Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Анализ древнерусской литературы на примере Слова о полку Игореве

 

             

Анализ древнерусской литературы на примере Слова о полку Игореве

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Создатель «Слова о полку Игореве» напи­сал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохра­нял древние традиции своей доблести, он сла­вился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Ки­евский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества со­провождалось кровопролитными междоусоби­цами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х го­дах XIIвека князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразил­ся с половцами. Они были отброшены в сте­пи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Се-верский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина бы­ла разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие ра­зобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.

«Слово о полку Игореве» - исторический памятник древнерусской литературы. Это ве­личайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью пе­редан образ Древней Руси. Главным чувст­вом, волновавшим автора «Слова о полку Иго­реве», была любовь к Родине, к русской зем­ле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мысли­тель - рисует разные слои народа XIIвека. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремле-


нию князей к обособлению. Дружинники, ку­ряне, им описаны как «опытные воины», а во­ины-богатыри черниговцы «без щитов, с заса-пожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о пол­ку Игореве» описаны также страдания про­стого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывает­ся выступление князя Игоря Новгород-Се-верского в'поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления про­исходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.

В Путивле к князю Игорю присоединя­ется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там ле­жат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступа­ет на половецкую землю. Все здесь ему враж­дебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми ме­чами князю славы, почестей себе», идут даль­ше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает полов­цев, захватив в качестве добычи много золо­та, шелков, драгоценных камней. Игорь ду­мает, что половцы побеждены, разбиты пол­ностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и со­бирают новое войско, больше прежнего. Ог­ромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую бит­ву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяже­лую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра.

Столкнулись две огромные силы в битве,


подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское вой­ско. Во время боя проявляется ратная до­блесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полка­ми он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели рус­ское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского по­ловцы взяли в плен. После описания неудач­ного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игоревен описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром рус­ского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «...стонет Киев над горою, тя­жела Чернигову напасть». Половцы стали со­бирать дань с городов «по белке со двора».

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и пол­ководца. Он не одобряет необдуманных по­ступков Игоря и Всеволода. Святослав пони­мает, что безрассудность сыновей может при­вести к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправив­шись на половцев, с небольшим войском по­терпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно побе­дить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князь­ям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволо­ду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от вра­гов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Яро­славна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор


изображает всю Русь, страдающую от бес­численных набегов половцев. И, словно ус­лышав этот призыв, Игорь с помощью Овлу-ра вырывается из позорного заточения. За­гнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к вели­кой реке: «О Донец! Немало тебе величья...». Он обращается к Донцу как к первому вест­нику встречи с Русью, которая представля­ется ему единой, неделимой Родиной. В пого­ню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжа­ют до Донца и не находят там Игоря. «Сло­во...» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророче­ским произведением. Оно предсказало даль­нейшее историческое развитие России в по­следующую эпоху.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ

ДРЕВНЕЙ РУСИ

Произведение посвящено событиям 1185 го­да. Древняя Русь в это время представляла собой ослабленное феодальными войнами го­сударство. А ведь еще совсем недавно это была сильная, могущественная, богатая дер­жава, величие которой заставляло трепетать соседей. Почему же огромное государство, созданное князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на кня­жества и приходить в упадок? Наверное, все дело в алчности князей, стремившихся под­чинить себе лучшие земли.

Междоусобные войны, охватившие Вели­кую Русь, пришлись на руку ее врагам - по­ловцам. В 80-х годах 12 века с ними сразился


князь Святослав Всеволодович. Собрав всех русских князей и их огромные дружины, он без труда смог отбросить кочевников в степи. Но то было раньше, когда Великую Русь не терзали бесконечные войны, а князья прислу­шивались к словам великого князя. Теперь время изменилось: каждый хотел стяжать се­бе славы и доказать свое преимущество перед другими. Не исключением оказался и новго-род-северский князь Игорь, в одиночку орга­низовавший в 1185 году поход на половцев. Его войско не смогло устоять перед огромным по численности противником и было разбито, что открыло половцам путь для новых набегов.

«Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы: во-пер­вых, оно содержит бесценные сведения о со­бытиях русской истории, во-вторых, является образцом высокой художественности.

Произведение состоит из двух частей. В первой автор описывает выступление кня­зя Игоря в поход. Сына Ярослава не остано­вило даже затмение солнца, считавшееся плохим предзнаменованием:

Вспала князю на ум охота,

А знаменье заступило ему желание

Отведать Дона великого.

Хочу, - он рек, - проломишь копье

На конце поля Половецкого с тми, люди

русские!

