Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 48

 

Поиск            

 

Идея свободы и художественная культура Греции

 

             

Идея свободы и художественная культура Греции

Содержание

Введение

1. История и культурное наследие Греции

2. Идея свободы Греции

3. Связь свободы и художественной культуры Греции

Заключение

Список литературы

Введение

Изучая культуру и искусство Античности, следует учитывать два обстоятельства:

1) термин античность объемлет две культуры - культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима;

2) каждая из этих культур имеет свою специфику и свою историческую периодизацию.

По мнению историков культуры, возникновение цивилизации в Греции - явление удивительное и труднообъяснимое. «Они изобрели математику, науку и философию; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо ортодоксального учения. Происшедшее было настолько удивительным, что люди до самого последнего времени довольствовались изумлением и мистическими разговорами о греческом гении». В Древней Греции искусство впервые стало социальным явлением.

История античной Греции раскладывается на следующие периоды:

- доклассический;

- древнейшие цивилизации (Критская, Микенская) (2-1тыс. до н.э.);

- гомеровский (Х1-ГХ вв. до н.э.);

- архаический (УШ-У1 вв. до н.э.);

- классический:

- эпоха расцвета (V в. до н.э.);

- эпоха кризиса полиса (IV в. до н.э.);

- эллинистический (323-27 гг. до н.э.).

Обсуждение культуры и искусства античной Греции требует понимания тех социальных условий, той художественной среды, в которой они возникли, существовали и развивались. Необходимо представить себе спектр вкусов людей того времени, их художественных потребностей и идеалов, которые транслировали античный театр, музыка, архитектура, скульптура. А это влечет за собой изучение представлений греков о человеке, о мире, о богах, о природе, т.е. о том, что определяло их идеи, системы ценностей и принятые ими нормы поведения.

Цель работы – рассмотреть идею свободы и художественную культуру Греции.

Задачи работы – рассмотреть историю и культурное наследие Греции; определить значимость свободы в культуре Греции; охарактеризовать взаимосвязь свободы и художественной культуры Греции.

1. История и культурное наследие Греции

Греция – колыбель европейской цивилизации. Греция – это страна, где Эрос (бог любви) встречает Софию (богиню мудрости). Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский. Греческие мыслители и ученые заложили основы научных знаний. Грамма – по-гречески – буква, грамматика – наука о правилах письма, арифметика – наука о числах, география – описание Земли, геометрия – измерение Земли. В некоторых отраслях научных знаний древнегреческие ученые достигли таких успехов, что их работы (например, книга по геометрии, написанная греком Евклидом) лежали в основе современных учебников и учебных пособий по этому предмету. В Греции впервые возник театр. До нашего времени некоторые из пьес, написанные древнегреческими писателями, как, например, сказание о несчастной судьбе царя города Фив – Эдипа ("Царь Эдип"), идут на сценах современных театров. Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Без знания истории Древней Греции современный человек не может в полной мере понять и оценить культурные сокровища, созданные человечеством. Греция (Древняя Эллада), общее название территорий древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии.

Первые раннеклассовые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Теринф, Пилос и др.) образовались в начале 2-го тысячелетия в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 до Н.Э.) повлекло распад государств и оживление родовых отношений. К 9 в. до Н.Э. Грецию заселяли: эолийцы – Северная Греция, дорийцы – Средняя Греция и Пелопонесс, ионийцы – Аттика и острова. В результате борьбы демоса с родовой аристократией в 8-6 вв. до н.э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы землевладельцев и ремесленников c родовой знатью государственная власть в полисах была либо демократической (Афины), либо олигархической (Спарта, о. Крит). В экономически развитых полисах (Афины, Коринф и др.) широко было распространено рабство; в Спарте, Аргосе и других долго сохранялись пережитки родового строя. 5-4 вв. до н.э. – период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидской войне (500-499 гг. до н.э.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами).

Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры – годы правления Перикла (443-429 гг. до н.э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом за торговые пути привели к Пелопонесской войне (431-404 до н.э.), которая завершилась поражением Афин. В середине 4 века на севере Греции возвысилась Македония. После распада державы Александра Македонского в так называемый период эллинизма (3-2 вв. до н.э.) в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции. Со 146 г. до н.э. (после разгрома римлянами Ахейского союза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н.э. на ее территории была основана римская провинция Ахайя). С 4 в. н.э. Греция стала частью Восточной Римской империи – Византии.

