Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 40

 

Поиск            

 

Словенские и боснийские земли в Средние века и раннее Новое время

 

             

Словенские и боснийские земли в Средние века и раннее Новое время

СЛОВЕНСКИЕ И БОСНИЙСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ


План

1. Словенские земли в VII — первой половине XIV в.

2. Словенские земли в эпоху Реформации и Контрреформации.

3. Боснийские земли в XIII - XV вв.

3. Черногория в XVII - XVIII вв.


1. Словенские земли в VII — первой половине XIV в.

Славянская колонизация представляла собой длительный и сложный процесс, прошедший ряд этапов. Так, применительно к истории словенцев ("альпийских славян") начальным моментом их переселения в Центральную Европу называют уже сере дину VI в.

С начала поселения и до 620-х гг. "альпийские славяне" признавали власть аварского каганата, а на западных границах в VII — начале VIII в. вели борьбу с баварцами и лангобардами.

Около 623 г . (или 626 г .) возникло так называемое "государство Само" с центром на территории позднейшей Чехии, в состав которого вошла некая "Вендская марка", управляемая князем Валу ком, — его принято считать первым словенским государем.

Более достоверные сведения из ранней истории словенских земель содержатся в трактате "Обращение баварцев и карантанцев" (вторая половина IX в.). В нем речь идет о территории современной Словении, которая фигурирует в источниках раннесредневекового периода под названием "Карантания" (по-русски — Хорутания). Автор трактата сообщает, что в начале 740-х гг. карантанским князем был некий Борут, просивший помощи у баварского герцога в борьбе против аваров. Следствием баварской интервенции явилось признание карантанцами власти герцога и франкского короля. Борут оставался карантанским князем вплоть до своей кончины (ок. 749 г .). Наследовали ему сын и племянник, которые до этого находились при баварском дворе и были крещены. К концу правления последнего (ок. 751—769 гг.) в Баварии произошло восстание, в результате которого она вместе с Карантанией отделилась, однако в 788 г . — при Карле Вели ком — франкская власть там была восстановлена. Судя по данным упомянутого трактата, в Карантании с этого времени шел довольно интенсивный процесс оттеснения местных князей o т власти франкскими маркграфами. В начале IX в. Карл Великий завладел также Истрией — полуостровом в северной части Адриа тики, где франкская администрация, видимо, поощряла приток славянских колонистов.

В дальнейшем на протяжении ряда столетий словенские земли оставались в составе германских государств — империи Каролингов, Восточно-Франкского королевства, Священной Римской империи . Только на время во второй половине XIII в. ими завладел чешский король Пржемысл II Оттокар, однако после его гибели в борьбе с Рудольфом Габсбургом в 1278 г . здесь установилась наследственная власть Габсбургов, просуществовавшая вплоть до 1918 г.

Процесс феодализации в словенских землях начался, видимо, раньше, чем в хорватских и тем более сербских. Собственно иммунитетная грамота, содержащая упоминание о славянах, традиционно относится к истории Словении. Она была вы дана в 777 г. баварским герцогом немецкому монастырю, находившемуся на территории нынешней Австрии. Монастырю пере давалось право на платежи и службы местного населения, ранее следовавшие в пользу фиска (формы и размеры повинностей не указаны) . Грамота содержит также первое известное из источников упоминание термина "жупан" применительно к конкретному лицу, облеченному некими административными правами.

Дальнейший ход развития крупного церковно-монастырского и светского землевладения не оставил столь ярких следов известных источниках, зато в них сохранились уникальные сведения из истории формирования строя сословной монархии, относящиеся к концу рассматриваемого периода.

Первым таким источником является "Швабское зерцало", составленное сразу после установления власти Рудольфа II Габсбурга и содержащее сведения о правовом статусе словенских земель в составе Священной Римской империи, а также подробное описание архаического обряда интронизации карантанского герцога . Из описания следует, что должность карантанского герцога (одновременно он имел придворный титул "ловчего" герианского императора) была выборной, и в его избрании участвовали все свободные ( fryen ) жители страны, включая женщин и детей.