Хочу положить свою голову

Или выпить шеломом из Дона. Переправившись через Донец, Игорь стал поджидать своего брата Всеволода, который не замедлил подойти со своей дружиной со стороны Курска. Всеволод предстает перед читателем гордым, честолюбивым князем, уверенным в силе и ловкости своих воинов:

Метки в стрельбе мои куряне,

Под трубами повиты,

Под шеломами взлелеяны,

Концом копья вскормлены,

Пути им все ведомы,

Овраги им знаемы,

Луки у них натянуты,

Тулы отворены,

Сабли отпущены,

Сами скачут, как серые волки в поле,

Ища себе чести, а князю славы. Несмотря на то что путь русского войска по половецкой земле был тревожным, - и птицы,


и звери, казалось, предостерегали Игоря, - он решительно продвигался вперед. Первый бой с противником закончился победой русичей. Это прибавило воинам мужества. Они «рассе-ясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких, а с ними и злато, и поволоки, и драгие аксамиты!». На другое утро удача от­вернулась от русских воинов, половцы стали наступать на них со всех сторон: «Земля гре­мит, реки текут мутно, прахи поля покрыва­ют... Русские полки отступили».

Мужественно сражалось Игорево войско, пример храбрости показывал в бою брат Иго­ря Всеволод, но слишком неравными были силы. На третий день жаркого боя русское войско было разбито, а сам князь Игорь по­пал в плен.

Горе постигло русскую землю и народ.

И застонал, друзья, Киев печалию,

Чернигов напастию.

Тоска разлилась по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русским.

Половцы, воодушевленные своей победой, ворвались в русские земли и стали собирать дань «по белке со двора».

Вторая часть произведения - своего рода гимн уму, мудрости, рассудительности Свято­слава Великого. Расчетливый полководец и та­лантливый правитель, Святослав не одобряет необдуманный поступок сыновей, загубивших столько преданных и смелых воинов напрасно. Он понимает, что сила войска, а значит, и дер­жавы - в сплочении, в единении. Только объ­единившись, князья смогут освободить Русь от поработителей и укрепить ее границы/

Особый смысл заложен автором в образ Ярославны, жены Игоря. С одной стороны, она верная, нежная жена, скорбящая о судьбе лю­бимого мужа. С другой стороны, Ярославна -вся русская земля, оплакивающая погибших на чужбине своих сыновей:

Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий

луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало

жаждой И заточило им тулы печалию?

«Золотое слово» Святослава и плач Яро­славны - вот два фрагмента, которые наибо­лее красноречиво подтверждают, что «Слово


5


о полку Игореве» - не сухая историческая хроника, а художественное произведение. Эти фрагменты, как и многие другие, наполнены высокой поэзией, что и дает право называть творение неизвестного автора «жемчужиной древнерусской литературы».

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Великая литература никогда не утрачи­вает своей свежести и красоты. Самой суро­вой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениаль­ного «Слова о полку Игореве», но это древнее творение и сейчас привлекает читателей, по­этов и ученых, возбуждая творческую и на­учную мысль.

Честь первооткрывателя «Слова» принад­лежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину: драгоценная рукопись была им най­дена в XVIIIвеке в одном из монастырей. Тог­да же был сделан первый перевод. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, и до нас до­шел лишь Екатерининский список.

«Слово» повествует о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XIIвека в связи с участившимися половецким» набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал и совершил свой поход че­рез год в 1185 году. Превосходящие силы полов­цев разгромили Игореву дружину и взяли кня­зя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил во­рота» кочевникам на Русь.

«Слово» состоит из вступления, трех час­тей и концовки. Во вступлении автор вспоми­нает вещего певца Бояна (здесь - поэт), ко­торый прославлял воинские подвиги русских князей. Создатель же «Слова» хочет пове­дать людям суровую правду. Первая часть «Слова» - рассказ о походе Игоря. Вторая


часть переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полко­водец и государственный деятель, осуждает своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники ре­шили: «Будем одни мужественны, одни за­хватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их поход. Святослав обращается ко всем русским кня­зьям, призывая к объединению. Центральный эпизод третьей части «Слова» - плач Яро­славны, жены Игоря. Она обращается к мо­гучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святосла­ву. Финал поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпо­ра общему врагу. Таково содержание произ­ведения.

Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский - смелый, благо­родный человек и неустрашимый военачаль­ник. Он горячо любит свою родину. Воинская честь и чувство долга не позволяют ему ос­тавить в беде своего брата Всеволода. Выру­чая его, Игорь и попадает в плен. Отважный Всеволод, сражающийся, как былинный бо­гатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не до­рожит своей жизнью. Хотя автор восхищает­ся подвигами князей, он осуждает их за лег­комыслие и жажду славы. Но он утвержда­ет, что Игорь нужен отечеству: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря». Вот почему «Слово» заканчивается провозглашением сла­вы Игорю, осознавшему и тяжело пережив­шему свою роковую ошибку.

