Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 5

 

Поиск            

 

Стихотворение Бунина Ночь (сочинение)

 

             

Стихотворение Бунина Ночь (сочинение)

Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темна, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою огромную любовь к природе, всему живому, любовь к Богу и человеку. Поэзия Бунина несет в себе те же черты, что и проза: ясность и точность образов, выпуклость описаний, особенно описаний природы, напряженное чувство жизни, удивительную мелодичность. Уже в ранних стихах Бунина чувствуется мудрое понимание человека, его отношение к миру, он хочет понять вечное, разгадать загадку жизни. И в стихах позднего периода он тоже сосредоточен на сложных вопросах бытия.

К таким стихотворениям относится стихотворение «Ночь», написанное в 1952 году в эмиграции. Стихотворение очень лаконичное и читается на одном дыхании:

Ледяная ночь, мистраль.

(Он еще не стих).

Вижу в окна блеск и даль

Гор, холмов нагих. Золотой недвижный свет

До постели лег.

Никого в подлунной нет,

Только я да Бог.

Знает только Он мою

Мертвую печаль,

То, что я от всех таю…

Холод, блеск, мистраль.

Создается очень мрачное, трагическое впечатление от этого стихотворения: лирический герой страдает, и это страдание никто не может разделить с ним, он очень одинок. Герой обращается к Богу, так как только Бог знает все тайны человеческой души. Начинается стихотворение пейзажем, который вызывает у читателя печальное настроение:

Ледяная ночь, мистраль.

Может быть, Бунину удается это сделать с помощью эпитета «ледяная», а может быть, слово «мистраль» создает такой эффект, потому что мистраль – сильный и холодный северный ветер. Неслучайно это слово повторяется в стихотворении два раза: в начале и конце. Автор использует прием эпифоры – повторения слов в конце строки. Трагический эффект подчеркивается эпитетом «нагих» – создается впечатление пустоты, простора, горы и холмы видны издалека, нет ни деревьев, ни кустов, все сверкает в свете луны.

Только после этого возникает образ лирического героя, страдающего от одиночества:

Золотой недвижный свет

До постели лег.

Никого в подлунной нет,

Только я да Бог.

Единственный эпитет в этом стихотворении, который вызывает радостное восприятие, – «золотой». «Золотой недвижный свет», вероятно, связан с образом Бога, который один знает все, что на сердце у человека. Концовка стихотворения звучит трагично:

Знает только Он мою

Мертвую печаль,

То, что я от всех таю…

Холод, блеск, мистраль.

«Мертвая печаль» – такой образ рожден автором, и он показывает душевное состояние героя. «То, что я от всех таю», возможно, это тоска по давно утраченной родине, к которой сам Бунин стремился всей душой все годы эмиграции. Но нет надежды для героя, он один со своими мрачными мыслями, перед ним только этот трагичный пейзаж и вера в Бога. Бунин понимает, как трагична судьба человека в этом мире, в этой Вселенной.

Всю жизнь Бунин писал о человеческом счастье, о стремлении человека к нему, но самым большим счастьем для него была любовь к родине. Лишившись родины, он потерял самое главное, поэтому последние стихи Бунина так трагичны, поэтому так горько и больно становится читателям, разделяющим его чувства.