Спустя примерно полстолетия была написана хроника аббата Иоанна, зафиксировавшая решающий перелом в социально-политической истории словенских земель: "австрийцы" сочли себя оскорбленными "мужицким" обрядом и решили, что его следует отменить . Это сочинение представляет собой наиболее значительный памятник словенской средневековой литературы и даже считается одним из лучших исторических трудов в Европе той поры. Автор, родом из Франции, поселился в Словении в начале XIV в. Его "Книга правдивых историй" излагает всемирную историю с VII до се редины XIV в.

Итак, в середине XIV в. в словенских землях утвердился строй сословной монархии, уже существовавший в остальных владениях немецких государей, чем в основном и завершился процесс феодализации.

Словения в развитии экономики далеко опережала Хорватию. Во-первых, уже в середине XVI в. здесь существовал значительный слой людей, готовых служить по найму, т.е. сформировался предпролетариат, а во-вторых, имел место экспорт ремесленной продукции.

Особенно важно отметить, что словенская продукция находила спрос не только в сравнительно отсталой Хорватии, но развитых странах Западной Европы. Так, в Италию вывозились полотно и деревянные изделия (сита), в Голландию, Англию и Францию — высококачественные кожи (красный и черный кордован).

Не менее интересен и тот факт, что ремесленные занятия процветали на селе. За границу поставлялось недорогое сукно "мезлан", которое ткали почти во всех селах Верхней Крайны, а производством решет, вывозимых в Италию, особо славилось одно из сел, "самое большое в Крайне", жителей которого так и называли — ситари. Все это создавало предпосылки для развития рассеянной мануфактуры: невозможно себе представить, как образом крестьянская продукция могла в больших количествах появляться на внешнем рынке без посредников.

Одну из ведущих отраслей словенской экономики представляло горное дело и производство металлических изделий, в частности оружия. Продукция рудников пользовалась большим спросом на внешнем рынке, прежде всего в Италии; она вывозилась также в Польшу, а оттуда — еще дальше. Самым знаменитым был идрийский ртутный рудник, открытый в конце XVI в.

Помимо описанных ремесел и горного дела население Крайны интенсивно занималось и промыслами — соляным, рыболовным и охотничьим.

Таким образом, можно заключить, что к концу рассматриваемого периода в развитии неаграрных отраслей экономик словенских землях имели место положительные сдвиги.

Отличительной чертой сельского хозяйства словенских земель следует признать наличие высокоразвитого коневодства и отраслей, связанных с разведением мелкого рогатого скота. Его характерной особенностью является значительное развитие в не которых районах (например, в Истрии) садоводства: разведение цитрусовых, гранатов, миндаля, оливок и тому подобных "благородных плодов", находящих сбыт на внешнем рынке. Достаточно высокого уровня достигло виноградарство и виноделие. Вино вывозилось за границу. Что же касается производства зерна, то он о не принадлежало к экспортным отраслям — экспортировалась только гречиха. Однако для внутренней торговли производство зерновых , несомненно, имело чрезвычайно большое значение. Народные движения.

Вторая половина XV — середина XVIII в. ознаменовались активизацией крестьянского движения в Словении. Наиболее драматические события развернулись в 1478 г . Причина заключалась в том, что крестьяне выступали не против произвола отдельных господ, но против всего сословия, выдвигая требования гражданских прав.

Сперва в Словении появился "крестьянский союз", требовавший пре доставления народу права контроля над сбором и расходованием средств, взимаемых якобы на нужды обороны. Затем произошло восстание. Актуальность крестьянских требований была обусловлена ростом налогов, вызванным усилившейся внешней опасностью . Вторжение в словенские земли османского войска в 1478 г. способствовало быстрому подавлению восстания. Однако это восстание имело большое значение — оно показало, что здесь явились силы, способные выдвигать антифеодальные лозунги.

