Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 31
Углеводы. Глюкоза-представитель моносахаридов
Цель урока: - Учебная задача урока:
Изучение строения глюкозы, т.е. последовательности соединения атомов, наличие характерных функциональных групп глюкозы, взаимозависимости строения и свойств данного вещества. - Тип урока:
изучение нового материала. - Ведущие методы обучения:
проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент. 1. Актуализация опорных знаний
- Какой природный процесс приводит к образованию углеводов из неорганических соединений? В каких живых организмах он происходит?
- В каких условиях протекает процесс фотосинтеза и каково его значение для живой природы?
- Какие природные углеводы вам известны? В каких живых организмах они содержатся?
- Какие функции выполняют углеводы в живых организмах?
- Как название класса веществ – «Углеводы» - связано с их химическим составом?
Историческая справка
- Углеводы используются с глубокой древности - самым первым углеводом
(точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был мёд.
- Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра - Крахмал был известен ещё древним грекам.
- Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности.
- 6.Термин слова “сладкий” и окончание —оза- для сахаристых веществ было - Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относили к углеводам
- Свекловичный сахар в чистом виде был открыт
лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маргграфом
Углеводы
– (сахара)
– органические соединения, имеющие сходное строение и свойства Природа вещества Моносахариды являются наиболее простыми представителями класса углеводов.
Знакомьтесь - глюкоза
Физические свойства глюкозы
- Твердое, кристаллическое вещество - Без цвета - Имеет сладковатый вкус - Хорошо растворимо в воде Химический эксперимент
Какая реакция является качественной на
многоатомные спирты? Каким внешним эффектом она сопровождается?
Как называются соединения, содержащие в молекуле несколько функциональных групп?
Глюкоза является бифункциональным соединением, т.к. содержит 2 ФГ – одну альдегидную и 5 гидроксильных.
Н
Н Н Н Н О
│ │ │ │ │
//
Н─ С ─ С ─ С ─ С ─ С ─ С
│ │ │ │ │
\
ОН ОН ОН ОН ОН Н
Сокращённая формула: О //
СН2ОН-(СНОН)4-С \
Н Вывод*: глюкоза является бифункциональным соединением - альдегидоспиртом - Глюкоза также существует в виде циклических форм - В зависимости от природы действующего фермента различают: - 1) спиртовое брожение С6Н12О6 → 2СН3-СН2ОН + 2СО2↑ Этиловый спирт - 2) молочнокислое брожение С6Н12О6 → 2СН3-СНОН –СООН Молочная кислота - 3) маслянокислое брожение С6Н12О6 → С3Н7СООН + 2Н2↑ + 2СО2↑ Проверь свои знания:
1. Природными полимерами являются: А) целлюлоза Б) гликоген В) крахмал Г) все перечисленные вещества 2) В реакцию «серебряного зеркала» вступают все вещества из группы: А) муравьиная кислота, глюкоза, этаналь Б) метаналь, фенол, метановая кислота В) сахароза, этаналь, глюкоза Г) пропаналь, глюкоза, глицерин 3) Глюкоза реагирует с: А) уксусной кислотой Б) аммиачным раствором оксида серебра при нагревании В) гидроксидом меди (II) Г) всеми перечисленными веществами 4) Сложные эфиры образуются в результате взаимодействия глюкозы с: А) водородом Б) карбоновыми кислотами В) гидроксидом меди (II) Г) этанолом 5) Глюкоза образуется в результате реакций: А) гидролиза крахмала Б) гидролиза клетчатки В) фотосинтеза в присутствии воды и углекислого газа Г) всех перечисленных реакций Ответы :
Вопрос 1: Г Вопрос 2: А Вопрос 3: Г Вопрос 4: Б Вопрос 5: Г Итоги урока:
В сбалансированном питании углеводы составляют 60% от суточного рациона
Домашнее задание: 1)§ 22,23 2) Дополнительные задания для подготовки: www. chemistry-43school.narod.ru
|