Безупречен положительный герой «Сло­ва» - киевский князь Святослав. Это чело­век глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все силы должны быть объединены для борьбы с внешним врагом. Трогателен образ жены Игоря - Ярославньь В ее плаче, напоминаю­щем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чью мирную жизнь, счастье и любовь разрушила война. Особое место в «Слове» занимает собиратель-


6


ный образ дружины. Она сражается с полов­цами до последнего человека. Называя дру­жину «русским золотом», автор укоряет Иго­ря за то, что он погубил это «богатство».

Еще один образ - величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все про­изведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли.

Широте и разнообразию жизненных явле­ний, показанных в «Слове», соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достиже­ния современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной по­эзии. Поистине «Слово» представляет вели­чайшую ценность как памятник древнерус-, ской культуры.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Слово о полку Игореве» посвящено тра­гическому событию русской истории - похо­ду новгород-северского князя Игоря Свято­славовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая-лы. Произведение является выдающимся па­мятником древнерусской литературы. Суще­ствует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для по­этов, как «Гамлет» для драматургов и акте­ров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на про­тяжении столетий. В чем же секрет художе­ственного обаяния этого произведения? С по­мощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совер­шенства?

Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» - военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жа­нры устной народной поэзии - «плач» и «сла­ву». «Слово» начинается с упоминания о Боя-


не, который «жил <...> в громе дедовских по­бед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, -Вздрагивали струны, трепетали, Сами кчязям славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю - славы, почестей - себе!», величие единой, сильной Руси:

Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающим­ся, пусть и безуспешно, не щадя жизни от­стоять родные рубежи, и завершается произ­ведение:

Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава! Другой фольклорный жанр, противополож­ный по настроению «славам», - «плач». Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. При­мером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, об­ращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горь­ким упреком в безучастности к его судьбе.

Отдельным жанром древнерусской литера­туры, который и объявлен в заглавии, являет­ся «слово». Название соответствует современ­ному «речь» - это жанр ораторского искусст­ва (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произве­дение - уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» от­дельным фрагментом.

«Золотое слово» Святослава, воплощаю­щее авторскую идею о единении Руси, о вос­становлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! За­губили юность вы свою...».

Такое смешение контрастных по эмоцио­нальному восприятию жанров придает до­полнительную напряженность сюжету, уси-


ливает накал сопереживания героям. Жизнен­ные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и по­стоянно держат читателя в напряжении.

Пронзительную лирическую струю в сис­тему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора - живого, заин­тересованного свидетеля драматических со­бытий русской истории. Авторское присутст­вие, оценка изображаемых событий сопутст­вуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опас­ностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, - характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства оратор­ской прозы, но и выступил как новатор. Гени­альный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.

Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способ­ным изменить судьбу людей. И природа сочув­ствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произ­ведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солн­це предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:

Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Шарь на светило: Среди бела дня ночная •тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятст­вует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигают­ся от моря на четыре княжеских шатра». По­сле трагического поражения «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви преклони­ли». Во время Игорева побега природа помо­гает ему:

Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьиликуют вдалеке.


Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце лико­вало вместе с народом.

В «Слове о полку Игореве» все значи­тельно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, худо­жественные средства отражают смысл каж­дого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и уди­вительно цельном поэтическом тексте.

ВЕЧНО ЖИВОЕ «СЛОВО»

(изображение Руси в «Слове о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непрояс­ненные моменты в истории его опубликова­ния, сама его подлинность до сих пор кажет­ся некоторым исследователям сомнительной. До наших дней «Слово» дошло не в подлинной рукописи и даже не в древнем списке, а в спи­ске со списка, сделанном уже в XVIIIвеке А. И. Мусиным-Пушкиным. Речь в этом про­изведении идет о событиях более чем восьми-вековой давности и само оно невелико по объ­ему, но интерес к нему с течением времени не угасает, а только разгорается. Чем же можно объяснить это удивительное явление?

Давайте вспомним исторические обстоя­тельства написания «Слова о полку Игореве»,

После распада единой Киевской державы обособившиеся русские княжества все чаще и чаще подвергались набегам кочевников, преж­де всего половцев. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводитель­ством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, на­долго отступила. Но князь Игорь не мог участ­вовать в этом победоносном походе: он начал­ся весной, и гололедица помешала конному войску князя прибыть вовремя.

Игорь считал, что ему не удалось дока­зать свою преданность союзу русских кня­зей, и решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь на-


8


деялся отвоевать у половцев когда-то утра­ченную Тмутаракань.

Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудст­вом, любовь к Родине - с пренебрежением высшими ее интересами. Игорь хотел просла­виться, и это привело его к краху. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками рус­ские князья - Игорь и Всеволод - оказа­лись в плену. Впервые русское войско потер­пело такое сокрушительное поражение.

