Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 5

 

Поиск            

 

Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри (сочинение)

 

             

Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри (сочинение)

Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри

Мцыри — «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», — как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем — трагическое предчувствие поэтом своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал. В этом и состоит глубинная причина того, что судьба Мцыри оказывается столь трагичной. Поэма появилась в печати в 1840 году, а через год поэта не стало — как и было им самим не раз предсказано:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я…

Погибает, не добравшись до так страстно желаемой им «страны отцов», и Мцыри. Ведь в личности этого героя очевидна та же раздвоенность, противоречивость, как и в личности другого близкого Лермонтову героя — Печорина, только в поэме она обоснована несколько иначе. Воспитанный в стенах монастыря, впитавший в себя нравственные основы христианской цивилизации, Мцыри, по происхождению горец — «естественный человек», живущий в первобытных условиях, а потому близкий к состоянию детской чистоты и естественности, природной нравственности, — он во многом утратил эти естественные корни. Мцыри — «тюремный цветок», который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.

Он бежит из монастыря, потому что свободная душа юноши бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей. Вот почему Мцыри воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря — попытка узнать жизнь и свободу, обрести истинного себя. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и трудно доступную человеку:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…

Мцыри кажется, что вольная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство «меж бурным сердцем и грозой». Недаром кульминацией поэмы является битва героя с барсом, где оба — человек и зверь — становятся равноправными бойцами. Но оба они встречают смерть. Так намечается грань разрыва, которая углубляясь, показывает закономерность гибели Мцыри. Природа как будто мстит ему: она заманивает в чащу, сталкивает с барсом, а потом нещадно палит зноем израненное тело.

Но почему природа отторгает того, кто должен быть ее частью? В предсмертном бреду Мцыри слышит песню рыбки, в которой для него открывается потребность покоя, возможность раствориться в первозданной природе. Но это обман: коварная природа влечет и губит героя, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Мцыри — это одна из тех томящихся и метущихся душ, которая, подобно душе поэта в стихотворении «Ангел», еще помнит свою родную стихию, но уже навсегда утратила связь с ней. Возможность разорвать оковы земли и вернуть себе свободу, вновь обретя небо, — это смерть.

Можно ли считать такой выход для героя трагедией? Ведь внутренняя раздвоенность его никогда не исчезнет, пока он жив, а вместе со смертью его душа, наконец, обретает покой. Умирая, Мцыри возвращается к утраченной гармонии. Глядя вдаль и думая о родине, о потерянных близких, он уже готов примириться со своей судьбой: «И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..». А считать эту судьбу трагической или нет — каждый читатель решает сам.