Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 31
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова Естественно-географический факультет
по неорганической и аналитической химии Синтез и идентификация сульфата магния
MgSO
4
Выполнила студентка 3 курса 11 группы отделения химии Васюк Кристина
Станиславовна
к.х.н., доцент Попова Людмила
к.п.н., доцент Швакова Элла
Валерьевна
2009 Введение........................................................................................................................................ 3 Глава 1. Обзор литературы....................................................................................................... 7 1.1. Характеристика и химические свойства сульфата магния......................................... 7 1.2. Способы получения сульфата магния.............................................................................. 8 1.3. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.................................... 9 1. Основные правила работы в лаборатории общей химии.............................................. 9 2. О пожарах в лаборатории и способах их устранения.................................................. 11 3. Медицинская помощь в лаборатории............................................................................ 11 4. Техника безопасности при работе с сульфатом магния............................................... 12 1.4. Качественный анализ MgSO4
и его возможных примесей........................................... 14 1.5. Количественное определение сульфата магния и его примесей.................................. 28 1.6. Количественный анализ:................................................................................................. 29 1. Приготовление установочного вещества..................................................................... 29 2. Приготовление рабочего раствора................................................................................. 30 3. Приготовление аммонийного буфера........................................................................... 30 4. Стандартизация рабочего раствора................................................................................ 31 5. Приготовление анализируемого раствора.................................................................... 32 6. Определение Mg2+
методом прямой комплексонометрии, титрант – ЭДТА .......... 33 7. Катионообменная хроматография ................................................................................. 34 8. Ионообменная хроматография....................................................................................... 35 9. Определение SO4
2-
обратным комплексонометрическим титрованием ................... 36 Глава 2. Химический эксперимент........................................................................................ 39 2.1. Задачи эксперимента...................................................................................................... 39 2.2. Синтез сульфата магния............................................................................................... 39 2.2.2. Расчет синтеза............................................................................................................ 40 2.2.3. Подготовка к синтезу................................................................................................ 41 2.2.4. Техника безопасности при работе с серной кислотой
........................................... 42 2.2.5. Синтез вещества......................................................................................................... 44 Анализ синтезированного соединения и возможных примесей.......................................... 46 1. Оборудование и реактивы.............................................................................................. 46 2. Приготовление и стандартизация растворов для комплексонометрического определения Mg2+
и SO4
2-
....................................................................................................................................... 48 Качественный анализ сульфата магния и возможных примесей:..................................... 51 1.
Количественное определение Mg2+.......................................................................... 53 2. Количественное определение SO4
2-
......................................................................... 55 Итоговая таблица:................................................................................................................. 58 Заключение................................................................................................................................. 59 Библиографический список..................................................................................................... 60 Приложение 1…………………………………………………………………………………
61
является важным способом контроля и этапом в изучении любой дисциплины. Здесь в полной мере проявляются профессиональные знания и качества, которыми обладает студент. Данная посвящена синтезу и анализу сульфата магния. Сульфат магния широко применяется в различных отраслях промышленности [11]: 1. В химической промышленности он применяется в технологических процессах получения H2
SO4
и MgO; при производстве синтетических моющих средств. 2. В сельском хозяйстве сульфат магния используется в качестве удобрения почвы под сельскохозяйственные культуры. 3. В текстильной промышленности сульфат магния применяют в технологических процессах обработки тканей; для приготовления огнестойких составов для пропитки различных материалов; используется как наполнитель материалов, утяжелитель шелка и хлопка, протрава для покраски тканей и как отбеливающий компонент. 4. В медицине в качестве успокаивающего и спазмолитического средства; применение сульфата магния в комплексной терапии больных дискулярной энцефалопии позволяет уменьшить последствия ишемического повреждения головного мозга и купировать общемозговые нарушения. 5. В фармацевтической промышленности сульфат магния применяется в процессах изготовления антибиотиков. 6. Строительная индустрия: 1). Сульфат магния применяется как добавка для устройства дорожных и аэродромных оснований и покрытий; 2). Входит в состав магнезиального цемента ( это композиция из каустического магнезита (продукт обжига MgСО3
при температурах до 700 0
С в форме MgО) и солей магния, главным образом MgСl2
и MgSO4
. Водные растворы последних часто называют «затвердителями». Без затвердителей каустический магнезит, смешанный с водой, твердеет медленно. 7. В целлюлозно-бумажной промышленности сульфат магния используется как наполнитель, а также как компонент позволяющий сохранить и улучшить физико-механические показатели бумаги при использовании отбеливателей (особенно хлорсодержащих) и для получения огнестойких изделий из бумаги. Цели исследования в данной работе:
1. Синтезировать и идентифицировать соединение; 2. подтвердить его чистоту 3. провести количественный и качественный анализ. Задачи исследования:
По литературным источникам: - составить характеристику исследуемого вещества - осуществить подбор и обработку методик синтеза и анализа; - составить схему качественного анализа - описать способы приготовления растворов, их стандартизацию. В ходе эксперимента: - синтезировать вещество; - определить выход препарата; - определить качественный и количественный состав синтезируемого соединения. Сульфат магния (магний сернокислый, горькая соль), MgSO4
- это белый кристаллический порошок с плотностью 2,66 г/см3
. При 1127°С разлагается с выделением SO2
. Хорошо растворяется в воде (слабый гидролиз по катиону). Образует кристаллогидраты: MgSO4
*H2
O (бесцветные кристаллы с моноклинной решеткой с плотностью 2,6 г/см3
), MgSO4
*6H2
O (кристаллы с моноклинной решеткой с плотностью 1,70 г/см3
) и MgSO4
*7H2
O (бесцветные кристаллы с ромбической решеткой с плотностью 1,68 г/см3
). Сульфат магния используют как сырье для получения MgO, в производстве магнезиальных цементов, в качестве утяжелителей хлопка и шелка, протравы при крашении тканей, как наполнитель бумаги, спазмолитическое, слабительное и желчегонное лекарственное средство [11]. Химические свойства: 1. Сульфат магния хорошо растворяется в воде, гидролизуется по катиону: MgSO4
(разб.) + 4H2
O →
[Mg(H2
O)4
]2+
+ SO4
2-
, [Mg(H2
O)4
]2+
+ H2
O → [Mg(H2
O)3
(OH)]+
+ H3
O+
; 2. Вступает в реакции обмена: MgSO4
+ BaCl2
→ BaSO4
↓ + MgCl2
3. Может взаимодействовать с концентрированной серной кислотой: MgSO4
+ H2
SO4
→ Mg(HSO4
)2
4. Реагирует с щелочами: MgSO4
+ NaOHразб
→ Mg(OH)2
↓ + Na2
SO4
5. Взаимодействует с концентрированным аммиаком: MgSO4
+2 NH4
OHконц
→ Mg(OH)2
↓ + (NH4
)2
SO4
По Ключникову Н. Г. [6] По данной методе, сульфат магния можно получить, растворяя оксид магния в горячей серной кислоте. MgO
+ H2
SO4
→ MgSO4
+ H2
O По методике, описанной в практикуме Корякина и Ангелова [1], MgSO4
можно получить, растворяя карбонат магния в серной кислоте: MgCO3
+ H2
SO4
→ MgSO4
+ CO2
↑+ H2
O
Вгорячую30%-ную серную кислоту вносят при энергичном перемешивании MgCO3
(технический) до прекращения вспенивания жидкости. Отфильтрованная проба жидкости не должна давать красного окрашивания с NH4
SCN, в противном случае прибавляют еще MgCO3
. Раствор фильтруют и фильтрат оставляют кристаллизоваться на холоду. На следующий день, выпавшие кристаллы отсасывают на воронке Бюхнера, промывают небольшими количеством ледяной воды и перекристаллизовывают из воды (на 100 г соли берут 40 мл воды). 1) К работе в лаборатории могут быть допущены лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности. 2) Все опыты, реакции и все связанные с ними операции следует делать аккуратно, точно придерживаясь указаний, имеющихся в учебниках, руководствах или сообщённых преподавателем. 3) Лабораторный рабочий стол следует содержать в порядке и чистоте, потому что загрязнения со стола могут попасть в анализируемый раствор и испортить анализ. 4) Лабораторный стол нельзя загромождать посудой и приборами, т.к. все это мешает работе. На столе должно быть только то, что необходимо в данное время для выполнения опыта. 5) Многие работы в химической лаборатории связаны с возможностью загрязнения, а также порчи одежды при попадании на неё кислот и других реактивов, поэтому каждый работающий в химической лаборатории должен надевать халат. 6) Химическая посуда в большинстве случаев тонкостенная и хрупкая, поэтому при небрежном отношении к ней можно её разбить и порезаться. Посуду и приборы следует держать в руках осторожно, не сжимая сильно пальцами. Химическую посуду нельзя резко ставить на стол, особенно, если он покрыт керамикой. 7) Нюхать вещества нужно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая полной грудью, а только направляя к себе пары движением руки. 8) Категорически запрещается пробовать что-либо на язык. Запрещается набирать ртом при помощи пипетки пли трубки ядовитые или едкие жидкости; для этого следует пользоваться грушей. 9) Во избежание случайных отравлений запрещается пользоваться для питья какой-либо химической посудой. 10) Строго запрещается принимать в лаборатории пищу. 11) Все опыты с ядовитыми, вредными для здоровья и дурно пахнущими веществами следует проводить обязательно под тягой. 12) При приготовлении растворов кислот, надо вливать кислоту в воду, а не наоборот, и пользоваться при этом толстостенной или фарфоровой посудой. 13) Производя химические опыты, приборы следует располагать таким образом, чтобы реагирующие вещества в случае разбрызгивания не могли попасть на самого экспериментатора или находящихся вблизи других лиц. 14) Взвешивать твёрдую щелочь нужно обязательно в какой-нибудь стеклянной или фарфоровой посуде. 15) Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!). 16) Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты. 17) Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание её порчи. 18) При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих. 19) При неосторожной работе возможны ожоги нагретой стеклянной посудой, тиглями и т.п., поэтому нельзя брать горячую посуду незащищёнными руками. 20) Если на сосуде нет этикетки или надписи и не известно, какой реактив содержится в нём, то пользоваться этим реактивом нельзя. 21) После работы в лаборатории нужно тщательно вымыть руки, так как значительная часть веществ, с которыми приходится соприкасаться в лаборатории, ядовита. 1) Если загорелись деревянные предметы, пожар можно тушить водой, песком и с помощью огнетушителя. 2) Если горит нерастворимое в воде вещество (например, бензин, скипидар, масло и др.), то нельзя применять для тушения воду, потому что пожар не только не будет ликвидирован, но даже может усилиться. Многие огнеопасные органические вещества легче воды и при соприкосновении с нею образуют горящую плёнку. 3) Нерастворимые в воде органические вещества следует тушить песком или накрыванием шерстяным одеялом. Нужно именно накрывать очаг пожара, а не набрасывать, чтобы горящие брызги не разлетались в стороны. 4) В легко доступном месте лаборатории должен висеть проверенный огнетушитель, а также должен быть ящик с песком или листовым асбестом. Работающим в лаборатории необходимо ознакомиться с инструкцией по обращению с огнетушителем, обычно написанной на каждом из них. 5) В случае загорания проводов и электроприборов, находящихся под током, необходимо немедленно выключить ток и тушить огонь сухим углекислотным огнетушителем, сухим песком, покрывалом из асбеста. 6) Если загорелась одежда, следует сначала погасить пламя, накинув на пострадавшего шерстяное одеяло. 1) В случае пореза стеклом нужно вначале осмотреть ранку и извлечь из нее осколки стекла, если они есть, а затем обмыть пораненное место, смазать йодом и завязать бинтом или залепить лейкопластырем. 2) При тепловом ожоге надо смочить обожжённое место раствором перманганата калия, затем смазать мазью от ожогов, и перевязать бинтом. 3) При ожоге кислотами поражённый участок кожи быстро промыть большим количеством воды, затем обмыть 2%-ным раствором соды NaНСО3
, смазать обожженное место вазелином и перевязать бинтом. 4) При ожогах щёлочью: смыть водой, а затем 2%-ным раствором уксусной или борной кислоты, после этого смазать борным вазелином или 5%-ным раствором марганцевокислого калия и перевязать бинтом. При ожогах глаз промыть 1%-ным раствором борной кислоты и закапать 1 -2 капли касторового масла. 5) При поражении электричеством выключить ток пли устранить контакт при помощи резиновых перчаток или сухой деревянной палки. [9, 10] Магний сернокислый 7-водный пожаро- и взрывобезопасен, по степени воздействия на организм относится к веществам 4-го класса опасности. Опасность для человека
.
Пыль продукта оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. При длительном воздействии на организм может вызвать кожные заболевания. Средства индивидуальной защиты
:
1). Защитные очки, респираторы "Кама" или У-2К, хлопчатобумажные, резиновые или поливинилхлоридные перчатки, спецодежда. Необходимые действия в аварийных ситуациях:
При утечке, разливе и россыпи
-
просыпанный продукт тщательно собрать сухим способом и использовать в переработке в начале производства. При пожаре
-
вызвать пожарную бригаду. Меры первой помощи
-
при попадании сульфат магния на кожные покровы – промыть загрязненное место водой с мылом. Анализ проводится согласно схемы 1.
1.
Небольшое количество сухой соли растворить в воде при перемешивании. Если полного растворения не произошло, отделить осадок 1
центрифугированием. Получаем раствор 1
, содержащий Fe
2+
;
Ca
2+
;
Mg
2+
;
Mn
2+
;
Pb
2+
;
Zn
2+
;
NO
3
-
;
SO
4
-
;
Cl
-
,
и осадок 1
, содержащий CaSO
4
↓,
Ca
3
(
PO
4
)2
↓,
CaCO
3
↓,
PbSO
4
↓,
Pb
3
(
PO
4
)2
↓,
PbCO
3
↓,
PbCl
2
↓,
Mg
3
(
PO
4
)2
↓,
MgCO
3
↓,
Mn
3
(
PO
4
)2
↓,
MnCO
3
↓,
Fe
3
(
PO
4
)2
↓,
FeCO
3
↓,
Zn
3
(
PO
4
)3
↓,
ZnCO
3
↓
[3]. 2. Анализ раствора 1
2.1. Осаждение Ca2+
и
Pb
2+
из раствора 1 [3]:
Дробно. К части раствора 1
прибавить смесь 2N H2
SO4
+C2
H5
OH, центрифугированием отделить осадок 3
от раствора 3
. Са
2+
+
Н
2
SO4
= CaSO4
↓ + 2H+
Pb2+
+
Н
2
SO4
= PbSO4
↓ + 2H+
Получаем раствор 2, содержащий Fe
2+
,
Mg
2+
,
Zn
2+
,
Mn
2+
,
Cl
-
,
NO
3
-
,
SO
4
-
и осадок 2, содержащий CaSO
4
↓
и PbSO
4
↓.
2.2. Открытие
Pb
2+
[3]:
К осадку 2
добавить (NH4
)2
SO4,
немного нагреть. Осадок 3
PbSO4
↓
отделить от раствора 3
, содержащего Ca2+
центрифугированием: Са
SO4
↓+(NH4
)2
SO4
.→ (NH4
)2
[
Са
(SO4
)2
]
2.2.1.
Осадок 3
растворить, добавив 30% раствор ацетата аммония, смесь нагреть; PbSO4
↓ + 4CH3
COONH4
= (NH4
)2
[Pb(CH3
COO)4
] + (NH4
)2
SO4
Получим раствор 4, содержащий Pb2+
. 2.2.2.
К 2 каплям раствора 4
, содержащего Pb2+
, добавить 2 капли 2NCH3
COOH и 1 каплю раствора KI. Затем добавить несколько капель дистиллированной воды и 2N CH3
COOH, смесь нагреть до растворения осадка (если осадок не растворился добавить еще кислоты), затем медленно или быстро охладить. В присутствии Pb2+
сначала образуется желтый осадок, который при нагревании растворяется, а при охлаждении образуется вновь, но уже в виде золотистых чешуйчатых кристаллов: Pb
2+
+ 2
KI
=
PbI
2
↓+ 2
K
+
PbI
2
↓ + 2
KI
=
K
2
[
PbI
4
]
PbI
2
↓ + 2
CH
3
COOH
= (
CH
3
COO
)2
Pb
+ 2
HI
2.3. Открытие
Ca
2+
из раствора 3, полученного в 2.2. [3]:
Микрокристаллоскопически. На предметное стекло нанести каплю раствора 3
и добавить к нему каплю серной кислоты, смесь перемешать и рассмотреть под микроскопом. Образуется белый осадок сульфата кальция (гипса), кристаллы которого под микроскопом имеет форму отдельных игл или игл собранных в пучок: SO4
2-
+ Ca2+
= CaSO4
↓
а) б) Кристаллы Ca2
SO4
*2H2
O, образующиеся в разбавленных (а) и в концентрированных (б) растворах кислот 3. Анализ раствора 2.
