Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 48

 

Поиск            

 

Деликвентная культура

 

             

Деликвентная культура

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ………………………………………………4

2. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ………………………9

3. ДЕЛИКВЕНТНАЯ КУЛЬТУРА……………………………….…….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….20


ВВЕДЕНИЕ

Культура - это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

В данной работе будет рассмотрен социальный аспект культуры, как неотъемлемой части человеческой жизни. Данная тема особенно актуальна, потому как культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления, как системы норм и ценностей современного общества. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

▬ рассмотреть понятие, основные формы и разновидности культуры;

▬ охарактеризовать деликвентную культуру;

▬ обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Объектом изучения данной работы является культура, как социальное явление, ее роль в современном обществе. Предметом исследования являются культурные процессы, протекающие в обществе.

В качестве теоретической основы изучения в работе широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по социологии.


1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

В повседневной жизни понятие о культуре возникает, когда говорят об обычной воспитанности и бытовой этике. При этом такое понятие ограничивается только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания культуры и для выявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии и культурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данный социальный феномен - культура.

Чтобы понять сущность культуры, как социального явления, необходимо рассмотреть некоторые определения культуры.

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении культура ("возделанное") противостоит "натуре" (природному) и означает то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. Культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Т.е., культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении"[1] .

Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности, опыт - это закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач. Т.е. культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память - это определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.[2]

На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет, или, что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип "Новое - это хорошо забытое старое". Таков парадокс культуры.

Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных "Маугли" трагичны именно тем, что выпавший в силу случая из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой. Благодаря этому, усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить и т.д. Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности. Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.

Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры.

Культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком. Причем "все" включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления[3] .

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Человек формируется вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа главной функцией культуры. Из человекотворческой функции вытекают и остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, передавая от одних другим социальный опыт. Ходят ли люди в джинсовых костюмах, в сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками или особым образом сложенными пальцами - везде они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого (функция передачи социального опыта).

Но культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым, ограничивая свободу человека. З. Фрейд определял ее как "все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений" и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни[4] .

Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как "осознанную необходимость". Между тем, достаточно одного риторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор. Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Но каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.[5]

Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Наконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или "ужастик" по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Не случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры[6] .

Следующая основная функция культуры - знаковая. Сущность ее состоит в том, что человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики (и других точных наук) специфическими знаковыми системами выступают: формулы; для музыки – это ноты, для языка – это слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.

И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной функцией, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается на протяжении всей своей жизни, то есть делает его личность неповторимой.[7]

Разумеется, функции культуры активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура – это всегда процесс. Она находится в изменении, в динамике, в развитии, в этом состоит ее великая жизненная сила.

В целом, можно сказать, что культура – это своеобразный цемент здания общественной жизни.

2. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как система, она может быть структурирована по различным основаниям.

По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую), национальную, культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную), территориальную (культура городская и культура сельская), культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.

По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, хотя не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора ("народная медицина", "народная педагогик" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появился лишь с эпохи нового времени[8] .

Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.

Сравнительно недавно в оборот вошло еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов. Но общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать (обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом).

Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д.[9] .

Культуру можно структурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную. Противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, материальная культура потому есть культура, что она в то же время духовна.

Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка). Внешняя культура — это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры. Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом. Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой. Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).[10]

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов, поэтому, о каком бы или виде (аспекте) культуры ни шла речь, необходимо четко определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию видов культур проводят по некоторым признакам:[11]

1. Сообразно видам человеческой деятельности - анализу подлежат содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:

а) культуры труда и культуры досуга;

б) культуры экономической и культуры политической;

в) культуры эстетической и культуры нравственной;

г) иных видов культур, связанных со спецификой

проявлений тех или иных видов деятельности.

2. По сферам жизнедеятельности человека:

а) культура семьи и культура производственного коллектива;

б) культура города и культура села и т.д.

Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.

3. По наличию определенных социальных общностей - осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

4. Сообразно профессиональным общностям - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.

5. По социально-демографическим параметрам - ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

6. Происхождение культуры, ее генезис - этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях исторического формирования и развития.

7. По степени общности логично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.

Разумеется, семь перечисленных вариантов подхода к делению культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но значительно дополняют и конкретизируют друг друга.[12]

Культура проявляется в своих формах и разновидностях. Формы культуры бывают трех видов: элитарная, народная и массовая. Элитарная культура, или высокая, создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами, она трудна для понимания неподготовленного человека. В отличие от элитарной - народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, ее называют любительской или коллективной (но не по уровню, а по происхождению), включает в себя мифы, легенды, эпосы, сказки, песни и танцы - это фольклор. Массовая культура - это концертная и эстрадная музыка и многое другое - поп-культура, китч (псевдоискусство, низовой слой массовой культуры, проявляющийся в бульварной прессе, примитивном кино и видео).

Существует также и две разновидности культуры: субкультура и контркультура. Субкультура - это часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Контркультура обозначает субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится конфликте с господствующей культурой (молодежная, субкультура террористов).


3. ДЕЛИКВЕНТНАЯ КУЛЬТУРА

Деликвентная культура - это культура преступного мира, это совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.

