Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 31

 

Поиск            

 

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений

 

             

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений

Приложение 1

Конкретные примеры о методах реализации межпредметных связей.

1. Вопросы межпредметного содержания:

а) Вспомните (из курса географии) основные месторождения в России:

  • алмаза

  • поваренной соли

  • каменного угля

К уроку 1 по теме 4 “Подгруппа углерода”.

б) Вспомните определение (из курса физики) ион.

К уроку 3 “Угольная кислота и ее соли”, лабораторный опыт 7.

в) Вспомните (из курса биологии) сущность процесса фотосинтеза.

К уроку 2 “Оксиды углерода”.

2. Межпредметные задачи:

а. В чем основное отличие структуры и физических свойств кристаллических и аморфных (стеклообразных) тел? При ответе используйте сведения, полученные из курса физики.

б. Какое свойство угольной кислоты вы будете привлекать для ответов на вопросы:

- Как доказать, что данное вещество является солью угольной кислоты?

К уроку 3 “Угольная кислота и ее соли”.

- На каком свойстве основано применение питьевой соды в медицине для снижения кислотности желудочного сока? (из курса биологии, анатомии)

К уроку 3.

- Почему известняк (в размолотом виде) применяют для уменьшения кислотности почвы (известкование почвы)? (из курса географии, биологии)

К уроку 3 “Круговорот углерода в природе”.

3. Домашнее задание межпредметного характера.

а) Подготовьте на тему “Парниковый эффект и углекислый газ” (из курса географии – “Загрязнение атмосферы” – одна из глобальных проблем человечества).

К уроку 2 “Оксиды углерода”.

б. Составьте кроссворд на тему “Подгруппа углерода”.

Примерный кроссворд:

Вопросы: 1. Самый большой из всех известных алмазов.

2. Одна из аллотропных модификаций углерода.

3. Ученый, впервые получивший углекислый газ.

4. Основная составная часть природного горючего газа (w = 60 – 99%).

5. Соединение углерода с кремнием.

6. Процесс в природе поглощения углекислого газа растениями при освещении.

7. Соединение углерода с металлами.

8. Элемент 4 группы, главной подгруппы возглавляющий ее, имеет относительную атомную массу 12,011, порядковый номер 6.








8







1



к

у

л и н а н


2




г

р а ф и т


3




л

а в у а з ь е
4



м

е

т а н




5


к а

р

б о р у н д

6



ф

о

т о с и н т е з
7 к а р б и

д










4. Межпредметное наглядное пособие:

а) Подготовить на основе данных о круговоротах воды, кислорода схему “Круговорот углерода в природе”.

К уроку 3.

б) Составить диаграмму влияния давления и температуры на растворимость оксида углерода 4 (из курса физики).

5. Химический эксперимент:

а) Адсорбция активированным углем.

6. Уроки межпредметного обобщения или тематические задания:

а) Межпредметная конференция по глобальным проблемам, источникам бед, то есть загрязнителей – обобщение по подгруппам кислорода, азота, углерода.


Приложение 10.

Физиологические действия углекислого газа на человека.

Углекислый газ являясь продуктом дыхания, не поддерживает его. Однако в малых количествах углекислый газ для человека не ядовит, как это следует из постоянного нахождения его в наших легких. Более того, в малых количествах он физиологически полезен и необходим, так как возбуждающе действует на дыхательный центр, приводящий в действие мускулы грудной клетки. Начиная с первого вдоха, вызванного первой перегрузкой крови диоксидом углерода во время акта рождения, мускулатура нашей грудной клетки управляется без вмешательства сознания нервными импульсами дыхательного центра, вызываемого накоплением в крови CO2.

Поэтому углекислый газ подмешивается к кислороду, предназначенному для оживления мнимоумерших при помощи аппаратов искусственного дыхания, иначе дыхание может не возобновиться. Переход одного физиологического качества CO2 (физиологической полезности в малых концентрациях) в прямо противоположное (удушающее действие) является результатом нарастания количества содержания CO2 в воздухе. Накопление CO2 в воздухе затрудняет отдачу в легких CO2, накопившейся в венозной крови, а длительная перегрузка крови CO2 вредна. Поэтому в школах должны проводиться замеры, что бы ПДК по CO2 не превышала нормы. (В США ПДК – 9000 мг/ м3 до 0,5%), постоянно проветриваться кабинеты и вести его озеленение (биоиндикаторы – традесканция, хлорофитум).

Последствия от накопления в воздухе CО2 представлены в таблице.

