Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 32

 

Поиск            

 

Возможности системы программирования Delphi для создания пользовательского интерфейса

 

             

Возможности системы программирования Delphi для создания пользовательского интерфейса

Защита а


Во времена СССР в стране не было и не могло быть «коммерческого» программирования. Все программы создавались либо по государственному заказу, либо в ходе работ над государственными проектами. Созданные программы становились как бы частью ЭВМ или систем, созданных на базе ЭВМ. Такого понятия, как создание программ на продажу, не существовало.

Долгое время программы не считались товаром и в западных странах, но там после 1976 года началось массовое распространение персональных компьютеров. Им были нужны тысячи разнообразных программ, от служебных до игровых. Первое время их создавали энтузиасты, но вскоре для многих это стало профессией.

К коммерческим программам предъявляются особые требования. Они должны быть привлекательны, выразительны и дружественны, иначе их не будут покупать. Программист либо должен стать художником , мультипликатором, писателем, сценаристом и композитором, либо ему надо собрать команду людей, обладающих этими качествами.

Когда во второй половине 80-х годов в России возникли рыночные отношения, эмиссары ряда западных фирм приехали сюда набирать программистов и столкнулись с неожиданной проблемой. Из-за того что в России никогда не было коммерческого программирования, у наших программистов не было ни традиций, ни опыта в оформлении программ. Они могли оригинально и талантливо написать ядро программы, составляющее её суть, но старательно избегали заниматься оставшимися 90 процентами скучной и нетворческой оформительской работы.

Проблемы с оформлением программ нашли наконец своё решение во второй половине 90-х годов.

Когда вся мировая индустрия средств разработки приложений двигалась в направлении максимального упрощения процесса создания программ, переведя его на визуальный уровень. Тогда в дополнение к обычным языкам программирования появились так называемые системы программирования. Они взяли не себя нелёгкую заботу по оформлению программ, и программисты смогли сосредоточиться только на логике работы программ, то есть заниматься тем, что они любят и лучше всего умеют делать. Эти системы позволили программисту сосредоточиться только на логике решаемой задачи. С этой стороны системы Delphi представляется средой, близкой к идеальной. Комфортное место разработчика сочетается с множеством технологий, интегрированных в систему, причём для перехода, от одной технологии к другой, не требуется изучать никаких новых методик. Прикладному программисту достаточно понимать базовые принципы этих технологий, а весь вспомогательный программный код система Delphi сгенерирует автоматически.

В моём е рассказано об оной из самых мощных систем программирования: Delphi. Благодаря этой системе даже школьник может осваивать программирование не «мелом на доске» и не «карандашом в тетради», а так, чтобы любая даже самая простая программа имела законченный вид и соблюдала все требования операционной системы Windows. Именно так и сделал всего 10 месяцев назад. Мне в руки попала система программирования Delphi 3, и я начал с ней разбираться, через неделю я написал свою первую программу. Эта программа выполняла две функции: запускалась, и при нажатии на кнопку, закрывалась. С того момента мне очень понравилось писать программы и я начал этим заниматься. Сейчас не моём счету 2 большие программы у первой из них вышло около 20 версий, у второй (она представлена, как экзаменационная) 3 версии. Обе эти программы размещены в сети Internet и имеют собственные сайты. Также я написал два компьютерных вируса Anna и Anna-2, которые не отслеживаются ни одной антивирусной программой. К этому у я прилагаю свою последнюю программу Anna(program complex) 1.2.


ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА


по информатике на тему:


Возможности системы программирования Delphi для создания пользовательского интерфейса.


