Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Анализ стихотворения С.А. Есенина Не жалею, не зову, не плачу (сочинение)

 

             

Анализ стихотворения С.А. Есенина Не жалею, не зову, не плачу (сочинение)

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Автор: Есенин С.А.

Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется поэзия С.А. Есенина. Его произведения красочнее, чистые, легкие, наивные. В некоторых стихотворениях поэта так переполняет чувство любви к родине, что он «перепивает» сам себя, используя множество эпитетов, метафор, сравнений и так далее. Одним из таких стихотворений является «Не жалею, не зову, не плачу».

Тема стихотворения – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, её осмысление. Перед лирическим героем встает проблема ухода юности, и он не хочет с этим соглашаться, но всё-таки он приходит к решению смириться с потерей прошлого.

В основе стихотворения лежит антитеза, поэт использует её для передачи смысла, противопоставляя весенние яблоки к осеннему золоту увядания, то есть детство и зрелую жизнь. Он постоянно отрицает возможность возврата в детство, он не желает о нём помнить, чтоб не было больно в душе, особенно это видно в первой строке. В стихотворении столько противоречий, что оно становится приторным, поэт идёт против своих чувств, ощущений, любви к прожитым годам, но у него ничего не получается, ведь он не может обмануть сам себе.

Роль отрицаний в первой и во второй строфе несёт в себе болезненную утрату детства и приход взрослой жизни («Я не буду больше молодым», «Сердце, ты теперь не так уж будешь биться», «И страна берёзового ситца/ Не заманит больше шляться босиком»). А самое главное, что поэт сам старается забыть прошлое («Не жалею, не зову, не плачу»).

Особое звучание насеет третья строфа. Здесь Есенин пытается кричать в след прошлому («Дух бродяжий! ты всё реже, реже/ расшевеливаешь пламень уст»), но понимает, что стар и говорит: «О, моя утраченная свежесть».

В четвертой строфе мы уже видим трагизм, поэт стал сомневаться в своем чудесном прошлом, говоря: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» Здесь же появляется розовый конь, несущий символический смысл, даже трудно сказать, розовый конь: это пробуждающее, юное начало, а можно объяснить как символ заката и увядания в раннее утро – то есть своеобразная антитеза.

Пятая строфа несёт философские размышления поэта, в которых он раскрывает читателю смысл жизни, что нет ничего страшного в старении и увядании, и говорит: «Будь же т во век благословенно,/ Что пришло процвесть и умереть».

Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность, размеренное повествование способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать, соотносить со своим мировоззрением на ценности жизни.