Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 5

 

Поиск            

 

Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь По роману Достоевского Преступление (сочинение)

 

             

Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь По роману Достоевского Преступление (сочинение)

Живет человек, радуется, печалится, любит, ненавидит, работает, мечтает — словом, живет так, как и полагается человеку. Кто-то счастлив, кто-то страдает, кто-то одержим работой, кто-то растворился в семье — конечно, у каждого свой путь и каждый его выбирает сам. Но случается, и это доказано историей, умами людей овладевают бредовые идеи, и люди становятся их «жертвами», рабами, исступленными служителями. А идеи, в свою очередь, обретают в человеческих душах стихийную силу, властно овладевают их жизнью и судьбой.

Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» исследует причины появления таких идей и их влияние на жизнь человека. Писатель, как утверждает исследователь его творчества Карякин Ю.Ф., «понимал, что за внешне привлекательные, математически выверенные и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, чужой».

Уже с первых страниц романа студент Петербургского университета Родион Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, «допускающей кровь по совести». Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество от века подразделяется на две категории, на два разряда. Есть люди, принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, — «сильные мира сего».

Теперь Раскольникова волнует один вопрос: «…Вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Теорию нужно проверить — решение принято: надо убить вредную старушонку процентщицу. А все вокруг как будто доказывает правильность его идеи: и душная атмосфера каморки, в которой живет герой, и духота узких улочек Петербурга, и драма жизни униженных и оскорбленных людей, которых встречает Раскольников. Так жизнь не только не уводит героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него. Достоевский глазами Родиона создает особое, преступное состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Болезненно раздраженный ум Раскольникова не воспринимает сострадательного участия, человеческой доброты и понимания. Он выхватывает из окружающего лишь те впечатления, которые укрепляют его идею, прочно засевшую в душе.

И все же герой просчитался в том, что он, как человек, намного сложнее и многограннее своих мыслей о себе. Где-то в глубине его души еще теплится остаток прежнего Раскольникова, умного, но доброго, отзывчивого и любящего, способного на добрые дела. Отсюда жалость к девочке-подростку, любование природой. «Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от наваждения!» Но не тут - то было. Казалось бы, герой пришел к разумному пониманию всей несостоятельности своей идеи, к ее ложности и нелепости, но тем не менее остается у нее в плену. вытесненная из сознания, она сохраняет власть над подсознанием раскольниковской души. Герой идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой, как «орудие, действующее в руках чужой воли», и «совершает его как автомат, повинующийся давлению внешней силы».

Такие фанатики, каким стал Родион Раскольников, по мнению Достоевского, особенно страшны. В том-то и трагедия фанатика, что он идет убивать вслепую, и последствия таких поступков непредсказуемы. Под «топор» теории Раскольникова попала не только вредная старуха-процентщица, но и ни в чем не виноватая Лизавета, то самое беззащитное существо, ради счастья которого и допускается «кровь по совести». Так всем ходом преступления Достоевский отстаивает необходимость ответственного и осторожного обращения человека с различного рода идеями, которые при определенных жизненных обстоятельствах способны воспламеняться в душах людей, превращая их в бездушных, стихийных исполнителей.

После преступления жизнь Раскольникова становится невыносимой. Ни одна из целей преступления в результате не достигнута: поступок Раскольникова никому не принес облегчения, отделил его от мира, не выявил правильности или ложности его теории, так как страдания, по словам Разумихина, свойственны и «необыкновенным» людям, а среди «обыкновенных» известны и большие злодеи. Герой ощущает себя погибшим человеком. Ни явка с повинной, ни милостливый приговор не приносят ему облегчения.

И дело не в том, что его ссылают на каторгу, а в том, что и там «совесть его не нашла никакой особой вины, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться». Созданная героем теория прочно сидит в сознании, почти безраздельно его контролируя. Только сон, в котором перед Раскольниковым предстает доведенное до абсурда воплощение его идеи, заставляет его очнуться и глубоко задуматься над тем, насколько серьезны последствия его идеи, к какому гибельному для человечества итогу она может привести, а его самого уже привела. Ложность теории, теории, так выстраданной им и принятой за истину, за правду, погубила героя романа Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова.