Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 5

 

Поиск            

 

Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые (сочинение)

 

             

Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые (сочинение)

Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые

Владимир Высоцкий – на редкость удивительный поэт, чье имя уже много лет живет в сердцах и памяти русских людей.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX столетия. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно биться сердце.

Одним из моих любимых стихотворений является «Кони привередливые», которое по праву можно считать одной из вершин поэтического мастерства Высоцкого. Основная тема и пафос стихотворения перекликаются с пафосом мужества и даже гибельного восторга человека, несущегося к неизбежному, последнему приюту. Стремительность и неотвратимость конца создают трагический фон этого произведения. И хотя герою понятна неизбежность гибели, он хочет замедлить бег, вопреки собственному подхлестыванию коней. Ему хочется хоть на миг замедлить их движение, чтобы успеть пропеть свой куплет до гибели в пропасти. Мужество и энергия этого лирического героя – это мужество реального человека, который не лишен колебаний и страха смерти:

Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!..

Вы тугую не слушайте плеть!

Но что-то кони мне попались привередливые –

И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Герой испытывает гибельный восторг стремительного бега на краю пропасти, но хочет жить, и если нельзя жить, то хотя бы допеть, так как ему нужно выполнить свое предназначение, цель своей жизни. Тема гибельного восторга имеет свою традицию. Вспомним пушкинское стихотворение:

Есть упоение в бою

У мрачной бездны на краю…

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья.

Суть этого гибельного восторга у Высоцкого в полноте и напряженности силы жизни, стремительности ее бега, которые раскрываются у человека в бою и у бездны на краю.

В стихотворении перед нами возникает образ коней привередливых. Кони здесь явно символические. Их можно погонять нагайкой, но трудно их придержать и остановить, а еще труднее управлять их бегом на краю пропасти. Поэтому герой умоляет их «вскачь не лететь!»:

Я коней напою,

я куплет допою –

Хоть мгновенье еще постою

на краю…

Корни символических коней Высоцкого уходят далеко в традиции русской литературы, поэзии, фольклора, мифологии. Вспомним хотя бы гоголевскую «Птицу-тройку», которую Гоголь сопоставил со всей Россией, ее быстрым движением в XIX веке: «Не так ли и ты, Русь, словно бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Символичен и образ края пропасти. Символичны, в сущности, все предметные детали стихотворения – пропасть, погоня, ветер, туман, пение ангелов, пушинка, колокольчик и т. д.

Все стихотворение – это поток звучания, в котором сливаются чисто разговорные, со скрытым монологом и диалогом (пропадаю, пропадаю) и типично песенные обороты (по-над пропастью, по самому по краю) и т. д.

Интересна композиция этого стихотворения. Оно состоит из трех частей: по десяти строк в каждой строфе, разных по смыслу и звуковой организации. Сначала – четверостишие – куплет, где автор описывает свой «бег на конях» и самого себя с нарастающим напряжением. Куплет написан довольно редким в нашей поэзии размером – восьмистопным хореем – с перекрестной, ню однотипной женской рифмовкой. В ходе рассказа только первые строфы каждой части существенно меняются по смыслу, с наращением движения основного смысла всего стихотворения. А третьи строфы повторяются как песенный припев.

Такова сложность и простота этого стихотворения, одного из самых важных для понимания содержания и формы всей лирики Высоцкого.

Стихотворение Высоцкого «Кони привередливые» заставляет задуматься над сложными проблемами человеческого бытия. Многое можно не успеть, не допеть, не реализовать в себе, если не сумеешь распорядиться отпущенным тебе временем. «Кони» олицетворяют собой жизнь, они могут плестись медленно, и тогда долгая жизнь человека, небогатая событиями, взлетами и падениями, творческой созидательной деятельностью, завершается биологически, не оставляя следа в душах и сердцах людей, но могут быть и «кони привередливые», которые превращают жизнь человека в одно яркое мгновением и уносят его в небытие, но оставляют на земле память о человеке, о его горящем сердце. Можно сказать, что «Кони привередливые» – трагически-философское, одно из самых сокровенных стихотворений Высоцкого, посвященных вечным проблемам бытия.