В 1515 г. произошло еще одно крупное восстание, в ходе которого был выдвинут лозунг "За старую правду!" Есть два объяснения его сущности: 1) это было выражением протеста против повышения нормы отработочных повинностей; 2) борьба шла за восстановление некоей "крестьянской демократии во главе с королем".

2. Словенские земли в эпоху Реформации и Контрреформации.

В XVI — начале XVII в. словенские земли испытали на себе влияние Реформации. Словенская Реформация не вылилась в столь острые формы, как немецкая: хотя и в Словении появились некие радикальные секты, главную роль в движении играли умеренные элементы, сурово осуждавшие революционные методы борьбы, призывавшие к христианскому смирению и ограничивавшиеся литературной полемикой с идеологическими противниками. Таким образом, словенская Реформация оставила заметный след только в культурной жизни общества. Причина этого кроется , видимо, в том, что внешнеполитическая ситуация — развитие османской экспансии — требовала сплочения всех христианских сил для борьбы с мусульманским миром.

Самым видным представителем Реформации в словенских землях являлся Примож Трубар (1508—1586). За проповедь протестантизма он был изгнан из словенских земель и прославился и Священной Римской империи своей издательской и литературной деятельностью. Протестантам принадлежит заслуга издания первой словенской грамматики.

К 1578 г . дворянство и горожане Штирии, Каринтии и Крайны получили от династии Габсбургов свободу вероисповедания. Но уже к началу XVII в. все протестанты были либо изгнаны из Внутренней Австрии, либо перешли в католичество. Контрреформация здесь не вызвала серьезного отпора со стороны последователей Лютера, что явилось результатом слабости и умеренности протестантизма в словенских землях.

В Словении на протяжении Средневековья господствует латынь, которую с XIV в. начинает вытеснять из официальных документов немецкий язык, а во времена Реформации появляются первые сочинения на словенском языке.

Период Реформации стал особенно плодотворным для словенской культуры. А. Бохорич издает первую словенскую грамматику. Юрий Далматин переводит на словенский язык Библию. Наиболее значительным памятником научной мысли в Словении XVII в. является сочинение Я.-В. Вальвасора, ценнейший источник для изучения социально-экономических проблем. Оно написано на немецком языке и состоит из пятнадцати книг; помимо уникальных сведений из области экономики в нем содержится материал физико-географического и этнографического характера, очерк истории и современного положения словенских земель в административно-территориальной системе империи; затрагиваются также хорватские сюжеты. Издание, выполненное в нюрнбергской типографии, отличается высоким полиграфическим уровнем, особенно хороши гравюры, иллюстрирующие повествование. Вальвасору принадлежит ряд работ из области топографии. В словенских землях получают широкое распространение хроники, отличающиеся двумя особенностями: стремлением причислить словенцев к немцам, с одной стороны, а с другой — подчеркнуть самостоятельность отдельных словенских территорий (характерный пример — "Слава герцогства Крайны" Вальвасора, "Анналы Каринтии" Иеронима Магисера и "Карниола древняя и новая" Иоганна Людвига Шенлебена ). (128)

3. Боснийские земли в XIII - XV вв.

В первой половине XIII в. возник особый комплекс проблем, связанных с Боснией. Предшествующая история боснийских земель почти неизвестна. Здесь еще в X — XI вв. появилось государственное образование во главе с баном, но из-за своей слабости оно находилось сначала под властью дуклянских правителей, а затем венгерских королей с небольшим перерывом во второй половине XII в., когда боснийские земли входили в состав Византийской империи.

С XIII в. в источниках появляются упоминания о "боснийской вере" как еретическом учении дуалистического типа, обычно отождествляемом с распространенным на Балканах богомильством и итальянским патаренством. Принимая такую оценку, сле дует, однако, иметь в виду, что движение, которое зародилось в X в. в Болгарии и носило ярко выраженный антисеньориальный характер, к рассматриваемому времени в значительной мере его утратило: в ряды богомилов влились довольно многочисленные представители господствующего слоя, преследовавшие свои политические цели. В Боснии это было связано с внешнеполитическими обстоятельствами — борьбой за сферы влияния между восточной и западной церквами, используемой правителями сосед них государств (т.е. Венгерского королевства — Босния граничит с хорватскими землями на севере и юго-западе — и Сербии — восточная граница) и создавшей объективные предпосылки для эмансипации боснийских банов.