Ученик: Шубный Артём Алексеевич

Класс: 11А


2003 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ 4

ВХОДНАЯ И ВЫХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 5

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕмые DELPHI ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРФЕЙСА 6

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРФЕЙС 7

КОМПОНЕНТЫ ИНТЕРФЕЙСА 7

МАШИНА К ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ 7

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ К МАШИНЕ 7

КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ДУМАЕТ 7

СОГЛАСОВАННЫЙ ИНТЕРФЕЙС 7

СОГЛАСОВАННОСТЬ - ТРИ РАЗМЕРНОСТИ: 7

МЕЖСИСТЕМНАЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ 8

ПРЕИМУЩЕСТВА СОГЛАСОВАННОГО ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 8

ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: РЕАЛИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 9

РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ПАНЕЛИ 10

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ОБЪЕКТ - ДЕЙСТВИЕ 12

РАБОТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ПАНЕЛЬЮ 12

ПРЯМОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 12

ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГА 12

УДЕРЖАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 13

ОКНА 13

ТРИ ТИПА ОКОН 13

Устройства Ввода: клавиатура, мышь и другие 14

Поддержка Клавиатуры 14

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..15

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………………………..15

НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ………………………………………………………………………………………..15

ИНТЕРФЕЙС…………………………………………………………………………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………….18


--2--

ВВЕДЕНИЕ


Современные методы проектирования деятельности пользователей сложились в рамках системотехнической концепции проектирования, из-за чего учет человеческого фактора ограничился решением проблем согласования «входов» и «выходов» человека и машины. Вместе с тем при анализе неудовлетворенности пользователей удается выявить, что она часто объясняется отсутствием единого, комплексного подхода к проектированию систем взаимодействия.

Использование системного подхода позволяет принять во внимание множество факторов самого различного характера, выделить из них те, которые оказывают самое большое влияние с точки зрения имеющихся общесистемных целей и критериев, и найти пути и методы эффективного воздействия на них. Системный подход позволяет рассматривать анализ и синтез различных по своей природе и сложности объектов с единой точки зрения, выявляя при этом важнейшие характерные черты функционирования системы и учитывая наиболее существенные для всей системы факторы. Значение системного подхода особенно велико при проектировании и эксплуатации таких систем, как автоматизированные системы управления (АСУ), которые по существу являются человеко-машинными системами, где человек выполняет роль субъекта управления.

Системный подход при проектировании представляет собой комплексное, взаимосвязанное, пропорциональное рассмотрение всех факторов, путей и методов решения сложной многовариантной задачи проектирования интерфейса. В отличие от классического инженерно-технического проектирования при использовании системного подхода учитываются все факторы проектируемой системы - функциональные, психологические, социальные и даже эстетические.

Автоматизация управления неизбежно влечет за собой осуществление системного подхода, так как она предполагает наличие саморегулирующейся системы, обладающей входами, выходами и механизмом управлением. Уже само понятие системы взаимодействия указывает на необходимость рассмотрения окружающей среды, в которой она должна функционировать. Таким образом, система взаимодействия должна рассматриваться как часть более обширной системы.

В настоящее время можно считать доказанным, что главная задача проектирования интерфейса пользователя заключается не в том, чтобы рационально «вписать» пользователя в контур управления, а в том, чтобы, исходя из задач управления объектом, разработать систему взаимодействия двух равноправных партнеров (пользователь и программный комплекс), рационально управляющих объектом управления.


--3--

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ


Итак, очевидно, что пользователь является замыкающим звеном системы управления, т.е. субъектом управления, а программа является объектом управления. Рациональная организация труда пользователей является одним из важнейших факторов, определяющих эффективное функционирование системы в целом. До появления операционных систем семейства Windows пользователь вёл управление, «не видя» реального объекта. Между реальным объектом управления и пользователем находилась информационная модель объекта (средства отображения информации). Поэтому возникала проблема проектирования не только средств отображения информации, но и средств взаимодействия пользователя с техническими средствами программы, т.е. проблема проектирования системы, которая имеет название интерфейс пользователя.

Интерфейс взаимодействия пользователя с техническими средствами программы может быть структурно изображен. Он состоит из аппаратно-програмного комплекса и протоколов взаимодействия.

Назначение протоколов состоит в том, чтобы обеспечить механизм достоверной и надежной доставки сообщений между пользователем и средством отображения информации, а, следовательно, между пользователем и программой. Протокол - это правило, определяющее взаимодействие, набор процедур обмена информацией между параллельно выполняемыми процессами в реальном времени. Эти процессы характеризуются, во-первых, отсутствием фиксированных временных соотношений между наступлением событий и, во-вторых, отсутствием взаимозависимости между событиями и действиями при их наступлении.

