Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 26
Конспект урока
русского языка
в 3 классе по
учебно-методическому
комплекту «Русский язык»
Канакиной В.П.
(Учитель: Райкова Л.Н.)
Визитная карточка урока.
Тема:
Общее представление о правописании частей слова. Тип урока:
Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.). Форма:
Работа в группах и парах статичного состава. Ведущий метод:
Проблемно-поисковый с опорой на научность. Учебная задача:
Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Цели:
Обучающие:
дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма. Развивающие:
развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно- Воспитывающие:
создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка. Оборудование.
· Учебник «Русский язык» - 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г. · «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г. · Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся. · Тексты для определения их типов. · Картинки с изображением птиц: ворона, сорока. · Индивидуальные листы с заданиями. · «Светофоры». · Набор из значимых частей слов, при правильном сочетании которых образуются новые слова. Место в разделе:
первый урок (из 29 уроков) по теме «Правописание частей слова».
Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам («Части слова») результат опыта работы на данном уроке.
Ход урока.
I
. Организационный момент (3мин)
Необычный день у нас. И гостями полон класс. - Что гостям сказать нам надо? (-Видеть Вас мы очень рады!) Каждый день- всегда, везде, На уроке и в игре Смело, четко говорим И красиво все сидим. Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас не мало дел. Поудобнее устройтесь, Чтобы каждый проявить себя сумел. Рефлексия
Учитель:
- Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе). (См.
приложение №1 к уроку).
II
. Чистописание. (5мин)
Учитель:
Первое задание для чистописания. 1.Отгадайте мои загадки.
а)Окраской - сероватая, (Картинка с изображением вороны).
б)Верещунья, белобока, 2. Выполнение заданий по индивидуальному листу (задание № 1).
- Прочитайте слова (Гороховец, ворона, сорока, Воронеж)
- На какие группы можно разделить эти слова? ( а)
города и птицы
б)
имена собственные и нарицательные
). - Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона)
- Какие это птицы? (зимующие) -Чем мы можем помочь этим зимующим птицам? (Ответы детей).
3. Краткая фонетическая минутка
. Учитель
: Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают: - парные согласные звуки (в, с, к).
Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной. - звонкий непарный сонорный согласный звук (н).
- первую гласную алфавита (а).
-оро
-это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком. (Письмо строки соединений –оро
-).
4.
Подбор слов с данным соединением.
а)самостоятельно б)по словарю в учебнике с. 136 (горох, пороша
). 5.
Объяснение значения слова «пороша».
(Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
Вывод:
Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной. III
. Словарная работа. (5мин)
1
.
Введение нового слова
- Назовите среди записанных слов словарные (сорока, ворона).
- А почему их так назвали? (Ответы детей).
- 2.
Новое слово.
- Какой сегодня день недели? (четверг)
- Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).
3.
Характеристика слова (слоговой анализ).
- Сколько в слове слогов? - Какой слог ударный? - Какая безударная гласная пропущена? (е).
- Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно- - Попробуйте проверить. (четверо)
- Как разделить это слово для переноса? (чет – верг или че - тверг).( Оба варианта переноса этого слова допустимы по В.Ф. Грекову).
- Какие правила нужно помнить при письме слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю.
4.
Работа с текстом (индивидуальная карточка, задание №2).
- Прочитайте тексты. (См. Приложение № 2) - Какие типы текстов перед вами. (№
l
- рассуждение, - Что общего во всех этих текстах?(слово «четверг»).
IV
. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока. (2 мин)
Учитель:
а сейчас мы с вами узнаем тему нашего урока. Работа с учебником с.90.
Чтение темы урока: Правописание частей слова.
Чтение главного вопроса: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова?
V
. Наблюдение над безударными гласными звуками и буквами. (12мин)
1)
Выполнение упр. №169
. Прочтите текст. Спишите текст, вставляя пропущенные гласные буквы и обозначьте ударение в словах. Текст упражнения:
Ночью пришёл первый зам..р..зок. он надышал холл..дом на стёкла, посыпал з..рнистым инеем на крыши, захрустел под н..гами.
2)
Выполнение заданий к упр. № 169.
- В какой части слов пропущены орфограммы? (в корне).
- Объяснить значение выделенного слова (Заморозок - лег 3)
Выполнение заданий по рядам.
1 ряд:
Найти слова с безударными гласными в приставках (пришел, надышал, посыпал, захрустел).
2 ряд:
Найти слова с безударными гласными в суффиксах (заморозок, посыпал).
3 ряд:
Найти слова с безударными гласными в окончаниях ( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем
). 4)
Вывод.
- В каких частях слова могут находиться безударные гласные? (Ответы детей).