В результате в боснийских землях сложилась чрезвычайно оригинальная ситуация: формально в церковном отношении они подлежали юрисдикции одного из католических архиепископов, имевших резиденции в далматинских городах (Бар, Сплит, Дубровник), но богослужение велось здесь на славянском языке и, вероятно, по восточному обряду, а главное — католическое духовенство не получало с боснийской паствы десятин. Видимо, по двусмысленное положение и способствовало тому, что боснийские земли превратились в убежище для еретиков, преследуемых как в Сербии, так и в Далмации. (129)

Первые конкретные сведения о боснийской ереси относятся ко времени понтификата Иннокентия III (правителем Боснии то время был бан Кулин). В 1203 г ., накануне своей кончины , Кулин был вынужден принести публичное покаяние. Однако на протяжении всего длительного правления его преемника (до се редины XIII в.) папству не удалось достигнуть реальных резуль татов, так как новый бан проводил непоследовательную политику. С одной стороны, он искал покровительства папской курии против дерзкой знати, с другой - стремился освободиться от зависимости от венгерского короля, чему способствовала ситуация в самом королевстве: в ходе династической борьбы один из претендентов на престол заключил союз с королем "обеих Си цилий", имевший далеко идущие последствия.

Вплоть до второй половины XIV в. боснийские правители носили титул банов и почти постоянно оставались в зависимости от венгерских королей, но во второй половине XIV в (вследствие ослабления позиций хорватской аристократии, а затем – после смерти Лайоша I – и смерти венгерского короля) бан Твртко (1353-1391) сумел добиться независимости, распространил свою власть на некоторые сербские и хорватские области (в частнос ти, на далматинские города) и принял королевский титул, наименовав себя "королем Сербии, Боснии, Хорватии, Далмации и Приморья".

Ко второй половине XV в. внутренние противоречия Боснии сильно обострились. Вследствие развития центробежных тенденций крупные магнаты выходят из повиновения королю. В 1448г. один из них, владевший приморскими землями, признал зависимость от германского императора, получив титул "герцога св. Саввы", - с этого времени ведет начало своей истории Герцеговина. В поисках поддержки боснийские короли обращаются за покровительством к венгерским правителям и папской курии, следствием чего становятся жестокие гонения на еретиков. Это обстоятельство в особенности облегчило туркам завоевание страны, население которой не сплачивалось под лозунгом защиты христианства и начинало переходить в ислам.

В течение 1463-1464 гг. турки, не встретив серьезного сопротивления, завладели в Боснии рядом крепостей и взяли в плен короля Стефана Томашевича, автора пророческих слов о том, что "знать, покинутая народом, долго не продержится" (сам Стефан отказался принять ислам и был казнен). Так завершилась история боснийского средневекового государства.

В 1480-1490-х гг. в основном закончилось османское завоевание боснийских (Герцеговина) земель. Часть боснийской территории оставалась под властью венгерского короля.

Основу экономического развития боснийских земель составлял вывоз сырья и полуфабрикатов в Италию. Большое значение до конца рассматриваемого периода сохранил экспорт скота, в котором принимали участие и горожане. Торговым и ремесленным центром боснийского эялета (пашалыка) с XVI в. становится Сараево. Правда, в первой половине следующего столетия темпы его развития замедлились, а затем наступила стагнация.

Боснийский эялет находился на окраине Османской империи на границе с христианскими владениями, поэтому турецкие власти действовали здесь очень осмотрительно. Боснийская знать постепенно, без лишнего принуждения, переходила в ислам и становилась опорой Порты в обороне имперских границ. В Боснии рос и слой землевладельцев-турок. Большая часть земли была государственной и распределялась за военную или гражданскую службу спахиев . Крупные лены назывались хассами и принадлежали султану, членам султанской фамилии и высшим чиновникам государства. Кроме этого, существовали и владения, пожалованные в полную собственность — мюльки , и церковные лены – вакуфы . В конце XVI в. эта так называемая "военно-ленная система" переживала кризис, приведший к увеличению крупных землевладений и разорению мелких, что пагубно сказалось на состоянии турецкой армии, основу которой составляли владельцы мелк их и средних ленов — спахии.

