. Тычина, Д. Загул, Ю. Меженко) и футуристов (Н. Семенко, Г. Шкурупий).

Заметное влияние на развитие украинского изобразительного искусства оказала созданная Ассоциация художников Красной Украины (АХКУ), которая своей целью провозгласила отражение современности. Аналогичное по своему направлению было товарищество им. К. Костанди в Одессе. Другой характер имела Ассоциация революционных художников Украины, созданная в 1925 г. Она объединяла художников разных направлений, которые декларировали реалистические традиции и ориентировались на новое западноевропейское искусство. Группой, которая интересовалась передовой модернистской живописью, было Объединение современных художников Украины, организованное А. Петрицким. На позициях реалистического искусства стояло Объединение творческой молодежи Украины (1928 – 1930), к которому принадлежали преимущественно студенты художественных институтов.

Начала возрождаться светская монументальная живопись, в которой заметной фигурой был М. Бойчук. Началось становление станковой живописи (Ф. Кричевский).

Успешно развивается графика; популярными становятся офорт, гравюра на дереве, литография.

Архитектура носит массовый характер. Значительные сооружения, возведенные в стиле конструктивизма, – электростанция и кинофабрика в Киеве.

Частично в стиле украинского модерна в Киеве в 1927 – 1933 гг. построен железнодорожный вокзал (архитектор А. Вербицкий). В 1925 – 1929 гг. построено несколько дворцов культуры, домов советов, рабочих поликлиник. Отдельно развернулось промышленное строительство – грандиозная Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс).

Важное значение в культурном и политическом воспитании приобретает радио. К 1932 г. большинство городов было радиофицировано.

6. Украинская культура в 30-е годы

Общественно-политическая атмосфера в 30-е годы определилась усилением шовинистических тенденций, постоянными поисками шпионов, вредителей, буржуазных националистов и других «врагов народа». Волна за волной прокатывались судебные процессы над разными организациями. По неполным данным, только с 1930 по 1941 гг. в Украине было раскрыто 100 различных организаций и групп, которые квалифицировались как «националистические контрреволюционные». Жертвами репрессий в Украине стали свыше 800 тыс. человек. Особенно заметные утраты понесли писательские организации. По обвинению в причастности к «украинской военной организации» был арестован О. Вишня. В концлагеря попали М. Кулиш, М. Зеров, В. Вражливый, И. Калячик, В. Пыдмогильный, Д. Загул, Е. Плужник и др. Всего на протяжении 1934 – 1938 гг. было арестовано более половины членов и кандидатов в члены Союза писателей Украины.

Решающую роль в драматических событиях относительно литературы сыграло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Постановление обязывало содействовать дальнейшему формированию и утверждению единого творческого метода в литературе и искусстве – метода социалистического реализма.

В июле 1934 г. состоялся Первый съезд писателей, который объединил 300 человек в единый Союз советских писателей Украины.

Украинская поэзия несмотря но притеснение, находит возможность реализовать свой творческий потенциал. Выходят поэтические сборники: «Ветер с Украины», «Сталь и нежность» П. Тычины; «Лето», «Сбор винограда» М. Рыльского; «Красные розы», «Люблю» В. Сосюры; «Из книги жизни», «Март» А. Малышко и др.

Прозаики донесли до читателей романы и повести: «Александр Пархоменко» П. Панча, «Мать» А. Головко, «Всадники» Ю. Яновского и др.

В украинское изобразительное искусство приходят молодые художники. Завоевывает популярность тематическая картина, героями которой становятся современники. Заметными становятся полотна «Кадры Днепростроя» К. Трохименко, «Победители Врангеля» Ф. Кричевского, «Щорс в бою под Черниговом» Н. Самокиша и др.

30-е годы – период становления и утверждения украинского киноискусства. В 1933 – 1938 гг. Киевская и Одесская киностудии выпустили 55 фильмов (например: «Богдан Хмельницкий», «Всадники», «Щорс» и др.).