- Как выбрать правильное написание безударной гласной, если а)в приставке? (запомнить)
б)в суффиксе? в) в корне? (запомнить, проверить по словарю;
подобрать проверочное слово.)
5)
Чтение сведений о языке с. 91.
(Безударная гласная может быть в любой части слова: в приставке (при
шёл), в суффиксе (мале
нький), в окончании (в доме
), в корне (да
рить).
Физкультминутка (в форме игры «Генералы»).
«Генералы» (Корень, Суффикс, Окончание, Основа, Приставка). «Солдаты» (структурные части грамматических правил). Правила проведения:
по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала». (См. Приложение № 3). VI
. Наблюдение над парными согласными звуками и буквами. (8мин)
1.
Игра «Конструктор».
(Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на парте лежит комплект, состоящий из значимых частей фрагментов слов, при правильном сочетании которых должны образоваться новые слова ).(См. Приложение № 4).
Задание: Соберите рассыпанные слова. Окончание работы
сигнализируйте светофором.
(подстаканник, подружка, коробок, говорлив).
- В какой части слова может находиться согласная буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой
). Вывод:
Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее написания. 2.
- Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если она а)- корне (подобрать проверочное слово)
б)- суффиксах (запомнить их
3. Запись полученных слов в тетрадь и разбор по составу. (Взаимопроверка)
У
/ ■
4. Чтение сведений о языке
: с. 170. (Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (с
делать, об
ходить),, в суффиксе (правдив
, пирожок
), в корне (слив
ки, четверг
), в окончании (нет звуков,
жуков
). VII
.
Обобщение работы. (5мин)
Работа с лингвистическим текстом упр. № 171 с. 91.
- Что надо знать, прежде чем написать в слове безударную гласную либо согласную, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук? ( В какой части слова она находится
). - Что надо знать о написании корня, суффикса и приставок? (Ответы детей).
VIII
.
Итог урока.
1) Работа с таблицей на доске. Ответ на главный вопрос урока: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова?
(См. Приложение №4) 2) Оценка работы учащихся. 3) Определение уровня эмоционального комфорта учащихся Рефлексия:
(Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке). IX
.
Домашнее задание по уровням:
Репродуктивный:
Упр. № 170 с. 90
Продуктивный:
подобрать по 3 своих примера на каждый случай в таблице, полученной на уроке (таблица выдаётся каждому ученику после Итогов урока).
Примечание:
Урок рассчитан на 40 минут. При 45 – минутном варианте урока добавляется дополнительное время на следующие этапы урока: наблюдение над безударными гласными звуками и буквами – 1 мин., наблюдение над парными согласными звуками и буквами – 2 мин., обобщение материала – 2 мин. Ф. И. О. автора:
Райкова Лариса Николаевна
Место работы:
Меленковская средняя общеобразовательная школа № 1.
Должность:
Учитель начальных классов.
Квалификация:
Высшая.
Контактный телефон:
2-20-90 (школа); 2-24-48 (дом).
Класс, в котором изучается раздел и тема
: 3 класс.
Название программы, УМК:
УМК «Русский язык» В.П. Канакиной.
Название раздела и темы программы, по которым представлена работа:
Раздел:
Правописание частей слова. (29 часов)
Тема:
Общее представление о правописании частей слова.
Безударные гласные
1.
Непроверяемые и труднопроверяемые.
2.
Проверяемые.
запомнить
запомнить
1. Запомнить или проверить по словарю
2. Подобрать проверочное слово
(со
ринка – со
р)
Парные по глухости-звонкости согласные.
1.
Непроверяемые и труднопроверяемые.
2.
Проверяемые.
запомнить
запомнить
1. Запомнить или проверить по словарю
2. Подобрать проверочное слово
(трав
ка – трав
а) Образцы текстов для индивидуальных листов.
№ 1.
Названия дней недели, оказывается, не такая уж и большая загадка. Вот, например, четверг. Почему он так называется? А ответ весьма прост. Четверг – это четвертый день недели. Вот и вся разгадка! № 2.
На прошлой неделе, в четверг, со мной произошёл вот какой случай. В этот день мы отправились с друзьями в лес по грибы. Вдруг налетел ветер, небо закрыла страшная туча, сверкнула молния, раздался оглушительный гром и начался сильный ливень. Мы сначала очень испугались, а потом забрались под маленькие ёлочки и стали громко распевать песни. Нам стало весело, а тут и дождик прошёл. № 3.
Сегодня четверг, 14 декабря. Смотрю в окно и любуюсь красотой! На солнце сверкают бесчисленные блёстки инея. Они убирали в алмазный наряд тонкие ветви деревьев и превратили в бриллиантовое ожерелье тонкую паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. Какая красота вокруг!
|