3.1. Осаждение
Fe
2+
,
Mg
2+
,
Mn
2+
,
Ca
2+
,
Pb
2+
из раствора 2 [3]
:
К 2 мл раствора 2
добавить поташ до прекращения образования осадка. Смесь слегка нагреть. Осадок 4
, содержащий FeCO
3
↓,
MnCO
3
↓,
MgCO
3
↓,
PbCO
3
↓,
CaCO
3
↓,
ZnCO
3
↓
отделить от раствора 5
, содержащего Cl
-
,
NO
3
-
,
SO
4
2-
:
Pb2+
+K2
CO3
= PbCO3
↓+2K+
Ca2+
+K2
CO3
= CaCO3
↓+2K+
Fe2+
+K2
CO3
= FeCO3
↓+2K+
Mn2+
+K2
CO3
= MnCO3
↓+2K+
Mg2+
+K2
CO3
= MgCO3
↓+2K+
Zn2+
+K2
CO3
= ZnCO3
↓+2K+
3.2. Открытие
Cl
-
,
NO
3
-
,
SO
4
-
из раствора 5 [3]:
Дробно. Проверить раствор 2
на полноту осаждения катионов тяжелых металлов, добавив к части раствора поташ. Если осадок образуется, то удаление катионов необходимо повторить. К раствору 2
прибавить раствор уксусной кислоты до нейтральной реакции среды - это раствор 3.
K2
CO3
+2 CH3
COOH = H2
О
+CO2
↑+2CH3
COO
К
3.2.1.
Открытие
Cl
-
[3]:
Дробно. К 3 каплям раствора 5
добавить по 3 капли 2NH2
SO4
и KMnO4
. к отверстию в пробирки, не касаясь стенок, поднести влажную йодокрахмальную бумажку. Если газ выделяется плохо, смесь нагреть: Йодокрахмальная бумажка синеет: Окисление: MnO
4
-
+8
H
+
+ 5
e
=
Mn
2+
+ 4
H
2
O
Восстановление: 2
Cl
-
-2
e
=
Cl
2
_____________________________________________ 2
MnO
4
-
+ 16
H
+
+ 10
Cl
-
= 2
Mn
2+
+ 8
H
2
O
+ 5
Cl
2
Йодокрахмальная бумажка синеет вследствие: Cl
-
+ 2
I
-
=
I
2
+ 2
Cl
-
I
2
+ крахмал = синий комплекс
3.2.2 Открытие
SO
4
-
[3]:
Микрокристаллоскопия. На предметное стекло нанести каплю раствора 5
и добавить к нему каплю хлорида кальция, смесь перемешать и рассмотреть под микроскопом. Образуется белый осадок сульфата кальция (гипса), кристаллы которого под микроскопом имеет форму отдельных игл или игл собранных в пучок:26 SO4
2-
+ Ca2+
= CaSO4
↓
а) б) Кристаллы Ca2
SO4
*2H2
O, образующиеся в разбавленных (а) и в концентрированных (б) растворах кислот 3.2.3. Открытие
NO
3
-
[3]:
В пробирку с 3 каплями раствора 5
прибавить 6 капель концентрированной серной кислоты и небольшой кусочек медной проволоки. Если реакция идет плохо смесь можно слегка подогреть. Медь в присутствии серной кислоты восстанавливает нитрат- ионы до оксида азота (IV) или до бурого газа NO2
↑:
Восстановлении
: Cu0
– 2e = Cu2+
Окисление
: NO3
-
+ 2H+
+ 1e = NO2
↑+ H2
O
_______________________________________________________________________
Cu0
+ 2NO3
-
+ 4H+
= Cu2+
+ 2NO2
↑+ 2H2
O
4. Анализ осадка 4.