В средние века Греция была объектом острой борьбы между Венецианской республикой и Турцией. В ходе этой борьбы был частично разрушен всемирно известный храм Парфенон. Турки устроили в нем пороховой погреб, а венецианцы открыли по нему огонь из пушек. В XIV-XV вв. Греция была порабощена турецкими феодалами. Греческий народ вел длительную и упорную борьбу против чужеземного господства, и только в 1830 г. страна добилась независимости. Освобождению Греции от ига Османской империи способствовала Россия, которая нанесла поражение турецким войскам в войне 1828-1829 гг.

В годы второй мировой войны греческий народ под руководством Национально-освободительного фронта (ЭАМ), решающей силой которого являлась Коммунистическая партия Греции (КПГ), в благоприятных условиях успешного продвижения советских войск на Балканах изгнал фашистских оккупантов из страны. Однако в результате открытой вооруженной интервенции Великобритании в декабре 1944 г. и грубого вмешательства американского империализма греческому народу был навязан антидемократический режим. В декабре 1947 г. были запрещены КПГ, ЭАМ и др. прогрессивные организации.

В 1952 г. Греция вступила в НАТО, в 1953 г. подписала с США неравноправные соглашения о предоставлении им территории под военные базы. В 1962 г. была принята в "Общий рынок" на правах ассоциации, а в 1981 г. стала его десятым членом.

После падения военной диктатуры страной в течение 7 с лишним лет правила партия "Новая демократия", которая на первых порах под давлением антидиктаторских настроений народа восстановила основные буржуазно-демократические институты и предприняла некоторые попытки модернизировать режим господства монополий. В дальнейшем правительство "Новой демократии" совершило поворот вправо.

По конституции, вступившей в силу 11.06.1975 г., Греция - парламентарная республика с президентской формой правления. Глава государства - президент - избираемый парламентом сроком на 5 лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (300 депутатов), избираемому сроком на 4 года, и президенту республики. Исполнительная власть осуществляется президентом республики и правительством.

В Греции действует ряд политических партий различных направлений. Наиболее влиятельные: правящая партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) - отражает интересы в основном мелкобуржуазных слоев города и деревни: правая партия "Новая демократия", выражающая интересы крупной промышленно-финансовой буржуазии, связанной с иностранным капиталом, и крупных землевладельцев; Союз демократического центра (ЭДИК) - партия либеральной буржуазии.

Религия – православное христианство. Почти 98 % населения Греции придерживается автокефального (независимого) греко-православного вероисповедания. Представителем греческой православной церкви является Архиепископ Афинский.

Климат Греции мягкий, средиземноморский, на побережье субтропический. Короткие горные реки Центральной и Южной Греции летом почти пересыхают. Только во время непродолжительной зимы идут дожди, иногда выпадает снег, но быстро тает. Бесчисленные горы и плоскогорья, сильно изрезанные берега, лазурная синева моря и неба - неотъемлемая, наиболее типичная часть пейзажа Греции.

2. Идея свободы Греции

Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический период, достигла апогея в классический и получила преобразование в эллинистический период.

Истоки такого понимания свободы обычно объясняют особенностями природы, ландшафта, формировавших установки греков: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего. Грек никогда не чувствовал себя потерянным в окружающем мире, который всегда представал перед ним стройно расчлененным естественными границами: небольшие долины, невысокие горы, море, наполненное хорошо видимыми островами. И в этом мире, сомасштабном ему, он занимал место хозяина, дарованное богами.

В соответствии с таким пониманием свободы формировалась и государственная система: не единое государство, как на Востоке, с претензиями на мировое господство, а отдельные государства в тех границах, которые определили природа и родовая организация. Называясь полисами, эти города-государства жили своей жизнью, имея свой диалект, своих богов и героев, календарь и монету. Однако это не мешало им долгое время ощущать себя одним народом - эллинами (от древнего названия Греции - Эллада).

В систему ценностей свободного грека входили неразрывная связь с полисом, органичная включенность в него, надежность и защищенность существования, наличие широких возможностей для самореализации и в собственном совершенствовании, и в изменении своего социального, положения. Способность жить «по природе» и «по установлению» была предметом гордости свободного человека. Именно эта способность определяла неспешный образ жизни грека.