Функции протокола связаны с обменом сообщениями между этими процессами. Формат, содержание этих сообщений образуют логические характеристики протокола. Правила же выполнения процедур определяют те действия, которые выполняют процессы, совместно участвующие в реализации протокола. Набор этих правил является процедурной характеристикой протокола. Используя эти понятия, мы можем теперь формально определить протокол как совокупность логических и процедурных характеристик механизма связи между процессами.

Генерирование изображения с помощью АПК позволяет получать не только двумерные спроецированные на плоскость изображения, но и реализовать картинную трехмерную графику с использованием плоскостей и поверхностей второго порядка с передачей текстуры поверхности изображения.

В зависимости от вида воспроизводимого изображения следует выделить требования по алфавиту ИМ, по способу формирования символов и по разновидности использования элементов изображения. Используемый алфавит характеризует тип модели, её изобразительные возможности. Он определяется классом решаемых задач, задается числом и типом знаков, количеством градаций яркости, ориентацией символов, частотой мерцания изображения и др.

Алфавит должен обеспечивать построение любых информационных моделей в пределах отображаемого класса. Необходимо также стремиться к уменьшению избыточности алфавита.

Способы формирования знака классифицируются в соответствии с используемыми элементами изображения и делятся на моделирующие, синтезирующие и генерирующие. Для знака, который формируется на экране ЭЛТ, предподчительным является матричный формат.

Наблюдение за монитором позволяет пользователю построить изображение режима системы, которое формируется на основе обученности, тренировки и опыта, следовательно, возможно сравнение этого изображения с изображением теоретическим в соответствии с ситуацией. Требование адекватности, сходства пространственно-временной структуры отображаемых объектов управления и окружающей среды определяет эффективность модели.

Воспроизведение изображения осуществляется на основе его цифрового представления, которое содержится в блоке памяти, называемом буфером регенерации.


--4--

ВХОДНАЯ И ВЫХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Информационная модель, являясь для оператора источником информации, на основе которой он формирует образ реальной обстановки, как правило, включает большое количество элементов.

Количество групп элементов информационной модели определяется степенью детализации описания состояний и условий функционирования объекта управления. Как правило, элемент информационной модели связан с каким-либо параметром объекта управления. Наряду с этим информационная модель графического типа может рассматриваться как сложное графическое изображение. Элементы информационной модели здесь выступают как элементы изображения. Любое изображение состоит из некоторого набора графических примитивов, представляющих собой произвольный графический элемент, обладающий геометрическими свойствами. В качестве примитивов могут выступать и литеры (алфавитно-цифровые и любые другие символы).

Совокупность графических примитивов, которой оператор может манипулировать как единым целым, называют сегментом отображаемой информации. Наряду с сегментом часто используется понятие графический объект, под которым понимают множество примитивов, обладающих одинаковыми визуальными свойствами и статусом, а также идентифицированных одним именем. При организации процесса переработки информации в системах отображения будем манипулировать следующими понятиями:

Статическая информация - относительно стабильная по содержанию информация, используемая в качестве фона. Например, координатная сетка, план, изображение местности и т.д.

Динамическая информация - информация, переменная в определенном интервале времени по содержанию или положению на экране. Реально динамическая информация часто является функцией некоторых случайных параметров.

Такое деление считается сильно условным. Несмотря на это, при проектировании реальных систем отображения информации решается без затруднений.


--5--

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ DELPHI ПРИ

СОЗДАНИИ ИНТЕРФЕЙСА


При создании сложных АСУ велико значение разработки программного обеспечения, т.к. именно программные средства создают интеллект компьютера, решающий сложные научные задачи, управляющий сложнейшими технологическими процессами. В настоящее время при создании подобных систем значительно возрастает роль человеческого фактора, а, следовательно, эргономического обеспечения системы. Основной задачей эргономического обеспечения является оптимизация взаимодействия между человеком и машиной не только в период эксплуатации, но и при изготовлении, и при утилизации технических компонентов. Итак, при систематизации подхода проектирования интерфейса пользователя, можно привести некоторые основные функциональные задачи и принципы построения, которые должен