Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 49

 

Поиск            

 

Особенности развития культуры в России

 

             

Особенности развития культуры в России

1Понятие культурологии. Содержание. Структура.

Культурология наука о культуре. Предмет культурологи культура как явление, ее структура, функции и задачи, история культуры, закономерности и особенности в ее развитии, функционирование и взаимосвязь различных культур во времени и пространстве. Базовое в культурологи понятие «культура» происходит от латинского слова «culture», что означает возделывание, воспитание, образование, улучшение, развитие.

2Науки составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками.

История именно история культуры предоставляет нам необходимую базу для изучения всех прочих вопросов. Хроника мировой культуры, дающая общую панораму культурной истории человечества с древности до наших дней. Культура отдельных народов.

Наиболее важными разделами культурологи являются следующие. Историографияизучает возникновение и эволюцию культурологических концепций и взглядов, она образует самостоятельное направление в культурологи, оформившееся в ХХ в. Философия культуры исследует культуру как явление и законы ее развития. Морфология культуры изучает формы культуры и их динамику, исходя из того, что это предопределяется внутренней силой, действующей в них, как в любом живом организме. Предметом социологии культуры является культура различных социальных групп (детей, подростков, молодежи, престарелых), культура разных профессиональных групп, присущие им модели поведения и стили общения, системы приоритетов и ценностей, материальных и духовных предпочтений. Задача прикладной культурологи заключается в установлении и анализе того, как организована культурная жизнь общества: как функционируют культурные учреждения, каковы их взаимосвязи и взаимовлияние, каковы особенности культурной политики, проводимой в данном обществе. Предмет культурной антропологии взаимоотношения человека и общества, закономерности процесса окультуривания человека. Ученые пытаются выяснить как на человека влияет среда, семья, школа, массовая культура, национальные обычаи и традиции, каковы процессы становления духовного мира людей. Способы и результаты деятельности человека. Культурная антропология ставит своей задачей изучение национального характера человека, особенностей его менталитета. Важнейшим разделом культурологи является история культуры, которая исследует генезис общечеловеческой культуры, этнических и национальных культур. Вклад конкретных народов в мировую культуру: достижения в области архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки, философии, науки, религии. История культуры народов мира показывает, насколько пестра, богата, многообразна и неисчерпаема в своих проявлениях культурная карта мира . культурология возникла на пересечении наук, таких как история социология, психология, этика, эстетика, этнография, искусствоведение, философия, психолингвистика, религиоведение.

3Понятие. Содержание и структура культуры.

Структура и состав современного культурологического знания Культурология это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.

4 Закономерности развития культуры

Законы развития культуры Одной из основополагающих проблемкультурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса.

Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.

1 Культура обладает способностью к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится в зависимости от того, что было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является несовпадение ритмов общественно экономической и культурной жизни.

2 Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.

3 устойчивыми элементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры народный дух, менталитет. Новаторская сторона культуры тесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этой линии является город центр и воплощение цивилизации. Эта закономерность проявилась в глубокой древности, на заре человеческой истории и действует до сих пор. Культурологи справедливо интересуются проблемой городов как фактором становления человеческой цивилизации. Так, французский историк Ф. Бродель (1902 1985) составил великолепное описание жизни и быта многих крупнейших городов мира.

4 Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Также каждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В Античности это нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которого характерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейского Средневековья идеалом был глубоко религиозный человек, способный на подвиг во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

5 Функции культуры

Более определенной выглядит ситуация с выделением ведущих функций, которые выполняет культура. В качестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействие духовному развитию человека, раскрытию его талантов. С этой точки зрения насколько хорошо культура способствует развитию человеческой личности человек есть мера культуры.

Культура помогает человеку приспосабливаться к данному обществу, интегрироваться в него. Выполняя, таким образом, функцию адаптации. Близкой к ней является функция социализация, т.е. приобщения человека к обществу, когда человек становится членом человеческого коллектива.

Важной следует признать нормативную функцию: культура, действуя как система норм и правил человеческого общежития, регулирует жизнь человека и общества и взаимоотношения людей, удерживая их в границах дозволенного.

Ценностная функция культуры проявляется в том, что культура будучи по сути своей системой ценностей, формирует у каждого человека личную систему ценностей, т. е. круг потребностей и установок на определенные виды деятельности. Познавательная функция культуры выражается в развитии наук и нацеливает человека и общество на дельнейшее познание мира. Чем лучше, эффективнее выполняется эта функция, чем активнее общество усваивает научные достижения, тем быстрее будет идти его развитие.