Античный грек вставал с рассветом и приветствовал восходящее солнце, затем завтракал, выпивая кубок вина и съедая кусок хлеба, и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, каждый свободный гражданин находился с утра в городе, проводя время в общении, которое происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, в парикмахерских. Люди легко вступали в контакт, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались. Многие проводили полдня в народном собрании. Слушать ораторов, выступать против того, что не нравится, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники.

Так проживал свой день обычный гражданин полиса классического периода.

Именно в это время отмечался взлет и интенсивное развитие всех видов и жанров искусства. Не было счета трагедиям и комедиям. Активно заявляло о себе изобразительное искусство. Существовали специальные здания для хранения картин (пинакотеки), время от времени устраивались выставки и обсуждения, привлекавшие множество знатоков живописи и ваяния. При этом подавляющая масса произведений искусства была включена в повседневную жизнь афинянина. Плутарх утверждал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы - мир искусства был живым миром.

В IV в. до н.э. Эллада пережила политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх. Эллинистический период принес принципиально новое представление о свободе. До определенного времени грек не испытывал потребности в пристальном вглядывании в себя, в анализе мотивов своего поведения, в оценке своих поступков, отсутствовала необходимость в самоанализе, поскольку и ценности, и поведение греков были предопределены извне, сообществом, в котором он жил. Видимо поэтому не было в греческом языке слова «совесть», а Сократа, впервые заговорившего об этом, обвинили в поклонении «чужим богам» и казнили.

Теперь же после крушения полисной системы главным стержнем становится понимание того, что казавшиеся ранее безграничными возможности человека на самом деле ограниченны. И ограничителем выступало устройство самого полиса. Стали очевидными новые горизонты. Гражданин полиса уступил место космополиту. При том, что появилось много новых возможностей путешествовать, заниматься предпринимательством, наконец, разбогатеть, появилось и развивалось чувство неуверенности в завтрашнем дне, ставшее для греков доминантой этого периода. Это и заставило их обратиться к своему внутреннему миру, чтобы разобраться в происходящем и решить, как сохранить хотя бы внутреннюю свободу.

Таким образом, благодаря потере выстроенной всем сообществом свободы для всех, произошел «великий поворот» к новому пониманию свободы для отдельного человека. Новыми идеологами, сформулировавшими новые ценности, стали киники и стоики, чьи воззрения легли в основу римской философии.

Выразителем этих направлений в изобразительном искусстве были великие мастера IV в. до н.э. - Пракситель и Скопас.

Пракситель (около 390 - 330 гг. до н.э.) - скульптор, представитель поздней классики. Он был мастером божественных образов: «Сатир, наливающий вино», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Эрот». Наиболее известна его скульптура обнаженной Афродиты, которая получила название «Афродита Книдская». Пракситель впервые обнажил Афродиту. Только ей одной позволялось демонстрировать свою красоту без одежд. Она будто только что вышла из воды, прикрываясь руками, блестя чистотой, белизной паросского мрамора. Улыбка, волосы, взгляд, брови - превосходили все, что ваяли до этого скульпторы. В этом прелестнейшем из чудес Греции было соединение живой величавости с негой чисто южного характера.

Позднее она стала символом Книда - ее начали изображать на книдских монетах. А вифинский царь Никомед предлагал за ее уступку выплатить все государственные долги книдян.

Пракситель свои фигуры, высеченные обычно в теплом, нежно светящемся мраморе, отдавал для подцветки. Они мягко тонировались воском и оживлялись легким цветом. Одна из его работ дошла до наших дней в подлиннике. Это «Гермес с младенцем Дионисом». Утрачены только ноги и кисть руки Гермеса, державшего виноградную гроздь. Фигура овеяна атмосферой неги.

Пракситель выработал утонченный идеал красоты. Он владел виртуозной техникой обработки мрамора, благодаря которой достигал пластичности изображения и эффекта «влажного» взгляда.

Под его резцом прежде прекрасная форма искажается - страдание делает человека некрасивым, обезображивает его лицо.

Раньше греческая эстетика вообще исключала страдания. Мастера V в. до н.э., изображая чувства, сохраняли неприкосновенным лицо или незначительно искажали его черты, поднимали брови, напрягали лоб. И вот фундаментальный нравственный принцип древнегреческого искусства оказался нарушен. Теперь же страдание проникло в самую суть человеческого существа. Красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, и из его груди вырывается стон. Знаменитая «Вакханка» (или, иначе, «Менада») - небольшая статуэтка служительницы культа Диониса - представляет Скопаса мастером новых пластических решений. Полуобнаженная, в дикой пляске фигура уже не стоит, не поворачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении. Вакханка охвачена страстью - разрывает на части животное, в котором видит воплощение бога. На глазах зрителя совершается кровавый ритуал, который никогда прежде в греческой скульптуре таким образом не выражался.

Скопас разработал принципы круглой скульптуры: понять идею автора можно, только обойдя «Вакханку» кругом. Не менее известны другие работы Скопаса: «Потос», «Мелеагр».

3. Связь свободы и художественной культуры Греции

Основные направления художественной культуры Греции:

1) устремленность в патетическую героику;

2) уход в индивидуальный мир.

Вся культура Греции - это построение и оправдание мифа. Даже философия, которая в современном мире призвана скорее развенчивать мифы (правда при этом неминуемо создавая новые), имеет мифологические корни. Сказанное относится не только к милетской школе, но и к более поздним философским учениям, например к философии пифагорейцев, элеатов, Платона. Связано это с тем, что в древнегреческих мифологических и полумифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. Так, Гесиод написал поэму "Теогония", что значит "Происхождение богов". В греческой литера- туре мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это не что иное, как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода раскрываются мысли человека, который пытается осознать не только то, что он не- посредственно наблюдает и переживает, но его волнуют и весьма отвлеченные вопросы, на которые он сам не мог дать ответ, но которые уже не мог не поставить. Например, вопрос о том, откуда возникли, как родились боги. Такая постановка вопроса уже не является чисто религиозной. В сущности, вопрос о происхождении богов легко пере- растает в вопрос о происхождении мира.

Таким образом, философ уже не является слушателем (читателем) - потребителем мифа, хотя в повседневной жизни он, как и всякий грек, окружен мифологией, более того, во всем - в языке, образах, способах мышления не свободен от мифологии. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводится за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богам. Но от такого, в широком смысле теологического, то есть сводящего все причины к промыслу Божьему, объяснения философия отталкивается, уходит.

Когда мифология задавалась вопросами: почему, как устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств. Например, если они утверждали: Земля - огромное тело, имеющее форму шара, то создатель мифа мог бы сослаться на что угодно - на предание, на богов. А вот первые греческие мудрецы, делая астрономические заключения, должны были давать конкретные доказательства или хотя бы приводить абстрактные теоретические построения. Как можно было в то время доказать шарообразность Земли? Каковы были "доказательства"? Главным образом, эстетические.

Так, пифагорейцы считали, что нашей Земле надлежит быть шаром, по законам гармонии и совершенства, потому что круглое тело считалось пластичным, красивым. Не было и не могло быть тогда эмпирически достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе можно было рассуждать абстрактно, только на основе фантазии. Философии было важно и удобно опереться на астрономический материал, так как идея космоса, целостного, единого мира как универсума была органичной для древней мысли и для философии вообще.

Понятно, что астрономия в античности так и не стала наукой в современном смысле этого слова: почти все астрономические представления ныне кажутся фантастическими.

Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является ценнейшей частью мировой. В ней сформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это означает не просто то, что греческими мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура. Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника, материя и ее двойственность... Без обращения к греческому наследию европейской культуры просто бы не существовало и мы не смогли бы понять хоть как-нибудь, хоть по своему, ни арабских математиков, ни индийских и китайских мудрецов.

Заключение

Особенностью греческой культуры является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни.

Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня.

На почве древнегреческой культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники.

Отточенность, яркость и глубина философской мысли, обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.

Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира.

Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности.

Список литературы

1. Быстрова А.Н. Мир культуры: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Издательство «ПРИОР», 2005.

3. Гуревич Л.Я. Категории средневековой культуры. М.: Знание, 1984.

4. Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Просвещение, 1990.