Победив Игоря, половцы ринулись разо­рять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позор­нее для Русской земли, что она подорвала зна­чение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период упадка един­ства политического, но далеко не культурно­го. В XIIвеке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда дости­гает искусство слова. Большинство древне­русских письменных произведений XIIвека не дошло до нас, но даже то немногое, что со­хранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литератур­ных школ, о многочисленности жанров.

«Слово» - яркое доказательство высокого уровня развития Руси. Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Со­здавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и рус­скую историю.

Свой призыв к единению, свое чувство любви к Родине автор воплотил в живом, кра­сочном образе Русской земли. Образ Руси -существенная часть «Слова» как призыва к ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной.

С трудом верится, что мирный труд рус­ских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Приро­да живет и дышит в «Слове», она заодно с че­ловеком, поддерживает могучих русских вои­нов. Природа радуется их победам и опечале­на их поражениями.

Автор рисует яркие картины простора рус-


ской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства. Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теп­лые черты. С другой стороны, он противопос­тавляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Понятие «Русская земля» для автора «Сло­ва», конечно же, означало не только природу. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Включает автор «Слова» в понятие «Рус­ская земля» и ее историю. Рассказывая о по­ходе Игоря, автор охватывает в повествовании крупный- промежуток времени. Он пишет о поражении в назидание потомкам. Ведь «Сло­во» - это, помимо всего прочего, и призыв не повторять своих же ошибок.

Гибкий -ритм «Слова» подчинен содержа­нию. Ритм меняется, близко следуя смыслу, идее произведения. В этом точном соответст­вии ритмической формы и идейного содержа­ния «Слова» - одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.

«Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напо­ено Им. «Слово» было призывом к прекраще­нию усобиц, к объединению перед лицом могу­чего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздроб­ленности Руси. Он обращается ко всем князь­ям, призывая их к ответу и требовательно на­поминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину.

Таким образом «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невоз­можно было выжить. Но немногие это понима­ли, как немногие понимают это и сейчас.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ

«Слово о полку Игореве» было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. «Слово»


до сих пор занимает умы историков, лингви­стов, поэтов. И по сей день ведутся споры по поводу его открытия и опубликования, про­блема подлинности также не решена оконча­тельно: до нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушки­ным. О чем же повествует «Слово»? Почему так ценно для нас это произведение?

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под- предводительством киев­ского князя Святослава половцы были разби­ты, и опасность, казалось бы, надолго отсту­пила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался вес­ной, и гололедица помешала его конному вой­ску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: князь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недально­видностью, безрассудством, любовь к Роди­не - с отсутствием представления о едине­нии, государственном благе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до страны. Тя­жесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что уничтожила плоды блес­тящей победы над половцами, за год до это­го одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период политическо­го, но далеко не культурного упадка. На фо­не общего подъема культуры особенное раз­витие в XIIвеке получает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений того времени не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, сви­детельствует о высоком уровне общей куль­туры, о наличии нескольких литературных школ, о развитости жанровой системы. Тем большей для нас является ценность «Слова». Читая это произведение, мы можем не толь­ко узнать некоторые исторические факты,


но и получить представление о литературе древности.

«Слово» - высокопатриотическое произ­ведение. Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем произведении и русскую природу, и русских людей, и русскую исто­рию. Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, кра­сочном образе Русской земли. Этот образ -существенная часть «Слова». Автор так пока­зывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о ра­зобщенности кажется нам неестественной.

Природа живет и дышит в «Слове» вмес­те с человеком, поддерживает могучих рус­ских воинов. Она радуется их победам и гру­стит о поражениях. Автор рисует необъят­ные просторы Русской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, ко­торые охватывали бы столь обширные гео­графические пространства: Дон, Днепр, Вол­га, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор упо­минает эти места, наделяя живыми, теплыми чертами. С другой стороны, он противопос­тавляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Русская земля для автора «Слова», ко­нечно же, означала не только природу. Зна­чительный образ в произведении - русский народ. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Понятие Родины означает для автора и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, он включает в повествование исторические от­ступления, ведь автор пишет о поражении в назидание потомкам, ведь «Слово» - это, по­мимо всего прочего, и предупреждение не повторять своих же ошибок. К сожалению, история редко чему-либо учит людей,

Особый, уникальный ритм «Слова» под­чинен содержанию. Он меняется, следуя смыслу, идее произведения. Такое точное со­ответствие ритмической формы и идейного содержания «Слова» позволяет называть это произведение шедевром древнерусской ли­тературы.

Идея же «Слова» просматривается легко. Произведение было непосредственным откли-


10


ком на историческое событие - поход Игоря. Автор, сопереживая своей земле, с болью го­ворит о разрозненности княжеств Руси, о меж­доусобицах. «Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напоено им. «Слово» было призывом к прекращению усобиц, к объединению перед лицом могучего внешнего врага. Автор обра­щается ко всем князьям, призывая их к отве­ту и требовательно напоминая о долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом, «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие понимают и сейчас.