Считается, что вначале эта культура возникла в закрытых исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудных подростков, которые составили позднее основную массу осужденных «первоходков». Такая культура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллетивизм – клановостью, товарищество – лжетовариществом, поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.[13]

Деликвентная (криминальная) субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни, внося в них определенный порядок.

В культуре преступного мира отчетливо прослеживается:[14]

- резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;

- внутренняя связь с уголовными традициями;

- скрытность от непосвященных;

- наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов (татуировки, «блатной» язык и т.д.);

- попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестком и циничном отношении к «чужим» слабым и беззащитным;

- отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;

- нечестность и двуличное отношение к «чужим»;

- паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;

- обесценивание результатов человеческого труда (вандализм);

- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

- поощрение циничного отношения к женщине, половой распущенности;

- поощрение низменных инстинктов и форм асоциального поведения.

Ценности культуры формируются с учетом следующих факторов:[15]

- наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в обществе;

- сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

- снятие всех моральных ограничений;

- отсутствие запретов на любую информацию (в т.ч. на интимную).

В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знаки различия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто». Средствами социальной стигматизации являются:[16]

- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степени его авторитета, притязания и ожидания;

- клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;

- система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.

- размещение человека в пространстве (по спальным местам и т.д.).

Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников) противостоящих официальной культуре. Степень сформированности криминальной культуры, её влияние на личность и группу бывает различной. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определённое оформление; и может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию, как криминогенный контингент, так и законопослушных людей.

Культура преступного мира включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).[17]

Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях – чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.д.; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и её присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Однако в этических воззрениях уголовного мира проявляется ряд противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы:

- возврат к классическим «воровским традициям» (тенденции традиционализма); к «законам нэпманских воров»;

- обновление воровских «законов» в связи с изменениями в обществе (тенденции модернизма);

- ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый «беспредел»);

- копирование норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).

Важное место в деликвентной культуре занимают «мифы» (уголовная мифология), насаждающая образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и т.п., способствующие сплочению преступных групп, возникновению уголовных традиций.

Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Функции, выполняемые деликвентной (криминальной) культурой можно разделить на следующие группы:[18]

1. Стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии «элиты»).

2. Поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия).

3. Пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла).

4. Опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, жаргон).

5. Поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, «опускание»).

6. Коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»).

7. Сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство, как способы снижения статуса неугодным и др.).

8. Материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.).

9. Досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений).

10.Функция специфического отношения к своему здоровью – от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство – до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенных исследований можно сказать следующее.

Культура - это степень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности, всего того, что делает человека человеком, именно культура отличает человека от всех остальных живых существ. Ее сущность проявляется в функциях, основными из которых являются человекотворческая, передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой множественны и тесно переплетены и взаимосвязаны. Наиболее широко известно деление культуры на материальную (культура материального производства, материальная культура быта, культура среды обитания и культура отношения к вещам, культура физическую) и духовную (культура интеллектуальная, нравственная, правовая, художественная и религиозная).

Культура проявляется в своих формах и разновидностях. Формы культуры бывают трех видов: элитарная, народная и массовая. Существует также и две разновидности культуры: субкультура и контркультура. Субкультура - это часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Контркультура обозначает субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится конфликте с господствующей культурой (молодежная, субкультура террористов).

Существует особый вид культуры - деликвентная культура (культура преступного мира) - это совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Она по сути своей носит агрессивный характер.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. 1996. № 10.

2. Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступное поведение и психические аномалии» - М., 2004. – 259 с.

3. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987. – 166 с.

4. Еникеев М.И. «Основы общей и юридической психологии» - Юристъ.:- М., 2002. – 401 с.

5. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- ИНФРА- М. - М., 2004.- 112 с.

6. Конев В.А. О сущности освоения культуры//Методологические проблемы освоения культуры.- К,1988.- 156 с.

7. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания// Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2004.- 459 с.

8. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2003.- 501 с.

9. Розин В.М. Психология для юристов.- ФОРУМ.- М.,1999. – 95 с.

10.Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 2003. – 325 с.

11.Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2005.- 265 с.

12.Филатова О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2003. – 411 с.

13.Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М.,1989.


[1] Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- ИНФРА-М. - М., 2004.- с.43.

[2] Манхейм, К. Избранное : Социология культуры - М.; СПб.: Университетская книга, 2003. - с.259

[3] Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М., 2003.-с.3

[4] Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М.,1989.- с. 95

[5] Манхейм К. Избранное : Социология культуры - М.; СПб.: Университетская книга, 2003. - с.261

[6] Манхейм К. Избранное : Социология культуры / Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2003. - с.262

[7] Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2003- с.44

[8] Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2004. - с. 38-46

[9] Конев В.А. О сущности освоения культуры//Методологические проблемы освоения культуры.-К,1988.- с.7.

[10] Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2005.- с. 39

[11] Манхейм, К. Избранное : Социология культуры - М.; СПб.: Университетская книга, 2003. - с.260

[12] Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2003- с.43

[13] Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступное поведение и психические аномалии» - М., 2004. – с.25

[14] Розин В.М. Психология для юристов.- ФОРУМ.- М.,1999. – с. 38

[15] Антонян Ю.М. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. 1996. № 10

[16] Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступное поведение и психические аномалии» - М., 2004. – с.26

[17] Еникеев М.И. «Основы общей и юридической психологии» - Юристъ.:- М., 2002. – с. 215

[18] Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступное поведение и психические аномалии» - М., 2004. – с.27