Культура служит также средством передачи от поколения к поколению накопленного опыта. У человека нет генетической памяти на то, что изобретено, создано, открыто, и другого способа передать потомкам информацию о мире, кроме как культуру, просто не сущеествует. Не случайно по этому культуру называют социальной памятью человечества.

30 Культурная жизнь в стране в середине 60х до перестройки

Культура неосталинизма «Оттепель» продолжалась недолго. Ее окончание нередко связывают с процессом по делу писателей А.Синявского и Ю.Даниэля в феврале 1966г опубликовавших на Западе свои произведения.

Период конца 60х середины 80х годов принято назвать неосталинизмом и связывать с политической деятельностью Л.И. Брежнева, возглавившего страну и партию в 1964г. Культура брежневской эпохи характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжались развития всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей. Поэтов, художников и композиторов. За несогласие с официальной линией партии из страны были высланы крупные деятели культуры. Запрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве.

В целях регулирования тематики художественных произведений была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного процесса. Родилось понятие «полочного» фильма , снятого, но не допущенного на экран в силу «идеологической невыдержанности». Та же практика распространялась на организацию художественных выставок, театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений. Было ограничено знакомство советской публики с образцами художественной культуры стран Восточной Европы.

32 Перестройка культуры в России конца 20в.

Культура в годы перестройки и постсоветской период Новый этап развития культуры пришелся на годы перестройки (1985 1991), в ходе которой развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. Завершающий современный период(1992 по настоящее время) можно обозначить как переходный: Россия в произошла настоящая культурная революция. главная причина обвала советских ценностей заключалась в неготовности общества защищать традиции социалистической культуры. Для значительной части населения культура оставалась закрытой системой.

В 1987г партийно-государственное руководство СССР страны провозгласило политику управляемой гласности , ограниченной «социалистическими рамками». Постепенно традиционная идеологическая опека над средствами массовой информации была сначала ослаблена, а позднее естественным образом утрачена.1990 Закон о печати в, котором декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. В конце ХХ в российские зрители впервые получили возможность увидеть отечественные «полочные» фильмы, ранее недопустимые. Одновременно все более углублялся раздел молодежной средой и старшим поколением. Выступления популярных звезд эстрады, рок групп, спортивных клубов и сектантских религиозных проповедников стали собирать массовые молодежные аудитории. Происходит быстрое и резкое расслоение общества. ЗОЖ не ценится цисло молодых воспитанных людей резко сократилось. Накопления к пределу подошло взрывоопасной соц. Энергии. Нормальные луди зовутся второсортными и приняв свою участь тихо выживают оказывая редкие способы сопротивления.

29 Искусство периода Великой Отечественной войны и его вклад в разгром фашизма.

Главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов СССР и патриотизма. на первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать. Руководство культурной работой страны осуществляли Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), главное политическое управление Красной Армии, Комитет по делам искусств при СНК СССР, Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Отдел науки ЦК ВКП(б), отделы культуры ВЦСПС и республиканские наркоматы просвещения. С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках.

Интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Тесные связи культур способствовали их взаимообогащению. Война нанесла колоссальный урон отечественной культуре. Разрушены 430 музеев из 991, 44 дворцов культуры и библиотек, разграблены дома музеи. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы с надеждой на лучшее будущее. У людей укрепилось чувство собственного достоинства, расширился кругозор: впервые советский человек увидел европейские страны такими, какими они были в действительности, а не в изображении средств массовой пропаганды.

Однако какой бы справедливой война не была для народа, она ухудшила психологический климат общества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценение человеческой жизни, пьянство, детская беспризорность, разрушение семей все это создавало множество серьезных проблем. В годы ВОВ более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Мусса Джалиль, П.П Вершигора, А. Гайдар, А.Суриков, Е.Петров, А.Бек, К. Симонов, М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь», «Вставай, страна огромная!» эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики. Образы защитников Ленинграда создали О.Бергольц («Ленинградская поэма») и В. Инбег («Пулковский меридиан») . Сталинградской битве посвещены повести К. Симонова «Дни и ночи » и В.Гроссмана «Направление главного удара ». О героизме тружеников тыла говорилось в произведениях М. Шагинян и Ф.Гладкова. Огромной популярностью пользовались поэмы «Василий Теркин » А.Твардовского, «Зоя » М. Алигер и роман А.Фадеева «Молодая гвардия