4.1.Перевод тяжелых металлов из осадка 4 в раствор 6 [3]:
Осадок 4
растворить в 2N HNO3
: FeCO3
↓+2HNO3
= Fe(NO3
)2
+2H2
O+ CO2
↑
MnCO3
↓+2HNO3
= Mn (NO3
) +2H2
O + CO2
↑
MgCO3
↓+2HNO3
= Mg (NO3
) +2H2
O +CO2
↑
CaCO3
↓+2HNO3
= Ca(NO3
)2
+2H2
O+ CO2
↑
PbCO3
↓+2HNO3
= Pb(NO3
)2
+2H2
O+ CO2
↑
ZnCO3
↓+2HNO3
= Zn(NO3
)2
+2H2
O+ CO2
↑
Получаем раствор 6
. 4.2.Осаждение
Ca
2+
и
Pb
2+
из раствора 6
в
осадок 2
[3]
:
К раствору 6
приливаем раствор K2
SO4
. Ca(NO3
)2
+ K2
SO4
= CaSO4
↓ + 2KNO3
Pb(NO3
)2
+ K2
SO4
= PbSO4
↓ + 2KNO3
Выпавший осадок CaSO
4
↓
и PbSO
4
↓
отделить от раствора 6
и анализировать как в пункте 2.2 – 2.3.
4.2. Определение
Fe
2+
[3]
:
К раствору 6
прибавим раствор гексоцианоферрата (III) калия. В присутствии Fe2+
выпадает синий осадок комплексного соединения «турнбуленова синь», нерастворимый в кислотах, но разрушающийся в щелочах до гидроксида железа (II), при избытке реагента осадок приобретает зелёный оттенок: Fe2+
+K3
[Fe(CN)6
] = KFe[Fe(CN)6
] ↓+2K+
,
KFe[Fe(CN)6
] ↓+2KOH = K3
[Fe(CN)6
] +Fe(OH)2
↓.
4.3. Открытие
Mn
2+
,
Mg
2+
[3]
:
В пробирку с раствором 6
добавить избыток 2NNaOH. Образовавшийся осадок 5
, содержащий Mg
(
OH
)2
↓,
Fe
(
OH
)2
↓,
Mn
(
OH
)2
↓
отделить от раствора 12
, содержащего Zn2+
:
Mg2+
+ 2NaOH = Mg(OH)2
↓ + 2Na+
Fe2+
+ 3NaOH = Fe(OH)2
↓ + 3Na+
Mn2+
+ 2NaOH = Mn(OH)2
↓ + 2Na+
Zn2+
+ 2NaOH = Na2
[Zn(OH)2
]
Разделим получившийся осадок 5
на две равные части 5.1
и 5.2
. В каждой части будет находиться Mg
(
OH
)2
↓
, Fe
(
OH
)2
↓,
иMn
(
OH
)2
↓.
4.3.1. Открытие
Mn
2+
из осадка 5.2
[3]
:
К полученному осадку 5.2.
прилить немного серной кислоты. Получим раствор 9
, содержащий Mn
2+
,
Mg
2+
,
Fe
2+
,
Zn
2+
.
Mn(OH)2
↓ + H2
SO4
= Mn SO4
+ 2H+
Mg(OH)2
↓ + H2
SO4
= Mg SO4
+ 2H+
Fe(OH)2
↓ + H2
SO4
= Fe SO4
+ 2H+
Zn(OH)2
↓ + H2
SO4
= Zn SO4
+ 2H+
В пробирку перенести несколько кристаллов персульфата аммония, прибавить 3-5 капель 2N азотной кислоты и 1-2 капли 1%-ого раствора нитрата серебра. Смесь нагреть до 70˚ С. В нагретую смесь внести палочкой одну каплю исследуемого раствора. Смесь можно подогреть. При наличии в растворе Mn
2+
раствор станет розовым или малиновым. При большой концентрации ионов Mn
2+
в раствормогут высыпать бурые хлопья MnO
(
OH
)2
. В этом случае опыт повторить, предварительно разбавив анализируемый раствор дистиллированной водой в 2-5 раз. Окисление: Mn2+
+ 4H2
O +5e = MnO4
-
+ 8 H+
Восстановление: S2
O8
2-
-2e = 2SO4
2
-
2Mn2+
+ 8H2
O+ 5 S2
O8
2-
= 2 MnO4
-
+ 16H+
+ 10
SO4
2-
4.3.2. Открытие
Mg
2+
из осадка 5.1
[3]:
К образовавшемуся осадку 5.1.