Музыка также рассматривалась как способ партийной пропаганды. И все же украинская музыка сохранила и развила лучшие национальные черты народного музыкального творчества и классики, обогатила их новым идейным содержанием. Создавались песни и думы о революции, Красной армии, появилось много бытовых лирических и сатирических песен. Из музыкальных произведений выделяются своей эмоциональностью «Октябрьская кантата» М. Вериковского, симфоническая поэма «Поход» А. Штогаренко и др. Значительным событием в музыкальной жизни страны стал выход на сцену в 1940 г. оперы «Богдан Хмельницкий» М. Вериковского.


7. Культура Украины в годы Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны (1941 – 1945 гг.) вся территория Украины была оккупирована немецкими фашистами. Важную роль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками играли средства массовой информации, особенно радио.

Десятки украинских театральных коллективов, актерских бригад несли свое искусство фронтовикам, вдохновляя их на борьбу за свободу и независимость Родины. Например, Киевский театр оперы и балета им. Т. Шевченко послал на фронт 22 бригады, которые дали 920 концертов. Всего театры Украины послали на фронт 108 концертных бригад.

Глубоким патриотизмом было наполнено украинское киноискусство. Украинскими режиссерами в этот период было создано несколько высокопатриотических художественных фильмов («Как закалялась сталь» М. Донского, «Партизаны в степях Украины» И. Савченко). Работники хроникально-документального кино создавали своеобразную летопись борьбы с оккупантами («День войны», «Народные мстители», «Черноморцы»).

Ведущими темами в творчестве композиторов периода войны были патриотизм, вера в победу над врагом. Наибольшее внимание они уделяли созданию массовой боевой песни. Только за два первых месяца войны киевские композиторы создали свыше 40 песен и несколько походных маршей.

Бригады художников выезжали на фронт, заводы, в колхозы, вели активную художественную пропаганду и собирали материал для будущих художественных произведений. Со всех жанров изобразительного искусства в этот период интенсивно развивается графика. Первое место занимают плакат и сатирический рисунок. В сатирических жанрах работали художники В. Гливенко, А. Козюренко, В. Литвиненко. Их сатирические плакаты не только вызывали смех, но утверждали уверенность в разгроме фашистов.

Гитлеровцы разрушили в Украине 714 городов и поселков, свыше 28 тыс. сел. Значительные утраты понесли исторические и краеведческие музеи, библиотеки, картинные галереи. Всего из Украины враги вывезли свыше 330 тыс. ценных музейных экспонатов, сожгли более 50 млн. книг.

Вторая мировая война была серьезным экзаменом для украинской культуры. Но следует отметить, что деятели культуры оказались на высоте своего призвания: они все подчинили задачам разгрома врага. В сложных условиях войны культура стала могучим средством в борьбе против фашизма.

8. Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе.

В послевоенные годы расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, увеличилась численность научных кадров. Возобновили свою работу Киевский, Харьковский, Одесский государственные университеты. К 1950 г. действовало 222 тысячи школ.

Наряду со всеми положительными изменениями продолжала действовать сталинская идеология. Постоянному контролю подвергались деятели литературы и искусства. На протяжении 1946-1948 гг. ЦК КП (б) принял ряд постановлений: «Об искажении и ошибках в освещении истории литературы в книге «Очерки истории украинской литературы», «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мероприятия по его улучшению» и др. В названных документах искажалась культурная жизнь Украины, в частности литература, искусство, состояние исторической науки, около сотни украинских деятелей науки были обвинены в украинском буржуазном национализме.

Обходя политические притеснения, украинские литераторы доносили до читателя идеи гуманизма, чувство патриотизма, любовь к своей Родине. В эти годы получили широкое распространение произведения А. Малышко «Прометей», О. Гончара «Знаменосцы», М. Бажана «В дни войны», П. Воронько «Весенний гром» и др. Плодотворно работали А. Довженко, А. Копыленко, М. Стельмах. Борьбе с пережитками посвятили свои произведения сатирики и юмористы О. Вишня и С. Олейник.