Концентрация

CO2

Эффект

0,25 – 1%


2,5 – 5%


7%


10%


12 – 15%

изменение функции внешнего дыхания и кровообращения


головная боль, раздражение верхних дыхательных путей, чувство тепла в груди, увеличение легочной вентиляции за счет учащения и углубления дыхания, учащение сердцебиений, повышение кровяного давления


потливость, шум в ушах, учащение сердцебиений, головокружение, возможны психическое возбуждение, рвота, снижение температуры тела, нарушение зрения (темновой адаптации, аккомодация, светобоязнь) проявления поражения головного и спинного мозга


мучительное состояние, головная боль, прилив крови к лицу, оцепенение


обморок и через некоторое время смерть


Из таблицы следует, что дышать воздухом, обогащенным СО2, становится трудно лишь при приближении содержания СО2 во вдыхаемом воздухе к содержанию СО2 в выдыхаемом нами воздухе 5%, а угроза обморока наступает при содержании СО2, какое получится в легких, если мы, насколько сможем долго, задержим дыхание (например при нырянии в воду).


Приложение 11

Химический вечер по теме "Суд над алмазом"


Действующие лица:

Ведущий

1-ый историк

2-ой историк

Алмаз

Председатель суда

Народный заседатель (2 человека)

Адвокат

Государственный обвинитель

Секретарь суда

Свидетели: важная дама

Владелец алмаза “Южная Земля”

Ростовщик-богач

Девушка

Работница часового завода

Рабочий со стекольного завода

Работница электролампового завода

Инженер нефтяных разработок

Ученый из зала суда

Ведущий: Сегодня в нашем школьном зале проходит суд серьезный, важный. Судить алмаз мы будем строго: принес он людям горя много. Но прежде, чем начнется заседание, послушайте одно сказание.

Входят историки со свитками в руках:

1-ый историк: Нас справку здесь просили дать.

2-ой историк: Попробуй кратко рассказать.

1-ый историк: Исторической родиной алмаза считают Индию. Впервые алмазы из Индии попали к древним грекам, доказательством чего служит хранящаяся в британском музее бронзовая статуэтка 5 века до нашей эры, у которой вместо глаз были вставлены два неошлифованных алмаза.

2-ой историк: Древним грекам безусловно была известна необычайная твердость алмаза. Недаром слово “Алмаз” произносится от греческого “Адамас” (Разворачивает второй свиток со словами): “непреодолимый”, “непобедимый”, “несокрушимый”, “неуловимый”.

1-ый историк: В древности алмазу приписывали необыкновенные сверхъестественные свойства; он мог решить судьбу человека, исцелить от недуга, выявить истину. Алмаз считали талисманом, приносящим счастье в сражении.

2-ой историк: Из истории известно, что французский король Карл Смелый во всех битвах имел при себе свои драгоценности. В битвах при Нанси шлем Карла украшал большой бриллиант весом 5 каратов (карат равен 0,2 г). Однако алмаз не отвел копья от груди короля. В этом сражении Карл Смелый был убит.

1-ый историк: Много лет спустя алмаз, некогда украшавший шлем Карла Смелого, при сражении под Ватерлоо находился в кармане Наполеона I. Неожиданно во время сражения Наполеон побледнел и схватился за карман.

- Мой бриллиант, - крикнул он не своим голосом. Свита императора бросилась искать потерянную драгоценность. Наполеон несколько минут наблюдал за ними, потом вскочил на чью-то лошадь и ускакал на правый фланг своих войск.

Ведущий: Исход сражения всем известен. Бриллиант тут право не причем. Был или не был он на месте, конец сражения предрешен.

2-ой историк: Вторым местом нахождения алмазов является Бразилия. Самыми богатыми находками славился округ Диаманди. Алмазы в этом округе были не крупные. Но однажды здесь был найден алмаз, превышающий 100 каратов. Алмаз этот в истории был известен под названием “Южная Звезда”.

1-ой историк: “Южная Звезда” унесла много жизней, подвергнув в прах суждение о том, что алмаз и бриллиант приносят людям счастье.

2-ой историк: Самым большим алмазом является алмаз под названием “Куллипон”, найденный в Южной Африке в начале нашего века. Вес его 3106 каратов.

(разворачивает таблицу)

1-ый историк: Вторым по величине алмазом был “Экспельспор”, найденный там же в Южной Африке весом 995 каратов.

2-ой историк: У нас в музее хранится алмаз “Орлов”. И интересна его история. Примерно 300 с лишним лет назад в далекой Индии нашли ивидолову голову, замуровали как могли.

Прошли года и шах Надир

Войсками Дели захватил.

Он грабил, мучил, всех губил.

Алмаз припрятать не забыл.


Затем игрой судьбы алмаз

В Россию прибыл как-то раз

Придворный, важный ювелир,

Его Орлову подарил


А граф Орлов любимцем был,

Ведь это не секрет.

Алмаз царице подарил-

Подарка лучше нет.

1-ый историк: Капитализм по-настоящему открыл в алмазе замечательное свойство - твердость и алмаз был низвергнут с блестящего трона в душный фабричный цех в шахтный ствол. Камень-бездельник бесповоротно уступил место камню-работнику. Всем сидящим в зале должна быть известна страшная, кровопролитная, англо-бурская война, которая открыла новую эпоху империалистических войн. Итогом этой войны было то, что под вывеской “Английские синдикаты” империалисты Англии все южно-африканские алмазы земли. Эти алмазные