добавить 5 капель пероксида водорода, смесь нагревать 2-3 минуты: Окисление: Fe2+
+ 3OH-
- 1e = Fe(OH)3
↓
Восстановление: H2
O2
+ 2e = 2OH-
Fe(OH)2
↓+ 4OH -
+ H2
O2
= Fe(OH)3
↓+ 2OH-
Окисление: Mn2+
+4OH -
- 2e = MnO(OH)2
+ H2
O
Восстановление: H2
O2
+ 2e = 2OH-
Mn(OH)2
↓ +2OH -
+ H2
O2
= MnO(OH)2
↓ + H2
O
Полученный осадок 6,
содержащий Mg
(
OH
)2
↓,
MnO
(
OH
)2
↓ и
Fe
(
OH
)3
↓,
после охлаждения отцентрифугировать; центрифугат отбросить, а осадок растворить в насыщенном растворе хлорида аммония: Mg
(
OH
)2
↓ + 2
NH
4
Cl
=
MgCl
2
+ 2
NH
3
*
H
2
O
Полученный раствор 8
отделить от осадка 7
центрифугированием, осадок 7
отбросить. К полученному раствору 8 прибавить гидрофосфат натрия, добавить аммонийный буфер (рН 8-10). В присутствии Mg2+
выпадает белый кристаллический осадок, кристаллы которого под микроскопом имеют форму шестилучевых звезд или снежинок. Mg
2+
+
NH
3
*
H
2
O
+
Na
2
HPO
4
= (
NH
4
)
MgPO
4
↓ + 2
Na
+
+
H
2
O
Рисунок:
5. Осаждение тяжелых металлов
[3]:
К оставшейся части раствора 1
прибавить раствор K
2
CO
3,
после завершения реакции раствор отделить от осадка центрифугированием. Проверить раствор на полноту осаждения тяжелых металлов K
2
CO
3
.
Получаем раствор 5
(анализ раствора см 3.2. открытие
Cl
-
,
NO
3
-
,
SO
4
-
из раствора 5:
) и осадок 9
Fe2+
+K2
CO3
= FeCO3
↓+2K+
Mn2+
+K2
CO3
= MnCO3
↓+2K+
Pb2+
+K2
CO3
= PbCO3
↓+2K+
Mg2+
+K2
CO3
= MgCO3
↓+2K+
Ca2+
+K2
CO3
= CaCO3
↓+2K+
Zn2+
+K2
CO3
= ZnCO3
↓+2K+
5.1. перевод тяжелых металлов из осадка 9 в раствор 10
[3]
:
Осадок 9
растворить в 2N азотной кислоте: FeCO3
↓+2HNO3
= Fe(NO3
)2
+2H2
O + CO2
↑
MnCO3
↓+2HNO3
= Mn (NO3
)2
+2H2
O + CO2
↑
MgCO3
↓+2HNO3
= Mg (NO3
) +2H2
O + CO2
↑
CaCO3
↓+2HNO3
= Ca(NO3
)2
+2H2
O + CO2
↑
PbCO3
↓+2HNO3
= Pb(NO3
)2
+2H2
O+
CO2
↑
ZnCO3
↓+2HNO3
= Zn(NO3
)2
+2H2
O+
CO2
↑
Получаем раствор 10.
5.2.Осаждение Ca2+
и
Pb
2+
из раствора 10
[3]
:
К раствору 10
прибавить смесь 2N H2
SO4
+C2
H5
OH, центрифугированием отделить осадок от раствора. Са
2+
+
Н
2
SO4
= CaSO4
↓ + 2H+
Pb2+
+
Н
2
SO4
= PbSO4
↓ + 2H+
Получаем раствор 11
и осадок 2
Анализ осадка 2
смотреть в пункте 2 (без осаждения) – 2.3. 6. Анализ раствора 11
6.1. дробное открытие
Fe
2+
[3]
:
См 4.1.
6.2. открытие
Zn
2+
[3]
:
К раствору в пробирке добавить избыток щелочи NaOH. Mg2+
+ 2NaOH = Mg(OH)2
↓+ 2Na+
Mn2+
+2 NaOH = Mn(OH)2
↓+ 2Na+
Fe2+
+ 2NaOH = Fe(OH)2
↓+ 2Na+
Zn2+
+ 2NaOH = Na2
[Zn(OH)4
]
Получим осадок 5,
содержащий Mg
(
OH
)2
↓,
Mn
(
OH
)2
↓,
|