В послевоенный период музыка характеризуется расширением тематики и жанров. В начале 60-х годов Б. Лятошинский завершил Третью симфонию, поэму «Гражина по повести А. Мицкевича. Тепло встретили слушатели Вторую симфонию и сюиту «Король Лир» Г. Майбороды, ораторию «Октябрь» К. Данькевича, сюиту «Памяти Леси Украинки» и «Партизанские картины» А. Штогаренко, «Прикарпатскую симфонию» С. Людкевича и др. В оперном искусстве следует выделить оперы «Милана» Г. Майбороды, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса, оперу-интерпретацию драмы-феерии Л. Украинки «Лесная песня» В Кирейко и др.

Тематика послевоенной живописи посвящена событиям Второй мировой войны. На материалах фронтовых воспоминаний создано великое множество картин: Д. Безуглый «Форсирование Днепра», Л. Чичкан «Отомстим», С. Отрощенко «Немецкие оккупанты на Украине».

В скульптуре также как и в живописи ведущими темами стали события и образы военного времени: памятник молодогвардейцам – монументальная скульптура (1954), ее авторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, А. Сидоренко и др.

60-е гг. ознаменовались выходом романов «Омут» Г. Тютюнника, «Правда и кривда» М. Стельмаха, «Капля крови» Ю. Мушкетика, «Человек живет дважды» Ю. Шелкопляса. С интересом общественность встретила произведения молодых поэтов-шестидесятников: В. Симоненко, Л. Костенко, И. Драча и др.

Репрессии 1965 – 1966 гг., скрытая идеологическая «чистка» редакций газет, журналов, издательств, институтов гуманитарного профиля, усиление идеологического давления на интеллигенцию вместо предполагаемого уничтожения инакомыслия дали обратный результат: часть шестидесятников, которые не были арестованы, давали отпор неосталинизму. Появились произведения «Горе от ума» В. Черновола – сборник документов и биографических сведений о жертвах репрессий 1965 – 1966 гг.; антисталинские статьи В. Мороза «Репортаж из заповедника им. Берия» и «Среди снегов». Весомый вклад в литературу вносят О. Гончар, М. Стельмах, П. Загребельный, Ю. Мушкетик, М. Зарудный и др.

Значительным явлением украинского кино стало творчество
С. Параджанова, К. Муратовой, Л. Быкова. Сокровищницу украинского кино пополнили такие талантливые фильмы, как «Тени забытых предков», «Белая птица с черной отметиной», «Меланхолический вальс», «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты» и др.

Новые черты в 70 – 80-е годы приобрела музыка. Широкой популярностью пользовались исполнители массовой эстрадной песни С. Ротару, В. Зинкевич, Н. Яремчук.

Пропаганде музыкального творчества благоприятствовала деятельность таких художественных коллективов как Государственный симфонический оркестр Украины, капеллы «Думка», «Требита», Украинский народный хор, квартет им. Н. Лысенко и др.

Среди общественных сооружений 70-х годов художественно отличаются Дворец культуры «Украина» (1970, архитектор Е. Маринченко и др.) и Здание института технической информации (1971, архитекторы Л. Новиков, Ю. Броев) в Киеве. Создаются музеи народной архитектуры и быта.

Установлены памятники А. Пушкину и Н. Лысенко в Киеве (А. Ковалев), Т. Шевченко – в Москве (Ю. Синкевич и др.), И. Франко – во Львове (В. Борисенко и др.).

Одной из ярких и характерных черт культурной жизни украинского был расцвет народного самодеятельного творчества. В художественной самодеятельности принимали участие свыше 4 млн. трудящихся; в республике действовало 105 самодеятельных народных театров, 48 народных ансамблей и симфонических оркестров.

В 80-е годы были начаты реформы в экономике и политике, социальной и духовной жизни СССР, которые, в конечном счете, привели к его развалу. 16 июля 1990 г. Верховной Радой была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, а 2 августа – Закон «Об экономической самостоятельности Украинской ССР. 24 августа 1991 г. Верховная Рада приняла «Акт независимости Украины», который был подтвержден на всенародном референдуме 1 декабря того же года. Таким образом, Украина пришла к независимости.