Во время османского господства в Боснии существовали районы, где постоянно действовали гайдуцкие отряды ( четы ), состоявшие из тех , кто бежал в горы и леса, и наносившие чувствительные удары по турецкой армии и администрации. В то же время, гайдуки час то выступали в роли лихих разбойников, не различавших н и правых, ни виноватых.

После австро-турецкой войны 1716—1718 гг. некоторые северные районы Бос нии временно перешли в руки Габсбургов, а затем опять возвратились в состав Османской империи. В XVIII в. Босния, подобно Сербии, не раз становилась ареной борьбы Габсбургской монархии с Портой.

3. Черногория в XVII - XVIII вв.

Земли, которые впоследствии стали называться Черногорией, выделились из состава Сербского царства в качестве отдельной территории под властью собственных князей во втором половине XIV в. Этот регион, сократившийся до горных районов в результате захвата побережья Венецией, а равнинной части османами, значительно отставал по своему социально-экономическому развитию от окружающих земель. Здесь сложилась особая территориально-административная структура, состоящая из военно-политических объединений — племен. При этом созывалась и общая скупщина из их представителей. Формально Черногория входила в состав османского государства, однако черногорцы успешно сопротивлялись распространению на свои земли фактической власти Порты. С XVII в. политическими и духовными лидерами черногорцев стали местные митрополиты, резиденции которых находилась в Цетинском монастыре.

В XVIII в. заметное влияние на внешнеполитическое поломже ние на западе Балканского полуострова оказывали Венецианская республика и Российская империя. В особенности это влияние сказалось на политическом развитии Черногории. С Венецией у Черногории издавна были установлены тесные связи, но лучшие времена Республики св. Марка остались уже позади, а вот присутствие России на Балканах постепенно возрастало.

Следствием участия Венеции в войне Священной Лиги яви лось признание со стороны черногорского "сбора" и митрополита Виссариона верховной власти Республики св. Марка. Этот акт состоялся в 1688 г ., и оценивается историографией как важный этап в истории завоевания черногорцами автономного положения.

Митрополит Данило Негош (1697—1735), основатель знаменитой впоследствии династии Петровичей Негошей, проводил политику укрепления единства Черногории и устранения меж племенной вражды. Он учредил общечерногорский судебный орган — "Суд владыки Данилы". Во время его правления начались контакты Черногории с Россией.

В 1711г. в страну прибыли русские эмиссары (серб Михаил Милорадович и др.) с царской грамотой и деньгами, призывая принять в борьбе против общего врага — Османской империи. Воодушевленные этим, черногорцы предприняли нападение на турецкие крепости. В ответ последовала карательная экспедиция, разрушившая Цетинский монастырь — резиденцию митрополита Данилы.

В 1715г. владыка бежал в Россию, где получил денежную субсидию для возмещения ущерба, нанесенного турецким нашествия. С тех пор Россия неоднократно оказывала Черногории материальную помощь и политическую поддержку.

Венеция также старалась удержать здесь свои позиции. По совету венецианцев в Черногории с первой четверти XVIII в. стал избираться светский правитель — гувернадур . Когда же Черногория потеряла выход к Адриатическому морю, она оказалась в значительной степени зависимой от Венецианской республики, получившей ряд приморских черногорских общин по Пожаревацкому миру.

Владыка Василий (1750—1766) приложил немало сил для организации централизованного управления в Черногории. Главным союзником он считал Россию. Для русского читателя им была написана "История о Черной Горе", где Черногория предстает в виде мощного независимого государства, способного противостоять туркам. Василий скончался во время своего очередного визита в Россию.