Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 31
Приложение
1
Конкретные
примеры о методах
реализации
межпредметных
связей.
1. Вопросы
межпредметного
содержания:
а) Вспомните
(из курса географии)
основные
месторождения
в России:
алмаза
поваренной
соли
каменного
угля
К уроку 1 по
теме 4 “Подгруппа
углерода”.
б) Вспомните
определение
(из курса физики)
ион.
К уроку 3 “Угольная
кислота и ее
соли”, лабораторный
опыт 7.
в) Вспомните
(из курса биологии)
сущность процесса
фотосинтеза.
К уроку 2 “Оксиды
углерода”.
2. Межпредметные
задачи:
а. В чем основное
отличие структуры
и физических
свойств кристаллических
и аморфных
(стеклообразных)
тел? При ответе
используйте
сведения, полученные
из курса физики.
б. Какое свойство
угольной кислоты
вы будете привлекать
для ответов
на вопросы:
- Как доказать,
что данное
вещество является
солью угольной
кислоты?
К уроку 3 “Угольная
кислота и ее
соли”.
- На каком
свойстве основано
применение
питьевой соды
в медицине для
снижения кислотности
желудочного
сока? (из курса
биологии, анатомии)
К уроку 3.
- Почему известняк
(в размолотом
виде) применяют
для уменьшения
кислотности
почвы (известкование
почвы)? (из курса
географии,
биологии)
К уроку 3
“Круговорот
углерода в
природе”.
3. Домашнее
задание межпредметного
характера.
а) Подготовьте
на тему
“Парниковый
эффект и углекислый
газ” (из курса
географии –
“Загрязнение
атмосферы”
– одна из глобальных
проблем человечества).
К уроку 2 “Оксиды
углерода”.
б. Составьте
кроссворд на
тему “Подгруппа
углерода”.
Примерный
кроссворд:
Вопросы: 1.
Самый большой
из всех известных
алмазов.
2. Одна из
аллотропных
модификаций
углерода.
3. Ученый, впервые
получивший
углекислый
газ.
4. Основная
составная часть
природного
горючего газа
(w
= 60 – 99%).
5. Соединение
углерода с
кремнием.
6. Процесс в
природе поглощения
углекислого
газа растениями
при освещении.
7. Соединение
углерода с
металлами.
8. Элемент 4
группы, главной
подгруппы
возглавляющий
ее, имеет относительную
атомную массу
12,011, порядковый
номер 6. у г л е р о д
4. Межпредметное
наглядное
пособие:
а) Подготовить
на основе данных
о круговоротах
воды, кислорода
схему “Круговорот
углерода в
природе”.
К уроку 3.
б) Составить
диаграмму
влияния давления
и температуры
на растворимость
оксида углерода
4 (из курса физики).
5. Химический
эксперимент:
а) Адсорбция
активированным
углем.
6. Уроки
межпредметного
обобщения или
тематические
задания:
а) Межпредметная
конференция
по глобальным
проблемам,
источникам
бед, то есть
загрязнителей
– обобщение
по подгруппам
кислорода,
азота, углерода.
Приложение
10.
Физиологические
действия углекислого
газа на человека.
Углекислый
газ являясь
продуктом
дыхания, не
поддерживает
его. Однако в
малых количествах
углекислый
газ для человека
не ядовит, как
это следует
из постоянного
нахождения
его в наших
легких. Более
того, в малых
количествах
он физиологически
полезен и необходим,
так как возбуждающе
действует на
дыхательный
центр, приводящий
в действие
мускулы грудной
клетки. Начиная
с первого вдоха,
вызванного
первой перегрузкой
крови диоксидом
углерода во
время акта
рождения, мускулатура
нашей грудной
клетки управляется
без вмешательства
сознания нервными
импульсами
дыхательного
центра, вызываемого
накоплением
в крови CO2.
Поэтому
углекислый
газ подмешивается
к кислороду,
предназначенному
для оживления
мнимоумерших
при помощи
аппаратов
искусственного
дыхания, иначе
дыхание может
не возобновиться.
Переход одного
физиологического
качества CO2
(физиологической
полезности
в малых концентрациях)
в прямо противоположное
(удушающее
действие) является
результатом
нарастания
количества
содержания
CO2 в
воздухе. Накопление
CO2 в
воздухе затрудняет
отдачу в легких
CO2, накопившейся
в венозной
крови, а длительная
перегрузка
крови CO2
вредна. Поэтому
в школах должны
проводиться
замеры, что бы
ПДК по CO2
не превышала
нормы. (В США
ПДК – 9000 мг/ м3 до
0,5%), постоянно
проветриваться
кабинеты и
вести его озеленение
(биоиндикаторы
– традесканция,
хлорофитум).
Последствия
от накопления
в воздухе CО2
представлены
в таблице.
Концентрация CO2
0,25 – 1%
2,5 – 5%
7%
10% 12 –
15%
изменение
функции внешнего
дыхания и
кровообращения
головная
боль, раздражение
верхних дыхательных
путей, чувство
тепла в груди,
увеличение
легочной
вентиляции
за счет учащения
и углубления
дыхания, учащение
сердцебиений,
повышение
кровяного
давления
потливость,
шум в ушах,
учащение
сердцебиений,
головокружение,
возможны
психическое
возбуждение,
рвота, снижение
температуры
тела, нарушение
зрения (темновой
адаптации,
аккомодация,
светобоязнь)
проявления
поражения
головного и
спинного мозга
мучительное
состояние,
головная боль,
прилив крови
к лицу, оцепенение обморок
и через некоторое
время смерть
Из таблицы
следует, что
дышать воздухом,
обогащенным
СО2,
становится
трудно лишь
при приближении
содержания
СО2 во
вдыхаемом
воздухе к содержанию
СО2 в
выдыхаемом
нами воздухе
5%, а угроза обморока
наступает при
содержании
СО2,
какое получится
в легких, если
мы, насколько
сможем долго,
задержим дыхание
(например при
нырянии в воду).
