Главная      Учебники - Литература     Лекции по литературе, сочинения - часть 4

 

Поиск            

 

Драматургия А.С.Пушкина (сочинение)

 

             

Драматургия А.С.Пушкина (сочинение)

Драматургия А.С.Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем которого он у нас и стал. И во всех этих видах и формах Пушкин явил изумительные образцы мирового художественного творчества, способные выдержать любое испытание временем.

Предельно созрел, развернулся во всю свою мощь гений Пушкина в таких фундаментальных творениях, как роман в стихах "Евгений Онегин", народная трагедия "Борис Годунов" (сам Пушкин по праву называл их своими подвигами), "Маленькие трагедии".

В кругу исторических раздумий Пушкина одно из ведущих мест занимают судьбы русской нации, русского национального государства. Наиболее непосредственно проблема народа, его роли в истории, его исторических судеб ставится Пушкин в трагедии "Борис Годунов".

"История народа принадлежит поэту", — утверждал в ту пору Пушкин. И в своей трагедии он подходит к истории именно как поэт, стремясь оживить ее, развернуть яркую и полнокровную картину прошлого людей и событий давно минувших дней. В то же время он настойчиво и последовательно старается "воскресить минувший век во всей его истине". В результате было создано произведение в высшей степени своеобразное и в своем роде единственное: несравненное по своей художественной силе и вместе с тем почти совершенно лишенное художественного вымысла.

Задачам, поставленным перед собой поэтом, никак не соответствовали традиционные формы драматургии классицизма. Вместо предписанных поэтикой классицизма двадцати четырех часов действие "Бориса Годунова" охватывает период в семь с лишним лет. Отброшен принцип "единства места": действие трагедии развертывается с необыкновенной калейдоскопичностью — переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха — на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую — из России в Польшу. Это позволяет поэту обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади.

В "Борисе Годунове", не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество (около шестидесяти) действующих лиц, представителей всех слоев тогдашнего общества. Вопреки традициям здесь нет и главного героя. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не кончается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в шести сценах из двадцати трех. Вся пестрая и многоликая Русь эпохи "многих мятежей" проходит перед нами в живой и движущейся, шумящей, волнующейся, "как море-окиян", полной событий панораме. Русь конца XVI — начала XVII века и является главным действующим лицом, своего рода коллективным героем пушкинской трагедии.

По-шекспировски "вольно и широко", мастерски пользуясь средствами речевой характеристики, лепит Пушкин человеческие характеры — в этом с особенной силой сказывается его новый художественно-реалистический метод. Борис Годунов — отнюдь не традиционное амплуа классического "злодея": он не только "цареубийца", через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный правитель, и любящий отец, и усталый, ощущающий себя глубоко несчастным человек. С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника — Самозванца, резко противостоящий штампованному "злодею" из трагедии "Димитрий Самозванец" А.Сумарокова. Пушкин рисует характеры Бориса и Самозванца, как и вообще всех персонажей трагедии, в тесной и непосредственной связи с духом и особенностями исторической эпохи. Историчность характеров, сочетающаяся с психологической правдой, составляет одно из основных и существенных свойств реализма Пушкина в "Борисе Годунове".

В изложении исторических событий поэт в основном следовал за "Историей Государства Российского" Карамзина. Из нее взял он почти весь фактический материал, у него же заимствовал недоказанную версию об убийстве царевича Димитрия по приказу Бориса. Однако, следуя Карамзину "в светлом развитии происшествий", Пушкин решительно отверг проникнутую консерватизмом и монархическим духом общую схему его "Истории...".

В пушкинской трагедии угрызения совести царя-преступника — не главное; в ней показан "мирской суд" над Борисом — суд истории, причем убийство Димитрия играет, в сущности, второстепенную роль, а появление Самозванца — всего лишь последний толчок, давший возможность вырваться наружу враждебным царю Борису социально-историческим силам. Не поединок между Борисом и Самозванцем, а именно борьба социальных сил составляет истинный предмет основного конфликта пушкинской трагедии.

Существенной частью его является борьба родовитого боярства с Борисом, в которой принимают активное участие и предки самого поэта — "род Пушкиных мятежный". Но этим социальное содержание трагедии отнюдь не исчерпывается. Борис Годунов, сокрушавший старинное боярство, был вместе с тем и царем-крепостником. Именно этим объясняется глубокое недоверие и нелюбовь народа к Борису, на что и рассчитывают в борьбе с ним мятежные бояре. И вот в трагедию Пушкина включается главная социальная сила, имеющая решающее значение, — "мнение народное".

Мысль эта составляет один из важнейших философско-исторических тезисов Пушкина, связанных — пусть подспудно — с его раздумьями о судьбе переворота, подготовлявшегося декабристами в отрыве от широких народных масс. С особенной выразительностью сказывается это в финале трагедии, завершающейся знаменитой фразой: "Народ безмолвствует". В этом "безмолвии" заключена вся дальнейшая судьба Самозванца. Пока народ был на его стороне, он, беглый монах, "сорвал порфиру" с могучего московского царя; поскольку народ от него отвернулся, его ждут быстрое свержение и бесславная гибель. То, что Пушкин выносит свой приговор именем суда народного, является самой замечательной чертой его исторической трагедии, которая действительно не только по своему совершенно новому драматургическому строю, но и по идейному содержанию может быть названа трагедией народной.