С провозглашением независимости Украины государство ощущало острую потребность в создании законодательной базы в области культуры. 23 мая 1991 г. Верховной Радой был принят закон Украины «Об образовании». Он определил школу как основу духовного и социально-экономического развития государства и предвидел кардинальные изменения в ее работе. Кабинетом министров утверждена комплексная национальная образовательная программа «Освита» («Украина – ХХI столетие»). Программа основывается на соединении образования науки и культуры, отечественного и мирового педагогического опыта. Ее целью является подъем отечественного образования до мирового уровня. Важным шагом в этом направлении стало принятие Верховной Радой Украины 19 февраля 1992 г. «Основ законодательства о культуре».

Из-за отсутствия эффективной системы государственного финансирования культуры указом президента Украины в июле 1994 г. был создан Фонд содействия искусству Украины. Уже первые шаги его деятельности показали, что работа Фонда эффективно влияет на реализацию многих художественных проектов, содействует духовному возрождению общества.

В 90-х годах возникают негосударственные культурно-творческие организации, среди них такие как ассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры», общественные объединения: театр – студия «Арабески», ассоциация «Новая музыка», Центр международных культурных инициатив и др.

Реорганизовывается вся система высшего и среднего специального образования. В 1998 г. в Украине насчитывалось 204 учебных заведения III – IV уровней аккредитации, т. е. университетов, академий, институтов, 665 учреждений образования I – II уровней аккредитации, т. е. техникумов и колледжей. В этом же году государство начало новый этап практической реализации программы возрождения исторических памятников, возвращение к жизни символов веры украинского народа. Отстроен заново Михайловский Златоглавый собор. После нескольких лет дискуссий по поводу проектов работ отстроен Успенский собор Киево-Печерской лавры, который поднялся из руин и освящен 28 августа 2000 г.

В 2000 г. в составе Министерства культуры и искусств Украины создана Государственная служба контроля за перевозом культурных ценностей через государственную границу. Служба занимается государственной экспертизой культурных ценностей, возвращением краденных, незаконно вывезенных и невозвращенных произведений искусства. Состоялся Всеукраинский съезд работников культуры и искусств, на котором с программными речами выступили Президент Украины Л. Кучма и министр культуры Б. Ступка, определив пути развития культурно-творческого процесса государства.

Процессы, происходящие в обществе, широко охватили и литературу. Происходит переоценка общественных идеалов, исторических событий. Сегодня первое место занимает публицистика, которая освещает политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Высоким гражданским пафосом наполнено творчество И. Драча, Д. Павличко, П. Мовчана, В. Яворивского, И. Дзюбы и др.

Весомый вклад в возрождение исторической памяти и возвращение забытых имен деятелей культуры и искусства внесли Союз писателей Украины и ее издательские органы: газета «Литературная Украина», журналы «Звон», «Березиль», «Днепр», «Вселенная», «Слово и время», «Украинский исторический журнал», «Памятники Украины».

Благодаря этим изданиям начали возвращаться в украинскую литературу ранее запрещенные имена писателей и их произведения, произведения искусства, творчество художников диаспоры, исторические исследования.

Происходят изменения в украинском кино. Создаются украиноязычные фильмы. По произведениям классиков украинской литературы созданы многосерийные фильмы «Сад Гетсиманский» по мотивам произведений И. Багряного, «Ловушка» – И. Франко, «Царевна» – О. Кобылянской, «Роксолана» – П. Загребельного. В1991 г. создан Государственный фонд украинской кинематографии. Позднее создана Ассоциация молодых кинематографистов Украины (АМКУ).

Возрождается в Украине музыкальное творчество, развивается современная украинская песня. Новые песни дарят слушателям О. Билозир, О. Билоножко, С. Ротару, П. Дворский, А. Кудлай, П. Зибров, Т. Повалий и другие мастера эстрадного искусства. Проводятся песенные фестивали – «Червона Рута», «Песенный вернисаж», «Таврические игры» и др.

Таким образом, деятельность украинский народ возрождает и развивает национальную культуру. Культура – вечная золотая нить истории, которая соединяет поколения, эпохи, времена и направлена в будущее. Украинская культура создала великие ценности. Задача нынешнего поколения – сберечь и приумножить их.


Список литературы

1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.

2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.

3. Культурология: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.

5. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.,2002.

6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1999.