Приложение
11
Химический
вечер по теме
"Суд над алмазом"
Действующие
лица:
Ведущий
1-ый историк
2-ой историк
Алмаз
Председатель
суда
Народный
заседатель
(2 человека)
Адвокат
Государственный
обвинитель
Секретарь
суда
Свидетели:
важная дама
Владелец
алмаза “Южная
Земля”
Ростовщик-богач
Девушка
Работница
часового завода
Рабочий со
стекольного
завода
Работница
электролампового
завода
Инженер
нефтяных разработок
Ученый из
зала суда
Ведущий:
Сегодня в нашем
школьном зале
проходит суд
серьезный,
важный. Судить
алмаз мы будем
строго: принес
он людям горя
много. Но прежде,
чем начнется
заседание,
послушайте
одно сказание.
Входят историки
со свитками
в руках:
1-ый историк:
Нас справку
здесь просили
дать.
2-ой историк:
Попробуй кратко
рассказать.
1-ый историк:
Исторической
родиной алмаза
считают Индию.
Впервые алмазы
из Индии попали
к древним грекам,
доказательством
чего служит
хранящаяся
в британском
музее бронзовая
статуэтка 5
века до нашей
эры, у которой
вместо глаз
были вставлены
два неошлифованных
алмаза.
2-ой историк:
Древним грекам
безусловно
была известна
необычайная
твердость
алмаза. Недаром
слово “Алмаз”
произносится
от греческого
“Адамас”
(Разворачивает
второй свиток
со словами):
“непреодолимый”,
“непобедимый”,
“несокрушимый”,
“неуловимый”.
1-ый историк:
В древности
алмазу приписывали
необыкновенные
сверхъестественные
свойства; он
мог решить
судьбу человека,
исцелить от
недуга, выявить
истину. Алмаз
считали талисманом,
приносящим
счастье в сражении.
2-ой историк:
Из истории
известно, что
французский
король Карл
Смелый во всех
битвах имел
при себе свои
драгоценности.
В битвах при
Нанси шлем
Карла украшал
большой бриллиант
весом 5 каратов
(карат равен
0,2 г). Однако алмаз
не отвел копья
от груди короля.
В этом сражении
Карл Смелый
был убит.
1-ый историк:
Много лет спустя
алмаз, некогда
украшавший
шлем Карла
Смелого, при
сражении под
Ватерлоо находился
в кармане Наполеона
I. Неожиданно
во время сражения
Наполеон побледнел
и схватился
за карман.
- Мой бриллиант,
- крикнул он не
своим голосом.
Свита императора
бросилась
искать потерянную
драгоценность.
Наполеон несколько
минут наблюдал
за ними, потом
вскочил на
чью-то лошадь
и ускакал на
правый фланг
своих войск.
Ведущий:
Исход сражения
всем известен.
Бриллиант тут
право не причем.
Был или не был
он на месте,
конец сражения
предрешен.
2-ой историк:
Вторым местом
нахождения
алмазов является
Бразилия. Самыми
богатыми находками
славился округ
Диаманди. Алмазы
в этом округе
были не крупные.
Но однажды
здесь был найден
алмаз, превышающий
100 каратов. Алмаз
этот в истории
был известен
под названием
“Южная Звезда”.
1-ой историк:
“Южная Звезда”
унесла много
жизней, подвергнув
в прах суждение
о том, что алмаз
и бриллиант
приносят людям
счастье.
2-ой историк:
Самым большим
алмазом является
алмаз под названием
“Куллипон”,
найденный в
Южной Африке
в начале нашего
века. Вес его
3106 каратов.
(разворачивает
таблицу)
1-ый историк:
Вторым по величине
алмазом был
“Экспельспор”,
найденный там
же в Южной Африке
весом 995 каратов.
2-ой историк:
У нас в музее
хранится алмаз
“Орлов”. И интересна
его история.
Примерно 300 с
лишним лет
назад в далекой
Индии нашли
ивидолову
голову, замуровали
как могли.
Прошли года
и шах Надир
Войсками
Дели захватил.
Он грабил,
мучил, всех
губил.
Алмаз припрятать
не забыл.
Затем игрой
судьбы алмаз
В Россию
прибыл как-то
раз
Придворный,
важный ювелир,
Его Орлову
подарил
А граф Орлов
любимцем был,
Ведь это не
секрет.
Алмаз царице
подарил-
Подарка лучше
нет.
1-ый историк:
Капитализм
по-настоящему
открыл в алмазе
замечательное
свойство - твердость
и алмаз был
низвергнут
с блестящего
трона в душный
фабричный цех
в шахтный ствол.
Камень-бездельник
бесповоротно
уступил место
камню-работнику.
Всем сидящим
в зале должна
быть известна
страшная,
кровопролитная,
англо-бурская
война, которая
открыла новую
эпоху империалистических
войн. Итогом
этой войны было
то, что под вывеской
“Английские
синдикаты”
империалисты
Англии все
южно-африканские
алмазы земли.
Эти алмазные
|